УДК 159.952 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-168-174
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХОМОТОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
Р.Р. Швец1, Э.Р. Румянцева2
■башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, Уфа, Россия
2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Аннотация
Цель исследования - определить влияние применения элементов сенсорной интеграции в коррекцион-ном процессе детей с синдромом дефицита внимания.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), которые были разделены на контрольную и основную группы. В процессе эксперимента проводилась оценка влияния программы коррекционных занятий на показатели статической и динамической координации, дифференцированности движений пальцев рук, зрительно-моторную координацию, а также на когнитивные процессы, такие как концентрация внимания и объем кратковременной памяти.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного педагогического эксперимента были выявлены достоверные положительные изменения по показателям, оценивающим психомоторные и когнитивные процессы. Так, показатели статической координации у детей основной группы (до - 38,1±2,9 сек., после - 53,2±3,1 сек.) достоверно лучше контрольной (до - 37,5±3,4 сек., после - 45,1±2,9 сек.) на 17,9%, показатели динамической координации в основной группе (до - 18,9±2,1 сек., после -13,5±2,8 сек.) достоверно лучше таковых в контрольной (до - 19,5±2,7 сек., после - 16,5±2,9 сек.) на 22,2%, показатели дифференцированности движений пальцев рук у детей основной группы (до - 2,9±1,8, после - 4,9±2,4 баллов) достоверно лучше, чем в контрольной (до - 2,8±1,9, после - 3,5±1,4 баллов) на 8,1%; когнитивные процессы: концентрации внимания у детей основной группы (до - 3,7±2,1 мин., после - 1,7±1,9 мин.) достоверно лучше, чем у детей контрольной (до - 3,5±1,4 мин., после - 3,1±2,4 мин.) на 45,1 %, объем кратковременной памяти в основной группе (до - 4,7±1,8, после - 6,9±1,1 кол-во слов) достоверно лучше такового в контрольной (до - 4,75±0,8, после - 6,1±0,9 кол-во слов) на 13,1%. Заключение. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что применение в процессе кор-рекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания элементов сенсорной интеграции оказывает положительное влияние на их психомоторные качества и когнитивные процессы.
Ключевые слова: психофизиологические особенности, психомоторные и когнитивные процессы, синдром дефицита внимания и гиперактивности, гиперкинетический синдром.
EFFECT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AGENTS ON PSYCHOMOTOR AND COGNITIVE PROCESSES IN CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER R.R. Shvets1, e-mail: shvetsrr@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9074-4235 E.R. Rumyantseva2, e-mail: rumelv@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9440-3529
1Bashkir Institute of Physical Education (branch) of the Ural State University of Physical Education, Ufa, Russia
2Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
Abstract
The research purpose was to determine the influence of the use of elements of sensory integration in the correctional process of children with attention deficit disorder.
Methods and organization of the research. The study involved 16 senior preschool children aged 5-7 years, who were divided into control and main groups. During the experiment, the influence of the modified method on the indicators of static and dynamic coordination, differentiation of movements of the fingers, visual-motor coordination, as well as on cognitive processes, such as concentration of attention and the amount of short-term memory, was assessed.
Research results and their discussion. As a result of the pedagogical experiment, significant positive changes were revealed in terms of indicators assessing psychomotor and cognitive processes. Thus, the indicators of static coordination in children of the main group (before - 38,1±2,9 sec., after - 53,2±3,1 sec.) are significantly better than the control (before - 37,5±3,4 sec., after - 45,1±2,9 sec.) by 17,9%. Dynamic coordination indicators in the main group (before - 18,9±2,1 sec., after - 13,5±2,8 sec.) are significantly better than the control one (before - 19,5±2,7 sec., after - 16,5±2,9 sec.) by 22,2%. Indicators of differentiation of finger movements in children of the main group (before - 2,9±1,8, after - 4,9±2,4 points) are significantly better than the control group (before - 2,8±1,9, after - 3,5±1,4 points) by 8,1%. Cognitive processes: concentration of attention in children of the main group (before - 3,7±2,1 min., after - 1,7±1,9 min.) is significantly better than the control group (before -3,5±1,4 min., after - 3,1±2,4 min.) by 45,1%, the amount of short-term memory in the main group (before -4,7±1,8, after - 6,9±1,1 number of words) is significantly better than the control one (before - 4,75±0,8, after -6,1±0,9 number of words) by 13,1%.
