Научная статья на тему 'Настройка функции ВРЧ с применением специфических АРД-диаграмм при ультразвуковом контроле катаных колесных центров подвижного состава железных дорог'

Настройка функции ВРЧ с применением специфических АРД-диаграмм при ультразвуковом контроле катаных колесных центров подвижного состава железных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
484
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / КАТАНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ЦЕНТР / НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / УЛЬТРА-ЗВУКОВОЙ КОНТРОЛЬ / ЭХОИМПУЛЬСНЫЙ МЕТОД / ЭХО-СИГНАЛ / ВРЕМЕННАЯ РЕГУЛИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ / RAILWAY / ROLLING STOCK / ROLLED WHEEL CENTER / NON-DESTRUCTIVE TESTING / ULTRASONIC CONTROL / ECHO IMPULSE METHOD / ECHO SIGNAL / TEMPORARY SENSITIVITY ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киреев А. Н.

Целью работы является разработка метода безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда расстояние диаметр при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра подвижного состава железных дорог в осевом направлении. Показано, что применение классического математического аппарата для безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности не представляется возможным, вследствие изменения коэффициента затухания ультразвуковой волны при ее прохождении по сечению обода и ступицы в осевом направлении, вызванного изменением структуры металла. Предложен математический аппарат, позволяющий настроить функцию временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда расстояние диаметр, учитывающий изменение коэффициента затухания по сечению обода и ступицы катаного колесного центра. Для автоматизации расчетов при настройке функции временной регулировки чувствительности разработана про-грамма NDTRT-05.01. Для оценки достоверности предложенного метода настройки функции временной регулировки чувствительности про-ведены экспериментальные исследования на натурном образце из обода катаного колесного центра, в котором выполнены эталонные плоскодонные цилиндрические отражателя на минимальной, максимальной глубине и середине контролируемого диапазона. Экспериментальные исследования подтвердили высокую достоверность предложенного метода безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда расстояни диаметр при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра подвижного состава железных дорог в осевом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Киреев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTING UP TSA WITH SPECIFIC ADD DIAGRAMS DURING ULTRASONIC TESTING OF ROLLED WHEEL CENTERS OF THE RAILWAY ROLLING STOCK

The aim of the work is to develop a method for the non-standard setting up of the function of time sensitivity adjustment by specific amplitude-distance-diameter diagrams with ultrasonic inspection of the rim and hub of the rolled wheel center of rolling stock of railways in the axial direction. It is shown that the application of the classical mathematical apparatus for setting up the time adjustment function of the sensitivity is not possible, due to a change in the attenuation coefficient of the ultrasonic wave as it passes through the rim and hub cross-section in the axial direction, caused by a change in the metal structure. A mathematical apparatus is proposed that allows setting the time adjustment function of sensitivity by specific amplitude-distance-diameter diagrams, taking into account the change in the attenuation coefficient over the cross-section of the rim and the hub of the roller wheel center. To automate the calculation, the NDTRT-05.01 program was developed when setting the time sensitivity adjustment function. To assess the reliability of the proposed method for setting the time sensitivity adjustment function, experimental studies were carried out on a full-scale specimen from the rim of a rolled wheel center in which standard flat-bottomed cylindrical reflectors were made at the minimum, maximum depth and middle of the monitored range. Experimental studies have confirmed the high reliability of the proposed method for setting up parameters for the time-free adjustment of the sensitivity by specific amplitude-distance-diameter diagrams with ultrasonic inspection of the rim and the hub of the rolled wheel center of rolling stock of railways in the axial direction.

Текст научной работы на тему «Настройка функции ВРЧ с применением специфических АРД-диаграмм при ультразвуковом контроле катаных колесных центров подвижного состава железных дорог»

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

УДК 629.4.027.4:620.179.162

DOI: 10.26731/1813-9108.2018.1(57).140-147

А. Н. Киреев

Луганский национальный университет им. В. Даля, г. Луганск Дата поступления: 11 февраля 2018 г.

НАСТРОЙКА ФУНКЦИИ ВРЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АРД-ДИАГРАММ ПРИ УЛЬТРАЗВУКОВОМ КОНТРОЛЕ КАТАНЫХ КОЛЕСНЫХ ЦЕНТРОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация. Целью работы является разработка метода безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда - расстояние - диаметр при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра подвижного состава железных дорог в осевом направлении.

