Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация иностранных студентов / Российские ВУЗы / адаптация в среде обучения / стрессы у иностранных студентов. / adaptation of foreign students / Russian universities / adaptation in the learning environment / stress among foreign students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Светлана Сергеевна, Отургашева Наталья Вадимовна

Задачей вуза, в который приехали иностранные студенты для получения образования, является создание комплекса мероприятий, способствующих эффективной социокультурной адаптации. Кроме того, считаем необходимым использовать данные опроса иностранных студентов, учитывая их проблемы для планирования будущих мероприятий. Так как основной проблемой адаптации является языковой барьер, считаем важным проведение дополнительных семинарских занятий по русскому языку, а также организацию и проведение индивидуальных консультаций для иностранных студентов, испытывающих трудности в изучении языка. Для освоения русской картины мира обязательно проведение литературных гостиных, в результате участия в которых иностранный студент знакомится с русским фольклором, автор-скими сказками, поэзией и прозой. Эффективным инструментом снижения стрессовой нагрузки на иностранцев считаем проведение в вузе фестиваля национальных культур, в рамках которого студенты смогут познакомиться с песнями, танцами, гастрономическими пристрастиями разных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина Светлана Сергеевна, Отургашева Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF STRESS ON THE PROCESS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The task of the university, which came foreign students to receive education, is to create a set of measures that contribute to effective socio-cultural adaptation. In addition, we consider it necessary to use the data of the survey of foreign students, taking into account their problems for planning future events. Since the main problem of adaptation is the language barrier, we consider it important to conduct additional seminars in the Russian language, as well as organize and conduct individual consultations for foreign students experiencing difficulties in learning the language. To master the Russian picture of the world, it is mandatory to hold literary living rooms, as a result of participation in which a foreign student gets acquainted with Russian folklore, author's fairy tales, poetry and prose. We consider it an effective tool to reduce the stress on foreigners to hold a festival of national cultures at the university, within which students will be able to get acquainted with songs, dances, gastronomic preferences of different peoples.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

УДК: 159.9.072.423+ 340.632

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

ЛОПАТИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск,

Россия, ORCID Ю 0000-0002-1690-4384 ОТУРГАШЕВА НАТАЛЬЯ ВАДИМОВНА кандидат филологических наук, доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Новосибирск, Россия, ОИОЮ Ю 0000-0002-1209-7351 АННОТАЦИЯ

Задачей вуза, в который приехали иностранные студенты для получения образования, является создание комплекса мероприятий, способствующих эффективной социокультурной адаптации. Кроме того, считаем необходимым использовать данные опроса иностранных студентов, учитывая их проблемы для планирования будущих мероприятий. Так как основной проблемой адаптации является языковой барьер, считаем важным проведение дополнительных семинарских занятий по русскому языку, а также организацию и проведение индивидуальных консультаций для иностранных студентов, испытывающих трудности в изучении языка. Для освоения русской картины мира обязательно проведение литературных гостиных, в результате участия в которых иностранный студент знакомится с русским фольклором, авторскими сказками, поэзией и прозой. Эффективным инструментом

снижения стрессовой нагрузки на иностранцев считаем проведение в вузе фестиваля национальных культур, в рамках которого студенты смогут познакомиться с песнями, танцами, гастрономическими пристрастиями разных народов.

Ключевые слова: адаптация иностранных студентов, Российские ВУЗы, адаптация в среде обучения, стрессы у иностранных студентов.

THE IMPACT OF STRESS ON THE PROCESS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

LOPATINA SVETLANA SERGEEVNA

PhD, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia, ORCID ID 0000-0002-1690-4384 OTURGASHEVA NATALIA VADIMOVNA PhD, Associate Professor, Department of International Relations and Humanitarian Cooperation, Siberian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russia,

ORCID ID 0000-0002-1209-7351 ABSTRACT

The task of the university, which came foreign students to receive education, is to create a set of measures that contribute to effective socio-cultural adaptation. In addition, we consider it necessary to use the data of the survey of foreign students, taking into account their problems for planning future events. Since the main problem of adaptation is the language barrier, we consider it important to conduct additional seminars in the Russian language, as well as organize and conduct individual consultations for foreign students experiencing difficulties in learning the language. To master the Russian picture of the world, it is mandatory to

hold literary living rooms, as a result of participation in which a foreign student gets acquainted with Russian folklore, author's fairy tales, poetry and prose. We consider it an effective tool to reduce the stress on foreigners to hold a festival of national cultures at the university, within which students will be able to get acquainted with songs, dances, gastronomic preferences of different peoples.

