Экономика —*'
УДК:332.-12
ВЛИЯНИЕ СТОИМОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ОБОРОТ НЕВОСТРЕБОВАНЫХ ЗЕМЕЛЬ
А. Л. ЖЕЛЯЗКОВ, кандидат экономических наук, профессор А. И. ЛАТЫШЕВА, кандидат экономических наук, доцент Д. Э. СЕТУРИДЗЕ, старший преподаватель Пермская государственная сельскохозяйственная академия
(614990, г Пермь, ул. Петропавловская, д. 23)
Ключевые слова: стоимость сельскохозяйственных угодий, эффективное вовлечение в хозяйственный оборот, организационно-экономический механизм, неиспользуемые и невостребованные земли.
В современном российском обществе проблемы продовольственной безопасности являются актуальными. Их можно решать эффективно через вовлечение в хозяйственный оборот неиспользованных и невостребованных земель. Данная статья посвящена изучению причин в следствии которых появляются неиспользованные сельскохозяйственные угодья, раскрывает полную картину всех факторов, которые влияют на снижение затрат землепользования, а также выработаны рекомендации оптимальных путей вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земель. Основой исследования послужила комплексная оценка стоимостных показателей сельскохозяйственных угодий, влияние их на эффективное вовлечение невостребованных земель в оборот. В статье проведен анализ современного использования угодий и дана характеристика текущему состоянию земельной собственности в Пермском крае. Даны предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования ценообразования землепользованием и вовлечения в оборот невостребованных земель через оптимизацию стоимости, базирующиеся на целевом перераспределении невостребованных и неиспользуемых земель в интересах эффективно хозяйствующих субъектов. В результате исследования было рекомендовано участникам агропродоволь-ственного рынка активно использовать возможности информационно-коммуникационных технологий в решении данных проблем. Государственная программа «Цифровая экономика России» позволяет с наименьшими затратами агропродовольственным предприятиям использовать невостребованные земли, а сельскому населению повышать благосостояние и качество жизни. Научная работа дает экономически обоснованных рекомендаций и предложены организационные мероприятия по вовлечению неиспользуемых и невостребованных земель в сельскохозяйственный оборот. Вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земель должны идти по пути снижения затрат землепользования, активнее применять современные технологии, что влияет на стоимость сельскохозяйственных угодий, повышает конкурентоспособность.
A. L. ZHELYASKOV, candidate of economic sciences, professor, A. I. LATYSHEVA, candidate of economic sciences, associate professor, D. E. SETURIDZE, senior lecturer, Perm State Agricultural Academy
(23 Petropavlovskaya str., 614990, Perm)
Keywords: value of agricultural land, the effective involvement in economic turnover, organizational and economic mechanisms, unused and unclaimed land.
In the modern Russian society the problems of food security are relevant. They can be solved effectively through the involvement in the economic turnover of unused and unclaimed land. This article is devoted to studying the causes in consequence of which appear unused farmland, reveals the full picture of all factors that affect the cost reduction of land use, as well as recommendations for the best ways of engaging in economic turnover unclaimed lands. The basis of the study consists of comprehensive assessment values of agricultural lands, their influence on the effective involvement of unclaimed land in the turnover. The article analyzes the current use of lands and the characteristic of the current state of land ownership in the Perm region. The proposals for improving the organizational-economic mechanism of regulation of the pricing of land and involvement in the turnover of unclaimed land through the optimization value based on the target redistribution of unclaimed and unused land in the interests of effective businesses. The study recommended the agrifood market participants actively use information and communication technologies in addressing these problems. The state program "Digital Russia's economy" allows with the lowest cost agro-food enterprises to use unclaimed land, and the rural population to improve the welfare and quality of life. . Scientific work provides bankable recommendations and proposed organizational arrangements for the involvement of unused and unclaimed land in agricultural use. Involvement in economic turnover unclaimed lands should go towards reducing the cost of land use, actively to apply modern technologies that affects the cost of agricultural land increases competitiveness.
Положительная рецензия представлена В. Г. Прудским, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой учета менеджмента Пермского государственного национального исследовательского университета.
