Научная статья на тему 'Влияние средств повышения мотивации к тренировочным занятиям на физическую подготовленность юных спортсменов'

Влияние средств повышения мотивации к тренировочным занятиям на физическую подготовленность юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДНЕВНИК СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максачук Екатерина Павловна

Мотивация юных спортсменов является важным компонентом в процессе организации тренировочной деятельности. Она выражает интерес детей и подростков к спорту, а также их отношение к выполняемой деятельности, поэтому очень важно, приступая к тренировочным занятиям, выявить мотивы выбранной деятельности, а также способствовать формированию мотивов, которые будут положительно влиять на дальнейший процесс обучения. В статье раскрывается значение мотивации в тренировочном процессе. Указываются принципы, способствующие положительной мотивации к занятиям спортом. Экспериментально доказана эффективность применения средств повышения мотивации в физической подготовленности спортсменов 9-11-ти лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Максачук Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the motivation means for training sessions on the physical fitness of the young athletes

Motivation of the young athletes is an important component in the process of organizing the training activities. It expresses the interest of children and adolescents to exercises doing, as well as their relation to the activity performed, so it is important when starting the training sessions to identify the motives to the selected activities, as well as to promote the formation of the motives that will have positive influence on the learning process. The article reveals the importance of motivation to the training process. It outlines the principles that promote the positive motivation to the exercises. The study experimentally proved the efficacy of the use of means to increase the motivation to the physical fitness of the athletes aged 9-11 years.

Текст научной работы на тему «Влияние средств повышения мотивации к тренировочным занятиям на физическую подготовленность юных спортсменов»

А.Г. Маджуга // Валеология. - 2003. - № 1. - С. 58-61.

7. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве : монография-эссе / Л.Г. Татарникова. - СПб. : Крисмас, 1999. - 177 с.

REFERENCES

1. Arinchin, N.I. (1998), Health creation, publishing house “Belarusian humanitarian educational cultural center”, Minsk, Belarus.

2. Dneprov, E.D. (2007), Ushinsky and modernity, publishing house “State University - Higher school of Economics”, Moscow.

3. Ed. Madzhuga, A.G and Sladkov S.N. (2013), Health saving education in innovative conditions: theory, methodology, practice and experience: collective monograph, publishing house “MAN the intellect of the future”, Obninsk.

4. Kislyakov, P.A. (2011), Social security and health care students, Logos, Moscow.

5. Kolbanov, V.V. (2001), Valeological: basic concepts, terms and definitions, publishing house

“DEAN”, St. Petersburg.

6. Madzhuga, A.G. (2003), “Formation of valeological culture of the personality in a context of

joint and dialogical sensibly creative activity of subjects of educational process”, Valueology, No. 1, pp.

58-61.

7. Tatarnikova L.G. (1999), Valueology in pedagogical space: monograph essay, publishing house “Krismas”, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.09.2014.

УДК 374.1

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,

Московская государственная академия физической культуры и спорта,

Малаховка (МГАФК)

Аннотация

Мотивация юных спортсменов является важным компонентом в процессе организации тренировочной деятельности. Она выражает интерес детей и подростков к спорту, а также их отношение к выполняемой деятельности, поэтому очень важно, приступая к тренировочным занятиям, выявить мотивы выбранной деятельности, а также способствовать формированию мотивов, которые будут положительно влиять на дальнейший процесс обучения. В статье раскрывается значение мотивации в тренировочном процессе. Указываются принципы, способствующие положительной мотивации к занятиям спортом. Экспериментально доказана эффективность применения средств повышения мотивации в физической подготовленности спортсменов 9-11-ти лет.

Ключевые слова: юные спортсмены, мотивация, физическая подготовленность, дневник спортивных тренировок.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p186-189 INFLUENCE OF THE MOTIVATION MEANS FOR TRAINING SESSIONS ON THE PHYSICAL FITNESS OF THE YOUNG ATHLETES

Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical science,

Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka

Annotation

Motivation of the young athletes is an important component in the process of organizing the training activities. It expresses the interest of children and adolescents to exercises doing, as well as their rela-

tion to the activity performed, so it is important when starting the training sessions to identify the motives to the selected activities, as well as to promote the formation of the motives that will have positive influence on the learning process. The article reveals the importance of motivation to the training process. It outlines the principles that promote the positive motivation to the exercises. The study experimentally proved the efficacy of the use of means to increase the motivation to the physical fitness of the athletes aged 9-11 years.