Conclusion. A comparative analysis of the results obtained showed that the use of elements of sensory integration in the process of correctional work with children of older preschool age with attention deficit disorder has a positive effect on their psychomotor qualities and cognitive processes.
Keywords: psychophysiological features, psychomotor and cognitive processes, attention deficit hyperactivity disorder, hyperkinetic syndrome.
ВВЕДЕНИЕ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) определяется как нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, которое характеризуется ярко выраженной гиперактивностью детей совместно с дефицитом внимания. Данное расстройство рассматривается в качестве устойчивого хронического синдрома, при котором выявлено значительное отставание в развитии психомоторных, волевых и когнитивных процессов, проявляющееся в снижении волевой регуляции поведения и деятельности, уровня статической, динамической, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, а также в снижении развития познавательных процессов [6]. При диагностировании данного синдрома у детей наблюдаются отклонения в развитии высших психических функций, регулирующих моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Одной из причин проявления данных отклонений считаются процессы, связанные с ослаблением процессов торможения активности нервной системы [2, 6].
Нарушения координации крупной моторики выявляются примерно в половине случаев, что влечет за собой проблемы с осуществлением последовательности быстро сменяющих друг друга движений, соблюдение их пространственных и временных характеристик. Также установлено, что нарушения в работе мозжечка ведут не только к моторной неловкости и нару-
шениям координации движений и мелкой моторики, но и к нарушению координации между движениями глаз и рук, к замедлению перцептивных процессов и процессов выработки сен-сомоторных навыков.
Имеющаяся широкая вариация проявлений синдрома дефицита внимания у детей является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к специалистам различного профиля, в связи с чем данный синдром стал предметом изучения различных специалистов. Изучение и коррекция расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, на сегодняшний день приобретает все больший масштаб [1].
Достаточно часто у детей СДВГ проявляется невозможностью фокусировать свое внимание на элементах предмета, допущением множества ошибок, трудностью удержания внимания в процессе выполнения заданий. Ребенок с синдромом игнорирует обращенную к нему речь, не умеет следовать инструкции и завершать начатую работу, не способен выстроить план или организовать выполнение задач собственными силами, избегает заданий и поручений, которые подразумевают продолжительное интеллектуальное напряжение, при этом также склонен постоянно терять собственные вещи, проявляет забывчивость, легко отвлекается. Стоит отметить, что у некоторых детей с возрастом возможна выработка компенсаторных механизмов [2, 5].
Таким образом, в связи с имеющимися отклонениями у детей с СДВГ, влияющими на моторный контроль, саморегуляцию, внимание и память, нами предложено включение в программу коррекционных занятий упражнений с использованием балансировочной доски и прохождение сенсорной полосы препятствий, включающей элементы сенсорной интеграции.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методами исследования являлись анализ и обобщение научно—методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. В процессе исследования были изучены показатели статической координации (стойка в одну линию) и динамической координации (повороты на гимнастической скамье), дифференцированности движений пальцев рук (выполнение заданий на определение качества и степени дифференцированности движений), зрительно—моторной координации (упражнение реакция—мяч), а также когнитивные процессы, такие как концентрация внимания (тест переплетенных линий) и объем кратковременной памяти (методика «10 слов»).
В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с синдромом дефицита внимания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Многочисленные исследования подтверждают, что у детей с СДВГ достаточно часто отмечается значительное отставание в развитии психомоторных, волевых и когнитивных процессов. Дети с диагностированным синдромом примерно в пятидесяти процентах имеют нарушения координации крупной моторики. У детей с СДВГ обнаружена функциональная недостаточность мозжечка, которая проявляется в нарушении координации движений, невозможности поддерживать равновесие, снижении контроля мышечного тонуса и устойчивости вертикальной позы. При наличии нарушений координации движений, как следствие, происходят нарушения последовательности движений и развития всех двигательных умений [2, 3, 9, 10]. Также ряд проведенных исследований позволил выявить наличие повышенного тонуса от-
делов вегетативной нервной системы у детей с СДВГ, что может также быть причиной чувствительности и снижения функциональной устойчивости вестибулярной сенсорной системы. Таким образом, возрастание участия вегетативных компонентов отражается на нарушениях точности движений и поддержания позы в пространстве [2, 6, 7, 11, 12].
При изучении развития мелкой моторики наличие синдрома влечет за собой нарушения различной степени тяжести. Нарушается тонкая моторная координация и двигательное торможение, что, в свою очередь, сказывается на выполнении последовательных быстро сменяющих друг друга движений, с трудом происходит соблюдение их временных и пространственных характеристик. Все вышеизложенное отражается на повседневной жизни детей, имеющиеся затруднения моторной координации не позволяют им легко и просто выполнять ежедневные бытовые задачи. Так, например, дети испытывают сложность в координации мелких движений при письме [4, 5, 8, 11].
