Научная статья на тему 'Влияние стереотипий у детей с расстройством аутистического спектра на развитие тревожных расстройств у их родителей'

Влияние стереотипий у детей с расстройством аутистического спектра на развитие тревожных расстройств у их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аттаева Л. Ж., Макаров И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стереотипий у детей с расстройством аутистического спектра на развитие тревожных расстройств у их родителей»

Э01 10.24412/с1-37257-2024-1-156-158 Аттаева Л.Ж.1, Макаров И.В.2'3

Влияние стереотипий у детей с расстройством аутистического спектра на развитие тревожных расстройств у их родителей

1 ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города г. Москвы», Москва, Россия 2 Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург, Россия 3 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,

Санкт-Петербург, Россия

Введение. В последние десятилетия все больше детей с расстройством аутистического спектра (РАС) выявляется во всем мире [1]. Анализируемый показатель находится в диапазоне 0,87-2,64 % [2]. РАС оказывает значительное влияние на жизнь детей и членов их семей. Дети с РАС испытывают затруднения при общении с окружающими, в том числе с членами семей [3]. Наличие РАС может привести также к агрессивному поведению и самоповреждениям. Таким образом, течение РАС влияет как на самого ребенка, так и на членов его семьи. Что касается родителей, то имеющиеся исследования показывают наличие у них возможности развития тревоги или проявления депрессивных симптомов [4].

Учитывая масштабы распространения РАС и возможные последствия, с которыми сталкиваются родители таких детей, важно знать уровень тревоги последних, чтобы определить их потребности и оказать соответствующие меры поддержки. В нашей стране исследований по этому вопросу не проводилось. В связи с этим целью исследования являлось выявление уровня тревоги у родителей, воспитывающих детей с РАС, а также определение корреляции между степенью тяжести стереотипий у этой группы детей и уровнем тревоги их родителей.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе филиала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ ПКБ № 1 ДЗМ) — Психоневрологического диспансера № 15 (ПНД № 15). Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 гг.

С целью исследования степени выраженности стереотипий у детей были использованы результаты опроса родителей (507 человек) с помощью специально разработанного валидизированного опросника. Применяли шкалу степени тяжести стереотипий от 3 до 12 баллов по результатам оценки частоты, прерывания стереотипного поведения и его влияния на повседневное общение ребенка с окружающими. Оценка степени тяжести проявления стереотипий проводилась по шкале: 3-4 балла — легкая степень; 5-7 баллов — средняя степень; 8-12 баллов — тяжелая степень. В исследовании приняли участие ро-

Российские традиции и современные подходы к оказанию помощи

157

дители детей в возрасте от 3 до 10 лет (средний возраст 3,7 ± 1,2 года), из них 364 мальчика (71,8 %) и 43 девочки (28,2 %). Средний возраст постановки диагноза находился в пределах 3,0 ± 1,2 года (от 1 до 4 лет). Большинство детей находились на момент исследования на домашней форме обучения (65,4 %).

С целью исследования уровня тревоги у родителей, воспитывающих детей с РАС, была проведена психодиагностика с помощью методики самооценки тревоги «Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)», под-шкала тревоги. Оценка степени тяжести проявления тревоги проводилась по дополненной шкале, разделяя клиническую выраженность в зависимости от степени тяжести проявления тревоги: 0-7 (нормальный уровень, тревога/ депрессия отсутствуют); 8-10 (субклиническая тревога/депрессия); 11-15 (клиническая умеренно выраженная тревога/депрессия); 16-21 (тяжелый клинически выраженный уровень тревожности/депрессии).

Все участники исследования подписали добровольное согласие на участие в нем. Статистическую проработку полученных результатов проводили с помощью программного пакета Microsoft Excel 2020 и Statistica 10.0. Перед статистическими расчетами все данные были проверены на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова — Смирнова. Из-за отсутствия нормального распределения количественные данные описывались с помощью долевого соотношения в выборке, медианы (Me), нижнего и верхнего квартилей (Q1 — Q3). Направление и теснота корреляционной связи между двумя количественными показателями оценивались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для интерпретации результатов корреляционного анализа использовалась шкала Чеддока. Учитывали наличие связей по показателям 0,50-0,69 — «средний», 0,70-0,89 — «сильный», >0,90 — «очень сильный». Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости «р» принимался равным 0,05.

