УДК: 616.89-008.454+616-01-036.86+615.838/851
ВЛИЯНИЕ ТИПА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОГНОЗА ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ
Назарова Е. В.
Кафедра психиатрии, наркологи, психотерапии с курсом общей и медицинской психологи, Медицинской академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И.Вернадского», 295006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия;
Для корреспонденции: Назарова Екатерина Валерьевна, аспирант кафедры психиатрии, наркологи, психотерапии с курсом общей и медицинской психологи, Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», E-mail: kat-koginova@rambler.ru
For correspondence: Ekaterina V. Nazarova, postgraduate of the Department of psychiatry, narcology, psychоtherapy with a course of general and medical psychology, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, E-mail: kat-koginova@rambler.ru Information about the author:
Katerina Nazarova http://orcid.org/0000-0003-0194-9149
РЕЗЮМЕ
Проведенные исследования у детей больных ДЦП (по данным уровней и шкал развития детей) выявили дефицитарность неврологических, ортопедических, денситометрических, психологических и других системных показателей, что позволило ранжировать детей в 3 клинико-реабилитационные группы с благоприятным, относительно благоприятным и низким/ или неблагоприятным прогнозом. Дети с высоким реабилитационным прогнозом (РП) практически не нуждались в постоянном уходе, что благоприятно отражалось на стержневых социальных и экономических позициях матерей; при относительно благоприятном прогнозе ребенка экономические и социальные проблемы выявлены у 62% матерей; у детей с неблагоприятным реабилитационным прогнозом 86% матерей имели низкий социальный статус.
Психометрические и клинические исследования, проведенные у родителей, выявили зависимость клинико-психологических особенностей от типа реабилитационного прогноза детей, больных детским церебральным параличом. Первая группа родителей характеризовалась преимущественно тревожно-сенситивными личностными тенденциями (благоприятный тип РП). Вторая - поведенческими личностными тенденциями (относительно благоприятный тип РП). У родителей третьей группы проявлялась предрасположенность к соматическим заболеваниям и черты, присущие как первой, так и второй группам (неблагоприятный тип РП ребенка).
Выявленный характер вариантов личностных деформаций матерей определил выбор средств, направленных на оказание помощи в условиях санатория: для первой группы родителей - комплексное санаторно-курортное лечение с методиками физиотерапии неврозов; для второй группы дополнительно применяли методы психотерапии; для третьей группы - комплексное использование приемов, как первого, так и второго направлений на фоне медикаментозной терапии.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитационный прогноз, диагностические средства, немедикаментозные методы, бальнеотерапия, методы психотерапии.
THE EFFECT OF TYPE OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISORDERS OF THE NERVOUS SYSTEM ON THE CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PARENTS.
METHODS OF CORRECTION
Nazarova E. V.
Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
SUMMARY
Conducted research of children with cerebral palsy (according to levels and scales of children's development) revealed deficits in neurological, orthopedic, densitometric, psychological and other system metrics that allow to rank children in 3 clinical and rehabilitation group with a favorable, relatively favorable and low or unfavorable prognosis. Children with high rehabilitation prognosis (RP) almost didn't need constant care, which has a positive impact on social and economic position of mothers; for the relatively favourable prognosis of the child economic and social problems identified in 62% of the mothers; children with a poor rehabilitation prognosis 86% of mothers had low social status.
Psychometric and clinical studies conducted in parents revealed a correlation of clinical and psychological characteristics of the type of rehabilitation of children with cerebral palsy. First group of parents was characterized by predominantly anxiety-sensitive personal tendencies (favorable type RP). Second - personal behavioral tendencies (relatively benign type RP). The parents of the third group manifested a predisposition to somatic diseases and traits of both the first and second groups (adverse type RP ).
Identified nature of options of personal deformations of mothers identified a range of funds aimed at rendering assistance in the conditions of sanatorium: for the first group of parents - a complex of sanatorium-
resort treatment in physical therapy of the neuroses; the second group was additionally applied methods of psychotherapy; for the third group - the integrated use of the techniques of both the first and second directions on the background of drug therapy.
