Научная статья на тему 'Влияние темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе'

Влияние темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
208
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ ЗАТОР / NONLINEAR MODEL / FUNCTIONAL STATUS / TRAFFIC JAM

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Гюлев Н. У., Доля В. К.

Проанализированы факторы, влияющие на функциональное состояние водителя в транспортном заторе, и характер их воздействия. П р и в е д е н а н е л и н е й н а я м а т е м а т и ч е с к а я модель влияния темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors influencing the functional state of the driver in traffic jams and the nature of their impact are analyzed. It is shown a nonlinear mathematical model of the temperament influence on the functional status of the driver in traffic jams

Текст научной работы на тему «Влияние темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе»

- обмеження допустимої відстані паркування від межі доріг, що перетинаються;

- обмеження швидкості руху на головній дорозі в районі перехрестя;

- розташування стоп-лінії якомога ближче до межі перетинання доріг;

- облаштування буферної зони від межі перетинання доріг до пішохідного переходу.

Остання рекомендація дозволяє як підвищити безпеку руху за рахунок збільшення відстані оглядовості і вилучення «мертвих зон», так і зменшити затримки транспортних засобів.

Література

1. Решетніков Є. Б. Безпека руху на нерегульованих нерівнозначних перехрестях в умовах обмеженої оглядовості / Є. Б. Решет-ніков / Вестник ХНАДУ: сб. научн. тр.- Харьков: ХНАДУ. - 2010. - Вып.50.- С.52-56.

-------------------□ □------------------------

Проаналізовано фактори, що впливають на функціональний стан водія в транспортному заторі, і характер їх впливу. Наведено нелінійна математична модель впливу темпераменту на функціональний стан водія в транспортному заторі

Ключові слова: нелінійна модель, функціональний стан, транспортний затор

□------------------------------------□

Проанализированы факторы, влияющие на функциональное состояние водителя в транспортном заторе, и характер их воздействия. Приведена нелинейная математическая модель влияния темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе

Ключевые слова: нелинейная модель, функциональное состояние, транспортный затор

□------------------------------------□

The factors influencing the functional state of the driver in traffic jams and the nature of their impact are analyzed. It is shown a nonlinear mathematical model of the temperament influence on the functional status of the driver in traffic jams Keywords: nonlinear model, functional status, traffic jam

-------------------□ □------------------------

УДК 656.13+612.821

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ В ТРАНСПОРТНОМ ЗАТОРЕ

Н.У . Гюлев

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: (057) 716-93-70 Е-mail: ngulev@mail.ru В. К. Доля

Доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой* Контактный тел.: (057) 707-32-61 *Кафедра транспортных систем и логистики Национальная академия городского хозяйства ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002

1. Введение

От психофизиологических качеств водителя во многом зависит безопасность работы транспортной системы. При этом важное место занимают индивидуально-типологические свойства или темперамент водителя.

2. Постановка проблемы

Транспортный поток состоит из отдельных автомобилей, которые имеют разные динамические характеристики и которыми управляют водители

с различной квалификацией и различными психофизиологическими характеристиками [1-6]. От психофизиологии водителя и его функционального состояния зависит время реакции водителя и динамический габарит автомобиля, который влияет на характеристики транспортного потока [7]. На водителя воздействуют транспортные заторы, ухудшая его функциональное состояние.

На изменение состояния водителя влияют его индивидуально-типологические свойства или темперамент.

Это свидетельствует о важности проведения исследований по оценке влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя.

3. Анализ последних исследований и публикаций

Исследования по оценке психофизиологических характеристик и функционального состояния человека проводились авторами работ [8 - 12]. Однако они не в полной мере учитывали индивидуально-типологические свойства и темперамент, которые существенно влияют на функциональное состояние водителя.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Авторы работ [1,4-6] рассмотрели транспортные системы с точки зрения их управления. Влияние транспортного затора на время реакции водителя рассмотрено в работе [7]. Однако это влияние не представлено в виде модели.

В работах [8,13-15] рассмотрены некоторые психофизиологические вопросы в работе водителя. В работе [10] приведены результаты исследований изменения функционального состояния водителей на участках дорожной сети и на остановочных пунктах маршрутного транспорта.

В работах [16,17] разработаны регрессионные модели влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя. Однако они требуют уточнений с точки зрения поведения водителя в зависимости от его темперамента. Однако проблема влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя в зависимости от его индивидуально-типологических свойств и изменения его психофизиологических характеристик исследованы не в полном объеме.

4. Цель исследования

Цель исследования состоит в разработке регрессионной модели влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя в зависимости от его темперамента.

5. Основной материал

Анализ работ [16,17] показал, что линейные модели не совсем правильно отражают механизм влияния

транспортного затора на функциональное состояние водителя.

Также возникает необходимость разработки моделей для каждой группы водителей в зависимости от их темперамента.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

В данной работе приведены результаты исследований по разработке регрессионной модели для водителей с типом нервной системы холерик.

В соответствии с рекомендациями, изложенными в работе [18] при составлении математической модели были отобраны следующие факторы: возраст водителя, стаж работы водителя, число полос на дороге, эргономические характеристики автомобиля, длительность пребывания в транспортном заторе, величина функционального состояния водителя перед затором.

Функциональное состояние водителя оценивалось путем математического анализа сердечного ритма водителя и определения показателя активности регуляторных систем (ПАРС) по методу профессора Баевского Р.М. [12].

Для составления математической модели влияния транспортного затора на ФС водителя-холерика была выбрана модель нелинейного вида. При разработке модели были использованы известные методы статистики и регрессионного анализа.

