УДК 796.332.6
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В МИНИ-ФУТБОЛЕ
Т.П. Высоцкая, Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, И.М. Бодров
Разработана методика развития гибкости юных футболисток-девушек с применением модифицированных стретчинговых упражнений. Экспериментально обоснована эффективность разработанной методики с учетом специфики вида спорта, способствующей технической подготовленности и обеспечивающей необходимый уровень подвижности в суставах спортсменок.
Ключевые слова: гибкость, мини-футбол, стретчинговые упражнения, физическая подготовка.
В настоящее время большое значение придается развитию детского и массового футбола, а также его разновидностей. Наблюдается повышенный интерес к проблеме общей и специальной физической подготовки юных футболистов, особенно на начальном этапе подготовки. В исследовании Д.В. Выприкова (2008) отмечено, что методические разработки подготовки спортсменок, включая мини-футбол, базируются на опыте, накопленном в подготовке юношей. Учитывая особенности организации женского мини-футбола, важное место в рамках проблемы построения учебно-тренировочного процесса занимают вопросы развития физических качеств [1].
Развитие у начинающих футболистов физических качеств, в том числе и гибкости, овладение разнообразными двигательными навыками в совокупности оказывают непосредственное влияние на все виды подготовки и, более того, способствуют повышению уровня технической подготовленности. В ходе игры футболист должен быть достаточно гибким, то есть выполнять множество движений с максимальной амплитудой: подкаты, удары, финты. Высокая эффективность выполнения футболистом данных упражнений напрямую зависит от уровня гибкости его тела. Кроме того, хорошая гибкость свидетельствует о том, что мышцы спортсмена достаточно эластичны, чтобы максимально избежать травматизма. Поэтому хорошая гибкость - это неотъемлемое качество футболиста [5].
Актуальность темы обусловлена не только огромной популярностью футбола, но и необходимостью совершенствования процесса тренировки спортсменов. На семинаре для тренеров, организованным Российским футбольным союзом (РФС) в 2016 году, руководитель Центра подготовки специалистов в сфере футбола РФС А. Лексаков обозначил проблему в подготовке футболистов для профессиональных команд и для сборной, предложив «с учетом мировых тенденций вносить изменения в тренировочный процесс и методы
подготовки юных футболистов». Считая, что «выходом может стать индивидуализация подготовки и ее разноплановость, комплексность».
Правильно организованный процесс развития гибкости спортсменов позволит достичь наилучших результатов и повысить эффективность всех физических качеств в целом. Таким образом, от эффективности построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки будут существенно зависеть достижения их спортивных результатов и, следовательно, успех команды в целом [4, 5].
Целью исследования являлась разработка комплекса стретчинговых упражнений, обеспечивающего повышение эффективности физической подготовки начинающих спортсменок.
В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент. Материалы исследования были обработаны методом математической статистики (Excel). Структура исследования предусматривала последовательное решение следующих задач:
- выявить уровень гибкости и подвижности в суставах у футболисток;
- разработать комплекс стретчинговых упражнений для начинающих спортсменок;
- определить эффективность разработанного комплекса стретчинговых упражнений в процессе физической подготовки юных футболисток.
В эксперименте приняли участие 20 футболисток МСБУ «ФК» Снежана-Котельники» 12-13 лет. Девочки были разделены на две равноценные группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 10 чел. в каждой. КГ занималась по стандартной программе, а занятия с ЭГ в течение 6 месяцев проводились с использованием разработанного комплекса стретчинговых упражнений.
Комплекс включал 15 упражнений с дозируемыми длительностью удержания и продолжительностью интервалов отдыха, которые менялись через каждый месяц в зависимости от уровня подготовленности тренирующихся. Акцент был сделан на рациональное сочетание упражнений, способствующих развитию гибкости. В комплекс были включены упражнения, воздействующие на различные группы мышц и рабочие суставы футболисток. Использовались комбинации активного, контролируемого пассивного и статического методов стретчинга. В подготовительной части учебно-тренировочного занятия применялся динамический вид стретчинга, включающий в себя медленные пружинящие движения, завершающиеся удержанием статического положения в конечной точке амплитуды движения. В основной части использовался разработанный комплекс стретчинговых упражнений, представляющий законченную хореографическую композицию, непос-
редственно для воспитания гибкости. В заключительной части применялся пассивный стретчинг как средство восстановления после нагрузок.
С началом исследования был определен исходный уровень развития гибкости с помощью контрольных тестов, а именно произведена оценка подвижности позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставов. Использовались следующие контрольные испытания:
1. Наклон вперед, стоя на возвышении.
Оборудование: гимнастическая скамейка, линейка. Испытуемый встает на гимнастическую скамейку. Выполняется наклон вперед, не сгибая ног в коленных суставах, опуская руки вдоль линейки как можно ниже. Положение максимального наклона сохраняется в течение двух секунд. Измеряется расстояние от края скамьи до кончиков средних пальцев, опущенных вниз рук. Показатели ниже нулевой отметки оцениваются со знаком «+», выше нулевой отметки - со знаком «-». Засчитывается результат, выраженный в сантиметрах, с точностью до 1 см.
