Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на формирование и развитие медицинского туризма'

Влияние средств массовой информации на формирование и развитие медицинского туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
средства массовой информации / медицинский туризм / институциональные факторы / туристские информационные центры / mass media / medical tourism / institutional factors / tourist information centers

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минасян Л.А., Петрович М.Д., Бахтин В.А., Канеева А.В.

В статье рассматривается уровень развития экспорта медицинских услуг в России и Сербии и влияние средств массовой информации на его конкурентоспособность. Эксплицировались предпочтения населения Ростовской области Российской Федерации в выборе видов СМИ для получения информации по медицинскому туризму. Определена недостаточность взаимодействия между двумя социальными подгруппами в явлении медицинского туризма – медицинскими работниками и специалистами туриндустрии. Показано, что основные институциональные факторы медицинского туризма получают свою представленность в СМИ благодаря деятельности медицинских учреждений, однако фоновые институциональные факторы, включающие этнокультурную представленность принимающей территории и психоэмоциональное сопровождение пациента, которые должны обеспечиваться туристской составляющей процесса, не получили должного развития. Рассмотрены наиболее эффективные средства для продвижения медицинского туризма, как-то туристские информационные центры регионов, мобильные приложения и социальные сети. Делается вывод о влиянии их на расширение маркетинговых возможностей медицинских учреждений и реализации принципов открытости в межэтническом и конфессиональном взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Минасян Л.А., Петрович М.Д., Бахтин В.А., Канеева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of mass media on the formation and development of medical tourism

The article examines the level of development of medical services exports in Russia and Serbia and the influence of mass media on its competitiveness. The preferences of the population of the Rostov region of the Russian Federation in the choice of types of media for obtaining information on medical tourism were explicated. The insufficiency of interaction between two social subgroups in the phenomenon of medical tourism – medical workers and specialists in the tourism industry is determined. It is shown that the main institutional factors of medical tourism receive their representation in the media due to the activities of medical institutions, however, background institutional factors, including the ethno-cultural representation of the host territory and psycho-emotional support of the patient, which should be provided by the tourist component of the process, have not been adequately developed. The most effective means for promoting medical tourism, such as tourist information centers of the regions, mobile applications and social networks, are considered. The conclusion is made about their influence on the expansion of marketing opportunities of medical institutions and the implementation of the principles of openness in interethnic and confessional interaction.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на формирование и развитие медицинского туризма»

Минасян Л.А.

Доктор философских наук, профессор. Донской государственный технический университет, кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства».

Петрович М.Д.

Кандидат наук в области наук о земле, доцент. Сербская академия наук и искусств (SASA) Географический институт "Йован Цвиич",

факультет социальной географии, Белград, Сербия.

Бахтин В.А.

Кандидат социологических наук, преподаватель. Донской государственный технический университет, кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства».

Канеева А.В.

Кандидат филологических наук, доцент. Донской государственный технический университет, кафедра «Мировые языки и культуры».

Влияние средств массовой информации на формирование и развитие медицинского туризма*

Аннотация. В статье рассматривается уровень развития экспорта медицинских услуг в России и Сербии и влияние средств массовой информации на его конкурентоспособность. Эксплицировались предпочтения населения Ростовской области Российской Федерации в выборе видов СМИ для получения информации по медицинскому туризму. Определена недостаточность взаимодействия между двумя социальными подгруппами в явлении медицинского туризма - медицинскими работниками и специалистами турин-дустрии. Показано, что основные институциональные факторы медицинского туризма получают свою представленность в СМИ благодаря деятельности медицинских учреждений, однако фоновые институциональные факторы, включающие этнокультурную представленность принимающей территории и психоэмоциональное сопровождение пациента, которые должны обеспечиваться туристской составляющей процесса, не получили должного развития. Рассмотрены наиболее эффективные средства для продвижения медицинского туризма, как-то туристские информационные центры регионов, мобильные приложения и социальные сети. Делается вывод о влиянии их на расширение маркетинговых возможностей медицинских учреждений и реализации принципов открытости в межэтническом и конфессиональном взаимодействии.

Ключевые слова: средства массовой информации, медицинский туризм, институциональные факторы, туристские информационные центры.

Minasyan L.A.

Doctor of Philosophy, Professor. Don State Technical University, Department of "Service, Tourism and Hospitality Industry".

