Научная статья на тему 'Влияние темпераментальных черт личности ребенка на его здоровье'

Влияние темпераментальных черт личности ребенка на его здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солдатова О. Г.

Проведено исследование индивидуального здоровья младших школьников города Красноярска с разной выраженностью темпераментальных черт, как установлено, определяющих поведенческую активность и влияющих на интегративный показатель здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солдатова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TEMPERAMENTAL CHARACTERISTICS OF CHILD PERSONALITY ON HIS HEALTH

The research of personal health of primary health pupil with different intensity of temperamental characteristics, which influence on behavior activity and integrative health index in Krasnoyarsk, was made.

Текст научной работы на тему «Влияние темпераментальных черт личности ребенка на его здоровье»

© СОЛДАТОВА О.Г.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЕГО ЗДОРОВЬЕ

О.Г. Солдатова

Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра нормальной физиологии, зав.- д.м.н.,

проф. Ю.И.Савченков

Резюме. Проведено исследование индивидуального здоровья младших школьников города Красноярска с разной выраженностью темпераментальных черт, как установлено, определяющих поведенческую активность и влияющих на интегративный показатель здоровья.

Ключевые слов:.младшие школьники, темперамент, здоровье.

Современная жизнь связана с большим количеством факторов, ведущих к стрессорным реакциям, с развитием физиологических, а зачастую патологических изменений. При этом именно детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития [2,3,5,11]. Значительную роль в изменении уровня здоровья детей стало играть обучение в школе [4,12,15]. При этом главным фактором, вызывающим нарушение механизмов саморегуляции отдельных функциональных систем у школьников, с последующим развитием хронических

заболеваний, нередко является психоэмоциональный стресс [1,14]. Адекватную реакцию на возмущения окружающей среды обеспечивают индивидуальные свойства нервной системы и психики, в том числе и темперамент. Очевидно, что у детей с различными типами темперамента уровень психического и соматического здоровья, способность к адаптации могут быть различными.

Целью нашего исследования было провести оценку интегративного показателя здоровья младших школьников города Красноярска с разной выраженностью темпераментальных черт.

Материалы и методы

Были обследованы дети младшего школьного возраста (240 мальчиков, 273 девочки) города Красноярска. Черты темперамента детей определялись с помощью родительского опросника DOTS-R (The Revised Of Temperament Survey), адаптированного для России [6,7]. Для верификации типа темперамента рассчитывались два индекса. 1.Индекс выраженности поведенческих проявлений

(ИВПП), равный сумме значений общей активности,

чувствительности, интенсивности и настроении. 2. Индекс прочности стереотипов поведения (ИПСП), равный сумме значений ритмичности и адаптабельности [13]. По ИВПП все дети были разделены на «интенсивных» - имеющих высокий ИВПП,

«адекватных» - со средним ИВПП, и «спокойных» - с низким ИВПП. По ИПСП соответственно выделялись группы детей «лабильных», «пластичных» и «ригидных».

Интегративный показатель сантивности (потенциал здоровья), существующий в организме и противостоящий его повреждению, определяющий количество и качество здоровья и число степеней свободы поведения [8,9]) определялся с помощью автоматизированного программного комплекса «Хелми - тест 7 - 10 лет» [10]. Объективное обследование детей включало: осмотр (осанка, плантография), измерение: длины, массы тела, окружности головы и груди, артериального давления в покое, частоты сердечных сокращений в покое, динамометрии. Кроме того, определяли жизненную емкость легких, проводили пробы Штанге (проба с задержкой дыхания) и Руфье (время восстановления частоты сердечных сокращений после выполнения дозированной физической нагрузки), тесты: велоэргометрический, с измерением артериального давления и частоты сердечных сокращений после нагрузки, и Люшера (психологический метод цветных выборов для выделения компенсаций и тревог).

Полученные данные вносились в программу и выдавались в виде заключений по индексу сантивности и пативности (вероятность болезни, ограничения жизни), состоянию

физического развития, вегетативной реактивности, физической

работоспособности и стрессоустойчивости. Дополнительно нами оценивались критерии резерва функции внешнего дыхания -показатель ЖЕЛ, отнесенный к массе тела (ЖЕЛ/МТ,%), данные резерва мышечной системы - динамометрия более сильной кисти, также отнесенная к массе тела, выраженная в процентах (Д/МТ, %), индекс Руфье (рассчитывался по формуле [4*(Р1+Р2+Р3)-200]/10, где Р1 - пульс в покое за 15 секунд, Р2 - пульс за первые 15 секунд после нагрузки, Р3 - пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановительного периода) и толерантность к гипоксии при помощи пробы Штанге.

Результаты и обсуждение

Выполненное исследование показало, что показатели физического развития основной массы детей укладываются в региональные нормативы. Однако, обращает внимание, что при достаточном резерве функции внешнего дыхания, у обследованного контингента детей обнаружен более высокий индекс Руфье и низкие показатели пробы Штанге (табл.1,2). Это свидетельствует о сниженном объеме физиологических резервов и отсутствии экономизации функций кардиореспираторной системы.

