Научная статья на тему 'Влияние среды обитания на человека (на примере г. Алматы)'

Влияние среды обитания на человека (на примере г. Алматы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА ОБИТАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ / ENVIRONMENT / PERCEPTION PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куспангалиев Болат Урайханович, Мулагулов Григорий Андреевич

Важно понимать, что необходимость в эмоционально богатой среде обитания один из основных факторов психологического здоровья человека. Сегодня мы мало обращаем внимания на наше повседневное окружение, ссылаясь на то, что главное это наше жилье и место работы. Но окружающая нас среда это и есть наш дом… Мы, не уделяя ей должного внимания, остаемся в соответствующей однообразной среде, которая складывается посредством «самозастройки». В таких условиях фасады домов, застройка улиц следственно становятся монотонными, непродуманными и безликими. Проходя мимо протяженного глухого фасада, например, человек, скорее всего, будет спешить как можно быстрее миновать квартал, не обращая внимания ни на окружающую обстановку, ни на людей. В этой статье проведен анализ данной ситуации в г. Алматы. Собраны данные, описана обстановка и дано заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT ON HUMAN (ON THE EXAMPLE OF ALMATY)

It is important to understand that the need for an emotionally rich environment is one of the main factors of a person's psychological health. Today, we pay little attention to our everyday environment, referring to the fact that the main thing is our housing and place of work. But the environment around us is our home... we do not pay enough attention to it, but we remain in the corresponding monotonous environment, which is formed by "self-building". In such conditions, the facades of houses, building streets consequently becomes monotonous, ill-conceived and faceless. Passing by a long blind facade, for example, a person is likely to rush as quickly as possible to pass the block, not paying attention to either the environment or the people. In this article the analysis of a given situation in Almaty. Data is collected, the situation is described, and a conclusion is given.

Текст научной работы на тему «Влияние среды обитания на человека (на примере г. Алматы)»

АРХИТЕКТУРА

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ Г. АЛМАТЫ) Куспангалиев Б.У.1, Мулагулов Г.А.2 Email: Kuspangaliyev17147@scientifictext.ru

'Куспангалиев Болат Урайханович — доктор архитектуры, директор, Институт архитектуры и строительства и энергетики им. Т.К. Басенова; 2Мулагулов Григорий Андреевич — бакалавр архитектуры, магистрант, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: важно понимать, что необходимость в эмоционально богатой среде обитания — один из основных факторов психологического здоровья человека. Сегодня мы мало обращаем внимания на наше повседневное окружение, ссылаясь на то, что главное - это наше жилье и место работы. Но окружающая нас среда это и есть наш дом... Мы, не уделяя ей должного внимания, остаемся в соответствующей однообразной среде, которая складывается посредством «самозастройки». В таких условиях фасады домов, застройка улиц следственно становятся монотонными, непродуманными и безликими. Проходя мимо протяженного глухого фасада, например, человек, скорее всего, будет спешить как можно быстрее миновать квартал, не обращая внимания ни на окружающую обстановку, ни на людей. В этой статье проведен анализ данной ситуации в г. Алматы. Собраны данные, описана обстановка и дано заключение.

Ключевые слова: среда обитания, психология восприятия.

THE INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT ON HUMAN (ON THE EXAMPLE OF ALMATY) Kuspangaliyev B.U.1, Mulagulov G.A.2

'Kuspangaliyev Bolat Uraikhanovich - Doctor of architecture, Director, Т.К. Basenov Institute of Architecture Construction and Energy; 2Mulagulov Grigoriy Andreyevich — Bachelor of architecture, Postgraduate Student, DEPARTMENT OF ARCHITECTURE, KAZAKH NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER К.1. SATBAYEV, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: it is important to understand that the need for an emotionally rich environment is one of the main factors of a person's psychological health. Today, we pay little attention to our everyday environment, referring to the fact that the main thing is our housing and place of work. But the environment around us is our home... we do not pay enough attention to it, but we remain in the corresponding monotonous environment, which is formed by "self-building". In such conditions, the facades of houses, building streets consequently becomes monotonous, ill-conceived and faceless. Passing by a long blind facade, for example, a person is likely to rush as quickly as possible to pass the block, not paying attention to either the environment or the people.

In this article the analysis of a given situation in Almaty. Data is collected, the situation is described,

and a conclusion is given.

Keywords: environment, perception psychology.

УДК '7.02'.'

