Научная статья на тему 'Влияние трудовой деятельности на социальное самочувствие инвалидов'

Влияние трудовой деятельности на социальное самочувствие инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
612
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИНВАЛИДОВ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ / ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фитисов Алексей Владимирович

Изучено влияние трудовой занятости на социальное самочувствие людей, имеющих инвалидность, показано, что трудовая дезадаптированность занимает одно из первых мест по значимости в формировании общих социальных статусов инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние трудовой деятельности на социальное самочувствие инвалидов»

УДК 159.9:316.35

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИНВАЛИДОВ

© 2012 фиТИСОВ А.В.

Северо-Кавказский государственный технический университет

Изучено влияние трудовой занятости на социальное самочувствие людей, имеющих инвалидность, показано, что трудовая дезадаптированностъ занимает одно из первых мест по значимости в формировании общих социальных статусов инвалидов.

The author of the article researches the employment influence on the disabled persons ’ social well-being, shows that the labour dysadaptativeness takes one of the first places in the importance in the formation of the disabled persons’ general social status.

Ключевые слова: социальное самочувствие инвалидов, трудовая деятельность, нетрудоспособность, социальная дезадаптированностъ, дезадаптированностъ

инвалидов.

Keywords: disabled persons’ social well-being, employment, disability, social dysadaptativeness, disabled persons’ dysadaptativeness.

При изучении вопросов положения в обществе людей с инвалидностью, являющегося конечной целью всех реабилитационных и интеграционных мероприятий, наиболее значимыми представляются позиции: отношение к людям с инвалидностью со стороны окружающих и отношение людей с инвалидностью к окружению, оценка своей роли в жизни общества в том числе, во многом определяющая социальное самочувствие и мотивацию социальной активности.

В Конвенции о правах инвалидов, принятой в 2007 году международным сообществом, существенное место занимает освещение устранения «дискриминации по признаку

инвалидности», включающей и дискриминацию в трудовой занятости, что отражает стремление общества изменить существующее положение вещей в этой сфере [1].

В контексте нашего исследования интерес представляет наличие отклонений в социальных действиях граждан, точнее, наличие у них отклонений в том, что обозначается как способность к трудовой деятельности. В критериях инвалидности, несмотря на

различия подходов, всегда присутствует оценка способности к трудовой деятельности, заложенная в терминах «трудоспособность» и

«нетрудоспособность».

Подход к инвалидности как к ситуации, обусловленной социальными условиями (социальным пространством), в которых находится гражданин с особыми потребностями, позволяет расценивать инвалидность в качестве состояния социальной

дезадаптированности [3]. В соответствии с определениями Всемирной программы действий в отношении инвалидов, «дефект - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции или отклонение от нее. Инвалидность: любое

ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека» [2].

Социальная дезадаптированность различными авторами понимается по-разному. К примеру, В. С. Ткаченко рассматривает дезадаптированность как результат изменений в

психофизиологических характеристиках

индивида, не позволяющий ему выполнять полноценно социальные функции, присущие человеку в соответствующем возрасте и в соответствующем социальном

окружении. В отличие от ограничений жизнедеятельности этот параметр имеет сравнительный характер,

сопоставляющий ограничения

жизнедеятельности и условия жизни граждан. Одно и то же ограничение жизнедеятельности имеет существенно разный вес в обеспечении жизни людей разного возраста; людей, проживающих в городских и сельских условиях и т. д. Состояние дезадаптированности

оказывает существенное влияние на социопсихологические отношения и мотивацию на включение в коллективные действия, провоцируя при этом психологические ограничения -неспособность осуществлять

жизнедеятельность из-за барьеров психологического характера: опасения за свою жизнь, страх насмешек, страх оконфузиться, опасения негативных

проявлений болезни - дурной запах, неприятный внешний вид и т. д. Вследствие самоосознания физических недостатков и нетипичного поведения, делающего индивидуума чужим в социальной среде, усиливается

дезадаптированность в системе отношений «инвалид - здоровый человек» и снижается социальное самочувствие гражданина, имеющего инвалидность.

Состояние дезадаптированности необходимо отличать от состояния общественного исключения, называемого иногда дезинтеграцией или депривацией, которое может наступить между коллективом (или общественной

единицей) и индивидом вследствие дезадаптированности. Общественное исключение предполагает уход от активного участия в делах общества, выбранный самостоятельно или принятый под давлением окружения, т. е. серьезную деформацию в отношениях между людьми, которая не затрагивает отношения индивида с материальной средой, а является дополнением к дезадаптированности.

