Научная статья на тему 'Влияние черт темперамента на клинико-физиологические показатели функциональных систем детей младшего школьного возраста'

Влияние черт темперамента на клинико-физиологические показатели функциональных систем детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Потылицина В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние черт темперамента на клинико-физиологические показатели функциональных систем детей младшего школьного возраста»

© ПОТЫЛИЦИНА В.Ю.

ВЛИЯНИЕ ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА НА КЛИНИКОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.Ю.Потылицина

18 сентября 2008 года на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 208.037.01 при ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (КрасГМА) (КрасГМА)состоялась защита диссертации Потылициной Василины Юрьевны "Влияние черт темперамента на клинико-физиологические показатели функциональных систем детей младшего школьного возраста" на соискание ученой степени канд. мед. наук по специальностям 14.00.09 - педиатрия и 03.00.13 - физиология, медицинские науки. Работа выполнена в КрасГМА им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого на кафедре физиологии человека. Научные руководители: докт. мед. наук, проф., чл.-корр. РАМН, В.Т. Манчук, и докт. мед. наук, проф. Савченков Юрий Иванович.

Цель исследования: оценить особенности состояния функциональных систем организма у детей младшего школьного возраста при разных типах темперамента и определить группы риска развития патологии. В работе были исследованы типологические особенности черт темперамента с учётом возраста и пола у младших школьников и установлены существенные половые отличия между количественными оценками характеристик темперамента. Впервые установлено, что дети, темперамент которых отличается низкой выраженностью поведенческих проявлений («спокойные») имеют более благоприятный уровень функционирования организма. Впервые с помощью интегральной системы рассчитывались показатели сантивности (уровень здоровья) и пативности (показатель утраты здоровья) младших школьников и было установлено, что младшие школьники имеют умеренный резерв здоровья и достаточно высокую вероятность развития заболевания. Впервые установлено, что показатель сантивности у здоровых детей младшего школьного возраста зависит от темпераментальных свойств их личности. Наибольшее влияние на уровень здоровья оказывают черты темперамента, характеризующие активность поведения индивида. Выявлено, что потенциал здоровья у детей с низкой выраженностью поведенческих проявлений («спокойные») выше, чем у «интенсивных», с выраженными чертами темперамента, характеризующими активность поведения. Впервые получены факты, свидетельствующие о том, что младшие школьники, чей темперамент характеризуется высоким индексом выраженности поведенческих проявлений, имеют более низкий резерв здоровья, то есть представляют собой группу риска в плане развития различных заболеваний. Полученные данные расширяют представления о наличии взаимосвязи между психологическими и функциональными процессами в нормальных условиях.

Установление взаимосвязи типологических особенностей темперамента и количественных показателей здоровья ребёнка позволяют распределить детей младшего школьного возраста на группы с различным индивидуальным уровнем здоровья и типологическим особенностям темперамента, что может существенно повысить эффективность целевых программ, направленных на сохранение и улучшение здоровья детского населения и оздоровительных мероприятий. Результаты комплексного исследования показателя сантивности и темпераментальных черт позволяют относить «спокойных» детей к группе с большим потенциалом здоровья и благоприятным уровнем функционирования организма. Полученные сведения об уровне здоровья младших школьников с разными типами темперамента углубляют теоретические знания в области школьной медицины, педагогики, валеологии, возрастной физиологии, гигиены детей и подростков. Установленная взаимосвязь темпераментального портрета и резерва здоровья позволила рекомендовать полученные данные для педагогов, психологов, педиатров школ и детских поликлиник для выбора учебных программ, объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от типа темперамента младшего школьника. Результаты исследований могут быть использованы в учебнопедагогическом процессе при чтении курсов лекций для врачей ФПК, студентов педиатрического факультета и проведении практических занятий на кафедре поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней медицинских ВУЗов.

Работа изложена на 156 печатных листах, иллюстрирована 39 таблицами и 20 рисунками. Библиографический указатель включает 371 источник, из них: 324 отечественных и 47 иностранных авторов.

INFLUENCE OF TEMPERAMENT ON CLINICAL AND PHYSIOLOGICAL INDICIES OF FUNCTIONAL SYSTEM OF PRIMARY

SCHOOL AGE CHILDREN

V.YU. Potylitsyna

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.