Научная статья на тему 'Влияние специальных упражнений на развитие гибкости у детей 6-7 лет'

Влияние специальных упражнений на развитие гибкости у детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2681
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКОСТЬ / ПРЫЖКИ В ВОДУ / УПРАЖНЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКС / ГНУЧКіСТЬ / СТРИБКИ У ВОДУ / ВПРАВИ / ЕФЕКТИВНіСТЬ / FLEXIBILITY / DIVING / EXERCISES / EFFECTIVENESS / COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Н. И., Черненко Е. Е., Гордейченко О. А.

Результаты, полученные в ходе проведенного экспериментального исследования использования специально разработанных упражнений на уровень развития гибкости у детей 6-7 лет, занимающихся прыжками в воду, позволили констатировать, что применение дополнительных, отличных от общепринятых, упражнений, позволяет существенно повысить уровень развития гибкости прыгунов в воду на начальном этапе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смирнова Н. И., Черненко Е. Е., Гордейченко О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of flexibilite in children of 6-7 years old

The results received from the research which was held with the help of special exercises that identify the level of flexi ability among children 6-7 years who are involved water jumping, shaved that the usage of additional exercises give the opportunity to improve the level of flexi ability of water jumpers during of primary period of trainings.

Текст научной работы на тему «Влияние специальных упражнений на развитие гибкости у детей 6-7 лет»

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-1 ЛЕТ

Смирнова Н.И., Черненко Е.Е., Гордейченко О.А. Запорожский национальный университет

Аннотация. Результаты, полученные в ходе проведенного экспериментального исследования использования специально разработанных упражнений на уровень развития гибкости у детей б-7 лет, занимающихся прыжками в воду, позволили констатировать, что применение дополнительных, отличных от общепринятых, упражнений, позволяет существенно повысить уровень развития гибкости прыгунов в воду на начальном этапе подготовки. Ключевые слова: гибкость, прыжки в воду, упражнения, эффективность, комплекс.

Анотація. Смірнова Н.І., Черненко О.Є., Гордейченко О.А. Вплив спеціальних вправ на розвиток гнучкості у дітей 6-1 років. Результати, отримані у продовж проведеного експериментального дослідження використання спеціально розроблених вправ на рівень розвитку гнучкості у дітей б-7 років, що займаються стрибками у воду, дозволили констатувати, що використання додаткових вправ, які відрізняються від загальноприйнятих, дозволяє суттєво збільшити рівень розвитку гнучкості стрибунів у воду на початковому етапі підготовки.

Ключові слова: гнучкість, стрибки у воду, вправи, ефективність, комплекс .

Annotation. Smirnova N., Chernenko E., Gordeichenko O. The influence of flexibilite in children of 6-l years old. The results received from the research which was held with the help of special ex© Смирнова Н.И., Черненко Е.Е., Гордейченко О.А., 2009

ercises that identify the level of flexi ability among children 6-7 years who are involved water jumping, shaved that the usage of additional exercises give the opportunity to improve the level of flexi ability of water jumpers during of primary period of trainings.

Key words: flexibility, diving, exercises, effectiveness, complex.

Введение.

В настоящее время проблема развития двигательных качеств находится под пристальным вниманием специалистов, педагогов, тренеров, врачей (В.А. Романенко, 2005; Л.П. Матвеева, 1999; В.М. Платонова, 1999). Это объясняется общим снижением уровня здоровья, физической подготовки людей разных возрастных групп. Постоянно идет активный поиск эффективных, оптимальных путей, адекватных методик развития двигательных качеств [1].

Гибкость, как двигательное качество, является одним из основных, базовых составляющих физической подготовленности человека. Мерой гибкости служит максимальная амплитуда движений в суставах, выраженная в сантиметрах или угловых градусах [2].

Подвижность мышечно-суставных сочленений человека зависит от строения суставов, эластичности мышц и связок, силы мышц и функционального состояния ЦНС [3].

В исследованиях Н.Г. Озолина (1963) отмечается, что время суток, условия среды, мышечная работа оказывают неоднозначное влияние на функциональное состояние связочного аппарата. Повышенная температура тела и внешней среды, предварительная разминка улучшают биомеханические свойства опорно-двигательного аппарата и тем самым способствуют большей подвижности его звеньев. Холодовые процедуры, наоборот, снижают уровень подвижности. В течение дня гибкость изменяется: при полной релаксации (расслаблении) подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата увеличивается, с повышением психоэмоционального напряжения - снижается. Показатели силы находятся в обратной зависимости от уровня развития силы и в значительной степени обусловлены генетически [4].

