Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ'

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЗЮДО / ЮНЫЕ ДЗЮДОИСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Верзакова Дарья Алексеевна

В работах отечественных и зарубежных авторов регулярно отмечается важность психологической подготовки спортсменов, поскольку добиться высоких спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок невозможно. В данной статье при помощи корреляционного анализа рассматривается влияние тревожности, которая является компонентом психологической подготовки, на спортивный результат юных дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Верзакова Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ANXIETY ON THE SPORTS PERFORMANCE OF YOUNG JUDOISTS

In the works of domestic and foreign authors, the importance of psychological training of athletes is regularly noted, since it is impossible to achieve high sports results only due to an increase in the volume and intensity of training loads. In this article, with the help of correlation analysis, the influence of anxiety, which is a component of psychological training, on the sports result of young judoists is considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

А.М. КУЗЬМИН, Д.А. ВЕРЗАКОВА, УралГУФК, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В работах отечественных и зарубежных авторов регулярно отмечается важность психологической подготовки спортсменов, поскольку добиться высоких спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок невозможно. В данной статье при помощи корреляционного анализа рассматривается влияние тревожности, которая является компонентом психологической подготовки, на спортивный

результат юных дзюдоистов.

Ключевые слова: тревожность, дзюдо, юные дзюдоисты, психологическая подготовка.

THE INFLUENCE OF ANXIETY ON THE SPORTS PERFORMANCE OF YOUNG JUDOISTS

A.M. KUZMIN, D.A. VERZAKOVA, UralSUPC, Chelyabinsk city, Russia

Abstract

In the works of domestic and foreign authors, the importance of psychological training of athletes is regularly noted, since it is impossible to achieve high sports results only due to an increase in the volume and intensity of training loads. In this article, with the help of correlation analysis, the influence of anxiety, which is a component of psychological training,

on the sports result of young judoists is considered.

Keywords: anxiety, judo, young judoists, psychological training.

Проблему возникновения чувства тревожности у спортсменов исследовали в своих работах многие отечественные и зарубежные авторы.

Актуальность проблемы связана с быстрыми темпами развития спорта высших достижений и необходимостью разработки методики, направленной на регуляцию эмоционального состояния спортсменов [1].

Исследуя тревожность, авторы описывали ее как психологическое качество, определяемое стремлением индивида к переживанию беспокойства, которое характеризуется невысоким порогом взаимодействия беспокойства.

На сегодняшний день выделяют два вида тревожности: личностную и ситуативную [2].

Личностная тревожность характеризуется авторами как личностная черта человека и проявляется в постоянной склонности индивида к необоснованным переживаниям в различных жизненных ситуациях. Определенный уровень личностной тревожности является устойчивым свойством любого здорового человека.

Ситуативная тревожность является объективной и проявляется в конкретной ситуации, которая вызывает чувство беспокойства [3].

Повышенная ситуативная тревожность возникает в результате взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, которые возникают при влиянии стрессогенных факторов на спортсмена.

В.А. Аикин выделяет две основные формы тревожности - открытую и скрытую [4].

Открытая форма тревожности проявляется в поведении спортсмена сознательно в виде состояния тревоги. Открытая тревожность бывает трех форм: острая, регулируемая, культивируемая.

Острая тревожность является сильной формой, она бывает нерегулируемой или слабо регулируемой. Справиться с острой формой тревожности спортсмен самостоятельно не может [5]. Испытывающие такую тревожность спортсмены выглядят перед схваткой очень эмоционально и взволнованно.

При регулируемой форме тревожности спортсмен может самостоятельно справиться с этим чувством.

Культивируемая форма осознается спортсменом и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого [6].

Скрытая форма тревожности проявляется в чрезмерном спокойствии спортсмена, отсутствии чувствительности к собственному реальному неблагополучию и отрицании неблагополучия [7].

Учитывая вышеизложенное, существует необходимость определения взаимосвязи между уровнем тревожности и спортивной квалификацией спортсменов.

Согласно правилам вида спорта «дзюдо», утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 6 февраля 2020 года № 80, соревнования по дзюдо проводятся в следующих возрастных группах:

- мальчики и девочки до 11 лет (9-10 лет);

- мальчики и девочки до 13 лет (11-12 лет);

- юноши и девушки до 15 лет (13-14 лет);

- юноши и девушки до 18 лет (15-17 лет);

- юниоры и юниорки до 21 года (18-20 лет);

- юниоры и юниорки до 23 лет (21-22 года);

- мужчины и женщины (18 лет и старше). В исследовании по определению взаимосвязи между

уровнем тревожности и спортивной квалификацией приняли участие 30 спортсменов спортивной сборной команды Челябинской области по дзюдо (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 15-17 лет. Исследование проводилось на базе ОБУ «ЦОП по дзюдо Челябинской области им. А.Е. Миллера» в 3 этапа:

1) определение уровня личностной тревожности спортсменов;

2) определение уровня ситуативной тревожности спортсменов;

3) определение взаимосвязи между случайными явлениями.

