Научная статья на тему 'Влияние танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением'

Влияние танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТАНЦЫ / ПОВЕДЕНИЕ / ВЛИЯНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДЕВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Юлия Игоревна, Николаев Егор Васильевич

В данной статье рассматривается теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением. Дети с девиантным поведением это, прежде всего дети, имеющие какие-нибудь отклонение. К таким детям характерно повышенная тревожность, дефектность, ценностной системы. Они могут быть агрессивны, конфликтны, раздражительны, опасны, и все это может в дальнейшей жизни затруднять им положение в обществе, создавать сложности при их воспитании. Им будет трудно общаться, адаптироваться, играть, поэтому существуют разные виды профилактики и коррекции для детей с девиантным поведением. Известно, что дети любого возраста любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. А с помощью каких-то определенных танцевальных движений они раскрывают свои чувства, настроение, свое внутреннее состояние. Иными словами, искусство танца это синтез эстетического, эмоционального и физического развития. Авторами также рассмотрены психолого-педагогические и социально-философские литературы по проблеме влияния танцевального искусства на детей с отклоняющим поведением. Дети с девиацией могут расценивать реальность как негативное явление, проявляет неспособность адаптироваться к действительности, не принимать требования общества, быть замкнутыми, агрессивными и т.п. Изучение влияния танцевального искусства на поведенческие навыки детей c девиацией, на их психическое развитие, видится актуальным и перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of dance art on children with deviant behavior

The article offers a theoretical analysis of the literature on the influence of dance art on children with deviant behavior. Deviant children are characterized by such features of the emotional-volitional sphere as increased anxiety, the defectiveness of the value system, especially in the field of goals and the meaning of life. They are usually impulsive, irritable, quick-tempered, aggressive, conflicting, which makes it difficult for such adolescents to communicate with others and creates significant difficulties in their education. For a full-fledged existence, a teenager needs constant resistance (environmental factors, internal conditions) to their aspirations to satisfy their own needs, since such resistance provides the phenomenon of actual well-being and creates opportunities for development. On the other hand, overcoming resistance to meeting a particular need always causes stress, which, in the absence of a corresponding emotional-volitional resource, leads to destructive effects: conflicts, stress, aggression, and deviations. It is known that children of any age love to dance. In dancing, they satisfy their need for movement. With the help of some specific dance movements, they reveal their feelings, mood, and their inner state. In other words, the art of dance is a synthesis of aesthetic, emotional and physical development. The authors also examined the psychological, pedagogical and sociophilosophical literature on the problem of the influence of dance art on children with deviant behavior. Children with deviations can regard reality as a negative phenomenon, show an inability to adapt to reality, not accept the demands of society, be withdrawn, aggressive, etc. The study of the influence of dance art on the behavioral skills of children with deviation and their mental development is seen relevant and promising.

Текст научной работы на тему «Влияние танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 37.015.3

Ю. И. Колесова, Е. В. Николаев

Влияние танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением. Дети с девиантным поведением это, прежде всего дети, имеющие какие-нибудь отклонение. К таким детям характерно повышенная тревожность, дефектность, ценностной системы. Они могут быть агрессивны, конфликтны, раздражительны, опасны, и все это может в дальнейшей жизни затруднять им положение в обществе, создавать сложности при их воспитании. Им будет трудно общаться, адаптироваться, играть, поэтому существуют разные виды профилактики и коррекции для детей с девиантным поведением. Известно, что дети любого возраста любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. А с помощью каких-то определенных танцевальных движений они раскрывают свои чувства, настроение, свое внутреннее состояние. Иными словами, искусство танца - это синтез эстетического, эмоционального и физического развития. Авторами также рассмотрены психолого-педагогические и социально-философские литературы по проблеме влияния танцевального искусства на детей с отклоняющим поведением. Дети с девиацией могут расценивать реальность как негативное явление, проявляет неспособность адаптироваться к действительности, не принимать требования общества, быть замкнутыми, агрессивными и т.п. Изучение влияния танцевального искусства на поведенческие навыки детей c девиацией, на их психическое развитие, видится актуальным и перспективным.