Key words: cerebral palsy, rehabilitation prognosis, diagnostic methods, non-pharmacological methods, balneotherapy, psychotherapy.
В последние годы наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Помимо количественного увеличения, нарушения в развитии все чаще носят множественный характер, затрагивая физическую и психическую сферы, вызывая нарушения поведения, деформируя личность.
Психотравма родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, заключается в формировании хронического дистресса, изменении структуры отношений к себе с нарушением социального функционирования, а попытка уйти от проблем, характеризуется высоким уровнем разводов в семьях. Это приводит к появлению устойчивых невротических и соматоформных расстройств [1, 2, 3].
Многолетние научные исследования, проведенные в области психиатрии, общественного здоровья доказывают, что семья, как ближайшее окружение больного, способна оказывать на него существенное терапевтическое воздействие, при этом должны рассматриваться различные аспекты работы с семьями: психотерапевтический; медико-социальный; психообразовательный [4-9]. Особое значение необходимо уделить санаторно-курортному этапу реабилитации не только детей, но и родственников больного с использованием на Евпаторийском курорте технологий комплексного применения психологической коррекции, бальне-опроцедур, физиотерапии, рациональной и суггестивной психотерапии.
Цель данной работы - изучить личностные и психоэмоциональные особенности родителей в зависимости от типа реабилитационного прогноза (РП) больного ребенка, определить методики коррекции с применением немедикаментозных факторов и подходы к медико-психологической помощи семьям, воспитывающим больных ДЦП.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Всего обследовано 151 матерей, возраст составил [Ме (25%; 75%)]: 35, 55±5,66 лет (23 лет 10 мес.; 44 года 7 мес.) и 85 детей, больных ДЦП, возраст составил [Ме (25%; 75%)]: для мальчиков 9 лет 2 мес. (6 лет 10 мес.; 11 лет 7 мес.), для девочек 10 лет 9 мес. (6 лет 10 мес.; 12 лет). Диагноз ДЦП устанавливали в соответствии с классификацией МКБ-10.
Обследование включало психометрический тест: СМИЛ мини. Результаты моторного развития детей оценены с использованием международных шкал GMFCS, GMFMS-88 и центильных
таблиц моторного развития, соотнесенных с этими шкалами. Функция рук оценена с применением шкалы MACS [10]. Динамику результатов лечения оценивали по психометрическим и клинико-функциональным показателям до и после лечения.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
Статистическая обработка полученных данных проведена с применением методов вариационной статистики с вычислением средних величин (M), оценкой вероятности расхождений (m), оценкой достоверности изменений с использованием t-критерия Стьюдента. За достоверную принималась разность средних значений при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуется сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и расстройствами сенсомоторной чувствительности.
Клинически пациентов с разными формами ДЦП разделили на 3 группы: общее число пациентов со спастической диплегией (G80.1) - 41 (49,4%; 28 мальчиков и 13 девочек); гемиплегиче-ской формой (G80.2) - 29 (34,9%; 17 мальчиков и
12 девочек); гиперкинетической формой (G80.3) -
13 (15,7%; 7 мальчиков и 6 девочек).
Психологические исследования показали, что наиболее фрустрирующими психику родителей оказывают двигательные расстройства у детей, больных ДЦП. Эта категория нарушений свидетельствует, во-первых, о наличии внешнего количества (уродливости), которое привлекает постоянное внимание окружающих и, таким образом, травмирует сознание родителей; во-вторых, предполагает необходимость постоянной физической помощи больным детям, необходимость постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.
При спастической диплегии (парапарез или болезнь Литла) нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Помимо спастических парезов, иногда наблюдались хореоатетоидные гиперкинезы, более выраженные в пальцах рук и мимических мышцах. Дети малообщительны, тяжело переживают двигательную неполноценность, лучше себя чувствуют среди таких же детей. У 10-ти детей выявлены сочетания с умственной отсталостью.
