УДК 159.922+37.015.32
ВЛИЯНИЕ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Топакова Татьяна Игоревна
магистрант,
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, Россия E-mail: tanya_topakova@bk. ru Япарова Ольга Георгиевна доцент, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, Россия E-mail: yaparova@mail. ru
INFLUENCE OF THE TYPE OF ATTACHMENT TO THE MOTHER ON THE DEVELOPMENT OF MATURITY IN ADOLESCENCE
Topakova Tatyana Igorevna
undergraduate, Katanov Khakass State University, Abakan, Russia E-mail: tanya_topakova@bk. ru Yaparova Olga Georgievna Assistant professor, PhD in Psychology, Katanov Khakass State University, Abakan, Russia E-mail: yaparova@mail. ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния привязанности к матери на развитие зрелости в подростковом возрасте. Привязанность к матери определяется как базовая биологическая потребность человека во взаимодействии со значимым для него человеком. Зрелая личность рассматривается как человек с развитыми ценностными ориентациями (философскими, политическими, нравственными убеждениями и моделями поведения), которые обусловливают определенность и последовательность в поведении, константность взаимоотношений с социумом, с близкими людьми. Социальная зрелость личности состоит из четырех базовых фундаментальных компонентов: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. В исследовании приняли участие 68 учащихся 14-16 лет общеобразовательных школ города Абакана. Методом однофакторного анализа было обнаружено влияние типа привязанности к матери на развитие зрелости в подростковом возрасте, а именно: надежный тип привязанности к матери в большей степени будет способствовать развитию удовлетворительного уровня зрелости.
Abstract. The article is devoted to the study of the influence of attachment to the mother on the development of maturity in adolescence. Attachment to the mother is defined as the basic biological need of a person to interact with a person who is important to him. A mature person is considered as a person with developed value orientations (philosophical, political, moral beliefs and behavioral models), which determine certainty and consistency in behavior, constancy of relationships with society, with close people. The social maturity of an individual consists of four basic fundamental components: responsibility, tolerance, self-development and positive thinking or a positive attitude towards the world, which determines a positive outlook on the world. The study involved 68 students aged 14-16 years of secondary schools in the city of Abakan. The method of univariate analysis revealed the influence of the type of attachment to the mother on the development of maturity in adolescence, namely: a reliable type of attachment to the mother will contribute more to the
development of a satisfactory level of maturity.
Ключевые слова, влияние, зрелость, привязанность к матери, подростковый возраст.
Keywords: influence, maturity, attachment to the mother, adolescence.
Современные подростки развиваются в новых реалиях в быстро меняющейся жизни. Важно, чтобы они были готовы к новым темпам жизни, были готовы к успешной адаптации и совладанию с жизненными трудностями.
На наш взгляд, развитие личностной зрелости влияет на успешную адаптацию подростков к социальной среде. Готовность подростка к самостоятельной жизни формируется в семье. Мы рассматриваем семью с точки зрения системного подхода, то есть когда поведение одного члена семьи с неизбежностью порождает реакцию других ее членов.
Мы предположили, что тип материнской привязанности будет влиять на уровень зрелости у подростков, а именно, надежный тип привязанности к матери в большей степени будет способствовать развитию удовлетворительного уровня зрелости.
Термин «привязанность» был предложен Дж. Боулби для объяснения поведения детей младенческого и раннего возрастов, помещенных в больницу или круглосуточный детский сад и перенесших вследствие этого раннюю и продолжительную разлуку с матерями. Мэри Эйнсворт разработала специальную процедуру для оценки взаимоотношений младенца с матерью, позволяющую наблюдать поведение ребенка в ситуациях разлуки / воссоединения ребенка с матерью [7].
Однако в дальнейшем интерес ученых был связан с возрастными факторами привязанности. И этих исследований еще недостаточно.
Актуальность нашего исследования заключается именно в том, что мы рассматриваем влияние такого фактора как тип привязанности к матери у подростков на формирование их зрелости.
Данные многочисленных наблюдений позволили выделить три основных типа привязанности младенца к матери, ставших классическими: надежную, тревожно-амбивалентную и избегающую. Н.Н. Авдеева отмечает, что при безопасной привязанности к матери дети эмоционально адекватны, чувствительны к потребностям ребенка, стабильны, эмоционально доступны. Дети вырастают с ощущением, что они достойны любви, чувствуют себя уверенно, чувствуют, что взаимоотношения приносят радость и развитие [1].
