Научная статья на тему 'Влияние субъектов информационной сферы на устойчивость системы национальной безопасности к информационным войнам'

Влияние субъектов информационной сферы на устойчивость системы национальной безопасности к информационным войнам Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАТИСТИКА / INFORMATION SPHERE / INFORMATION WARS / ENTITES OF THE INFORMATION SPHERE / NATIONAL SECURITY / STATISTICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Брянцев Иван Иванович, Брянцева Ольга Владимировна

Целью статьи является рассмотрение субъектов информационной сферы и условий усиления их влияния на устойчивость системы национальной безопасности, выявление качественных и количественных параметров, характеризующих устойчивость системы национальной безопасности к информационным войнам. Авторами показано, что национальные интересы в информационной сфере разделены на сферы действия: социально-общественную, технологическую, просветительскую и международную. Количественные параметры в рамках исследования представлены анализом динамики статистических показателей по различным направлениям развития информационного пространства. Качественные параметры получены на основе результатов экспертных полуструктурированных интервью с представителями органов государственной власти, Общественных палат регионов, членов общественных советов при органах власти, представителей экспертного сообщества. Критериями, характеризующими качественную специфику формируемой информационной сферы и её влияние на устойчивость системы национальной безопасности, являются открытость и доступность, стимулирование диалогового взаимодействия и партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ENTITIES OF INFORMATION SPHERE ON THE RESISTANCE OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM TO INFORMATION WARS

The purpose of the article is to examine the entities of the information sphere and the conditions for enhancing their influence on the stability of the national security system, identifying the qualitative and quantitative parameters characterizing the resistance of the national security system to information wars. The authors show that national interests in the information sphere are divided into spheres of action: social, technological, educational and international. The quantitative parameters of the study are presented by analyzing the dynamics of statistical indicators in various areas of the information space development. Qualitative parameters are obtained on the basis of the results of semi-structured expert interviews with representatives of government bodies, Public Chambers of the Regions, members of public councils at government bodies, representatives of the expert community. Criteria that characterize the qualitative specificity of the information sphere formed and its impact on the sustainability of the national security system are openness and accessibility, stimulation of dialogue interaction and partnership.

Текст научной работы на тему «Влияние субъектов информационной сферы на устойчивость системы национальной безопасности к информационным войнам»

УДК: 004:351.86 001: 10.22394/2071-2367-2019-14-1-203-217

ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ НА УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЙНАМ

Брянцев И.И., Брянцева О.В.1

Целью статьи является рассмотрение субъектов информационной сферы и условий усиления их влияния на устойчивость системы национальной безопасности, выявление качественных и количественных параметров, характеризующих устойчивость системы национальной безопасности к информационным войнам.

Авторами показано, что национальные интересы в информационной сфере разделены на сферы действия: социально-общественную, технологическую, просветительскую и международную. Количественные параметры в рамках исследования представлены анализом динамики статистических показателей по различным направлениям развития информационного пространства. Качественные параметры получены на основе результатов экспертных полуструктурированных интервью с представителями органов государственной власти, Общественных палат регионов, членов общественных советов при органах власти, представителей экспертного сообщества. Критериями, характеризующими качественную специфику формируемой информационной сферы и её влияние на устойчивость системы национальной безопасности, являются открытость и доступность, стимулирование диалогового взаимодействия и партнерства. Статья публикуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-03-00328 «Институты и практики взаимодействия власти, экспертного сообщества и общественных организаций в российских регионах».

Ключевые слова: информационная сфера, информационные войны, субъекты информационной сферы, национальная безопасность, статистика.

Брянцев Иван Иванович - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Московская, д. 164, в/г № 2, e-mail: [email protected] Брянцева Ольга Владимировна - кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры информатики, Саратовская государственная юридическая академия, адрес: 410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, д.1, e-mail: [email protected]

INFLUENCE OF ENTITIES OF INFORMATION SPHERE ON THE RESISTANCE OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM TO INFORMATION WARS

BRYANTSEV I.I. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of State and Municipal Management, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Saratov), e-mail: [email protected]

BRYANTSEVA O.V. - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, Professor of the Department of Informatics, Saratov State Law Academy (Russian Federation, Saratov), e-mail: [email protected]

The purpose of the article is to examine the entities of the information sphere and the conditions for enhancing their influence on the stability of the national security system, identifying the qualitative and quantitative parameters characterizing the resistance of the national security system to information wars.