При гемиплегической (гемипаретическая) форме у детей гемиплегия или гемипарез, проявлялись наибольшим поражением верхних конечностей, имелись синкинезии у 18.2% (4 детей), иногда гиперкинезы, укорочение и утончение конечностей. У 3-х детей наблюдалось нарушение речи по типу псевдобульбарной дизартрии, у 2-х - в виде моторной алалии, эпилептические приступы - генерализованные или в виде джексоновских судорог на пораженной стороне, заде ржка или недоразвитие психических функций (5 детей).
При гиперкинетической форме выявлено изменение тонуса мышц, преимущественно по типу мышечной ригидности или дистонии, наличие ги-перкинезов. Почти у половины детей отмечались нарушения речи, вегетативно-сосудистые и висцерально-обменные нарушения, выраженные цере-брастенический и дезадаптационный синдромы, снижение слуха. Психическое развитие отставало нерезко: дети дружелюбны, общительны, не всегда осознают свой дефект. Однако, в данном случае нарушения движения и речи затрудняли их социальную адаптацию.
Современная оценка состояния больных ДЦП подразумевает анализ не только отдельных двигательных или когнитивных параметров пациентов, но и функциональных изменений, более значимых для повседневной жизни больных и их семей. Поэтому, в исследовании проведена объективная и стандартизованная оценка исходного функционального статуса ребенка, больного ДЦП с уточнением типа его реабилитационного прогноза.
Применяли наиболее распространенную и принятую на сегодняшний день функциональную классификацию ДЦП - «Система классификации глобальных моторных функций» (Gross Motor
Function Classification System, GMFCS) с анализом отдельных функциональных возможностей пациентов: двигательной активности, самообслуживания и социальной адаптации пациентов с ДЦП по моторике верхних конечностей [10].
Поэтому, для стандартизации оценки функции рук у детей разработаны специализированные шкалы и разделы в уже существующих системах классификации, наибольшее распространение из которых получили «Система классификации мануальных навыков» (Manual Ability Classification System, MACS), основанные на оценке игровых функций ребенка либо демонстрации им повседневных бытовых навыков [11]. Эта шкала позволяет оценивать двуручную деятельность у детей с разными формами ДЦП в повседневной жизни, и ее результаты хорошо соотносятся с показателями оценки глобальных моторных функций по GMFCS [12].
Речевые расстройства у детей, страдающих церебральным параличом, являются отягощающими для психики родителей, т.к. именно нарушение или полное отсутствие возможности общения со своим ребенком с помощью речи является предпосылкой к установлению коммуникативного барьера в родительско-детских отношениях. Проведенные исследования подтвердили, что около трети (30,9%) детей страдали разнообразными формами дизартрии, алалией, дислексией, дисграфией. При этом у части детей речевые расстройства сопровождались моторной алалией.
Для стандартизации оценки интеллекта больных ДЦП применяли тесты «Уровень интеллекта» и «Уровень речевого развития». Распределение пациентов по клиническим формам ДЦП и уровням и шкалам развития пациентов приведено в табл.1, рис. 1.
Табл. 1
Формы ДЦП Степень спастич-ности (шкала Эшуорта) Степень пареза (сила мышц) Уровень GMFCS Степень ограничений движений Классификации функции руки (MACS) Уровень интеллекта Уровень речевого развития
Спастическая диплегия G 80.1 2,86±0,35 2,53±0,49 4,67±0,47 3,65±0,48 4,16 ±0,65 78,32±2,36 1,96±0,34
Спастическая гемиплегия G 81.1 2,76±0,32 2,33±0,23 3,27±0,35 3,45±0,23 4,78 ±0,32 76,46 ±2,41 2,45±0,43
Гиперкинетическая форма G 80.3 1,15±0,14 Р2 <0,05 4,03±0,32 Р2 <0,05 2,56±0,34 Р1 <0,05 1,45±0,54 Р1,2 <0,05 2,64±0,54 84,34±1,51 Р2 <0,05 2,13±0,16
Итого 2,35±0,23 2,79±0,37 3,83±0,41 2,85±0,31 3,19±0,42 78,70±3,17 2,18±0,29
Примечание: р1 <0,05 различия между 1 и 3 группами; р2 <0,05 различия между 2 и 3 группами
Клинические формы детского церебрального паралича, уровни и шкалы развития пациентов
(баллы, M±m, п= 76)
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Степень спастичности
■ Цепень пареза
И Уровень GMFCS
В Степень ограничений движений
Ш Класс. и функц руки.
