Научная статья на тему 'Влияние трудовой миграции на экономическую безопасность принимающего региона'

Влияние трудовой миграции на экономическую безопасность принимающего региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИТАЙСКАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ДЕФИЦИТ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарцева В. В.

Сегодня одним из сложнейших вопросов остается вопрос влияния иностранной рабочей силы на экономическую безопасность принимающего региона. В статье рассмотрено влияние китайской рабочей силы на отдельные показатели экономической безопасности региона. С помощью формулы Оукена определено, как компенсируются потери от циклической безработицы в валовом региональном продукте региона за счет привлечения китайской рабочей силы в область. Сделан вывод о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы и рассчитана потребность в ней на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарцева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние трудовой миграции на экономическую безопасность принимающего региона»

УДК 331.556.4

влияние трудовой миграции на экономическую безопасность принимающего региона

в. в. комарцева,

аспирант кафедры экономической теории и государственного управления E-mail: v_komarceva@mail. ru Амурский государственный университет

Сегодня одним из сложнейших вопросов остается вопрос влияния иностранной рабочей силы на экономическую безопасность принимающего региона. В статье рассмотрено влияние китайской рабочей силы на отдельные показатели экономической безопасности региона. С помощью формулы Оукена определено, как компенсируются потери от циклической безработицы в валовом региональном продукте региона за счет привлечения китайской рабочей силы в область. Сделан вывод о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы и рассчитана потребность в ней на перспективу.

Ключевые слова: трудовая миграция, экономическая безопасность, китайская рабочая сила, дефицит трудовых ресурсов, оптимальная численность иностранной рабочей силы.

Проблема обеспечения экономической безопасности сегодня приобрела особую остроту в связи с негативными последствиями реформирования экономики, дезинтеграцией в ее реальном секторе, разрывом многих хозяйственных связей, разбалан-сированностью между добывающими и перерабатывающими производствами, а также разной степенью готовности регионов к функционированию в условиях рыночной экономики с учетом имеющихся у них потенциалов развития.

Актуальность регионального уровня экономической безопасности для нашей страны объясняется тем, что целые территории с особенным природно-ресур-сным потенциалом, специфическими федеральными функциями, географическим положением, обусловливающим значительные различия в транспортных издержках и затратах на воспроизводство рабочей силы.

На региональном уровне экономическая безопасность определяет степень развития региональной экономики, ее интеграцию с экономикой страны и показывает региональную независимость.

Сегодня одним из сложнейших вопросов остается вопрос влияния международной трудовой миграции на экономическую безопасность принимающего региона. Влияние миграции на экономическую безопасность региона неоднозначно. С одной стороны, современные миграционные процессы несут в себе угрозу экономической безопасности, с другой - могут стать фактором устойчивого развития экономики региона.

Мнения экспертов по этому поводу разделились на два противоположных лагеря. По мнению, например, руководителя проекта «Берег России», доктора социологических наук И. А. Романова и доктора исторических наук, кандидата экономических наук В. Гельбраса, присутствие мигрантов порождает множество угроз безопасности для принимающего региона: международная миграция рабочей силы создает напряженность на рынке труда региона-реципиента; способствует развитию теневой экономики; оказывает давление на социальную инфраструктуру; понижает уровень оплаты труда и др. [9].

Другие же придерживаются иного мнения. Сопредседатель программы «Проблемы миграции и гражданства» Г. Витковская [2] и директор Центра миграционных исследований Ж. Зайончковская [3] считают, что с помощью привлечения иностранной рабочей силы в некоторой степени решаются проблемы развития отдельных отраслей материального

производства и хозяйственного развития малозаселенных территорий, возникает мультипликативный эффект от роста совокупного спроса.

По мнению директора Омского института С. Е. Метелева, привлечение иностранной рабочей силы даже невысокой квалификации создает дополнительные источники не только для увеличения масштабов национальной экономики, но и активизации инновационных процессов и повышения выпуска валового внутреннего продукта (ВВП) на одного занятого. [6].

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области, в 2010 г. было зарегистрировано 21,4 тыс. иностранных граждан, которые прибыли в Амурскую область из 17 стран мира, в том числе из 9 государств - участников СНГ. Распределение численности иностранных граждан, официально работавших в Амурской области, по странам происхождения, представлено на рис. 1.

Анализ рис. 1 показал, что в численности иностранных граждан, официально работавших в Амурской области, преобладают мигранты из стран дальнего зарубежья, на долю которых в 2010 г. приходилось 81,4 % всех прибывших в регион [4].

