Карпенко Михаил Юрьевич
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС).
Свободы ул., д. 2 в, г. Самара, 443066, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Тяговый подвижной состав», СамГУПС.
Тел.: +7 (846) 255-68-58.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Моделирование индикаторного процесса среднеоборотного тепловозного двигателя при его работе с добавкой аммиака / А. Д. Росляков, Л. С. Курманова, С. А. Петухов, М. Ю. Карпенко. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2023. - № 3 (55). - С. 13 - 24.
Karpenko Mikhail Yurievich
Samara State Transport University (SSTU).
2 v, Svoboda st., 443066 Samara, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Traction rolling stock», SSTU.
Phone: +7 (846) 255-68-58.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Roslyakov A.D., Kurmanova L.S., Petukhov S.A., Karpenko M.Yu. Modeling of the indicator process of a locomotive medium-speed diesel engine when it is operated with the addition of ammonia. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 3 (55), pp. 13-24 (In Russian).
УДК 629.4.027.5:620.179.162
А. Г. Отока1, О. В. Холодилов2
Гомельское вагонное депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»,
г. Гомель, Республика Беларусь;
2Белорусский государственный университет транспорта (УО «БелГУТ»), г. Гомель, Республика Беларусь
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ КОНТАКТНОЙ СРЕДЫ НА ИММЕРСИОННЫЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ КОНТРОЛЬ КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ ПРИ РЕМОНТЕ
Аннотация. В соответствии с техническими нормативными правовыми актами по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар грузовых и пассажирских вагонов одним из распространенных методов, которым проверяют ось и цельнокатаные колеса на наличие внутренних, раскрытых по глубине поверхностных дефектов, является ультразвуковой. На ремонтных предприятиях вагонного хозяйства железных дорог, в том числе на заводах-изготовителях деталей и составных частей колесных пар, на практике применяют контактный или иммерсионный ввод ультразвука в контролируемый материал. В зависимости от утвержденной документации на объект и метод контроля, наличия специализированного оборудования неразрушающего контроля предприятия отдают предпочтение тому или иному способу. Известно, что влияние температуры окружающей среды сказывается непосредственно на чувствительности ультразвукового контроля. Сегодня на Белорусской железной дороге пользуется популярностью иммерсионный ввод ультразвука для цельнокатаных колес, напрессованных на ось при текущем и среднем ремонте колесных пар с использованием стенда СДВК (СУДКП). Поэтому в данной статье хотелось рассмотреть проблему влияния температуры рабочей жидкости на чувствительность ультразвукового иммерсионного контроля. На основе полученных значений в ходе эксперимента установлена зависимость скорости ультразвука в стали от температуры дистиллированной воды, которая использовалась в качестве контактной среды для иммерсионного ультразвукового контроля. Проведен анализ изменения угла ввода ультразвука в сталь при увеличении температуры контактной среды от 18 до 36 °С. Сделаны выводы о температурном влиянии окружающей среды на выявляемость дефектов в цельнокатаных колесах при иммерсионном вводе ультразвука. Данная статья демонстрирует необходимость соблюдения температурного режима одновременно как при настройке, так и непосредственно при самом контроле.
Ключевые слова: колесная пара, цельнокатаное колесо, ремонт, ультразвуковой метод, иммерсионный контроль, дистиллированная вода, пьезоэлектрический преобразователь, чувствительность контроля, температура среды, скорость ультразвука, показание глубиномера, угол ввода, угол падения луча.