Разработанная модель имеет следующий вид:

Пк = 0,009Вв + 2,0451п(Тз / Пн) + 0,848Пн,

где Пк - ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;

Вв - возраст водителя, лет;

Тз - длительность транспортного затора, мин;

Пн - ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.

Результаты расчетов параметров модели приведены в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 и 2 видно, что в разработанной математической модели значимыми оказались только три фактора.

Об их значимости свидетельствует превышение расчетного значения критерия Стьюдента над табличным и отсутствие нуля в доверительных интервалах коэффициентов модели.

Таблица 1

Характеристика модели изменения функционального состояния водителя-холерика в транспортном заторе

Факторы Обозначение, размерность Границы измерений Коэффициент Стандартная ошибка Критерий Стьюдента

расчетный табличный

Возраст водителя Вв,лет 21-58 0,009 0,002 3,90 2,0

Логарифм отношения длительности транспортного затора к Пн 1п(Т3/Пн) 0-1,19 2,045 0,057 35,54 2,0

ПАРС при входе в транспортный затор Пн баллы 2,0-5,8 0,848 0,022 38,95 2,0

э

Таблица 2

Доверительные интервалы коэффициентов модели

Факторы Нижняя граница Верхняя граница

Возраст водителя 0,004 0,014

Логарифм отношения длительности транспортного затора к Пн 1,932 2,158

ПАРС при входе в транспортный затор 0,805 0,891

Статистическая оценка разработанной модели представлена в таблице 3.

Таблица 3

Результаты статистической оценки модели

Показатели Значение

Критерий Фишера: расчетный 21648

Коэффициент множественной корреляции 0,99

Средняя ошибка аппроксимации, % 6,35

Превышение расчетного значения критерия Фишера над табличным, равным 1,36, свидетельствует о высокой информационной способности модели. Значение коэффициента множественной корреляции, равное 0,99, говорит о высокой тесноте связи между включенными в модель факторами и выходной функцией. Адекватность разработанной математической модели оценивалась показателем средней ошибки аппроксимации, который равен 6,35%. Эта ошибка является допустимой.

6. Выводы и перспективы дальнейших исследований

Проведенные исследования и составленная математическая модель свидетельствует об объективном и отрицательном влиянии транспортного затора на функциональное состояние водителя. В результате разработки регрессионной модели выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на состояние водителя в транспортном заторе. Разработанная модель правильно отражает влияние транспортного затора на функциональное состояние водителя-холерика и может быть применена для практического использования. Дальнейшие исследования могут быть проведены с целью определения влияния транспортного затора на функционального состояния водителей других темпераментов.

Литература

1. Печерский, М. П. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах / М. П. Печерский, Б. Г. Хорович.

- М. : Транспорт, 1979. - 176 с.

2. Дрю, Д. Теория транспортных потоков и управление ими : пер. с англ. - М. : Транспорт, 1972. - 423 с.

3. Брайловский, Н. О. Моделирование транспортных систем / Н. О. Брайловский, Б. И. Грановский. - М. : Транспорт, 1978. - 125 с.

4. Брайловский, Н. О. Управление движением транспортных средств / Н. О. Брайловский, Б. И. Грановский. - М. : Транспорт, 1975.

- 112 с.

5. Полищук, В. П. Проектирование автоматизированных систем управления движением на автомобильных дорогах / В. П. Полищук. - К. : КАДИ, 1983.- 95 с.

6. Вол М. Анализ транспортных систем / М. Вол, Б. Мартин. - М. : Транспорт, 1981. - 514 с.

7. Гюлев, Н.У. Об изменении времени реакции водителя вследствие пребывания в транспортном заторе / Н. У. Гюлев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». - 2011. - №2. - С. 117-120.

8. Мишурин, В. М. Психофизиологические основы труда водителей автомобилей : учеб. пособие / В. М. Мишурин, А. Н. Романов, Н. А. Игнатов. - М. : МАДИ, 1982. - 254 с.

9. Гюлев, Н. У. Выбор рационального количества автобусов на маршрутах города с учетом влияния человеческого фактора : дисс. ... канд. техн. наук / Н. У. Гюлев. - Харьков, 1993. - 139 с.

10. Давідіч, Ю. О. Проектування автотранспортних технологічних процесів з урахуванням психофізіології водія / Ю. О. Давідіч.

- Харків : ХНАДУ, 2006. - 292 с.

11. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. - М. : Медицина, 1979. - 296 с.

12. Баевский, Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. Н. Кириллов, С. З. Клец-кин. - М. : Наука, 1984. - 222 с.

13. Вайсман, А. И. Основные проблемы гигиены труда водительского состава автотранспорта : автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 03.12.02 / А. И. Вайсман;- М., 1975. - 37 с.

14. Лобанов, Е. М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя / Е. М. Лобанов. - М. : Транспорт, 1980. - 311 с.

15. Гаврилов, Э. В. Эргономика на автомобильном транспорте / Э. В. Гаврилов. - К. :Техника, 1976. - 152 с.

16. Гюлев, Н.У. Модель влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя / Н. У. Гюлев // Восточно-европейский журнал передовых технологий. - 2011. - Т.2/6(50). - С. 73-75.

17. Гюлев, Н.У. Уточнение модели влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя автомобиля / Н. У. Гюлев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». - 2011. - №43. - С. 84 -88.

18. Френкель, А. А. Многофакторные корреляционные модели производительности труда / А. А. Френкель. - М. : Экономика, 1966. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.