Научная статья на тему 'Влияние стрессоустойчивости на эффективность деятельности руководителя образовательной организации'

Влияние стрессоустойчивости на эффективность деятельности руководителя образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2517
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрессоустойчивость / эффективность деятельности / руководитель образовательной организации / психическая устойчивость к стрессу / факторы эффективности / фазы стресса / выгорание / личностные качества руководителя / адаптивность / жизнестойкость / stress resistance / efficiency of activity / the head of the educational organization / mental resistance to stress / factors of efficiency / phases of stress / burnout / personal qualities of the head / adaptability / viability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурнашева Екатерина Александровна, Покидышева Татьяна Игоревна

В статье рассматривается стрессоустойчивость как фактор эффективной управленческой деятельности. От ее уровня зависит весь процесс протекания деятельности руководителя образовательной организации. Уровень адаптивности руководителя к психологическим нагрузкам (перегрузкам) и способность принимать решения являются показателями его подготовленности к занимаемой должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF RESISTANCE TO STRESS ON THE EFFECTIVENESS OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with stress resistance as a factor of effective management. The whole process of the activity of the head of the educational organization depends on its level. The level of adaptability and the ability to make decisions are the key indicators of the job readiness.

Текст научной работы на тему «Влияние стрессоустойчивости на эффективность деятельности руководителя образовательной организации»

Бурнашева Екатерина Александровна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, esoshnikova1@yandex.ru

Покидышева Татьяна Игоревна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, lady61@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается стрессоустойчивость как фактор эффективной управленческой деятельности. От ее уровня зависит весь процесс протекания деятельности руководителя образовательной организации. Уровень адаптивности руководителя к психологическим нагрузкам (перегрузкам) и способность принимать решения являются показателями его подготовленности к занимаемой должности. Ключевые слова:

стрессоустойчивость; эффективность деятельности; руководитель образовательной организации; психическая устойчивость к стрессу; факторы эффективности; фазы стресса; выгорание; личностные качества руководителя; адаптивность; жизнестойкость.

Достижение целей образовательной организации пут ем повышения эффективности совместной деятельности коллектива является отличительным признаком управленческой деятельности. Целью управленческой деятельности выступает обеспечение результатов совместного труда коллектива учебного заведения. Управленческая деятельность предполагает воздействие на других людей для организации их успешного взаимодействия. Спецификой управленческой деятельности выступает тот факт, что объектом воздействия являются субъекты, которые предъявляют субъекту свои требования, такие как полная самоотдача и самостоятельность в принятии решений, обладание всей информацией и адекватное ее восприятие, прогнозирование ситуации. Каждый человек, будучи субъектом каких-либо видов деятельности, всегда ставит перед собой определенные в контексте соответствующей деятельности цели [11].

Руководитель является лидером в трудовом коллективе, где между сотрудниками формируются социально-психологические отношения. При этом очевидно, что руководитель должен рассматриваться не только в рамках своей административной роли, но также с учетом всего многообразия его социально-политических и воспитательных обязанностей [10].

Некоторые исследования показали, что по степени эффективности доминирует та деятельность, в которой руководитель является не только начальником по должности, но также является неформальным лидером, то есть одним из членов коллектива. И наконец, управленческая деятельность специфична по внутренним и внешним условиям.

К внутренним условиям относится:

• неправильное определение оценивающих критериев производительности работы;

• решение и выполнение многочисленных задач одновременно.

К внешним условиям относится:

• высокая степень ответственности за полученный результат;

• нередкое появление стрессовых ситуаций;

• неопределенность в плане информации;

• жесткие временные рамки.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от управленческого аппарата и профессионализма руководителей. Руководитель одновременно должен сочетать в себе как формальные, так и неформальные лидерские качества, однако придерживаться дистанции. Также руководитель должен грамотно выстраивать коммуникацию, владеть техниками управления ею; уметь справляться с психологическими и физическими нагрузками; быть устойчивым к стрессовым ситуациям, знать пути выхода из них; обладать высоким уровнем развития познавательных способностей.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация, которая принимает после всей обработки форму решения, в результате чего служит руководством для осуществления определенных действий. Сложность в управлении обусловлена количеством, масштабом решаемых проблем, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Также сложность заключается в том, что новые решения зачастую приходится принимать в условиях риска, что непременно требует опыта и знаний; более того, важную роль играет самостоятельность, ответственность в принятии рискованных решений. Вся ответственность в данном случае ложится на руководителя образовательной организации, так как именно он принимает решения, от которых зависит благополучие организации и материальное благосостояние людей. Основными функциями процесса управления являются: координация, мотивация, контроль, планирование, организация [15].