Ключевые слова: танцевальное искусство, танцы, поведение, влияние, девиантное поведение, отклонение, развитие, проявление девиантного поведения, девиация.

Yu. I. Kolesova, E. V. Nikolaev

The influence of dance art on children with deviant behavior

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article offers a theoretical analysis of the literature on the influence of dance art on children with deviant behavior. Deviant children are characterized by such features of the emotional-volitional sphere as increased anxiety, the defectiveness of the value system, especially in the field of goals and the meaning

КОЛЕСОВА Юлия Игоревна - студент 2 курса, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

KOLESOVA Yulia Igorevna - student of the 2nd courser, Institute of Psychology, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

НИКОЛАЕВ Егор Васильевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и социальные науки», Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммо-сова.

NIKOLAEV Egor Vasilievich - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University..

of life. They are usually impulsive, irritable, quick-tempered, aggressive, conflicting, which makes it difficult for such adolescents to communicate with others and creates significant difficulties in their education. For a full-fledged existence, a teenager needs constant resistance (environmental factors, internal conditions) to their aspirations to satisfy their own needs, since such resistance provides the phenomenon of actual well-being and creates opportunities for development. On the other hand, overcoming resistance to meeting a particular need always causes stress, which, in the absence of a corresponding emotional-volitional resource, leads to destructive effects: conflicts, stress, aggression, and deviations. It is known that children of any age love to dance. In dancing, they satisfy their need for movement. With the help of some specific dance movements, they reveal their feelings, mood, and their inner state. In other words, the art of dance is a synthesis of aesthetic, emotional and physical development. The authors also examined the psychological, pedagogical and socio-philosophical literature on the problem of the influence of dance art on children with deviant behavior. Children with deviations can regard reality as a negative phenomenon, show an inability to adapt to reality, not accept the demands of society, be withdrawn, aggressive, etc. The study of the influence of dance art on the behavioral skills of children with deviation and their mental development is seen relevant and promising.

Keywords: dance art, dancing, behavior, influence, deviant behavior, deviation, development, manifestation of deviant behavior.

Введение

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на поведение личности. Мы попытаемся рассмотреть гуманизирующую роль искусства в формировании личности человека. С теоретической точки зрения мы данную проблему трактовали на основе наук философии и социологии. А также обязательными науками выступили у нас - психология, искусствоведение.

Искусство считается философским предметом с древних времен. Все еще не понятными до конца являются сущность и социальная значимость искусства. Правильного определения до сих пор не существует.

Так как искусство является многогранным и сложным феноменом нашей жизни, она никогда не потеряет свою актуальность.

В настоящее время имеются очень много антигуманных видов искусства. Проблема социальной роли искусства на формирование личности сегодня приобретает большую исследовательскую значимость. Не исследованы многие вопросы, которые касаются влияния искусства на личность. Это все требует дальнейшего исследовательского труда.

Основная часть

Для того чтобы понять и выяснить влияние танца на детей с девиантным поведением, сперва выясним понятие самого девиантного поведения.

Девиантное поведение - это поведение, которое противоречит установленным в обществе моральным и правовым нормам. К ним можно отнести преступность, наркомания, бродяжничество, алкоголизм, азартные игры и т.п. В последнее время незаметно увеличивается число детей с девиантным поведением. Это в свою очередь приводит к необходимости тщательного исследования причин и поиска, эффективных мер по борьбе с девиацией.

Рассмотрим основные причины проявления девиантного поведения:

Во-первых, это биологические. Основной идеей биологического фактора является, физические и анатомические особенности, которые становятся причиной девиации.

Во-вторых, психологические. Здесь девиация складывается за счет внешних факторов и раздражителей, включает в себе наличие у ребенка психопатии и акцентуации отдельных черт характера.