Проанализировав концепцию привязанности к матери можем сделать выводы о том, что: 1) при надежном типе привязанности к матери наблюдается последовательность в воспитании и соблюдается баланс между директивностью и автономией, а так же проявляется высокий позитивный интерес со стороны матери; 2) при тревожно-амбивалентном типе привязанности к матери замечается непоследовательность в воспитании, невысокий позитивный интерес, повышенная директивность со стороны родителя; 3) при избегающем типе привязанности к матери присутствует превалирование поддержки автономии над директивностью, а так же обедненная эмоциональная сторона взаимодействия [7].
В своих работах Дж. Боулби писал о том, что поведение фигуры привязанности (чаще матери) играет главную роль в формировании у ребенка паттерна привязанности [2]. Таким образом, тип привязанности к матери напрямую связан со стилем семейного воспитания, особенно это касается эмоционально-личностной стороны. Можем сказать, что в результате опыта взаимодействия ребенка с матерью, формируется тип привязанности, который остается постоянным на протяжении всей жизни. Паттерн привязанности, который сложился в раннем детстве, так же влияет на любые другие отношения во взрослой жизни при построении эмоционально-близких отношений, будь то супружеские, дружеские и родительские [7].
В отечественной психологии вопросом привязанности к матери занималась Мария Яремчук [7]. Помимо привязанности младенца к матери, она изучала подростковый возраст и влияние привязанности к матери на
подростковый возраст. В своем исследовании Мария Яремчук предприняла попытку сопоставления характеристик привязанности в детско -родительских отношениях и в отношениях любви у старших подростков.
В нашем исследовании мы решили, задаться вопросом влияет ли привязанность к матери на личностную зрелость подростков. Рассмотрим подробнее, что такое зрелая личность. По мнению И.С. Кона, «зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя». Л.И. Божович отмечает, что «психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного достаточно высокого уровня психического развития», обуславливающего «способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями». В целом, большинство авторов при описании понятия личностная зрелость выделяют такую особенность, как способность поступать свободно и независимо от внешних факторов, руководствуясь собственными представлениями и установками.
Целью нашего исследования было выявить влияние типа привязанности к матери на развитие зрелости в подростковом возрасте. Мы предположили, что тип материнской привязанности будет влиять на уровень зрелости у подростков, а именно: надежный тип привязанности к матери в большей степени будет способствовать развитию удовлетворительного уровня зрелости.
Для достижения этой цели были использованы: опросник на привязанность к родителям для старших подростков М.В. Яремчук, шкала на определение надежности привязанности ребенка к родителям К. Кернс, тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха.
Для достоверности различий показателей между группами мы использовали U-критерий Манна-Уитни. Для установления влияния типа привязанности к матери на развитие зрелости был применен однофакторный анализ ANOVA.
Методологической основой исследования стали: положение Дж. Боулби о том, что привязанность это базовая биологическая потребность человека во взаимодействии со значимым для него человеком; положение А.А. Реана о том, что социальная зрелость личности состоит из четырех базовых фундаментальных компонентов: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [5]; положение В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева о том, что зрелая личность - это человек с развитыми ценностными ориентациями (философскими, политическими, нравственными убеждениями и моделями поведения), обусловливающими определенность и последовательность в поведении, константность взаимоотношений с социумом, с близкими людьми [6].
Полученные результаты по методике «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков М.В. Яремчук» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели по шкалам типа привязанности к матери (по методике «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков» М.В. Яремчук)
Тип привязанности Кол-во %
Избегающая 7 10,3
Надежная 56 82,4
Тревожно-амбивалентная 5 7,4*
Всего 68 100,0
Примечание: * - достоверные различия между группами подростков при p < 0,05.
Результаты нашего исследования мы подвергли математико -статистической обработке. По результатам исследования по методике опросника на привязанность к родителям для старших подростков М.В. Яремчук, можем сделать некоторые выводы:
Мы видим, что данной методике на тип привязанности к матери доминирует надежная привязанность.