Эффект - это положительный или отрицательный результат деятельности, выраженный в условных (например, денежных) единицах и полученный за определенный период от реализации определенной деятельности. От эффективности зависит повышение или, наоборот, снижение успешной деятельности организации. В психологии управления одной из главных проблем является проблема эффективности управленческой деятельности.

Эффективность управленческой деятельности - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях руководителя как субъекта управления, так и собственно управленческой деятельности.

Основные понятия эффективности управления:

• эффективность труда руководителей;

• эффективность принятия решений;

• эффективность системы управления и коммуникаций;

• эффективность механизма (метода) управления [10].

Эффективность, в свою очередь, зависит от множества факторов:

цели, стилей управления руководителей, взаимоотношений в коллективе, навыков работы руководителя, уровня активности работы. Эффективность управления во многом зависит от наличия обратной связи, то есть интереса сотрудников в коллективе. А если учитывать тот факт, что сотрудники считаются главным источником эффективного развития организации, то для них нужна и важна мотивация. Высокомотивированные сотрудники -это сплоченная команда.

Эффективность управленческой деятельности складывается из творческой адаптации с использованием человеческих ресурсов организации, где все сотрудники знают мотивы, задачи и основную цель, то есть поддерживают культуру организации, что дает возможность получить хороший результат. Существуют различные способы, которые помогают нам выяснить, насколько эффективна деятельность руководителя образовательной организации. Для получения эффективных показателей необходимо обладание полной и достоверной информацией для принятия управленческих решений руководителем образовательной организации для оперативного определения и устранения проблемы в процессе профессиональной деятельности, тем самым повышая ее эффективность. Для выявления эффективности используются аналитические показатели, с помощью которых руководитель образовательной организации может определить, насколько эффективна его деятельность.

Руководителям полезно помнить четыре приоритетных фактора эффективности:

• текущий показатель эффективности (степень соответствия в данный период деятельности с поставленной целью; этот показатель можно определить путем сравнения данных за прошедшие периоды);

• динамика эффективности (выявление причины, которая вызвала проблему или снижение эффективности);

• владение информацией о динамике эффективности (динамику еще называют трендом, который показывает снижение, повышение или отсутствие динамики вообще);

• ход действий (меры, которые необходимо применить, использовать для повышения эффективности или же наоборот удержать на той планке, на которой она находится (в случае успешной эффективности); на совещании руководители обязаны задавать вопросы о динамике, показателях и ходе действий по всем параметрам) [2].

Необходимо отметить, что в настоящее время для повышения управленческой компетентности и расширения профессиональных возможностей руководителя образовательной организации важное значение

имеет уровень его языковой подготовки. Повседневная реальность указывает на возросшую популярность иностранных языков в российском обществе. Общественная жизнь государства, его цели, задачи, масштабные преобразования не могли не найти отклика в возрастающей потребности владения одним или несколькими иностранными языками [19]. Таким образом, знание иностранного языка стало профессионально необходимым инструментом, формирующим личность и открывающим перспективы профессиональной самореализации. Данная компетенция, без преувеличения, является одной из ключевых для современного руководителя и носит коммуникативно ориентированный, а также профессионально направленный характер. Вместе с тем слабый уровень владения руководителем иностранным языком может стать серьезным препятствием к установлению коммуникативно ориентированных связей в профессиональной деятельности и, как следствие, вызвать стрессовую реакцию организма.

Чем крупнее образовательная организация, тем значительно больше обязанностей и задач ставится перед руководителем, возрастает также степень ответственности. Зачастую происходят ситуации, требующие определенного риска, в связи с этим появляется большое количество стрессоров - факторов, вызывающих стресс [18].