Нарушения зрительно-моторной координации также довольно часто встречаются у детей с СДВГ. Выявлено, что нарушения в функционировании мозжечка влекут за собой не только нарушения моторной сферы и координации движений, но и нарушения координации между движениями глаз и рук, к затормаживанию перцептивных процессов и процессов выработки сенсомоторных навыков. То есть, ребенок с синдромом не в полной мере контролирует с помощью глаз то, что он делает руками. Также четкая координация между правой и левой рукой необходима для слаженной работы обеих
рук [2, 7].
В связи с вышеизложенным нами предложено включение в программу коррекционных занятий упражнений с использованием балансировочной доски и прохождение сенсорной полосы препятствий.
Занятия проводились по 30 минут. В основной части занятия использовались специальные упражнения на балансировочной доске. После освоения балансира упражнения усложнялись применением дополнительных средств, таких как кинезиологические мешочки и мяч-маятник. Специальные упражнения на балансировочной доске чередовались с прохождением сенсорной полосы препятствий. Полоса препятствий
Таблица - Динамика показателей психомоторных процессов в контрольной и основной группах до и после коррекционных занятий
Table - Dynamics of psychomotor process indicators in the control and main groups before and after corrective exercise sessions
Группы Groups До эксперимента Before the experiment После эксперимента After the experiment р1-2
Статическая координация, сек. / Static coordination, sec.
Основная группа Main group 38,1±2,9 53,2±3,1 p<0,05
Контрольная группа Control group 37,5±3,4 45,1±2,9 p<0,05
Р1 p>0,05 p<0,05
Динамическая координация, сек. / Dynamic coordination, sec.
Основная группа Main group 18,9±2,1 13,5±2,8 p<0,05
Контрольная группа Control group 19,5±2,7 16,5±2,9 p<0,05
Р1 p>0,05 p>0,05
Дифференцированность движений пальцев рук, баллы / Differentiation of finger movements, points
Основная группа Main group 2,9±1,8 4,9±2,4 p<0,05
Контрольная группа Control group 2,8±1,9 3,5±1,4 p>0,05
Р1 p>0,05 p>0,05
Зрительно-моторная координация, см / Visual-motor coordination, cm
Основная группа Main group 58,1±4,7 32,7±3,4 p<0,05
Контрольная группа Control group 57,5±5,4 52,4±4,8 p>0,05
р. p>0,05 p<0,05
включала в себя следующие задания: прохождение по сенсорным балансировочным мостикам, проползание по туннелю, прохождение по балансировочной дорожке, прохождение по балансировочным дискам (с шипами). В заключительной части занятия для совершенствования мелкой моторики пальцев рук, мимических движений проводился массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком в игровой форме со стихами.
Предложенные упражнения способствуют повышению уровня статической, динамической, зрительно-моторной координации, четкости и осознанности движений. В процессе исследования нами были изучены показатели психомоторных процессов, такие как статическая и динамическая координация, дифференциро-ванность движений пальцев рук и зрительно-моторная координация. Полученные результаты отражены в таблице.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в процессе удержания равновесия на балансире происходит стимуляция меж-
полушарного взаимодействия и мозжечка, что способствует формированию проприоцепции и, как следствие, улучшение времени удержания равновесия тела в статическом и динамическом положении.
Также в процессе выполнения упражнений совершенствуется мелкая моторика, укрепляются мышцы пальцев рук, при этом развивается ловкость, навык управления своими движениями, способность фиксировать внимание на одном виде деятельности, о чем говорит положительная динамика полученных результатов по показателю дифференцированности движений пальцев рук.
Упражнения на балансировочной доске с выполнением заданий способствуют стимуляции мозжечка. Так, приняв информационный сигнал о планируемом движении, мозжечок корректирует моторную программу предстоящего действия в коре больших полушарий и подготавливает тонус мышц для выполнения двигательного акта, при этом осуществляя регуляцию силы мышц, скорости, ритма и точности.
Рисунок 1 - Динамика концентрации внимания в контрольной и основной группах до и после коррекционных занятий Figure 1 - Dynamics of attention concentration in the control and main groups before and after corrective exercise sessions
Рисунок 2 - Динамика объема кратковременной памяти в контрольной и основной группах до и после коррекционных занятий Figure 2 - Dynamics of the amount of short-term memory in the control and main groups before and after corrective exercise sessions
Соответственно, при целенаправленной стимуляции улучшаются показатели зрительно-моторной координации.