Таблица 1

Функциональные показатели кардиореспираторной и мышечной систем практически здоровых девочек

Группы Возраст, лет п Показатели нормативных параметров в исследуемых группах (М±т)

Д/МТ, % ЖЕЛ/МТ,% ИНДЕКС РУФЬЕ, у. е. ПРОБА штанге; сек.

Нормативные параметры 7 46 - 50 48 -55 6 - 10 30

В исследованной группе 45 47 ± 0,23 53±0,35 11±0,02 27±0,17

Нормативные параметры 8 46 - 50 48 - 55 6 - 10 36

В исследованной группе 93 43 ± 0,15 60±0,44 13±0,01 27±0,19

Нормативные параметры 9 46 - 50 48 - 55 6 - 10 40

В исследованной группе 80 44 ± 0,23 57±0,43 13±0,02 26±0,18

Нормативные параметры 10 46 - 50 48 - 55 6 - 10 50

В исследованной группе 55 44 ± 0,22 55±0,36 11±0,01 28±0,16

Таблица 2

Функциональные показатели кардиореспираторной и мышечной систем практически здоровых мальчиков

Группы Возраст, лет п Показатели нормативных параметров и в исследуемых группах (М±т)

Д/МТ, % ЖЕЛ/МТ,% ИНДЕКС РУФЬЕ , у. е. ПРОБА штанге; сек.

Нормативные параметры 7 51 - 60 51 - 60 6 - 10 36

В исследованной группе 35 50 ± 0,45 64±0,42 13±0,03 28±0,19

Нормативные параметры 8 51 - 60 51 - 60 6 - 10 40

В исследованной группе 79 48 ±0,46 58±0,41 12±0,02 26±0,18

Нормативные параметры 9 51 - 60 51 - 60 6 - 10 44

В исследованной группе 81 49 ± 0,43 60±0,45 12±0,02 27±0,19

Нормативные параметры 10 51 - 60 51 - 60 6 - 10 50

В исслвпрванной группе 45 49 ± 0,44 58±0,43 12±0,02 29±0,18

При этом функциональные показатели детей «спокойных» свидетельствуют о больших функциональных возможностях их организма по сравнению с детьми, чей темперамент характеризуется выраженным компонентом поведенческих проявлений (табл. 3). У детей, отличающихся по пластичности поведения, различий в функциональных показателях не обнаружено.

Таблица 3

Функциональные показатели кардиореспираторной и мышечной систем практически здоровых детей с разной поведенческой активностью

Группы по темперамен-ту Пол па & Л >аметров и в исследуемых группах М±т)

Д/МТ, % ЖЕЛ/МТ,% индекс РУФЬЕ , у. е. ПРОБА ШТАНГЕ, сек.

Спокойные мальчики 63,82±1,32 59,60±0,1 11,37±0,35 29,95±1,37 1

девочки 62,07±1,06 58,93±0,3 12,12±0,35 28,58±1,03 2

Адекватные мальчики 61,12±0,88 59,20±0,1 12,01±0,25 27,18±0,89 3

девочки 56,63±0,83 56,66±0,3 12,67±0,24 27,15±0,72 4

Интенсивные мальчики 63,92±1,35 59,61±0,1 12,88±0,33 26,02±1,36 5

девочки 59,59±1,17 59,07±0,3 13,98±0,31 26,25±1,17 6

1-5,2-6 р<0,05 1-5,2-6 р<0,05

На основе характера распределения показателя сантивности (ПС) и его средних значений в группах здоровых и больных выделяется пять градаций (степеней) вероятности утраты здоровья, определяемой по величине показателя: минимальная вероятность утраты здоровья -ПС = 90 % - 100%, низкая - ПС = 70% - 90%, умеренная -ПС = 30 % - 70%, высокая - ПС = 10% - 30% и максимальная вероятность утраты здоровья - ПС = 0% - 10% [10].

Все школьники исследованной когорты имели в среднем показатель сантивности не превышающий 60%, что свидетельствует о сниженном резерве их здоровья и умеренной вероятности развития заболеваний. Сопоставление данных физического развития всех возрастных групп и индекса сантивности показывает, что показатели физического развития детей не всегда указывают на достаточный уровень их здоровья и функциональные возможности их организма. Более чувствительным оказался показатель сантивности, оценивающий как физическое развитие, так и функциональные параметры различных систем и психологическое состояние ребенка, определяемый с помощью программного комплекса «Хелми-тест 7-10 лет» [10].

62 п

60 - Т т

58- ЩЩЩЦП т Т

56- == ЛШ1

^ 54- == =±= J [ЦЩ

52- = == Щ =

50 - = == ==

48

46

"Спокойные" "Адекватные" "Интенсивные"

Рис. 1. Показатель сантивности у младших школьников с разной выраженностью поведенческих проявлений.