В силу географического, геополитического и социально-экономического развития сопредельных территорий основным поставщиком рабочей силы в Амурскую область является Китай, на долю которого в 2010 г. приходилось более 67 % (14,5 тыс. чел.) легально работающих иностранцев и около 3,5 % занятых в экономике области. Численность китайских мигрантов в 2010 г. в Амурской области увеличилась по сравнению с 2000 г. на 14 тыс. чел. (в 29 раз) [9].

Нехватка рабочей силы в секторах экономики, где необходимо выполнять ручную трудоемкую работу, стала ощутимой уже давно. Учитывая трудолюбие китайцев, их непритязательность к условиям проживания, способность работать больше, чем положено по законодательству, и согласие на относительно низкую заработную плату, работодатели стали предпочитать китайскую рабочую силу так называемым гастарбайтерам из стран СНГ. Вот почему китайская рабочая

сила в данный момент преобладает по количеству над рабочей силой из других стран.

Казалось бы, привлечение китайской рабочей силы в Амурскую область может нанести урон ее экономической безопасности, в частности экономической независимости. Однако присутствие китайцев в области - это в основном процесс контролируемый, представляющий маятниковую экономическую миграцию. Они находятся от 10 до 11 мес. в год, работая в тех отраслях, где имеется дефицит кадров среди российских специалистов, трудятся на низкооплачиваемых, низкоквалифицированных, грязных и тяжелых работах, на которые местные жители при существующем уровне оплаты труда неохотно идут.

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест и численность иностранных граждан, работавших в области по отдельным видам экономической деятельности в 2010 г., представлена на рис. 2 [4].

Анализ потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест и численности иностранных граждан, работавших в области по отдельным видам экономической деятельности в 2010 г. (рис. 2), показал, что наибольшее количество вакансий отмечено в строительстве, в оптовой и розничной торговле, в сельском хозяйстве.

При этом наибольшая численность китайских работников, официально работавших в Амурской области, была занята теми же видами деятельности, где имеются значительные размеры вакансий и куда неохотно идет местное население.

Численность безработных граждан в регионе в 2010 г. составила 30,9 тыс. чел. Даже если предполо-

100

80

60

40

20

71,8

12,5

:::: 24,9 64,3 10,7 18,6 159 13.3 75,2 11,0 . \ \ ■ 1.3 2 71,8 13 4

71,1 72,9 57,7 18,6"

10,2 11,2

2000

2005

2006

Н Из стран СНГ

2007 2008

□ КНР Ш КНДР

2009

2010

Годы

Рис. 1. Распределение численности иностранных граждан, официально работавших в Амурской области, по странам происхождения в 2000-2010 гг., %

25 20 15 10 5 0

-щ-

21,2

Сельское Промышленность Строительство хозяйство

1,9 1,7

Транспорт

Рис. 2. Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест и численность иностранных граждан, работавших в области по отдельным видам экономической деятельности в 2010 г, тыс. чел.

0 Заявлено вакансий

Торговля Транспорт Другое

Ю Численность ИРС, работавших в области | Дефицит

жить, что каждый безработный в области устроился бы на работу, дефицит кадров в 2010 г. на рынке труда Амурской области составил бы 26,5 тыс. чел. [1].

В целях определения влияния использования китайской рабочей силы на показатели экономической безопасности Амурской области был проведен корреляционно-регрессионный анализ.

В качестве факторного признака использовался показатель доли китайской рабочей силы в численности занятых, а в качестве результативных признаков - показатели экономической безопасности, такие как темп роста ВРП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), инвестиции в основной капитал (в процентах к ВРП), доходы консолидированного бюджета (в процентах к ВРП) и др.

Коэффициенты были рассчитаны на основании статистических данных основных экономических показателей Амурской области за 2000-2009 гг. (табл. 1) [1].

Анализ полученных результатов (табл. 1) показал, что имеется прямая связь между долей китайской

рабочей силы в численности занятых и показателями экономической безопасности региона (значения коэффициентов парной корреляции со знаком «+»).

Наиболее значимое влияние (близкое к линейному) оказывается:

1) на доходы консолидированного бюджета (коэффициент корреляции равен 0,8). Так, в 2008 г. в бюджет в виде госпошлины на привлечение и использование иностранной рабочей силы перечислено 61,4 млн руб. Поступление налога на доходы физических лиц (НДФЛ), полученного с фонда заработной платы, выплачиваемой иностранным работникам, составил 50,3 млн руб. [5];

2) инвестиции в основной капитал (коэффициент корреляции равен 0,76). Это объясняется деятельностью на территории Амурской области предприятий со 100 %-ным китайским капиталом (например строительные компании «Хуа-фу», «Хуа-Син», «Компания строительных материалов «Чжэнь Син») и совместных предприятий («Энер-гоТехСтрой», «ДельтаДВ»).

