Научная статья на тему 'Влияние строительства китайской Восточной железной дороги на развитие отношений России и Китая в конце ХIХ — первой четверти ХХ вв. '

Влияние строительства китайской Восточной железной дороги на развитие отношений России и Китая в конце ХIХ — первой четверти ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3172
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Восток Китая / Китайская Восточная железная дорога / числен-ность населения / экономическое развитие / совместная история / российско-китайское со-трудничество / North-East of China / China Eastern railway / population / economic development / joint history / Russian-Chinese cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пикалов Юрий Васильевич

Строительство Китайской Восточной железной дороги в конце XIX — начале ХХ веков при-вело к соприкосновению народов двух государств — России и Китая. С этого времени на-чалась совместная история двух государств. Наряду с конфликтами, сотрудничество стало определяющим фактором социально-экономического, политического и военного сотрудни-чества двух стран. Дорога повлияла на ускоренное развитие северо-восточных провинций Китая и Дальнего Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CONSTRUCTION OF THE CHINESE EASTERN RAILWAY ON THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE LATE XIX — FIRST QUARTER OF XX CENTURIES

The Construction of the Chinese Eastern railway in the late XIX — early XX centuries led to the contact of the peoples of the two States — Russia and China. Since that time, the joint history of the two States began. Along with conflicts, cooperation has become a determining factor in the socio-economic, political and military cooperation between the two countries. The road influenced the accelerated development of the northeastern provinces of China and the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «Влияние строительства китайской Восточной железной дороги на развитие отношений России и Китая в конце ХIХ — первой четверти ХХ вв. »

УДК 94:355. 11/.433.4:327.56(47+57+510) Ю. В. Пикалов

ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КИТАЙСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ В КОНЦЕ Х!Х — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВВ.

Строительство Китайской Восточной железной дороги в конце XIX — начале ХХ веков привело к соприкосновению народов двух государств — России и Китая. С этого времени началась совместная история двух государств. Наряду с конфликтами, сотрудничество стало определяющим фактором социально-экономического, политического и военного сотрудничества двух стран. Дорога повлияла на ускоренное развитие северо-восточных провинций Китая и Дальнего Востока России.

Ключевые слова: Северо-Восток Китая, Китайская Восточная железная дорога, численность населения, экономическое развитие, совместная история, российско-китайское сотрудничество.

Весь предшествующий опыт человеческой истории свидетельствует о том, что для возникновения отношений между народами нужно соприкосновение границ их расселения и хозяйственной деятельности. До второй половины XIX в. население как российского, так и китайского приграничья было крайне малочисленным, не нуждающимся в установлении каких-либо взаимоотношений. Северо-восточные провинции Китая обезлюдели в результате политики маньчжуров: «До середины XIX века правящая в Китае маньчжурская династия запрещала китайцам селиться в «родовых землях маньчжуров», к которым относились нынешние северо-восточные провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а также современное российское Приморье» [1].

Кроме того, маньчжурское население было переведено из районов традиционного проживания на северо-востоке в глубинные районы Китая.

По мнению А. Дерябина, «экспансию русских смогли остановить только после подавления всех китайских восстаний, когда лучшие маньчжурские войска 5 месяцев вели вторую осаду Албазина, а царский посол в это время вёл сложные и безрезультатные переговоры в Пекине, что закончилось в итоге подписанием во взятом маньчжурами в кольцо Нерчинске договора об уходе русских с Амура, так как вести серьёзную войну с Китаем там было просто некем и нечем» [1].

Пикалов Юрий Васильевич — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры Отечественной и всеобщей истории (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия); e-mail: profiyvp@mail.ru.

© Пикалов Ю. В., 2019

128

После этого почти на двести лет Приамурье и нынешняя территория российского Приморья обезлюдели. Вторично заселять опустевшие земли маньчжуры начали только во второй половине XIX века, когда возникла прямая угроза, что Россия, вернувшая себе Приамурье и забравшая правобережье Уссури, на этом не остановится и проникнет дальше в Маньчжурию. Тогда туда стали направлять ссыльных, а затем и крестьян. В Уссурийский край успели проникнуть к приходу русских в основном только бывшие и беглые каторжники хунхузы да сезонные звероловы и собиратели женьшеня. Как видим, это не было многочисленным населением.

Всё стало меняться лишь с началом строительства Транссиба и Китайско-Восточной железных дорог. С начала строительства Китайско-Восточной железной дороги (далее КВЖД), объединившей Россию и Китайскую империю, исполняется 122 года в 2017 году. Дорогу протяжённостью 2527 км построили менее чем за шесть лет. Железнодорожная магистраль проходила по территории Маньчжурии и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. В начале ХХ века КВЖД, в первую очередь, имела стратегическое значение для России, сейчас, по мнению некоторых экспертов, бурное развитие российско-китайских отношений может вызвать экономический бум и способствовать экономическому развитию нашей страны.

Ввод в строй КВЖД изменил историческую демографию Северо-востока Китая, а также российского Приамурья и Приморья. Китайский учёный Чэнь Вэньлун очень образно описал воздействие КВЖД на Китай: «С её строительством издревле дикий Хэйлунцзян вступил в новый этап развития. Северо-восток нашей страны стал процветать, здесь появились крупные города с современной промышленностью. Особый расцвет регион получил после поражения Белой армии в России, когда её аристократии — предпринимателям, врачам, артистам и художникам, армейским командирам и служащим — пришлось покинуть страну.

Тысячи людей хлынули в пограничные Маньчжурию и Суйфэньхэ. Впоследствии всё больше русских эмигрантов начали съезжаться в Харбин, что сделало этот город практически русским и ведущим на востоке в экономическом, научном и культурном плане. Их образ жизни оказал большое влияние на местное китайское население. С последних лет династии Цин до начального периода образования государства полоса отчуждения КВЖД сформировала местную культурную специфику русско-китайского объединения, включая маньчжур, монголов и других этносов. Русский хлеб, колбаса, пиво, пельмени, маньчжурский пирог на пару с соевой пастой, монгольская варёная баранина, дунбэйская тушёная свинина стали широко распространены наравне с китайской пищей» [4].

Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные семь лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из

129

собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток населения в Маньчжурии привёл к тому, что летом десятки тысяч китайцев ежегодно перебирались на заработки в российское Приморье, где по-прежнему не хватало российского населения, что продолжало тормозить развитие края.

Постройка КВЖД значительно увеличила объём российско-китайской торговли. В эти годы объём торговых отношений между Китаем и двумя граничащими с Маньчжурией российскими областями более чем удвоился: торговля Амурской области с Китаем выросла с 1 до 2 млн руб., а Приморской — с 1,5 до 4 млн рублей. Условия торговли также изменились в пользу России, что позволило значительно снизить дефицит торговли с Китаем. В то же время Россия стала четвёртым торговым партнёром Китая (после Великобритании, Японии, США). КВЖД была основным маршрутом поставки товара из Китая в Россию, среди которых 85 — 90 % в то время занимал чай. В результате объём торговли через Кяхту, которая раньше была основным центром российско-китайской торговли, значительно снизился [2].

На протяжении конца XIX — первой четверти ХХ вв. КВЖД находилась в центре событий на политической арене Северо-Восточной Азии и играла важную роль в развитии российско-китайских торгово-экономических и политических отношений. Сам факт постройки и работы железной дороги был продиктован особыми историческими условиями того времени. Часто это предприятие становилось объектом международных споров и конфликтов. Тем не менее постройка КВЖД, несомненно, стала важным шагом в развитии экономики СевероВосточного региона Китая и Дальнего Востока России.

