Научная статья на тему 'Влияние цифрового разрыва на формирование иноязычной информационной компетенции студентов неязыковых вузов'

Влияние цифрового разрыва на формирование иноязычной информационной компетенции студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ ВТОРОГО УРОВНЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печинская Лариса Игоревна

Рассмотрены типы и причины цифрового разрыва, способы его преодоления при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов. Выдвигается гипотеза о взаимозависимости цифрового разрыва, способов и уровня сформированности иноязычной информационной компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the types and causes of the digital divide. The hypothesis about the interdependence of the digital divide with the methods of formation and the level of foreign language competence information is proposed

Текст научной работы на тему «Влияние цифрового разрыва на формирование иноязычной информационной компетенции студентов неязыковых вузов»

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2011

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач. — М. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с. - (Сер.: Психология Отечества).

2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в проф. образовании и проектировании образоват. стандартов. Кн. 2. Мат. XIV Всерос. совещания «Ключевые социальные компетенции студента». — М. ; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 6—13.

3. Лыгина, Н.И. Структура компетенций выпускника вуза как инвариант деятельности в любой предметной области / Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко, З.С. Темлякова // Формирование проф. культуры специалистов XXI века в техн. ун-те: сб. науч. тр. 9-й междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. политех. ун-та, 2009. — С. 18-20.

4. Скок, Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина. — М.: Педагог. об-во России, 2003. — 96 с.

УДК 81'243:378.147:004.738.5

Л.И. Печинская

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Говоря о взаимодействии с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) вообще и о признаках информационного поведения в частности, крайне важно рассмотреть понятие, носящее в зарубежной литературе название digital divide, т. е. «цифровой разрыв», «цифровое неравенство», «цифровое разделение». С явлением «цифровой разрыв» мы столкнулись, работая в студенческих группах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета над формированием иноязычной информационной компетенции, под которой мы понимаем умение использовать навыки работы с иноязычной информацией таким образом, чтобы трансформировать ее в знания путем использования в учебной и профессиональной деятельности.

При определении явления «цифровой разрыв» ученые разошлись во мнениях. Первоначально оно определялось S. Heppel и M. Warschauer как цифровое неравенство между теми людьми, обществами и нациями, которые имеют

доступ к компьютеру, и теми, кто его не имеет, — условно его можно назвать цифровым разрывом первого уровня [2]. Позднее существенными признаками данного явления стали также возможность доступа к ИКТ, умение пользоваться ими и степень развития этого умения. В последнее время наметилось еще одно разделение, определяемое как второй уровень цифрового разрыва: между теми, кто, обладая определенными умениями и навыками, использует ИКТ для своего профессионального и личностного роста, и теми, кто, имея доступ к компьютеру и Интернету, в силу различных причин не использует их [4, 5]. То есть уже встает вопрос не только о наличии нового современного цифрового оборудования у студента или специалиста и об умении им использовать ИКТ, но и о том, что с этими технологиями и оборудованием делать, как их использовать для профессионального и личностного роста студента и специалиста. Некоторые ученые считают, что второй уровень является всего лишь одним из этапов цифрового разрыва

(J. van Dijk, M. Gui). Другие склоны видеть в нем качественно новое явление — «цифровой разрыв второго уровня», или «второй цифровой разрыв» (E. Hargittai, J. Burcet). И те, и другие выделяют несколько факторов, усугубляющих проблему цифрового разрыва. В рамках нашего исследования акцентируем внимание только на факторах, имеющих отношение к ситуации в учебной группе.

На цифровой разрыв первого уровня влияют прежде всего экономическое, социальное и географическое неравенства [3], на которые преподаватель, к сожалению, может влиять в незначительной степени. Работа над факторами этой группы происходит на базе вуза за счет доступа в компьютерные лаборатории и библиотеку университета. Дополнительную возможность доступа к компьютеру могут дать интернет-кафе. Преподаватель же может лишь порекомендовать воспользоваться предоставляемыми возможностями.