Таблица 1

Коэффициенты парной корреляции зависимости основных показателей экономической безопасности от удельного веса китайской рабочей силы в общей численности занятых Амурской области

Факторный признак Результативный признак

Темп роста ВРП к предыдущему году (в сопоставимых ценах) Индекс физического объема промышленности к предыдущему году, % Объем оборота розничной торговли, в процентах к ВРП Индекс физического объема продукции сельского хозяйства к предыдущему году Инвестиции в основной капитал в процентах к ВРП Доходы консолидированного бюджета в процентах к ВРП Объем работ по виду деятельности «Строительство» в процентах к ВРП

Доля китайской рабочей силы в численности занятых, в процентах 0,3 0,26 0,32 0,42 0,76 0,8 0,434

В целях определения влияния китайской рабочей силы как составляющей рынка труда Амурской области на ВРП была использована известная в экономической теории формула Оукена. При этом учитывалось, что потери в ВРП от циклической безработицы компенсируются привлечением китайской рабочей силы в регион.

Формула Оукена была преобразована следующим образом:

У * - У

___ = -Р.[(и -1) - и],

где _* - потенциальный ВРП; Y - фактический ВРП;

Р - коэффициент чувствительности ВРП к циклической безработице (2,5-3 %). Предварительные исследования, проведенные в регионе, показали, что коэффициент чувствительности ВРП к циклической безработице может быть принят 2,5 %;

и - фактический уровень безработицы; I - доля иностранной рабочей силы в численности экономически активного населения Амурской обл.;

и* - естественный уровень безработицы. Норма естественной безработицы для РФ - 3 %. Результаты расчетов представлены в табл. 1. Анализ результатов табл. 1 показал, что привлечение китайской рабочей силы позволяет сократить разрыв между потенциальным и фактическим ВРП региона, при этом, чем больше доля китайской рабочей силы в численности экономически активного населения, тем меньше разрыв в ВРП.

Проведенный также анализ показал, что приток китайцев в Амурскую область оказывает положительное влияние на обеспечение ее экономической безопасности. Учитывая сложную демографическую ситуацию, сложившуюся в регионе, привлечение иностранной рабочей силы является необходимым условием его развития.

По данным Амурского областного комитета статистики, численность постоянного населения области по сравнению с 2000 г. сократилась на 10,3 % и в 2010 г. составила 827,8 тыс. чел. [1].

Сокращение численности населения в большей степени определяется миграционным оттоком, нежели превышением числа умерших над числом родившихся, которое в общем сокращении численности составляет лишь 30 %, и сокращение численности населения обусловливается миграционным оттоком из области на 70 %.

В миграционных потоках Амурская область теряет трудоспособное население и население в возрасте моложе трудоспособного, что представляет собой определенную угрозу в плане обеспечения региона ресурсами труда.

В ближайшее время экономику области ожидают серьезные проблемы, связанные с формированием трудовых ресурсов, что вызвано дальнейшим снижением численности населения области. Прогноз численности населения Амурской области до 2031 г. определяет дальнейшее сокращение населения в регионе. Так, численность населения к 2031 г. по сравнению с численностью 2010 г. сократится на 10,3 % и составит 772,3 тыс. чел. (рис. 3) [8].

Кроме того, в области наблюдается старение населения, что подтверждается коэффициентами старости, рассчитанными по формуле [7, с. 240]

К = ^100%,

ст ь

где Кст - коэффициент старости;

L60 - население в возрасте старше трудоспособного;

L - общая численность населения.

Анализ рассчитанных коэффициентов старости за период 2000-2009 гг. показал, что в области усилился процесс старения населения. Если в 2000 г. он был 15,6 %, то 2001 г. - 15,7; в 2002 г. - 15,9; в 2003 г. -16,1; в 2004 - 16,1; в 2005 г. - 16,1; в 2006 - 16,3; в 2007 г. - 16,8; в 2008 г. - 17,2; в 2009 г. - 17,7 %.

Так как показатель превышает 12 %, то согласно «шкале старости» население области считается старым.