Психологическое состояние человека зависит от окружения, от места где он находится, улицы, которую он пересекает, а также от общества в котором находится. К примеру, проходя мимо безликих зданий, простирающихся на целые кварталы, как например торговые моллы человек ускоряет шаг и торопится пересечь неблагоприятный участок улицы [1], в случае с живыми, разнообразными фасадами случается иначе, пешеход замедляет шаг и его внимание приковывают к себе постоянно сменяющиеся элементы, окна, двери и фасады зданий. То же самое касается и обычных тротуаров. Как бы повел себя человек, двигаясь по бесконечно длинному прямому тротуару - видя перед собой отдаленную цель (пункт назначения), но

ощущаемую как недосягаемость? Это чувство подавления, сколько не двигаешься, а цель все еще отдалена. Но если человек будет двигаться сложным криволинейным путем, сворачивая за поворот, стремясь преодолеть пусть небольшой отрезок пути, но символизирующий уже о достигнутой цели, это его не будет угнетать, а может в какой-то степени и появится даже азарт - достигнуть следующего этапа пути и понять, что же ты увидишь за очередным поворотом. Движение по сложной криволинейной траектории заложено у нас в крови. При движении мы всегда используем кривую траекторию, мы не можем двигаться в одном направлении и сменить его под прямым или острым углом [1]. Тяготение к плавным формам также можно проследить и в стремлении создать любой предмет с округленными краями, пусть это будет стол или смартфон, мы всегда используем кривые формы, они могут быть более или менее плавными, но никогда не бывают остроконечными - желание не сталкиваться с острыми краями, так как они с самого детства человека представляют опасность повреждения, пореза и укола. Так, пешеход в большинстве случаев выберет приоритет сложной траектории движения, пусть он пересекает городской парк или жилую зону - его стремление к постоянному визуальному изменению окружения как необходимость поддержания постоянной изменчивости происходящего.

Можно привести еще один пример, влияющий на состояние человека, но уже скорее не психологически, а физически. Преодолевая на автомобиле большой путь по прямолинейной автомагистрали вероятность рассеянности и утомления у водителя значительно выше, нежели движение по сложной кривой траектории. Это обусловлено практически не меняющейся обстановкой окружения, что влияет на внимание водител я -он начинает переходить в т.н. режим «автопилота» и резкоменяющуюся обстановку замечает с замедлением, так как она является «нештатной ситуацией». К сожалению, подобные случае часто имеют весьма печальный исход. В таких случаях на дорогах предусматриваются чередующиеся искусственные неровности, способные «разбудить» внимание водителя. Но речь не об этом. Подобный пример хорошо показывает важность изменяющейся обстановки в нашей повседневной жизни, т.к. от этого зависит наше психологическое, моральное и физическое состояние.

Подобная ситуация складывается в случае с неудачным оформлением ландшафта общественных мест - будь то красивая набережная или центральный парк Нью-Йорка, если организация окружения расположена к прогулке человека и не представляет собой прямые скучные тротуары и пустые пространства, засеянные газонной травой, то пространство будет работать в благоприятную сторону в отношении психологического и морального состояния человека.

Среда обитания, пространство, в котором находится человек, пусть он проживает в нем каждый день или находится временно - все это одинаково отражается на его восприятии окружения и эмоциональном состоянии. Конечно, разница во времени пребывания ощутима, но эффект идентичен. Сменяющийся облик окружающего мира для пребывания человека необходим, также как необходим чистый воздух для дыхания. Застраивая типовыми или невзрачными строениями город, пригород или поселение, мы обрекаем жителей к эмоциональному голоданию с тем же успехом, с которым мы влияем на экологическую обстановку используя традиционное топливо. Кроме того, важно пользоваться природным ландшафтом и озеленением для создания комфортных условий проживания. Нельзя забывать, что ландшафт — это неотъемлемая часть нашей среды обитания, важная составляющая, создающая уют и легкость в условиях застройки, особенно если это работает в симбиозе. Важность зеленых территорий подтверждается массой примеров, от ощущения счастья до ускоренного выздоровления больных [2].

Лечащимся пациентам больниц необходимо было меньше времени и обезболивающих для их выздоровления, благодаря тому, что они имели возможность наблюдать природу, а не городскую монотонную застройку. В зависимости от наблюдений у пациентов наблюдался меньший уровень тревожности и боли после операции на сердце, пациенты стоматологий испытывали меньше стресса наблюдая просто изображения природы в комнате ожидания, кроме того, ученики показывали более высокие результаты экзаменов, благодаря тому, что у них была возможность видеть природу [3].

В городе Алматы был проведен опрос населения по теме комфортности проживания и влияния окружающей среды на психологическое состояние жителей. Для опроса были изучены статистические, проектные данные и результаты исследований по устойчивому развитию крупных городов Казахстана, в частности г. Алматы [4]. Опрос был проведен посредством анкетирования с возможностью указания собственного ответа респондентом. Анкеты

раздавались произвольно по всем районам города без возрастного ограничения. В ходе исследования анкеты собраны и проанализированы.