Показано, что применение классического математического аппарата для безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности не представляется возможным, вследствие изменения коэффициента затухания ультразвуковой волны при ее прохождении по сечению обода и ступицы в осевом направлении, вызванного изменением структуры металла.

Предложен математический аппарат, позволяющий настроить функцию временной регулировки чувстви - тельности по специфическим диаграммам амплитуда - расстояние - диаметр, учитывающий изменение коэффициента затухания по сечению обода и ступицы катаного колесного центра.

Для автоматизации расчетов при настройке функции временной регулировки чувствительности разработана программа NDTRT-05.01.

Для оценки достоверности предложенного метода настройки функции временной регулировки чувствительности проведены экспериментальные исследования на натурном образце из обода катаного колесного центра, в котором выполнены эталонные плоскодонные цилиндрические отражателя на минимальной, максимальной глубине и середине контролируемого диапазона.

Экспериментальные исследования подтвердили высокую достоверность предложенного метода безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда - расстояни - диаметр при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра подвижного состава железных дорог в осевом направлении.

Ключевые слова: железная дорога, подвижной состав, катаный колесный центр, неразрушающий контроль, ультразвуковой контроль, эхоимпульсный метод, эхо-сигнал, временная регулировка чувствительности.

A. N. Kireev

Dal' Lugansk National University, Lugansk Received: February 11, 2018

SETTING UP TSA WITH SPECIFIC ADD DIAGRAMS DURING ULTRASONIC TESTING OF ROLLED WHEEL CENTERS OF THE RAILWAY ROLLING STOCK

Abstract. The aim of the work is to develop a method for the non-standard setting up of the function of time sensitivity adjustment by specific amplitude-distance-diameter diagrams with ultrasonic inspection of the rim and hub of the rolled wheel center of rolling stock of railways in the axial direction.

It is shown that the application of the classical mathematical apparatus for setting up the time adjustment function of the sensitivity is not possible, due to a change in the attenuation coefficient of the ultrasonic wave as it passes through the rim and hub cross-section in the axial direction, caused by a change in the metal structure.

A mathematical apparatus is proposed that allows setting the time adjustment function of sensitivity by specific amplitude-distance-diameter diagrams, taking into account the change in the attenuation coefficient over the cross-section of the rim and the hub of the roller wheel center.

To automate the calculation, the NDTRT-05.01 program was developed when setting the time sensitivity adjustment function.

To assess the reliability of the proposed method for setting the time sensitivity adjustment function, ex-perimental studies were carried out on a full-scale specimen from the rim of a rolled wheel center in which standard flat-bottomed cylindrical reflectors were made at the minimum, maximum depth and middle of the monitored range.

Experimental studies have confirmed the high reliability of the proposed method for setting up parameters for the time-free adjustment of the sensitivity by specific amplitude-distance-diameter diagrams with ultrasonic inspection of the rim and the hub of the rolled wheel center of rolling stock of railways in the axial direction.

Keywords: railway, rolling stock, rolled wheel center, non-destructive testing, ultrasonic control, echo impulse method, echo signal, temporary sensitivity adjustment.

140

© А. Н. Киреев, 2018

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol. 57, no. 1

Введение

Современная научно-техническая революция поставила перед железнодорожным транспортом сложную технико-экономическую задачу организации скоростного пассажирского движения. Это в первую очередь связано с созданием новых типов подвижного состава с повышенными требованиями к качеству и надежности.

Основные требования к повышению показателей качества и надежности, с точки зрения обеспечения стабильной и безаварийной работы подвижного состава железных дорог в эксплуатации, предъявляются к ходовой экипажной части.

Одним из наиболее ответственных элементов ходовой экипажной части подвижного состава являются колеса колесных пар, от исправной работы которых зависит безопасность движения на железных дорогах. Это в первую очередь относится к колесам тягового подвижного состава, которые, в отличие от вагонных, выполняют дополнительную функцию передачи тягового усилия. При создании тягового подвижного состава преимущественное распространение получили так называемые составные колеса, состоящие из бандажа и колесного центра. При изготовлении составных колес используют литые и катаные колесные центры. В современном тяговом подвижном составе для пассажирских перевозок в конструкции колес преимущественно применяются катаные колесные центры, которые имеют более высокие показатели качества и надежности, чем литые, и меньшую неподрессоренную массу, что снижает динамическое воздействие на рельсовый путь. На рис. 1 представлены некоторые виды тягового подвижного состава, в конструкции колес которых применяются катаные колесные центры.

