Научная статья на тему 'Влияние типа школьного обучения на возрастные изменения биохимических параметров слюны у детей'

Влияние типа школьного обучения на возрастные изменения биохимических параметров слюны у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SCHOOLING / СЛЮНА / SALIVA / ФЕРМЕНТЫ / ФЕРМЕНТИ / ENZYMES / ДИСБИОЗ / ДИСБіОЗУ / DYSBIOSIS / ШКіЛЬНЕ НАВЧАННЯ / СЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова И.И., Волченко Н.В.

Обучение детей по более сложной (коллегиальной) программе приводит с возрастом к снижению уровня в слюне биохимических маркеров защитных систем (лизоцима и каталазы) и увеличению маркера микробной обсеменённости (уреазы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова И.И., Волченко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВПЛИВ ТИПУ ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ НА ВІКОВІ ЗМІНИ БІОХІМІЧНИХ ПАРАМЕТРІВ СЛИНИ У ДІТЕЙ

Different education programs, widely used in Ukraine recently, give inadequate mental and psychological load. This fact, undoubtedly, affects physical health of children. That is why the aim of our investigation was to study the biochemical parameters of saliva of children of different age at their study by comprehensive or collegial programs. The difference in these programs is that in collegial program more time is spent in studying, mental workload is increased by complication of the given tasks. 37 children at the age of 8-11 and 13-16 years old took part in the investigation. 17 children underwent the comprehensive schooling, and 20 ones the collegial program. Mixed unstimulated saliva, in which the level of biochemical markers of inflammation (elastase activity), microbe insemination (urease activity), the degree of dysbiosis by Levitskij method, index of nonspecific immunity (lysozyme activity), the activity of antioxidant enzyme of catalase and enzyme of mineralization alkaline phosphatase, were determined, was gathered in all children. It was revealed, that at children growing older the more difficult (collegial) program education results in reduction of the level of biochemical markers of protective systems (lysozyme and catalase) and the growth of the marker of microbe insemination (urease) in saliva.

Текст научной работы на тему «Влияние типа школьного обучения на возрастные изменения биохимических параметров слюны у детей»

BicHUK стоматологИ", № 3, 2013

79

колонгй. Спостерггаеться пгдвищена кшьшсть мгкроо-рганГзмш паличкоподГбно! форми. Реакцгя адсорбци м1кроорган1зм1в становить 71,34+2,12 %. Серед лгм-фовдного компоненту незначна кшьшсть сегменто-ядерних нейтрофшв. Звертае на себе увагу статисти-чно достовГрне (Р<0,01) зростання у мазках-вщбитках юлькоси еозинофшш, яш мають ознаки виражених дистрофГчних змш. В пласл епггелш постшно вияв-ляються лгмфоцити, як правило, мал! Поодинок1 л1м-фоцити суттевого дГагностичного значення не мають, проте збшьшення !х кшькост1 свщчить про втягнення в процес Гмунно! системи органГзму 1 переход! гостро! запально! реакци в хрошчну.

Таким чином, виявлення дуже значно! кшькосп м1кроорган1зм1в, прикргплених до поверхш епггелюци-тш, може мати дГагностичне значення 1 свщчити про пригтчення активност нормальних механ1зм1в очищения слизово! оболонки 1 високо! ймов1рност1 розвит-ку шфекцшного процесу, при якому м1кроорган1зми порушують цшснкть епггелш та пщлеглих тканин, проникаючи в них або дгючи сво!ми токсинами.

Висновки. Отже, на характер! клш1чного перебь гу ГРВ1 у дггей, хворих на бронхГальну астму, безпо-середньо вщображаеться спiввiдношения мгж ступе-нем колонiзацi! бактерiально! флори та реактивтстю оргаиiзму дитини [4, 8]. Нами встановлено шформа-цгйну значимкть кiлькiсних i якiсних показниюв кль тинних компонента СОПР як факторгв мiсцевого iмунiтету. Спiввiдношения мiж епiтелiальними клгти-нами СОПР та видовим i кiлькiсним складом мшроор-гатзмш може залежати, очевидно, вiд спшввдношення мiж !х патогеннiстю та типом колотзаци бактерГаль-но! флори, з одше! сторони, i реактивнiстю макроор-гаиiзму, з шшо!.

