Научная статья на тему 'Влияние средств объективного контроля на безопасность полетов'

Влияние средств объективного контроля на безопасность полетов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
591
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Аршакуни Сергей Андреасович

В данной статье представлено влияние средств объективного контроля на безопасность полетов, а также влияние разработки методических рекомендаций на повышение уровня профессиональной подготовки летного состава в данном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средств объективного контроля на безопасность полетов»

2006 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА №108

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 629.735.015

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

С. А. АРШАКУНИ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

В данной статье представлено влияние средств объективного контроля на безопасность полетов, а также влияние разработки методических рекомендаций на повышение уровня профессиональной подготовки летного состава в данном аспекте.

Одним из основных направлений технической эксплуатации авиационной техники является повышение надежности. Дан сравнительный анализ объективного контроля и надёжности систем. Определены основные принципы и разработаны методы оценки безопасности полётов при оценке объективного контроля.

Авиационные происшествия практически никогда не бывают следствием какой-либо отдельной причины. Обычно они происходят в результате взаимосвязи нескольких причин. Взятые раздельно они могут показаться малозначительными, но в совокупности с другими они способны составить последовательность внешне не связанных друг с другом событий, которые приводят к авиапроишествию.

Анализ авиационных происшествий (АП) в гражданской авиации (ГА) показывает, что большинство их произошло по вине личного состава. Основными причинами АП, связанными с личностными факторами, является неудовлетворительная организация летной работы. В ГА обработка полетной информации (ПИ) играет важную роль в деле повышения безопасности полетов. ПИ является объективным источником информации о деятельности экипажа в течение всего полета, поэтому систематический контроль и оценка летной деятельности экипажа на основе обработки ПИ, обеспечивает значительное повышение уровня БП.

Улучшение организации летной работы на основе средств объективного контроля (ОК) предусматривает систематический контроль каждого выполненного полёта, выявление и систематизацию нарушений со стороны экипажей и разработку эффективных мероприятий по повышению уровня БП. Основу средств объективного контроля составляет наземная обработка ПИ.

Для контроля и регистрации параметров полета на самолётах DC-10 эксплуатируется система AIDS. Система контролирует свыше 500 параметров, обеспечивает анализ информации.

Современный уровень надёжности авиационной техники

Статистические показатели надежности эксплуатируемой техники позволяют сравнить самолеты, системы и агрегаты.

Статистика катастроф по отдельным этапам полёта показывает, что некоторые участки полета опаснее других, а наиболее опасными являются взлёт и посадка. Анализ приводит к заключению, что наибольший процент лётных происшествий приходится на причины, связанные с эксплуатацией самолёта (ошибки экипажа, обслуживающий персонал, служба организации полётов).

На катастрофы из-за отказов авиационной техники по оценкам различных источников приходится от 10% до 25% от общего числа катастроф.

Из средств объективного контроля выявлено, что типичные ошибки экипажа:

- нарушение правил взлёта;

- нарушение схемы на посадку;

- снижение ниже допустимой высоты в полёте;

- не выставление барометра высоты;

- потеря пространственной ориентировки;

- несогласованность в действиях экипажа.

Регулярность вылета самолета связана с комплексом вопросов, зависящих от надёжности работы самолёта, его систем, агрегатов. Необходимый уровень надёжности и безопасности полёта самолёта обеспечивается тысячами людей. Необходимым и очень важным этапом в обеспечении требований по надёжности и безопасности полёта самолёта является разработка контрольных уровней надёжности. Для

каждого возможного последствия устанавливается степень его опасности согласно определениям особых ситуаций в соответствии с НЛГС. В результате проведённых работ должно быть получено общее число возможных ФО по самолёту в целом с распределением их по степени опасности, т.е.:

« «кс +«ас +nоо +«ууп +«>

где « - общее число функциональных отказов по самолёту в целом;

«кс - число ФО, вызывающих катастрофические ситуации (КС);

«а(; - число ФО, вызывающих аварийные ситуации (АС); ncc - число ФО, вызывающих сложные ситуации (СС);

«ууп - число ФО, вызывающих усложнение условий полёта (УУП);

« - число ФО, не создающих особой ситуации (ОС);

Для каждого ФО, приводящего к катастрофической ситуации, рекомендуется допустимая вероятность его появления меньше, чем 10 в расчете на один осреднённый час полёта. Максимально возможный расчётный уровень по допустимой вероятности возникновения катастрофической ситуации из-за возникновения одного ФО может быть установлен исходя из требуемого появления катастрофической ситуации по самолёту в целом, т.е. из 10 в расчете на один осреднённый час полёта.

Для каждого ФО, вызывающего УУП, устанавливается максимально допустимая вероятность 10..10. Контрольные уровни по допустимым параметрам потока отказов и неисправностей, среднего времени устранения неисправностей определяются на основе имитационного моделирования.

Порядок проведения работ по обеспечению безопасности и регулярности полётов Глубокий анализ опыта эксплуатации отечественных и зарубежных самолётов (разбор ситуаций, угрожающих безопасности полёта, выявление причин создания особых ситуаций на эксплуатируемых самолётах, оценка достигнутого уровня надёжности и безопасности полёта самолёта) является одним из направлений по обеспечению требуемых характеристик надёжности и безопасности полёта самолёта, а также предотвращению в новых конструкциях самолётов ранее выявленных недостатков.

Целями объективного анализа являются:

-определение влияния неблагоприятно воздействующих факторов на работоспособность систем; -влияние последствий неблагоприятных событий;

-выявление ошибочных действий экипажа.

Основой модели БП является полный перечень возможных видов нарушения функционирования самолётных систем. Важнейшим эвеном в этом контуре является экипаж.

Состав системы «экипаж» можно представить в виде ряда независимых блоков. Входом в каждый из этих блоков является набор сигналов и индикации приборов и сигнализаторов (перегрузка, дым, вибрация и.т.д.), внешняя информация (состояние окружающей среды, указания УВД), выходами - воздействия на определённые органы управления и выбор параметров управления самолётом и его системами.

В заключение отметим, что в рамках изложенного подхода получают своё строгое назначение существующие модели оператора. Одни модели позволяют провести количественную оценку для выявления нарушений функций экипажа, другие - определить возможные последствия этих нарушений для самолёта и его систем, а также предотвратить эти нарушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хамракулов И.В., Зубков Б.В. Эффективность использования полётной информации. - М.: Транспорт, 1986.

2. Новожилов Г.В., Неймар М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полёта самолёта. Концепция и технология. - М .: Машиностроение, 2003.

3. Проблемы безопасности полётов.- М.: «ВИНИТИ», 11 выпуск. 2003.

THE OBJECTIVE CONTROL INFLUENCE FOR FLIGHT SAFETY

Arshakuni S. A.

One of the Guidelines to technical usages of aircraft technology in increasing reliability. The comparative analysis of efficiency for objective control and reliability indexes. The article contains the basic principles and developed methods of the valuation of the objective control.

Сведения об авторе

Аршакуни Сергей Андреасович, 1980 г.р., окончил Ульяновское высшее училище гражданской авиации (2002), инженер-пилот, аспирант МГТУ ГА, автор 4 научных работ, область научных интересов - влияние средств объективного контроля и информации на БП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.