THE EFFECT OF THE COST OF AGRICULTURAL LAND ON THE EFFECTIVE INVOLVEMENT OF UNCLAIMED LAND
Экономика
тС/
Реформирование аграрного сектора России привело к трансформации крупных сельскохозяйственных предприятий таких, как колхозы, совхозы, межхозяйственные организации и образованию многоукладной сельской экономики - развитию агропродо-вольственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных хозяйств населения. Преобразования земельных отношений и переход от исключительно государственной формы собственности на землю к ее перераспределению не подкреплялись материально-техническим обеспечением, свободными кредитными, инвестиционными и бюджетными ресурсами. В результате многие сельскохозяйственные организации начали резко снижать посевные площади из-за нехватки горюче-смазочных материалов, техники и свободных денежных средств [1]. "В условиях товарного хозяйства рынок является одной из основных сил, регулирующих производство и потребление", - пишет в своих научных исследованиях экономист-аграрник Д. Н. Кондратьев, - "это регулирующее влияние рынка осуществляется при посредстве механизма движения цен". Бесспорно, что, вообще говоря, производители заинтересованы в высоких ценах на предметы своего производства. Наоборот, потребители заинтересованы в низких ценах на предметы потребления. Резкое падение хлебных цен прежде всего под углом зрения данного момента может или поднять норму и качество его потребления и повысить производительность труда, или послужить основой для удешевления производства. Далее, падение хлебных цен может явиться толчком для новой перестройки сельского хозяйства. Но это лишь одна сторона явления. Резкое падение хлебных цен таит в себе и целый ряд отрицательных моментов. Прежде всего падение хлебных цен может стать фактором, противодействующим расширению посевов зерновых культур, т. е. тех культур, которые имеют определенное значение для народного хозяйства. Цена на хлеб является одним их основным фактором дохода огромной части сельского хозяйства. Резкое падение хлебных цен, и, следовательно, понижение дохода этой части сельского хозяйства повлечет за собой задержку в процессе накопления материальных ценностей в деревне, а отсюда к задержке в расширении и улучшении хозяйства и поднятии его производительных сил. Вот почему падение хлебных цен заключает в себе грозную опасность для сельского хозяйства [9, 8, 19]. В настоящее время, согласно статистическим данным, в России выведено из оборота и не используется до 40 млн га пашни. Она переведена в залежь и трансформируется под влиянием естественных и антропогенных процессов, происходит их зарастание кустарником и мелколесьем. Стихийно сложившиеся взаимоотношения, в частности диспро-
порции ценообразования, опережающий рост цен на продукцию промышленных отраслей по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, обусловили убыточность земледелия и невозможность рентабельного производства продукции растениеводства на значительных площадях [4, 15, 17].
Цель и методика исследования. Целью данного исследования является оптимизация стоимостных показателей невостребованных земель, так как, одним из слабых мест в сельской экономике страны является организация использования и охрана сельскохозяйственных земель.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
— определить стоимостные показатели неиспользуемых и невостребованных земель;
— определить комплекс мероприятий по оптимизации регулирования землепользования;
— подготовить предложения по совершенствования организационно-экономического механизма вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земель;
— разработать методику оценки состояния разных категорий земель.
На сегодняшний день пока еще отсутствует совершенная методика оценки невостребованных земель и их надлежащее регулирование. Остается много нерешенных вопросов, нормативных актов, требующих совершенствования и детализации их содержания. На уровне действующих нармотивно-правовых и методических документов до сих по не закреплено требование учета в земельно-кадастровой документации конкретного перечня показателей, характеризующих эколого-хозяйственное состояние разных категорий земель и в первую очередь, наиболее ценных сельскохозяйственного назначения и определяющих природоохранные ограничения землепользования.
Исследования проводятся на сельскохозяйственных угодьях Пермского края, в основу положены общенаучные методы логического и сравнительного анализа, методы статистического анализа.