1) 10,3% (7 человек) имеют избегающую привязанность к матери.
Избегающая привязанность сочетается с обедненной эмоциональной стороной взаимодействия и превалированием поддержки автономии над директивностью.
2) 7,4% (5 человек) имеют тревожно-амбивалентную привязанность к матери. Тревожно-амбивалентная привязанность связана с воспринимаемыми невысоким позитивным интересом, повышенной директивностью и воспитательной непоследовательностью со стороны родителей.
3) 82,4% (56 человек) имеют надежную привязанность к матери. Надежная привязанность к родителям сопровождается восприятием высокого позитивного интереса с их стороны и низкой враждебности, балансом между директивностью и поддержкой автономии, последовательностью в воспитании.
Полученные результаты по методике «Шкала на определение надежности привязанности ребенка к родителям К. Кернс» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели по шкалам типа привязанности к матери (по методике «Шкала на определение надежности привязанности ребенка к родителям» К. Кернс)
Тип привязанности Кол-во %
Высоконадежная 7 10,3
Ненадежная 9 13,2
Условно надежная 52* 76,5
Всего 68 100,0
Примечание: * - достоверные различия между группами подростков при p < 0,05.
Результаты нашего исследования мы подвергли математико -статистической обработке. По результатам исследования по методике «Шкала на определение надежности привязанности ребенка к родителям» К. Кернс, можем сделать некоторые выводы: 10,3% (7 человек) имеют высоконадежную привязанность к матери; 13,2% (9 человек) имеют ненадежную привязанность к матери; 76,5% (52 человека) имеют условно надежную привязанность к матери.
Мы видим, что по обеим методикам на тип привязанности к матери доминирует надежная привязанность. Более 80% подростков имеют надежную и условно-надежную (безопасную) привязанность к матери.
Сопоставляя классификацию привязанности М.В. Яремчук и К. Кернс,
можно сделать вывод о том, что высоконадёжная и условно -надежная привязанность по шкале К. Кернс соответствует надёжной привязанности в понимании М.В. Яремчук. Ненадёжная привязанность по шкале К. Кернс соответствует одному из следующих типов по М.В. Яремчук: избегающему, тревожно-амбивалентному, а к какому именно, диагностировать не представляется возможным.
По обеим методикам доминирует надежная и условно-надежная привязанность. Среднестатистические родители все-таки способны поддерживать определенный баланс между директивностью и поддержкой автономии, последовательностью в воспитании. А также подростки не готовы рассматривать мать как опасную фигуру. То есть проблема в объективной оценке. Возможно, на наши результаты повлияло то, что исследование было не анонимным. Дети указывали свои фамилии и класс по желанию.
Подросток с надежной привязанностью воспринимает взаимоотношения с матерью как позитивно окрашенные, саму мать как отзывчивую и доступную, а себя как достойного любви и заботы. На этой основе у подростка формируется установка, что близкие отношения дают защищенность и поддержку, освобождают от тревоги и напряжения.
Избегающий тип привязанности составил 10,3%. Это значит, что в нашей выборке конкретный процент подростков испытывает чувство дискомфорта в близких отношениях с матерью, ощущает уязвимость и зависимость, использует защитные механизмы, чаще всего эмоциональную закрытость, дистанцируется в межличностных отношениях. Небольшая часть подростков (7,4%) с тревожно-амбивалентным типом привязанности испытывает потребность в поддержке со стороны матери. Для них наоборот более характерна эмоциональная гиперактивация (неуверенность, тревога, обида и гнев). В поведении с матерью преобладает желание «цепляться за мать», уменьшить дистанцию с ней.
Таблица 3
Показатели по шкалам личностной зрелости (по методике «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха)
Высокий Удовлетворительный Неудовлетворительный
Кол-
во % Кол-во % Кол-во %
1. Мотивация достижений 18 26,5 13 19,7 37 53,8
2. Отношение к своему "Я" 0 0,0 24 35,9 44 64,1
3. Чувство гражданского долга 37 54,1 13 18,7 18 27,2
4. Жизненная установка 0 0,0 37 54,9 31 45,1
5. Способность к
психической близости 18 26,5 28 41,4 22 32,1
Примечание: * - достоверные различия между группами подростков при р < 0,05.