The authors show that national interests in the information sphere are divided into spheres of action: social, technological, educational and international. The quantitative parameters of the study are presented by analyzing the dynamics of statistical indicators in various areas of the information space development. Qualitative parameters are obtained on the basis of the results of semi-structured expert interviews with representatives of government bodies, Public Chambers of the Regions, members of public councils at government bodies, representatives of the expert community. Criteria that characterize the qualitative specificity of the information sphere formed and its impact on the sustainability of the national security system are openness and accessibility, stimulation of dialogue interaction and partnership.

The article is published with the support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 17-03-00328 "Institutions and practices of interaction between the authorities, the expert community and public organizations in Russian regions".

Keywords: information sphere, information wars, entites of the information sphere, national security, statistics.

Рассматривая информационную сферу как совокупность информации, информационной инфраструктуры (объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети, сетей связи, информационных технологий) субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение, использование, защиту информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений1, обозначим роль

1 Доктрина Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2016. - № 50. - Ст. 7074.

субъектов и их влияние на устойчивость системы национальной безопасности, при этом процесс обеспечения национальной безопасности не ограничивается только военной сферой, а охватывает буквально все сферы жизнедеятельности общества1. В качестве субъектов информационной сферы выступают органы государственной власти различных её ветвей, институты гражданского общества (общественные, национальные и религиозные организации), а также граждане. Влияние негосударственных институций на устойчивость системы национальной безопасности значительно усиливается при использовании ими различного рода коммуникационных средств. В качестве коммуникационных средств могут выступать как электронные средства коммуникации (ПК, Интернет, сотовая связь и т.д.), так и институциональные коммуникационные площадки с органами власти и между собой (Общественные палаты, общественные советы, экспертные площадки, Гражданские форумы и т.д.).

Влияние этих субъектов и созданных при их участии структур особенно усиливается, когда они начинают функционировать как сетевая самоорганизующаяся структура с изменяемой децентрализованной инфраструктурой. В результате этих процессов формируется система социальных отношений с упорядоченной структурой. В качестве элементов порядка могут быть рассмотрены правовые и организационные принципы формирования поля информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов информационной сферы, которые будут выступать в качестве характеристик этого пространства.

Выявление субъектов устойчивости и стабильности системы национальной безопасности является актуальным исследовательским направлением. В качестве элементов стабильности общественной системы исследователями выделяется баланс интересов социальных групп по ряду признаков, в частности социальному, этно-культурному и религиозному2.

Следует отметить, что демократическая форма управления государством обуславливает как обеспечение прав и свобод человека и его безопасности, так и создание необходимых предпосылок для его развития и участия в обеспечении безопасности3. Для демократических государств и реализуемой ими политики важны отношения, при которых в основе системы обеспечения национальной безопасности индивид и гражданское общество выступают как равные партнеры государства4.

1 Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: Монография. - М.: Юридический институт МИИТа, 2013. - 196 с.

2 Галкин А.А. Общественная стабильность: теоретические подходы // Мировая экономика и международные отношения. - 1990. - №9. - С.55-67.

3 Lasswel H. National Security and Individual Freedom. New York: McGraw - Hill, 1950. - 250 p.

4 Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия структур гражданского общества и органов власти: российский опыт // URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_modeli.pdf (дата обращения: 8.12.2018)._

Развитие информационных технологий существенно расширяет возможности граждан и общества по их участию в делах государства, создает условия для их интегрирования в процесс принятия управленческих решений и контроле за их реализацией, что приводит к качественному изменению информационной сферы, а также обуславливает изменения отношения к информации и способам ее защите1. Контроль над информацией, ее защита от несанкционированного доступа, хищения и любого другого не предусмотренного регламентом использования приобретает для всего мирового сообщества одно из первостепенных значений и может рассматриваться как значимый критерий, характеризующий эффективность реализуемых мер по развитию информационной сферы на основе современных информационных технологий2.

Выявление набора параметров, через которые можно получить количественную характеристику этого и других критериев развития информационной сферы и её субъектов, является важным аспектом рассмотрения национальной безопасности Российской Федерации как многогранного понятия, которое кроме обороны страны включает в себя и другие виды безопасности, предусмотренные в Конституции РФ, в частности информационную безопасность3.

Характерным признаком глобального пространства социума Земли в XXI веке стало наличие развитых коммуникационных технологий, которые берутся на вооружение различными политическими и экономическими группами для управления общественным сознанием, в том числе и манипулированием общественным мнением. Информационное пространство стало одним из основных объектов противоборства, влияющего на международную обстановку. Используя современные информационные технологии, можно манипулировать общественным сознанием, пытаться фальсифицировать историю, выдавать ложь за правду, и все это для достижения своих геополитических целей. То есть появляются новые формы незаконной деятельности, связанные с информационными технологиями.

