Научная статья на тему 'Влияние теневой экономики на финансово-экономическое развитие Казахстана'

Влияние теневой экономики на финансово-экономическое развитие Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1667
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / РЫНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаумулин Мурат

Статья посвящена феномену теневой (скрытой) экономики и ее влиянию на финансово-экономическое развитие и безопасность Республики Казахстан (РК). Статистические органы РК часто употребляют термин «ненаблюдаемая экономика», подразумевающий скрытую, неучтенную, неформальную и незаконную экономическую деятельность. Ненаблюдаемая экономическая деятельность включает в себя производство товаров и услуг, а также незаконное перераспределение доходов и активов. Исходя из степени распространенности теневых и коррупционных процессов и текущего уровня хозяйственного развития Казахстана, можно сделать вывод, что политика противодействия теневой экономике должна быть нацелена не столько на сокращение ее масштабов, сколько на повышение эффективности всей системы управления. При этом ведущая роль в управлении социально-экономическими процессами отводится государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние теневой экономики на финансово-экономическое развитие Казахстана»

ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ экономики НА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

КАЗАХСТАНА

Мурат ЛАУМУЛИН

доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (Алматы, Казахстан)

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена феномену теневой (скрытой) экономики и ее влиянию на финансово-экономическое развитие и безопасность Республики Казахстан (РК). Статистические органы РК часто употребляют термин «ненаблюдаемая экономика», подразумевающий скрытую, неучтенную, неформальную и незаконную экономическую деятельность. Ненаблюдаемая экономическая деятельность включает в себя производство товаров и услуг, а также незаконное перераспреде-

ление доходов и активов. Исходя из степени распространенности теневых и коррупционных процессов и текущего уровня хозяйственного развития Казахстана, можно сделать вывод, что политика противодействия теневой экономике должна быть нацелена не столько на сокращение ее масштабов, сколько на повышение эффективности всей системы управления. При этом ведущая роль в управлении социально-экономическими процессами отводится государству.

(КЛЮЧЕВЫЕ Казахстан, теневая экономика, экономическая ^

СЛОВА: безопасность, коррупция, торговля, рынки.

\ У

Введение

Теневая экономика широко распространена в современном мире. Это явление не обошло даже развитые страны. Но сильнее всего подвержены ее влиянию государства с переходной экономикой. В ряде стран теневая экономика по объемам может даже превышать официальную1.

Одним из сегментов теневой экономики является криминальный сектор. Поэтому в некоторых случаях ее существование может угрожать не только нормальному функционированию легального экономического сегмента, но и национальной безопасности государства. В связи с этим ее анализ и изучение особенно актуальны для Казахстана.

Обобщая различные дефиниции, можно определить теневую экономику как совокупность экономических отношений между различными субъектами общественного производства, осуществляемых вопреки правовым нормам и формальным правилам хозяйствования; результаты их по тем или иным причинам не учитываются (или не могут быть учтены) официальной статистикой и не охватываются налогообложением.

Масштабы и система теневой экономики в Казахстане

По официальным статистическим данным, в 2008 году объем теневой экономики Казахстана достигал порядка 3,13 трлн тенге, или более 20 млрд долл. По некоторым оценкам, озвученным впоследствии государственными органами, доля теневой экономики в Казахстане за 10 лет снизилась с 30 до 20% от ВВП и составила 5 трлн тенге. По другим оценкам, к 2012 году объем теневого сектора экономики республики составлял от 40 до 70% ВВП 2.

Столь значительный разброс цифр говорит об отсутствии как надежных статистических данных об объемах теневой экономики и ее структуре, так и работающих инструментов и методов оценки.

Согласно официальной статистике, численность самозанятого населения в стране составила порядка 2,3 млн чел. (по другим данным, 2,7 млн чел., или 32,8% экономически активного населения).

По данным за 2008 год, наибольшую долю в общем объеме ненаблюдаемой экономики занимали торговля, ресторанный бизнес, общепит, рекрутинговые агентства, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, а также аренда и предоставление услуг потребителям; на каждый сегмент приходилось по 3,5%. По 3,2% пришлось на сельское и лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство, и около 2,8% — на строительство (в том числе и дорожное).