Результаты исследований. По результатам мониторинга и кадастровой оценки стоимости земли неиспользованные угодья составляется классификация по их пригодности и определяются направления их возможного во использования. В проектах адаптивно-ландшафтного внутрихозяйственного землеустройства с использованием инновационных технологий определяются объем и стоимость работ по укрупненным показателям и установлении продолжительность их осуществления. Применение современных информационно-коммуникационных технологий удешевляет оценку эффективности мероприятий по введению в оборот неиспользуемых
Экономика —* '
сельскохозяйственных угодий. Поскольку в настоящее время у большинства землепользователей отсутствуют собственные средства, то использование таких технологий будет своевременной и экономически оправдано [2, 5, 13, 16]. Очевидно, что развитие эффективного и неистощительного землепользования в сельском хозяйстве Пермского края возможно только посредством совершенствования действующего организационно-экономического механизма регулирования использования сельскохозяйственных угодий по оптимизации стоимости.
К тому же вовлечение неиспользуемых угодий согласуется с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Для того чтобы наметить эффективные мероприятия по вовлечению неиспользуемых земель, необходимо разобраться в причинах исключения их из производства. Следует отметить, что удельный вес неиспользуемых и невостребованных угодий в регионах Российской Федерации различен [4, 16, 17, 20]. Где-то динамично осваиваются неиспользуемые ранее земли, а где-то существенных изменений не происходит. Причины, объясняющие сокращение площадей в Пермском крае, можно увидеть на рисунке 1.
Как видно из рис. 1, к основным причинам, влияющим на сокращение площадей, используемых в
сельскохозяйственном производстве, можно отнести низкий социально-экономический потенциал территорий, низкое плодородие почв, неудобное местоположение. В муниципальных районах, где зем-леобеспеченность высока, а плотность населения находится на низком уровне, происходит сокращение обрабатываемых площадей. Причинами служат отсутствие у населения возможностей заниматься сельскохозяйственным производством, также недостаточность технических и материальных средств, а соответственно, пропадает и желание осуществлять сельскохозяйственную деятельность [6]. В муниципальных районах, имеющих низкое плодородие земель и неудобное местоположение, наблюдается наибольший удельный вес неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Как правило, это земли с низким плодородием, а следовательно, рентный доход зачастую бывает ниже затрат на их обработку. На территориях с низким социально-экономическим потенциалом предлагается проводить социально-экономические, организационно-распределительные, технико-технологические и экологические мероприятия по повышению стоимости земли [12].
Важным условием эффективного использования сельскохозяйственных угодий является вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков, в соответствии с институциональным подходом в экономических исследованиях при разработке организационно-экономических механизмов, способствующих повышению эффективности использования земли, а также, необходимо учитывать влияние
Причины неиспользования земель сельскохозяйственного назначения _ Reasons of non-use of lands for agricultural purpose _
Низкий социально-экономический потенциал (землеобе-спеченность, рентный доход и плотность населения) Low social and economic potential
T
Низкое плодородие почв, неудобное местоположение Low fertility of soils, inconvenient location
T
Мероприятия по ликвидации или сокращению площадей неиспользуемых сельскохозяйственных угодий _Actions for elimination or reduction of the areas of non-used agricultural grounds_
Социально-экономические Social and economic I Организационно-распределительные Organizational and distributive Технико-технологические Technical and technological Экологические Ecological — 1
Увеличение инвестиций в сельскохозяйственное производство Increase in investments into agricultural production Создание лучших социально-экономических условий на сельскохозяйственных предприятиях Creation of the best social and economic conditions at the agricultural enterprises Совершенствование организации территории сельскохозяйственных предприятий Improvement of the organization of the territory of the agricultural enterprises Организация территорий с учетом вовлечения неиспользуемых земель The organization of territories taking into account involvement of not used lands Расчет экономической целесообразности вовлечения неиспользуемых земель Calculation of economic feasibility of involvement of not used lands Предложение вариантов отраслевого перераспределения земель Offer of options of branch redistribution of lands
Рис. 1. Мероприятия, направленные на устранение причин сокращения использования сельскохозяйственных угодий
Fig. 1. The actions for elimination of the reasons of reduction of use of agricultural grounds
Экономика
тС/
стоимости сельскохозяйственных угодий и пути повышения прибыльности сельхозтоваропроизводителей через снижение затрат землепользованием. В Земельном кодексе Российской Федерации сказано о кадастровой и рыночной стоимости земли [11]. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определена рыночная стоимость. В этом случае его кадастровая стоимость принимается равной рыночной стоимости. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли -показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»). Плата за землю является объективной необходимостью, вытекающей из рыночных отношений. Сегодня основными формами платы за землю является земельный налог и плата за аренду земли. Помимо них как своего рода взимание платы за землю можно рассматривать сборы, пошлины и иные платежи за сделки с землей. Объективные, экономически обоснованы принципы установления цены за землю (использования земли) не могут не основываться на оценке земель. Поэтому все виды платы за землю в своей первоначальной основе опираются на данные кадастровой, рыночной или нормативной стоимости земельных участков [3, 7, 14, 19]. Результаты кадастровой оценки земель служат основой стоимостной базы для установления арендной платы и в ряде случаев других платежей (сборов, пошлин, залоговой, выкупной цены, цены купли -продажи и т. д.) при обороте земельных участков и, разумеется, земельного налога.
