Научная статья на тему 'Влияние степени развития физических способностей на исполнительское мастерство гимнасток на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике'

Влияние степени развития физических способностей на исполнительское мастерство гимнасток на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1378
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние степени развития физических способностей на исполнительское мастерство гимнасток на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике»

7. Мирошникова, Е. Растения-целители вашего знака Зодиака / Е. Ми-рошникова, Ю. Берест. - Ростов-на-Дону : Донское слово, 1992. - 160 с.

8. Никольская, Т.В. Эффективность применения кругового метода в занятиях оздоровительной культурой с лицами пожилого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Никольская Татьяна Вячеславовна. - Смоленск, 2000. - 20 с.

9. Паунггер, И. Лунная гимнастика / И. Паунггер, Т. Поппе. - СПб. : ИД «Весь», 2002. - 224 с. - КВК 5-94435-175-6.

10. Попадьина, Л.В. Методика оздоровления лиц среднего возраста, занимающихся умственным трудом : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Попадьина Людмила Ведениславна. - Малаховка, 1999. - 25 с.

11. Селуянов, В.Н. Биологические основы оздоровительного туризма /

В.Н. Селуянов, А.А. Федякин. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 123 с. - КВК 5-8134-0029-2.

ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ

И.В. Цепелевич

Несмотря на систематические (каждый олимпийский цикл) изменения в правилах соревнований по художественной гимнастике критериев оценивания соревновательных комбинаций [2,3], неизменными остаются требования к технической сложности композиции - элементы всех структурных групп упражнения без предмета обязательно должны присутствовать в каждой соревновательной комбинации. Такими элементами являются прыжки, равновесия, повороты и наклоны. Эти элементы переоцениваются, изменяются и дополняются с каждой редакцией правил соревнований, но, как показывает практика, для их выполнения требуется все более высокий уровень развития физических способностей гимнасток. И этот уровень с каждым годом будет неизменно повышаться, так как он напрямую оказывает влияние на исполнительское мастерство гимнасток и определяет их спортивный результат.

Усложнение большинства элементов происходит за счет повышения амплитуды и усложнения координации движений, увеличения количества вращений, слияния изолированных элементов в соединения повышенной технической сложности, для выполнения которых требуется максимальный уровень развития у гимнасток не только ведущих физических способностей (гибкость и координационные способности) [1], но и менее развитых (скоростные и силовые способности, и выносливость), а также, в большей степени, совокупного проявления нескольких способностей.

ЦЕЛЬ:

Выявить степень влияния уровня развития физических способностей гимнасток этапа углубленной подготовки на исполнительское мастерство соревновательных элементов всех структурных групп упражнения без предмета.

ЗАДАЧИ:

Проанализировать результаты тестирования уровня развития физических способностей перспективных гимнасток этапа углубленной специализации и выявить физические способности, которые в наибольшей степени определяют уровень готовности гимнасток: группы перспективных гимнасток, в которую вошли победители, призеры и финалисты чемпионатов Сибирского Федерального округа и Иркутской области, и группы гимнасток среднего уровня, имеющих соревновательный результат ниже 10 места в соревнованиях этого же масштаба. Различия в уровне развития физических способностей гимнасток перспективной группы и гимнасток среднего уровня статистически значимы (р<0,05).

Наиболее развитыми, а значит и значимыми, у перспективных гимнасток оказались пассивная и активная гибкость в тазобедренных суставах, активная гибкость в позвоночнике, статическое и динамическое равновесие и прыжковая выносливость.

Для определения степени влияния уровня развития физических способностей на качество техники выполнения элементов гимнастками, выступающими по программе мастеров спорта, был выполнен корреляционный анализ.

Результаты корреляционного анализа показывают, что выявлена тесная связь между уровнем развития активной гибкости в тазобедренных суставах и выполнением технически сложных элементов всех структурных групп: прыжковых элементов (г=0,68), равновесий (г=0,79), поворотов (г=0,61) и элементов на гибкость (г=0,60). Также выявлено значительное влияние уров-ня активной гибкости в позвоночнике на выполнение прыжковых элементов «экстра» класса (г=0,69), поворотов с положением свободной ноги назад в шпагат (г=0,77), наклонов (г=0,75). Недостаточный уровень развития динамического равновесия будет отрицательно влиять на качество выполнения равновесий (г=0,79), поворотов, выполняемых на правой ноге (г=0,69), поворотов, выполняемых на левой ноге (г=0,78) и элементов на гибкость (г=0,78).

На выполнение равновесий повышенной сложности значительно влияет и степень развития статического равновесия (г=0,69). Также на выполнение поворотов со сгибанием и выпрямлением опорной ноги во время вращения оказывает влияние уровень развития динамической силы опорной ноги (г=0,56).

Выявлена положительная связь между степенью развития вестибулярной устойчивости и качественным выполнением сложных прыжков (г=0,63), равновесий (г=0,72), поворотов и элементов на гибкость (г=0,80).

Таким образом, уровень развития таких ведущих физических способностей как пассивная и активная гибкость в тазобедренных суставах, активная гибкость в позвоночнике и динамическое равновесие, а также вестибулярная устойчивость в значительной степени влияют на выполнение технически сложных элементов всех структурных групп упражнения без предмета, что еще раз подтверждает их непосредственное влияние на соревновательный результат гимнасток.

ВЫВОДЫ:

1. Выявлено, что степень готовности перспективных гимнасток к освое-

нию технически сложных элементов обеспечиваются более высоким уровнем раз-вития таких физических способностей как:

• Гибкость (активная и пассивная гибкость в тазобедренных суставах, активная гибкость в позвоночнике);

• Координационные способности (динамическое равновесие и вестибулярная устойчивость).

2. Выявлены сильные корреляционные связи между уровнем развития ряда ведущих физических способностей и качеством выполнения технически сложных элементов всех структурных групп упражнения без предмета: с прыжковыми элементами (г=0,68), с равновесиями (г=0,69), с поворотами (г=0,61), с элементами на гибкость (г=0,60), что еще раз подтверждает непосредственное влияние степени физической подготовленности гимнасток на их соревновательный результат.

Эти результаты являются основой для разработки методики сопряженного развития ведущих физических способностей у гимнасток на этапе углубленной подготовки, которая будет направлена на повышение уровня раз-вития физических способностей и исполнительского мастерства гимнасток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук 13.00.04 : защ. 27.02.03 / Винер Ирина Александровна ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 120 с.

2. Правила судейства по художественной гимнастике / Международная Федерации гимнастики ; Технический комитет по художественной гимнастике, 2001. - 125 с.

3. Правила судейства по художественной гимнастике / Международная Федерация гимнастики ; Технический комитет по художественной гимнастике, 2005. - 122 с.

ВЕКТОР СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

С.Ю. Щетинина

В настоящее время спортивно ориентированное физическое воспитание выделяется среди приоритетных инновационных проектов модернизации системы физического воспитания в общеобразовательной школе, что определяется необходимостью повышения двигательной активности учащейся молодежи, обеспечения должного уровня их физической культуры, физического развития и подготовленности, улучшения показателей здоровья.

В связи с чем, наиболее существенным из противоречий в школьном образовании является несоответствие прокламируемых целей физического воспитания и физической подготовки и реальных возможностей их осуществления для каждого отдельного ученика. Так, школьное физическое воспитания провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся, и на этой основе укрепление их здоровья. Но традиционный школьный урок в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить учащимся нужного тренировочного эффекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.