Постановка проблемы

В процессе производства катаных колесных центров, в результате нарушения технологии изготовления заготовки, в них могут возникать дефекты типа нарушения сплошности, которые могут стать причиной разрушения колесных центров в эксплуатации и, как следствие, возникновения аварийных ситуаций на железных дорогах. Вследствие этого, одной из наиболее важных операций по обеспечению качества и безаварийной работы в эксплуатации является ультразвуковой неразру-шающий контроль [1-4] колесных центров на отсутствие внутренних недопустимых несплошно-стей металла эхоимпульсным методом [5].

б)

Рис. 1. Тяговый подвижной состав, в конструкции

колесных пар которого применяют катаные колесные центры: а - пассажирский тепловоз ТЭП 150;

б - пригородный дизель-поезд ДЭЛ 02

При ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении оценка допустимости несплошностей осуществляется путем сравнения амплитуды эхо-сигнала от обнаруженной несплошности с амплитудой эхо-сигнала от эталонного отражателя в стандартном образце предприятия (СОП) в виде плоскодонного цилиндрического отражателя (ПЦО), расположенного на той же глубине, что и несплошность. На рис. 2 представлены эскиз и фото СОП для контроля обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

В работах [6, 8] предложен безэталонный метод оценки допустимости несплошностей в катаных колесных центрах по специфическим диаграммам амплитуда - расстояние - диаметр (АРД-диаграммам), построенным по аналитическим зависимостям, полученным экспериментально-теоретическим путем, учитывающим особенности структурного строения материала катаных колесных центров (разницу в величине зерна по сечению обода и ступицы, см. рис. 3).

ш

ч\\

ч \\

\\ч ч П

Рис. 2. СОП для контроля обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении:

а - эскиз; б - фото

Применение СОП может привести к недостоверной оценке несплошностей вследствие возможной разницы в затухании ультразвуковой волны в СОП и контролируемом колесном центре [6], а также возможных несоответствий эталонных ПЦО техническим требованиям [7].

д) е)

Рис. 3. Микроструктура обода и ступицы катаного колесного центра:

а, д - микрошлифы из края обода (верх и низ); в - микрошлиф из центра обода; б, е - микрошлифы из края ступицы (верх и низ); г - микрошлиф из центра ступицы Предложено производить контроль на чувствительности поиска, которая превышает на 6 дБ чувствительность определения минимально допустимой несплошности, находящейся на максимальном удалении от пьезоэлектрического преобразователя в зоне контроля. Однако контроль на такой чувствительности приведет к повышенному уровню шумов в начале развертки дефектоскопа. Для того чтобы избавиться от этого недостатка, целесообразно применение функции временной регулировки чувствительности (ВРЧ) (имеющейся у большинства современных ультразвуковых дефектоскопов), которая позволяет получать одинаковую амплитудную характеристику эхо-сигнала от несплошностей, имеющих одинаковый размер

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol. 57, no. 1

во всем контролированном диапазоне. Однако настройка функции ВРЧ осуществляется на эталонных отражателях в стандартном образце предприятия, что снижает достоверность ультразвукового контроля колесных центров.

Цель статьи

В работе была поставлена задача разработки метода настройки функции ВРЧ по специфическим АРД-диаграммам при контроле обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении, без использования стандартных образцов предприятия.

Основное содержание исследований

Аналитическая зависимость для расчета амплитуды эхо-сигнала от эталонного ПЦО, для постройки АРД-диаграмм, имеет вид [8]: г V V ^

Л К) ,

N = 201g

(

1n

где ô = — -

21xd10

S

l2 x2

Nd/20 Л

+ k

ob '

(1)

k

ob

Ъ =

2Xd

20 < x < 37,5: k = -0,17143x + 3,42857 37,5 < x < 55: k = -0,11429x +1,28571 55 < x < 72,5: k = 0,05714x-8,14286 72,5 < x < 90: k = 0,17143x-16,42857 20 < x < 105: k = -0,04706x + 0,94118 105 < x < 147,5: k = 0,02353x-6,47059 ; 147,5 < x < 190: k = 0,04706x-9,94118

Оценка допустимости несплошностей в ободе катаного колесного центра по АРД-диаграмме осуществляется следующим образом: при попадании значения амплитуды эхо-сигнала от несплошности в область 1 или на кривую 1 диаграммы, несплошность классифицируется как дефект; при попадании значения амплитуды эхо-сигнала от несплошности в область 2 диаграммы, несплошность классифицируется как допустимая.