Key words: adaptation of foreign students, Russian universities, adaptation in the learning environment, stress among foreign students.

ROSSIYA OLIYGOHLARIDA CHET ELLIK TALABALARNING MOSLASHISH JARAYONIGA STRESSNING TA'SIRI

LOPATINA SVETLANA SERGEEVNA

pedagogika fanlari nomzodi, Novosibirsk davlat tibbiyot universiteti tilshunoslik va madaniyatlararo aloqa kafedrasi dotsenti, Novosibirsk,

Rossiya, ORCID ID 0000-0002-1690-4384 OTURGASHEVA NATALYA VADIMOVNA filologiya fanlari nomzodi, Rossiya Federatsiyasi Prezidenti huzuridagi Rossiya xalq xo'jaligi va davlat boshqaruvi akademiyasi filiali - Sibir menejment institutining xalqaro munosabatlar va gumanitar hamkorlik kafedrasi dotsenti, Novosibirsk, Rossiya,

ORCID ID 0000-0002-1209-7351 ANNOTATSIYA

Chet ellik talabalar ta'lim olish uchun kelgan universitetning vazifasi samarali ijtimoiy-madaniy moslashuvga yordam beradigan tadbirlar majmuasini yaratishdir. Bundan tashqari, kelajakdagi tadbirlarni rejalash-tirish uchun chet ellik talabalarning muammolarini inobatga olgan holda so'rov ma'lumotlaridan foydalanish zarur deb hisoblaymiz. Moslashuvning asosiy muammosi til to'sig'i bo'lganligi sababli, biz rus tilida qo'shimcha seminarlar o'tkazish, shuningdek, tilni o'rganishda qiyinchiliklarga duch kelayotgan chet ellik talabalar uchun individual maslahatlarni tashkil etish

va o'tkazishni muhim deb hisoblaymiz. Dunyoning rus rasmini o'zlashtirish uchun adabiy rasm xonalarinio'tkazish kerak, unda ishtirok etish natijasida chet ellik talaba rus xalq og'zaki ijodi, o'ziga xos ertak, she'riyat va nasr bilan tanishadi. O'ylaymizki, xorijliklarning stress yukini kamaytirishning samarali vositasi universitetda milliy madaniyatlar festivalini o'tkazish bo'lib, unda talabalar turli xalqlarning qo'shiqlari, raqslari, gastronomik qiziqishlari bilan tanishish imkoniyatiga ega bo'ladilar.

Kalit so'zlar: chet ellik talabalarning moslashuvi, Rossiya univer-sitetlari, o'quv muhitiga moslashish, chet ellik talabalar orasidagi stress.

Актуальность

Международная миграция играет важную роль в социально-экономическом развитии России. В условиях сокращения численности населения трудоспособного возраста, демографического старения населения, трудозатратности производства и низкой производительности труда отечественной экономики привлечение мигрантов является острой необходимостью.

Согласно данным Росстата, 98% всех трудовых мигрантов, находившихся в конце 2022 года в России, — это выходцы из стран СНГ, в основном из Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии [Гурьянов].

Так, в 2022 г. в Россию въехало 380 тыс. иностранных граждан из Центральной Азии, при этом 44 % иностранцев отметили в качестве цели пребывания в России работу и только 4 % - учебу.

Для обеих категорий иностранных граждан языковая подготовка является необходимым условием как для адаптации в новой социокультурной среде, так и для эффективной реализации поставленных задач. Культурное обособление мигрантов ведет к появлению замкнутых этноконфессиональных анклавов и росту межэтнической напряженности.

