УДК 616.9
ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОСИСТЕМ НА ЭПИЗООТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В АНТРОПУРГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ КОКСИЕЛЛЁЗА НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
© 2011 г. Е.Л. Тинькова
Ставропольский государственный университет, ул Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355009, info@stavsu.ru
Stavropol State University, Pushkin St., 1, Stavropol, 355009, info@stavsu.ru
Представлены результаты оценки эколого-эпизоотической ситуации на территории Ставропольского края за последние 15 лет. Трансформация экосистемы непосредственно влияет на жизнедеятельность всех участников экологического сообщества данного региона и изменяет их биологические свойства, в частности, не исключается возможность неконтролируемых изменений биологических свойств возбудителя зооантропоноза — коксиеллеза, природно-очагового заболевания, длительно регистрируемого в Ставропольском крае.
Изменение взаимоотношений макро- и микроорганизмов в цепи микроорганизм (возбудитель) — переносчик — макроорганизм повышает вероятность изменения вирулентности, а значит, и длительного персистирования. Сложившуюся ситуацию можно рассматривать как свидетельство вероятности факторной трансформации заболевания.
Ключевые слова: трансформация экосистем, опасные явления природы, коксиеллез, эколого-эпизоотическая ситуация, зооантропоноз.
The article presents the results of estimation of ecological and epizootic .situation on the territory of the Stavropol Region for the last 15 years. The transformation of the ecosystems directly influences on ability to live of all participants of the ecological community of this region and changes their biological properties, in particular, it is not eliminated the possibility of uncontrolled changes of biological properties of coxiella zooantroponosis — q-fever, natural-focal disease which is registered in the Stavropol Region.
Change in relations between the macro- and microorganisms in the chain of the microorganism (coxiella) — carrier — a macroorganism increases probability of changes in virulence, and so and long-term persistence. The current situation can be considered as evidence of probability disease's factor transformation.
Keywords: ecosystem transformation, dangerous phenomena of nature, Q-fever, ecological and epizootic situation, zooantroponosis.
В последние годы на Земле увеличилось количество экологических и техногенных катастроф, связанных как с климатическими изменениями, так и с интенсификацией антропогенного воздействия. Эти изменения становятся условиями, которые определяют жизнедеятельность организмов, представляющих экосистему региона.
Серьёзные изменения в эколого-эпизоотической ситуации наблюдаются и в Ставропольском крае. Так, сложный эпизоотический фон, сложившийся в настоящее время на данной территории, предполагает возникновение микст-форм природно-очаговых инфекций, в которых изменяются классические проявления моноинфекций, а также увеличивается вероятность усиления их биологической пластичности и изменение степени вирулентности. В результате создаются новые условия существования возбудителей других инфекций, которые не имеют острого проявления, поэтому не попадают в поле зрения специалистов и не подвергаются статистической обработке.
В складывающейся эколого-эпизоотической ситуации происходит нарушение ранее сложившегося баланса взаимодействия макро- и микроорганизмов, изменяются их классические свойства или появляются новые. Такая ситуация способствует появлению инфекционных заболеваний, ранее не регистрируемых в анализируемом регионе.
Так, в последние годы появились не свойственные для данной местности заболевания: птичий грипп, африканская чума свиней [1].
Заболевания, по которым не ведутся статистические наблюдения, продолжают присутствовать в популяции вышеперечисленных возбудителей, что подтверждается результатами исследований, позволяющих причислить их к разряду очаговых инфекций. К ним относится коксиеллёз, являющийся предметом нашего научного интереса.
Актуальность изучения особенностей проявления коксиеллёза в Ставропольском крае связана с длительным присутствием природного очага этого зооан-тропоноза на данной территории (с 1956 г.), в качестве восприимчивых животных выступают крупный рогатый скот и овцы. Ситуация обостряется тем, что Ставропольский край десятки лет является мощной овцеводческой базой России.
Основной сложностью решения данной проблемы остаётся тот факт, что официальной статистики по коксиеллёзу на территории Ставропольского края не ведётся [2]. Такое состояние вопроса вызвано не только отсутствием регистрируемых вспышек заболевания как среди животных, так и у обслуживающего персонала, но и с традиционным игнорированием медицинскими и ветеринарными службами диагностических мероприятий по данному заболеванию.