2. Выкрут прямых рук вперед-назад.
Оборудование: гимнастическая палка, сантиметровая лента (рулетка). Испытуемый выполняет выкрут прямых рук вперед-назад, держа в руках гимнастическую палку. Дается три попытки, лучший результат фиксируется.
3. «Мост».
Оборудование: гимнастический коврик, сантиметровая лента (рулетка). Из положения лежа на спине испытуемый выходит в «мост»: плотная складка, локти прямые, колени вместе. Результат (см) измеряется от пяток до кончиков средних пальцев испытуемого.
4. Поперечный шпагат.
Оборудование: гимнастический коврик, сантиметровая лента (рулетка). Испытуемый выполняет шпагат по одной прямой. Результат (см) измеряется от пола до паха.
По итогам измерения уровня гибкости в начале эксперимента в обеих группах результаты были примерно одинаковы. После окончания эксперимента были вновь проведены педагогические контрольные испытания для регистрации показателей гибкости (таблица).
Результаты развития гибкости в экспериментальной и контрольной
группах после эксперимента
Показатели Контрольная группа, X ± о Экспериментальная группа, X ± о Достоверность различий
Наклон вперед, стоя на возвышении, см 15,9±3,6 18,9±2,96 Р<0,05
Выкрут прямых рук вперед-назад, см 88,78±3,34 85,7±2,06 Р<0,05
«Мост», см 42,7±4,83 42,9±5,13 Р>0,05
Поперечный шпагат, см 14,7±0,95 9,6±1,71 Р<0,05
Было выявлено, что результаты в ЭГ на достоверном уровне превосходят результаты КГ в таких показателях, как наклон вперед, стоя на возвышении (Р<0,05); выкрут прямых рук вперед-назад (Р<0,05); поперечный шпагат (Р<0,05). В тесте «Наклон вперед, стоя на возвышении» наблюдается улучшение на 25 %, в тесте «Выкрут прямых рук вперед-назад» на 37 %, в тесте «Мост» на 10 %, в тесте «Поперечный шпагат» на 41 % (рисунок).
Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4
Динамика развития гибкости в конце эксперимента, %
В контрольной группе прирост показателей гибкости значительно ниже. Это свидетельствует об эффективности разработанного комплекса и о положительных изменениях в уровне развития гибкости спортсменок ЭГ.
Таким образом, разработанный в процессе исследования комплекс стретчинговых упражнений, способствует оптимизации процесса физической подготовки футболисток, способствует поддержанию уровня подвижности в суставах и обеспечивает снижение вероятности травмирования.
Список литературы
1.Выприков Д.В. Построение учебно-тренировочного процесса на основе комплексной оценки нагрузок квалифицированных спортсменок в мини-футболе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 2008. 25 с.
2. Голубничий С.П., Палочкина В.В. Повышение эффективности управления государственными расходами в контексте развития человеческого потенциала // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9(74). С.1150-1155.
3. Инновационные технологии в организации контроля за функциональным состоянием юных спортсменов: монография / М.В. Артеменко [и др.]. Курск, 2014. 146 с.
4. Перспективы развития проектного управления образовательной деятельностью в сфере физической культуры и спорта / Д.Г. Степыко [и др.] //Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2017. №4. С. 69-75.
5. Повышение уровня физической подготовленности студенток на основе использования функциональных уроков по аквааэробике / Е.В. Любина [и др.]. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. №7(161). С. 172-176.
5. Седунова Е.В. Гибкость как физическое качество футболистов 10-14 лет // Актуальные вопросы профессионального образования сферы физической культуры и спорта: сборник тр. науч.-практ. конф. Вологда,
2016. С. 54-58.
6. Титовский А.В. Морфофункциональная адаптация эритроцитов разного возраста при общем обезвоживании организма: монография. М.,
2017. 172 с.
7. Фитнес-технологии как фактор повышения функционального и физического состояния студентов / В.А. Иванов [и др.]. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 9(151). С. 218-223.
Высоцкая Татьяна Петровна, старший преподаватель, golubnichaya2010@, yandex.ru, Россия,Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156®„rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Выприков Дмитрий Викторович, канд. пед. наук, доц., drevohradamail.ru. Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Бодров Игорь Михайлович, старший преподаватель, poweri aramhler.ru. Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
IMPROVING THE SYSTEM OF INITIAL TRAINING A THLETES IN MINI-FOOTBALL
T.P. Vysotskaya, T.N. Shutova, D. V. Vyprikov, I.M. Bodrov
A technique has been developedfor developing the flexibility of young female soccer players using modified stretching exercises. The effectiveness of the developed methodology was experimentally substantiated, taking into account the specifics of the sport, which promotes technical readiness and provides the necessary level of mobility in the joints of athletes.
Keywords:flexibility, mini-football, stretching exercises, physical training.
Vysotskaya Tatiana Petrovna, senior lecturer, golubnichaya2010&yandex.ru. Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Shutova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156®„rambler, ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Vyprikov Dmitry Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, drevohradamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Bodrov Igor Mikhailovich, senior lecturer, po veeri aramhler. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics