Японские школьники провели выпускной в Minecraft. Они находятся на карантине из-за пандемии коронавируса [Электрон. ресурс] / Алексей Боржонов / Интернет // TJ - Элекрон. версия печат. публ. - 2020. URL: https://tjournal.ru/internet/150868-yaponskie-shkolniki-proveli-vypusknoy-v-minecraft-oni-nahodyatsya-na-karantine-iz-za-pandemii-koronavirusa
Digitalization of education: separate issues of group projects
© Knizhin V., Naumov I., 2020
This article is devoted to the organization of active forms of training in distance educational technologies — business games, group projects, cases.
In the context of a pandemic, the limitation of face-to-face communications, and, in general, new trends, the organization of the educational process undergoes annual changes.
Keywords: digitalization of education, distance learning, group projects, business games
УДК 159.94:658
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ
© Конев А. Н., 2020
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассмотрены основные стили (модели) лидерства, применяемые для виртуальных команд: их преимущества, недостатки, степень влияния на эффективность работы команды. Определены наиболее эффективные модели в отношении виртуальных команд.
Ключевые слова: виртуальный проект, виртуальная команда, управление человеческими ресурсами, проектный менеджмент, стили лидерства
Главными задачами в управлении и построении эффективной виртуальной команды являются развитие доверия и создание эффективного способа обмена информацией. Таким образом, для создания первого, менеджеру необходимо обладать определённым набором навыков и применять необходимый стиль лидерства. Для второй задачи необходимо понимание существующих технологий, которые могут принести пользу в управлении таким проектом.
Ключевой особенностью в управлении человеческими ресурсами в процессе управления и организации виртуальными проектами, является понимание существующих методов управления для распределённых проектных команд.
Концепции управления, применяемые для виртуальных команд и роли лидерства, подразумевают несколько типов лидерства, и их внедрение является важной особенностью развивающегося виртуального организационного поведения.
В рамках виртуального проекта с распределённой командой, результативный руководитель должен уметь грамотно внедрять как можно большее количество различный методов коммуникаций, управления и лидерства для максимально успешного завершения проекта.
Лидерство и управление для виртуальных команд, по большей части, отличаются от классических приемов, которые применяются для нераспределённых (невиртуальных) команд. Но, несмотря на это, участники команды нуждаются в постоянной поддержке, поощрении и большая часть работников хочет ощущать себя важными, и направляет соответствующие усилия на выстраивание позитивных отношений с руководителями.
Компетенция и стиль руководства лидера проекта способствуют достижению целей проекта, и чаще всего организации останавливают выбор на назначении и размещении лидера на проект, основанный на данном наборе навыков [1].
Определение соответствующей позиции лидера, которое основывается на трансформационном или транзакционном стилях, контроле, самоуправлении или стиле лидерства, направленном на соблюдение непредвиденных и ситуационных обстоятельств. Они являются примерами идей лидерства для виртуальных команд, которые обеспечивают достижение преимуществ компании, позитивно влияют на результаты проекта.
Ключевые модели (стили) лидерства, применяемые для распределённых команд, представлены в таблице ниже (Таблица 1)
Таблица 1. Модели лидерства распределённых команд
Концепция лидерства Описание Возможность применения
Постановка задачи Использование процесса постановки цели высокого уровня
Лидерские качества в контексте контроля Мотивация Поощрение взаимозависимых задач
Обеспечение ясности роли Подходит для краткосрочных проектов
Установка четкой цели и приоритеты
Дает хорошие направления
Трансформационны й Вдохновение последователей к работе Формирование чувства миссии; мотивация
Установка видения проекта
Транзакционный Направлен на достижение целей Использование хорошо разработанного устава проекта
Субординация и четко определенные роли, Контроль, отслеживание ЕР!
Усиление видения проекта Использование видения проекта, чтобы направлять и руководить работой команды
Самоуправление Самоуправляемые рабочие группы Необходимость в разработке правил, руководящих принципов и процедур
Обеспечение мотивации
Распределение функций Установка цели проекта
Самоуправление хорошо подходит к командам до 15 человек
Ситуативный Принятие определенных стилей или поведения Наличие навыков нескольких стилей лидерства
Подстраивание к уровню зрелости подчиненного Принятие соответствующих стилей, зависящих от опыта и потребностей члена команды
Лидер сталкивается со значительным давлением, чтобы постоянно анализировать ситуацию до принятия решений. Менеджер должен оказаться в нужной ситуации для идентификации соответствующего стиля
Случайное (в зависимости от обстоятельств) Соответствие стиля руководства к деятельности/работе Наличие навыков нескольких стилей лидерства
Назначение членов, ориентированных на конкретные задачи Гибкость на протяжение всего проекта
Адаптация к факторам окружающей среды Приспособление и применение соответствующих стилей руководства по мере необходимости
Стиль лидерства зависит от потребностей команды
Лидерские качества, рассматриваемые с позиции контроля, предполагают личную ответственность менеджера распределённой команды за ходом деятельности каждого участника. Такой тип ответственности тесно связан с установлением и достижением поставленных задач. Основными показателями является мотивация установление приоритетов и четкое и грамотное разделение ролей.
Как показывает личный опыт, виртуальная команда становится наиболее эффективной, если установлено высокое качество целеполагания деятельности команды. Для данного типа лидерства показательно, что координация деятельности, постановка и достижение целей, тесно связанны с восприятием показателей результативности лидерских позиций.
Такой стиль лидерства оптимален для краткосрочных проектов. Так как цель менеджера состоит в распределении соответствующих ролей и обязанностей и планирование задач по достижению поставленных целей.
На сегодняшний день, общество уже не воспринимает руководство как средство тотального контроля над обществом. Тотальный контроль сменили более сложные типы и модели лидерских позиций. Существуют такие типы лидерства, которые основаны на открытости и разделении властных полномочий.
Само собой, трактовка «контроля» ложится в основу любой модели, но интерпретируется с точки зрения результативности задач и мотивации к работе. За итоговую работу проекта несет
ответственность сам менеджер распределённой команды и общий контроль задач с применением техники выстраивания взаимодействия с участниками команды может быть вполне допустимой альтернативой. Расширение возможностей и прав участников распределённой команды является возможностью, которая связана с контролем менеджера.
В рамках управления виртуальными командами, транзакционный и трансформационный лидерские стили являются общими. Лидерами, которые мотивируют и вдохновляют сотрудников к работе, являются трансформационные лидеры. Они включают следующие характеристики лидера:
• умение мотивировать команду для достижения наиболее оптимальных результатов лучших результатов;
• видение и управленческие навыки для формирования сплоченной команды;
• возможность выхода за рамки личных интересов для благополучия и интересов всей команды и для достижения общих целей проекта;
• принятие наставнических позиций для участников команды и возможность передачи своего жизненного и что немаловажно профессионального опыта членам команды.
Трансформационный стиль управления направлен на формирование благоприятной атмосферы в коллективе, подкрепленный определенной миссией и видением. Трансформационный менеджер команды — коуч участников команды на личном уровне, стимулирующий всех участников команды на личный рост и достижение поставленных целей
Трансформационному стилю управления присущи четыре модели поведения [2] :
• идеализированное воздействие. Так потребности и интересы участников команды переходят в потребности и менеджера, а отношения между ними строятся на общих ценностях и этических основах;
• вдохновляющее стимулирование и мотивация. Формирование благоприятной обстановки и позитивного настроя, благодаря поднятию энтузиазма и поощрению видения миссии команды;
• наличие интеллектуального стимулирования. Стимулирование участников команды на выявление творческого и инновационного потенциала каждого. Участники команды активно принимают участие в поиске и реализации новых решений и идей;
• наличие индивидуального подхода. Такие лидеры заинтересованы в постоянном развитии каждого участника команды.
Транзакционные лидеры — это лидеры, направляющие свои усилия на достижение целей благодаря четкому определению функций и контролю. К показателям транзакционного лидерства относится:
• распределение зоны ответственности участников виртуальной команды и наличие иерархии;
• прозрачная и четкая система мотивации: получение бонуса по достижению целей команды;
• контроль над соблюдением выполнения показателей КР1;
• отслеживание рисков, соблюдение необходимых процедур и корпоративных положений;
• соблюдение контроля и субординации.
Транзакционный стиль управления предполагает
контроль участников команды, для получения максимального результата и отдачи.
Стиль лидерства, который основан на расширение возможностей и прав способствует участников нести самостоятельную ответственность над проектом, работать, принимать соответствующие решения. Самоуправление возможно, прежде всего, исходя из соответствующей корпоративной культуры компании, грамотно выстроенных процессов деятельности, доверии и лояльности. Лидеру распределённой команды важно определить цели, дать характеристику видению, создать благоприятную атмосферу для автономности виртуальной среды. Реализовать это возможно путем коучинга, предоставления свободного доступа к базе знаний, организовывать регулярные необходимые переговоры для решения в рамках деловых вопросов [3].
Менеджеры проекта должны определять направление, для побуждения каждого участника команды к самостоятельному принятию решений и нести ответственность за результат, осуществлять существенную роль в постановке определённых целей и задач. Именно поэтому руководителем разрабатываются определённые регламенты, рекомендации правила и процедуры для участников проекта.
Согласно ситуационному стилю поведения, менеджер вправе применять различные способы управления, исходя из потребности команды виртуального проекта и от цели стиль делегирования подразумевает, что участники проекта решают определенные задачи и несут ответственность за их результат:
• директивный стиль подразумевает постановку задач и целей и осуществление контроля над их выполнением;
• стиль наставничества включает постановку задач и целей, с возможностью высказывать мнения участниками команды;
• поддерживающий стиль, подразумевает принятие решений участниками команды при поддержке лидера команды).
Лидерство, основанное на ситуационных переменных и обстоятельствах, подразумевает стиль руководства с фокусом внимания на выстраивании межличностных взаимоотношений
или направленности на эффективном выполнении задач и достижении целей. Решения принимаются, основываясь на шкале рангов, которая представляет перечень до двадцати пяти прилагательных, с кем руководитель рассматривает сотрудничество. Согласно данному рейтингу, руководитель избирает соответствующий стиль управления. Недостаток такого стиля состоит в неспособности адекватно оценивать участников команды, учитывая обстоятельства, задачи и ситуации, в связи с тем, что в условиях виртуальной среды показатели производительности непостоянны.
Именно поэтому, такой стиль менее эффективен, в сравнении с ситуативным стилем руководства.
Команды в ходе распределения должны обладать общей целью и возможностью взаимодействия и координации благодаря использованию конкретных видов коммуникации, для достижения поставленных задач и целей. Показателем эффективности всегда являлось, то, насколько качественно и быстро участники команды добивались поставленных задач, однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ключевым драйвером команды является удовлетворенность, на что существенное влияние оказывает стиль лидерства руководителя. ■
1. Bartlett C., & Beamish, P. (2014). Transnational management, (7th ed.). New York, NY
2. Avolio B. J., &Kahai, S. S. (2003). Adding the «E» to e-Leadership: How it may impact your leadership. Organizational Dynamics, 31(4). 325415. doi:10.1016/S0090-2616(02)00133-X.
3. Holt K. & K. Seki (2012). Global leadership: A developmental shift for everyone. Industrial and Organizational Psychology: Perspectives on Science and Practice, 5. 198-217.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Avolio B. J., &Kahai, S. S. (2003). Adding the «E» to e-Leadership: How it may impact your leadership. Organizational Dynamics, 31(4). 325415. doi:10.1016/S0090-2616(02)00133-X.
Bartlett C., & Beamish, P. (2014). Transnational management, (7th ed.). New York, NY
Holt K. & K. Seki (2012). Global leadership: A developmental shift for everyone. Industrial and Organizational Psychology: Perspectives on Science and Practice, 5. 198-217.
Impact of leadership style on virtual team management
© Konev A., 2020
This article discusses the main styles (models) of leadership used for virtual teams: their advantages, disadvantages, the degree of influence on the effectiveness of the team. The most effective models for virtual teams have been identified.
Keywords: virtual project, virtual team, human resource management, project management, leadership styles
УДК 658
ОПРЕДЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ
© Конев А. Н., 2020
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассмотрены и описаны достоинства и недостатки виртуальной команды проекта, а также особенности и сложности управления виртуальной командой проекта, определены ключевые принципы построения эффективного управления виртуальной командой.
Ключевые слова: виртуальный проект, виртуальная команда, управление человеческими ресурсами, менеджмент проекта, принципы эффективного управления
В бизнесе возникает всё больше ситуаций, когда работа над проектами ведётся в режиме онлайн, и команда ведёт работу над такими проектами удалённо друг от друга. В связи с этим у менеджеров проектов и собственников бизнеса возникает ряд сложностей в управлении распределённой, иначе говоря, виртуальной, командой: поддержание командного духа и сплоченности коллектива, контроль эффективности работы сотрудников и команды в целом, найм новых сотрудников и другие.
На сегодняшний день, когда весь мир начинает оправляться от пережитой пандемии вируса СОУГО-19, данная тема является как никогда актуальной, так большое количество организаций ощутило на себе все преимущества и сложности удалённой работы над проектами и обладают потребностью во внедрение эффективной системы управления распределённой командой в них.
Под распределённой или виртуальной командой подразумевается такой тип команды, где участники обладают единой целью — решение общих задач