20

40

60

80

100

0

-5

-10

-15

ч -20

к -25

-30

-35

-40

-45

а \

Ci )

Sa - площадь пьезоэлектрического преобразователя, мм2; Sb - площадь эталонного ПЦО, мм2; X -длина ультразвуковой волны, мм; х - расстояние от поверхности ввода ультразвуковой волны до ПЦО, мм; xd - расстояние от поверхности ввода ультразвуковой волны до донной поверхности, мм; kob - коэффициент неоднородности, учитывающий неоднородность структуры по сечению обода; kst - коэффициент неоднородности, учитывающий неоднородность структуры по сечению ступицы; S - коэффициент затухания ультразвуковой волны, Нп/мм; Nd - амплитуда донного сигнала, дБ.

На рис. 4 представлена размерная АРД-диаграмма (амплитуда донного сигнала в ободе -16 дБ относительно донного эхо-сигнала в мере СО-2 [9], диаметр эталонного ПЦО 3 мм), построенная по аналитической зависимости 1, для оценки допустимости несплошностей в ободе катаного колесного центра.

Рис. 4. АРД-диаграмма для оценки допустимости несплошностей в ободе катаного колесного центра

На рис. 5 представлена размерная АРД-диаграмма (амплитуда донного сигнала в ступице - 22 дБ относительно донного эхо-сигнала в мере СО-2, диаметр эталонного ПЦО 3 мм), построенная по аналитической зависимости 1, для оценки допустимости несплошностей в ступице катаного колесного центра. Оценка допустимости несплош-ностей в ступице катаного колесного центра осуществляется так же, как и в ободе катаного колесного центра.

50

X, мм

100

150

200

\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ G г

г?»

-10

-20

^ -30 г

-40 -50 -60

Рис. 5. АРД-диаграмма для оценки допустимости несплошностей в ступице катаного колесного центра

Классический математический аппарат для безэталонной настройки функции ВРЧ при применении в качестве эталона ПЦО [10] для контроля

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

обода и ступицы катаных колесных центров не подходит, так как не учитывает неоднородность структуры по сечению обода и ступицы.

На основе аналитической зависимости (1) был разработан математический аппарат для настройки функции ВРЧ при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении.

Коэффициент усиления ультразвукового дефектоскопа находится из зависимости:

Кус =

(

20^

SaSb

I2 *2

Л

-28*,,

(2)

где хк - конечная точка настройки функции ВРЧ, мм; - коэффициент неоднородности в конечной точке настройки функции ВРЧ.

Для расчета уровня ВРЧ (Ктасн) используется выражение:

Куксн = N - N, (3)

где: N - амплитуда эхо-сигнала от ПЦО в точке настройки функции ВРЧ, дБ; - амплитуда эхо-сигнала от эталонного ПЦО в конечной точке настройки функции ВРЧ, дБ.

Из выражений (1) и (3) получаем аналитическую зависимость для расчета уровня ВРЧ при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении:

(

КУИСН = 20^

X X 2

21хй10

N120 Л

Л

V

(4)

+К - К

к'

NDTRT-05.01

Настрой« Фужцш ре>лирсв«и ч/вствнтегьихти ультразвукового

дефе«тосхм1а пр« дагноспровамм >ата>«»к капесньи центров гюдеуижко состава хепе>ь* лоро- утьтря зеуиоеыи зюттутъоьм методом

V

Рир1(01-«« - Кия «в Андрай №

I ГШ1Н1 (1У01 |ЮЧО(ад ЮЧОг-пи

а)

ВБВНЯ : 8РЧ вгчсчп«» Г

'■•.к^лзги миг»:а уч >:

б)

«еда» пел. Гц гъсои*1№<>:

«.чуют,.« гм

Даигр» отрихт»

Л.ОЮфГЦО 1 .1

У» Д&

Запишу ) дл»<*1к»г

в)

тг

где: х - точка настройки функции ВРЧ, мм; Кх -коэффициент неоднородности в точке настройки функции ВРЧ.

Для автоматизации расчетов параметров функции ВРЧ при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра в осевом направлении на основе полученного математического аппарата была разработана программа NDTRT-05.01 (рис. 6).

При вводе следующих данных: диаметр пьезоэлектрического преобразователя, частота ультразвуковой волны, скорость ультразвуковой волны в контролируемом колесном центре, расстояние до донной поверхности, амплитуда донного сигнала, координаты маркера ВРЧ - программа NDTRT-05.01 рассчитывает: коэффициент усиления ультразвукового дефектоскопа, диапазон ультразвукового дефектоскопа, параметры первого и второго стробов, уровни ВРЧ для соответствующих координат ВРЧ.

Рис. 6. Программа NDTRT-05.01 для автоматизации расчетов параметров функции ВРЧ:

а - стартовое окно; б - окно «ВРЧобод»; в - окно «ВРЧступица»

Для оценки достоверности предложенного метода настройки ВРЧ были проведены экспериментальные исследования.

Для проведения экспериментальных исследований применялся ультразвуковой импульсный дефектоскоп УД 2-70, пьезоэлектрический преобразователь П 111-2,5-к12-003 с частотой ультразвуковой волны 2,5 МГц и диаметром пьезоэлектрического элемента 12 мм. В качестве контактной жидкости применялось масло индустриальное И-40 с кинематической вязкостью 65 сСт.

Для проведения эксперимента был изготовлен образец из обода катаного колесного центра, в котором были выполнены три эталонных ПЦО. Параметры образца и эталонных ПЦО представлены в табл. 1. Фото экспериментального образца представлено на рис. 7. Фото экспериментального стенда представлено на рис. 8.

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol. 57, no. 1

Т а б л и ц а 1 Параметры экспериментального образца _и эталонных ПЦО_

Параметры экспериментального образца

Расстояние от поверхности ввода ультразвука до донной поверхности, мм

101

Скорость ультразвуковой волны в экспериментальном образце, мм/с

5910000

Амплитуда донного сигнала, дБ

-13.5

ПЦО 1

ПЦО 2

ПЦО 3

Параметры эталонных ПЦО

Расстояние от поверхности ввода ультразвука до ПЦО, мм

21

52

83

Диаметр ПЦО, мм

Площадь ПЦО, мм2

7,069

7,069

7,069

Т а б л и ц а 2 Параметры настройки ультразвукового дефектоскопа для проведения экспериментальных исследований

Диапазон ультразвукового дефектоскопа, мм

116

Коэффициент усиления ультразвукового дефектоскопа, дБ

37

Параметры строба 1

Начало строба, мм

20

Длительность строба, мм

86

Уровень строба, %

50

Параметры строба 2

Начало строба, мм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

Длительность строба, мм

67

Уровень строба, %

50

Параметры настройки функции ВРЧ

Координата маркера ВРЧ (точка настройки ВРЧ), х, мм

20

35

50

65

85

Уровень ВРЧ, £ВРЧ, дБ

Рис. 7. Фото образца для проведения экспериментальных исследований

Рис. 9. А-скан эхо-сигнала от ПЦО 1, асположенного на глубине 21 мм в экспериментальном образце:

1 - эхо-сигнал от ПЦО 1:2- кривая ВРЧ

Рис. 8. Фото стенда для проведения эксперимента

Параметры настройки ультразвукового дефектоскопа, рассчитанные программой NDTRT-05.01, представлены в табл. 2.

Ультразвуковой дефектоскоп настраивался по параметрам, представленным в табл. 2. В экспериментальном образце определялся эхо-сигнал от ПЦО. А-сканы эхо-сигналов от ПЦО, расположенных на разной глубине в экспериментальном образце, представлены на рис. 9-11. В качестве контрольного уровня выбрана половина вертикальной шкалы экрана ультразвукового дефектоскопа, отмеченная стробами 1 и 2.

Рис. 10. А-скан эхо-сигнала от ПЦО 2, расположенного на глубине 52 мм в экспериментальном образце:

1 - эхо-сигнал от ПЦО 2; 2 - кривая ВРЧ

3

3

3

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

Рис. 11. А-скан эхо-сигнала от ПЦО 3, расположенного на глубине 83 мм в экспериментальном образце: 1 - эхо-сигнал от ПЦО 3; 2 - кривая ВРЧ

Заключение

Как видно из проведенного эксперимента, при определении амплитуд эхосигналов от эталонных ПЦО в экспериментальном образце превышение контрольного уровня (50 % вертикальной шкалы экрана дефектоскопа) составляет максимум 0,2 дБ (рис. 9 и 11, А = 0,2 дБ), что находится в пределах допустимой погрешности эхоим-пульсного метода и, соответственно, подтверждает высокую достоверность предложенного безэталонного метода настройки функции ВРЧ при ультразвуковом контроле катаных колесных центров по специфическим АРД-диаграммам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алешин Н.П., Лупачев В.Г. Ультразвуковая дефектоскопия : справ. пособие. Минск : Вышейш. Школа, 1987. 264 с.