Для региона характерен уровень демографической старости с отрицательными тенденциями изменения, т. е. процесс со временем расширяется и углубляется. В целом это негативно сказывается

Таблица 1

Величина разрыва между потенциальным и фактическим ВРП Амурской области

Разрыв потенциального Год

и фактического ВРП 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Без учета использования -26,7 -23,2 -19,2 -18 -20,5 -18,2 -13 -8,25 -5,2 -14,2 -9,7

китайской рабочей силы, %

С учетом использования -26,5 -23 -18 -15,2 -17 -13,5 -5,75 +2,7 +8 -3,2 -1,7

китайской рабочей силы, %

880 860 840 820 800 780 760 740 720

857 4 84 3,8

823 799, 4 790

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

772,3

794,7 785,4

776,5

2011 2015 2020 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031

♦ Прогноз численности населения Рис. 3. Прогноз численности населения Амурской области до 2031 г, тыс. чел.

на уровне обеспеченности трудовыми ресурсами и повышает потребность в их привлечении не только внутри региона, но и за его пределами.

Проект стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2025 г. определяет ряд инвестиционных проектов, призванных обеспечить рост ВРП до 768,5 млрд руб., а также повысить уровень и качество жизни населения [8]. Очевидно, что если в Амурской области начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, определяющим возможности экономического и социального роста.

Стабилизировать демографическую ситуацию и решить проблему обеспечения новых отраслей и прогрессивных видов производства трудовыми ресурсами в Амурской области возможно двумя путями:

1) интенсивным - за счет увеличения продолжительности жизни, повышения рождаемости и снижения смертности;

2) экстенсивным - за счет проведения активной миграционной политики, при этом такая политика должна учитывать особенности геополитического положения региона и не противоречить его экономическим интересам.

Нынешняя миграционная политика носит ограничительный характер - жесткий контроль и дозирование иммиграции, ограничение иностранцев в правах во время их пребывания в России.

Очевидно, что в ближайшей перспективе смягчить демографический кризис и восполнить дефицит рабочей силы в регионе возможно только экстенсивным путем, т. е. за счет иммиграции на-

селения в регион, так как интенсивный путь требует значительных реформ в области здравоохранения, образования, жилищной сфере, а его эффективность проявляется только по истечении определенного промежутка времени. Год О возможности

восполнения дефицита трудового потенциала региона, при сохранении преобладания русских в пограничной зоне, говорят программы и проекты организации масштабного переселения российского населения в область. Для мотивации людей на миграцию в такой отдаленный регион нужно, чтобы условия были как минимум равные центру России. Чтобы закрепить здесь население, они должны быть более предпочтительными. Реализуемая на территории региона Программа переселения соотечественников в Амурскую область на сегодняшний день не оправдала надежд, так как в общей сложности за весь период реализации программы в область прибыло лишь 143 чел. из 772 запланированных (в их числе только 193 соотечественника) [8].

Очевидно, что без привлечения иностранной рабочей силы не обойтись.

В целях определения оптимальной численности иностранной рабочей силы в Амурской области была рассчитана потребность в трудовых ресурсах для «пропульсивных» отраслей экономики региона в 2013 г. по следующей формуле [10, с. 241].

3=В, П

где 3 - занятость в отрасли на плановый период;

В - объем выпуска продукции на плановый

период;

Пт - производительность труда в отрасли.

Значения показателей выпуска продукции на плановый период взяты из прогноза социально-экономического развития Амурской области на период до 2013 г. [12].

Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что к 2013 г. Амурская область столкнется с острым

Таблица 2

Расчеты потребности в трудовых ресурсах при условии постоянной производительности труда

Объем выпуска продукции Производи- Занятость в отрасли Численность занятых в 2009 г., тыс. чел.

Вид экономической на плановый период (2013 г.), млн руб. тельность труда в отрасли на плановый период 2013 г., тыс. чел.

деятельности 1-й вариант 2-й вариант (2009 г.), млн руб. /тыс. чел. 1-й вариант 2-й вариант

Сельское хозяйство 33 968,9 36 315,1 366,7 92,6 99 56,3

Добыча полезных 36 789,7 37 290 3 076,3 11,95 12,1 7,8

ископаемых

Оптовая и розничная 93 188,4 94 859,7 617,7 150,8 153,5 96,3

торговля

Строительство 46 264,0 48 297,8 1 096,4 42,1 44,1 24,5

дефицитом трудовых ресурсов для отраслей, указанных в табл. 2.

При определении численности привлекаемой иностранной рабочей силы следует учитывать данное обстоятельство, а также и то, что, по прогнозу, к 2013 г. численность населения сократится по сравнению с 2010 г. на 2,1 % и составит 850,8 тыс. чел.

Несмотря на это, в 2012 г. квота на привлечение иностранных работников определена в количестве 12 495 чел., что не соответствует потребности экономики в трудовых ресурсах [11].