Из таблицы 3 мы видим, что неудовлетворительные показатели по таким шкалам, как «Мотивация достижений» и «Отношение к своему Я». И высокие показатели по шкале «Чувство гражданского долга».
Под мотивацией достижения подразумевается общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях. У 53,8% испытуемых неудовлетворительный результат. Это может проявляться в неудовлетворении своими способностями, умениями, знаниями. Они не уверены в себе и своих силах. И занимают, как правило, пассивную позицию в достижении своих целей. 26,5% имеют высокий уровень в мотивации достижений. Под этим термином подразумевается общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях. 19,7% имеют удовлетворительный уровень мотивации, это значит, что испытуемые стараются всегда добиваться поставленной цели, а при неудаче могут легко ее изменить.
Шкала «Отношение к своему «Я» («Я»-концепция)» определяет личность
по таким хакартеристикам личностной зрелости как: чувство удовлетворенности своими возможностями, талантами, знаниями и умениями, уверенность в своих силах, адекватная самооценка и требовательность к себе, уважение к людям, скромность. 35,9% показали результат удовлетворительный. Это значит, что они удовлетворены некоторыми своими качествами, но иногда ведут себя неуважительно по отношению к окружающим. 64,1% не удовлетворены собой, своим характером, так же свои знания, умения, навыки считают недостаточными.
С чувством гражданского долга связаны такие качества, как патриотизм, интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм. 54,1% исследуемых находятся на высоком уровне. Такие люди патриотичны, проявляют достаточно внимания к социально-политической жизни мира. Удовлетворительный уровень у 18,7% исследуемых, они проявляют интерес к социально-политической жизни, стремятся быть с коллективом. 27,2% испытуемых не заинтересованы социально-политической жизнью, их нельзя назвать патриотами.
В таблице 4 мы представили результаты однофакторного анализа АЫОУА между методиками М.В. Яремчук, К. Кернс и Ю.З. Гильбух.
Таблица 4
Результаты однофакторного анализа ANOVA между методиками М.В. Яремчук, К. Кернс и Ю.З. Гильбух
1. Мотивация достижений (Гильбух) 2. Отношение к своему "Я" (Гильбух) 3. Чувство гражданского долга (Гильбух) 4. Жизненная установка (Гильбух) 5. Способность к психической близости (Гильбух)
Кернс 0, 000* 0, 000* 0, 000* 0,037 0, 000*
Яремчук 0, 120 0, 203 0, 000* 0, 014 0, 008*
Примечание: * - достоверные различия между группами подростков при р < 0,05.
Из данной таблицы мы видим, что: чем надежнее привязанность к матери, тем выше показатели по таким шкалам как: «Мотивация достижений»,
«Отношение к своему Я», «Чувство гражданского долга» и «Способность к психической близости».
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, тип материнской привязанности будет влиять на уровень зрелости у подростков, а именно: надежный тип привязанности к матери в большей степени будет способствовать развитию удовлетворительного уровня зрелости, подтвердилась.
Надежная привязанность к матери, которая формирует в раннем детстве установку, что близкие отношения дают защищенность и поддержку, освобождают от тревоги и напряжения. Надежная привязанность будет способствовать развитию зрелости. В эмоциональном плане такие дети способны к самораскрытию, к свободному выражению своих чувств и эмоций, дружелюбные, позитивно настроены по отношению к другим людям. Они умеют выражать негативные эмоции, такие как гнев, в контролируемой форме, не причиняя вред окружающим. Так же эти дети устойчивы к стрессу, верят в собственные силы, рассматривают трудности как преодолимые, готовы признать свои ошибки, критику воспринимают адекватно.
Мы видим из нашего исследования, что тип привязанности, который сформировался в раннем детстве, влияет на подростковый возраст. Возможно, тип привязанности, который сформировался в раннем возрасте, остается на всю жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Психологическая наука и образование. - 2010. - Т. 15. - № 3. - С. 97-105.
2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 447 с.
3. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 5-35.
4. Гильбух Ю.З. Тест-опросник личностной зрелости. - Киев: НПЦ,
психодиагностика и дифференцированное обучение, 1994. - 14 с.
5. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2018. - 288 с.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
7. Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 86-94.