Корсунова Цыпилма Даши-Цыреновна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории биохимии почв Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук. Е-mail: [email protected]
Хайдапова Рада Бальжинимаевна, кандидат биологических наук, сотрудник ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Бурятия».
Валова Елена Эрдэмовна, кандидат географических наук, доцент кафедры зоологии и экологии биолого-географического факультета Бурятского государственного университета. Тел. (3012) 21-15-93. Е-mail: elena-valova@yandex. ru
Korsunova Tsypilma Dashi-Tsyrenovna, candidate of biological sciences, senior researcher, laboratory of biochemistry of soil, Institute of General and Experimental Biology SB RAS. E-mail: [email protected]
Khaidapova Rada Balzhinimaevna, candidate of biological sciences, senior researcher, of «Centre for Hygiene and Epidemiology in the Republic of Buyatia».
Valova Elena Erdemovna, candidate of geographical sciences, associate professor, department of zoology and ecology, Biological-geographical faculty, Buryat State University. Ph.: (3012) 21-15-93. Е-mail: elena-valova@yandex. ru
УДК 591.9 (517.3)
© С.Л. Сандакова, Б. Дангасурен
ВЛИЯНИЕ СТИХИЙНЫХ ПРИРОДНЫХ БЕДСТВИЙ НА СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИЙ ОВЕЦ ВОСТОЧНОЙ МОНГОЛИИ
Сильные и продолжительные похолодания с ветрами и выпадением глубоких снегов, повторяющиеся с большими промежутками времени, не позволяют животным выработать стабильные адаптации. Эти явления всегда сопровождаются массовой гибелью скота. Разные породы овец имеют разные особенности экологии и биологии и, соответственно, по-разному переносят эти природные стихийные бедствия.
Ключевые слова: овцеводство, породы овец, порода узэмчин, порода алтанбулаг, монгольская порода, дзод, джуд, природные стихийные бедствия, адаптации, гибель скота.
S.L. Sandakova, B. Dangasuren
IMPACT OF NATURAL DISASTERS ON THE POPULATION STATUS OF SHEEP OF EASTERN MONGOLIA
Strong and prolonged cold weather with winds and deep snow precipitation repeating at long intervals of time do not allow animals to develop stable adaptation. These events are always accompanied by a mass loss of livestock. Different breeds of sheep have different features of ecology and biology and thus they differently overcome these natural disasters.
Keywords: sheep breeding, breeds of sheep, Uzemchin breed, Altanbulag breed, Mongolian breed, Dzot, Zhut, natural disasters, adaptation, loss of livestock.
Наши исследования проведены на трех породах овец Восточной Монголии - монгольской, узэмчин и алтанбулаг. Овцы из опытных традиционных хозяйств выпасались у отрогов Хэнтэя с 2010 по 2013 г.
Эти три породы за счет как морфологических, так и поведенческих адаптаций имеют отличия в переживании зимних холодов, в том числе стихийных бедствий. Сильные и продолжительные похолодания с ветрами и выпадением большого количества снега, повторяющиеся с большими промежутками времени, не позволяют животным выработать стабильные адаптации. При выпадении снега в степных районах Монголии становятся недоступными корма для овец. Продолжительный голод, сопровождающийся низкими температурами, вызывает массовый падеж скота. В конце зимы отсутствие
снега также является стихийным бедствием, так как это лишает животных питьевой влаги. Все эти явления имеют название «дзод» или «джуд», монголы различают 6 их разновидностей:
1. «Черный дзод» - случается в конце зимы, когда продолжительное время не выпадает снег, ручьи и маленькие реки еще не оттаяли, а овцы потребляют только талую и снеговую воду, и поэтому они гибнут от нехватки воды.
2. «Белый дзод» - при глубоком выпадении снега кормовые травы становятся недоступными и скот гибнет от голода. Возможности преодолеть такие трудности у скота в разных районах Монголии разные. В западных районах кормовые травы становятся недоступными при глубине снега 12-15 см. В восточных районах от 8-10 см. В Гоби 5-6 см. Возможности животных зависят от частоты такого явления. В тех районах,
С.Л. Сандакова, Б. Дангасурен. Влияние стихийных природных бедствий на состояние популяций овец Восточной Монголии
где такой снегопад редок (в пустынных районах Гоби), скот не имеет больших навыков по копы-тению глубокого снега. Существуют места (Ба-янхонгор, юго-западный район Монголии), где в зимнее время выпадает снега толщиной до 80 мм (сводка прогноза погоды 2000-2013 гг.), и этот выпавший снег может пролежать довольно долго и не подвергаться выветриванию. Скот гибнет в таких районах весь, поэтому при выпадении снегов скот отгоняется в более восточные или западные районы. Из-за отсутствия загонов, долгих переходов такой скот испытывает колоссальный стресс и в любом случае гибнет в большом количестве. Поэтому издавна такие районы считаются непригодными для скотоводства, и основная часть населения этого района старается переехать в города.