Аlexander G. Otoka1, Oleg V. Kholodilov2
!Gomel Wagon Depot of RUE «Gomel Branch of the Belarusian Railway», Gomel, Republic of Belarus;
2Belarusian State University of Transport (BelSUT), Gomel, Republic of Belarus
INFLUENCE OF THE TEMPERATURE OF THE CONTACT MEDIUM FOR IMMERSION ULTRASONIC TESTING WHEELSETS OF WAGONS DURING REPAIR
Abstract. In accordance with the technical regulations for the repair and maintenance of wheel sets offreight and passenger cars, one of the common methods by which the axle and solid-rolled wheels are checked for the presence of internal surface defects revealed in depth is ultrasonic. At the repair enterprises of the wagon economy of railways, including at the manufacturing plants ofparts and components of wheel sets, in practice contact or immersion input of ultrasound into the controlled material is used. Depending on the approved documentation for the object and method of control, the availability of specialized equipment for non-destructive testing, enterprises prefer one or another method. It is known that the influence of ambient temperature directly affects the sensitivity of ultrasonic testing. Today, immersion ultrasound injection for solid-rolled wheels pressed onto the axle during the current and medium repairs of wheel sets using the stand SDVK (SUDKP) is popular on the Belarusian Railway. Therefore, in this article I would like to consider the problem of the influence of the temperature of the working fluid on the sensitivity of ultrasonic immersion testing. Based on the values obtained in the course of the experiment, the dependence of the speed of ultrasound in steel on the temperature of distilled water, which was used as a contact medium for immersion ultrasonic testing, was established. An analysis was made of the change in the angle of ultrasound input into steel with an increase in the temperature of the contact medium from 18 to 36 °C. Conclusions are drawn about the temperature effect of the environment on the detection of defects in solid-rolled wheels during immersion ultrasound injection. This article demonstrates the need to observe the temperature regime at the same time both during setup and directly in the control itself.
Keywords: wheelset, solid-rolled wheel, repair, ultrasonic method, immersion control, distilled water, piezoelectric converter, control sensitivity, medium temperature, ultrasound speed, depth gauge reading, input angle, beam angle of incidence.
В настоящее время ремонт деталей и составных частей колесных пар грузовых и пассажирских вагонов невозможно представить без средств и методов неразрушающего контроля (НК). НК является неотъемлемой частью ремонта, технического обслуживания, и его применение связано с подтверждением качества выпускаемой продукции, в значительной мере влияющей на безопасность движения поездов, перевозки грузов и пассажиров. Основная задача НК при ремонте колесных пар - это исключение их поставки в эксплуатацию с несоответствующими параметрами и обеспечение надежности инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава.
К основным методам НК деталей и составных частей колесных пар вагонов при ремонте относят ультразвуковой, магнитопорошковый и вихретоковый.
Ультразвуковой (УЗ) контроль является одним из самых распространенных методов НК. Данный метод применяется для поиска различных дефектов материала (поры, трещины, различные включения, неоднородная структура и пр.) и является обязательной процедурой при изготовлении и эксплуатации многих ответственных изделий.
Широкое распространение при УЗ-контроле колесных пар получили два способа ввода УЗ в материал - контактный (рисунок 1, а) и иммерсионный (рисунок 1, б).
В данной статье хотелось бы остановиться на применении и проблеме влияния температуры рабочей жидкости на чувствительность иммерсионного ультразвукового контроля колесных пар при техническом обслуживании и ремонте в условиях структурных подразделений вагонного хозяйства железных дорог.
Применение иммерсионного способа связано в первую очередь с меньшим изменением чувствительности от нестабильности контакта через поверхность материала по сравнению с контактным способом [1]. При этом обеспечивается высокая скорость сканирования и производительность контроля. Также при иммерсионном вводе УЗ исключается механический износ пьезоэлектрического преобразователя (ПЭПа) из-за отсутствия трения между ним и
поверхностью контролируемого изделия, а значит, и отпадает необходимость частой замены изношенных ПЭПов.
Рисунок 1 — Способы ввода УЗ на примере элементов колесной пары: а - контактный ввод УЗ (контроль поверхности катания цельнокатаного колеса поверхностной волной Рэлея при текущем и среднем ремонте колесной пары); б - иммерсионный ввод УЗ (контроль свободной оси колесной
пары при изготовлении или капитальном ремонте)
Иммерсионный метод - УЗ-метод контроля, при котором объект контроля и преобразователь погружены в жидкость (рисунок 2), которую используют как промежуточную среду и (или) преломляющую призму [2].
1 * 2
3 5
шт
----——*
4
Лианнллнровякная еода
Г 1 Г Г
Рисунок 2 — Схема иммерсионного метода контроля: 1 - преобразователь ультразвуковой П211-2,5-20; 2 - объект контроля; 3 - несплошность/дефект; 4 - поверхность ввода; 5 - донная поверхность; У - показание глубиномера дефектоскопа, мм; Т - зондирующий импульс; £ - эхо-сигнал от поверхности; F - эхо-сигнал от дефекта/несплошности; В - донный эхо-сигнал
В качестве иммерсионной жидкости в большинстве случаев используют воду, в которую добавляют ингибиторы коррозии, а также вещества, улучшающие смачивание.