2. ГОСТ 20415-82. Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения. Введ. 1983-01-07. М. : Изд-во стандартов, 1982. 14с.

3. Ермолов И.Н. Теория и практика ультразвукового контроля. М. : Машиностроение, 1981. 240 с.

4. Капранов Б.И., Коротков М.М. Акустические методы контроля и диагностики : учеб. пособие. Ч. 1. Томск : изд-во ТПУ, 2008. 186 с.

5. Ермолов И.Н. Физические основы эхо и теневого метода ультразвуковой дефектоскопии. М. : Машиностроение, 1970. 108 с.

6. Юреев А.М. Удосконалення виготовлення та контролю колюних цен^в рухомого складу затзниць : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Харюв, 2007. 20с.

7. Киреев А.Н., Витренко В.А. Совершенствование ультразвукового контроля осей колесных пар подвижного состава железных дорог // Вестник ВНИИЖТ. 2016. Т. 75, №2 С. 116-122.

8. Юреев А.М. Науковi основи та практична реатзащя вдосконалення ультразвукового контролю елеменив та систем рухомого складу затзниць. Луганськ: Ноулщж, 2012. 142 с.

9. ГОСТ Р 55724-2013. Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые. Введ. 2013-8-11. М. : Стандартинформ, 2014. 24 с.

10. Киреев А.Н. Настройка функции ВРЧ ультразвуковой аппаратуры при диагностировании элементов экипажной части подвижного состава железных дорог // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщ. 2016. №1 (29). С. 23-29.

REFERENCES

1. Aleshin N.P., Lupachev V.G. Ul'trazvukovaya defektoskopiya : sprav. posobie [Ultrasonic Flaw Detection: A reference book]. Minsk : Vysheish. Shkola Publ., 1987, 264 p.

2. GOST 20415-82. Kontrol' nerazrushayushchii. Metody akusticheskie. Obshchie polozheniya [Non-destructive testing. Acoustic methods. General provisions]. Introduced 1983-01-07. Moscow : Izd-vo standartov Publ., 1982, 14 p.

3. Ermolov I.N. Teoriya i praktika ul'trazvukovogo kontrolya [Theory and practice of ultrasonic testing]. Moscow : Mashi-nostroenie Publ., 1981, 240 p.

4. Kapranov B.I., Korotkov M.M. Akusticheskie metody kontrolya i diagnostiki : ucheb. posobie [Acoustic methods of control and diagnostics: A textbook]. Part 1. Tomsk : TPU Publ., 2008, 186 p.

5. Ermolov I.N. Fizicheskie osnovy ekho i tenevogo metoda ul'trazvukovoi defektoskopii [Physical basis of the echo and shadow method of ultrasonic flaw detection]. Moscow : Mashinostroenie Publ., 1970, 108 p.

6. Kireev A.M. Удосконалення виготовлення та контролю колюних цен^в рухомого складу затзниць' : avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk [Improvements in the manufacture and control of wheeled centers of the rolling stock of railways: author's abstract of Ph.D. (Engineering) thesis]. Kharkiv, 2007, 20 p.

7. Kireev A.N., Vitrenko V.A. Sovershenstvovanie ul'trazvukovogo kontrolya osei kolesnykh par podvizhnogo sostava zheleznykh dorog [Perfection of ultrasonic control of axes of wheel sets of a rolling stock of railways]. Vestnik VNIIZhT [Vniizht Bulletin (Railway Research Institute Bulletin)], 2016, Vol. 75, No.2, pp. 116-122.

8. Kireev A.M. HayraBi основи та практична реалiзацiя вдосконалення ультразвукового контролю елеменпв та систем рухомого складу затзниць [Scientific bases and practical implementation of ultrasonic control of elements and systems of rolling stock of railways]. Lugans'k: Noulidzh Publ., 2012, 142 p.

9. GOST R 55724-2013. Kontrol' nerazrushayushchii. Soedineniya svarnye. Metody ul'trazvukovye [Non-destructive testing. Welded joints. Ultrasonic methods]. Introduced 2013-8-11. Moscow : Standartinform Publ., 2014, 24 p.