В свою очередь, Л.В. Волков (2002) акцентирует внимание на возрастном и половом различии в темпах и качестве развития гибкости [3,5].

Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью нашего исследования было экспериментально обосновать эффективность специально разработанных комплексов физических упражнений, направленных на развитие гибкости прыгунов в воду 6-7 лет на этапе начальной подготовки.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Естественный эксперимент.

3. Педагогические наблюдения

4. Контрольные испытания (наклоны из и.п.

- сед; попере чныйшпага т выкруты палки вперед-назад) [3,7]

5. Методы математической статистики [8].

Результаты исследования.

Спортивное мастерство прыгунов в воду базируется на разносторонней двигательной ко -ординационной подготовке, для осуществления которой широко используются гимнастические, акробатические, хореографические и специальные упражнения на суше.

Для выполнения движения с большой амплитудой прыгун должен обладать хорошей подвижностью в плечевых, коленных, голеностопных, тазобедренных суставах и суставах позвоночного столба (особенно на сгибание вперед).

В работах многих исследователей (В.А. Романенко, 2005; Л.П. Матвеева, 1999; В.М. Платонова, К.П. Сахновский 1988 и др.) отмечается, что для развития подвижности в суставах используют гимнастические, акробатические, хореографические упражнения, а также специально подобранные упражнения на растягивание мышц и связок.

Учитывая результаты предыдущих исследований, нами был разработан комплекс специальных упражнений для развития гибкости. Данный комплекс упражнений был внедрен в программу учебно-тренировочного процесса группы начальной подготовки СДЮСШОР «Мотор-Сич» г.Запорожья по прыжкам в воду. В эксперименте принимали участие 16 детей 6-7 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Испытуемые были разделены на две группы: контрольная - 8 человек, экспериментальная - 8 человек.

В начале эксперимента был определен исходный уровень развития гибкости у детей 6-7 лет. Сравнивая средние показатели развития гибкости детей контрольной и экспериментальной групп, необходимо отметить, что исходный уровень развития гибкости достоверно значимых отличий не имеет (табл.1).

Следует отметить, что комплексы упражнений, применяемые в ходе эксперимента, для двух групп были различными, однако, занятия в обеих группах проводились в течение 5 месяцев три раза в неделю.

В контрольной группе применялся ком -плекс упражнений по общепринятым методикам, с преобладанием упражнений на развитие пассивной гибкости.

Занятия с детьми экспериментальной группы проходили в два этапа.

1 этап. Наиболее эффективные упражнения с

пассивным растягиванием:

> выполняемые за счет усилий других групп мышц (наклоны);

> с помощью партнера;

> маховые или пружинящие (увеличивают силу мышц);

> маховые или пружинящие с отягощением (способствуют движению);

> с помощью резинового жгута;

> расслабленные простые и с отягощением висы;

> удержание с помощью партнера положений, в которых мышцы наиболее растянуты.

2 этап. Развитие активной гибкости. Основным принципом этого этапа является принцип повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы: медленном, скоростном и статическом.

Все упражнения для второго этапа можно разделить на 4 группы:

> статические удержания положений с наибольшим растягиваем мышц;

> маховые или пружинящие движения с отягощением, с амортизатором или сопротивлением партнера, т.е. противодействием движению;

> статические упражнения положений с растягиванием, близким к максимальному и последующие маховые движения с наибольшим растягиванием мышц;

> два последних указанных выше вида упражнений - с отягощениями.

В связи с этим для развития специальной гибкости у прыгунов в воду были рекомендованы следующие упражнения.

1. Для развития подвижности в плечевых суставах:

> висы на гимнастической стенке;

> наклоны хватом за рейку гимнастической стен-

ки или другую опору;

> пружинные отведения рук;

> гимнастический «мост»; покачивание в положе-

нии «мост»;

> круговые вращения вперед, назад;

> выкруты гимнастической палки;

> «проваливание» в плечах;

> наклоны с отведением рук назад из и.п. - стойка

ноги врозь, руки сзади пальцы сцеплены;

> пружинящие движения туловищем из и.п. -

упор лежа сзади, согнув ноги.

