Научная статья на тему 'Влияние температуры подката чистовой группы стана горячей прокатки на работу электропривода петледержателя'

Влияние температуры подката чистовой группы стана горячей прокатки на работу электропривода петледержателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мещеряков В. Н., Диденко Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние температуры подката чистовой группы стана горячей прокатки на работу электропривода петледержателя»

научных трудов / под ред. В.А. Лифанова, С.Д. Левинтова. - Челябинск: ЧПИ, 1990- 160 с.

6. Пат. 2412526 Российская Федерация, МПК6 Н 02 Р 23/00. Устройство частотного управления асинхронным электроприводом / В.Л. Кодкин, A.C. Аникин. - № 2010108563/07, заявл. 09.03.2010; опубл. 20.02.2011, Бюл. № 5 - 12 с.

УДК 621.313.333

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОДКАТА ЧИСТОВОЙ ГРУППЫ СТАНА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ НА РАБОТУ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПЕТЛЕДЕРЖАТЕЛЯ В.Н. Мещеряков, Е.Е. Дидепко

Липецкий государственный технический университет, Россия, г. Липецк mesherek@stu.lipetsk.ru, сИс1впко_ее@таИ ги

При работе системы автоматического регулирования натяжения (САРЕ) полосы в чистовой группе широкополосного стана горячей прокатки по косвенному принципу регулирования, большое значение играет точность расчёта момента двигателя на валу «безразличного» .

Известно, что в установившемся режиме момент, развиваемый двигателем петледержателя, должен быть уравновешен моментом нагрузки со стороны прокатываемой полосы. В противном случае, рама петледержателя будет подниматься или опускаться, отклоняясь от заданного рабочего угла, а контур регулирования петли САРН для данного межклетевого промежутка будет выдавать корректирующий

.

При этом основной задачей петледержателя является поддержание требуемого натяжения полосы в межклетевом промежутке, регулируя соотношения скоростей соседних клетей [1].

Уравнение движения для электропривода петледержателя имеет вид [2]:

» ✓ г ¿(О

М -М =J —. я с мех dt

(1)

где ^ех — суммарный момент инерции механизма петледержателя, Мс (Мпи,,р) - статический момент (момент нагрузки) на валу петледержателя по формуле, Мя - момент, развиваемый электроприводом.

Момент нагрузки на валу петледержателя является суммой нескольких составляющих [1]:

мшгр. = Миеур, + Мвес + Миаж + Мюг, (2)

где Мнеур. - момент нагрузки на валу от неуравновешанных масс конструкции петледержателя, Мвес - момент нагрузки от веса полосы, М-нат- момент нагрузки от натяжения, Мизг - момент нагрузки от изгиба полосы.

-

теля (например, трением во вращающихся частях конструкции), как правило, можно пренебречь.

В работе [5] показано, что для первых межклетевых промежутков Мизг гораздо больше по величине других составляющих момента нагрузки механизма петледержателя и, соответственно, большую роль в формировании момента электропривода играет точность именно её расчёта

г2

2-В

М =-^

•сг

1 5

Н£

1,1 +1

Я•соБа

изг

L

(3)

¿л +1

где ст., ~ предел текучести прокатываемого металла.

Если рассматривать предел текучести прокатываемого металла в

межклетевом промежутке, то его величина в первую очередь зависит

:

А

о --,

(4)

т

е

1

где гг, - предел текучести металла при горячей прокатке (МПа), /" -температура прокатываемого металла (°С), А, т/ - эмпирически определяемые коэффициенты, индивидуальные для каждого металла (определяются по таблицам [3,4]).

-

жутке. В рассмотрении используем двенадцати клетевой стан горячей прокатки, состоящий из 5 черновых и 8 чистовых клетей, включая чистовой окалиноломатсль (см. рис. 1). Перед 6 клетью располагается гидросбив окалины. Температура подката в чистовую группу определяется датчиком температуры, расположенным за 5 клетью черновой группы.

-

пад температуры от «головы», выходящей из черновой группы полосы

к «хвосту» в ряде случаев может достигать 60-70°С. Кроме того, на равномерность нагрева подката к чистовой группе влияет наличие «глиссажных меток». Достаточно типичные примеры графиков температуры полосы за 5 клетью для стана горячей прокатки показаны на рис. 2.

Имея значения температуры под пирометром Т5 как зависимость Т=Ш зная скорость вращения валков клети №5 и первой секции промежуточного рольганга (они синхронизированы при выходе полосы из клети), можно вычислить как длину полосы, так и распределение температуры по её длине, т.е. построить зависимость Т=/2(1„).

Формирование временной зависимости температуры полосы металла Т=/з(0 в интересующем сечении, а именно после 6 клети в первом межклетевом промежутке можно рассматривать в несколько эта.