Также нами были изучены показатели когнитивных (концентрация внимания, объем кратковременной памяти) процессов (рисунки 1, 2). Так, у детей с СДВГ наиболее часто выходящими за пределы нормы становятся такие когнитивные функции, как память и внимание. Имеющаяся проблематика зрительного гнозиса, модально-неспецифическое сокращение объема кратковременной памяти в последующем провоцируют трудности селекции и фиксации произволь-
ного внимания. Данную категорию детей характеризует также наличие отвлекаемости. Они не завершают начатых заданий и стараются игнорировать задачи, связанные с необходимостью приложить определенные усилия и внимание. При этом преимущественно страдают такие характеристики внимания, как распределение, направленность и концентрация. Затруднения, связанные с функцией памяти, распространяются преимущественно на хранение вербальной информации и запоминание. Так, у детей с СДВГ определены нарушения объема, тормо-зимости и прочности следов, воспроизведение
звуковой структуры слов, узнавание слов, регуляция и контроль.
В процессе выполнения упражнений на балансире с использованием дополнительных средств (кинезиологические мешочки, мяч-маятник), а также выполнение разнонаправленных заданий при прохождении полосы препятствий необходима концентрация внимания для понимания задания и его выполнения, при этом происходит повышение регуляции произвольной мыслительной деятельности, что можно наблюдать в улучшении когнитивных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе коррекции детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания предлагаемые нами средства
ЛИТЕРАТУРА
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. пер. с англ. Юлии Даре / Э. Дж. Айрес. - М. : Теревинф, 2018. - 272 с.
2. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. - М. : Академия, 2009. - 268 с.
3. Касмакова, Л. Е. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Е. Касмакова, А. В. Березина, В. Н. Колясова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 128-135.
4. Касмакова, Т. А. Применение сенсорно-динамического зала «Дом совы» в развитии психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра / Т. А. Касмакова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 137-146.
5. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М. : Питер, 2023. - 381 с.
6. Мачинская, Р. И. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Вестник Поморского университета. - 2017. №2(8). - С. 101-121.
7. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. - М. : Питер, 2018. - 288 с.
8. Миненкова, И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и/или множественными нарушениями психофизического развития / И. Н. Миненкова. Минск : 2017. - 180 с.
REFERENCES
1. Ayres, E. J. Child and sensory integration. Understanding hidden development problems. Translated from English by Julia Dare / E. J. Ayres. - M.: Terevinf, 2018. - 272 p.
2. Glozman, J. M. Neuropsychology of childhood / J. M. Gloz-man. - M.: Academy, 2009. - 268 p.
3. Kasmakova L.E., Berezina A.V., Kolyasova V.N. Logorhyth-mics and art pedagogical technologies in the development
оказывают непосредственное воздействие на повышение уровня координации, четкости и осознанности движений, совершенствование мелкой моторики пальцев рук, развитие познавательных процессов. В коррекции синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста наиболее эффективен комплексный подход, включающий в себя упражнения, выполняемые на балансире с применением ки-незиологических мешочков и мяча-маятника, чередуемые с прохождением сенсорной полосы препятствий, включающей прохождение по сенсорным мостикам, проползание по туннелю, прохождение по балансировочным дорожкам и дискам, а также включение в заключительную часть занятия упражнений с массажным мячиком.
9. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под общ. ред. Ж. М. Глозман. - 2-е изд. - М. : Генезис, 2016. -334 с.
10. Швец, Р. Р. Особенности коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. Р. Швец, Н. Ю. Токмакова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2023. - № 1. - С. 55-61.
11. Swanson, JM, Kinsbourne, M, Nigg, J, Lanphear B, Stefa-natos GA, Volkow N, Taylor E, Casey BJ, Castellanos FX, Wadhwa PD. Etiologic subtypes of attention-deficit/hy-peractivity disorder: brain imaging, molecular genetic and environmental factors and the dopamine hypothesis. Neuropsychol Rev. 2. - 2007. - 17(1). - Р. 39-59.
12. Kinsbourne, M. Genetic and biochemistry in attention deficit disorder / M. Kinsbourne, C. K. Deutsch // Developmental psychopathology, ed. by M. Lewis, S. Miller. - N.Y. : Plenum Press, 1990. - P. 93-107.