Британский психолог Д. Фонтана в своей классификации выделил два вида стрессоров: стрессоры служебной деятельности и стрессоры внеслужебной деятельности. К стрессорам служебной деятельности относят:

• плохую организацию служебной деятельности;

• недостаток сотрудников;

• режим рабочего времени (работа в сверхурочные и неудобные часы);

• решение внезапных кризисных проблем;

• статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения);

• заорганизованность, формализм и заседательскую суету (ненужные ритуалы и процедуры);

• неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации [20].

К наиболее значимым качествам успешного руководителя современные исследователи относят:

• уверенность;

• доминантность;

• стрессоустойчивость;

• мотивацию;

• общительность;

• надежность и ответственность [10].

Уверенность руководителя в себе придает стержень управленческой деятельности руководителя, так как подчиненные чувствуют состояние руководителя. Уверенный в себе руководитель обеспечивает психологический комфорт, тем самым повышая мотивацию коллектива к работе, в то время как колеблющийся руководитель не сможет вызвать доверия со стороны подчиненных.

Доминантность дает способность оказывать влияние на подчиненных и подчинять их. Подчиненные следуют требованиям и правилам, которые устанавливает руководитель; при этом необходимо соблюдать не только формально-организационное, но и учитывать неформальное влияние.

Стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность и личностные составляющие эффективного руководителя образовательной организации очень важны, так как негативные состояния возникают у руководителя из-за низкой стрессоустойчивости, что сказывается на подчиненных и на всей деятельности организации, что в целом неизбежно влечет за собой низкую эффективность работы. Также необходимо контролировать свои эмоции для положительного климата в коллективе. Стрессоустойчивость руководителя в управленческой деятельности можно охарактеризовать как «умение держать удар». Руководитель, как и все люди, - живой человек, а значит, может быть подвержен негативным эмоциональным состояниям: унынию, раздражению, гневу, но постоянное подавление эмоций может привести к неблагоприятным последствиям, в частности к возникновению неврозов и, как следствие, к психологическому выгоранию, которое является причиной профессиональной деформации личности руководителя образовательной организации, поэтому необходимо своевременно находить средства для эмоционально-психологической разгрузки.

Стремление к достижениям базируется на одной из потребностей -мотивации достижения. Мотивация руководителя становится максимально возможной только тогда, когда перед ним стоят адекватные цели и когда он располагает необходимыми для их осуществления ресурсами.

Общительность лежит в основе организационных и коммуникативных функций, которые являются основными в структуре управленческой деятельности. Большую часть своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение, из чего можно сделать вывод, что без коммуникабельности невозможно обладать такими качествами, как умение строить отношения с людьми. Развитие навыков коммуникации является важной частью саморазвития руководителя.

Без обладания такими качествами, как надежность и ответственность, невозможно вести успешную управленческую деятельность, так как отношения подчиненных и руководителей становятся негативными в случае неумения «держать слово», то есть при любой ситуации обязательства должны быть выполнены.

Управленческая деятельность руководителя образовательной организации нередко характеризуется эмоциональным и нервно-психическим напряжением. Поэтому проблема сохранения и повышения стрессоустойчивости весьма актуальна и необходима для эффективной деятельности, а также для психического, социального и физического благополучия. Спутником конфликта, который присутствует в любом коллективе и в деловой среде, является стресс.

Главные признаки стресса - раздражительность, нервозность, агрессия, вспыльчивость, которые приводят к опустошению личности и деструктивным отношениям с окружающими людьми, что, в свою очередь, нередко приводит к нарушению баланса между индивидуально-личностными качествами человека и требованиями, предъявляемыми профессиональной средой, что негативно сказывается на стрессоустойчивости. На эффективность работоспособности влияет в большей степени отсутствие психической устойчивости к стрессовым ситуациям, которая нередко приводит к возникновению стрессов и откладывает при этом негативный отпечаток на весь период профессиональной деятельности, а также на здоровье управленца. Стресс снижает работоспособность, мотивацию к более активной деятельности, приводит к повышенной тревожности, нервозности, что становится причиной конфликтов в коллективе [18].

