аналога депрессии наблюдается повышение экспрессии нейрогормона только в мелкоклеточной части ПВЯ, тогда как в случае экспериментального тревожного состояния (ПТСР) — и в мелко-, и крупноклеточной частях ядра. Обнаружено снижение содержания вазопрессина в гипоталамусе крыс на ранних сроках развития патологий в обеих моделях. У животных, подвергнутых ГП в моделях депрессии и ПТСР, уровень экспрессии нейрогормонов не отличался от контрольных значений: не наблюдалось существенного повышения содержания CRH в гипоталамусе, нормализовался уровень экспрессии
вазопрессина на ранних сроках развития депрессивноподобных состояний в обеих моделях.
Таким образом, в экспериментальных моделях депрессии и ПТСР продемонстрирован проективный эффект ГП на нейроэндокринном уровне. Этот факт позволяет сделать заключение о потенциальном терапевтическом значении для клиники прекондициониро-вания гипобарической гипоксией как метода профилактики и коррекции тревожно-депрессивных состояний.
Работа поддержана грантами РФФИ (08-04-00363, 0904-92605) и Фондом содействия отечественной науке.
влияние стадии эстрального цикла на межполушарную асимметрию индивидуального поведения беспородных мышей
© В. В. Михеев, Е. В. Шекунова, П. Д. Шабанов
Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Санкт-Петербург
Введение. Ранее было показано, что межполушар-ная асимметрия контроля соматической болевой чувствительности у самок беспородных мышей зависит от стадии эстрального цикла (Е. V. Shekunova, V. V. Mikheiev. 2001). Цель настоящей работы состояла в исследовании роли левого и правого полушария в регуляции индивидуального поведения беспородных мышей в различные стадии эстрального цикла.
Методика. Опыты проводили на самках белых беспородных мышей. Стадии эстрального цикла определяли путем микроскопического исследования влагалищных мазков. Индивидуальное поведение оценивали в «открытом поле». Временную инактивацию коры левого или правого полушарий осуществляли с помощью корковой распространяющейся депрессии Leao.
Результаты. Поведение мышей изучали только в двух стадиях: эструсе и диэструсе, поскольку они максимально различались между собой при исследовании болевой чувствительности. В условиях функционирования целого мозга ни по одной из регистрируемых реакций (как по частоте появления, так и по общей продолжительности) достоверных различий выявлено не было.
На фоне временного выключения полушарий выявились достоверные различия по параметрам реакций в зависимости от стадии цикла. В эструсе продолжительность и частота подъемов на задние лапы достоверно
отличались от контроля (когда активны оба полушария) только при активном правом полушарии, в то время как в диэструсе достоверные отличия от контроля обнаруживались только при активном левом полушарии.
Продолжительность заглядываний в отверстия в диэструсе достоверно отличалась от контроля при активном левом полушарии, а частота уменьшилась в эструсе при активном правом, а в диэструсе снова только при активном левом полушарии.
В регуляции продолжительности груминга межполу-шарные различия наблюдались только в диэструсе: при активном левом полушарии продолжительность груминга достоверно уменьшалась по сравнению с контролем. Частота сидения изменилась по сравнению с контролем в эструсе при активном правом, а в диэструсе — при активном левом полушарии. Заслуживает внимания тот факт, что различия по частоте и продолжительности сидения и подъемов на задние лапы между группой самок в эструсе и группой самок в диэструсе наблюдались только при активном правом полушарии, тогда как при активном левом полушарии разницы между эструсом и диэструсом не было.
заключение. Таким образом, при инактивации полушарий выявились следующие закономерности. Во-первых, достоверные различия в параметрах реакций между группой самок в эструсе и группой самок в диэструсе наблюдались только при активном
М54 обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии
том s/2010/1
правом полушарии. Складывается впечатление, что правое полушарие является более чувствительным к изменению гормонального фона, связанному со сменой стадий цикла. Во-вторых, достоверные отличия от контроля в параметрах реакций в диэстру-се наблюдались при активном левом полушарии, а в эструсе — при активном правом полушарии. То есть в эструсе доминировало левое полушарие, так как, когда оно работало, параметры поведенческих ре-
акций были такие же, как и в контроле, а в диэструсе ситуация была противоположной — частота и продолжительность реакций не отличались от контроля при активном правом полушарии. То есть в зависимости от стадии цикла изменяется паттерн межполушарной асимметрии, происходит смена доминирующего полушария. Все эти факты говорят о том, что полушария по-разному реагируют на изменение содержания половых стероидов в крови.
изучение действия препарата ропрен на нейрофизиологическое состояние центральной нервной системы больных хроническим алкоголизмом с помощью метода электроэнцефалографии
© И.С. Моховикова1, В. С. Султанов2, И. С. Монахова1, В. Г. Агишев1, В. И. Рощин3, Т. В. Никитина4
1 Городская психиатрическая больница N 3 им. И. И. Скворцова-Степанова
2 Solagran Limited, Мельбурн, Австралия
3 Санкт-Петербургская лесотехническая академия им. С. М. Кирова
4 Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург
Введение. При хроническом алкоголизме патологические изменения на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) проявляются в форме дефицита альфа-ритма и увеличения бета-ритма, появлении пароксизмальных волн и разрядов, что считается предопределяющим в отношении алкоголизма и свидетельствуют о предрасположенности к нему. Алкоголизм обусловливает усиленное возбуждение в дофаминэргических-мезолимбических структурах мозга, делает эти структуры гиперреактив-ными, за счет чего происходит усиленное генерирование частот бета-диапазона и говорит о нарушении нейротрансмиссии в дофаминэргической системе и токсическом действии алкоголя на мозг. Отмечено, что наличие на ЭЭГ низковольтного альфа-ритма свидетельствует об алкоголизме и коррелирует с повышенной тревожностью. Как правило, у больных повышена частота бета-ритма в лобных областях мозга по сравнению с его частотой в теменных и затылочных областях.
цель исследования. По данным ЭЭГ оценить действие препарата ропрен у больных хроническим алкоголизмом на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) в сравнении с базовой терапией по данным ЭЭГ
Методы. Исследование проходило на базе психиатрической больницы № 3 им. И. И. Скворцова-Степанова. Участвовало 2 группы больных: группа, проходившая курс лечения ропреном (60 больных), группа — курс базовой терапии (30 больных). Препарат принимался больными в дозе 144 мг в сутки в течение 30 дней. Опытная группа проходила курс дезинтоксикации и терапию ропреном без включения ноотропов, церебропротекторов, антидепрессантов и витаминов группы «В». Базовая терапия включала лечение, согласно международным стандартам лечения алкогольного абстинентного синдрома: дезинтоксикация, витамины группы «В», ноотропы, церебро-протекторы, антидепрессанты. Регистрация ЭЭГ проводилась с помощью 19-канального энцефалографа фирмы «Мицар» по стандартной методике. Кроме визуального анализа ЭЭГ использовали спектральный метод оценки биоэлектрической активности мозга (БЭА). Важным диагностическим критерием служили реакция усвоения ритма (РУР), степень усвоения ритмической фотостимуляции (РФС) и кожно-гальваническая реакция (КГР).
Результаты. У 75 % больных опытной группы на ЭЭГ были выявлены отклонения параметров БЭА от нормы,
том а/2010/1
обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии I M55