Расчеты данного исследования дают следующее, что в современных экономических условиях появляется необходимость проведения системы организационных мер, направленных на оптимизацию стоимости использования земель, не участвующих в сельскохозяйственном производстве. По отношению к неиспользуемым сельскохозяйственным угодьям предлагается вовлечение их в оборот, учитывая их особенности стоимости, что может выступит новой частью землеустройства. Это обосновывается тем, что динамика современного использования сельскохозяйственных земель несет негативный характер - происходит сокращение используемых сельскохозяйственных угодий. Они подвергаются негативным процессам деградации, залужению, эрозии, зарастания древесно-кустарниковой растительностью и т. д., что обесценивает землю, а в итоге происходит
забрасывание сельскохозяйственных площадей [17, 20].
Выводы. Рекомендации. Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами приведет к оптимизации стоимости и снизит затраты сельхозтоваропроизводителей. В рамках проведения этих мероприятий необходимы эффективное использование земель, рост интенсивности обрабатываемых площадей и увеличение посевных площадей. В результате этих действий в 2014 году на территории Пермского края площадь посевных площадей увеличилась на 2,8 тыс га [20]. К технико-технологическим мероприятиям относятся создание лучших социально-экономических условий на сельскохозяйственных предприятиях, активное освоение новейших технологий землепользования. В состав экологических мероприятий включаются природоохранные мероприятия, проектирование земельных участков правильной конфигурации, расположение земельных участков в виде прямоугольной сетки с учетом защитных лесных полос. Эти мероприятия должны исключить мелкоконтурность, чресполосицу, раздробленность, разрозненность и эрозию почв. Так, например, согласно «Годовому отчету о выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», на территории Пермского края при осуществлении перечисленных мероприятий позволило вовлечь в производство 0,19 тыс. га мелиорируемых земель 0,19 тыс. га, прирост объема продукции растениеводческой отрасли составил 15,6 %, вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий - 0,38 тыс. га [5, 20].
В муниципальных районах, где низкий социально-экономический потенциал (землеобеспе-ченность, рентный доход и плотность населения), описанные мероприятия позволят развивать растениеводческую и животноводческую отрасли производства, проводить модернизацию технических возможностей сельскохозяйственных предприятий, обеспечат осуществление эффективного использования земельных ресурсов, в том числе вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, а также проведение планирования и организации рационального использования земель [17].