Первый этап - определение охлаждения металла при транспортировке от 5 клети до входа «головы» в 6 клеть и определение зависимости Т=/4(1„) перед началом прокатки в 6 клети. При этом для упрощения примем, что транспортировка на указанном участке производится с постоянной средней скоростью. Время охлаждения полосы на промежуточном рольганге можно определить, опираясь на данные пирометра за клетью №5, а также по срабатыванию ДНМ (датчика наличия металла) клети №6. Пренебрежём также теплоотдачей валкам окали-ноломателя и роликам рольганга. В расчетах необходимо учитывать конвекционную потерю тепла. Каждое сечение подката входящее в 6

.

Следующий этап - определение требуемой зависимости Т /зО). Определение начинается с момента срабатывания датчика наличия металла в 6 клети. При этом вычисляются приращение температуры металла от обжатия в 6 клети и потеря тепла при контакте полосы с валками этой клети, а также потеря тепла из-за работы гидросбива окали.

Зная длину подката перед 6 клетью, предварительно рассчитав время прокатки на заправочной скорости в чистовой группе, заправочную скорость 6 клети, ускорение 6 клети для прокатки с ускорением, определяется время прокатки в 6 клети. При этом учитывается, что длина подката перед 6 клетью уменьшается, но за время прокатки на оставшуюся непрокатанную часть полосы действуют потери тепла указанные ранее (т.е. излучение, конвекция, гидросбив).

5 кл 6 кл 7 кл

Рис. 1. Участок промежуточного рольганга непрерывного стана горячей прокатки

ЛН - летучие ножницы, ОЛ - чистовой окалиноломатель, 1 пд - первый петледержатель, г/со - гидросбив

окалины перед чистовой группой.

-

пы (клеть №6) будет рассчитываться по формуле [4]:

Т.=Т. ,-АТш-АТвл + АТд-АТгс, (5)

] ]-1 ] ] ] ]

где

T. -

J

температура металла после первой клети чистовои группы,

Т у - температура металла после последней клети черновой группы

(клеть №5 стана горячей прокатки), измеряемая датчиком температу-Дг^ик

ры.

J

- потеря тепла от излучения и конвекции на пути полосы

от 5 клети до 6 ( в основном на промежуточном рольганге), АТ^Л -потеря тепла при контакте металла с валками при прокатке в 6 клети

(теплоотдача валкам), - нагрев полосы при прокатке - гтрира-

,

Атгс

- потеря тепла от работы гидросбива перед 6 клетью.

]

-

:

1000

J-'U _ j

3

1000

у

273,

Т +273

j-i

+ С А

о h

(6)

где

T

j-1

fv i-' у

- температура металла после последней клети черновой

группы (клеть №5 стана горячей прокатки), измеряемая датчиком тем-С0 =0,055 10~9(мм/(1^ ■ с)) - теплофизический коэффициент, to - время охлаждения металла в ожидании прокатки.

Тогда падение температуры полосы вследствие теплопотерь излучением найдётся по формуле:

1000

АТи = Т

J J-i

■273,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1000

Т +273

. J-1

+с А

о h

Теплоотдача металла окружающему воздуху конвекцией в начале прокатки при высокой температуре и малых скоростях очень мала. Считают, что она составляет 5-10% от потерь тепла излучением и учитывают введением поправки в падение температуры при лучистом теплообмене, используя для оценки совместного влияния излучения и конвекции формулу:

АТ™ =(1,05...1,07)-АТу

(8)

Для расчёта приращения температуры полосы вследствие поглощения энергии деформации АТ6, используем его прямую связь с рас:

АТд =4, 76-м/ (9)

] т

где м>пр]~ удельный расход энергии на прокатку (кВтч/т) в 6 клети (первая клеть чистовой группы).

Удельный расход энергии на прокатку будем вычислять по формуле (для полос толщиной свыше 1мм):

ч>т=24км,1п(1пкг/1пкк), (10)

где кК поправочный коэффициент на марку стали.

Для определения теплоотдачи валкам Л Т:л используем формулу:

Атвл =0218. )

_ ДГ^ЫК г^вл

] ]

h

■1 }

1

I

а

угО+ь^)

(11)

7т Агрик грел

! ¡—¿11 / - температура металла в начале охлаждения ( . 1) -

температура валка С, /с; - сплющенная дуга контакта мм, /?у_/ - толщина полосы до и после обжатия в клети мм, у,- - скорость полосы м/с.

1С] = х]+ АЯ'АИ.+х2.

(12)

где Я - несплющенный радиус рабочих валков, х; - протяжённость очага деформации за линию центров валков, А1г} - абсолютное обжатие в клети. При горячей прокатке сплющивание валков имеет пренебрежимо малый эффект, особенно при прокатке крупных сечений, поэтому будем принимать х^=0.