2. Для развития подвижности в тазобедрен-

ных суставах:

> наклоны из и.п. - сед;

> «шпагаты»;

Таблица 1

Результаты тестов показателей гибкости прыгунов в воду 6-7лет в начале эксперимента

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа

Х±т Х±т

1. Наклон из и.п. - сед (см) 5,5 ± 0,125 5,3 ± 0,25

2. Поперечный шпагат (см) 12,5 ± 0,15 13,0 ± 0,31

3. Выкруты палки (см) 44,5 ± 0,34 48,5 ± 0,38

Таблица 2

Результаты тестов показателей гибкости прыгунов в воду 6-7лет в конце эксперимента

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа

Х±т Х±т

1. Наклон из и.п. - сед (см) 6,8 ± 0,25 7,5 ± 0,32

2. Поперечный шпагат (см) 9,0 ± 0,35 7,8 ± 0,38

3. Выкруты палки (см) 36,5 ± 0,26 34,6 ± 0,35

У наклоны из и.п. - сед ноги врозь;

> махи ногами вперед, в сторону, назад;

> упор стоя согнувшись из и.п. - упор присев.

Спустя 6 месяцев после внедрения в учебнотренировочный процесс экспериментальной группы комплекса специально разработанных упражнений, было проведено повторное тестирование по определению уровня развития гибкости у детей 6-7 лет, занимающихся прыжками в воду.

Результаты, зафиксированные во всех тестах и в контрольной, и в экспериментальной группах улучшились на достоверно значимые величины (табл. 2).

Если сравнивать результаты эксперимента в обеих группах, то уровень развития гибкости у детей экспериментальной группы, которые занимались по пре дложеннымнами комплек сам^праж-нений нескольковыше, чем у детей контрольной группы, которые занимались по общепринятой методике. Так же очевиден более существенный прирост результатов у детей экспериментальной группы. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что подобранные упражнения легче и эффективней воспринимались детьми 6-7 лет.

Необходимо отметить, что развитие гибкости

- это процесс, который связан с достаточно сильными болевыми ощущениями. Поэтому следует очень аккуратно и методически правильно проводить эти упражнения.

Многие дети, почувствовав боль, зажимаются , упираются, искажают технику выполнения упражнений, что отрицательно сказывается на развитии гибкости и может привести к травмам, а иногда и к полному отказу ребенка не только выполнять эти упражнения, а и вообще посещать занятия по прыжкам в воду. В таких случаях большое значение имеет правильный подход тренера к процессу развития гибкости у каждого конкретного ребенка.

Также нами было замечено, что результат успешного выполнения упражнения зависит и от того насколько ребенок был заинтересован и увлечен объяснением и непосредственно самим выполнением упражнения.

Совокупность всех методически правильно подобранных приемов тоже определяет успешность развития гибкости в частности и физических качеств вообще.

Выводы.

Результаты исследования, направленные на обоснование упражнений для развития гибкости у детей 6-7 лет, позволили выявить целесообразность применения данных упражнений в учебно-

тренировочном процессе прыгунов в воду.

В результате проведенного эксперимента были определены специа льныеупражнения для развития гибкостиу детей 6-7 лет на начальном этапе обучения, а также получен наибо лее качественныйэффект в развитии гибкости.

Выявлено, что использование специальных упражнений позволило повысить уровень развития гибкости.

Таким образом, теории и исследования, существующие на современном этапе развития детского спорта, свидетельствуют о том, что проблема развития гибкости у детей 6-7 лет, которые занимаются прыжками в воду, была и остается актуальной. Не смотря на многолетнее изучение этой проблемы, она характеризуется большим количеством спорных моментов. Это открывает перед нами перспективы дальнейших исследований по поиску новых средств, методов, приемов развития гибкости у детей 6-7 лет, занимающихся прыжками в воду.

Литераіура.

1. Гороховский Л.З. Подготовкапрыгунов в воду. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 178с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Левина Г.В. Начальное обучение прыжков в воду. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 180с.

3. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие, Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005. - 290 с.

4. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - К.: Радянська школа, 1988. - 288 с.

5. Верхошанский А.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 345с.

6. Сергеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 61с.

7. Козенков В., Подікова Г. Розвиток і контроль гнучкості школярів // Фізичне виховання в школі. -2000. - №4. - С. 26-28.

8. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 151с.

Поступила в редакцию 06.05.2009г.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.