Keywords: young athletes, motivation, physical parameters, journal of athletic training.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация занимает важное место в достижении высоких спортивных результатов, побуждая юных спортсменов к тренировочным занятиям. В структуре мотивации к спортивной деятельности необходимо учитывать, как общественные мотивы, так и мотивы личностной направленности (самоутверждения, духовные, познавательные и т.п.). Благополучное формирование положительной мотивации к тренировочным занятиям может быть только при умелом сочетании социальных и личностных мотивов, так как недооценивание каждого из них в педагогической практике ведет за собой логическую цепь негативных последствий, в частности, формирование мотива избегания неудач.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В период с 1.09.13 по 1.04.14 проводился педагогический эксперимент с применением средств повышения мотивации к тренировочным занятиям по легкой атлетике (бег) (количество занимающихся составляло 220 спортсменов в контрольной группе и 230 - в экспериментальной).

В достижении положительной мотивации к занятиям спортом учитывались следующие принципы: 1) деятельность должна приносить видимый результат; 2) этот результат должен иметь количественную и качественную оценки; 3) предъявляемые требования к выполняемой деятельности должны быть объективными; 4) использование шкалы оценки позволяет определить нормальный уровень, который считается обязательным, соответственно, превышение данного уровня является положительным моментов для спортсмена, а низкий результат - поводом для выявления причин негативной оценки действий.

Для повышения мотивации в тренировочном процессе применялись следующие средства:

1. Участие в проведении разминки на занятии. В данном случае помощь тренеру в организационном процессе тренировки воспринимается как форма особого доверия.

2. Ведение спортивного дневника, где отражаются: тренировочные нагрузки; показатели физического состояния до занятия, а также после него; выполнение домашнего задания; результаты, показанные на соревнованиях. Поэтому спортсмены получают видимый результат деятельности, сравнив предыдущие и нынешние показатели тренировочного процесса [1-4]. Даже в случае неудачного выступления на соревнованиях, записи дневника тренировок могут доказать прогресс в личных достижениях спортсмена, или помочь выявить причину ухудшения результатов.

3. Соревнования проводились в присутствии родителей в качестве зрителей. Данный момент является важным для занимающихся, так как для большинства из них в этом возрасте мотив одобрения имеет важное значение в осуществляемой деятельности.

4. На занятиях обязательно использовались подвижные игры и эстафеты, которые не только повышали эмоциональный фон на занятии, но и способствовали сплочению коллектива.

В начале педагогического исследования показатели физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах были на одном уровне:

- скоростные качества, определяемые при помощи бега на 30 м (в контрольной группе в среднем 7±0,5 сек; в экспериментальной - 6,9±0,7 сек);

- координационные качества, проверяемые челночным бегом 3*10 м (в контрольной группе в среднем 10,5±0,8 сек; в экспериментальной - 10,8±0,6 сек);

- скоростно-силовые качества, тестируемые прыжками в длину с места (в контрольной группе в среднем 115±3,2 см; в экспериментальной 118±3,4 см);

- выносливость, контрольным упражнением для определения которой являлся бег за 6 мин (в контрольной группе в среднем 820±80 м, в экспериментальной группе -840±100 м);

- гибкость, определяемая при помощи наклона вперед с положения сидя (в контрольной группе в среднем 3,0±0,3 см, в экспериментальной - 4,2±0,8 см);

- силовые качества, определяемые у мальчиков при помощи подтягивания на высокой перекладине из виса, а у девочек на низкой перекладине из виса лежа (в среднем в контрольной группе результаты мальчиков 3±1 раз, девочек - 6±4 раз; в экспериментальной группе количество подтягиваний мальчиков составляло 3±1 раз, девочек - 7±3 раз.

В конце педагогического исследования, когда в течение восьми месяцев использовались средства повышения мотивации на занятиях, что повысило уровень посещаемости в экспериментальной группе, было выявлено повышение показателей физической подготовленности (таблица 1).