По данным Т. Лхагва (2009), статистика гибели скота именно от этого типа дзода на территории Монголии такова:
• 1944 г. - 150 дней глубокого снега, погибло 9,2 млн голов скота.
• 1956 г. - 2,2 млн голов скота.
• 1968 г. - 165 суток снегов нанесли потери 4,4 млн голов скота.
• 1999-2000 гг. - в 157 сельских поселениях погибло 2,4 млн голов скота.
• 2000-2001 гг. - в 192 сельских поселения погибло 3,5 млн скота.
В восточных районах такое явление также является редким и также существует угроза всему поголовью овец. За период зимних стихийных бедствий из трех пород овец более всего пострадали породы узэмчин и алтанбулаг, когда остались единичные особи этих пород в стадах. Монгольская порода овец при глубоком выпадении снега выживала в пределах 20%.
3. «Железный дзод» - в октябре и ноябре при выпадении мокрого снега с сильными заморозками кормовые травы могут обледенеть. Такую траву скот не поедает, пытаясь копытить, овцы сильно повреждают копыта. Пасти таких животных невозможно, и они гибнут от голода. Такое явление по всей Монголии происходит редко. В 2012 г. такой дзод случился в аймаке Увэрхангай. Наблюдение гибели скота во время такого бедствия убеждает исследователей в том, что животные испытывают неимоверные страдания. Какое-то время овцы пытаются добывать большими усилиями корм, раскапываемые травы вырываются с землей, что также не позволяет их поедать. Сначала от голода погибают ягнята. После гибнут взрослые бараны. Немного позже - прошлогодний молодняк. Последними погибают овцематки. Почти у всех овцематок к тому времени из-за слезящихся глаз от истоще-
ния или продолжительного стресса образуются темные дорожки на морде. Овцеводы же считают, что овцематки, наблюдая гибель сородичей и своих ягнят, плачут. Данный тип бедствия переживается одинаково плохо всеми изученными породами.
4. «Холодный дзод» - весной и осенью при похолодании ниже 10 оС протяженностью до 10 дней в районах Хангая, в западных районах до 20 дней, в восточных районах до 7 дней, в Гоби до 5 дней гибнет скот. Такой дзот в Монголии бывает часто, раз в 2-3 года. Выживаемость трех пород от холодных ветров можно констатировать как среднюю, т.к. холодный ветер с понижением температур способствует расходованию запасенных жиров на согрев животных.
Среди изученных нами пород наиболее подвержены гибели от холодов животные породы Узэмчин, у которых большая доля запасов приходится на брыжеечный жир, который в холодное время расходуется быстро. Хотя здесь наблюдается комплексная особенность к переживанию неблагоприятных условий: зимой овцы этой породы стараются прижаться друг к другу во время сна не только к ягнятам, но и к другим овцам, поэтому у них чуть медленнее наступает переохлаждение, несмотря на то, что, как было сказано выше, у них наименее устойчивые запасы жиров. Дольше всего могут продержаться овцы монгольской породы овец, так как у этой породы накопление жиров на зиму происходит более равномерно в разных участках тела, преобладает подкожная жировая масса, и спят они, прижавшись друг другу.
5. «Ветреный дзод» - зимой и ранней весной в равнинных и восточных районах бывает дзод при ветре более 10 м/с продолжительностью в 3 и более дней.
6. «Хавсарган», или «объединенный дзод», - при одновременном выпадении мокрого снега с обледенением (Железный дзод) и сильных продолжительных ветрах (Ветреный дзод). Такое наложение стихийных бедствий вызывает гибель большого количества скота в короткий срок когда сложно предпринять меры по их спасению Местное население такой напасти боится особенно сильно.