На Белорусской железной дороге хорошо зарекомендовал себя иммерсионный ввод УЗ, реализуемый на стенде УЗ-дефектоскопии колесных пар СУДКП (рисунок 3) [3].
а б
Рисунок 3 - Ультразвуковой контроль цельнокатаных колес при текущем и среднем ремонте колесных пар в Гомельском вагонном депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»: а - внешний вид стенда СУДКП; б - вид акустического блока с иммерсионными преобразователями
СУДКП позволяет выполнить ультразвуковую дефектоскопию ободьев и приободной зоны цельнокатаных колес колесной пары при полностью демонтированном буксовом узле, при наличии на оси лабиринтного кольца и внутренних колец подшипников, а также корпуса буксы со снятой смотровой крышкой.
Иммерсионный ввод УЗ на стенде СУДКП происходит через слой технической воды [4].
К основным типам дефектов цельнокатаных колес, выявляемых при контроле на стенде СУДКП, относят такие:
- поперечные единичные трещины в ободе;
- трещины гребня колеса;
- закатанные окисные пленки и расслоения, параллельные боковой поверхности обода;
- внутренние дефекты в ободе и в зоне перехода обода в диск.
Отметим, что на чувствительность иммерсионного контроля элементов колесных пар значительно влияет температура рабочей жидкости.
Практика показывает, что с изменением температуры окружающей среды меняется чувствительность контроля. Особенно это заметно в летнее время: когда температура окружающей среды растет, чувствительность УЗ-контроля снижается.
В соответствии со справочником [5] с увеличением температуры воды скорость УЗ в ней растет. Зависимость скорости с УЗ от температуры t имеет вид:
с = со[1 + Ь ^ - (1)
где со - скорость УЗ при температуре ^ и данном давлении р; Ь' - относительный температурный коэффициент скорости УЗ, град-1.
На практике часто пользуются видоизмененным выражением:
с = со + Ь ^ - (2)
где Ь - абсолютный температурный коэффициент скорости УЗ, м-с-1 • град-1.
Известно [6], что при повышении температуры при контактном способе ввода УЗ угол ввода для наклонного ПЭПа увеличивается, так как скорость звука в призме уменьшается сильнее, чем в металле объекта контроля.
В случае производственной необходимости угол преломления должен быть установлен при конкретной действующей температуре, так как при нагревании призмы ПЭПа увеличивается угол преломления УЗ в металле. На практике в условиях изменения температуры контролируемого объекта точное определение угла преломления является непростой задачей [7].
Целью данной работы является анализ изменения угла ввода УЗ в сталь при иммерсионном способе контроля, установление зависимости скорости УЗ в стали, зависимости показаний глубиномера дефектоскопа от температуры дистиллированной воды, которая может использоваться на практике в качестве контактной среды.
В эксперименте не ставилась задача по изготовлению образца из аналогичной стали объекта контроля. Например, для осей колесных пар (Ст. ОсВ) или для цельнокатаных колес (Ст. 2Г, Ст. Т, Ст. 2, Ст. 1), так как последние не регламентируют однозначное значение углерода в ней. Поэтому выбор пал на конструкционную углеродистую сталь 20, которая имеет хорошие показатели прочности, твердости, как и перечисленные выше стали.
В работе [8] была установлена зависимость амплитуды эхо-сигнала от сквозного отверстия 3 мм (х1; у1) в образце, который изготовлен из материала сталь 20 (рисунок 4), от температуры технической воды, которая использовалась в качестве контактной среды. Было установлено, что с увеличением температуры воды снижаются показание глубиномера и чувствительность контроля.
В работе использовались УЗ-дефектоскоп УД2-102ВД «Пеленг», а в качестве УЗ-излучателя - преобразователь П211-2,5-20 № 184017, который закреплялся в оправку из
фторопласта и при помощи шаблона ШН ДУВК.741156.001 выставлялся под углом 90 поверхности объекта контроля (угол ввода УЗ составлял 0 °).
