Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ'

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОМАНДА / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТИЛИ ЛИДЕРСТВА / VIRTUAL PROJECT / VIRTUAL TEAM / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / LEADERSHIP STYLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конев Александр Николаевич

В данной статье рассмотрены основные стили (модели) лидерства, применяемые для виртуальных команд: их преимущества, недостатки, степень влияния на эффективность работы команды. Определены наиболее эффективные модели в отношении виртуальных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF LEADERSHIP STYLE ON VIRTUAL TEAM MANAGEMENT

This article discusses the main styles (models) of leadership used for virtual teams: their advantages, disadvantages, the degree of influence on the effectiveness of the team. The most effective models for virtual teams have been identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ»

Японские школьники провели выпускной в Minecraft. Они находятся на карантине из-за пандемии коронавируса [Электрон. ресурс] / Алексей Боржонов / Интернет // TJ - Элекрон. версия печат. публ. - 2020. URL: https://tjournal.ru/internet/150868-yaponskie-shkolniki-proveli-vypusknoy-v-minecraft-oni-nahodyatsya-na-karantine-iz-za-pandemii-koronavirusa

Digitalization of education: separate issues of group projects

© Knizhin V., Naumov I., 2020

This article is devoted to the organization of active forms of training in distance educational technologies — business games, group projects, cases.

In the context of a pandemic, the limitation of face-to-face communications, and, in general, new trends, the organization of the educational process undergoes annual changes.

Keywords: digitalization of education, distance learning, group projects, business games

УДК 159.94:658

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ

© Конев А. Н., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассмотрены основные стили (модели) лидерства, применяемые для виртуальных команд: их преимущества, недостатки, степень влияния на эффективность работы команды. Определены наиболее эффективные модели в отношении виртуальных команд.

Ключевые слова: виртуальный проект, виртуальная команда, управление человеческими ресурсами, проектный менеджмент, стили лидерства

Главными задачами в управлении и построении эффективной виртуальной команды являются развитие доверия и создание эффективного способа обмена информацией. Таким образом, для создания первого, менеджеру необходимо обладать определённым набором навыков и применять необходимый стиль лидерства. Для второй задачи необходимо понимание существующих технологий, которые могут принести пользу в управлении таким проектом.

Ключевой особенностью в управлении человеческими ресурсами в процессе управления и организации виртуальными проектами, является понимание существующих методов управления для распределённых проектных команд.

Концепции управления, применяемые для виртуальных команд и роли лидерства, подразумевают несколько типов лидерства, и их внедрение является важной особенностью развивающегося виртуального организационного поведения.

В рамках виртуального проекта с распределённой командой, результативный руководитель должен уметь грамотно внедрять как можно большее количество различный методов коммуникаций, управления и лидерства для максимально успешного завершения проекта.

Лидерство и управление для виртуальных команд, по большей части, отличаются от классических приемов, которые применяются для нераспределённых (невиртуальных) команд. Но, несмотря на это, участники команды нуждаются в постоянной поддержке, поощрении и большая часть работников хочет ощущать себя важными, и направляет соответствующие усилия на выстраивание позитивных отношений с руководителями.

Компетенция и стиль руководства лидера проекта способствуют достижению целей проекта, и чаще всего организации останавливают выбор на назначении и размещении лидера на проект, основанный на данном наборе навыков [1].

Определение соответствующей позиции лидера, которое основывается на трансформационном или транзакционном стилях, контроле, самоуправлении или стиле лидерства, направленном на соблюдение непредвиденных и ситуационных обстоятельств. Они являются примерами идей лидерства для виртуальных команд, которые обеспечивают достижение преимуществ компании, позитивно влияют на результаты проекта.

Ключевые модели (стили) лидерства, применяемые для распределённых команд, представлены в таблице ниже (Таблица 1)

Таблица 1. Модели лидерства распределённых команд

Концепция лидерства Описание Возможность применения

Постановка задачи Использование процесса постановки цели высокого уровня

Лидерские качества в контексте контроля Мотивация Поощрение взаимозависимых задач

Обеспечение ясности роли Подходит для краткосрочных проектов

Установка четкой цели и приоритеты

Дает хорошие направления

Трансформационны й Вдохновение последователей к работе Формирование чувства миссии; мотивация

Установка видения проекта

Транзакционный Направлен на достижение целей Использование хорошо разработанного устава проекта

Субординация и четко определенные роли, Контроль, отслеживание ЕР!

Усиление видения проекта Использование видения проекта, чтобы направлять и руководить работой команды

Самоуправление Самоуправляемые рабочие группы Необходимость в разработке правил, руководящих принципов и процедур

Обеспечение мотивации

Распределение функций Установка цели проекта

Самоуправление хорошо подходит к командам до 15 человек

Ситуативный Принятие определенных стилей или поведения Наличие навыков нескольких стилей лидерства

Подстраивание к уровню зрелости подчиненного Принятие соответствующих стилей, зависящих от опыта и потребностей члена команды

Лидер сталкивается со значительным давлением, чтобы постоянно анализировать ситуацию до принятия решений. Менеджер должен оказаться в нужной ситуации для идентификации соответствующего стиля

Случайное (в зависимости от обстоятельств) Соответствие стиля руководства к деятельности/работе Наличие навыков нескольких стилей лидерства

Назначение членов, ориентированных на конкретные задачи Гибкость на протяжение всего проекта

Адаптация к факторам окружающей среды Приспособление и применение соответствующих стилей руководства по мере необходимости

Стиль лидерства зависит от потребностей команды

Лидерские качества, рассматриваемые с позиции контроля, предполагают личную ответственность менеджера распределённой команды за ходом деятельности каждого участника. Такой тип ответственности тесно связан с установлением и достижением поставленных задач. Основными показателями является мотивация установление приоритетов и четкое и грамотное разделение ролей.

Как показывает личный опыт, виртуальная команда становится наиболее эффективной, если установлено высокое качество целеполагания деятельности команды. Для данного типа лидерства показательно, что координация деятельности, постановка и достижение целей, тесно связанны с восприятием показателей результативности лидерских позиций.

Такой стиль лидерства оптимален для краткосрочных проектов. Так как цель менеджера состоит в распределении соответствующих ролей и обязанностей и планирование задач по достижению поставленных целей.

На сегодняшний день, общество уже не воспринимает руководство как средство тотального контроля над обществом. Тотальный контроль сменили более сложные типы и модели лидерских позиций. Существуют такие типы лидерства, которые основаны на открытости и разделении властных полномочий.

Само собой, трактовка «контроля» ложится в основу любой модели, но интерпретируется с точки зрения результативности задач и мотивации к работе. За итоговую работу проекта несет

ответственность сам менеджер распределённой команды и общий контроль задач с применением техники выстраивания взаимодействия с участниками команды может быть вполне допустимой альтернативой. Расширение возможностей и прав участников распределённой команды является возможностью, которая связана с контролем менеджера.

В рамках управления виртуальными командами, транзакционный и трансформационный лидерские стили являются общими. Лидерами, которые мотивируют и вдохновляют сотрудников к работе, являются трансформационные лидеры. Они включают следующие характеристики лидера:

• умение мотивировать команду для достижения наиболее оптимальных результатов лучших результатов;

• видение и управленческие навыки для формирования сплоченной команды;

• возможность выхода за рамки личных интересов для благополучия и интересов всей команды и для достижения общих целей проекта;

• принятие наставнических позиций для участников команды и возможность передачи своего жизненного и что немаловажно профессионального опыта членам команды.

Трансформационный стиль управления направлен на формирование благоприятной атмосферы в коллективе, подкрепленный определенной миссией и видением. Трансформационный менеджер команды — коуч участников команды на личном уровне, стимулирующий всех участников команды на личный рост и достижение поставленных целей

Трансформационному стилю управления присущи четыре модели поведения [2] :

• идеализированное воздействие. Так потребности и интересы участников команды переходят в потребности и менеджера, а отношения между ними строятся на общих ценностях и этических основах;

• вдохновляющее стимулирование и мотивация. Формирование благоприятной обстановки и позитивного настроя, благодаря поднятию энтузиазма и поощрению видения миссии команды;

• наличие интеллектуального стимулирования. Стимулирование участников команды на выявление творческого и инновационного потенциала каждого. Участники команды активно принимают участие в поиске и реализации новых решений и идей;

• наличие индивидуального подхода. Такие лидеры заинтересованы в постоянном развитии каждого участника команды.

Транзакционные лидеры — это лидеры, направляющие свои усилия на достижение целей благодаря четкому определению функций и контролю. К показателям транзакционного лидерства относится:

• распределение зоны ответственности участников виртуальной команды и наличие иерархии;

• прозрачная и четкая система мотивации: получение бонуса по достижению целей команды;

• контроль над соблюдением выполнения показателей КР1;

• отслеживание рисков, соблюдение необходимых процедур и корпоративных положений;

• соблюдение контроля и субординации.

Транзакционный стиль управления предполагает

контроль участников команды, для получения максимального результата и отдачи.

Стиль лидерства, который основан на расширение возможностей и прав способствует участников нести самостоятельную ответственность над проектом, работать, принимать соответствующие решения. Самоуправление возможно, прежде всего, исходя из соответствующей корпоративной культуры компании, грамотно выстроенных процессов деятельности, доверии и лояльности. Лидеру распределённой команды важно определить цели, дать характеристику видению, создать благоприятную атмосферу для автономности виртуальной среды. Реализовать это возможно путем коучинга, предоставления свободного доступа к базе знаний, организовывать регулярные необходимые переговоры для решения в рамках деловых вопросов [3].

Менеджеры проекта должны определять направление, для побуждения каждого участника команды к самостоятельному принятию решений и нести ответственность за результат, осуществлять существенную роль в постановке определённых целей и задач. Именно поэтому руководителем разрабатываются определённые регламенты, рекомендации правила и процедуры для участников проекта.

Согласно ситуационному стилю поведения, менеджер вправе применять различные способы управления, исходя из потребности команды виртуального проекта и от цели стиль делегирования подразумевает, что участники проекта решают определенные задачи и несут ответственность за их результат:

• директивный стиль подразумевает постановку задач и целей и осуществление контроля над их выполнением;

• стиль наставничества включает постановку задач и целей, с возможностью высказывать мнения участниками команды;

• поддерживающий стиль, подразумевает принятие решений участниками команды при поддержке лидера команды).

Лидерство, основанное на ситуационных переменных и обстоятельствах, подразумевает стиль руководства с фокусом внимания на выстраивании межличностных взаимоотношений

или направленности на эффективном выполнении задач и достижении целей. Решения принимаются, основываясь на шкале рангов, которая представляет перечень до двадцати пяти прилагательных, с кем руководитель рассматривает сотрудничество. Согласно данному рейтингу, руководитель избирает соответствующий стиль управления. Недостаток такого стиля состоит в неспособности адекватно оценивать участников команды, учитывая обстоятельства, задачи и ситуации, в связи с тем, что в условиях виртуальной среды показатели производительности непостоянны.

Именно поэтому, такой стиль менее эффективен, в сравнении с ситуативным стилем руководства.

Команды в ходе распределения должны обладать общей целью и возможностью взаимодействия и координации благодаря использованию конкретных видов коммуникации, для достижения поставленных задач и целей. Показателем эффективности всегда являлось, то, насколько качественно и быстро участники команды добивались поставленных задач, однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ключевым драйвером команды является удовлетворенность, на что существенное влияние оказывает стиль лидерства руководителя. ■

1. Bartlett C., & Beamish, P. (2014). Transnational management, (7th ed.). New York, NY

2. Avolio B. J., &Kahai, S. S. (2003). Adding the «E» to e-Leadership: How it may impact your leadership. Organizational Dynamics, 31(4). 325415. doi:10.1016/S0090-2616(02)00133-X.

3. Holt K. & K. Seki (2012). Global leadership: A developmental shift for everyone. Industrial and Organizational Psychology: Perspectives on Science and Practice, 5. 198-217.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Avolio B. J., &Kahai, S. S. (2003). Adding the «E» to e-Leadership: How it may impact your leadership. Organizational Dynamics, 31(4). 325415. doi:10.1016/S0090-2616(02)00133-X.

Bartlett C., & Beamish, P. (2014). Transnational management, (7th ed.). New York, NY

Holt K. & K. Seki (2012). Global leadership: A developmental shift for everyone. Industrial and Organizational Psychology: Perspectives on Science and Practice, 5. 198-217.

Impact of leadership style on virtual team management

© Konev A., 2020

This article discusses the main styles (models) of leadership used for virtual teams: their advantages, disadvantages, the degree of influence on the effectiveness of the team. The most effective models for virtual teams have been identified.

Keywords: virtual project, virtual team, human resource management, project management, leadership styles

УДК 658

ОПРЕДЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДЫ ПРОЕКТА

ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

© Конев А. Н., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассмотрены и описаны достоинства и недостатки виртуальной команды проекта, а также особенности и сложности управления виртуальной командой проекта, определены ключевые принципы построения эффективного управления виртуальной командой.

Ключевые слова: виртуальный проект, виртуальная команда, управление человеческими ресурсами, менеджмент проекта, принципы эффективного управления

В бизнесе возникает всё больше ситуаций, когда работа над проектами ведётся в режиме онлайн, и команда ведёт работу над такими проектами удалённо друг от друга. В связи с этим у менеджеров проектов и собственников бизнеса возникает ряд сложностей в управлении распределённой, иначе говоря, виртуальной, командой: поддержание командного духа и сплоченности коллектива, контроль эффективности работы сотрудников и команды в целом, найм новых сотрудников и другие.

На сегодняшний день, когда весь мир начинает оправляться от пережитой пандемии вируса СОУГО-19, данная тема является как никогда актуальной, так большое количество организаций ощутило на себе все преимущества и сложности удалённой работы над проектами и обладают потребностью во внедрение эффективной системы управления распределённой командой в них.

Под распределённой или виртуальной командой подразумевается такой тип команды, где участники обладают единой целью — решение общих задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.