В дзод овец подкармливают сеном, животные, привыкшие к пастбищному питанию, неохотно поедают его, часть животных вовсе отказывается от кормления. При вскрытии таких животных в их желудках все-таки обнаруживается небольшое количество сена, но такие животные все равно гибнут и, скорее всего, от недостатка движений. Пищеварение овец напрямую связано с температурой тела самих животных, при пере-
охлаждении перестает перевариваться съеденный корм и овцы гибнут от голода. Мы не исключаем факт гибели части скота от полученного стресса. Так как попытки согреть скот различными мерами не приводят к положительному результату.
Самыми слабыми на зимовку уходят ягнята, не достигшие года, и бараны-производители. Гибель ягнят обусловлена малым весом организма, а гибель баранов тем, что после гона в октябре они слабеют и с наступлением холодов возможность восстановить прежние силы минимальна. Причиной тому является и то, что бараны всех изученных нами пород спят, не прижимаясь друг к другу, что способствует большей теплопотере, чем у ягнят и овцематок. У пород монгольской и узэмчин овцематки спят с прижавшимися к ним ягнятами, что, несомненно, увеличивает их выживаемость. Отсутствие такого инстинкта у овцематок породы алтанбулаг вызывает их гибель от переохлаждений и быстрой потери веса. Они, как и бараны всех пород, не прижимаются во время ночного сна зимой ни к ягнятам, ни друг к другу.
Скотоводы отмечают во время стихийных бедствий случаи поедания голодными овцами оторванных кусков ткани от юрт, общипывая, поедают шерсть друг друга, так как она содержит солончаковую соль, жир и потовые выделения.
При гибели овцы пастухи стараются убрать животное из загона как можно быстрее. Если такой возможности нет, то гибель овец ускоряется, что также является стрессовым синдромом. Годовалые подъярки, которые спят в стойле со своей овцематкой, при ее гибели несколько дней не могут найти место для ночлега в стойле и обычно мечутся и блеют, что усиливает стресс животного и его истощение.
Для защиты скота в такие опасные морозы и ветра пастухи слегка разжигают заготовленные заранее (летом) кучи с овечьим или коровьим навозом с наветренной стороны стойла, дым в некоторой степени защищает овец от морозов.
Имеются и положительные моменты, учитываемые местным населением, от такого, например, бедствия, как «белый дзод»: тогда как скотоводы стремятся размножить свои стада, которые при продолжительном отсутствии дзода заметно увеличивают поголовье, овцы начинают быстро утрачивать породные признаки. Массовая гибель овец со слабыми адаптивными признаками является не чем иным, как достаточно быстрым естественным отбором.
Выжившие в период такого бедственного явления животные наиболее выносливы, сильны и мало подвержены заболеваниям. Земли овцеводов, которые после дзода потеряли скот, другие пастухи обычно обходят стороной еще несколько лет, так как погибший и незахороненный скот может стать причиной эпидемий. Некоторые скотоводы из-за нехватки пастбищ во время кочевок заходят на такие территории и выпасают стада овец, даже не расчистив территорию, совершив лишь религиозный обряд, отводящий беды. Овцы этих скотоводов редко заболевают на таких землях, и скотоводы благодарят богов за помощь. Но основной причиной невосприимчивости этого скота является то, что эти оставшиеся от последнего дзода животные, прошедшие природный естественный отбор, более устойчивые к болезням и после потепления частично уже восстановили силы.
Еще один положительный момент таков, что в подобный год обычно летом из-за хорошего увлажнения обильнее вырастает трава в степи.
Довольно сильно в борьбе со стихией страдают и сами овцеводы. За такой период люди остаются практически без продовольствия, намокает вся одежда, портится и становится непригодной обувь, и чаще всего погибает большая часть их стада, для восстановления которого потребуется не один год тяжелого труда.
Литература
Лхагва Т. Отчет Министерства сельского хозяйства Монголии. 2009 г. Овцеводство. - Улаанбаатар, 2009. - С. 109.
Сандакова Светлана Линховоевна, доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии и экологии Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Дангасурен Баатартуя, НИИ животноводства Монголии. E-mail: [email protected] Sandakova Svetlana Linkhovoevna, doctor of biological sciences, professor, department of zoology and ecology, Buryat State University. E-mail: [email protected]
Dangasuren Baatartuya, Research Institute of Stock Raising of Mongolia. E-mail: [email protected]