Известно, что торговля, операции с недвижимостью, разного рода небольшие по масштабу услуги малого и среднего бизнеса — это те сферы, где в большей степени задействован оборот наличных средств. Весьма значителен объем не поддающихся учету торговых операций также на базарах и городских рынках3.

Сегодня никто точно не знает, сколько человек занято на торговых рынках и в сфере их обслуживания. По официальным данным, количество торговцев на рынках составляет 180 тыс. чел.,

1 См., например: Сингх А., Джеин-Чандра С., Мохоммад А. Выход из тени // Финансы и развитие, июнь 2012. С. 42—45.

2 В России, для сравнения, по данным ВБ, от 41—42%.

3 См.: О деятельности рынков в Республике Казахстан. Астана: Агентство по статистике РК, 2012. С. 1—10.

а по неофициальным — в несколько раз больше. Проблема в том, что без реальной статистики в этой сфере невозможно выстроить и эффективную государственную политику4.

По утверждению исследователей Всемирного банка, существуют свидтельства, что косвенная занятость в неофициальной торговле превышает прямую в несколько раз. Например, различные источники в Казахстане оценивают общую занятость, прямо и косвенно создаваемую одной только «барахолкой», в пределах 250 тыс. чел. (оценки 2006—2008 гг.), что в 5 раз превышает численность продавцов торговых точек и представителей администрации базара.

Экономические реформы сформировали растущий и противоречивый рынок труда. Были сняты многие ограничения, существовавшие в плановой экономике (на безработицу, на совместительство, на дополнительную частичную занятость и др.), что придало сфере занятости большую гибкость и динамичность. Однако это привело к росту таких теневых явлений, как работа без соответствующей регистрации, подработка в рабочее время с использованием имущества предприятия, фиктивная занятость и прочее.

Общим следствием стало появление неформальной занятости, не оформляемой ни трудовыми, ни гражданско-правовыми договорами.

Сегодня структура неформального сектора рынка труда очень разнородна. По видам деятельности в нем можно выделить квалифицированную и достаточно хорошо оплачиваемую работу (частные уроки, медицинские услуги, автомобильный ремонт, строительные, ремонтные, дорожные работы, рекрутинг и др.) и ту, которая не требует какой-либо специальной подготовки (мелкая торговля, уборка, «челночный» бизнес и т.п.).

Для регулирования процессов трудовой миграции и внутреннего рынка труда правительство ежегодно устанавливает квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Однако практика показывает, что наличие различных коррупционных схем и отсутствие должного контроля над миграционными потоками сводит усилия правительства на нет.

В силу всех этих факторов анализ влияния теневой экономики на экономическое развитие РК становится чрезвычайно актуальным, особенно в условиях провозглашенного курса на социально-экономическую модернизацию.

Исследование сути, форм, содержания и структуры теневой экономики в РК помогут решить серьезные социально-экономические проблемы, связанные с коррупцией и экономической неэффективностью, и вывести республику на новый уровень развития.

На данный момент в теневой экономике в Казахстане можно выделить три уровня. На первом находятся самозанятые лица, которые фактически выпали из официальной системы социального обеспечения (в том числе пенсионного накопления), что в будущем может привести к серьезным проблемам для государства. На втором уровне действует малый и средний бизнес, который присутствует главным образом в так называемой «серой зоне» — на границе между теневой и легальной экономикой. Самым опасным является третий уровень, который связан с теневым рынком коррупционных услуг.

Структура товаров в теневой торговле не должна, по логике, отличаться от общей номенклатуры продукции, реализуемой в розничной торговле (хотя здесь возможны свои отклонения и специфика); на нее влияет также специализация рынков.

Росту теневой торговли во многом способствуют неэффективность и коррумпированность таможенной службы Казахстана. Сознательно создаваемая громоздкая система оформления документов (официальная и неофициальная) и прохождения таможенных процедур подталкивает агентов рынка к использованию серых схем или к прямой контрабанде5.