* © Минасян Л.А., Петрович М.Д., Бахтин В.А., Канеева А.В., 2023.

Влияние средств массовой информации на формирование и развитие медицинского туризма

Petrovic M.D.

PhD in Geosciences, Associate Professor. Serbian Academy of Sciences and Arts (SASA) Geographical Institute "Jovan Cvijic" Social Geography Department, Belgrade, Serbia.

Bakhtin V.A.

PhD of Sociology, Teacher. Don State Technical University, Department of "Service, Tourism and Hospitality Industry".

Kaneeva A.V.

PhD of Philology, Associate Professor. Don State Technical University, Department of "World Languages and Cultures".

The influence of mass media on the formation and development of medical tourism

Abstract. The article examines the level of development of medical services exports in Russia and Serbia and the influence of mass media on its competitiveness. The preferences of the population of the Rostov region of the Russian Federation in the choice of types of media for obtaining information on medical tourism were explicated. The insufficiency of interaction between two social subgroups in the phenomenon of medical tourism - medical workers and specialists in the tourism industry is determined. It is shown that the main institutional factors of medical tourism receive their representation in the media due to the activities of medical institutions, however, background institutional factors, including the ethno-cultural representation of the host territory and psycho-emotional support of the patient, which should be provided by the tourist component of the process, have not been adequately developed. The most effective means for promoting medical tourism, such as tourist information centers of the regions, mobile applications and social networks, are considered. The conclusion is made about their influence on the expansion of marketing opportunities of medical institutions and the implementation of the principles of openness in interethnic and confessional interaction.

Key words: mass media, medical tourism, institutional factors, tourist information centers.

Введение

Во многих странах мира, начиная с 80-х годов прошлого столетия, отмечается большое распространение въездного медицинского туризма (МТ), позитивно влияющее на экономику государств. Что касается Российской Федерации, то в рейтинге 46 стран, наиболее активно развивающих эту сферу, она занимает 41 место, Сербия вообще не входит в данный топ [1]. Между тем, в обеих странах большое значение приобрел внутренний медицинский туризм. В России он полу-

чил импульс своего развития в первые же годы советской власти. Если в дореволюционной России, начиная с 19 века, внутренний медицинский туризм был привилегией лиц, принадлежащих состоятельному сословию, то с 1918 года в стране создается централизованная система здравоохранения для всех трудящихся, 4 апреля 1919 года выходит декрет " О лечебных местностях общегосударственного значения" [2]. Понятно, что в связи с тяжелым экономическим положением средств для интенсивного

развития курортного хозяйства было недостаточно, приоритет имело решение первоочередных государственных задач, в том числе, и по укреплению здоровья населения. Массовый характер оздоровительный туризм приобретает во второй половине 20 века, охватывая все категории трудоспособного и детского населения страны. Выездной медицинский туризм получает распространение с 90-х годов прошлого века. Что касается въездного МТ, то он получает развитие в стране только в последние десятилетия. Стимулом для развития въездного МТ послужил не только приток медицинских туристов из стран СНГ и Восточной Европы, но и государственная политика Российской Федерации по этому вопросу, отмеченная Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. В структуру Национального проекта «Здравоохранение» [4] включается Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» [5], стратегия которого направлена на объединение лучших практик различных систем здравоохранения по регионам всей страны. В итоге, в реализацию проекта вошел 71 регион РФ. И в России, и в Сербии осуществляется государственная поддержка развития экспорта медицинских услуг, «в некотором смысле мы имеем обратный ход: от государственной поддержки к более широкому охвату медицинских учреждений разных форм собственности» [6, с. 944]. Учитывая природную уникальность российских здравниц по всей территории огромной России, бальнео-климатические курорты Сербии, становится очевидной привлекательность этих государств для оздоровительного туризма. По факторам бытования, вслед за Седовой Н.Н. И Щекиным Г.Ю., мы различаем виды

МТ: «оздоровительный (факторы бытования - среда и рекреация), лечебный (среда, реабилитация и рекреация), медицинский туризм (эксклюзивное медицинское учреждение или уникальный медицинский специалист)» [7, с. 252]. Все они объединены одним термином -медицинский туризм. В настоящей статье сделан акцент на развитие экспорта услуг лечебного и собственно медицинского туризма. Определены основные аспекты мотивации пациентов в выборе медицинского учреждения за рубежом: «1) более высокий уровень медицинских услуг в сравнении с отечественным; 2) стоимость лечения/оздоровления; 3) информационное обеспечение конкурентных преимуществ предлагаемого медицинского продукта» [6, с. 946; 8, с. 65]. Не обязательно, что эти три причины одновременно присутствуют в одном и том же решении отдельного пациента воспользоваться медицинской услугой за рубежом.