Исходя из проведенного опроса, следует, что большинство опрошенных респондентов довольны своим местом проживания (68%). Но несмотря на положительный ответ опрошенных на вопрос «считаете ли Вы свое место проживания комфортным для Вашего психологического здоровья?» большинство также указали подробные ответы, которые все же их беспокоят. Ранее, жители города отмечали плохое благоустройство территории, неудовлетворительные жилищные условия [4], что и по сей день по данным проведенного анкетирования имеет весомый процент у опрошенных. Меньшее количество отметило проблемы с шумом в месте их проживания, с доступностью их района относительно мест приложения труда, развлечений и отдыха, а также отмечают дискомфорт жилищных условий (высокой плотности заселения в жилом доме и стрессы из-за расположения в неблагоприятном районе города). Ровно половина из опрошенных, указавших, что их устраивает место проживания, также указывают на чувство тревожности из-за плохого освещения улиц и дворов и на отсутствие мест отдыха из-за недостатка озелененных рекреационных зон.

Иной показатель составляет из неудовлетворенных респондентов своим местом проживания - меньше половины из них указывает те же пункты в анкете. Среди которых - недовольство благоустройством, архитектурными качествами застройки.

Учитывая, что г. Алматы весьма озелененный город, данный показатель довольно высокий, особенно учитывая, что все проголосовавшие с разных районов города.

Больше половины всех опрошенных испытывают моральную усталость от монотонной застройки, а треть - из-за отсутствия стилистического решения.

Шум также доставляет жителям дискомфорт. 40% респондентов проживают вблизи от шумной автомобильной дороги. Небольшой процент испытывает дискомфорт от близкорасположенных торговых, культурно-развлекательных мест, производственных зданий, а также наличия железнодорожных путей и/или аэродрома. Опрошенные респонденты также указывают на потребность в тихом отдыхе и процент проголосовавших весьма высок - 40%. Несмотря на жалобы в сторону шума от транспорта, частного или общественного, спрос на его использование растет вместе с ростом города и его населения. Как показали ранее проведенные исследования [4], транспорт в городе Алматы необходимо развивать, чтобы удовлетворить все потребности в передвижении жителей, но необходим качественный подход к решению данной задачи, с сохранением экологической ситуации в городе. Важно привлекать современные технологии и возможности - чтобы исключить появление новых негативных факторов, влияющих на качество проживания в городе. С развитием транспорта важно избавляться от избыточного шума, углекислого газа (электрификация транспорта, более массивное озеленение дорого и пр.).

Если провести параллель недостатка благоустройства и шумности из-за наличия дороги с высокой плотностью движения можно сделать вывод о нехватки зеленых заграждений проезжей части в городе. Конечно, основным фактором шумности от проезжей части остается большое количество автотранспорта в городе.

Анализ показывает, что больше половины опрошенных горожан довольны своим местом проживания и считают его психологически комфортным, но не прочь внести изменения в условиях проживания. Основная масса указала на неудовлетворительное благоустройство территорий, низкие жилищные условия, что весьма сильно сказывается на их психологическом состоянии.

Необходимо отметить, что на данный момент в крупных городах Казахстана проводятся мероприятия по улучшению качества жизни граждан, в том числе посредством благоустройства территории. Казахстан как суверенное государство, как динамично развивающаяся страна центрально-азиатского региона с рыночно ориентированной экономикой, и стремящаяся к комплексному решению как внешнеполитических, так и внутренних социальных задач, с самого начала своего становления была обращена к идеям устойчивого развития, что нашло отражение в ряде государственных программ и правительственных постановлений [4]. Многие, из которых были уже воплощены и на их основе составлены новые, направленные на поддержание идей устойчивого развития. Качество жизни, как один из важных факторов, требующий активного участия как администрации города, так и горожан, сегодня выходит на новый уровень за счет все больше уделенного внимания этому вопросу. Ежедневно наблюдаются изменения, касающиеся среды обитания граждан, от благоустройства, заканчивая транспортной инфраструктурой города. В данной работе крайне важно задействовать само население, получить «отдачу» со стороны жителей и учесть их пожелания, тем самым

возможно создать благоприятную среду для проживания и воплотить идею об идеальном городе в реальность.

Список литературы / References

1. Эллард К. Среда Обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2019. 288 с.

2. Монтгомери Ч. Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 368 с.

3. Ulrich R.S. View Through a Window May Influence Recovery from Surgery // Science. [Электронный ресурс], 1984. Vol. 224. Pp. 420-421. Режим доступа: https://science.sciencemag.org/content/224/4647/420/ (дата обращения: 17.01.2020).

4. Абилов А.Ж., Ходжиков А.В., Яскевич В.В. Некоторые результаты исследований по устойчивому развитию городов Казахстана в условиях инновационного потенциала экономики. Инженерное образование и наука в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы Международного форума, посвященные 80-летию КахНТУ им. К.И. Сатпаева, 2014. С. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.