Для выяснения причин несоответствия официальных данных и результатов наших исследований на фоне установленных особенностей современных эко-
логических особенностей деятельности овцеводческих хозяйств Ставропольского края нами проведен анализ эколого-эпизоотической ситуации по коксиел-лёзу: изучены статистические материалы по отчетам Ставропольского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [3]; Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю (состояние атмосферного воздуха, почв, подземных вод, поверхностных водных объектов, уровня радиации); в антропургических очагах коксиеллеза определён видовой состав клещей и исследована гемолимфа, полученная от них, с помощью люминесцентной микроскопии с коксиеллёзным антигеном на наличие кок-сиелл Бернета.
Анализ статистической отчётности показал, что существует опасность загрязнения атмосферного воздуха. Сильно загрязнен воздух над крупными городами - Ставрополем, Невинномысском, Буденновском, Минеральными Водами. Превышение предельных норм отмечается в Ставрополе по бензапирену, формальдегиду, оксиду углерода, диоксиду азота, в Пятигорске и Кисловодске - по диоксиду азота, в Невин-номысске - по аммиаку, диоксиду азота, диоксиду серы, пыли. Принимая во внимание особенности розы ветров указанных населенных пунктов, все перечисленные химические соединения могут быть перенесены на значительные расстояния, в том числе и на территории сельскохозяйственных предприятий.
Почвы также подвергнуты загрязнению. Статистические данные указывают, что почвы сильно загрязнены тяжелыми металлами, фосфатами, нефтепродуктами и другими опасными для здоровья компонентами. Анализ статистического материала о гидрохимическом состоянии поверхностных вод водоемов Ставропольского края показал, что воды рек Кумы, Калауса, Подкумка имеют загрязнения, которые в основном касаются солей аммония, нитритов азота и меди. Самые тяжелые экологические последствия вызываются загрязнением поверхностных и подземных вод. На территории Ставропольского края обнаружено 9 устойчивых очагов загрязнения подземных вод, которое происходит при эксплуатации питьевых водозаборов [4].
Статистические материалы показали, что за период с 1992 по 2007 г. отмечена тенденция к увеличению опасных явлений погоды (ОЯ). Ежегодно ОЯ в среднем увеличиваются на 6,3 %. В Ставропольском крае ежегодно отмечаются от 20 до 28 ОЯ, более 70 % из них приходятся на апрель-октябрь. Среди ОЯ наиболее часто в этот период встречаются: сильный ливень, смерч, сильная жара. Отмечены изменения температурного режима в течение всех времен года. Зима стала значительно теплее, уже в феврале средняя температура воздуха по краю была около 0 °С.
Лето в последние годы стало значительно жарче, с неравномерным выпадением осадков. В некоторых районах их количество превышает норму. Так, за изучаемый период в Изобильненском районе выпало осадков 190 % нормы, в Минераловодском - 110, наибольшие несоответствия нормы наблюдались в восточном и юго-восточном районах края.
Изменение температурного режима в весенне-летний период также привело к тому, что количество иксодовых клещей значительно увеличивается каждый год. Установлено чередование в течение указанных лет жаркого и засушливого лета с влажным и теплым, что максимально благоприятно для активности и размножения указанных членистоногих паразитов [5].
Основываясь на результатах исследований о распространенности коксиеллеза в районах Ставропольского края, в 2001-2005 гг. нами проведены работы по изучению естественной инфицированности кокси-еллами Бернета иксодовых клещей [6].
Сбор клещей проводили в природных биотопах «на флаг» и в животноводческих хозяйствах в весенний и осенний сезоны 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг. на территории четырех районов Ставропольского края (Но-воселицкий, Петровский, Труновский и Ипатовский).
Видовой состав клещей представлен 5 видами: Der-macentor marginatus, Heamaphysalis punctata, Hyalomma plumbeum, Ixodes ricinus, ВоорЫ1ш calcaratus [6]. Всего исследованию подверглось 159 особей (табл. 1, 2).
Распространение клещей в обследованных районах Ставропольского края (2001-2005 гг.)
Таблица 1
Видовой состав клещей Район
Новоселицкий Петровский Труновский Ипатовский
Обследовано пунктов Выявлено пунктов с наличием клещей Обследовано пунктов Выявлено пунктов с наличием клещей Обследовано пунктов Выявлено пунктов с наличием клещей Обследовано пунктов Выявлено пунктов с наличием клещей
10 2 2 4
Hyaloma plumbeum 10 2 2 4
Hyaloma scupense 1
Dermacentor marginatus 8 1 2 4
Dermacentor pictus 1
Ixodes ricinus 1 1
Таблица 2
Сравнительный анализ видового состава и заражённость клещей коксиеллами Бернета в очагах коксиеллёза за период 1991-1996 и 2001-2005 гг.