Характерно, что и российские, и сербские медицинские работники отличаются высоким уровнем профессионализма, многие медицинские учреждения оснащены высокотехнологичным оборудованием. Также следует отметить достаточно приемлемую стоимость медицинских услуг и в России, и в Сербии. Проведенное Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения маркетинговое исследование российского экспорта медицинских услуг выделило это в качестве конкретных преимуществ РФ как экспортера медицинских услуг [9, с. 43]. При этом отмечаются и барьеры развития российского рынка экспорта медицинских услуг, из перечня которых мы остановимся на рассмотрении следующих: «Низкая информированность иностранных граждан о российской медицине; коммуникационные барье-

ры между потенциальным клиентом и медицинской организацией» [9, с. 44].

В настоящей статье сделана попытка связать эти два фактора путем выявления каналов предоставления информации и определения интересующих пациента аспектов рекламирования. Нами будет показано, что решение проблемы напрямую связано с вопросами социального взаимодействия между акторами данного явления.

на материале зарубежных и отечественных источников, посвященных институциональным факторам медицинского туризма, проведен контент-анализ литературы, использован анализ вторичных данных, полученных в маркетинговом исследовании Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения.

Эмпирическая база исследования основывается на анализе результатов массового опроса, проведенного на генерации населения Ростовской области (417 респондентов) по полу, возрасту и занятости, среди которых 90% имели либо личный опыт пребывания в сана-торно-оздоровительных учреждениях, либо в качестве сопровождающих своих родственников лиц в соответствующие пункты назначения. Время опроса - допандемийный период.

Обсуждение

В сознании человека под влиянием средств массовой информации возникает значимость и польза медицинского туризма, которая связана как с экономической выгодой, так и эффективностью в получении медицинских услуг. Продвижение медицинского туризма с помощью средств массовой информации требует в первую очередь выявление акторов этого процесса. Возникает вопрос, насколько эффективно будет развитие данного явления, если в поле взаимо-

действия будут включаться две социальные группы: 1) пациент; 2) медицинские работники. Анализ зарубежных источников показывает возросший интерес со стороны иностранных пациентов к некоему связующему звену - услугам онлайн-фасилитаторов [10]. Деятельность фасилитаторов, направленная на помощь пациентам ориентироваться в странах, врачах, уровне предоставляемых услуг, становится массовым явлением. Между тем, уверенности в правдивости или точности предоставляемой ими информации, соблюдении норм конфиденциальности, нет. Кроме того, в намерении привлечь клиентов веб-сайты зачастую игнорируют необходимость предоставления информации о рисках операций и последующего транспортирования пациента к месту его постоянного проживания, о послеоперационном уходе и аспектах последующей реабилитации. Часто фасилитаторы не имеют профессиональной подготовки в области планирования медицинских поездок или это - специалисты, не имеющие никакого опыта работы в медицинской отрасли, кроме того, что они были пациентами [11]. Некоторые считают, что «не обязательно иметь какую-либо квалификацию в области здравоохранения или путешествий, если у них есть веб-сайт и способ отвечать на запросы и продавать пакеты потребителям" [11]. На сайте Wadiam.com представлены «Полезные советы 8 по выбору хорошего медицинского посредника» [12], что, конечно, востребуемо, но ниша между взаимодействием пациента и медицинской социальной группой по многим вопросам даже в самом благоприятном случае останется незаполненной. Основной причиной нам представляется практическое отсутствие в явлении медицинского туризма такого важного звена взаимодействия, как социальная

подгруппа специалистов туриндустрии. Следует отметить, что в России и Сербии фасилитаторство распространено мало. Практически медицинский продукт формируется только в сфере медицинского бизнеса путем прямого взаимодействия двух социальных групп: «пациент» - «медицинское учреждение». Представляется целесообразным «разделение второй социальной группы на две подгруппы - медицинский персонал и специалисты туриндустрии», как это предлагается в работах [8; 13]. Это вполне созвучно пониманию медицинского туризма именно как вида туризма. Возникает проблема консолидации усилий обоих категорий сотрудников.