В исследовании приняли участие спортсмены разного уровня спортивного мастерства (табл. 1).

Таблица 1

Уровень спортивного мастерства дзюдоистов, принявших участие в исследовании

Пол Уровень спортивного мастерства

б/разр. III юн. II юн. I юн. III взр. II взр. I взр. КМС

Юноши 3 2 2 2 1 2 1 2

Девушки 2 0 2 4 3 1 2 1

Всего участников 5 2 4 6 4 3 3 3

Для определения уровня личностной и ситуативной тревожности были применены две методики.

Уровень личностной тревожности спортсменов оценивался по двум методикам: 1) многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттела; 2) Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Уровень ситуативной тревожности - по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [8].

Методика Р.Б. Кеттела представляет собой многофакторный личностный опросник, состоящий из шести основных форм. В настоящем исследовании уровень личностной тревожности был оценен при помощи формы «А», состоящей из 187 вопросов. Результаты опроса по этой форме позволили выявить особенности характера, склонностей и интересов респондентов. Для настоящего исследования учитывались только показатели уровня личностной тревожности (табл. 2).

Таблица 2

Уровень личностной тревожности по методике Р.Б. Кеттела

Методика Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина позволяет дифференцированно измерять уровень тревожности и как личное свойство, и как состояние и представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов, 20 из ко-

торых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 - для оценки личностной тревожности. Респондентам предлагалось прочитать каждое из приведенных предложений и выбрать один из четырех вариантов ответа - «почти никогда», «иногда», «часто», «всегда» - в зависимости от того, как респондент себя чувствуете в данный момент. Каждый ответ спортсменов оценивался в баллах, по сумме которых оценивался уровень личностной и ситуативной тревожности (табл. 3).

Таблица 3

Уровень личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина

Пол Показатель уровня тревожности

высокий средний низкий

Юноши 0 13 2

Девушки 2 11 2

Спортсмен, обладающий высоким уровнем личностной тревожности, характеризуется постоянным чувством страха, паническими атаками, ощущением угрозы, воспринимает любое предстоящее событие как опасное, предвещая неблагоприятный исход ситуации. Спортсмены с высоким уровнем тревожности, как правило, более подвержены влиянию стресса и более интенсивно и часто переживают состояние тревоги [9].

Различия в результатах оценки уровня тревожности по двум методикам незначительны. В настоящем исследовании мы ориентировались на результаты, полученные

Пол Показатель уровня тревожности

высокий средний низкий

Юноши 0 14 1

Девушки 2 12 1

по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, поскольку она состоит из меньшего количества вопросов, и спортсмены с большей вероятностью отвечали на них честно.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что уровень тревожности спортсменов как черта личности в повседневной жизни находится в преобладающей степени на среднем уровне, что говорит о достаточно стабильном эмоциональном состоянии как в условиях повседневной жизни, так и тренировочных мероприятий.

Уровень ситуативной тревожности юных дзюдоистов оценивался в соревновательном периоде во время проведения первенства Уральского федерального округа по дзюдо среди юношей и девушек до 18 лет (табл. 4).

Таблица 4

Уровень ситуативной тревожности в соревновательном периоде по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина

Пол Показатель уровня тревожности

высокий средний низкий

Юноши 11 3 1

Девушки 13 2 0

По данным таблицы видно, что в большинстве случаев уровень тревожности спортсменов находится на высоком уровне, что говорит о нестабильности эмоционального

состояния спортсменов во время соревновательной деятельности [10].

Взаимосвязь между различными явлениями была определена при помощи корреляционного анализа Спир-мена в программе Office Excel.

Взаимосвязь рассматривалась между:

• уровнем личностной тревожности и квалификацией спортсменов;

• уровнем ситуативной тревожности и квалификацией спортсменов;

• уровнем ситуативной тревожности и уровнем личностной тревожности.

Корреляционный анализ является методом, позволяющим обнаруживать зависимости между определенным количеством случайных величин. Цель корреляционного анализа сводится к выявлению оценки силы связей между такими случайными величинами либо признаками, характеризующими определенные реальные процессы.

Интерпретация значений коэффициента корреляции (сила связи между признаками) выглядит следующим образом:

- очень слабая (0 < r << 0,2);

- средняя (0,3 < r << 0,6);

- высокая (0,7 < r << 1).

В таблице 5 представлены результаты корреляционного анализа.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа

Признак Квалификация спортсменов Уровень личностной тревожности Уровень ситуативной тревожности

Квалификация спортсменов 1 - -

Уровень личностной тревожности 0,137284172 1 -

Уровень ситуативной тревожности -0,704560618 0,236462957 1

Взаимосвязи между уровнем личностной тревожности и квалификацией спортсменов не выявлено, соответственно уровень личностной тревожности не оказывает влияние на спортивный результат спортсменов.

Взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и квалификацией спортсменов сильная. Поскольку коэффициент корреляции отрицательный, соответственно, корреляция обратная - чем выше уровень ситуативной тревожности, тем ниже квалификация спортсменов.

