Научная статья на тему 'Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника'

Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белина Е.В.

Статья посвящена специфике предмета «Литературное чтение» и пониманию учителем начальной школы целей и основных задач предмета. Рассматривается влияние приоритетных целей урока на формирование культуры чтения младшего школьника. Сопоставляются два основных вида чтения: чтение как поиск информации и чтение художественного текста как эстетически-творческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника»

2. Levine A., Ferenz O., Reves T. EFL Academic Reading and Modern Technology: How Can We Turn Our Students into Independent Critical Readers?. -London: TESL-EJ, 2000. - P. 312.

3. Ramachandran S. Integrating New Technologies into Language Teaching: Two Activities for EAP Classroom. - Canada, TESL Canada Journal / Revue TESL du Canada, 2004. - P. 215.

ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Белина Е.В.1

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена специфике предмета «Литературное чтение» и пониманию учителем начальной школы целей и основных задач предмета. Рассматривается влияние приоритетных целей урока на формирование культуры чтения младшего школьника. Сопоставляются два основных вида чтения: чтение как поиск информации и чтение художественного текста как эстетически-творческая деятельность.

Ключевые слова литературное чтение, цели современного урока, культура чтения, культура чтения художественного текста, литературное развитие читателя - младшего школьника, стратегии чтения.

За последние десятилетия XX века произошли большие изменения в преподавании чтения в начальной школе: переход от преподавания чтения к литературному чтению, появление новых учебников и программ по предмету. Начало XXI века ознаменовалось появлением учебно-методических комплексов (УМК), объединенных концепцией авторов, реализующих систем-но-деятельностный подход и межпредметные связи.

Современные социально-культурные и экономические условия выдвигают свои приоритеты и ценностные ориентиры в образовании. Их воплощением в школьном образовании стал Образовательный Стандарт второго поколения (ФГОС), который и определяет требования к современному школьному уроку. Прежде всего, в соответствии с ФГОС этот урок должен реализо-вывать системно-деятельностный подход и способствовать формированию универсальных учебных действий-умений (УУД) метапредметных, личност-

1 Аспирант кафедры Образовательных технологий в филологии.

ных и предметных. При этом большое внимание уделяется воспитанию юного человека и гражданина средствами урочной и внеурочной деятельности.

Как внедрение ФГОС отразилось на уроке литературного чтения? Какие цели на уроке ставят сегодня перед собой учителя начальной школы? Куда ведут нас поставленные цели?

Используя данные опроса и анкетирования учителей начальных классов, анализ целей и задач программы НОО, а также целей и задач курса «Литературное чтение», мы получили следующую проблемную ситуацию.

Практически все существующие на сегодня программы по литературному чтению (УМК, соответствующих требованиям ФГОС) приоритетной целью обучения называют формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного или прослушанного, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, а также сформированной потребностью в чтении книг как средстве познания.

Такая важная, на наш взгляд, цель курса «Литературное чтение» как литературное развитие учащихся выдвигается только одной из программ. Это программа М.П. Воюшиной в УМК «Диалог» (к сожалению, УМК «Диалог» не вошел в Федеральный перечень 2015 г). Именно в этой программе не только заявлено основной целью курса литературного чтения в начальной школе - литературное развитие и становление культурного поля ребенка, но и четко соотнесены поставленные цели, принципы (ведущий эстетический принцип) и системно-деятельностный подход. Выделены целесообразные методы и приемы, необходимые в реальной практике учителю, способствующие литературному развитию младшего школьника [1].

К сожалению, специфика предмета «Литературное чтение», а главное природа художественного текста, слабо представленная в целях и задачах других программах, чаще всего так и остается «только на бумаге» не реализованной в действительности.

Большинство учителей начальных классов (из 86 человек принимавших в исследовании) приоритетными целями-направлениями современного урока литературного чтения определяют для себя три цели:

- формирование и развитие техники чтения (овладение навыком осознанного, выразительного чтения в необходимом темпе) - 94 %;

- умение работать с текстом (анализ текста) без указания его природы (наш комментарий) - 90 %;

- развитие речи (словарный запас, работа над лексикой и ключевыми словами) - 76 %.

Для сравнения только 36 % учителей ставят перед собой целью развитие интереса к чтению, формирование и развитие читательских предпочте-

ний. Такие цели урока литературного чтения как развитие эмоционального восприятия назвали - 6 %, литературное развитие учащихся - 4 % учителей. Формирование культуры чтения или культуры чтения художественного текста не прозвучало ни разу.

Заслуживает особого внимания понимание современным учителем понятия «литературное развитие» учащихся. По определению Н.Д. Молдавской «литературное развитие - возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к восприятию искусству слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также развитие собственного литературного творчества читателя-школьника [2].

Подавляющее большинство учителей (93 %) считают, что литературное развитие включает в себя несколько позиций, среди которых лидируют: умение работать с текстом (понимать его содержание и главную мысль) - 64 %; приобщение к самостоятельному чтению, развитие читательского интереса и потребности к чтению, ориентация в «море книг» - 37 %; развитие речи и овладение речевой культурой - 34 %; формирование нравственного сознания личности - 26 %, развитие техники чтения - 12 %. Гораздо меньше учителей среди составляющих «литературного развития» назвали творческую деятельность (развитие творческих способностей) учащихся - 8 %, воспитание эстетического отношения к действительности - 6 %, развитие эмоциональной составляющей восприятия - 6 %.