В настоящее время в России созданы успешно работающие онлайн-платфор-мы: портал «Medical Tourism in Russia», портал Национального Совета медицинского туризма, сайт www.russiamedtravel. ru на русском и английском языке для иностранных граждан, также платформы всех региональных администраций субъектов РФ, включенных в реализацию проекта. Однако сама архитекто-

ника этих платформ концентрирована на основных институциональных факторах медицинского туризма, а именно на уровне и качестве медицинских услуг. И это правильно, потому что речь идет о здоровье клиента, и именно этим факторам принадлежит главенствующая роль при выборе медицинского учреждения. Пациенты не идут на компромисс по этим вопросам даже из-за стоимости. Между тем, в условиях конкуренции не менее важное значение приобретают фоновые институциональные факторы, такие как общепринятое сопровождение путешествий, а также включенность этнокультурных компонентов в турпродукт. А это уже требует профильных специалистов ту-риндустрии. Однако на протяжении всего рассматриваемого периода должной консолидации обозначенных выше социальных подгрупп не было. Это подтверждается и результатами проведенного массового опроса в соответствии с блоком вопросов в контексте обсуждаемой темы:

1) Представлялись ли в санатор-

10%

19%

^т з%

•затрудняюсь с ответом покупалиэкскурсии сами 35%

Никогда Частично Ла. в полном объеме

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% Рисунок 1. Представление туристских услуг в санаторно-курортном комплексе.

Затрудняюсь ответить 10%

Фрагменты вне единой системы 36%

Работа синхронизирована на высоком.. I 1%

Не наблюдается 55%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 2. Наличие распределения ролей между специалистами туриндустрии и медицинскими работниками.

но-курортном комплексе туристские услуги? 2) Наблюдаете ли Вы единую систему во взаимодействии между туроператорами (агентами) и медицинскими работниками? 3) Считаете ли Вы целесообразным создание единой системы медицинского и туристского обслуживания?

ответы респондентов на вопросы представлены на рисунках 1-3.

Туристские компании могли бы брать на себя деятельность по включению в конечный турпродукт МТ комплекса этнокультурных компонентов, что будет способствовать привлечению пациентов в определенный топос с его этнокультурной спецификой. Целесообразность такого направления связана, в том числе, с полиэтничностью и разнообразием конфессий Российской федерации, на территории которой проживает свыше 190 народов, включая коренные малые и автохтонные [14]. Каждый из участвующих в реализации федерального проекта регион имеет свою этнокультурную представленность и самобытность. Наряду с информацией об этнокультурных и природных достопримечательностях и этноконфес-сиональных особенностях важную роль играет этнокультурная подготовка медицинского туриста к пребыванию в иной среде в плане социального взаимодействия. Данный фактор менее всего включается в сопровождение медицинского туризма, но при всем этом играет главенствующие роль [15], и его включение требует специальной квалификационной подготовки. Путешествие, диктуемое заболеванием пациента, связано с психоэмоциональным состоянием человека, предопределяемое длительностью течения болезни, страхами, болями, влиянием переживаний родных. Пациент должен быть подготовлен к особенностям принимающей

территории в плане ментальности и традиционной предрасположенности ее населения, в том числе и медицинского персонала. Кроме того, могут различаться модели взаимодействия между врачом, медицинскими работниками вспомогательного звена и клиентом медицинских услуг. Для пациента уже существуют определенные стереотипы такого взаимодействия из прежнего опыта обращения за медицинской помощью. Нестыковки в этом вопросе могут негативно сказаться на состоянии больного и, главное, поколебать его доверие к предлагаемой схеме лечения. Потому важно иметь информацию о предпочтениях каждого медицинского учреждения по выбору ими модели взаимодействия. За основу может быть взята классификация, предложенная Я. Витчем, выделившим четыре варианта: паттерналистскую, инженерную, коллегиальную и контрактную [16]. Внимание к психоэмоциональному состоянию пациента отмечено в статьях зарубежных авторов [17-21] и в работе [22], автор которой на основе анализа и исследования отзывов 37 855 пациентов из 65 больниц по всему миру, полученных с помощью различных онлайн-ре-жимов, отмечает, что в секторе здраво-

Считаеге ли Вы целесообразным создание единой комплексной системы медицинского и туристского обслуживания

Рисунок 3. Целесообразность создание единой системы медицинского и туристского обслуживания.