л )
а б
Рисунок 4 - Образец со сквозным отверстием диаметром 3 мм: а - общий вид объекта контроля; б - габаритные размеры объекта контроля и координаты сквозного отверстия
В отличие от предыдущего эксперимента преобразователь выставлялся под углом 19 ° к поверхности образца, а в качестве контактной среды использовалась дистиллированная вода. Расстояние между ПЭПом и образцом составляло 50 мм.
Определение угла ориентации ПЭПа в горизонтальной плоскости по отношению к внутренней поверхности образца проверялось настроечным шаблоном ШН ДУВК.741156.001, совмещенным с одной стороны с плоскостью образца, а с другой стороны - со срезом верхней части корпуса крепления ПЭПа (рисунок 5).
а б
Рисунок 5 - Выставление угла падения УЗ 19 ° шаблоном ШН ДУВК.741156.001: а - общий вид юстировки ПЭПа; б - применяемые средства измерений по определению линейных и угловых
характеристик по отношению к объекту контроля
В ходе проведения эксперимента температура изменялась при помощи терморегулятора и контролировалась с помощью жидкостного термометра марки СП-2 с ценой деления 2 °С в диапазоне измерения температур 0 - 100 °С. Начальная температура воды составляла 18 °С.
При падении УЗ-колебаний под углом у к поверхности на границе раздела происходит трансформация волн, схема которой показана на рисунке 6.
На рисунке 6 обозначено: у - угол падения; Ы - угол преломления продольной волны; Ь2 - угол преломления трансформированной поперечной волны; Си - скорость падающей продольной волны; С12 - скорость преломленной продольной волны; Ct 2 - скорость преломленной трансформированной поперечной волны.
Рисунок 6 - Схема образования преломленных волн в стали при падении УЗ-колебаний под углом у
о
к
Рассчитаем угол ввода УЗ при угле падения 19 ° в соответствии с законом Снеллиуса [1]:
sin у / sin k = Cu / C12, (3)
где y - угол падения УЗ; k - угол ввода; Cii - скорость УЗ-колебаний в дистиллированной воде (падающая продольная волна); C12 - скорость УЗ-колебаний в образце, изготовленном из стали 20 (преломленная продольная волна).
В образце нас интересует наличие поперечной волны, так как она является преобладающей в связи с большим углом падения, при котором начинает исчезать преломленная продольная волна. Тогда в соответствии с законом Снеллиуса (3)
sin y / sin k = Cii / Ct2,
где Ct2 - скорость преломленной трансформированной поперечной волны.
При угле падения УЗ 19 ° угол ввода в сталь составит: sin 19 / sin k = 1490 / 3260, тогда sin k = 0,71 и y = arcsin 0,71 = 45 °
Пьезоэлектрический преобразователь с рабочей частотой 2,5 МГц устанавливался в воду на расстояние 50 мм от контролируемого образца. Изменением длительности развертки и усиления дефектоскопа на его экране получали изображение первого отраженного эхо-сигнала от стенки образца, при этом эхо-сигнал от отверстия диаметром 3 мм располагался в непосредственной близости от него по центру экрана прибора (рисунок 7).
Рисунок 7 — Вид экрана дефектоскопа УД2-102ВД: 1 - зондирующий импульс; 2 - сигнал, отраженный от поверхности образца; 3 - сигнал от отверстия диаметром 3 мм; 4 - расстояние до отверстия диаметром 3 мм;
5 - усиление дефектоскопа; 6 - браковочный уровень
Настройка дефектоскопа УД2-102ВД производилась в соответствии с параметрами, приведенными в таблице 1.
Таблица 1 - Параметры дефектоскопа
Частота ПЭПа, МГц Схема включения Угол ввода УЗ, град Скорость, м/с Начало зоны временной селекции (ВС1), мм Конец зоны временной селекции (ВС1), мм Амплитуда импульса Тип ПЭПа
2,5 Совмещенная 45 3260 После первого отраженного эхо-сигнала от стенки образца 180 Высокая П211-2,5
При помощи кнопок усиления дефектоскопа в соответствии с рекомендациями [9, 10] доводили сигнал от отверстия 3 мм до браковочного уровня, что составляет 50 % экрана. После повышения температуры дистиллированной воды на каждые 2 °С в меню общие параметры дефектоскопа изменяли скорость УЗ в образце до первоначального расстояния Y = 98 мм, тем самым фиксировали изменение скорости С1 и расстояние Y (см. рисунок 2).