■ Уровень речевого развития_
Рис.1 Клинические формы детского церебрального паралича, уровни и шкалы развития пациентов.
Проведенные сравнения выявили, что при гиперкинетической форме ДЦП у детей в целом были более легкие нарушения по данным глобальных моторных функций, по сравнению с двусторонними формами поражения при спастической диплегии (р =1x10-6). При анализе взаимосвязи общего моторного дефицита по GMFCS и степени нарушения функции верхних конечностей по MACS, установлена сильная корреляционная зависимость (r =0,8; p<0,05 между указанными признаками).
При сопоставлении усредненных показателей IQ у больных с различными клиническими формами ДЦП было отмечено, что наиболее низким он был у детей с гемипаретическими изменениями (76,46 ±3,41 балла). При этом у больных, с
гиперкинетической формой, обнаруживались самые высокие показатели Щ 84,34±4,56 балла. Дети с наибольшим дефицитом мануальных навыков также демонстрировали значительное ограничение общих моторных функций, уровней двигательного дефицита и интеллекта, что подтверждено статистически значимыми различиями (р <0,05).
У детей, больных ДЦП выявлена дефицитар-ность неврологических, ортопедических, денсито-метрических, психологических и других системных показателей, это позволило ранжировать детей в 3 клинико-реабилитационные группы с благоприятным, относительно благоприятным и низким/ или неблагоприятным прогнозом. В табл. 2, рис. 2 представлена взаимосвязь типа РП со шкалами развития пациентов.
Табл. 2
Типы реабилитационного прогноза у детей больных ДЦП, уровни и шкалы развития пациентов
(М±т)
Тип РП Степень спастичности (шкала Эшуорта) Степень пареза (сила мышц) Уровень GMFCS Степень ограничений движений Классификации функции руки (MACS) Уровень интеллекта Уровень речевого развития
1 тип 27 чел. 1,06±0,13 4,53±0,15 1,17±0,16 1,15±0,24 1,16 ±0,37 82,32±2,2 2,96±0,14
2 тип 25 чел. 2,26±0,21 2,93±0,32 3,07±0,15 Р2 <0,05 2,25±0,21 4,78 ±0,12 Р2 <0,05 73,4±3,32 2,45±0,33
3 тип 24 чел. 2,95±0,16 Р1 <0,05 2,03±0,21 Р1 <0,05 3,96±0,11 Р1 <0,05 2,87±0,31 Р1 <0,05 3,96±0,21 61,3±4,41 Р1-3 <0,05 1,13±0,11 Р1'3 <0,05
Примечание: р1 <0,05 различия между 1 и 3 типами РП; р2 <0,05 различия между 1 и 2 типами РП р3 <0,05 различия между 2 и 3 типами РП.
25
20
15
10
шшш
Степень спастичности
1,15
II
2,76
III
2,86
■ Степень пареза ИЗ Уровень GMFCS
4,05 2,56
■ Степень ограничений движений
ЕЭ Класс. и функц руки.
И Уровень речевого
1,45
2,64 2,13
Рис.2 Типы реабилитационного прогноза у детей больных ДЦП, уровни и шкалы
развития пациентов (М±т).
5
0
I
На основе сопоставления полученных клини-ко-инструментальных данных и стандартизации оценки функционального развития больных ДЦП были сформированы три группы, а проведенные у родителей психодиагностические корреляционные
исследования подтвердили влияние выявленного типа реабилитационного прогноза ребенка на кли-нико-психологические особенности и социальный статус родителей (табл. 3.)