Висока частота виявлення бактергй i зв'язок ¡н-фекцшних агентш з розвитком запалення на слизовгй порожнини рота дозволяе по-новому оцшити роль ре-страторно! iнфекцi! в патогенезi БА. Ряд авторш вва-жають, що вiрусна iнфекцiя е тригером загострення хронiчного запального процесу при БА [7, 9-11]. Встановлена рядом дослвджень можливкть персисте-нци респiраторних вiрусiв на фон зниження противь русного захисту говорить про те, що вiруси можуть брати активну участь в патогенезi БА, а не тгльки сприяти розвитку загострення хвороби.

Список лтератури

1. Бобырев В. Н. Особенности показателей иммунитета больных бронхиальной астмой в сочетании с аллергическими рино-синусопатиями / В. Н. Бобырев, Л. А. Муляр [и др.] // ¡мунолопя та алергологгя. - 2005. - №3. - С. 68.

2. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ / Под ред. проф. Боровского Е. В., проф. А. Л. Машкилейсона. — М.: МЕДпресс, 2001.— 320 с.

3. Значение вирусной инфекции при аллергических болезнях у детей и подростков. В кн.: Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. / [Булгакова В. А., Балаболкин И. И., Сенцова Т. Б.]; под ред. Ю. Л. Мизерницкого, А.Д.Царегородцева. - [вып.6.]

- М., 2006. - С. 106-115.

4. Волянська Л. А. Стан бготопу ротоглотки у дггей з час-тими ресшраторними захворюваннями / Л.А. Волянська, Л.Б. Рома-нюк, Р. Н. Калатай // Перинатология и педиатрия. - 2009. - № 3 (39).

- С. 160-161.

5. Гайдей В. Р. Роль у^овно-патогенно! флори г порушення ¡мунного гомеостазу у дгтей, якг часто г тривало хворгють / В.Р. Гайдей // ^феодши хвороби. - 2002. - №1. - С. 92-93.

6. Гемонов В. В. Защитные свойства поверхностных слоев

эпителия слизистой оболочки полости рта / В. В. Гемонов, М. А. Могильный // Стоматология. -2003. - №3(25). - С.4-6.

7. Некоторые аспекты терапии острых респираторных заболеваний у детей с аллергией / Э. Э. Локшина, О. В. Зайцева, С. В. Зайцева [и др.] // Лечащий врач. - 2012. - № 3. -С. 50-56.

8. Захворювання слизово! оболонки порожнини рота у д^ей. / [О. I. Марченко, Р. В. Казакова та ш.] - 1вано-Франювськ: Вид-во 1вано-Франк. держ.мед.академп, 2004. - 134с.

9. British Society for Allergy and Clinical Immunology ENT Sub-Committee. Rhinitis - Management Guidelines. - Dunitz., London. UK. - 2000. - 638 р.

10. Gern JE. Rhinovirus respiratory infections and asthma //American Journal of Medicine, 2002.-Vol. 112 Suppl 6A.-P.19-27.

11. Peebles RS Jr. Hartert TV. Respiratory viruses and asthma //Current Opinion in Pulmonaru Medicine, 2000.-Vol. 6(1).-P.10-14.

REFERENCES

1. Bobyrev V.N., Mulyar L.A. i dr. Features of indicators of immunity of patients with bronchial asthma in combination with allergic rinosinusopatiya. Imunologiya ta alergologiya. 2005; 3:68.

2. Borovskiy Ye. V., Mashkileysona A. L. Zabolevaniya slizistoy obolochki polosti rta i gub. [Diseases of a mucous membrane of an oral cavity and lips]. Moskva, MEDpress; 2001:320.

3. Bulgakova V.A., Balabolkin I.I., Sentsova T.B. Pul'monologiya detskogo vozrasta: problemy i resheniya [Pulmonology of children's age: problems and decisions]. Moskva, 2006;6:106-115.

4. Volyans'ka L.A., Romanyuk L.B., Kalatay R.N. Condition of a biotope of a rotoglotka at children with frequent respiratory diseases. Perinatologiya i pediatriya. 2009;3(39):160-161.

5. Gaydey V.R. Role of opportunistic flora and violation of an immune homeostasis at children, it is frequent and long the ill. Infekcijni hvoroby. 2002;1:92-93.

6. Gemonov V.V., Mogil'nyy M.A. Protective properties of blankets of an epithelium of a mucous membrane of an oral cavity. Stomatologiya. 2003;25(3):4-6.

7. Lokshina E.E., Zaytseva O.V., Zaytseva S.V., Gromadina O.V., Shklyayeva I.V., Murtazayeva O.A. Some aspects of therapy of sharp respiratory diseases at children with an allergy. Lechashchiy vrach. 2012;3:50-56.