Необходимость трудовой миграции, в частности международной (внешней) иммиграции, применительно к Амурской области связывается с действием трех основных факторов.

Во-первых, такая необходимость обусловлена кризисными явлениями в демографических процессах, что находит выражение в неуклонном сокращении численности населения области и его отрицательном естественном приросте.

Во-вторых, такая необходимость связывается с усиливающимся дефицитом рабочих кадров для малоквалифицированных и низкооплачиваемых вакансий. Реализация инвестиционных и инновационных проектов, дальнейшее развитие отраслей экономики региона, а также реализация приоритетных национальных проектов приводят к модернизации существующих и созданию на территории Амурской области новых рабочих мест. При этом обеспечение рабочих мест необходимыми кадрами в условиях сокращения численности постоянного населения Амурской области (с 935,6 тыс. чел. на начало 2000 г. до 860,7 тыс. чел. на начало 2010 г.) приводит к возникновению проблемы кадрового дефицита [1].

В-третьих, важную роль в данном контексте играют изменения в структуре занятости коренного населения области, проявляющиеся в неуклонном

снижении доли занятых в промышленности, строительстве и на транспорте и при росте доли занятых в торговле и сфере услуг, в том числе информационных и финансовых.

Дополнительными факторами, актуализирующими необходимость активного притока иностранной рабочей силы в Амурскую область, а следовательно, проведения соответствующей миграционной политики, являются уменьшение объемов внутренней (межрегиональной) миграции и интенсивный отток населения за пределы региона.

В целях положительного влияния привлечения иностранной рабочей силы на обеспечение экономической безопасности Амурской области приоритетными направлениями должны стать: 1) планирование оптимального количества и качества иностранной рабочей силы и распределение ее по отраслям с потенциально максимальным экономическим эффектом с учетом экономических интересов области. Для этого целесообразно:

- при заполнении работодателем заявки на предстоящий год о потребности в привлечении иностранной рабочей силы указывать не только необходимое количество требуемых работников, но и предоставлять безнес-план на те проекты, под которые требуется привлечение иностранных граждан с экономическим обоснованием данной необходимости;

- привлекать представителей организаций и предприятий, использующих труд иностранных граждан, к работе Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников Амурской области при принятии решений о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально- 51

квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

2) инвестиционное планирование с возможностью привлечения иностранных капиталов под проекты, предполагающие использование иностранной рабочей силы;

3) постоянный мониторинг эффективности использования китайской рабочей силы. Данные мероприятия позволят органам исполнительной власти Амурской области трезво оценивать ситуацию, с которой может столкнуться регион при обеспечении народнохозяйственного комплекса ресурсами труда.

Список литературы

1. Амурский статистический ежегодник - 2011 / Госкомстат России. Амурский областной комитет государственной статистики. Благовещенск. 2011. 620 с.

2. Витковская Г. Угрожает ли безопасности России китайская миграция? // Брифинг Московского центра Карнеги. Август 1999. Т. 1, вып. 8.

3. Зайончковская Ж. Миграционная ситуация современной России. URL: http://www. polit. ru/ article/2005/01/26/migration.

4. Иностранная рабочая сила на рынке труда Амурской области 2010 год / Госкомстат России. Амурский областной комитет государственной статистики. Благовещенск. 2011. 41 с.

5. Кадровый импорт. URL: http://www. sotsprof. org/node/3008.

6. Метелев С. Социально-экономические аспекты использования труда иностранных работников в России. URL: http://demografia. viperson. ru/wind. php?ID=405765&soch=1.

7. Некоторые аспекты оценки экономической безопасности Амурской области / Госкомстат России. Амурский областной комитет государственной статистики. Благовещенск. 2004. 41 с.

8. Результаты мониторинга реализации долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы» // Офиц. сайт Правительства Амурской области. 2001. URL:http://www. amurobl. ru/wps/portal.

9. Романов И. А. Миграционные процессы в современной России: вопросы теории и практики регулирования: монография. М., 2005.

10. Самофалова Е. В, Кульбожев Э. Н., Верта-кова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики / М.: КНОРУС, 2006. 272 с.

11. О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу // Офиц. сайт Минздравсоцразвития. 2008. URL: http://www. minzdravsoc. ru/docs/mzsr/projects/1249.

12. Прогноз социально-экономического развития Амурской области на 2012 год и на период до 2014 г. // Офиц. сайт Правительства Амурской области. 2001. URL:http://www.amurobl.ru/wps/portal.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.