Основной индивидуальной характеристикой содержания стресса является стрессоустойчивость (адаптация). Стрессоустойчивость - это адаптация к воздействию неблагоприятных внутренних и внешних факторов среды и деятельности [5]. Адаптация характеризуется социальной, физиологической и психической регуляцией функционального состояния. Это свойство проявляется в изменении поведения человека и его работоспособности. Низкий уровень стрессоустойчивости руководителя влечет за собой снижение эффективности управленческой деятельности. Высокий уровень стрессоустойчивости помогает руководителю более успешно справляться со стрессами и его последствиями, преодолевать конфликты, обеспечивая плодотворную работу, сфокусированную на успешной профессиональной деятельности. Формирование стрессоустойчивости является неотъемлемым условием социальной стабильности.

Само понятие «стресс» (от англ. stress - напряжение) было введено в 1936 году канадским психофизиологом Г. Селье. Под стрессом он понимал состояние психического напряжения, которое обусловлено выполнением деятельности в сложных условиях. По определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое требование, и этот ответ выражает собой напряжение организма, которое направлено на преодоление трудностей и адаптацию к требованиям [17].

Фазы развития стресса:

• фаза мобилизации - эмоциональная напряженность сказывается на психических процессах и на организации деятельности;

• фаза расстройства - интенсивность стрессовых воздействий имеет свой предел, мобилизация происходит до того момента, пока этот предел не будет достигнут, после чего психика «сдает», эмоции переходят из положительных в отрицательные; вс е это негативно отражается на мышлении, на его способности к адекватной переработке информации, идет снижение продуктивности;

• фаза деструкции (дистресс) - полное нарушение психических процессов, ввиду чего страдает общая организация деятельности; возможно возникновение блокады памяти, мышления, восприятия.

Г. Селье выделял также и факторы, повышающие уровень стрессоустойчивости:

• пластичность (гибкость);

• эмоциональную зрелость личности (эмоциональная устойчивость);

• энергетический потенциал личности;

• уровень развития рефлексии и др. [17].

Следует отметить, что с целью успешного разрешения конфликтных и проблемных ситуаций, возникающих в процессе управления, руководителю необходимо научиться управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Различают три категории признаков стресса:

• физические;

• поведенческие;

• эмоциональные.

К физическим признакам относят: бессонницу, анорексию, булимию, головные боли, головокружения.

К поведенческим признакам относят: потерю интереса к себе, злоупотребление алкоголем, нервный смех, мнительность по поводу своего физического состояния, употребление лекарственных препаратов в большом количестве.

К эмоциональным признакам относят: гнев, депрессию, импульсивное поведение, невротическое поведение, излишнюю агрессивность, чувство беспомощности, отсутствие сексуальных интересов [8].

Исследователи выделяют следующие виды профессионального стресса:

• коммуникативный стресс (данный вид стресса может проявляться в неспособности правильно сформулировать отказ там, где это необходимо, в неумении защититься от коммуникативной агрессии, в неумении владеть техниками и приемами защиты от манипулирования, повышенной раздражительности);

• информационный стресс (данный вид стресса возникает в случае информационной перегрузки, когда работник не успевает справиться с возложенными на него задачами и принять решение из-за ограничений по времени);

• эмоциональный стресс (возникает в случае противоречий с коллегами по работе или непосредственно с руководством из-за перенесенных унижений, переживаний, из-за обиды, вины);

• профессиональный стресс конкуренции (данный вид стресса проявляется из-за чувства страха проиграть в борьбе; человек боится быть таким, какой он есть, и для того, чтобы считаться успешным, надевает на себя маску другого человека, приписывая себе те достоинства, которыми сам не обладает, выбирая при этом работу в соответствии с престижем, а не по умениям и склонностям; как следствие, человек попадает в ловушку конкуренции - тратя на это свои силы на протяжении многих лет, что в итоге приводит к таким чувствам, как зависть, разочарование и одиночество);

• стресс достижения (человек начинает впадать в депрессию из-за того, что не обладает определенными внутренними ресурсами для достижения своей профессиональной цели, которую планировал; препятствовать этому могут внешние факторы, такие как неблагоприятные условия жизни, непризнание обществом);

• стресс успеха (обычно возникает, когда человек добился наивысшего успеха, и ему начинает казаться, что он не получил всего того, что заслуживает, то есть наступает обессмысливание всего достигнутого, начинает развиваться безразличие, апатия; помочь в этом могут новые поставленные цели и достижение их) [18].