Среди факторов, влияющих на цифровой разрыв второго уровня, основными являются культурное неравенство, отсутствие внутренней мотивации и страх перед информационными технологиями [2, 6]. С вышеперечисленными факторами преподаватель может работать в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Согласно одной из классификаций, существует пять типов пользователей ИКТ в зависимости от их умений и понимания преимуществ использования вышеупомянутых технологий в своей профессиональной деятельности (J. Burcet) [1]. Наибольший интерес в рамках нашего исследования представляют следующие типы:

• продвинутые пользователи, извлекающие выгоду из использования ИКТ и посредством их продуктивно организующие эффективные личные и профессиональные отношения;

• базовые пользователи, в недостаточной мере использующие преимущества интернет-технологий для профессионального роста;

• потребители, не использующие ИКТ для своего профессионального роста;

• цифровые дилетанты, вообще не имеющие опыта использования компьютера и Интернета.

Результаты исследования, проведенного в студенческих группах СПбГПУ, представлены на рис. 1.

70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

■ Продвинутые пользователи Базовые пользователи

Потребители Цифровые дилетанты

Рис. 1. Показатели цифрового разрыва до проведения эксперимента

На момент начала проведения эксперимента в контрольных и экспериментальных группах преобладали потребители (67 %) и базовые пользователи (28 %), а самыми малочисленными группами были продвинутые пользователи и цифровые дилетанты (4 и 1 % соответственно).

Можно предположить, что наличие цифрового разрыва в группе является одной из причин, способных замедлить процесс формирования иноязычной информационной компетенции, и что преподаватель может нивелировать цифровой разрыв в силу следующих обстоятельств:

1. Личный пример преподавателя, а также рекомендации по использованию ИКТ помогут этим технологиям стать неотъемлемой частью учебного, а впоследствии и рабочего процесса студента. С нашей точки зрения, необходимо начинать с внедрения в учебный процесс ресурсов и инструментов, наиболее востребованных у современной молодежи, т. е. социальных сетей (Twitter, VKontakte, Facebook), почтовых сервисов и бесплатного программного обеспечения аудио- и видеосвязи через Интернет (например, Skype).

2. Выявление индивидуальных стратегий обучения студентов и использование различных технологий позволяет разнообразить процесс обучения, оптимизировать его и, таким образом, находить оптимальные индивидуальные

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2011

способы для формирования внутренней мотивации студентов.

С точки зрения психологии практически у каждого человека можно определить ведущую перцептивную модальность: аудиальную, визуальную или кинестетическую. Человек с ведущей аудиальной модальностью воспринимает информацию на слух, и для него важны громкость и интонация преподносимого материала. Принимая это во внимание, таким студентам можно предложить печатать прослушиваемую лекцию для последующего просмотра; организовать обсуждение учебной проблемы с однокурсниками посредством, например, Зкуре; читать вслух и наговаривать учебный материал с помощью видеописем, аудиосообщений или подкастов; помогать однокурсникам разобраться с учебным материалом для укрепления своих знаний путем аудиопрезентаций.

Для человека с ведущей визуальной модальностью важны изображения, в речи и тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета. Оптимальными инструментами для него являются создание диаграмм, интеллектуальных карт, анимационных и видеофлэшкарт, использование ассоциативных картинок и презентаций, переписывание заметок преподавателя, например в Evernote.

Для кинестетиков большое значение имеют тактильные ощущения, удобство, комфорт. Им можно предложить подчеркивание и выделение текста различными цветами при помощи офисных приложений, презентацию учебной темы однокурсникам, повторные просмотры онлайн упражнений, создание онлайн тестов и флэшкарточек.

Таким образом, использование различных информационных и интернет-технологий, в которых информация передается графическими, анимационными, аудио- и видеоиллюстрациями, позволяет сделать более успешным обучение студентов, имеющих различные ведущие репрезентативные системы.

3. Обучение студентов ответственному использованию ресурсов сети Интернет для извлечения информации и участия в научных проектах подразумевает соблюдение ими авторских прав и прав интеллектуальной соб-

ственности. Для этого могут использоваться такие инструменты, как BibMe, Licorize, Diigo, Delicious.