Рост технических возможностей воздействия на человека через информационную сферу стал благодатной средой для информационных войн в

1 Брянцева О.В., Брянцев И.И. Развитие законодательства о защите информации как элемент системы национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. - 2017. -Том 17. - № 5. - C.68-75.

2 Брянцева О.В. Развитие науки, технологий, образования как фактор национальной безопасности // Информационные технологии в юридической науке и образовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научной конференции (Саратов, 27 апреля 2018 г.) / ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. - С.16-22.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2018).

современном мире. Новые современные пространства для информационных войн - это информационно-телекоммуникационной сети, в частности Интернет. Количество пользователей Интернетом, будем рассматривать как характеристику информационного пространства - непрерывно растет, это видно из графика на рис. 1, построенного на основе данных государственной статистики1.

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 1 - Изменение удельного веса домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств по годам, процент.

Figure 1 - Change in the share of households with access to the Internet from a home computer, in the total number of households by year, percentage

В Интернете можно генерировать события, которых не было на самом деле, все труднее становится отличить, где реальность, а где виртуальный фейк, то есть обман и фальсификация реальных событий. Принцип «Разделяй и властвуй» работает и сейчас. Сталкиваются братские народы, опускаются до состояния нищеты ранее процветающие государства.

Определений информационных войн достаточно много. Обобщив эти определения, можно сказать, что информационные войны - это воздействие на информационную инфраструктуру и воздействие на человека через информационную сферу для достижения политического, экономического, военного или какого-либо иного превосходства с целью навязывания своей воли2.

1 Федеральная служба государственной статистики - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 01.12.2018).

Национальная социологическая энциклопедия - URL: http://voluntary.ru/termin/informacionnaja-voina.html (дата обращения: 01.12.2018).

Любую войну, в том числе и информационную, начинают, чтобы навязать противнику свою идеологию, заставить отказаться от своих взглядов, своих интересов, принудить делать то, что необходимо победителю. В информационной войне этого добиваются словом, направленным на разум противника. Фактически информационная война - это психологическая война, направленная на изменение сознания противника, внедрение в него нужных установок, и ведутся такие войны уже достаточно давно. Информационные войны тесно связаны с пропагандой, очень часто они направлены на разрушение целостности государства.

Поле битвы в современных информационных войнах во многом сформировано на основе исторической памяти о недавнем противостоянии двух сверхдержава. «Холодная война», проходившая между СССР и США (1946-1991 гг.), оказала существенное влияние на формирование дестабилизирующих предпосылок для функционирования СССР как мировой сверхдержавы. Неспособность управленческих элит СССР провести последовательные преобразования политической системы в рамках единого обновленного государственного образования в соответствии с волеизъявлением народа, обозначенным в ходе всероссийского референдума, привела к исчезновению СССР как мировой сверхдержавы и появлению на её пространстве самостоятельных субъектов геополитики.

Для легитимации тех или иных политических и военных решений генерируются различные фейковые информационные блоки.Химическое оружие в Ираке и Сирии, в результате информационные войны переходят в их горячую фазу - применяются вооруженные силы, в том числе и против мирного населения.

Информационная война на основе гипертрофированного обозначения уровня коррупции у политического руководства Украины в 2013-2014 годах привела к инициированию в Киеве государственного переворота и свержению легитимной власти. В результате возникшее на постсоветском пространстве в 90-е годы государственное образование прекратило свое существование, и на его просторах идет процесс образования новых государственностей, которые также уже являются как участниками информационных войн, так и вооруженных конфликтов. При этом эти конфликты на первый взгляд локальные с точки зрения географии и их индивидуальных политических и идеологических разногласий мгновенно становятся факторами глобального противостояния ведущих глобальных игроков, которые генерируют новую разновидность войн - войну государственных санкций.

Суверенитет и территориальная целостность государства - это одни из главных признаков государства, которые находят отражение в его Конституции. В Конституции Российской Федерации в статье 4 части 3 закреплено: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории»1.

1 Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом

Основные угрозы, которые фактически являются информационными войнами, перечислены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации1.