охранения существует пять основных категорий, которым пациенты отдают приоритет и ожидают хороших услуг. Это лечение, физические средства, надежность, своевременное обслуживание и отзывчивость.

Помимо отмеченных в статье российских онлайн-платформ существуют также веб-сайты регионов, участвующих в реализации Федерального проекта, веб-сайты отечественных больниц, которые являются важными маркетинговыми каналами для демонстрации и продвижения медицинских учреждений, предложения по использованию телемедицины. Внедрение ИКТ служит оптимизации приема пациентов, ведения электронной медицинской карты, оплаты услуг и других административных процессов [23]. Однако основная информация, представляемая в Интернете, о направлениях услуг и высокой квалификации медицинского персонала не включает в себя весь пакет возможностей продукта с включением фоновых институциональных факторов. Требуется ликвидация дисбаланса в подготовке медицинского продукта между туристскими и медицинскими организациями.

Учитывая региональную структу-

ру реализации федерального проекта развития экспорта медицинских услуг представляется целесообразным именно на региональном уровне создание координационных советов, состоящие из представителей медучреждений и туристских организаций [8], с выработкой дорожной карты мероприятий по продвижению своего локуса в сфере МТ с учетом вертикального взаимодействия с Российским союзом туриндустрии, Национальным советом медицинского туризма, Координирующим центром по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», объединение усилий которых также представляется весьма актуальным. Тогда смысловая нагруженность интернет-представленности медицинского туризма приобретет должные очертания.

В Сербии сайты, посвященные медицинскому туризму, дают информацию о предлагаемых медицинских услугах в сочетании с культурными и экскурсионными программами [24-27]. Интересной новацией представляется подробная шпаргалка по термальным курортам Сербии с указанием основных направлений лечебных услуг по каждой дистинации [28].

Одним из эффективных носителей

!о% 74% 73% 77%

70% Щ щ 59%

» - lili

i i I : I I I I

^ / / / / /

* / / / / / Рисунок 4. Предпочтения в выборе способов получения информации.

информации могли бы стать туристско-информационные центры, которые уже сейчас получили широкое распространение по всей территории Российской Федерации, но работают в отрыве от продвижения медицинского туризма [29].

Также весьма продуктивна организация мобильных приложений для каждого топоса с разделами по разным видам туризма, с предоставлением каталогов медицинских учреждений и информацией об уровне туристского сопровождения пациентов, что подтверждается результатом проведенного массового опроса о предпочтениях респондентов в выборе средств получения информации о медицинском туризме (рисунок 4).

За использование туристских информационных центров высказалось 59% респондентов. Также медицинским учреждениям имеет смысл активно продвигать информацию об успешности применяемых ими технологий через социальные сети. Значение социальных сетей, что подтверждается данными массового опроса, велико.

Выводы

1. Средства массовой информации играют важную роль для продвижения медицинского туризма. Важным является вопрос о том, что именно должно быть представлено на интернет-платформах, сайтах, других средствах СМИ для повышения конкурентоспособности медицинского продукта того или иного медучреждения. Сделан вывод о том, что на современном этапе медицинские услуги в большой степени становятся предметом взаимодействия двух социальных групп - «пациент» и медицинская организация. Учет туристской составляющей в этой деятельности не получил должного осознания и незаслуженно занижен. Ставится ак-

цент на целесообразности дифференциации второй социальной группы на две подгруппы - медицинских работников и туристских специалистов, важности консолидации их действий с учетом продуктивного распределения ролей в соответствии с профессиональной компетентностью участников процесса.

2. Это может получить отражение в информационном поле по продвижению медицинского продукта с использованием всех видов средств и технологий СМИ. Особое значение мы отдаем целесообразности использования туристских информационных центров отдельных территорий в их действии наряду и согласовано с веб-сайтами медучреждений. Туристские информационные центры наряду с частичным дублированием информации, касающейся основных институциональных факторов медицинского туризма, могут вносить существенный вклад, способствующий брен-дированию принимающей территории в плане ее этнокультурной специфики, акцентировать внимание на высокопрофессиональном уровне предоставления сервисных и туристских услуг, психоэмоционального сопровождения пациента в стрессовой ситуации болезни.