13. Marzocchi, G. M. What are the causes of the attention deficits observed in children with dyslexia / G. M. Marzocchi, S. Ornaghi, S. Barboglio // Child neuropsychology. - 2009. - № 15. - Р. 567-581.
14. Shalev, L. Computerized Progressive attentional training (CPAT) program: effective direct intervention for children with ADHD / L. Shalev, Ye. Tsal, C. Mevorach // Child Neuropsychology. - 2007. - № 13(4). - Р. 382-388.
15. Weinstein, C. S. Description of mothers with ADHD with children with ADHD / C. S. Weinstein, R. J. Apfel, S. R. Weinstein // Psychiatry. - 1998. - 61(1).
and correction of coordination abilities of preschoolers with severe speech disorders. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no.1, pp. 128-135 (in Russ.). 4. Kasmakova T.A. The use of the sensory-dynamic hall "Owl house" in the development of mental and physical qualities in children with autism spectrum disorder. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 137-146 (in Russ.).
5. Luria, A. R. Fundamentals of neuropsychology / A. R. Luna. - M.: Peter, 2023. - 381 p.
6. Machinskaya, R. I. Interdisciplinary approach to the study and differentiation of ADHD variants in primary school children / R. I. Machinskaya, E. V. Krupskaya // Bulletin of the Pomeranian University, 2017, No. 2(8), pp.101-121 (in Russ.).
7. Mikadze, Yu. V. Neuropsychology of childhood / Yu. V. Mi-kadze. - M.: Peter, 2018. - 288 p.
8. Minenkova, I. N. Providing sensory integration in correctional and developmental work with children with severe and/or multiple disorders of psychophysical development / I. N. Minenkova. Minsk: 2017. - 180 p.
9. Practical neuropsychology. Working experience with children with learning difficulties / under the general ed. of J. M., Glozman. - 2nd ed. - M.: Genesis, 2016. - 334 p.
10. Shvets, R.R. Features of correctional and developmental activities for children with disabilities/R.R. Shvets, N.Y. Tokmakova // Proceedings of Tula State University. Physical education. Sport, 2023, No. 1, pp. 55-61 (in Russ.).
11. Swanson, JM, Kinsbourne, M, Nigg, J, Lanphear B, Stefa-natos GA, Volkow N, Taylor E, Casey BJ, Castellanos FX, Wadhwa PD. Etiologic subtypes of attention-deficit/hy-peractivity disorder: brain imaging, molecular genetic and environmental factors and the dopamine hypothesis. Neuropsychol Rev. 2, 2007, on 17(1), pp. 39-59.
12. Kinsbourne, M. Genetic and biochemistry in attention deficit disorder / M. Kinsbourne, C. K. Deutsch // Developmental psychopathology, ed. by M. Lewis, S. Miller. -N.Y.: Plenum Press, 1990, pp. 93-107.
13. Marzocchi, G. M. What are the causes of the attention deficits observed in children with dyslexia / G. M. Marzocchi, S. Ornaghi, S. Barboglio // Child neuropsychology. 2009, on 15, pp. 567-581.
14. Shalev, L. Computerized Progressive attentional training (CPAT) program: effective direct intervention for children with ADHD / L. Shalev, Ye. Tsal, C. Mevorach // Child Neuropsychology. 2007, on. 13(4), pp. 382-388.
15. Weinstein, C. S. Description of mothers with ADHD with children with ADHD / C. S. Weinstein, R. J. Apfel, S. R. Weinstein // Psychiatry. 1998, on. 61(1), pp. 9-12.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Швец Регина Ринатовна (Shvets Regina Rinatovna) - кандидат педагогических наук; Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры; 450077, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 67; e-mail: Shvetsrr@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-9074-4235.
Румянцева Эльвира Римовна (Rumyantseva Elvira Rimovna) - доктор биологических наук, профессор; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, зд. 35; e-mail: rumelv@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-9440-3529.
Поступила в редакцию 29 июня 2023 г. Принята к публикации 28 августа 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Швец, Р.Р. Влияние средств адаптивной физической культуры на психомоторные и когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания / P.P. Швец, Э.Р. Румянцева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. -Т. 11, № 3 - С. 168-174. DOI: 10.36028/2308-8826-202311-3-168-174
FOR CITATION
Shvets R.R., Rumyantseva E. R. Effect of adaptive physical culture agents on psychomotor and cognitive processes in children with attention deficit disorder. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 3, pp. 168-174 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-168-174