Рекомендуем на территориях с низким плодородием и неудобным местоположением предлагается обратиться к основным мероприятиям, позволяющие определить количественный и качественный состав неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, факторы, влияющие на возможность вовлечения в оборот, и дальнейшее их использование в производстве. Впоследствии требуется расчет экономической эффективности и целесообразности вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяй-
SE
SE ^
Qi §
g
Qi О Qi
S
1. Установление местоположения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в субъекте
Цель Выявление возможности максимального вовлечения сельскохозяйственных угодий в гражданско-правовой оборот, а так же максимального вовлечения их в сельскохозяйственное производство. В связи с этим выявление земель неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель, а так же земель, используемых не в соответствии с целевым назначениемг а также определение участников сельскохозяйственного производства
Осуществляемые мероприятия Государственный земельный надзор Инвентаризация Дистанционное зондирование Картография с применением публичной кадастровой карты
Задачи Изучение структуры земельных ресурсов Установить участников сельскохозяйственного производства и их правовой причастности на землю, угодьям Установление местоположения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения Определить площади земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве
Документ, хранящий сведения Схемы землеустройства территорий субъектов Российской Единая база Государственного кадастра недвижимости (для земель сельскохозяйственного Федерации, муниципальных образований назначения)
2. Анализ состояния неиспользуемых сельскохозяйственных угодий
Цель Получение достоверной информации о состоянии неиспользуемых земель, в том числе определить их качественное состояние и дать заключение о соответствии требованиям предъявляемых к данному вид\> угодий
Осуществляемые мероприятия Инвентаризация Зонирование территории субъекта, основанное на влиянии социально-экономического потенциала на использование земель в сельскохозяйственной деятельности Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
Задачи Определение факторов, влияющих на возможность вовлечения земель в оборот Анализ возможного вовлечения земель, опираясь на технологические свойства почвы, местоположение, показатели расселения и др.; Оценка качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения Классификация сельскохозяйственных угодий на основе балльной оценки
Документ, хранящий сведения Схемы землеустройства субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Карты зонирования территории субъекта РФ, муниципального образования по пригодности для использования в сельском хозяйстве Единая база Государственного кадастра недвижимости (для земель сельскохозяйственного назначения)
3. Совершенствование системы использования сельскохозяйственных угодий
Цель Обоснование целесообразности вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в оборот с учетом экономической эффективности мероприятия
Осуществляемые мероприятия Организация землепользований, созданных на основе невостребованных и неиспользуемых земель
Задачи Определение экономической, социальной и экологической эффективности мероприятий вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий
Документ, хранящий сведения Схемы землеустройства субъектов Российской Федерации, муниципаль- Единая база Государственного кадастра недвижимости (для земель сельскохозяйственных образований ного назначения)
"N Со
Рис. 2. Система землеустройства при вовлечении в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий Fig. 2. The system of land management when involving non- used agricultural grounds
Экономика
ственных угодий. В тех случаях, когда вовлечение в оборот сельскохозяйственных угодий нецелесообразно, следует принять решение о межотраслевом перераспределении этих земель. На рис. 2 описаны землеустроительные мероприятия, которые необходимы для вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и проводятся по определенному плану, т. е. алгоритму.
Первый этап мероприятия по установлению местоположения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления возможности максимального вовлечения сельскохозяйственных угодий в гражданско-правовой оборот, а так же максимального вовлечения их в сельскохозяйственное производство. В связи с этим выявление земель неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель, а так же земель, используемых не в соответствии с целевым назначением, а также определение участников сельскохозяйственного производства. Необходимую информацию удастся получить в результате проведения Государственного земельного надзора, инвентаризации, дистанционного зондирования с помощью ИКТ, либо картографии с применением публичной кадастровой карты. При этом реализуются преследуемые задачи, а именно изучение структуры земельных ресурсов, установление участников сельскохозяйственного производства и правовая причастность их на землю, установление местоположения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и определить площади земель неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве.
Все собранные материалы (сведения) будут храниться в Единой электронной базе Государственного кадастра недвижимости (для земель сельскохозяйственного назначения), а также в Схемах землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Второй этап - анализ состояния неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Данный этап позволяет получить достоверную информацию о состоянии неиспользуемых земель, в том числе определить их качественное состояние и дать заключение о соответствии требованиям предъявляемых к данному виду угодий. Сбор информации будет осуществляться с помощью ИКТ на основе проведения инвентаризации земель, зонировании территорий субъекта, основанное на влиянии социально-экономического потенциала на использование земель в сельскохозяйственной деятельности, а также по-чвенно, геоботанические и другие обследования и изыскания. В результате решается следующий круг задач: определение факторов влияющих на возможность вовлечения земель в оборот, анализ возможно-
го вовлечения земель, опираясь на технологические свойства почвы, местоположение, показатели расселения и др., оценка качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и классификация сельскохозяйственных угодий на основе балльной оценки. Все собранные данные будут храниться в Единой базе Государственного кадастра недвижимости (для земель сельскохозяйственного назначения), а также в Схемах землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и карты зонирования территорий субъекта РФ, муниципальных образования в сельском хозяйстве.
Третий этапом выступает совершенствование системы использования сельскохозяйственных угодий. Действия, проводимые на этом этапе, дают обоснование целесообразности вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в оборот с учетом экономической эффективности. При этом организовываются землепользования, созданные на основе невостребованных и неиспользуемых земель на основе определения экономической, социальной и экологической эффективности мероприятий вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Материалы будут храниться, и иметь доступ в Единой электронной базе Государственного кадастра недвижимости (для земель сельскохозяйственного назначения), а также в Схемах землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правильное определение стоимости земли будет стимулировать рациональное использование её. Оптимизация формирования цен на землю позволяет задействовать организационно-экономические механизмы, при этом заметно уменьшив роль административных методов, так как эффективность экономического побуждения выше, чем административного принуждения. Программа Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика» будет активно способствовать вовлечению в хозяйственный рыночный оборот невостребованных земель и последующее перераспределения При осуществлении такой политики на территории Российской Федерации повысится результативность использования земель сельскохозяйственного назначения, а также успешно будут решены следующие проблемы:
— гарантированное производство сельскохозяйственной продукции и его регулирование в соответствии с изменениями на мировом и внутреннем рынках;
— защита сельскохозяйственных земель от деградации и необоснованного изъятия;
— обеспечение устойчивого развития сельской местности.
Перечисленные мероприятия позволят определять неиспользуемые земли сельскохозяйственного
www. a vu.usaca. ru
—- Аграрный вестник Урала № 10 (164), 2017 г. - « JJJ^^L
Экономика
Ш
-тшу
назначения. Также будет проводиться правильный учет земель, что должно способствовать наиболее эффективному применению земельных ресурсов и исключить ошибки при ведении кадастра. Земли, необходимые для сельского хозяйства, станут использоваться по назначению и приносить прибыль агропродовольственным предприятиям, будут учте-
ны в качестве земель сельскохозяйственного назначения. Информационная база о точном применении, количественном и качественном составе земель позволит провести результативное планирование их использования на территории муниципального района, что даст возможность принимать действенные управленческие решения.
Литература
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL : http://government.ru/docs/28653/.
3. Алтухов А. И. Обеспечение страны продовольствием в условиях зарубежных санкций // Вестник Курганской ГСХА. 2014. № 9. С. 3-7.
4. Петриков А. В. Тенденции развития интегрированных агропромышленных формирований // АПК: экономика и управление. 2005. № 1. С. 26-32.
5. Зубарев Ю. Н. Инновационные модели и технологии продуктивности при возделывании многолетних трав// Пермский аграрный вестник. 2015. № 2. С. 3-6.
6. Michurina F., Latysheva A. Sustainable Development Problems of Ruval Areas. Tariff Police Power Supply // Asian Social Science. 2014. Vol. 24. P. 18-28.
7. Латышева А. И. Организационно-экономический механизм трансферта инновационных агропроектов // Стратегия развития аграрной сферы экономики: проблемы и пути решения: коллективная монография / А. И. Алтухов [и др.]. Краснодар, 2017. 703 с.
8. Латышева А. И., Ширяева С. В. Цена как ключевой элемент организационно-экономического механизма агропродовольственного комплекса // Аграрный вестник Урала. № 3. 2015.
9. Кондратьев Н. Д. Особое мнение. Избранные произведения в 2-х книгах. М. : Наука, 1993. 655 с.
10. Земельный кодекс Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.
11. Хайрулина О. И. Налогообложение сельхозпроизводителей в системе государственного регулирования // Аграрный вестник Урала. 2012. № 6.
12. Упилкова Ж. А., Латышева А. И., Ширяева С. В. Конъюнктура зернового рынка Урала // Аграрный вестник Урала. 2017. № 3.
13. Латышева А. И. Причины колебания цен в экономике региона// Пермский аграрный вестник. 2015. № 3.
14. Алпатов А. В. Ценовая паритетность сельскохозяйственной продукции, энергетических и материально-технических ресурсов// Russian Journal of Agricultural and Socio Economics. 2012. Т. 2. С. 15-20.
15. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2014. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. М., 2015. Вып. 1.
16. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года. Предварительные итоги. М. : Статистика России, 2016.
17. Козлов С. В. Особенности земельного рынка России // Экономические науки. 2011. № 5.
18. Латышева А. И. Ценообразование : учебное пособие. Пермь, 2011. 87 с.
19. Волков С. Н. Землеустройство. Землеустроительное проектирование. Внутрихозяйственное землеустройство: учебники и учебные пособия для студентов высш. учебных заведений. М. : Колос, 2001. 648 с.
20. Сайт Министерства сельского хозяйства Пермского края. URL : http://www.agro.perm.ru.
References
1. About the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020 : resolution of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 № 717 // CL of RF. 2012. № 32. Art. 4549.
2. About the approval of the "Digital Economy of the Russian Federation" program : resolution of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-r. URL : http: // government.ru/docs/28653/.
3. Altukhov A. I. Providing the country with food in the conditions of foreign sanctions // Messenger of Kurgan State Agrarian Academy. 2014. № 9. P. 3-7.
4. Petrikov A. V. Tendencies of development of the integrated agro-industrial formations // Agrarian and industrial complexes: economy and management. 2005. № 1. P. 26-32.
333^»— Аграрный вестник Урала №10 (164), 2017 г.
Экономика
5. Zubarev Yu. N. Innovative models and technologies of efficiency at cultivation of long-term herbs // Perm Agrarian Bulletin. 2015. № 2. P. 3-6.
6.Michurina F., Latysheva A. Sustainable Development Problems of Rural Areas. Tariff Police Power Supply // Asian Social Science. 2014. Vol. 24. P. 18-28.
7. Latysheva A. I. Organizational and economic mechanism of a transfer of innovative agroprojects // Strategy of development for the agrarian sphere of economy: problems and solutions: collective monograph / A. I. Altukhov [et al.]. Krasnodar, 2017. 703 p.
8. Latysheva A. I., Shiryaeva S. V. Price as the key element of the organizational and economic mechanism of agrofood complex // Agrarian Bulletin of the Urals. № 3. 2015.
9. Kondratyev N. D. Dissenting opinion. The chosen works in 2 books. M. : Science, 1993. 655 p.
10. Land code of the Russian Federation of July 29, 1998 № 135-FZ.
11. Khayrullina O. I. The taxation of agricultural producers in the system of state regulation // Agrarian Bulletin of the Urals. 2012. № 6.
12. Upilkova Zh. A., Latysheva A. I., Shiryaeva S.V. Conjuncture of the grain market of the Urals // Agrarian Bulletin of the Urals. 2017. № 3.
13. Latysheva A. I. The fluctuation in prices reasons in region economy // Perm Agrarian Bulletin. 2015. № 3.
14. Alpatov A. V. Price parity of agricultural production, energy and material resources // Russian Journal of Agricultural and Socio Economics. 2012. Vol. 2. P. 15-20.
15. About a condition of rural territories in the Russian Federation in 2014. Annual report on results of monitoring. M, 2015. Issue 1.
16. All-Russian agricultural census of 2016. Preliminary results. M.: Statistics of Russia, 2016.
17. Kozlov S. V. Features of the land market of Russia // Economic sciences. 2011. № 5.
18. Latysheva A. I. Pricing : manual. Perm, 2011. 87 p.
19. Volkov S. N. Land management. Land management design. Intraeconomic land management : textbooks and manuals for students высш. educational institutions. M.: Ear, 2001. 648 p.
20. Website of the Ministry of Agriculture of Perm Krai. URL : http: // www.agro.perm.ru.
76
www. a vu.usaca. ru