В современной психологии существует целый ряд понятий, характеризующих устойчивость к стрессу:

• стрессоустойчивость;

• эмоциональная устойчивость к стрессу;

• индивидуальная устойчивость к стрессу;

• психологическая устойчивость к стрессу;

• жизнестойкость;

• самоэффективность;

• личностный адаптационный потенциал;

• личностный потенциал [3; 13; 14].

Под термином «эмоциональная устойчивость к стрессу» в современной науке понимается значение некоторой устойчивости качественных особенностей эмоционального переживания и уровня интенсивности, то есть возможность быть эмоционально стабильным [16]. Эмоциональная неустойчивость, в свою очередь, является следствием неустойчивости эмоций и настроений, что в итоге переходит в неустойчивость чувств, податливость.

А.Г. Маклаков предложил ввести понятие о личностном адаптационном потенциале было. Адаптационные способности человека зависят от уровня развития психологических характеристик личности. Эти характеристики значимы для регуляции психической деятельности и для процесса адаптации. Чем значительнее уровень развития психологических характеристик, тем больше вероятность того, что организм сохранит высокую эффективность деятельности при воздействии негативных факторов и сможет к ним приспособиться, что подразумевает успешную адаптацию [7].

Понятие «личностный потенциал» («стержень личности») было введено в научный оборот Д.А. Леонтьевым. Личностный потенциал, по его мнению, определяется уровнем личностной зрелости, а явлением личностной зрелости является самодетерминация личности [6]. Личность преодолевает трудности, а также прилагает усилия в ходе работы над собой и возникшими обстоятельствами. Говоря о неблагоприятных обстоятельствах, к ним также можно отнести внешние неблагоприятные условия, заболевания и др. В зависимости от того, насколько успешно личность преодолевает различного

рода трудности, можно судить об уровне личностного потенциала человека. В отечественной и зарубежной психологии к явлениям, которые отражают разные стороны личностного потенциала, относят такие понятия, как «локус контроля», «воля», «внутренняя опора» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятию «личностный потенциал» в зарубежной психологии соответствует понятие «hardiness» («жизнестойкость»). Данное понятие было введено С. Мадди. Его теория появилась в результате работы над проблемами регулирования стресса и творческого потенциала личности. Он считал, что эти проблемы логично анализируются в разработанной им концепции «hardiness». Благодаря компонентам «hardiness» -«жизнестойкость», контролю, вызову и включенности - люди могут одновременно совершенствоваться, обогащать свой потенциал и справляться при этом со стрессами, возникающими в жизни [11].

Самоэффективность означает веру в то, что человек делает, веру в хороший исход событий, веру в ожидание успеха от собственных действий.

В своих исследованиях А.М. Бандурка отметил, что самоэффективность влияет на моторное поведение. Самоэффективность - это переменная со своей обобщенностью, степенью и силой, которая находится в зависимости от данной ситуации и более ранних пройденных историй человека [1]. Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что самоэффективность -это осознанная способность человека справляться со сложными, трудными ситуациями благодаря правильно построенному поведению. Важно отметить, что от человека зависит его отношение к собственной эффективности, как он это оценивает. Самооценка эффективности оказывает влияние на мотивацию, формы поведения, то есть непосредственно на построение линии поведения.

Одним из наиболее значимых факторов, который влечет за собой стресс, является то обстоятельство, что для развития уровня своей компетентности руководителю, как и другим сотрудникам, необходимо постоянно повышать уровень своих знаний, умений и навыков. Отсутствие необходимого уровня компетентности и нежелание специалиста работать над его повышением приводит к снижению работоспособности и профессионального долголетия, а нередко - и к профессиональному выгоранию [12].