4 См.: Развитие торговли в РК: тенденции и влияние на макроэкономические индикаторы. Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта, телекоммуникаций. Астана, 2011. 84 с.

5 См.: Результаты социологических опросов, проводимых КАТБ/П в период с 2005 г. по ноябрь 2011 г. Алматы: Казахстанская ассоциация таможенных брокеров, 2012. С. 1—7.

Таким образом, по самым осторожным оценкам, общую сумму «серых» и контрабандных товаров можно оценивать в 3 млрд долл. При этом, несмотря на регулярные реформы работы Таможенного комитета РК (в том числе и проведенные в последнее время), наметилась тенденция к сокращению легального грузооборота республики с такими важными торговыми партнерами, как КНР, Кыргызстан и РФ.

В розничной сфере обычно работают небольшие территориально распределенные компании, и контролировать их непросто. Налоговым органам сложно определить доходы этих компаний, так как они поступают непосредственно от индивидуальных потребителей. Высокий уровень неформальной экономики не только негативно сказывается на объеме налоговых сборов, но и прямо ограничивает развитие социальной системы. Между тем неформальные компании, которые не платят налоги и нарушают правовые нормы, добиваются существенного снижения издержек.

За счет средств, укрытых от налогов, покрываются потери, связанные с низкой производительностью труда и неоптимальными масштабами производства. Это, в свою очередь, искажает конкурентную среду, так как низкоэффективные неформальные игроки не уходят из бизнеса и лишают более производительные формальные компании возможности увеличить свою долю на рынке. В итоге, по мнению экономистов, любой краткосрочный выигрыш от неформальных компаний (прежде всего обеспечение занятости) «перевешивается» их долгосрочным негативным воздействием на экономический рост и темпы создания новых рабочих мест.

В региональном разрезе первое место по объему торговли занимает г. Алматы, на долю которого приходится около 40% розничного товарооборота Казахстана6.

На Алматы приходится значительная часть нелегального оборота денежных средств, который формирует 25% ВВП Казахстана; при этом в городе нет крупных промышленных и горнодобывающих предприятий.

Угрозы безопасности экономики и социальной стабильности со стороны теневой экономики

В любой стране чрезмерный объем теневого сектора является прямой угрозой экономической безопасности. Несмотря на отсутствие специальных исследований, очевидно, что для Казахстана эта проблема также актуальна; как уже отмечалось, по официальным данным, объемы теневой экономики в стране составляют от 20 до 30%, а по неофициальным, — 40—50% и даже более.

В Казахстане отсутствует объективная статистика рынка труда (например, предполагаемое число торгующих колеблется от 180 тыс. до 2 млн чел.) и торговли (как внешней, так и внутренней). Подобная ситуация не позволяет четко определить социальную составляющую торговли, предприятий малого и среднего бизнеса, объемы и номенклатуру импорта, не дает возможности наладить мониторинг и контроль цен на товары отечественного и зарубежного производства. Не ведется борьба с коррупцией на таможне и ценовым беспределом в оптовой и розничной торговле.

Для Казахстана данная проблема имеет несколько опасных проявлений. Высокий объем теневой экономики говорит о наличии неформальных центров власти в лице организованной

6 См.: Розничная и оптовая торговля в Республике Казахстан. 2006—2010. Статистический сборник. Астана, 2011. С. 1—12.

преступности, часто действующей в связке с чиновниками. Крупнейшие базары и оптовые рынки либо принадлежат представителям различных политических группировок, либо «кры-шуются» ими.

Наличие альтернативных теневых центров экономического влияния грозит появлением зон напряжения и в политической сфере. Эти центры могут попытаться трансформироваться либо в самостоятельных политических игроков, либо в инструменты в борьбе за власть. Учитывая, что именно в уличной торговле наблюдается огромный оборот наличных денег, не учтенных фискальными органами, можно говорить о потенциальной опасности для политической стабильности страны.

Примером могут служить события в Кыргызстане в 2005 году. Тогда криминальные авторитеты активно выступили за смену власти; они поддержали одну из противоборствующих сторон, используя не только свои финансовые, но и людские ресурсы, в том числе с рынков и базаров.