Влияние гидросбива окалины учитывается формулой И. Шварце-

:

д г^гс _ 0,73-Т 3 И-(1 + у)'

где Т, h и v - температура, толщина и скорость полосы в зоне гидро-сбива, °С, мм и м/с.

-

жутке после прохода в 6 клети стана 2000 (первая клеть чистовой группы) используя конкретные данные, применяя программный пакет математического моделирования MathLab. Рассмотрим прокатку стали марки 08Ю и рассчитаем составляющие фрмулы (5), Допустим габариты полосы на выходе чистовой группы: ширина - 1500 мм, толщина - 3 мм. Длина подката после выхода из черновой группы 60 м. Допустим, что температура по длине подката распределяется линейно от 1000 °С на «голове» до 1060 "С на «хвосте» (рис. 3 - верхний график).

Как было указано ранее, рассмотрим временные интервалы охлаждения полосы на пути от 5 клети до первого межклетевого промежутка.

Рассмотрим момент, когда, «голова» подката подошла к 6 клети. Будем считать, что скорости промежуточного рольганга и окалино-ломателя к этому моменту постоянны и равны 1 м/с.

Время охлаждения «головы» и «хвоста» к моменту подхода под:

L L -I

Р . ,х _ р п

t

t

(14)

1 V ' 1 V

Р Р

где ур - средняя скорость промежуточного рольганга, Ьр - длина промежуточного рольганга, 1„ - длина подката.

В соответствии с выражениями (14), а также рис. 1, «голова» пройдёт полное расстояние промежуточного рольганга и расстояние от «летучих ножниц» до окалиноломателя, и далее, до 6 клети, т.е. Ьр+6м =132 м, и будет охлаждаться соответственно 132 с на рольганге. При этом «хвост» подката за это время пройдёт расстояние равное Ьр+6м -1п=132м-1п=72 м, соответственно охлаждаться он будет 72 с. Т.е. опираясь на выражения (5) - (8) можно рассчитать распределение темпе.

Это распределение показано на рис. 3 (нижний график).

Рассчитаем остальные составляющие выражения (5). Толщина

[4]:

(15)

к =28-к0'2,

п К

где кп (мм) - толщина подката, кК (мм) - толщина готовой полосы (в рассматриваемом случае 3 мм). Тогда имеем /гп = 34,9 мм.

п- : и» !■". т м>

ш ез ;р р р «га в е

Рис. 3. Имитация распределения температуры по длине подката Т=/2(1п), сразу после пирометра 5 клети и перед клетью №6 - Т=/4(Ь

Толщину металла в промежутках можно условно рассчитать по формуле [4]:

Н.=4нт~] 'У , (16)

7 V 0 т

где у - индекс текущего (рассматриваемого) прохода прокатки (клети), т - индекс последнего прохода прокатки (последняя катающая клеть), И0,Ит - толщина подката и толщина готовой полосы. Для первого межклетевого промежутка и, в случае, семи катающих клетей, будем иметь И1=24,57мм.

Допустим радиус рабочих валков 11=400 мм. При этом ЛИ] 34,9 -24,57=10,33 мм. Тогда, по формуле (12) получаем величину дуги контакта металла и валка при прокатке в первой клети чистовой группы 1

~ 63,25 мм.

Удельный расход энергии на прокатку принятой полосы в первой клети чистовой группы будет равен по формуле (10): и24 к,,1п(1пЬ,; 1п1ь.) 24'0,91п(1п34,9/1п24,9) =2,16 кВт ч/т. При этом коэффициент кч,=0,9 для стали 08Ю по Басурову В.М.

Тогда приращение температуры полосы вследствие поглощения энергии деформации при прокатке металла в первой клети чистовой

группы будет равно (9): ЛТд. =4,76-2,16*10,3 "С. Температуру валков клети примем равной 70 "С ('Г" =70 °С).

-

теле можно пренебречь, то согласно формуле (11) теплоотдача валкам

.

Теперь рассмотрим интервал времени от входа «головы» подката

в 6 клеть и выхода «хвоста» из 6 клети. При этом следует рассчиты-

-

сти и с ускорением, до момента выхода «хвоста» полосы из 6 клети, т.е. завершения остывания на промежуточном рольганге.

Как заправочные скорости, так и ускорения прокатки металла в чистовой группе зависят от множества факторов, к примеру, увеличение температуры и толщины подката, жёсткости металла и т.д. В пер-

рение по следующим формулам [4]:

V =(16.. .20)/Ъ +2м/с, (17)

а =0,08/к + 0,01м/ с

3 К

2

(18)

где /?/: (мм) конечная толщина прокатываемой полосы.

--

рости, а также с ускорением до выхода металла из 6 клети. При этом следует оценивать также длин} полосы, входящую в 6 клеть и прока.