Особенности адаптации человека заключаются в достижении равновесия с условиями среды, гармонии в отношениях «человек-среда», «человек-человек», приспособления к другим людям. Иностранным студентам для продолжительной учебы и жизни в России необходима эффективная адаптация: преодоление культурного шока, негативных эмоций, чувства одиночества, стрессовых ситуаций, связанных с учебой и общением.

Для качественной учебы студенты не должны испытывать отрицательных эмоций, быть в хорошем настроении, мотивированы на получение знаний и диплома о высшем образовании. Следовательно, процесс эффективной социокультурной адаптации иностранных студентов - важная задача образовательной организации высшего образования.

Цель исследования

Выявление проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в новой образовательной среде, и разработка внеучебных мероприятий, способствующих решению данных проблем.

Материал и методы исследования

Проблемам адаптации студентов к образовательному процессу и жизни в другой стране посвящено немало трудов.

Исследователи процесса адаптации к образовательным системам (В.И. Медведев, А.А. Налчаджян, Н.Б. Подсосова, А.А. Реан, С.И. Розум, М.В. Ромм, Г.И. Симонова) выделяют значение адаптации в образовательном процессе: она приводит к преобразованиям в моти-вационной и ценностной сферах; позволяет добиться психологической комфортности и гармонии; способствует нормальному функционированию личности в новых для нее условиях; оказывает влияние на социальную и биологическую сферы жизни [Хуторянская, 342].

Для исследования проблемы был проведен опрос иностранных студентов Новосибирского государственного медицинского университета 1 и 2 курсов, всего 73 человека из разных стран: Перу, Бразилии, Вьетнама, Афганистана, Ирана, Колумбии, Нигерии, Эквадора, о.Маврикия, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Палестины, Монголии, Гаити, Кыргызстана.

Анализ и обсуждение полученных результатов представлено в следующем разделе статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Иностранные студенты, поступая в образовательные организации высшего образования в другой стране, проходят процесс двойственной адаптации: процесс перехода из средней школы в высшую школу, с одной стороны; адаптация к новой культуре, погружение в новую картину мира, с другой стороны.

Оказавшись в новой социокультурной среде, в новой социальной группе, в новых климатических условиях, иностранные студенты, как показывает практика, переживают культурный шок, который характеризуется рядом сложных ситуаций для студентов: чувство одиночества из-за потери друзей, непривычной обстановки, психологическое напряжение, связанное с новым окружением студентов: студенческая группа, преподаватели, соседи по общежитию; нарушение ролевых ожиданий, так как большинство студентов, по результатам анкет, свое проживание в России и учебу в вузе представляли абсолютно по-другому; тревога и нервозность после осознания культурных различий: культурная картина мира, правила поведения в обществе, еда, манера одеваться и др.

Для выявления проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в новой образовательной среде, респондентам в рамках опроса были заданы следующие вопросы:

1. Испытывали ли вы чувство одиночества, когда приехали в Россию?

2. Как долго вы скучали по дому, родным и друзьям?

3. Как долго вы привыкали к новой еде?

4. Испытывали ли проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности?

5. Какие трудности вы испытывали, когда приехали в Россию?

Полученные ответы свидетельствуют о том, что жизнь и

обучение в новой социокультурной и образовательной реальности связаны для молодых людей с такими признаками стресса, как чувство тревоги, одиночества, дискомфорта.

Приводим ответы студентов на первый вопрос: да, испытывал 70 (95,8%); нет -0; До сих пор чувствую себя одиноким 3 (4%).

При ответе на второй вопрос, голоса распределились таким образом: долго 57 (78%); недолго 9 (12%); Очень скучаю до сих пор 7 (9%).

Отвечая на третий вопрос, респонденты отметили: долго 46 (63%); недолго 18 (25%); не смог привыкнуть 9 (12%).

Следующий вопрос был о проблемах в учебной деятельности: непонимание преподавателей 31(42%); проблемы во взаимоотношениях со студентами группы 14 (19%); трудности в учебе 10 (13%); проблемы с появлением друзей 18 (24%).