Транспорт

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol. 57, no. 1

10. Kireev A.N. Nastroika funktsii VRCh ul'trazvukovoi apparatury pri diagnostirovanii elementov ekipazhnoi chasti podvizhnogo sostava zheleznykh dorog [Adjustment of the function of the ultrasonic equipment of the ultrasonic equipment for diagnosing the elements of the crew part of the rolling stock of railways]. Vestn. Ural. gos. un-ta putei soobshch [Herald of the Ural State University of Railway Transport], 2016, No.1 (29), pp. 23-29.

Информация об авторах

Authors

Киреев Андрей Николаевич - к. т. н., доцент, доцент кафедры железнодорожного транспорта ГОУ ВПО «Луганский национальный университет им. В. Даля», начальник Центральной заводской лаборатории ПАО «Лугансктепловоз», г. Луганск, e-mail: [email protected]

Kireev Andrei Nikolaevich - Ph.D in Engineering Science, Assoc. Prof., the Subdepartment of Railway Transport, Dal' Lugansk National University, Head of the Central Plant Laboratory of PAO Luganskteplovoz, Lugansk, e-mail: [email protected]

Для цитирования

For citation

Киреев А. Н. Настройка функции ВРЧ с применением специфических АРД-диаграмм при ультразвуковом контроле катаных колесных центров подвижного состава железных дорог // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2018. - Т. 57, № 1. - С. 140-147. - Б01: 10.26731/1813-9108.2018.1(57).140-147.

Kireev A.N. Setting up TSA with specific ADD diagrams during ultrasonic testing of rolled wheel centers of the railway rolling stock. Modern Technologies. System Analysis. Modeling, 2018, Vol. 57, No. 1, pp. 140-147, DOI: 10.26731 / 1813-9108.2018.1 (57). 140-147.

УДК 656.2: 519.8: 629.4 БОГ: 10.26731/1813-9108.2018.1(57).147-156

В. Е. Гозбенко, Ю. И. Белоголов, В. А. Оленцевич

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация Дата поступления: 28 февраля 2018 г.

АНАЛИЗ УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Задача увеличения пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных станций во многих случаях решается за счет проведения организационно-технических мероприятий, что позволяет решать данную проблему только частично, при этом ограничивается возможность роста объемов работы в перспективе. Инвестором в создании специализированных пунктов для массового отстоя и подготовки вагонов станций должен стать частный капитал. Заинтересованность в создании такого типа станций испытывают владельцы и производители вагонов, лизинговые компании, операторы подвижного состава. Компоновка станций, специализированных для отстоя вагонов, должна обеспечивать выполнение комплекса технологических операций: приём, сортировку, отправление, технический осмотр, все виды технического обслуживания и ремонта.

В статье представлена динамика пропускной способности Восточно-Сибирской железной дороги. Проведен анализ рассматриваемого показателя при параллельном и непараллельном графиках, который определил основные факторы, влияющие на величину пропускной способности железнодорожных станций и участков ВСЖД и степень их значимости. Для определения основных фактических причин снижения пропускной способности железнодорожных станций и улучшения качества использования рассматриваемого показателя построена диаграмма Исикавы, обеспечивающая системный подход для определения глубинных причин возникновения настоящей проблемы на основе данных о пропускной способности станций на железных дорогах России в 2013-2015 годах. Анализ диаграммы Исикавы определил основные факторы: несоответствие уровня развития сети федеральных железных дорог; ошибки в управлении вагонными парками; избыток вагонных парков; неравномерность прибытия вагонопотоков; снижение качества управления работой вагонных парков; рост приватного вагонного парка.

Ключевые слова: транспортная система, перевозочный процесс, пропускная и перерабатывающая способности железнодорожных станций, наращивание объемов работы, диаграмма Исикавы, основные факторы, оценка качества, избыток вагонного парка, проблемы недостаточной вместимости железнодорожных путей.

V. E. Gozbenko, Yu. I. Belogolov, V. A. Olentsevich

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation Received: February 28, 2018

ANALYSIS OF THE LEVEL OF RELIABILITY AND STABILITY OF ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL SYSTEMS OF THE TRANSPORTATION PROCESS OF RAILWAY VEHICLES

© В. Е. Гозбенко, Ю. И. Белоголов, В. А. Оленцевич, 2018

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.