Большую часть занятых в теневой экономике составляют самозанятые лица, которые, как уже говорилось, фактически выпали из официальной системы социального обеспечения (в том числе и из участия в накопительной пенсионной системе). Уже в ближайшей перспективе это может привести к серьезным трудностям: государству придется не только как-то решать дальнейшую судьбу людей, когда-то работавших в тени, но и объяснять гражданам, в настоящее время осуществляющим выплаты в накопительную систему, почему те должны оплачивать пенсию людям, никогда не платившим пенсионных взносов.

С другой стороны, теневая экономика, как ни странно это может прозвучать, в свое время сыграла важную положительную роль амортизатора, позволив многим людям, потерявшим работу на бывших советских госпредприятиях, удержаться на плаву. Однако, как правильно отмечают некоторые специалисты, хотя благодаря теневой экономике людям и удалось выжить, они потеряли свою прежнюю квалификацию и с закрытием рынков, скорее всего, останутся невостребованными.

За прошедшие 20 лет в Казахстане значительно изменилась шкала ценностей; многие уверены, что теневая экономика — это нормальный способ существования любого общества. И что бы ни предпринималось бизнесом или отдельными государственными структурами для вывода теневой экономики «на свет», многие будут воспринимать это как угрозу для своего привычного существования.

Не следует также упускать из виду, что самый высокий уровень социальной уязвимости наблюдается именно в торговле, где более 50% занятых составляют самозанятые и более 70% — женщины и дети.

Следовательно, простое физическое сокращение сферы стихийной и теневой торговли за счет закрытия рынков или базаров не является решением проблемы, а, напротив, может спровоцировать новые протестные выступления. При этом, как показывает практика, для защиты своей собственности люди объединяются гораздо легче и охотнее, чем вокруг аморфных политических лозунгов. Не следует забывать о двух опасных негативных процессах, проявившихся в последние годы.

■ Во-первых, в стране растет количество акций протеста.

■ Во-вторых, отдельные протестные группы резко радикализировались, и их интересы сегодня выражают новые политические игроки, не принадлежащие к традиционной оппозиции.

Все это свидетельствует о том, что не только у власти, но и у демократической оппозиции Казахстана появились конкуренты, способные влиять на отдельные протестные слои населения.

Парадокс ситуации заключается в том, что власти, активно ослабляя внутрисистемную оппозицию, пытавшуюся действовать в правовом поле, практически упустили из виду появле-

ние внесистемного сопротивления в лице радикальных групп. В результате власть имеет преимущество стратегической инициативы только по отношению к легально действующим игрокам. Что касается неформальных и теневых центров, то они активно берут инициативу на себя. Ситуация усугубляется еще и тем, что наличие обширной теневой сферы консервирует низкий уровень политической и правовой культуры, в первую очередь среди молодежи.

В данном контексте нельзя не обратить внимание на рост религиозности и псевдорелигиозности. Речь идет в первую очередь о приверженцах ислама, которые составляют преобладающую часть владельцев рынков и базаров, а также занятых на них торговцев и обслуживающего персонала. При этом, как показывает практика, в последние годы «исламский фактор» стал одним из ведущих в мобилизации радикальных групп. Увеличение числа ка-захстанцев, искренне и истово проповедующих радикальный ислам, и объединение их в организации, готовые добиваться своих целей с помощью насилия, означает, что в республике формируется почва для зарождения новой оппозиции действующему режиму. Эта оппозиция имеет неограниченные возможности для расширения своих рядов и усиления влияния на население.

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что в Казахстане в результате рыночных реформ пострадало значительное число граждан. Особенно это касается сельской местности, где укорененность ислама значительно сильнее, чем в городах. К этой же категории можно отнести и социально незащищенных жителей ряда бесперспективных городов. Обе эти социальные группы, особенно молодые их представители, и составляют основную базу работников рынков и базаров.