References

[1] The Medical Tourism Index 2020-21. // URL: https://www.medicaltourism.com/mti/home

[2] Decree of the Council of People's Commissars of March 20, 1919. Article № 231. On medicinal areas of national significance // Collection of government legislation and orders for 1919. Administration of the Council of People's Commissars of the USSR. M.: 1943. P. 320-322. // URL: https://istmat. org/node/37912?ysclid=lf44epvb2446708914

[3] Decree of the President of the Russian Federation

of May 7, 2018 N 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024." // URL: https://base.garant.ru/71937200/#friends

[4] National project "Healthcare". // URL: https:// minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektz-dravoohranenie

[5] Federal project "Development of export of medical

services". // URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-

resursy/natsproektzdravoohranenie/medturizm

[6] Bakhtin V.A., Minasyan L.A., Sedova N.N. Medi-

cal tourism as a subject of interest in foreign sociology. INTERAGROMASH 2022: XV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2022", 2023. P. 934-944.

[7] Sedova N.N., Shchekin G.Yu. Medical tourism: history, theory, practice. M.: Volgograd: Volg-MU, 2017. 332 p.

[8] Bakhtin V.A. Ethnocultural potential of medical tourism as a type of medical and health practices in conditions of glocalization: dis. ...cand. social Sciences: 5.4.6. Belgorod, 2023. 221 p.

[9] Marketing research of Russian exports of medical

services. // URL: https://minzdrav.donland.ru/ upload/uf/770/21mvvmgop7be0lbyfbbhxw6w-99j9qndp/Prilozhenie-3-

[10] Thananusak T., Zhu R. & Punnakitikashem P. Response to an Online Medical Tourism Facilitator Platform. Procedia Computer Science, 2022. № 204. P. 278-282.

[11] Todd M. What is a Medical Tourism Facilitator? Center for Health Tourism Facilitator. 2023. // URL: medicaltourismstrategy.com/what-is-the-role-of-a-medical-tourism-facilitator/

[12] Wadiam.com. // URL: https://www.vaidam.com/ ru/node/3425?ysclid=lf56mpwrwl688935671

[13] Bakhtin V.A. Ethnocultural aspects of improving tourist support for medical tourists // Socio-dynamics. 2022. № 12. P. 1-8. // URL: https://nb-publish.com/library_read_article.php?id=39331

[14] Population of Russia: numbers, dynamics, statistics. // URL: https://www.statdata.ru/russia?y-sclid=lke2uwpd4e153489648

[15] Veatch R. Models of moral medicine in the era of revolutionary changes // Questions of Philosophy. 1994. № 3. P. 67-72.

[16] Bajrami D.D., Cimbaljevic M., Syromiatnikova Y.A., Petrovic M.D., Gajic T. Feeling ready to volunteer after COVID-19? The role of psychological capital and mental health in predicting intention to continue doing volunteer tourism activities. Journal of Hospitality and Tourism Management, 2023. № 54. P. 500-512. // URL: https://doi.org/10.1016/jjhtm.2023.02.009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Elbaz A.M., Kamar M.S.A., l Onjewu A-K. E., Soliman M. Evaluating the Antecedents of Health Destination Loyalty: The Moderating Role of Destination Trust and Tourists' Emotions. International Journal of Hospitality & Tourism Administration, 2023. № 24 (1). P. 1-28. // URL: https://doi.org/10.1080/15256480.2021.1935394

[18] Moghavvemi S., Ormond M., Musa G., Isa Ch.R.M., Thirumoorthi T., Mustapha M.Z.B., Kanapathy K.A.P., Chandy Ja.J.Ch. Connecting with prospective medical tourists online: A cross-sectional analysis of private hospital websites promoting medical tourism in India, Malaysia and Thailand. Tourism Management, 2017. № 58. P. 54-163. // URL: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2016.10.010

[19] Peng J., Yang X., Poon P., Xie L. Enhancing users' well-being in virtual medical tourism communi-

ties: A configurational analysis of users' interaction characteristics and social support. Technology in Society 2022, 71, Article 102084. // URL: https://doi.org/10.10167j.techsoc.2022.102084

[20] Zhu R., Hu X. (January 2023). The public needs more: The informational and emotional support of public communication amidst the Co-vid-19 in China. International Journal of Disaster Risk Reduction. 2023, 84, Article 103469. -D0I:10.1016/j.ijdrr.2022.103469