8. Marchenko O.I., Kazakova R.V., Dichko E.N., Rozhko M.M., Gevkalyuk N.O. Zakhvoryuvannya slizovoi obolonki porozhnini rota u ditey [Diseases of a mucous membrane of a cavity a company at

children]. Ivano-Frankivs'k, Vid-vo Ivano-Frank. derzh.med.akademii; 2004:134.

9. British Society for Allergy and Clinical Immunology ENT SubCommittee. Rhinitis - Management Guidelines. - Dunitz., London. UK. 2000:638.

10. Gern JE. Rhinovirus respiratory infections and asthma. American Journal of Medicin, 2002;112 Suppl 6A.:19-27.

11. Peebles RS Jr. Hartert TV. Respiratory viruses and asthma. Current Opinion in Pulmonaru Medicine, 2000; 6(1):10-14.

Надшшла 23.05.13

УДК 612.313.3-053.5:577

И. И. Соколова, д. мед. н., Н. В. Волченко,

Харьковский национальный медицинский университет

ВЛИЯНИЕ ТИПА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СЛЮНЫ У ДЕТЕЙ

Обучение детей по более сложной (коллегиальной) программе приводит с возрастом к снижению уровня в слюне биохимических маркеров защитных систем (лизоцима и

© Соколова И. И., Волченко Н. В., 2013.

80

BicHUK стоматологи", № 3, 2013

каталазы) и увеличению маркера микробной обсеменённо-сти (уреазы).

Ключевые слова: школьное обучение, слюна, ферменты, дисбиоз.

1.1. Соколова, Н. В. Волченко

Харювський нащональний медичний унгверситет

ВПЛИВ ТИПУ ШКШЬНОГО НАВЧАННЯ НА В1КОВ1 ЗМ1НИ Б1ОХ1М1ЧНИХ ПАРАМЕТР1В СЛИНИ У Д1ТЕЙ

Навчання дтей за складноi (колегiальноi) програми приводить з вжом до зниження рiвня в слит бiохiмiчних парамет-рiв захисних систем (лгзоциму i каталази) i до збыьшення рi-вня маркера мжробного обаметння (уреази). Ключовi слова: шктьне навчання, слина, ферменти, дисбюзу.

1.1. Sokolova, N. V. Volchenko

Kharkov National Medical University

THE INFLUENCE OF THE TYPE OF SCHOOLING ON THE AGE CHANGES IN BIOCHEMICAL

PARAMETERS OF SALIVA IN CHILDREN

ABSTRACT

Different education programs, widely used in Ukraine recently, give inadequate mental and psychological load. This fact, undoubtedly, affects physical health of children. That is why the aim of our investigation was to study the biochemical parameters of saliva of children of different age at their study by comprehensive or collegial programs. The difference in these programs is that in collegial program more time is spent in studying, mental workload is increased by complication of the given tasks. 37 children at the age of 8-11 and 13-16 years old took part in the investigation. 17 children underwent the comprehensive schooling, and 20 ones - the collegial program. Mixed un-stimulated saliva, in which the level of biochemical markers of inflammation (elastase activity), microbe insemination (urease activity), the degree of dysbiosis by Levitskij method, index of nonspecific immunity (lysozyme activity), the activity of antioxi-dant enzyme of catalase and enzyme of mineralization - alkaline phosphatase, were determined, was gathered in all children. It was revealed, that at children growing older the more difficult (collegial) program education results in reduction of the level of biochemical markers of protective systems (lysozyme and cata-lase) and the growth of the marker of microbe insemination (urease) in saliva.

Key words: schooling, saliva, enzymes, dysbiosis.

Различные школьные программы обучения, которые в последнее время широко используются в Украине, несут неадекватную умственную и психологическую нагрузку, что, безусловно, сказывается на физическом здоровье детей [1-3].

Цель нашего исследования. Изучение биохимических параметров слюны детей разного возраста при обучении их по общеобразовательной либо по коллегиальной программам. Различия между этими программами состоят в том, что в коллегиальной программе учебе уделяется больше времени, увеличена умственная нагрузка за счет усложнения поставленных задач [4, 5].

Такая программа обучения создает нередко

стрессовые ситуации в организме, а они, как известно, негативно сказываются на состоянии многих физиологических систем [6, 7, 8].

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 37 детей в возрасте 8-11 лет (20 человек) и 1316 лет (17 человек). Из этого числа 17 детей обучались по общеобразовательной программе, а 20 детей -по коллегиальной.