По мнению Н.В. Гришиной, понятие «выгорание» - это переживание человеком состояния психического, физического и эмоционального истощения в результате длительной вовлеченности в ситуацию, которая, в свою очередь, требует значительных эмоциональных затрат [4]. Профессиональное выгорание характеризуется такими проявлениями, как безразличием, чувством апатии, которые касаются непосредственно своей работы, и снижением ценностей своей деятельности. Как правило, наиболее подвержены выгоранию те люди, у которых недостаточно (или слабо) развита способность противостоять стрессам. Длительный профессиональный стресс руководителя, вызванный заботой о ближних, ответственностью об их здоровье, нередко приводит к изменению отношения к своей профессиональной деятельности. Особенно часто стрессовые ситуации появляются в результате несоответствия между

возможностями человека и возложенными на него обязанностями. Один из способов защитить себя от эмоционального истощения - это развитие в профессиональном плане и самосовершенствование [9].

Подводя итог, целесообразно сделать вывод, что понятие стрессоустойчивости предполагает адаптацию к урегулированию возникающих неблагоприятных факторов среды и к возникающим профессиональным трудностям. Чем выше эмоциональная стабильность, жизнестойкость, эмоциональная устойчивость, личностный адаптационный потенциал, тем лучше руководитель образовательной организации справляется с проблемами. Особенности профессиональной деятельности характеризуются эмоциональным и нервно-психическим напряжением, то есть руководителю необходимо иметь достаточно высокий уровень локус контроля, что в целом способствует повышению эффективности управленческой деятельности.

Литература

1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: Фортуна-пресс, 1998. 464 с.

2. Браун М.Г. За рамками сбалансированной системы показателей: как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией. М.: Олимп-Бизнес, 2012. 220 с.

3. Гилл Д. Все о стрессе. М.: АСТ, Олимп, 2017. 192 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

5. Костенко А.Н. Культурно-исторический подход к проблеме стрессоустойчивости личности и ее формирования в онтогенезе // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. №50. C. 95-99.

6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации // Psychology OnLine. 2009. №2. С. 12-17.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

8. Морозов А.В. Конфликтная компетентность современного руководителя системы образования // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация» - «Социальный мир человека». Серия «Язык социального» / под ред. Н.И. Леонова. Ижевск: УдГУ, 2018. С. 143-149.

9. Морозов А.В. Предупреждение у руководителя образовательной организации профессиональной деформации, обусловленной синдромом эмоционального выгорания // Человеческий фактор: социальный психолог. 2018. №1(35). С. 161-171.

10. Морозов А.В. Управленческая психология. М.: Академический Проект, 2008. 288 с.

11. Морозов А.В. Деловая психология. М.: Академический Проект, 2005. 1040 с.

12. Морозов А.В., Петрова Л.Е. Влияние профессиональной компетентности специалистов на их работоспособность и профессиональное

долголетие // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. №3-1. С. 82-83.

13. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. №3-1. С. 83-84.

14. Нестерова О.В. Управление стрессами. М.: МФПУ «Синергия», 2012. 320 с.

15. Петров А.А. Основы управления. М.: Проспект, 2013. 92 с.

16. Светлакова В.П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №3. С. 43-46.

17. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 127 с.

18. Социальная конфликтология / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова. М.: Академия, 2002. 336 с.

19. Филиппова Т.И. Роль и значение языковой подготовки руководителя в развитии его управленческих компетенций // Сборник материалов XXV Рязанских педагогических чтений «Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт» в 2 т. / под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной, Л.И. Архаровой. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2018. Т. 2. С. 126-131.

20. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-пресс, 1995. 351 с.

Burnasheva Ekaterina Aleksandrovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, esoshnikova1 @yandex. ru

Pokidysheva Tatyana Igorevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, lady61 @rambler. ru

THE INFLUENCE OF RESISTANCE TO STRESS ON THE EFFECTIVENESS OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Annotation

The article deals with stress resistance as a factor of effective management. The whole process of the activity of the head of the educational organization depends on its level. The level of adaptability and the ability to make decisions are the key indicators of the job readiness. Keywords:

stress resistance; efficiency of activity; the head of the educational organization; mental resistance to stress; factors of efficiency; phases of stress; burnout; personal qualities of the head; adaptability; viability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.