4. Взаимодействие и сотрудничество в студенческой группе менее опытных пользователей с более опытными в рамках работы над проектом или заданием на занятиях по иностранному языку помогают первым развивать свои навыки иноязычной информационной компетенции, а вторым — свои лидерские качества и умения организовать работу с использованием ИКТ. Организация данного этапа работы может быть осуществлена посредством таких инструментов, как Popplet, Sophia, Twitter, PBWorks.

Обобщая вышесказанное, хотим подчеркнуть, что предоставление студентам различных интернет-инструментов для участия в учебных и научных проектах и обучение работе с ними снимают их неуверенность перед передовыми технологиями, мотивируют к дальнейшей научной деятельности и процессу образования в течение всей жизни и повышают их культурный уровень. А проявление интереса к использованию ИКТ, в свою очередь, активизирует понимание студентами того, как эти интернет-технологии могут помочь в их учебной и профессиональной деятельности.

Во время эксперимента по формированию иноязычной информационной компетенции на базе СПбГПУ был проведен ряд вышеперечисленных мероприятий по преодолению цифрового разрыва. По окончании эксперимента показатели цифрового разрыва в экспериментальной группе по сравнению с контрольной заметно снизились, что подтверждают результаты анкетирования. Количество продвинутых пользователей в контрольной и экспериментальной группах увеличилось соответственно на 1 и 15 %, а число базовых пользователей соответственно на 3 и 8 %. Количество потребителей в контрольной группе снизилось на 7 %, а в экспериментальной — на 22 %. Количество цифровых дилетантов в контрольной группе не изменилось, а в экспериментальной их число уменьшилось на 1 %, т. е. такого типа не стало. Данные анкетирования представлены на рис. 2.

70 % 60 %

50 %

40 %

30 %

20 %

10 %

0 %

Продвинутые пользователи

Базовые пользователи

Потребители

Цифровые дилетанты

I Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 2. Показатели цифрового разрыва после проведения эксперимента

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о взаимной зависимости уровня цифрового разрыва, способов и уровня сформированности иноязычной информационной компетенции: с одной стороны, цифровой разрыв является

фактором, оказывающим влияние на формирование иноязычной информационной компетенции, а с другой, формируя иноязычную информационную компетенцию, мы преодолеваем цифровой разрыв в учебной группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Burcet, J. The second digital divide [Электронный ресурс] / J. Burcet // Персональный сайт J. Burcet. — Режим доступа: http://www.burcet.net/escenarios/digi-tal_divide.htm (дата обращения 19.03.2011).

2. Gury-Rosenblit, S. Digital Technologies in Higher Education: Sweeping Expectations and Actual Effects [Text] / S. Gury-Rosenblit. - N. Y.: Nova Science Publishers, Inc., 2009. - 178 p.

3. Hargittai, E. The Digital Divide and What to Do About It [Text] / Е. Hargittai // New Economy Handbook. — Edited by D.C. Jones. — San Diego, CA: Academic Press, 2003. — Р. 822—841.

4. Hargittai E. Second-Level Digital Divide: Differences in People's Online Skills [Электронный ресурс] / Е. Hargittai // First Monday. — 2002. — Vol. 7(4). — Режим доступа: http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/ fm/article/view/942/864 (дата обращения 05.04.2011).

5. Is technology use related to educational performance? Evidence from PISA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nml-conference.be/wp-content/ uploads/2009/09/Technology-Use-and-Educational-Performance.pdf (дата обращения 13.02.2011).

6. Sprenger, M. Brain-based teaching in the digital age [Text] / М. Sprenger. - N. Y.: ASCD, 2010. - 177 p.

УДК 811.111:378.147.026:004

Н.В. Попова

ПРИНЦИП АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СИНТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИНГВОКОМПЬЮТЕРНЫХ ЗАДАНИЙ

Междисциплинарное проектирование учебной деятельности, направленных на фор-учебного процесса представляет собой сово- мирование интегративных компетенций сред-купность взаимосвязанных форм и средств ствами иностранного языка. Оно отражает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.