Вид клещей Обследовано клещей методом люминесцентной микроскопии Из них инфицировано
1991-1996 2001-2005 1991-1996 % 2001-2005 %
Dermacentor marginatus 65 90 42 63,9 26 28,9
Haemaphysalis punctata 49 60 36 73,7 23 38,3
Hyaloma plumbeum 35 50 21 58,7 12 24
Ixodes ricinus 10 20 5 50 8 40
Всего 159 204 104 68,6 69 33,8
В изучаемых нами очагах коксиеллеза Ставропольского края клещи играют существенную роль в циркуляции и поддержании возбудителя в природе. По нашим данным отмечена инфицированность клещей во всех обследованных хозяйствах (2001-2005 гг.), которая составила от 24 до 40 %, в частности, Dermacentor marginatus - 28,9, Haemaphysalis punctata - 38,3, Hya-loma plumbeum - 24, Ixodes ricinus - 40 %. При люминесцентной микроскопии мы наблюдали свечение гемолимфы клещей со специфической коксиеллезной сывороткой в 32,8 % от общего числа обследованных клещей (табл. 2).
Из 4 видов обнаруженных клещей, снятых с животных и пойманных «на флаг» в природных биотопах, отмечена их инфицированность во всех обследованных хозяйствах. При сравнении данных обследования разных лет четко выделяется тенденция к сохранению количества инфицированных клещей. Видимо, этот факт связан с отсутствием противоклеще-вых обработок, нарушениями зоогигиенических требований.
Полное отсутствие противоакарицидной профилактики в конце 90-х гг. ХХ в. на фоне безхозяйст-венности вновь привело к резкому увеличению коли-
чества клещей и сохранению их инфицированности, что особенно выражено у овец в пастбищный период.
Несмотря на вышеуказанные факты, в последнее десятилетие не зарегистрировано ни одного случая масштабных вспышек коксиеллёза среди животных и людей на территории Ставропольского края. По нашему мнению, данную ситуацию можно объяснить постоянной персистенцией возбудителя коксиеллёза в популяции восприимчивых животных. Их иммунный статус в связи с постоянным контактом с возбудителем изменился, что и вызвало появление иммунной прослойки.
Рассмотренные факторы внешней среды многочисленны и разнообразны, причём одни из них направлены на поддержание природного очага, обеспечивая его устойчивость и длительную циркуляцию во внешней среде, а другие являются типичными факторами, влияющими непосредственно на биологические свойства как самого возбудителя, так и макроорганизма. При этом факторное многообразие не исключает неконтролируемые изменения со стороны макро- и микроорганизмов и взаимоотношений в цепи микроорганизм (возбудитель) - переносчик -макроорганизм, что может привести к изменению вирулентности, а значит, и к длительному персисти-рованию.
Таким образом, проведённые нами исследования на территории Ставропольского края впервые выявили многофакторные системные изменения эколо-
гического сообщества, определяющего эпизоотическую ситуацию по коксиеллезу, что сопряжено с изменением процессов жизнедеятельности и биологических свойств всех входящих в него живых организмов, а также нарушением взаимоотношений между ними. Специфика этих изменений позволяет предположить вероятность факторной трансформации изучаемого инфекционного заболевания на современном этапе.
Литература
1. Отчёты Ставропольской станции по борьбе с болезнями животных 2000 - 2009 гг.
2. Тимченко Л.Д., Тинькова Е.Л. Ку-лихорадка (кокси-еллёз): ретроспектива и современное состояние вопроса. Ростов н/Д, 2007. 248 с.
3. Отчёты Государственного учреждения «Ставропольский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за 1992-2008 гг.
4. Отчёты Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю 2000-2008 гг.
5. Инфицированность возбудителем Ку-лихорадки диких грызунов и клещей в Омской области / О.И. Наконечный [и др.] // Перспективы развития аграрной науки и образования : сб. науч. тр. ИВМ Ом ГАУ. Омск, 2008. С. 199 - 201.
6. Тимченко Л.Д., Тинькова Е.Л. Клещи как путь формирования природных очагов коксиеллеза в Ставропольском крае // Ветеринарная патология. 2003. № 2 (6). С. 36.
Поступила в редакцию_29 августа 2011 г.