У всех детей собирали смешанную нестимулиро-ванную слюну в соответствии с рекомендациями [9].

В слюне определяли уровень биохимических маркеров воспаления (активность эластазы [10]), микробной обсемененности (активность уреазы [11]), степени дисбиоза по Левицкому [11], показателя неспецифического иммунитета (активность лизоцима [12]), активность антиоксидантного фермента катала-зы [9], а также фермента минерализации - щелочной фосфатазы (ЩФ) [9].

Результаты и их обсуждение. На рис. 1 представлены результаты определения в слюне детей разного возраста биохимических маркеров воспаления и дисбиоза. Из этих данных видно, что уровень маркера воспаления - активность эластазы имеет тенденцию к росту с возрастом детей, причем эта тенденция не зависела от характера школьного обучения. Тем не менее, у детей, получавших обучение по коллегиальной программе, уровень эластазы в обеих возрастных группах несколько выше аналогичного показателя у детей, обучавшихся по общеобразовательной программе.

Совершенно иначе ведет себя активность уреазы, отражающей микробную обсемененность. У детей, находящихся на общеобразовательной программе, она падает, тогда как у детей, обучающихся по коллегиальной программе она, напротив, проявляет тенденцию к росту с возрастом.

Аналогичные изменения претерпевает и показатель степени дисбиоза по Левицкому: у детей, обучающихся по общеобразовательной программе, степень дисбиоза с возрастом падает (почти в 2,5 раза), тогда как у детей, находящихся на коллегиальной программе, степень дисбиоза не только не снижается, но даже проявляет тенденцию к росту.

На рис. 2 представлены результаты определения в слюне защитных ферментов у детей разного возраста, обучающихся по разным школьным программам. Как видно из этих данных, у детей, обучающихся по общеобразовательной программе, активность лизоци-ма с возрастом резко (почти в 2 раза) возрастает, тогда как у детей, находящихся на коллегиальной программе, активность лизоцима не растет с возрастом, а уровень других показателей защиты - активность ка-талазы и ЩФ достоверно снижаются с возрастом.

Таким образом, обучение детей по коллегиальной программе приводит с возрастом к снижению уровня защитных ферментов. Тем не менее, начальные показатели защитных ферментов слюны у детей в возрасте 8-11 лет существенно выше у детей, получавших образование по коллегиальной системе.

Полученные данные свидетельствуют об определенном негативном влиянии на состояние полости рта сложной программы обучения и ставят на повестку дня решение проблемы укрепления здоровья детей, получающих такие программы обучения.

BicHUK стоматол oziï", № 3, 2013

81

1,2 1

0,8 -

0,6 -0,4 0,2 -I

0

Эластаза,мк-катЛ

rii

ri-

ri

rîl

0,75

0,60

0,45

0,30 0,15

Уреаза, мк-кат/л

il

il 2,0 1,5

1,0 0,5

2 13 24

□ 8-11 лет □ 13-16 лет

Степень дисбиоза, ед.

Рис. 1. Влияние характера обучения на возрастные изменения уровня в слюне биохимических маркеров воспаления и дисбиоза (1 - общеобразовательная программа, 2 - коллегиальная программа).

150 п

120 -

90 -

60

30

Лизоцим, ед/л

0,20

0,16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,12

0,08 0,04

Каталаза, мкатУл

0,16

0,12

0,08 0,04

ЩФ, мк-кат/л il

3 1 4 2 □ 8-11 лет □ 13-16 лет

Рис. 2. Влияние характера обучения на возрастные изменения уровня защитных ферментов слюны (1 - общеобразовательная программа, 2 - коллегиальная программа).

Список литературы

1. Пивоварова Е. А. Физиология человека / Е. А. Пивова-рова, Р. М. Городничев // Гигиена и санитария. - 2007. - Т.33, № 4.

- С. 132-134.

2. Коренев Н. М. Проблемы формирования здоровья в современной школе / Н. М. Коренев // Журнал АМН Украины. - 2001.

- Т.7, № 3. - С. 475-479.

3. Беседина А. А. Состояние здоровья школьников при инновационной системе обучения / А. А. Беседина, Т. М. Колпакова // Медицина сегодня и завтра. - 2003. - №1. - С. 93-96.

4. Баранов А. А. Медицинские и социальный аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М.- Сухарева - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - с. 352.

5. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам / Т. В. Потупчик, М. В. Макарова, Е. И. Прахин [и др.] // Гигиена и санитария. - 2011. - № 6. - С. 41-44.

6. Миннибаев Т. Ш. Бюджет времени, успеваемость и адаптация учащихся профильных классов «Школа - ВУЗ» / Т. Ш. Миннибаев, К. Т. Тимошенко, Г. А. Гончарова // Гигиена и санитария. - 2012. - № 2. - С. 67-69.

7. Карпенко Ю. Д. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса / Ю. Д. Карпенко // Гигиена и санитария. - 2010. - № 1. - С. 78-80.

8. Мусалимова Р. С. Влияние предметных олимпиад на функциональное состояние организма старшеклассников / Р. С.

Мусалимова // Гигиена и санитария. - 2012. - № 2. - С. 61-63.

9. Биохимические маркеры воспаления тканей ротовой полости: метод. рекомендации // А. П. Левицкий, О. В. Деньга, О. А. Макаренко [и др.] - Одесса: КП ОГТ, 2010 - 16 с.

10. Левицкий А. П. Методы определения активности эла-стазы и ее ингибиторов: метод. рекомендации / А. П. Левицкий, А. В. Стефанов. - К.: ГФЦ Украины, 2002. - 15 с.

11. Ферментативный метод определения дисбиоза полости рта для скриннинга про- и пребиотиков: метод. рекомендации / А. П. Левицкий, О. А. Макаренко, И. А. Селиванская [и др.] - К.: ГФЦ Украины, 2007. - 26 с.

12. Левицкий А. П. Лизоцим вместо антибиотиков / А. П. Левицкий. - Одесса: КП ОГТ, 2005. -74 с.

REFERENCES

1. Pivovarova E. A., Gorodnichev R. M. Human physiology. Gigiena i sanitariya. 2007; 33 (4): 132-134.

2. Korenev N. M. Problems of formation of health at modern school. Zhurnal AMN Ukrainy. 2001; 7 (3):475-479.

3. Besedina A. A., Kolpakova T. M. Health status of schoolchildren under the conditions of a new innovatory system of education. Meditsina segodnya i zavtra. 2003; 1: 93-96.

4. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukharev L. M. Meditsynskie i sotsialnye aspekty adaptatsii sovremennykh podrostkov k usloviyam vospitaniya, obucheniya i trudovoy deyatelnosti [Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to the terms of education, teaching and labour activity. Guidance for Doctors]. Moskva,

82

BicHUK cmoMamoMozii", № 3, 2013

GEOTAR Media, 2007: 352.

5. Potupchik T. V., Makarova M. V., Prakhin E. I. Criteria for determining the adaptation of children to schooling loads. Gigiena i sanitariya. 2011; 6: 41-44.

6. Minnibayev T. Sh., Timoshenko K. T., Goncharova G. A. Time budget, progress, and adaptation in school-university profile class pupils. Gigiena i sanitariya. 2012; 2: 67-69.

7. Karpenko Yu. D. Functional states in students under examination stress. Gigiena i sanitariya. 2010; 1: 78-80.

8. Musalimova R.S. Influence of subject olympiads on the functional state of organism of senior pupils. Gigiena i sanitariya.and Sanitation. 2012; 2: 61-63.

9. Levitskiy A. P., Denga O. V., Makarenko O. A., Dem'yanenko S. A., Rossachanova L. N., Knava O. E. Biokhimicheskie markery vospaleniya tkaney rotovoy polosti: metodicheskie rekomendatsii [Biochemical markers of inflammation of oral cavity tissue: method guidelines]. Odessa, KP OGT, 2010:16.

10. Levitskiy A. P., Stefanov A. V. Metody opredeleniya aktivnosti elastazy I eye ingibitorov [Methods for determination of activity of elastase and its inhibitors]. Kiev, GFC, 2002: 15.

11. Levitskiy A. P., Makarenko O. A., Selivanskaya I. A., Rossachanova L. N., Denga O. V., Pochtar V. N., Skidan K. V., Goncharuk S. V. Fermentativnyy metod opredeleniya disbioza polosti rta dlya skrininga pro- i prebiotikov: metodicheskie rekomendatsii [Enzymatic methods for determination of oral dysbiosis for screening pro-and prebiotics: method guidelines]. Kiev, GFC, 2007: 22.

12. Levitskiy A. P. Lizotsym vmesto antibiotikov /Lysozyme instead of antibiotics]. Odessa, KP OGT, 2005:74.

nocTynara 21.08.13

■ | A i ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.