Это в первую очередь наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Усиление деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку, направленную на российские научные организации и предприятия оборонной промышленности. Расширяется информационно-психологическое воздействие с использованием информационных технологий, направленное на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, что ведет к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В зарубежных СМИ увеличивается количество материала, предвзято оценивающего государственную политику России. В качестве мотивов такой предвзятости следует рассматривать их ангажированность политическими силами государств, которые находятся в экономическом, политическом, а порой и военном противостоянии с Россией, и всеми силами, противодействующими росту её авторитета и влияния в решении глобальных общепланетарных задач.

Для обеспечения государственной и общественной безопасности в информационной сфере необходимо улучшать системы выявления и анализа угроз и противодействия этим угрозам. Также необходимо уделять должное внимание защите граждан от информационного воздействия со стороны экстремистских террористических организаций. Но при этом информационная инфраструктура должна развиваться, обеспечивая доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации2.

Для борьбы с мощным потоком дезориентирующей информации необходимо соблюдать национальные интересы в информационной сфере. Основные национальные интересы в информационной сфере можно разделить на сферы действия: социально-общественную, технологическую, просветительскую и международную. К социально-общественной сфере можно отнести обеспечение и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина с точки зрения

поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.12.2018).

1 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2016. - № 50. - Ст. 7074.

2 Брянцева О.В., Брянцев И.И. Особенности реализации практик взаимодействия науки, образования и бизнеса в системе национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. -2018. - Том 18. - №4. - С. 4-13.

получения и использования информации1, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

В качестве параметров, характеризующих направление развития информационного пространства по обеспечению национальной безопасности в культурной сфере и отражающих процессы и принимаемые управленческие решения по сохранению культурных ценностей, могут быть обозначены такие показатели, как количество музейных экспонатов, занесенных в электронные каталоги, и записей в электронных каталогах библиотек.

Динамика этих параметров имеет устойчивый рост, что показано на рис. 2 и 3.

2010Г. 2011Г. 2012Г. 2013Г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 2 - Изменение доли музейных предметов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме общего музейного фонда по годам, процент

Figure 2 - Change in the share of households with access to the Internet from ahome computer, in the total number of households by year, percentage

К характеристикам информационного пространства в технологической сфере можно отнести обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры и единой сети электросвязи РФ, развитие отраслей информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказание услуг в области его обеспечения.

1 Брянцева О.В. Использование информационных технологий в нотариальной деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 1 (108) - С.241-246.

200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 О

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 3 - Изменение объема электронного каталога библиотеки, доступного в Интернете по годам, тыс. записей

Figure 3 - Change in the volume of the electronic catalog of the library available on the Internet by year, thousands of entries

Важно развивать новые технологии, не имеющие аналогов за рубежом. На рис. 4 показано, как изменяется процент принципиально новых разработок в общем числе инновационных технологий. Начиная с 2012 года, идет увеличение таких разработок.

16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0

0,0

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 4 - Изменение процента принципиально новых технологий в общем числе разработанных передовых производственных технологий

Figure 4 - Change in the percentage of fundamentally new technologies in the total number of developed advanced production technologies

Просветительская сфера - это доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире. Это можно сделать с помощью официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления. О готовности органов государственной власти и местного самоуправления к использованию информационных технологий для просветительской и информационной деятельности, управленческой деятельности и оказанию государственных услуг можно судить по тому, как ими используется Интернет. На рисунке 5 показано изменение по годам процента органов государственной власти и органов местного самоуправления, использовавших Интернет.

98 96 94 92 90 88 86 84

82

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 5 - Изменение по годам доли органов государственной власти и органов местного самоуправления, использовавших Интернет, в общем числе таких обследованных организаций, процент

Figure 5 - Annual change of the part of governmental authorities and local governments using the Internet, in the total number of the surveyed organizations, percentage

Актуальность процессов, происходящих в информационной сфере, также можно проиллюстрировать и на примере того, как формируется её глобальная среда и какие усилия надо предпринимать для поддержания безопасности в международной сфере. Межгосударственные отношения необходимо выстраивать на основе содействия формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования

информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности.