Таким образом, сегодня рынки и базары не только предоставляют сельской молодежи порой единственную возможность трудоустройства в городах; здесь осуществляется ее социализация, а для многих они являются и местом проживания: многократное удорожание жилья сделало его практически недоступным для сельской молодежи, особенно из числа многодетных семей, члены которых являются представителями главным образом титульного этноса. Рано или поздно эта категория граждан потребует своего «места под солнцем», и тогда сегодняшние социальные протесты покажутся лишь детскими шалостями.

Устойчивость и системность теневой деятельности, присутствующей практически во всех сферах экономики, свидетельствует, что за последнее годы в ее внутренней структуре произошли значительные качественные изменения, которые не могли не отразиться на общественной жизни. По сути, произошла институционализация теневой экономики, закрепление теневого экономического поведения.

Структура теневой экономики

Как уже отмечалось, в структуре теневой экономики в Казахстане выделяются три уровня. На третьем, самом высоком, и формируются различные «серые схемы», которые создают препятствия для вывода бизнеса из тени и постоянно подпитывают коррупцию в органах власти и управления РК.

Росту неформальной экономики способствуют следующие факторы:

1) неспособность государства заставить компании выполнять налоговые и другие финансовые обязательства;

2) слишком высокие издержки, связанные с функционированием компаний в рамках формальной экономики;

3) существование специфических социальных норм, «оправдывающих» уклонение от участия в формальной экономике;

4)

5)

6)

заинтересованность в сохранении теневой экономики со стороны конкретных чиновников из органов власти и управления (особенно на местах);

отсутствие четких и ясных статистических данных по рынку труда, внешнеэкономической деятельности, а также функционированию городских рынков и базаров;

несовершенство законодательства, регламентирующего оптовую и розничную торговлю (как в части организации рынков и статуса их работников, так и в части налоговых сборов с торговли) и недостаточность государственного контроля за имеющей место спекуляцией. По сути, государство устранилось от этой проблемы, отдав ее решение на откуп руководителям рынков и торговых центров.

Именно в силу перечисленных факторов теневая экономика в Казахстане стала не просто неконтролируемым сектором общественного воспроизводства, а превратилась в систему неформальных взаимодействий, обладающую стабильными характеристиками. Среди них можно указать

— «теневые» экономические роли официальных субъектов;

— сложившиеся нормы «теневого поведения»;

— формирование устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами;

— возникновение и функционирование новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов.

Существующие теневые институты можно условно разделить на две основные группы.

■ К первой группе относятся институты, возникшие внутри тех или иных легальных структур (политических, правовых или хозяйственных) в ходе реализации экономических преобразований; к ним следует отнести следующее:

1) теневое производство каких-то видов продукции;

2) теневой сбыт продукции;

3) нецелевое использование бюджетных средств;

4) обналичивание средств;

5) теневые доходы, в том числе теневая зарплата;

6) теневые экпортно-импортные операции;

7) теневой отток капитала;

8) теневое инвестирование;

9) теневую занятость;

10) теневую оплату услуг чиновников, коррупцию и т.д.

Все эти теневые институты различаются по выполняемым ими функциям. Этим и объясняется их многоотраслевой, многосекторный и «сквозной» характер; иными словами, они пронизывают все сферы экономики и социальной системы.

■ Во вторую группу входят теневые институты, которые возникли как бы «на пустом месте». Они появились вне каких-либо ранее существовавших легальных экономических организаций, о чем свидетельствуют их названия: «крыша», «наезд», «откат» и т.п.

Основной причиной низкой эффективности предпринимаемых правительством мер по сокращению масштабов теневой экономики является то, что она приобрела системообразующий характер.

Социально-правовые аспекты проблемы

Как показывают материалы исследований, за последние 10 лет рынки и базары превратились в постоянное место работы для значительной части населения, представленной различными этническими группами. При этом, несмотря на довольно тяжелые условия труда (особенно в зимнее время), большая часть торговцев в ближайшей перспективе не намерена менять род деятельности. Не менее значимо и то, что персонал рынков и базаров за последние 10 лет значительно «омолодился». Материалы исследований свидетельствуют, что рынок (включая оптовые рынки), ставший для многих молодых людей «родным домом», абсорбирует более 50% торговцев и примерно половина из них моложе 25 лет.

У рыночных торговцев, как правило, большие семьи. Почти все их родственники либо также заняты на рынках, либо обслуживают своих домочадцев, работающих там. Это обстоятельство увеличивает потенциальную протестную массу в 3—5 раз, в том числе за счет молодежи и пенсионеров.

Не менее существенно, что за каждым сколько-нибудь значительным рынком или базаром стоят «большие люди» (работники акиматов, суда, прокуратуры, полиции, многочисленные проверяющие и представители лицензирующих органов), которые с этого «стола» и кормятся. Поэтому закрытие рынков отнюдь не в интересах высокопоставленных чиновников, хотя не исключено, что между ними может иметь место не совсем честная конкурентная борьба «за место под солнцем». Таким образом, в любом случае конфликт интересов неизбежен.

Будучи крупнейшими налогоплательщиками, базары не только фактически определяют стоимость основных товаров и услуг, но и считаются местом, где формируется общественное мнение. Именно здесь чаще всего находят, например, литературу запрещенной в стране исламской партии «Хизб ут-Тахрир».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют проблемы, которые сегодня беспокоят и отраслевые ассоциации, и игроков рынка.

Так, представители отраслевых ассоциаций и руководители рынков обращают внимание на следующие факторы:

— «размытость» законодательства в сфере торговли (вопросы регулирования отрасли разбросаны по различным правовым актам);

— отсутствие в нормативных правовых актах современной терминологии и классификации торговых форматов (супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, магазины класса «А», «В», «С») и заведений общественного питания. Отсутствие утвержденной терминологии влечет за собой низкое качество статистической информации, что затрудняет процесс совершенствования торгового законодательства;

— заинтересованность чиновников (особенно на местах) в сохранении «серых схем» в торговле, а также в непрозрачности функционирования городских рынков и базаров;

— отсутствие статистики по реализации товаров и услуг: мы не знаем не только того, что мы завозим и что производим, но и того, сколько и почем все это реализуется;

— нехватка квалифицированных специалистов7.

Что касается торговых работников, то их претензии сводятся к следующему:

— высокие арендные ставки, растущие по произвольному решению руководителей рынков независимо от экономического состояния государства;

7 Кадровые проблемы торгового сектора типичны для большинства нефинансовых и несырьевых отраслей.

— контроль над рынками со стороны ОПГ, связанных с руководителями рынков и чиновниками в органах власти и управления;

— невыносимые условия труда для арендаторов;

— отсутствие необходимого сервиса со стороны администрации рынков;

— проблемы, связанные с обслуживанием и оформлением кассовых аппаратов ИП, патентов, деклараций и т.д.;

— множество воров и карманников на рынках и базарах, практическое бездействие полиции и проведение «разборок» только с участием «братков» из «крышующей» данный рынок ОПГ.

— затрудненный подъезд к территориям, прилегающим к рынкам, и невозможность парковки;

— далекое расположение складских помещений, высокие цены на «растаможку» и нерегулярное поступление товаров;

— наличие нелегалов (что может быть и на руку самим торговцам: с одной стороны, более дешевая рабочая сила, а с другой — ее текучесть);

— отсутствие заинтересованности в создании оптимальных условий для торговцев и покупателей со стороны администрации рынка.

Согласно данным проведенного исследования, подавляющее большинство торговцев хотели бы работать легально. Между тем практически никто не верит в светлое будущее и «не поверит до тех пор, пока правительство не начнет реальных действий, направленных на улучшение условий работы и не начнет влиять на базаркомов, пока оно не позаботится о том, чтобы налоговые отчисления поступали в бюджет страны, но не тем способом, который существует сейчас, а кардинально новым: таким, чтобы учитывались интересы обеих сторон и обоюдно. Пока не будет ясной картина с границей и способами доставки (легальными или нелегальными) грузов»8.

Исследование показало, что городские рынки и базары, по сути, монополизированы их владельцами, а контингент работающих на них торговцев и обслуживающих их посредников практически постоянен.