Анализ приведенных выше утверждений позволяет увидеть определенное смешение и подмену понятий учителем начальной школы, которое вряд ли может способствовать развитию культуры чтения художественного текста и достижению младшими школьниками необходимого для среднего звена школы и зафиксированного в программе НОО уровня литературного развития.

Также вызывает опасение, что учителя на практике несколько формально относятся к формированию умений работы с текстом, ведь чтение и анализ художественного текста существенно отличается от подобной работы с познавательным или учебным текстом. При этом различий в методических приемах и видах работы с текстом, которые используются для художественного или познавательного текста большая часть учителей (75-85 %) не делает и, к сожалению, как показало исследование, не осознает этого. Однако нельзя читать разные по своей природе тексты, используя один и тоже «подход» и набор умений-инструментов.

Чтение художественного текста построено на эстетической деятельности: взаимосвязанной работе эмоций, воображения, мышления. В основе этой индивидуальной творческой деятельности всегда диалог с автором, героем, текстом, который возможен только при определенном уровне лите-

ратурного развития читателя, при определенном уровне культуры чтения. Совершенно очевидно, что обучение диалогу с текстом, его полноценному восприятию, формирование и развитие культуры чтения художественного текста должное начинаться на начальном этапе литературного образования в начальной школе.

Однако, большинство учителей начальной школы, ориентируясь на цели курса «Литературное чтение» НОО выбирают наиболее простой и очевидный путь, а именно: используют урок литературного чтения для формирования метапредметного навыка чтения, способов и приёмов работы с текстом в большей степени как носителем информации. Это подтверждается также тем, что большинство учителей, принимавших участие в эксперименте (79 %) высказали мнение, что на сегодняшний день наиболее актуальным является функциональное чтение (получение информации для решения конкретной задачи), познавательное и продуктивное чтение. На тех, кто видит необходимость развивать другие виды чтения (чтение-диалог, семейное, чтение с удовольствием или для души, «классическое, чтобы оставаться человеком», чтение, которое способствует всестороннему развитию учащихся) приходится 21 %.

В такой ситуации формирование и развитие культуры чтения художественного текста на практике не может быть полноценно реализовано, также как и затруднено литературное развитие учащихся.

Анализируя сложившуюся на сегодня, к сожалению, не только в начальной школе, но и во всей стране ситуацию с чтением, мы видим два ключевых аспекта этой проблемы: чтение художественной литературы и чтение как поиск информации. Оба направления актуальны, но решение их находиться в разных стратегиях чтения. Их смешение или не разграничение целей и задач информационного чтения и чтения художественного текста приводит к утилитарному подходу.

Не смотря на то, что учителя отмечают богатые возможностями художественного текста для развития личности учащихся, духовно-нравственного воспитания младшего школьника средствами урока литературного чтения, считают важным развитие творческой деятельности, на практике прослеживается существенный перевес среди целей урока в сторону развития интеллектуально-аналитических способностей, среди видов работы в сторону репродуктивной и аналитической деятельности.

К сожалению, недостаточное владение (понимание) учителем важнейшими ключевыми методическими понятиями приводит к неправильному их использованию, к формальному дублированию «красивых» формулировок целей и задач программы часто не реализуемых на практике.

Для изменения данной ситуации, прежде всего, необходимо понимание и принятие учителем специфики предмета и природы художественного текста, а также пересмотр целей и задач курса «Литературное чтение» с включением литературного развития учащихся в число приоритетных целей. Нам представляется важным и необходимым создание условий на уроке литературного чтения для практического овладения младшим школьником разными стратегиями чтения (чтение художественного текста и чтение как поиск информации), когда читатель интуитивно или осознанно выбирает направление и механизмы читательской деятельности в соответствии с природой и целями текста. Освоение разными стратегиями чтения послужит базой для формирования культуры чтения как деятельностного процесса восприятия, анализа и интерпретации текста в соответствии с его природой.

Список литературы:

1. Воюшина М.П. Литературное чтение» как учебный предмет в инновационной образовательной системе «Диалог» // Образование в поликультурном обществе: Сб. научных трудов. Выпуск 1. - СПб.: Астерион, 2013. -С. 34-42.

2. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - С. 246.

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

© Бобелева Л.М., Неживязова З.Г.1, Смирнова Г.И.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36,

г. Ставрополь

Постановка проблемы.

Статья направлена на социальную адаптацию детей с недостатками слуха, который позволит им в дальнейшем занять независимую позицию в обществе, найти свою социальную нишу.

Анализ проблемы.

В норме социальная адаптация у детей происходить по подражанию, а также под влиянием различной информации, но дети с недостатками слуха самостоятельно усвоить, принять к сведению, использовать не могут.

Актуальность проблемы.

Социальная адаптация ребёнка с недостатками слуха существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектам. Этим оп-

1 Учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.