В-третьих, социологические. Девиация происходит из-за нарушения или отсутствия ясных социальных норм [7, с. 1].

Изучив понятие и основные проблемы девиантного поведения, перейдем к самой сути данной статьи. Существует множество вариантов профилактики и коррекции девиации, но мы выбрали такой метод профилактики как танец или танцевальные движения.

Танец в общем понятии выражает себя как вид искусства. Человек через движения тела показывает, свои эмоции, чувства, страсть, он переживает и рассказывает целую историю.

Существует очень много видов танца, как народный танец, балет, спортивные, современные танцы и т.д [8, с. 1].

Известно, что дети любого возраста любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. А с помощью каких-то определенных танцевальных движений они раскрывают свои чувства, настроение, свое внутреннее состояние. Иными словами, искусство танца - это синтез эстетического, эмоционального и физического развития.

Мы рассмотрели психолого-педагогическую и социально-философскую литературы по проблеме влияния танцевального искусства на детей с отклоняющим поведением. Дети с девиацией могут расценивать реальность как негативное явление, проявляет неспособность адаптироваться к действительности, не принимать требования общества, быть замкнутыми, агрессивными и т.п. Мы взяли такую основную проблему, как ребенку с девиантным поведением сложно контролировать себя, находиться в обществе, правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из методов устранения таких проблем будет танец [11, с. 7].

Взгляды представителей зарубежных и отечественных педагогов и психологов все также подтверждают, что искусство является средством коррекции психических процессов у детей. Ж. Демор, О. Декроли зарубежные педагоги и Л. С. Выготский, А.И. Граборов отечественные психологи также отмечают использование искусства как важную роль в воспитании и обучении детей с девиантным поведением [5].

Нами был сделан психолого-педагогический анализ и обобщение опыта психологов и педагогов РФ и РС (Я) по использованию танцевального искусства в работе с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Например, в РС (Я) с малых лет приобщают детей к якутскому танцевальному искусству. В своей работе Иванова Е. Т. рассмотрела влияние якутского народного танца на детей. Оно дает детям узнать с помощью якутского танца свой народ, обычай, влиться в общество со своим народом, чувствовать себя нужным в обществе человеком, а также раскрепощаться, выражать свои эмоции, стимулировать их работу в коллективе. Также якутские народные танцы выполняют воспитательную и познавательную роль. В связи с этим можно сказать, что народные танцы являются отличным способом профилактики детей с девиантным поведением [3].

Российские психологи Бебик М.А. и Кокурина И.Т. предложили, что в процессе танцевальной двигательной терапии происходит повышения степени самопринятия и чувства самоценности. У людей, занимающихся в группе танцевальной терапии, было обнаружено, что они стали выше оценивать уровень своего здоровья, отмечали исчезновение внутренней напряженности. Все это было подтверждено экспериментально по методике исследования Пантелеева С.Р. [1].

Как отмечает Луговая Е. К., кандидат философских наук из Санкт-Петербурга, танцевальная психотерапия ликвидирует мышечные зажимы экспрессивных движений и воздействует на мышечный панцирь. По ее мнению танец позволяет выразить такие понятия как «добро», «зло», «счастье», «любовь» [4].

Ренёва И.С., директор детского сада «Ручеек» из Республики Тыва разработала программу «Коррекционно-профилактический танец «Фитнес-Данс». Задачей данной программы является профилактика и коррекция детей с девиантным поведением. Программа включала в себя 3 этапа: вводная часть (функциональная подготовка организма к нагрузкам), основная часть (разучиваются специальные коррекционные упражнения), заключительная часть (восстановления сил организма после физической нагрузки). Использование коррекционно-про-филактического танца «Фитнес-Данс» позволило обеспечить профилактический эффект, поддержание у детей бодрого жизнерадостного настроения, приобщение их к здоровому образу жизни. Коррекционно - профилактический танец «Фитнес-Данс является одним из факторов, способствующих поддержанию психофизического благополучия [10].