Табл. 3
Результаты психологического исследования по шкале СМИЛ - мини, ( %, п =77 чел.)
1 гр 2 гр 3 гр
Чел. % Чел. % Чел. %
1. Ипохондрия 2 8,0 7 29,2 3 10,7
2. Депрессии 2 8,0 5 20.8 5 17,9
3. Истерии 6 21,4
4. Психопатии 4 14,2
5. Паранойяльности 1 4,0 3 12,5 2 7,1
6. Психастении 2 8,0 5 20.8 5 17,9
7. Шизоидности 3 10,7
8. Гипомании 15 60,0 4 16,7 2 7,1
Всего 25 100,0 24 100,0 28 100,0
ОБСУЖДЕНИЕ
Психологическое исследование стандартизированным многофакторным методом СМИЛ-мини определило несколько преобладающих личностных тенденций у родителей, воспитывающих детей больных ДЦП. В большей степени доминирующими и выраженными оказались личностные тенденции, характеризующие гипоманию (21 чел, 27.29 %), ипохондрию, депрессию, психастению (по 12 чел. (15,58%), что указывало на снижение психопсихологического резерва.
Для уточнения проведен сравнительный анализ фоновых показателей по профилю СМИЛ-мини от выявленного типа реабилитационного прогноза ребенка. Согласно полученным данным у родителей, отнесенных к первой группе преобладали изменения по 8 шкале теста (р <0,05). Для родителей с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение, они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны, однако им не хватает выдержки и настойчивости.
Профиль родителей второй группы характеризовался преобладающими изменения по 1, 2, 6 шкалам теста (р <0,05), характеризующими психопатологические нарушения и снижение психофизиологического резерва.
Из перечисленного спектра характеристик у родителей данной подгруппы в качестве ведущих выделяются переживания, связанные с осознанием неразрешимости как собственных проблем, так и проблем, связанных с больным ребенком. Родители, анализируя причины болезни ребенка, откровенно винят себя, однако силы и возможности для исправления в целом ситуации они в себе не находят. Существующие проблемы интерпретируются в их сознании, что выхода из них нет. Скептицизм, пессимистичность, безвыходность жизненных установок постоянно поддерживают у 20,8 % родителей неуверенностью в правильности принимаемых решений, а также подавленным или «тревожным» настроением.
Профиль родителей третьей группы характеризовался в отличие от первой группы преобладанием по 3-й (р <0,05), 2 и 6 шкалам теста. Характерной чертой родителей данной подгруппы является выраженная демонстративность в поведении и суждениях, желание обратить на себя внимание, а также тенденция к самовзвинчиванию в стрессовых ситуациях.
Одновременно этим лицам свойственна неустойчивость самооценки: от самой высокой до самой низкой. Проблемы, имеющиеся у родителей усиливают истероидно-тревожные личностные тенденции, невротические и неврозоподобные расстройства. Данные реакции пациентов ухудшают соматическое состояние и это усугубляет их характер социального функционирования, т к проблемы, которые волнуют их в первую очередь, кроме здоровья ребенка, касаются, как правило, их собственного самочувствия и межличностных взаимоотношений.
Чаще всего жалобы звучат на повышенное артериальное давление, боли в сердце, вегетососуди-стую дистонию, плохой сон и аппетит, язвенную болезнь желудка. Часть родителей объясняли также свою личную пассивность в жизни некоторую отстраненность от ее ритма тем, что борьба за здоровье больного ребенка источила их силы.
В межличностном отношениях эта группа родителей проявила повышенное внимание, по сравнению с другими обследованными, к «нравственным» характеристикам окружающих: из их уст часто звучали жалобы на несправедливое отношение администрации к проблемам родителей, нечуткое отношение родственников.
Таким образом, изучение психологических шкал позволило сформировать три группы родителей с определенными типологическими характеристиками.