Рис. 2. Показатель сантивности у детей с разной

пластичностью поведения

У «спокойных» детей, чей темперамент характеризуется низким

индексом выраженности поведенческих проявлений, показатель сантивности достоверно более высокий, чем у «интенсивных», с выраженным индексом активности поведения (рис. 1). Более высокий показатель сантивности имеют и «лабильные» девочки, имеющие низкую прочность выработанных стереотипов. У мальчиков с различиями в пластичности поведения этот показатель примерно одинаков (рис. 2).

Корреляционный анализ показателя сантивности с количественным выражением темпераментальных черт показал отсутствие связей в возрастных группах детей, отличающихся пластичностью поведения, а также у девочек с разной выраженностью темпераментальных черт, определяющих активность поведения. Что касается мальчиков, то у тех из них, чей темперамент характеризуется низким индексом поведенческих проявлений, выявлены достоверные (р<0,05) корреляционные связи средней степени выраженности (коэффициент корреляции от 0,38 до 0,48) показателя сантивности с приближением (отрицательная) и с порогом и индексом прочности

стереотипов поведения (положительная). Тогда как у «интенсивных» мальчиков показатель сантивности имеет достоверные

отрицательные корреляции с ритмичностью, вниманием и индексом прочности стереотипов поведения (рис.3).

А

Активность

ИВПП

ИПСЛ*

1П*

Ус -------

♦Ритмичность ^ Приближение

*

♦Адаптабельность

Отвлекаемость* «Интенсивность

Вниманий «Настроение

Активность

ИПСПЧ !

ИВПП

Порог*

Отвлекаемость*

С

♦Ритмичность

♦Приближение

♦Адаптабельность

♦Интенсивность

Вниманий «Настроение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б

Рис. 4. Корреляционные связи показателя сантивности (С) и темпераментальных черт у «спокойных» (А) и «интенсивных» (Б) мальчиков.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста города Красноярска сниженный уровень индивидуального здоровья и умеренный риск развития заболеваний, что и обусловлено низкими функциональными

резервами кардиореспираторной системы. Резерв здоровья зависит и от выраженности темпераментальных черт личности ребенка, особенно тех из них, которые характеризуют поведенческую активность: у детей «спокойных», с низкой поведенческой

активностью, потенциал здоровья выше, чем у детей «интенсивных», с выраженными чертами темперамента, характеризующими активность поведения.

THE INFLUENCE OF TEMPERAMENTAL CHARACTERISTICS OF CHILD PERSONALITY ON HIS

HEALTH O.G. Soldatova Krasnoyarsk state medical academy The research of personal health of primary health pupil with different intensity of temperamental characteristics, which influence on behavior activity and integrative health index in Krasnoyarsk, was made.

Литература

1. Авилов О.В. Особенности функционального состояния школьников различных классов при психоэмоциональном стрессе //Физиология развития человека. Мат. межд. конф., посвящ. 55 -летию Института возрастной

физиологии РАО. - М.: Изд. НПО «от А до Я», 2000. - С. 60-61.

2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей задачи союза педиатров России // Педиатрия. - 1995. - №1. - С.7-11.

3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Рос. педиатрич.журнал. - 2000. -№5. - С. 5-12.

4. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в современных условиях: проблемы, пути решения //Рос. педиатрич. журнал. - 1998. - №1. - С. 5.

5. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. - М.: Медицина, 1983. -С.160.

6. Колпаков В.Г., Чугуй В.Ф., Макаров В.В. и др.

Определение темперамента у детей посредством родительских опросников // Извест. СО АН СССР. Серия биол. наук. - Вып 21. - 1987. - С.128-132.

7. Колпаков В.Г., Макарова Г. А. Опросник для определения темперамента // Метод. рекоменд. - Фонд ментального здоровья, Красноярск, 1993. - Вып 4. - 10с.

8. Куликов В. П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология. - 2000. - №1. - С.15-21.

9. Куликов В.П., Айзман Р.И. Диагностика здоровья // Физиологич. основы здоровья. - Новосибирск. - 2004. - С. 37-67.

10. Куликов В.П., Безматерных Л.Э., Козлов С. Д. Программный комплекс количественной диагностики здоровья «Хелми - тест 7-10 лет» // ООО «Байт-Софт», Барнаул, 2000.

11. Онищенко Г.Г. Актуальные санитарно-гигиенические задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков // Детск. доктор. - 2001. - №2. - С.13-18.

12. Перевощикова Н.К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации: дисс. ... докт. мед. наук. - Екатеринбург, 1997. - С.347.

13. Савченков Ю.И., Петросян Е.Ю., Домрачев А.А. Способ АЦП - типирования черт темперамента // Приоритет. справка на изобретение № 2003134844/14 (037471) от 01.12. 2003 г. Решение о выдаче патента от 05.07.2005.

14. Семенова Н. Б. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста при различных программах обучения: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Красноярск, 1999. -С.24.

15. Струч С.В. Состояние здоровья и метаболические параметры иммунокомпетентных клеток у первоклассников при разном уровне информационных нагрузок: автореф. дисс. ... канд.мед.наук. - Красноярск, 2005. - 24с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.