В своей научной работе О. В. Вильхова доказала, что народные танцы влияют на развитие детей их психомоторных способностей и творческих развитий [2].

Основные цели танца:

1. Улучшить восприимчивость, понимание, способность к оценке других;

2. Уметь понять и выражать себя;

3. Обогащать познание и улучшение образовательного процесса как традиционными, так и экспериментальными способами;

4. Развивать самоуверенность и самоуважение благодаря своей побудительности;

5. Сформировать навык правильного общественного поведения;

6. Обучить ребенка контролю над эмоциональным поведением;

7. Улучшить тонус тела, гибкость, кровообращение.

Вильгельм Райх, основоположник телесно-ориентированной психотерапии, утверждал, что все стрессы и психологические травмы непременно сказываются на человеческом организме. Под их воздействием в теле образуются мышечные зажимы, что в дальнейшем приводит к развитию различных патологий (остеохондроз, кожные высыпания и т.д.). Танцевальная деятельность не только способствует избавлению от этих «блоков», но и повышает стрессо-устойчивость, обеспечивая формирование здоровой психики [9, с. 1].

Николаев Е.В., кандидат педагогических наук, доцент СВФУ г. Якутск, в своей монографии «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства» отмечает, что «танцевальное искусство закладывают основу, на которой в дальнейшем строится «здание» нравственных и эстетических ценностей личности» [6].

В танце ребенок воплощает переживания, надежды, эмоции, страхи. Все это происходит на бессознательном уровне, ребенку с девиантным поведением это будет отличным способом открыть для себя что-то новое. В каждом ребенке есть потенциал, который он может открыть и реализовать для дальнейшего его развития. Только так развитие ребенка начнет прогрессировать быстро и качественно. Если способствовать у ребенка выражать самопознание и самовыражение в танце, то он будет самосовершенствоваться - это путь обучения, творчества и решения жизненных задач для достижения гармонии между разумом и чувствами.

Дети с девиантным поведением, занимаясь танцами, как мы уже говорили, изменятся в лучшую сторону: снизятся уровень девиации, напряженность и тревожность, а также агрессивность. Все что ребенок узнает и научится в танцевальном искусстве, помогут им в преодолении разных жизненных ситуаций. Этот опыт будет также влиять на психику ребенка, и она становится более уравновешенной. Занятия танцевальной деятельностью способны повысить привыкания к новым условиям внешней среды, за счет освобождения психики от лишних отрицательных переживаний.

Заключение

Таким образом, занятие танцами оказывают разностороннее влияние на детей с девиант-ным поведением, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Взгляды педагогов и психологов России и РС (Я) показывают, что танцы отлично влияют на положительное развитие детей и на то, что танцевальное искусство является одним из методов профилактики детей с девиантным поведением. Танец это не просто заученные движения, это живой механизм, в жизни которого все взаимосвязано, где одно движение вытекает из другого и порождает еще другое движение. На наш взгляд, танец станет для детей отличным путем к преодолению многих проблем, будь то застенчивость, замкнутость, отторжение от среды и т.д. Дети, занимающиеся, танцами легче налаживают контакт со сверстниками, быстро адаптируются к внешней среде, нравственно и эстетически развиты. Нравственно-эстетическое воспитания средствами танцевального искусства выявляет эмоциональную развитость, сочувствия, отзывчивость, устойчивость нравственно-эстетических принципов, готовности к саморегуляции.

Занятие танцами должны помогать детям с девиантным поведением, справляться с проблемами, вызывающие у него негативные эмоции, где он не в силах формулировать и дать выход творческой энергии, а не просто научить детей как правильно танцевать. Танцевальное искусство выступает как средство, помогающее лучше понять самого себя.