В ходе эксперимента был произведен равномерный нагрев образца в интервале от 18 до 36 °С с шагом 2 °С, который контролировался термометром. После каждого изменения температуры среды (дистиллированной воды) с помощью дефектоскопа фиксировались изменения скорости УЗ и координаты дефекта на глубиномере дефектоскопа (таблица 2, рисунок 8).
Таблица 2 - Результаты эксперимента с дистиллированной водой
Температура воды Т, °С Скорость УЗ в образце из стали С1, м/с Д1, м/с Скорость УЗ в воде С2, м/с [4] Д2, м/с Координата У сквозного отверстия
18 3260 - 1476 - 98,0
20 3271 11 1483 7 97,7
22 3285 14 1489 6 97,3
24 3297 12 1494 5 96,9
26 3311 14 1500 6 96,5
28 3322 11 1505 5 96,2
30 3332 10 1509 4 95,9
32 3343 11 1514 5 95,6
34 3355 12 1518 4 95,3
36 3365 10 1522 4 95,0
С1, м/с 3360
16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 Т, 0С 38
Рисунок 8 - Зависимость скорости УЗ в образце от температуры среды
Сравнивая изменение скорости УЗ в стали с известными данными по изменению скорости УЗ в дистиллированной воде [5] в зависимости от температуры, можно говорить об их линейной зависимости (рисунок 9).
3700 3200 2700 2200 1700 1200
/-1
I * .X - - -
/г
лч /
-¥ - - ¥-
1В 20 22 24 26 28 30 32 Т, °С 36 Рисунок 9 - Зависимость скорости УЗ в образце (1) и дистиллированной воде (2) от температуры
Отличие заключается только в разности показаний между измерениями по скорости УЗ в стали Д1 и дистиллированной воде Д2. Так как скорость в дистиллированной воде примерно в 2,2 раза меньше, чем скорость в стали, то Д2 < Д1.
Исследования показали (рисунок 10), что с увеличением температуры воды растет скорость УЗ как в стали, так и в самой контактной среде. Соответственно уменьшается показание глубиномера дефектоскопа (координата У) и увеличивается угол ввода в сталь.
Y, мм 98
97,5
97
96,5
96
95,5
95 ^
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Т, °С 35 36
Рисунок 10 - Зависимость показаний глубиномера дефектоскопа от температуры среды
Рассчитаем угол ввода в сталь 20 при температуре воды 36 °С: sin 19 / sin k = 1490 / 3365, тогда sin k = 0,74 и у = arcsin 0,74 = 48 ° Таким образом, при увеличении температуры среды от 18 до 36 °С угол ввода изменился на 3°.
Эксперимент был проведен только для одного типа преобразователя - П211-2,5-20 (производитель - ООО НПГ «Алтек») в условиях постоянного расстояния между преобразователем с углом падения УЗ-луча 19 ° и объектом контроля.
Результаты эксперимента показали, что настройка уровня браковочной чувствительности ПЭПа в условиях определенной температуры контактной среды не дает гарантии выявления дефектов в металле при изменении температуры этой же среды. Незначительное изменение температуры контактной среды уже ведет к изменению угла ввода УЗ-луча. Поэтому контроль элементов колесных пар вагонов иммерсионным способом настоятельно рекомендуется проводить при той же температуре среды, при которой проходила настройка чувствительности. При этом необходимы постоянный контроль угла ориентации ПЭПа (угла падения) к поверхности объекта контроля при помощи настроечного шаблона и юстировка ПЭПа в случае невыявления эталонных отражателей при настройке чувствительности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что температура контактной среды при иммерсионном УЗ-контроле играет важную роль при выявлении дефектов в цельнокатаных колесах и осях колесных пар вагонов. Поэтому соблюдение температурного режима как при настройке браковочной чувствительности, так и при проведении непосредственно иммерсионного УЗ-контроля является залогом высокой чувствительности метода.