В. С. Ткаченко предлагает

собственную классификацию

дезадаптированности, базирующуюся на возможном участии человека в основных сферах жизнедеятельности. В его трактовке социальная

дезадаптированность - невозможность человека использовать социальные условия для своего жизнеобеспечения, в которой автор выделяет:

- индивидуально-бытовую дезадаптированность - невозможность самообслуживания и удовлетворения психологической комфортности жизни индивида из-за несоответствия квартир, домов, форм бытового оборудования и т. д. физиологическим свойствам индивида;

- семейную дезадаптированность -

невозможность граждан выполнять семейные обязанности в рамках установившихся семейных

(социокультурных) традиций из-за неспособности усвоить и придерживаться необходимых норм поведения;

- дезадаптированность к жилой среде

- неспособность использовать инфраструктуру населенных мест из-за особенностей организации жилой городской и сельской среды;

- трудовую дезадаптированность -

невозможность выполнять трудовые операции в условиях современных

технологических процессов, недоступных по психофизиологическим критериям;

- потребительскую

дезадаптированность - невозможность быть полноценным участником системы «покупатель - продавец» из-за

специальных требований людей с

инвалидностью к качеству и видам товаров массового потребления и способам их оценки и выбора;

- образовательную

дезадаптированность - невозможность получать образование из-за

несоответствия психофизиологических характеристик людей с инвалидностью обучающим технологиям в режимах современных образовательных

учреждениях или из-за физической недоступности этих учреждений;

- досуговую дезадаптированность -невозможность участия людей с инвалидностью в массовых видах

досуговой деятельности из-за

недоступности мест ее проведения либо ее общепринятых форм;

- политическую дезадаптированность

- невозможность участвовать в

политической деятельности и

отношениях с органами государственной власти в тех формах, которые приняты в государстве;

- психологическую (психосоциальную) дезадаптированность

- невозможность устанавливать психологические контакты по причине психологической закомплексованности, представления о себе как дефектной личности и об окружении как о людях, видящих эту дефектность и не принимающую ее [3].

Как видно из представленной классификации, трудовая

дезадаптированность составляет лишь часть общей дезадаптированности. Данная классификация не идеальна (по нашему мнению, недостатком предложенной классификации является равновзвешенность всех подразделений), но вполне пригодна для аналитических целей. Анализ социальных ситуаций инвалидов показывает, что указанные частные дезадаптированности играют различную роль в формировании общих социальных статусов инвалидов, причем трудовая дезадаптированность занимает одно из первых мест по значимости.

В России о положении гражданина принято говорить и судить по тому, где и кем он работает. Если гражданин не работает, то его социальные статусы значительно понижаются независимо от того, имеет ли он нарушения здоровья или нет, при этом состояние инвалида сближается в социальных отношениях с состоянием безработного. Видимо, в будущем вероятны ликвидация понятия «инвалид» и смысловое объединение людей с инвалидностью с безработными. Это возможно в том случае, если общество ликвидирует все основные из имеющихся на сегодня типы ограничительных барьеров, но в обществе при этом будут существовать условия для занятости всех без исключения инвалидов. В этом случае только часть инвалидов, а именно

нетрудоспособные или безработные будут идентифицироваться как отличные от другого населения и получать пособия по безработице, наряду с другими безработными категориями населения, из одного финансового источника. Возникает более широкая трактовка самого понятия «безработный» и, что более необычно, - новое уникальное смысловое объединение инвалидов и здоровых людей на основании отсутствия трудовой занятости и наполнение новым смыслом категории «безработный». Люди с инвалидностью, имеющие работу, абсолютно ничем не будут отличаться или выделяться среди остальных с точки зрения отношения к ним общества.

Можно назвать множество причин трудовой дезадаптированности

инвалидов, среди которых главными будут:

- ограничение способности

гражданина выполнять трудовые операции вследствие функциональных нарушений;

- ограничение способности

находиться на рабочем месте, созданном для выполнения технических операций;

- ограничение способности

соблюдать режим технологических операций;

- ограничение способности прибыть на рабочее место;

- ограничение способности войти в трудовой коллектив и работать в команде.