Время заправки для т- клетевой чистовой группы широкополос-

:

Ь т-1

0

V -к

тт

к

] = 1

]

(19)

где Ь0 - расстояние между клетями, ут - скорость последней клети группы, /?„, - толщина на выходе последней клети - сумма толщин на выходе клетей чистовой группы, за исключением последней. Учитывая, что кК=3мм, У3= ¥т^8 м/с.

Определим по формуле (16) величину толщин прокатываемой полосы в промежутках: 1г1=24,57мм, И2=17,3мм, И3=12,19мм, И4=8,59мм, И5=б,047мм, И6=4,2бмм. В этом случае = 72,957мм. По формуле (19) время заправки полосы в чистовую группу составит 13=18,24с.

Заправочную скорость 6 клети, как и всех клетей чистовой группы можно рассчитать исходя из принципа равенства секундных объёмов для каждого прокатываемого сечения. Т.е. верны соотношения [6]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тогда Узб~1м/с. Ускорение клетей при прокатке полосы с ускорением можно вычислить по тому же соотношению, что и скорости. Тогда ускорение для 6 клети будет равно а6=0,0045м/с2 (18). Выражение для скорости 6 клети в режиме прокатки с ускорением будет иметь вид:

где t - время прокатки с ускорением.

За время прокатки на заправочной скорости длина подката на промежуточном рольганге уменьшится на 13б=У36'^~18,24 м. Оставшаяся часть полосы - 41,76 м прокатается с ускорением. Причём, время прокатки с ускорением рассчитывается, используя известную фор-

гося на рольганге подката. В данном конкретном случае время прокатки с ускорением будет равно 38,44 с. Полное время прокатки в 6 клети будет равно 56,68 с.

С помощью математического моделирования по приведённым выше формулам можно оценить изменение температуры полосы в первом межклетевом промежутке, соответственно можно оценить изменения предела текучести металла и момент изгиба, приняв рабочий угол подъёма первого петле держателя равный 15°.

Результирующие графики изменения температуры от времени прокатки в первом межклетевом промежутке Т=/з(0, а также изменения момента изгиба прокатываемой в первом межклетевом промежутке полосы показаны на рис. 4 и рис. 5.

-

гиба полосы, зависящего от температуры металла, выходящего из черновой группы клетей можно использовать в системах АСУТП, кото-

лей стана горячей прокатки и в системах автоматического управления натяжением полосы в чистовой группе (САРН). Данный метод применим в случае измерения температуры подката сразу после 5 клети черновой группы, однако, наиболее точный расчёт предела текучести металла и момента изгиба полосы, можно осуществить в случае изме-

.

V к

V-И

/ / V к

(20)

7+1

У6=Уз6+а6-1=1 + 0,0045 %

(21)

jfijxj

E<o ЕЙ« Insert loot »Mow tWP

Рис. 4. Температура металла в первом межклетевом промежутке - за клетью №6. Зависимость T=f3(t).

Рис. 5. Момент изгиба полосы в первом межклетевом промежутке -за клетью Мб. Зависимость Мтг=/^).

В настоящее время измерение температуры в межклетевых промежутках на отечественных станах горячей прокатки трудноосуществимо из-за крайне агрессивных условий, а именно наличия плотного пара, брызг и струй воды систем охлаждения валков, полосы и т.д. В

расчётах систем начальной настройки станов горячей прокатки для

-

следней клетью черновой группы, соответственно, средние фиксиро-

-

лосы для межклетевых промежутков. Список литературы

1. Мещеряков В.Н., Диденко Е.Е. Математическое описание сил и моментов нагрузки петле держателя. / Мещеряков В.Н., Диденко Е.Е. -Воронеж: Научно-технический журнал «Электротехнические комплексы и системы», №4 2010г. с. 18-23.

2. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: «Энергоатомиздат», 1998. - 704 с.

3. Коновалов Ю.В, Остапенко А.Л., Пономарёв В.И. Расчёт параметров листовой прокатки. Справочник. / Коновалов Ю.В, Остапенко А.Л., Пономарёв В.И. - М.: «Металлургия», 1986. - 430 с.

4. Проектирование параметров и режимов работы оборудования листопрокатных цехов: Учебное пособие / B.C. Зайцев, В.А. Третьяков - Липецк: ЛГТУ, 2009 - 660 с.

5. Мещеряков В.Н., Диденко Е.Е. Оценка соотношения величин составляющих момента нагрузки при расчёте вращающего момента электродвигателя петледержателя / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Применение инновационных технологий в научных исследованиях» Секция № 1 Энергетика и электротехника. - Курск, 2012.

6. Дружинин Н.Н. Непрерывные станы как объект автоматизации. / Дружинин Н.Н. - М.: «Металлургия», 1975,- 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.