[21] Hameed A.Z. A hybrid Fifth Generation based approaches on extracting and analyzing customer requirement through online mode in healthcare industry. (2023). Computers and Electrical Engineering, 2023, 106, Article 108550. // URL: https:// doi.org/10.1016/j.compeleceng.2022.108550

[22] Ayuningtyas D., Ariwibowo D.A. The strategic role of information communication technology in succeeding medical tourism. Enfermería Clínica, 2020. № 30 (6). Р. 170-173. // URL: https://doi.org/10.1016Zj.enfcli.2020.06.039

[23] Ilic J., Lukic T., Besermenji S., Blesic I. Creating a literary route through the city core: tourism product testing. . Journal of the Geographical Institute "Jovan Cvijic" SASA, 2021. № 71 (1). Р. 91-105.

[24] Knezevic, M.N., Hadzic, O., Nedeljkovic, S., Ken-nell, J. Tourism entrepreneurship and industrial restructuring: globe national and organizational culture dimensions. Journal of the Geographical Institute "Jovan Cvijic" SASA, 2020. № 70 (1). Р. 15-30.

[25] Pivac T., Blesic, I., Kovacic, S., Besermenji, S., Lesjak, M. Visitors' satisfaction, perceived quality, and behavioral intentions: the case study of exit festival. Journal of the Geographical Institute "Jovan Cvijic" SASA, 2019. № 69 (2). P. 123-134.

[26] Serbia. Treatment Tours. 2023. // URL: www.ser-bia-rit.ru/tury/lechebnye-tury?ysclid=lewt70z-mcf348091727.

[27] For health in Serbia: a cheat sheet on medical resorts. 2023. // URL: https://www.pac.ru/rnd/ help/expert-opinion/serbia-health-resorts/?ys-clid=lfijmwyaj4233550236

[28] Minasyan L.A., Borodai V.A., Dudkina O.V., Kazmina L.N., Bakhtin V.A. Territory Branding Identification Resources. Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. Cham: Springer, 2022. P. 1113-1117. // URL: https://link.springer. com/chapter/10.1007/978-3-030-90324-4_184

Список литературы

[1] The Medical Tourism Index 2020-21. // URL: https://www.medicaltourism.com/mti/home

[2] Декрет Совета Народных Комиссаров от 20.03.1919. Статья №231. О лечебных местностях общегосударственного значения // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. М.: 1943. С. 320-322. // URL: https://ist-mat.org/node/37912?ysclid=lf44epvb2446708914

[3] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О

национальных целях и стратегических зада-

чах развития Российской Федерации на период до 2024 года». // URL: https://base.garant. ru/71937200/#friends

[4] Национальный проект «Здравоохранение». // URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie

[5] Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». // URL: https://minz-drav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdra-voohranenie/medturizm

[6] Bakhtin V.A., Minasyan L.A., Sedova N.N. Medi-

cal tourism as a subject of interest in foreign sociology. INTERAGROMASH 2022: XV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2022", 2023. P. 934-944. - DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-031-21432-5_98.

[7] Седова Н.Н., Щекин Г.Ю. Медицинский туризм: история, теория, практика. М.: Волгоград: ВолгМУ, 2017. 332 с.

[8] Бахтин В.А. Этнокультурный потенциал медицинского туризма как вида лечебно-оздоровительных практик в условиях глокализации: дис. ... канд. соц. наук: 5.4.6. Белгород, 2023. 221 с.

[9] Маркетинговое исследование российского экспорта медицинских услуг. // URL: https:// minzdrav.donland.ru/upload/uf/770/21mvvm-gop7be0lbyfbbhxw6w99j9qndp/Prilozhenie-3-

[10] Thananusak T., Zhu R. & Punnakitikashem P. Response of an Online Medical Tourism Facilitator Platform. Procedia Computer Science, 2022. № 204. P. 278-282. - DOI: 10.1016/j.procs.2022.08.033.

[11] Todd M. What is a Medical Tourism Facilitator? Center for Health Tourism Facilitator. 2023. // URL: medicaltourismstrategy.com/what-is-the-role-of-a-medical-tourism-facilitator/

[12] Wadiam.com. // URL: https://www.vaidam.com/ ru/node/3425?ysclid=lf56mpwrwl688935671

[13] Бахтин В.А. Этнокультурные аспекты совершенствования туристского сопровождения медицинских туристов // Социодинамика. 2022. № 12. С. 1-8. // URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=39331

[14] Население России: численность, динамика, статистика. // URL: https://www.statdata.ru/ russia?ysclid=lke2uwpd4e153489648

[15] Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 67-72.