Таблица1

Физическая подготовленность спортсменов 9-11-ти лет в конце исследования

в контрольной и экспериментальной группах X ± m

Контрольные упражнения Возраст Мальчики Девочки

КГ ЭГ T P КГ ЭГ T P

Скоростные способности

Бег на 30 м (сек) 9 6,7±0,5 5,1±0,6 2,05 <0,05 7,0±0,7 5,3±0,3 2,23 <0,05

10 6,5±0,4 5,1±0,4 2,47 <0,05 6,6±0,5 5,2±0,6 1,79 >0,05

11 6,2±0,5 4,9±0,5 1,84 <0,05 6,3±0,4 5,1±0,4 2,12 <0,05

Координационные способности

Челночный бег 3x10 м (сек) 9 10,2±0,7 8,8±0,8 1,32 >0,05 10,8± 1,1 9,2±0,5 1,32 >0,05

10 9,9±0,7 8,6±0,5 1,51 >0,05 10,3±0,8 9,1±0,4 1,34 >0,05

11 9,7±0,6 8,5±0,4 1,66 >0,05 10,1±0,8 8,±0,5 1,27 >0,05

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с места (см) 9 120±2,3 176±2,4 16,85 <0,01 110±3,1 160±2,8 11,97 <0,01

10 140±5,2 185±3,8 6,99 <0,01 143±6,4 170±4,2 3,53 <0,01

11 160±5,7 195±5,2 4,54 <0,01 150±7,2 186±6,4 3,74 <0,01

Выносливость

6-минутный бег (м) 9 850±200 1200±120 1,5 >0,05 700±250 1000±110 1,1 >0,05

10 900±130 1250±120 1,08 >0,05 750±120 1050±90 2,0 >0,05

11 1000±110 1300±95 2,06 >0,05 850±100 1100±100 1,77 >0,05

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя (см) 9 3,5±0,4 7,5±0,5 6,25 <0,01 6,3±1,2 13,0±0,8 6,25 <0,01

10 4,2±1,2 8,5±0,6 3,21 <0,01 7,3±2,1 14,0±1,2 2,77 <0,01

11 6,3±1,3 8,5±1,7 1,03 >0,05 10±0,8 15±1,1 3,68 <0,01

Силовые способности

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мал.), на низкой перекладине из виса лежа (дев.) (раз) 9 3±1 5±2 0,89 >0,05 7±3 16±4 1,8 >0,05

10 4±1 5±2 0,45 >0,05 8±4 18±3 2,0 >0,05

11 4±1 6±2 0,89 >0,05 10±4 19±3 1,8 >0,05

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование в тренировочном процессе средств для повышения мотивации привело к повышению показателей физической подготовленности юных

спортсменов, что положительно влияет на спортивный результат занимающихся. При этом, важно отметить роль взаимодействия тренера, родителей занимающихся и самих юных спортсменов. ЛИТЕРАТУРА

1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2003. - 480 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М. : Педагогика, 2008. - 256 с.

3. Копылов, М.С. Мотивационно-волевой компонент представителей бега на средние дистанции как резерв эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности / М.С. Копылов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 85-89.

4. Лубышева, Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества / Л.И. Лубышева // Международный форум «Молодежь - Наука - Олимпизм» под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки. 14-18 июля 1998 г., г. Москва : материалы. - М. : Советский Спорт, 1998. - С. 144-146.

REFERENCES

1. Grigorovich, L.A. and Marcinkowska, T.D. (2004), Pedagogy and psychology, "Gardariki", Moscow.

2. Kodzhaspirova, G.M. (2003), Pedagogics in schemes, tables and basic abstracts, "Pedagogy", Moscow.

3. Kopylov, M.S (2011), “Motivational and volitional components of the representatives of mid-dle-distance running as a reserve for the effectiveness of their training and competitive activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 85-89.

4. Lubysheva, L. I (1998), “The values of the Olympic culture and education of youth”, The international forum "Youth - Science - the Olympus", on July 14-18, 1998, Moscow: Materials, Soviet Sports, рр. 144-146.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2014.

УДК 159.9.07

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МИШЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АДАПТАЦИИ К МЕСТУ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫМ ПО КОРЫСТНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Анна Александровна Мартынова, ассистент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

(СПбГПМУ)

Аннотация

В статье рассматривается психологическая помощь в адаптации осужденных к месту лишения свободы в первые три месяца отбывания наказания. Основной результат исследования показал, что из 240 обследованных осужденных по корыстным преступлениям у 71%, из них у 48% мужчин и 25% женщин, выявлены нарушения поведения, которые можно рассматривать, как "Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации"^43 МКБ-10). У 25% обследуемых, из них 17% мужчин и 8% женщин, обнаруживаются "Расстройства приспособительных реакций" (F43.2 ПО мкб-10). Только 4% осужденных достаточно хорошо адаптируются к условиям ИТУ. Определены основные мишени психологической помощи: проработка негативных чувств по отношению к себе и окружающим, интеграция образа Я в прошлом и будущем, выработка адекватных ожиданий относительно отношения окружающих.

Ключевые слова: адаптация, осужденные, пенитенциарная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.