Поскольку дзюдоисты в возрастной категории 1517 лет находятся на рубеже зачисления на этап совершенствования спортивного мастерства и перехода во взрос-

лую категорию, на данном этапе они не умеют регулировать свое эмоциональное состояние и, как правило, эмоционально перегорают перед выходом на схватку.

Взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем личностной тревожности слабая - чем выше уровень личностной тревожности, тем выше уровень ситуативной тревожности. Поскольку личностная тревожность является личностным качеством и, как правило, не поддается регуляции, то в момент психологического напряжения (в нашем случае возникающего за счет соревновательной деятельности) ситуативная тревожность повышается.

Заключение

В данной работе мы определили взаимосвязь между уровнем тревожности и спортивной квалификацией спортсменов. Хотелось бы добавить, что для каждого спортсмена характерен индивидуальный оптимальный уровень тревожности, при котором психофизические возможности максимальны. Необходимо учитывать данный факт при снижении уровня тревожности, для этого должна быть разработана методика психологической подготовки, которая направлена на конкретного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спортсмена и учитывает его индивидуальные особенности.

Тревожность является одним из компонентов психологической подготовки спортсменов, проявление которой сопровождается у них рядом негативных явлений. Повышение уровня личностной и ситуативной тревожности приводит к ухудшению спортивного результата, поскольку существует прямая зависимость между уровнем тревожности и спортивным результатом спортсмена.

е»)

Литература

1. Абрамова, В.В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / В.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т. 2. -№ 4. - С. 70-76.

2. Психология физической культуры и спорта. Учебник для студентов ВПО / под ред. А.В. Родионова. - Изд-во: Academia. - 2010. - 226 с.

3. Кузикова, С. Особенности мотивации юных российских футболистов разного возраста / С. Кузикова, А. Марь-янович, М. Младенович // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 17-21.

4. Аикин, В.А. Функциональная подготовка спортсменов: текущие мировые тенденции / В.А. Аикин, Ю.В. Коря-гина // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2014. - Т. 2. - С. 3-10.

5. Айед Хафедх. Психолого-педагогические методы формирования мотивации достижений у тунисских футболистов 16-17 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 13.00.04. СПб, 2017. - 48 с.

6. Андреев, В.В. Психологические особенности преодоления критических ситуаций в спортивной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук; 13.00.04 / Андреев Виталий Владимирович. - СПб, 2019. - 304 с.

7. Асеев, Д.Н. Психические механизмы регуляции функциональных состояний спортсменов в индивидуальных видах спорта: дис. ... канд. психол. наук; 19.00.01. - М., 2012. - 171 с.

8. Двейрина, О.А. Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификации видов спорта, требования к физическим качествам, «батарея» тестов / О.А. Двейрина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 82-89.

9. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В.П. Губа, В.В. Ма-ринич. - М.: Спорт, 2016. - 233 с.

10. Корягина, Ю.В. Актуальные проблемы, новые факты и технологии в системе подготовки спортсменов высокого класса (по материалам зарубежной печати) / Ю.В. Корягина, Е.А. Реуцкая // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. - 2014. - № 19. - С. 127-132.

References

1. Abramova, V.V. and Ivankova, Yu. A. (2016), Ways of overcoming stress by athletes in sports competitive activity, Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, vol. 2, no. 4, pp. 70-76.

2. Rodionov, A.V. (Ed.) (2010), Psychology of physical culture and sports. Textbook for HPE students, Publishing house: Academia, 226 p.

3. Kuzikova, S., Marianovich, A. and Mladenovich, M. (2012), Features of motivation of young Russian football players of different ages, Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika, no. 2, pp. 17-21.

4. Aikin, V.A. and Koryagina, Yu.V. (2014), Functional training in athletes: current global trends, Voprosy funk-cional'noy podgotovki v sporte vysshih dostizheniy, vol. 2, pp. 3-10.

5. Ayed Hafedh (2017), Psychological and pedagogical methods of formation of motivation of achievement in Tunisian players 16-17 years: Author. Dis.... Ph.D. (Psychology): 13.00.04, St. Petersburg, 48 p.

6. Andreev, V.V. (2019), Psychological features of overcoming critical situations in sports activity: Dis. ... Doctor of pedagogics; 13.00.04, St. Petersburg, 304 p.

7. Aseev, D.N. (2012), Mental mechanisms of regulation of functional states of athletes in individual sports: Dis. ... Ph.D. (Psychology); 19.00.01, Moscow, 171 p.

8. Dveyrina, O.A., et al. (2019), Analysis of pedagogical (sports) testing: classifications of sports, requirements for physical qualities, "battery" of tests, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 12 (178), pp. 82-89.

9. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2016), Theory and methodology of modern sports research: monograph, Moscow: Sport, 233 p.

10. Koryagina, Yu.V. and Reutskaya, E.A. (2014), Actual problems, new facts and technologies in the system of training high-class athletes (based on foreign press materials), Nauchnye trudy Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury i sporta, no. 19, pp. 127132.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.