Направление информационной экспансии в информационной войне - это всегда в первую очередь сознание людей и их отдельных целевых групп с учетом специфики их менталитета в местах проживания. Таким образом, актуальной задачей при формировании системы национальной безопасности является учет широкого спектра разработанных в настоящее время методологических подходов и сформированных на их основе моделей повышения эффективности реагирования государства на возникающие вызовы на основе принципов активного и открытого взаимодействия органов власти различных уровней и общества, представленного его различными целевыми группами. Также следует особо отметить значимость фактора «целевых групп», потому что именно из позиции отдельных целевых групп складывается мнение и отношение к тому или иному вопросу всего общества. В современном информационном мире, если не учитывать мнение общества, а рассчитывать только на договоренности на высшем уровне, - это значит потенциально снижать эффективность таких договоренностей.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение экспертного потенциала этих целевых групп, который можно рассматривать в качестве критерия оценки эффективности взаимодействия власти и общества и артикуляции актуальной для общества «повестки». При этом от уровня экспертного потенциала целевой группы будут напрямую зависеть качество разрабатываемого при их участии управленческого решения и актуальность для общества формируемой «повестки», особенно в вопросах обеспечения национальной безопасности, как неотъемлемого аспекта существования государства. Для Российской Федерации, на территории которой проживают представители сотен национальностей с различной конфессиональной принадлежностью, вопросы поддержания межнационального и межконфессионального мира являются базовым условием социально-политической стабильности её регионов. Взаимодействие различных межнациональных и межконфессиональных групп в ходе отстаивания своих интересов является важным фактором поддержания стабильности и устойчивости системы национальной безопасности на основе выработки политико-правовых решений по предупреждению и урегулированию, в случае возникновения, межнациональных1 и религиозных2 конфликтов. Принятие управленческих решений с учетом этих факторов является важным элементом выработки эффективной политики в сфере национальной безопасности.

Практический региональный аспект предложенных подходов может быть проиллюстрирован некоторыми результатами исследования, проводимого на

1 Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их разрешения (правовой аспект): Монография. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. - 262 с.

2 Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект): Монография. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. - 244 с.

территории Саратовской области в рамках межрегионального исследования на тему «Институты и практики взаимодействия власти, экспертного сообщества и общественных организаций в российских регионах», выполняемого в рамках гранта РФФИ №17-03-00328. В рамках выборки по Саратовской области было проведено интервью с двумя депутатами областного законодательного собрания, с одним помощником депутата, двумя государственными гражданскими служащими органа государственной исполнительной власти региона, четырьмя членами Общественной палаты Саратовской области, Общественной палаты «МО г. Саратов», тремя представителями ВУЗовского сообщества региона, имеющими опыт экспертной работы с органами власти и общественными объединениями, двумя представителями крупных общероссийских организаций и руководителем регионального СМИ.

Результаты обработки проведенных полуструктурированных интервью с экспертами выявили необходимость актуализации экспертного потенциала национально-культурных объединений и повышения их роли в формировании информационной сферы, что обуславливает усиление их влияния на устойчивость системы национальной безопасности, а также позволяет полнее раскрывать медиативные возможности существующих форм коммуникативного взаимодействия власти и общества, институированных в виде различного рода общественных советах при органах власти различного уровня.

В частности, было обозначено, во-первых, что национально-культурными объединениями накоплен большой опыт участия в выработке согласованных решений, направленных как на профилактику, так и на разрешение конфликтов в межнациональной сфере. Во-вторых, что при формировании общественных советов и отборе кандидатур в их состав кандидатам на вхождение в тот или иной совет необходимо подтверждать свою экспертную компетенцию в той или иной сфере или обозначать возможности, как организационные, так и материальные, для привлечения в советы, в которых отсутствует собственный экспертный опыт, экспертов к обсуждению тех или иных проблем.

Кроме того, большинство опрошенных экспертов высказались о необходимости расширения возможностей членов общественных советов по их работе с информационно-коммуникационными ресурсами. В частности, необходимо информировать сообщества о деятельности общественных советов и формировать интерактивное взаимодействие с различными целевыми аудиториями и отдельными гражданами через создание и продвижение собственных Интернет-сайтов. В настоящее время практически все общественные советы как при органах региональной государственной власти, так и общественные советы муниципальных образований пользуются информационным ресурсом органов власти в том объеме и в той конфигурации, в которых они (органы власти) им выделили этот ресурс.

Таким образом, в качестве критериев, характеризующих специфику формируемой информационной сферы и её влияние на устойчивость системы национальной безопасности, следует обозначить развитие человеческого капитала, гибкость и адаптивность, переход от «реагирующей» ресурсоемкой модели к её ориентации на качество, открытость и доступность, стимулирование диалогового взаимодействия и партнерства. В связи с этим одним из главных направлений повышения эффективности реализации системы мер по обеспечению национальной безопасности является формирование и развитие взаимодействия с целевыми группами, имеющими большой практический опыт и соответствующую экспертную компетентность в той или иной сфере общественных отношений.

Библиография/References:

1. Брянцева О.В. Использование информационных технологий в нотариальной деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2016. - № 1 (108) - С. 241- 246.