Результаты. У большой доли детей с РАС (64,5 %) ежедневные стереотипии с трудным отвлечением или прерыванием стереотипного поведения (у 56,8 %), которые мешают ребенку общаться с другими детьми (в 89,55 % случаев), с родителями и родственниками (в 76,73 % случаев), что также мешает насущным занятиям детей (в 83,23 % случаев). Средний показатель частоты возникновения стереотипий составил 1,88 ± 0,58 балла. Средний показатель легкости отвлечения ребенка или прерывания стереотипного поведения составил 1,9 ± 0,65 балла. Средний показатель влияния стереотипий на общение ребенка с окружающими составил 3,82 ± 1,2 балла. Средний общий балл тяжести стереотипий в анализируемой группе детей составил 7,6 ± 2,3 балла (средняя степень тяжести стереотипий).

С целью исследования уровня тревоги у родителей, воспитывающих детей с РАС, была проведена психодиагностика с помощью методики самооценки тревоги HADS, подшкала тревоги. Так, большая доля родителей детей с РАС (47,93 %) характеризуется клинически умеренно выраженной тревогой. Средний показатель тревоги в анализируемой выборке родителей составил 11,6 ± 3,01 балла (клиническая умеренно выраженная тревога).

Проведенное исследование зависимости выраженности тревоги родителей от степени выраженности стереотипий у детей показало наличие стати-

стически значимой (р = 0,0001) тесной связи влияния степени тяжести стерео-типий на уровень тревоги у родителей при r = 0,819.

Обсуждение. Полученные данные подтверждают более ранние исследования о влиянии РАС на социализацию детей [5], о влиянии психиатрической патологии у ребенка на уровень психического состояния родителей [6-8]. Однако в этих исследованиях не учитывалась тяжесть проявления стерео-типий.

Заключение. Тяжесть повторяющегося поведения у ребенка с РАС указывает на риск развития симптомов тревоги у его родителей с г = 0,819, р = 0,0001. Понимание того, что у родителей детей с РАС возможно развитие тревожных расстройств актуально для практических врачей и нуждается в дальнейшем исследовании. Полученные результаты могут использоваться в рамках программ раннего вмешательства и помощи семьям детей с РАС.

Список литературы

1. Макушкин Е.В., Макаров И.В., Пашковский В.Э. Распространенность аутизма: подлинная и мнимая // Журнал неврологии и психиатрии. 2019. № 2. С. 80-86. https//:doi.org/10.17116/jnevro201911902180

2. Фесенко Ю.А., Фесенко Е.Ю. Современная проблема диагностики раннего детского аутизма (РДА) и расстройств аутистического спектра (РАС) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2021. № 2. С. 374-382. https//:doi.org/10.35231/18186653_2021_2_374

3. Гречаный С.В. Детский аутизм и расстройства аутистического спектра. Руководство по педиатрии. СПб: С.-Петерб. гос. педиатр. мед. ун-т, 2021. Т. 9. С. 177-218.

4. Саркеева Д.Ю. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с аутизмом или расстройствами аутистического спектра: национальные тенденции в современном образовании // Национальные тенденции в современном образовании. 2019. С. 181-188.

5. Беспалько А.А. Теоретический анализ психологических особенностей отношений родителей детей с аутизмом // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. № 4. С. 338 [Электронный ресурс]. URL: https://psikhologiya-v-krimu-puti-razvitiya.online/arhivvypuskov-zhurnala/2020/no4-2020 (дата обращения 20.01.2024).

6. Kalvin C.B., Marsh C.L., Ibrahim K., Gladstone T.R., Woodward D., Grantz H., Ventola P., Sukhodolsky D.G. Discrepancies between parent and child ratings of anxiety in children with autism spectrum disorder // Autism Res. 2020. Jan. No. 13(1). P. 93-103. https// :doi: 10.1002/aur.2220.

7. Keating J., Van Goozen S., Uljarevic M., Hay D., Leekam S.R. Restricted and repetitive behaviors and their developmental and demographic correlates in 4-8-year-old children: A transdiagnostic approach // Front Behav Neurosci. 2023. Mar. No. 17. P. 1085404. https//:doi: 10.3389/fnbeh.2023.1085404

8. Shiloh, Gal, Eynat Gal, Ayelet David, Elkana Kohn, Ariela Hazan and Orit E. Stolar. The Relations between Repetitive Behaviors and Family Accommodation among Children with Autism: A Mixed-Methods Study // Children. 2023. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.