Первая группа характеризовалась тревожно-сенситивными личностными тенденциями, это были родители, воспитывающие детей с высоким
реабилитационным прогнозом, которые практически не нуждались в постоянном уходе, что благоприятно отражалось на стержневых социальных и экономических позициях матерей.
Во второй группе родителей при относительно благоприятном прогнозе ребенка социальные проблемы выявлены у 62% матерей, что проявлялось поведенческими личностными тенденциями.
У родителей третьей группе определена предрасположенность к соматическим заболеваниям и все психологические черты, присущие как для первой, так и второй групп (рис. 3). В данной группе в 86% случаев родители имели детей с неблагоприятным реабилитационным прогнозом, что сочеталось низким социальным статусом.
Характер вариантов личностных изменений определил выбор средств, направленных на оказание коррекционной помощи: для первой группы родителей - психотерапия и физиотерапия неврозов; для второй группы - психотерапия психопатий; для третьей группы - использование средств, как первого, так и второго направлений.
В процессе проведенной работы апробирована программа медико-психосоциальной реабилитации с ориентацией на семью пациента, а также дифференцированные методики с применением немедикаментозных факторов (климатолечение, ЛФК (в т. ч. психотерапевтическое потенцирование физической тренировки), бальнеолечение (хвойно-морские ванны, йодобромные ванны, жемчужные ванны на морской воде), методов психотерапии. Тестирование, проведенное разными методами, подтверждает тенденцию позитивных изменений и свидетельствует, что после лечения у родителей определялась структура адаптации к психогенным раздражителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставления клинико-функциональных данных и стандартизация оценки функционального развития детей больных ДЦП позволили выделить три клинико-реабилитационные прогностические группы, а проведенные у родителей психодиагностические исследования подтвердили влияние выявленного типа реабилитационного прогноза ребенка на клинико-психологические особенности и социальный статус родителей. Однако, следует подчеркнуть, что приведенная систе-
Рис. 3. Результаты психологического исследования по шкале СМИЛ-мини.
матизация адаптационных возможностей больных ДЦП носит достаточно условный характер. В процессе реабилитации уровни социальной адаптации детей могут существенно меняться. Важным для ребенка, больного ДЦП является не только сам факт наличия у него той или иной формы двигательных расстройств, присутствие в клинической картине болезни определенных вариантов речевых или психических нарушений. Определяющее значение для приспособительного поведения ребенка имеет уровень предъявляемых к нему требований социальной микросреды, понимания родителями особенностей его адаптационных возможностей и в целом, стратегия его воспитания.
Многолетние исследования, проведенные на Евпаторийском курорте и наш опыт, показывает, что адаптационные ресурсы ребенка весьма пластичны и имеют значительный потенциал при условии проведения своевременных и адекватных лечебно-реабилитационных и психолого-педагогических мероприятий, как ему, так и родителям.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эйдемиллер Э. Г. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: (учеб. пособие для врачей и психологов). СПб.: Речь; 2005.
2. Петров Д.С. Роль семьи в лечении и реабилитации лиц с психическими расстройствами (комплексное медико-социальное и клинико-пси-хиатрическое исследование): Дис. ... д-р. мед. наук Москва; 2012. Доступно по: http://www.dissercat. com/content/rol-semi-v-lechenii-i-reabilitatsii-lits-s-psikhicheskimi-rasstroistvami-kompleksnoe-mediko-Ссылка активна на 23.11.2016.
3. Физиотерапия: национальное руководство. Под ред. Пономаренко Г.Н. М.: Издательство ГЭО-ТАР-Медиа; 2009:864
4. Крадинова Е.А., Кулик Е.А, Вербенко В.А., Илиади И.В., Чемоданова Е.В. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с особыми возможностями (сообщение 1). Вестник физиотер. и курортол. 2010;2:52-59.
5. Хритинин Д.Ф. Психосоциальная помощь пациентам с психическими расстройствами и их семьям: состояние, проблемы и пути их. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2008;3:78-82.