Перечисленные причины могут быть обусловлены как внутренними свойствами инвалида, так и внешними свойствами окружающей социальной среды, общим же для них будет их объективное и реальное существование. Если внутренние психофизиологические функции человека нарушаются в связи с закономерностями существования организма как

биологического механизма (любой человек есть биологический механизм, функционирующий по заданным природой законам), то внешние барьеры создаются объективной деятельностью общества, которая учитывает природные географические, климатические условия, уровнем владения обществом

энергетическими ресурсами, уровнем развития технологий природопользования и т. д. Надо признать, что необходимость адаптации форм общественного бытия к нуждам людей, имеющих

психофизиологические отклонения от нормы, не является ведущим фактором в развитии общества. Отсутствие трудовой занятости для взрослых инвалидов

создает массу проблем не только для жизнеобеспечения, но и для установления высокого социального статуса. В этом аспекте у инвалида возникают сложности с социализацией, хорошо известные из описаний безработных.

Он фактически приобретает статус безработного в социуме, хотя может и не иметь такого статуса формально (по законодательству). Неработающий

инвалид лишается социальных контактов, необходимых для постоянного подтверждения его положения в глазах общества.

Трудовая деятельность обеспечивает социализацию и социальные потребности человека с инвалидностью. Если рассматривать данный тезис исходя из пирамиды потребностей А. Маслоу - это биологические потребности (через зарплату), потребность в

самоутверждении (через участие в производстве), потребность в творчестве (через креативную составляющую труда), потребность в безопасности (через вхождение в трудовой коллектив).

Таким образом, работающий человек с инвалидностью становится

полноценным, полноправным

участником социальных отношений, их субъектом, что по сути означает следующее:

- Возможность получения

материального вознаграждения в денежном выражении за произведенный товар, продукт или оказанную услугу, востребованную в социуме. Это позволяет ему повысить уровень качества своей жизни, а в случае наличия семьи у инвалида - внести свой вклад в ее обеспечение. Работающий человек с инвалидностью является полноценным субъектом социально-экономических, в т. ч. товарно-денежных, отношений, который расплачивается за

приобретаемые товары и потребляемые услуги денежными средствами, полученными им в качестве вознаграждения за свой труд. Кроме того, работая, человек с инвалидностью становится налогоплательщиком,

пополняющим бюджет, средства из которого расходуются в том числе и на реализацию социальной политики государства.

- Большую уверенность в будущем,

опять же связанную с возможностью

получения материального дохода от осуществления трудовой деятельности.

- Увеличение шансов на успех в

построении межличностных отношений, в т. ч. на создание семьи, через

увеличение количества социальных контактов и повышение собственного социального статуса.

- Повышение самооценки и

самоуважения как результат социального признания в семье, коллективе (профессиональном сообществе), среди клиентов (потребителей товаров, производимых продуктов,

предоставляемых услуг), друзей, в обществе в целом, связанное с

осуществлением трудовой

(профессиональной) деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Возможность интеллектуального, личностного и эстетического развития через повышение качества досуга.

В свою очередь, рост уровня

материального благосостояния,

уверенность в завтрашнем дне, семейное благополучие, повышение самооценки, основанное на уважении и признании в социуме, а также качественный досуг повышают уровень трудового потенциала человека, при этом они же составляют основу его социального самочувствия.

Проведенное нами исследование, включавшее формализованные интервью с инвалидами, осуществившими успешную профессиональную карьеру и занятых в трудовом процессе в соответствии с их интересами, показали, что эти люди чувствуют себя вполне благополучно во всех сферах жизни. Нередко они совмещают свою трудовую деятельность с общественной работой, с занятием творчеством или спортом,

оптимистически настроены по

отношению к своему будущему.

С другой стороны, инвалиды, у которых не сложились трудовые отношения, даже при наличии у них высшего профессионального

образования, находятся в угнетенном состоянии, ограничивают свое общественное участие, склонны к поиску внешних причин своего положения. Они оценивают свой уровень здоровья, свое материальное благополучие,

удовлетворенность социальными

статусами существенно ниже, чем представители первой группы. Можно

отметить и то, что при обсуждении своего социального самочувствия люди с инвалидностью не акцентировали внимания на размере доходов, получаемых в результате трудовой деятельности. Складывалось

впечатление, что более важными для них являются другие следствия, а не зарплата, хотя последняя в большинстве случаев сохраняла свое значение.

Вышесказанное позволяет

утверждать, что трудовая занятость для людей, имеющих инвалидность, служит ведущим фактором в формировании их социального самочувствия.

Примечания

1. Конвенция о правах инвалидов. М. : РООИ «Перспектива», 2010. 2. Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности (МСДИН) / Всемирная организация здравоохранения. Женева, 1980.. 3. Ткаченко В. С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункциональный аспект) // Личность. Культура. Общество. М. : ИСПИ РАН, 2006. Т. 8. Вып. 2 (30). С. 318-330.

Статъя поступила вредакцию 03.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.