Список литературы
1. Неразрушающий контроль : справочник : в 8 томах / под общ. ред. В. В. Клюева. - Т. 3. Ультразвуковой контроль / И. Н. Ермолов, Ю. В. Ланге. - 2-е изд., испр. - Москва : Машиностроение, 2008. - 864 с. - Текст : непосредственный.
2. ГОСТ Р ИСО 5577-2009. Контроль неразрушающий. Ультразвуковой контроль. Словарь. - Москва : Стандартинформ, 2011. - 27 с. - Текст : непосредственный.
3. Патент № 6017 Республика Беларусь, МПК: G01M 17/10, G01M 17/08, G01N 29/04. Стенд для ультразвуковых испытаний колесных пар рельсового подвижного состава: a 20000607 : заявлено 26.06.2000: опубликовано 30.03.2004 / Бычек И. С., Комаровский И. С., Дубина А. В. - 3 с.; ил. - Текст : непосредственный.
4. 1803.829-00.00.003 ТИ Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю ободьев цельнокатаных колес дефектоскопом УД2-102 «Пеленг» на стенде СДВК 1803.82900.00.000: утв. гл. инж. Белорусской железной дороги от 20.12.2018 №1094НЗ, 2018. - 25 с. -Текст : непосредственный.
5. Справочник химика 21. Химия и химическая технология // chem21.info : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://www.chem21.info/page/103014194056088134092151198030182222 193227175239 (дата обращения: 26.05.2023).
6. Ермолов, И. Н. Расчеты в ультразвуковой дефектоскопии : краткий справочник / И. Н. Ермолов, А. Х. Вопилкин, В. Г. Бадалян. - Москва : НПЦ НК ЭХО+, 2004. -109 с. - Текст : непосредственный.
7. Высокотемпературный ультразвуковой контроль при температурах, превышающих 50 °С или 125 °F // diagnost.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://www. diagnost.ru/ultrazvukovoe-izmerenie-tolshhiny/vysokotemperaturnyj-ultrazvukovoj-uz-kontrol.html (дата обращения: 25.05.2023).
8. Отока, А. Г. Исследование влияния температуры технической воды на обнаружение дефектов в металле при иммерсионном ультразвуковом контроле / А. Г. Отока. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2022. - № 8 - URL: https://web.snauka.ru.issues/2022/08/98764 (дата обращения: 24.05.2023).
9. Дефектоскоп «Peleng» («Пеленг») УД2-102ВД. Часть I. Описание и техническое обслуживание. ДШЕЕК.412239.001 РЭ1 : Руководство по эксплуатации. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018. - 80 с. - Текст : непосредственный.
10. Дефектоскоп «Peleng» («Пеленг») УД2-102ВД. Часть II. Использование по назначению. ДШЕЕК.412239.001 РЭ2 : Руководство по эксплуатации. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 68 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Kljuev V.V. ed., Ermolov I.N., Lange Ju.V. Nerazrushaiushchii kontrol' : spravochnik : v 8 tomakh. T. 3: Ul'trazvukovoi kontrol' [Non-destructive testing : reference book : in 8 volumes. Vol. 3: Ultrasonic testing]. Moscow, Mechanical engineering Publ., 2008, 864 p. (In Russian).
2. National Standart ISO 5577-2009. Non-destructive testing. Ultrasonic inspection.Vocabulary. Moscow, Standardinform Publ., 2011. 27 p. (In Russian).
3. Bychek I.S., Komarovskij I.S., Dubina A.V. Patent BY № 6017, 30.03.2004.
4. 1803.829-00.00.003 Technical instructions for ultrasonic inspection of the rims of solid-rolled wheels with a flaw detector UD2-102 «Bearing» at the SDVC stand 1803.829-00.00.000. Belarusian Railway, 2018, 25 p. (In Russian).
5. Spravochnik khimika 21. Khimiia i khimicheskaia tekhnologiia [Chemist's Handbook 21. Chemistry and Chemical Technology]. Available at: https://www.chem21.info/page/ 103014194056088134092151198030182222193227175239/ (accessed 26.05.2023).
6. Ermolov I.N., Vopilkin A.Kh., Badaljan V.G. Raschety v ul'trazvukovoi defektoskopii: kratkii spravochnik [Calculations in ultrasonic flaw detection: a short reference]. Moscow, NPC NK ECHO+ Publ., 2004, 109 p. (In Russian).
7. Vysokotemperaturnyj ul'trazvukovoj kontrol'pri temperaturah, prevyshajushhih 50 °C ili 125 °F [High temperature ultrasonic testing at temperatures exceeding 50°C or 125°F]. Available at: https://www. diagnost.ru /ultrazvukovoe izmerenie-tolshhiny/vysokotemperaturnyj-ultrazvukovoj-uz-kontrol.html (accessed 25.05.2023).
8. Otoka A.G. Investigation of the effect of process water temperature on the detection of defects in metal during immersion ultrasonic testing. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii -
Modern scientific research and innovation, 2022, no. 8. Available at: URL: https://web.snauka.ru.issues/2022/08/98764 (accessed 24.05.2023).
9. Flaw detector «Peleng» («Bearing») UD2-102VD. Part I. Description and maintenance. JACK.412239.001 RE 1: User Manual. Saint-Petersburg, 2018, 80 p. (In Russian).
10. Flaw detector «Peleng» («Bearing») UD2-102VD. Part II. Intended use. JACK.412239.001 RE 2: Operation Manual. Saint-Petersburg, 2017, 68 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Отока Александр Генрикович
Гомельское вагонное депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Телегина ул., д. 1а, г. Гомель, 246014, Республика Беларусь.
Магистр технических наук, инженер-технолог (руководитель подразделения неразрушающего контроля).
Тел.: +375 (232) 95-28-32.
E-mail: [email protected]
Холодилов Олег Викторович
Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ).
Кирова ул., д. 34, г. Гомель, 246653, Республика Беларусь.
Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Вагоны».
Тел.: +375 (232) 95-39-08.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Отока, А. Г. Влияние температуры контактной среды на иммерсионный ультразвуковой контроль колесных пар вагонов при ремонте / А. Г. Отока, О. В. Холодилов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 3 (55). - С. 24 - 33.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Otoka Аlexander Genrikovich
Gomel Wagon Depot of RUE «Gomel Branch of the Belarusian Railway».
1a, Telegina st., Gomel, 246014, Republic of Belarus.
Master of Sciences in Engineering, process engineer (head of the non-destructive testing unit).
Phone: +375 (232) 95-28-32.
E-mail: [email protected]
Kholodilov Oleg Viktorovich
Belarusian State University of Transport (BelSUT).
34, Kirova st., Gomel, 246653, Republic of Belarus.
Doctor of Sciences in Engineering, professor, professor of the department «Wagons».
Phone: +375 (232) 95-39-08.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Otoka A G., Kholodilov O.V. Influence of the temperature of the contact medium forimmersion ultrasonic testing wheel sets of wagon during repair. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 3 (55), pp. 24-33.
УДК 629.4.015
И. И. Галиев, М. Х. Минжасаров, Д. В. Липунов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕИСПРАВНОСТЕЙ КОЖУХА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
ЛОКОМОТИВА 2ЭС6 «СИНАРА»
Аннотация. В статье представлен анализ причин неисправностей механической части локомотивов 2ЭС6 «Синара» за 2017 — 2022 гг. Наибольшее количество отказов узлов механической части приходится на кожух зубчатой передачи (КЗП). Причины выхода из строя КЗПможно разделить на две группы: неисправности болта крепления и появление трещин. Масса КЗП локомотивов 2ЭС6 значительно выше устанавливаемых на локомотивы серии ВЛ10, в связи с чем произвести их замену без выкатки колесно-моторного блока из-под локомотива не представляется возможным, что существенно увеличивает простой локомотива как на плановом, так и на неплановом ремонте. Распределение числа выходов из строя кожухов по месяцам показывает, что в зимне-весенний период, с декабря по апрель, происходит значительное увеличение числа отказов, для остальных периодов года такие отказы носят единичный характер. Математическая модель вертикальных колебаний тягового подвижного состава, полученная на основе уравнения Лагранжа второго рода, в виде системы из четырех дифференциальных уравнений позволяет оценить нагруженность узлов