Для преодоления вышеупомянутых проблем необходимы соответствующие условия, которые должно сформировать государство, а также адекватное понимание процессов, имеющих место на внутреннем потребительском рынке Казахстана. К сожалению, ни первого, ни второго пока не наблюдается.

Государство должно изменить всю систему отношений и приоритетов в отдельных отраслях экономики, пересмотреть «правила игры» на рынке, создать надежную систему контроля над ценообразованием и усилить борьбу со спекуляцией.

При этом начинать, по-видимому, необходимо с разработки новой экономической политики, главным приоритетом которой будет не развитие торговли и рынка услуг, а организация отечественного товарного производства, полностью удовлетворяющего внутренний спрос (с точки зрения количества, разнообразия, качества и доступной стоимости производимых товаров).

Заключение

Мировой опыт и тенденции развития торговли в Казахстане показывают, что в случае ухудшения экономической ситуации торговля вновь будет «перетекать» из магазинов на рынки (а также с дорогих и хорошо оборудованных рынков на более дешевые). Кроме того, могут

8 Торговые рынки Казахстана: современная ситуация и проблемы модернизации. Алматы, 2012. С. 36.

вновь пойти на спад так и не восстановившиеся полностью объемы банковского кредитования и инвестиционная привлекательность коммерческой недвижимости.

Возможно, в торговле, так же как и в банковском секторе, государству необходимо применять так называемый «принцип контрциклического регулирования». Он предполагает ослабление государственного регулирования в случае ухудшения экономической ситуации. И наоборот, когда экономика начинает успешно развиваться, регулирование ужесточается (вводятся новые прогрессивные требования по модернизации и т. д.).

I. В отношении предприятий малого бизнеса, нашедших способ скрывать свои доходы, довольно любопытным представляется применение так называемого метода хронометража, используемого налоговыми органами по отношению к различным видам бизнеса, например к салонам красоты, автомойкам, точкам общепита, цветочным лавкам и развлекательным учреждениям. Суть этого метода заключается в следующем: сотрудник налогового комитета приходит на объект проверки с ручкой и блокнотом и подсчитывает, за какое время и сколько клиентов обслужили, проверяет, был ли выдан кассовый чек, какова численность персонала и т.д. Исходя из этих данных, нетрудно подсчитать, какой примерно доход был сокрыт от уплаты налогов.

Возможно, имеет смысл использовать эту методику применительно к городским рынкам и базарам. Тем более что сами торговцы высказываются за присутствие на каждом рынке представителя акимата, который не только осуществлял бы постоянный мониторинг деятельности рынка и отслеживал ситуацию, но и мог бы рассматривать конкретные вопросы, обращения и предложения.

II. Другим методом выявления фирм и предприятий, работающих в тени, является камеральный контроль, то есть проверка, основанная на данных, предоставленных самими плательщиками налогов (в данном случае несовпадение указанных сумм служит сигналом к более тщательной проверке). Так, в 2011 году благодаря применению метода камерального контроля более 2 тыс. налогоплательщиков дополнительно уплатили в бюджет 35 млрд тенге.

III. Необходимо организовать полноценный статистический учет и мониторинг деятельности рынков и всей сопутствующей им инфраструктуры, начиная от момента пересечения товаром таможенной границы и заканчивая его реализацией.

Основной проблемой, не позволяющей разрабатывать и реализовывать адекватную политику в отношении городских рынков, является отсутствие полноценной статистики по номенклатуре и географии происхождения реализуемых товаров, разница между ценами, заявленными на таможне, запрашиваемыми на оптовых рынках и непосредственно в «магазинах у дома», а также социально-психологические, половозрастные и иные особенности людей, занятых в этой сфере.

IV. Необходимо совершенствовать законодательство в сфере розничной торговли (в том числе в плане регулирования производственных и иных отношений между продавцами и администрацией рынка), осуществлять жесткий контроль над размером арендной платы, ценообразованием и качеством реализуемой продукции. Следует также законодательно регламентировать условия аренды и размеры торговой наценки, жестко пресекать (в рамках закона) спекуляцию, необоснованные торговые надбавки и поборы с продавцов со стороны администрации рынков.