Литература

1. Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самовосприятия. - 1999. - С. 50-54. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tantsevalnaya-terapiya-kak-metod-psihokorektsii-lichnosti

2. Вильхова О. В. Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/v/pedagogicheskiy-potentsial-narodnogo-horeograficheskogo-iskusstva-kak-sredstvo-tselostnogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo

3. Иванова Е. Т. Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников. - 2012. - С. 107-109. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1695/

4. Луговая Е.К. О невербальной форме общения в культуре. Танец как язык и миф. Вестник МГУ, серия б, № 3. - 1991. - С. 54-57.

5. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. -2018. Режим доступа: https://studme.org/243406/pedagogika/artpedagogika_i_artterapiya_v_spetsialnom_i_ inklyuzivnom_obrazovanii

6. Николаев Е.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства: монография. - Москва. - 2005. - 161 c.

7. Студенческая библиотека онлайн. - 2013-2019. Режим доступа: https://studbooks.net/653535/ sotsiologiya/prichiny_deviantnogo_povedeniya

8. Танцевальное искусство. Виды танцев. Танец. Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/68166.html

9. Райх В. Анализ характера. Режим доступа: http://book-online.com.ua/read.php?book=3897

10. Ренева И.С. Коррекционно-профилактический танец «Фитнес-Данс». Режим доступа: http:// kaahem-rucheek.tuvasadik.ru/sport/61-korrekcionno-profilakticheskiy-tanec-fitnes-dans.html

11. Федотов А.Ю. Основы индивидуальной и групповой психотерапии. Режим доступа: https://psyera. ru/4484/telesno-orientirovannaya-psihoterapiya-rayha

References

1. Bebik M.A., Kokurina I.G. O vozmozhnostiakh tantseval'no-dvigatel'noi terapii v reshenii problem samovospriiatiia. - 1999. - S. 50-54. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/tantsevalnaya-terapiya-kak-metod-psihokorektsii-lichnosti

2. Vil'khova O. V. Pedagogicheskii potentsial narodnogo khoreograficheskogo iskusstva kak sredstvo tselostnogo razvitiia detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/ pedagogicheskiy-potentsial-narodnogo-horeograficheskogo-iskusstva-kak-sredstvo-tselostnogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo

3. Ivanova E. T. Tantseval'naia kul'tura naroda sakha v esteticheskom vospitanii starshikh doshkol'nikov. -2012. - 107-109 s. Rezhim dostupa: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1695/

4. Lugovaia E.K. O neverbal'noi forme obshcheniia v kul'ture. Tanets kak iazyk i mif. Vestnik MGU, seriia b, № 3. - 1991. - S. 54-57.

5. Medvedeva E. A. Artpedagogika i artterapiia v spetsial'nom i inkliuzivnom obrazovanii. - 2018. Rezhim dostupa: https://studme.org/243406/pedagogika/artpedagogika_i_artterapiya_v_spetsialnom_i_inklyuzivnom_ obrazovanii

6. Nikolaev E.V. Nravstvenno-esteticheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov sredstvami tantseval'nogo iskusstva / Monografiia. - Moskva. - 2005. - 161 c.

7. Studencheskaia biblioteka onlain. - 2013-2019. Rezhim dostupa: https://studbooks.net/653535/ sotsiologiya/prichiny_deviantnogo_povedeniya

8. Tantseval'noe iskusstvo. Vidy tantsev. Tanets. Rezhim dostupa: https://gigabaza.ru/doc/68166.html

9. Raikh V. Analiz kharaktera. Rezhim dostupa: http://book-online.com.ua/read.php?book=3897

10. Reneva I.S. Korrektsionno-profilakticheskii tanets «Fitnes-Dans». Rezhim dostupa: http://kaahem-rucheek.tuvasadik.ru/sport/61-korrekcionno-profilakticheskiy-tanec-fitnes-dans.html

11. Fedotov A.Iu. Osnovy individual'noi i gruppovoi psikhoterapii. Rezhim dostupa: https://psyera.ru/4484/ telesno-orientirovannaya-psihoterapiya-rayha

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.