[16] Bajrami D.D., Cimbaljevic M., Syromiatnikova Y.A., Petrovic M.D., Gajic T. Feeling ready to volunteer after COVID-19? The role of psychological capital and mental health in predicting intention to continue doing volunteer tourism activities. Journal of Hospitality and Tourism Management, 2023. № 54. P. 500-512. // URL: https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2023.02.009.

[17] Elbaz A.M., Kamar M.S.A., l Onjewu A-K. E., Soliman M. Evaluating the Antecedents of Health Destination Loyalty: The Moderating Role of Destination Trust and Tourists' Emotions. International Journal of Hospitality & Tourism Administration, 2023. № 24 (1). P. 1-28. // URL:

https://doi.org/10.1080/15256480.2021.1935394

[18] Moghavvemi S., Ormond M., Musa G., Isa Ch.R.M., Thirumoorthi T., Mustapha M.Z.B., Kanapathy K.A.P., Chandy Ja.J.Ch. Connecting with prospective medical tourists online: A cross-sectional analysis of private hospital websites promoting medical tourism in India, Malaysia and Thailand. Tourism Management, 2017. № 58. P. 54-163. // URL: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2016.10.010

[19] Peng J., Yang X., Poon P., Xie L. Enhancing users' well-being in virtual medical tourism communities: A configurational analysis of users' interaction characteristics and social support. Technology in Society 2022, 71, Article 102084. // URL: https://doi.org/10.1016/_j.techsoc.2022.102084

[20] Zhu R., Hu X. (January 2023). The public needs more: The informational and emotional support of public communication amidst the Co-vid-19 in China. International Journal of Disaster Risk Reduction. 2023, 84, Article 103469. -D0I:10.1016/j.ijdrr.2022.103469

[21] Hameed A.Z. A hybrid Fifth Generation based approaches on extracting and analyzing customer requirement through online mode in healthcare industry. (2023). Computers and Electrical Engineering, 2023, 106, Article 108550. // URL: https:// doi.org/10.1016/j.compeleceng.2022.108550

[22] Ayuningtyas D., Ariwibowo D.A. The strategic role of information communication technology in succeeding medical tourism. Enfermería Clínica, 2020. № 30 (6). P. 170-173. // URL: https://doi.org/10.1016Zj.enfcli.2020.06.039

[23] Ilic J., Lukic T., Besermenji S., Blesic I. Creating a literary route through the city core: tourism product testing. . Journal of the Geographical Institute "Jovan Cvijic" SASA, 2021. № 71 (1). P. 91-105.

- DOI: https://doi.org/10.2298/IJGI2101091I

[24] Knezevic, M.N., Hadzic, O., Nedeljkovic, S., Ken-nell, J. Tourism entrepreneurship and industrial restructuring: globe national and organizational culture dimensions. Journal of the Geographical Institute "Jovan Cvijic" SASA, 2020. № 70 (1). P. 15-30.

- DOI: https://doi.org/10.2298/IJGI2001015N

[25] Pivac T., Blesic, I., Kovacic, S., Besermenji, S., Lesjak, M. Visitors' satisfaction, perceived quality, and behavioral intentions: the case study of exit festival. Journal of the Geographical Institute "Jovan Cvijic" SASA, 2019. № 69 (2). P. 123-134.

- DOI: https://doi.org/10.2298/IJGI1902123P

[26] Serbia. Treatment Tours. 2023. // URL: www.ser-bia-rit.ru/tury/lechebnye-tury?ysclid=lewt70z-mcf348091727.

[27] For health in Serbia: a cheat sheet on medical resorts. 2023. // URL: https://www.pac.ru/rnd/ help/expert-opinion/serbia-health-resorts/?ys-clid=lfijmwyaj4233550236

[28] Minasyan L.A., Borodai V.A., Dudkina O.V., Kazmina L.N., Bakhtin V.A. Territory Branding Identification Resources. Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. Cham: Springer, 2022. P. 1113-1117. // URL: https://link.springer. com/chapter/10.1007/978-3-030-90324-4_184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.