6. Мельников В.А. Практикум по основам психологии: тесты и хрестоматия. Учебное пособие для студентов медицинского института. Симферополь: Сонат; 1997:254.
7. Костенко М.А Социальная помощь «нетипичным» детям, исследование потребностей семей, затронутых аутизмом. Вестник Челябинского государственного педиатрического университета. 2014;4:32-39.
8. Мамайчук И.И., Шабанова Е.В. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи. Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. 2014;5(1):27-35.
9. Психологические тесты. Под. ред. Карелина А.А. М.: Издательство Владос; 2001:130-143.
10. Wood E., Rosenbaum Р. The gross motor function classification system for cerebral palsy: a study of reliability and stability over time. J Dev. Med. Child Neurol. 2000;42(5): 26-216.
11. Hanna, S.E., Bartlett D.J., Rivard L.M., Russell D.J. Reference curves for the Gross Motor Function Measure: Percentiles for clinical description and tracking over time among children with cerebral palsy. J Phys. Ther. 2008;88(5):596-607
12. Eliasson A.C., Krumlinde-Sundholm L., Rosblad B., Beckung E.,Arner M., Ohvrall A. The Manual Ability Classification System (MACS) for
children with cerebral palsy: scale development and evidence of validity and reliability. J Med. Child Neurol. 2006;48 (7):549-554.
REFERENCES
1. Eydemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Family diagnosis and family therapy: (proc. a manual for doctors and psychologists). SPb.: Rech; 2005.
2. Petrov D. S. the Role of family in treatment and rehabilitation of persons with mental disorders (complex health, social and clinical-psychiatric study): Dis. ... d-R med. Sciences . Moscow; 2012. Available at: http://www.dissercat.com/content/rol-semi-v-lechenii-i-reabilitatsii-lits-s-psikhicheskimi-rasstroistvami-kompleksnoe-mediko - the Link is active on 23.11.2016.
3. Physiotherapy: the national guide. Edited by Ponomarenko G. N. Moscow:Publishing house GEOTAR-Media; 2009:864
4. Krainova E. A., Kulik E. A., Verbenko V. A., Iliadi I. V., Chemodanova E. V. Psychological characteristics of parents raising children with special abilities (message 1). Bulletin fizioter. and kurortol. 2010;2:52-59
5. Khritinin D. F. Psychosocial support to patients with mental disorders and their families: status, problems and ways. Bulletin of all-Russian society of specialists in medico-social expertise, rehabilitation and rehabilitation industry. 2008;3:78-82.
6. Melnikov V. A. Workshop on the fundamentals of psychology: tests and reader. Textbook for medical students. Simferopol:Sonat; 1997:254.
7. Kostenko M.A. Social assistance "atypical" children, the study of the needs of families affected by autism. Bulletin of the Chelyabinsk state pediatric medical University. 2014;4:32-39.
8. Mamajchuk, I. I., Shabanova, E. V. Consideration of the protective mechanisms of the personality of parents of children with autism spectrum disorder in the process of psychological assistance. Vestnik of the Leningrad University. A. S. Pushkin. 2014;5(1):27-35.
9. Psychological tests. Under. edited by A.A. Karelin, Moscow: Vlados Publishing house; 2001:130-143.
10. Wood E., Rosenbaum P. The gross motor function classification system for cerebral palsy: a study of reliability and stability over time. J Dev. Med. Child Neurol. 2000;42(5): 26-216.
11. Hanna, S.E., Bartlett D.J., Rivard L.M., Russell D.J. Reference curves for the Gross Motor Function Measure: Percentiles for clinical description and tracking over time among children with cerebral palsy. J Phys. Ther. 2008;88(5):596-607.
12. Eliasson A.C., Krumlinde-Sundholm L., Rosblad B., Beckung E.,Arner M., Ohvrall A. The Manual Ability Classification System (MACS) for children with cerebral palsy: scale development and evidence of validity and reliability. J Med. Child Neurol. 2006;48(7):549-554.