Экономическое развитие северо-восточного Китая в первой четверти ХХ века строилось на преимуществах открытой границы и заселения нового региона. Экономический подъём был обеспечен эксплуатацией КВЖД до японской оккупации в начале 1930-х годов. Экономическое развитие северо-восточных районов к 1930-м годам существенно опережало среднекитайские показатели. Если ВВП на душу населения в Маньчжурии в ценах 1934 года составлял 69,2 юаня, то среднекитайский показатель в ценах 1933 года — 59,4 юаня, ниже на 16 %. Принимая во внимание то, что в 1934 году в Маньчжурии был неурожай, разница между данными показателями в рассматриваемый период составляет до 40 % в пользу Маньчжурии. После войны 1904 — 1905 годов китайцы стали густо населять Северную Маньчжурию, особенно в полосе отчуждения КВЖД: если в 1898 году на северо-востоке Китая проживало менее 7 млн человек, то в 1930-м — уже более 38 млн [3].

История железной дороги изобилует не только примерами конфликтов, но и массой примеров российско-китайского сотрудничества.

130

Именно её строительство привело к встрече двух народов-соседей и навсегда определило траекторию сотрудничества России и Китая, которое только развивается и расширяется с каждым годом.

Список литературы

1. Дерябин А. Куда ушли российские маньчжуры ... или Полемизируя с Арсенье-вым [Электронный ресурс] // Магазета. URL: https: //magazeta.com/russian-manchu/ (дата обращения 09.09.2019).

2. Лукин А. КВЖД и российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Россия - Китай. XXI век. 2006. № 3. C. 52-54.

3. Тарасов А. Русская, японская, китайская [Электронный ресурс] // Эксперт. Сибирь. 2008. № 28 (216). URL: https://expert.ru/siberia/2008/28/istoriya_zeleznoy_ dorogi/ (дата обращения 08.09.2019).

4. Чэнь Вэньлун. Наследие дружбы и истории. Как строительство КВЖД изменило Китай? [Электронный ресурс] / пер. с кит. Н. Торгашевой; предисл. И. Куренной // Читинское обозрение. 2018. № 34 (1518). URL: http://obozrenie-chita.ru/news/istoriya-kvzhd (дата обращения 08.09.2019).

■k k k

Pikalov Iurii V.

THE INFLUENCE OF THE CONSTRUCTION OF THE CHINESE EASTERN RAILWAY ON THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE LATE XIX — FIRST QUARTER OF XX CENTURIES

(Pacific National University, Khabarovsk, Russia)

The Construction of the Chinese Eastern railway in the late XIX — early XX centuries led to the contact of the peoples of the two States — Russia and China. Since that time, the joint history of the two States began. Along with conflicts, cooperation has become a determining factor in the socio-economic, political and military cooperation between the two countries. The road influenced the accelerated development of the northeastern provinces of China and the Russian Far East.

Keywords: North-East of China, China Eastern railway, population, economic development, joint history, Russian-Chinese cooperation.

References

1. Deryabin A. Where did the Russian Manchus go ... or polemic with Arseniev [Kuda ushli rossiyskie man'chzhury ... ili Polemiziruya s Arsen'evym], Magazeta. Available at: https://magazeta.com/ russian-manchu/ (accessed 09.09.2019).

2. Lukin A. CER and Russian-Chinese trade and economic cooperation [KVZhD i rossiysko-kitayskoe torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo], Rossiya — Kitay. XXI vek, 2006, no. 3, pp. 52 - 54.

3. Tarasov A. Russian, Japanese, Chinese [Russkaya, yaponskaya, kitayskaya], Ekspert. Sibir', 2008, no. 28 (216). Available at: https://expert.ru/siberia/2008/28/ istoriya_zeleznoy_dorogi/ (accessed 09.09.2019).

4. Chen' Ven'lun. The legacy of friendship and history. How has the construction of the CER changed China? [Nasledie druzhby i istorii. Kak stroitel'stvo KVZhD izmenilo Kitay?], Chitinskoe obozrenie, 2018, no. 34 (1518). Available at: http://obozrenie-chita.ru/news/istoriya-kvzhd (accessed September 8, 2019).

k k k

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.