При ответе на последний вопрос голоса распределились следующим образом: проблемы со знанием языка 73 (100%); знакомство с городом 56 (76%); знакомство с вузом-27 (36%); трудности в учебе (анатомия, биология, химия) 25 (34%)

Анализируя результаты опроса, мы можем сделать вывод о том, что главная проблема иностранных студентов - языковая. Проблему знакомства с городом и вузом также отметили многие

студенты. Большинство респондентов отмечают чувство одиночества, тоски по родным и близким.

Данный вывод подтверждается исследованиями, проводившимися в различных учебных заведениях: так, опрос среди иностранных студентов Кубанского государственного университета показал, что большинство респондентов (53 %) испытывает стресс в связи с отсутствием необходимых знаний по русскому языку, 18 % - из-за общения с представителями другой культуры, 14 % иностранцев связывают его с проблемами в учебе (Камара, 69). Автор статьи выделяет 3 вида стресса в процессе адаптации иностранных студентов и разные стадии реакции на стресс: тревогу, сопротивление и исчерпание сил.

Опрос среди 397 иностранных студентов в новосибирских вузах показал, что большинство из них испытывают трудности при освоении учебного материала: 60 % респондентов лишь частично понимают его, а 16 % вообще не понимают [Береговая, 112], что приводит к стрессовой ситуации в связи с академической неуспеваемостью.

Отметим, что языковая подготовка необходима и для трудовых мигрантов: она позволит им работать с нормативной документацией и профессиональными регламентами, повышать свою квалификацию, двигаться по карьерной лестнице. Границы между учебной и трудовой миграцией оказываются взаимопроникаемыми: по данным указанного опроса [там же, 114], 48 % иностранных студентов планируют остаться жить и работать в России, а 16 % хотели бы продолжить здесь свое обучение.

Выводы

Задачей вуза, в который приехали иностранные студенты для получения образования, является создание комплекса мероприятий, способствующих эффективной социокультурной адаптации. Кроме

того, считаем необходимым использовать данные опроса иностранных студентов, учитывая их проблемы для планирования будущих мероприятий.

Так как основной проблемой адаптации является языковой барьер, считаем важным проведение дополнительных семинарских занятий по русскому языку, а также организацию и проведение индивидуальных консультаций для иностранных студентов, испытывающих трудности в изучении языка.

Для освоения русской картины мира обязательно проведение литературных гостиных, в результате участия в которых иностранный студент знакомится с русским фольклором, авторскими сказками, поэзией и прозой. Эффективным инструментом снижения стрессовой нагрузки на иностранцев считаем проведение в вузе фестиваля национальных культур, в рамках которого студенты смогут познакомиться с песнями, танцами, гастрономическими пристрастиями разных народов.

Хороший результат в преодолении стрессовых ситуаций дадут и занятия спортом: они научат студентов работать в команде, быть ответственными и выносливыми, укрепить свое здоровье, найти новых друзей, увлеченных общим делом, в том числе и познакомиться с иностранными студентами, том, из других вузов в процессе участия в межвузовских и региональных соревнованиях.

Экскурсии по городу Новосибирску также будут способствовать эффективной социокультурной адаптации иностранных студентов. Посещение музеев, театров, зоопарка, парков и скверов позволит студентам адаптироваться в городе. Задача вуза - показать студентам магазины, банкоматы, поликлинику, вокзал, аэропорт для комфортного их проживания в городе.

Все эти важные задачи по преодолению стрессовых ситуаций в условиях языковой, культурной и академической адаптации

иностранцев могут выполнять волонтеры, тьюторы, работники деканатов и специализированных кафедр, а также центры русского языка и культуры.

Список литературы:

1. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2(38). - С. 108118.

2.Гурьянов С. Цель поездки: количество мигрантов не вернулось к допандемийным показателям / Известия. Общество. 19.05.2023https://iz.rn/1514931/sergei-gurianov/tcel-poezdki-kolichestvo-migrantov-ne-vernulos-k-dopandemiinym-pokazateliam

3. Камара И. Стресс и его влияние на процесс адаптации в России студентов из стран Африки // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. - С. 66-70

4. Хуторянская Т.В. Личностные факторы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // В сборнике: Образование в современном мире. Сборник научных статей под редакцией проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2017. С. 340-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.