2. Брянцева О.В. Развитие науки, технологий, образования как фактор национальной безопасности // Информационные технологии в юридической науке и образовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научной конференции. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. - С. 16 - 22.

3. Брянцева О.В., Брянцев И.И. Особенности реализации практик взаимодействия науки, образования и бизнеса в системе национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. - 2018. - Том 18. -№ 4. - С. 4- 13.

4. Брянцева О.В., Брянцев И.И. Развитие законодательства о защите информации как элемент системы национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. - 2017. - Том 17. - № 5. - C. 68- 75.

5. Галкин А.А. Общественная стабильность: теоретические подходы // Мировая экономика и международные отношения. - 1990. - № 9. - С. 55-67.

6. Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их разрешения (правовой аспект): Монография. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. - 262 с.

7. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект): Монография. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. - 244 с.

8. Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: Монография. - М. Юридический институт МИИТа, 2013. - 196 с.

9. Национальная социологическая энциклопедия. - URL: http://voluntary.ru/termin/informacionnaja-voina.html (дата обращения 01.12.2018).

10. Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия структур гражданского общества и органов власти: российский опыт. - URL: https://www.civisbook.ru/files/File/ Sungurov_modeli.pdf (дата обращения 8.12.2018).

11. Lasswel H. National Security and Individual Freedom. New York: McGraw - Hill, 1950. - 250 p.

1. Bryantseva, O.V. (2016) Ispol'zovaniye informatsionnykh tekhnologiy v notarial'noy deyatel'nosti [Use of information technology in notarial activities] // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy]. -№ 1 (108) - P. 241- 246. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bryantseva, O.V. (2018) Razvitiye nauki, tekhnologiy, obrazovaniya kak faktor natsional'noy bezopasnosti [Development of science, technology, education as a factor of national security] // Informatsionnyye tekhnologii v yuridicheskoy nauke i obrazovanii [Information technologies in legal science and education]: sbornik nauchnykh statey po materialam II Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii. - Saratov: Izd-vo FGBOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya». - P. 16-22. (In Russ.)

3. Bryantseva, O.V., Bryantsev, I.I. (2018) Osobennosti realizatsii praktik vzaimodeystviya nauki, obrazovaniya i biznesa v sisteme natsional'noy bezopasnosti [Peculiarities of implementation of the practices of interaction between science, education and business in the national security system] // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration]. - Tom 18. - № 4. - P. 4-13. (In Russ.)

4. Bryantseva, O.V., Bryantsev, I.I. (2017) Razvitiye zakonodatel'stva o zashchite informatsii kak element sistemy natsional'noy bezopasnosti [The Development of Legislation on the Protection of Information as an Element of National Security System] // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration]. - Tom 17. - № 5. - P. 68 - 75. (In Russ.)

5. Galkin, A.A. (1990) Obshchestvennaya stabil'nost': teoreticheskiye podkhody [Social stability: theoretical approaches] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations]. - № 9. - P. 55- 67. (In Russ.)

6. Zelenkov, M.YU. (2006) Mezhnatsional'nyye konflikty: problemy i puti ikh razresheniya (pravovoy aspekt) [Interethnic conflicts: problems and ways to resolve them (legal aspect)]: Monografiya. - Voronezh: Izd-vo VGU. - 262 p. (In Russ.)

7. Zelenkov, M.yU. (2007) Religioznyye konflikty: problemy i puti ikh resheniya v nachale XXI veka (politiko-pravovoy aspekt) [Religious conflicts: problems and their solutions at the beginning of the XXI century (political and legal aspect)]: Monografiya. -Voronezh: Izd-vo VGU. - 244 p. (In Russ.)

8. Zelenkov, M.YU. (2013) Teoretiko-metodologicheskiye problemy teorii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Theoretical and methodological problems of the theory of national security of the Russian Federation]: Monografiya. - M. Yuridicheskiy institut MIITa. - 196 p. (In Russ.)

9. Natsional'naya sotsiologicheskaya entsiklopediya [National Sociological Encyclopedia]. - URL: http://voluntary.ru/termin/informacionnaja-voina.html (data obrashcheniya 01.12.2018). (In Russ.)

10. Sungurov, A.YU. Modeli vzaimodeystviya struktur grazhdanskogo obshchestva i organov vlasti: rossiyskiy opyt [Models of interaction between civil society structures and authorities: the Russian experience]. - URL: https://www.civisbook.ru/files/File/ Sungurov_modeli.pdf (data obrashcheniya 8.12.2018). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.