V. Следует шире задействовать механизм государственно-частного партнерства. Так, государство может взять на себя обязательства по предоставлению земельных участков, готовых проектов рынков и обеспечению инженерной инфраструктурой. Что касается затрат по строительству и оснащению торговым оборудованием, то их понесут сами частные компании или хозяева рынков.

VI. Необходимо обеспечить предоставление инвестиционных преференций для строительства крупных торговых объектов совокупной площадью более 2 000 кв. м.

VII. Оптовым рынкам должна быть обеспечена возможность получения кредитных ресурсов с субсидируемой процентной ставкой на пополнение оборотных средств при реализации продукции сельских потребительских кооперативов. Это позволит интегрировать оптовые рынки с потребительскими кооперативами.

VIII. В областях Казахстана необходимо создавать оптовые центры сельхозпродукции (в увязке с торгово-логистическими центрами).

Следует продолжить политику льготного кредитования производителей сельскохозяйственной продукции. При этом предоставление кредита должно исключить такое явление, как «откат», который практикуется в настоящее время. Главными из этих условий должны стать снижение себестоимости выпускаемой продукции при одновременном повышении ее качества, рост производительности труда и рентабельности производства, а также использование современных технологий.

IX. С точки зрения борьбы с теневым оборотом, весьма перспективным направлением выглядит переформатирование мелкооптовых рынков. Помимо высокого качества услуг и товаров современные форматы обеспечивают крупные объемы закупок и стабильные цены. В итоге перекупщикам, не имеющим гарантированных каналов поставки, документации на товар и использующим «серые» схемы налогообложения, будет невыгодно работать с крупными торговыми сетями.

X. Еще одной из действенных мер по развитию современных форматов торговли является господдержка проектов реконструкции торговых рынков и превращения их в капитальные сооружения с соответствующей инфраструктурой обслуживания. Местные органы власти могли бы выделять хозяевам рынков беспроцентный или льготный кредит целевого назначения.

XI. Весьма актуально было бы проработать вопрос о предоставлении субсидий на покрытие процентных ставок на кредиты банков второго уровня при строительстве на месте рынков стационарных торговых объектов (капитальных сооружений), складских помещений и приобретении необходимого автотранспорта.

XII. Возможно, имеет смысл совместно с акиматами проработать вопрос о реализации проекта образцового рынка. Разработка проекта такого рынка и его строительство должны быть осуществлены акиматом, после чего он может быть выставлен на открытый тендер.

Реализация вышеописанных мер позволит значительно снизить вероятность развития негативных социально-экономических сценариев при проведении реформы городских рынков.

Борьбу с теневым оборотом следует начинать со сбора НДС в розничной торговле; это позволит акиматам получать данные о доходах неформальных поставщиков и из смежных отраслей, а, следовательно, расширять и ужесточать контроль над соблюдением законов.

Необходимо также упрощать налогообложение для малого и среднего бизнеса. Это позволит государству снизить долю теневого бизнеса; в дальнейшем можно будет убрать сложный для начисления и подсчета КПН, заменив его налогом на сделку. Можно облагать таким налогом только крупные сделки (например, начиная со 100 тыс. долл.).

Кроме того, нужно как-то решать проблему с зарплатой «в конвертах», которая до сих пор является одним из способов «увода» денег в тень. Практика показывает, что с зарплаты работника должен вычитаться как минимум 31% налогов (10% индивидуального подоходного налога, 10% в пенсионный фонд, 11% социального налога с прибыли). Эту цифру также следует минимизировать, не затрагивая при этом пенсионные отчисления.

Нуждается в совершенствовании и электронная торговля. По мнению специалистов, первоочередной задачей в этой области является введение электронных счетов-фактур для организаций, продающих услуги и товары через Сеть. Дело в том, что бухгалтерские требования зачастую сильно усложняют бизнес-процессы: после продажи товаров или предоставления услуг через Интернет существует необходимость подписания бумажных счетов-фактур и прочих сопутствующих документов.

Другой немаловажной задачей является послабление налогового режима для электронных коммерсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.