МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Влияние специальной военной операции на Украине на геополитическое равновесие на евразийском пространстве
Шикунов Дмитрий Владимирович,
к.п.н., доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: dim.shikunoff@yandex.ru
Моисеев Антон Борисович,
старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: borisyech71@mail.ru
В статье рассматривается проблема влияния специальной военной операции России на Украине на геополитическое равновесие на евразийском пространстве, определяются ключевые субъекты геополитического противостояния и анализируются их позиции в сложившемся раскладе сил в Евроазиатском геостратегическом регионе. Особое внимание уделяется позициям США и Китая как претендентов на мировое политическое лидерство, а также внешнеполитической деятельности России по защите своего суверенитета и особых геополитических интересов как одного из полюсов современного многополярного мира.
Ключевые слова: государство, суверенитет, геополитика, геополитическое равновесие, Евразия, Евроазиатский стратегический регион, евразийское пространство, постсоветское пространство, Россия, США, Китай, Турция, «коллективный» Запад, Украина, специальная военная операция.
Суверенитет государства в современном мире -очень дорогое имущество. Под давлением внешних более могущественных геополитических игроков вестер-низированные элиты многих стран - членов ООН, как на Западе, так и на Востоке, пошли сегодня по пути частичного или полного отказа от этого достояния, без особого сопротивления согласившись исполнять чужую волю при осуществлении своей внешней и внутренней политики.
Современная Россия, несмотря на все трудности внутри- и внешнеполитической жизни, напротив пытается отстаивать свой суверенитет и целостность, активно участвуя в мировой политике с собственных, независимых позиций. Даже политические оппоненты России сегодня согласны с тем, что без неё невозможно урегулировать ни один конфликт в мире, признавая право нашей страны на особое влияние в отдельных геостратегических регионах земного шара, в-особенности, на постсоветском пространстве.
Одной из основных задач внешнеполитической деятельности Российской Федерации, согласно Концепции внешней политики России, является «развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, не конфронтационного отстаивания национальных приоритетов; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России» [1].
Для решения этой и других внешнеполитических задач наша страна принимает участие более чем в двухстах международных организациях разного уровня и направленности, среди которых Организация объединённых наций, G-20 (клуб двадцати правительств государств с наиболее развитой экономикой мира), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), Международная организация стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна (АТЭС), Арктический совет, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет государств Балтийского моря и многие другие объединения государств. Существенное влияние на внешнеполитический курс Российской Федерации и обеспечение мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества на евразийском пространстве оказывают сегодня такие международные организации, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Содружество независимых государств (СНГ).
Отказавшись принять в начале 2000-х гг. навязываемую США однополярную систему международных отношений, Россия выдвинула собственную концепцию
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
"О
=Е СГ
со
I_
и см
многополярности. По праву считая себя одним из полюсов современной системы международных отношений, Россия приложила существенные усилия к тому, чтобы на деле доказать суверенность осуществляемой ею внешней политики, подтвердить свой статус надёжного политического партнёра. Так как в основу концепции по-лицентричного мира заложен географический принцип (принцип регионального влияния), приоритетным вектором отечественной внешней политики стало именно Евразийское направление, значительную часть которого составляет постсоветское пространство - конгломерат государств, тесно связанных с Россией историческими, экономическими и культурными узами. Непрочность объединений, ранее создаваемых по инициативе трёх наиболее близких идее «евразийской интеграции» государств постсоветского пространства - России, Белоруссии и Казахстана - заставили Москву поставить на повестку дня вопрос о необходимости пересмотра исторической политики взаимодействия государств в Евразийском геостратегическом регионе и выработки некой общей «формулы» единой «евразийской идентичности» [2].
Сложность отношений России с соседями по Евразийскому дому определяется отсутствием у неё детально разработанной доктрины взаимоотношений с ними как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях. Поэтому политика России решает здесь скорее не стратегические задачи укрепления собственных позиций, а носит тактический характер и является ответом на возникающие время от времени конфликты. Примерами тому являются «осенняя война» 2020 г. между Арменией и Азербайджаном и последующее перемирие между ними при посредничестве России, а также миссия ОДКБ во главе с Россией по восстановлению порядка в Казахстане в январе 2022 г.
Начавшаяся в феврале 2022 г. специальная военная операция на Украине внесла определенные корректировки во взаимоотношениях России со странами евразийского пространства. Страны Закавказья и Средней Азии заняли выжидательную стратегию, с сожалением глядя на Россию, которую Западу удалось втянуть в вооруженный конфликт с Украиной. В этих условиях российское внимание к политике этих стран ослабело, а влияние других «игроков» в этом регионе усилилось.
Всё это происходит на фоне взаимного противостояния ведущих мировых игроков первых двух десятилетий XXI в. - США и Китая, которые в предчувствии грядущих столкновений активно ищут себе политических союзников, используя для достижения своих интересов различные методы воздействия на существующих и потенциальных сателлитов.
США вспомнили безотказный метод «большой дубинки», нагнетая как в отдельных неугодных странах, так и целых регионах земного шара обстановку напряжения, дестабилизации и неуправляемого хаоса. Тем самым, ослабляя других, США пытаются сохранить за собой ускользающее из их рук первенство. Для того, чтобы ослабить российское влияние в Евразии, США особое внимание сосредоточили на дестабилизации политической обстановки в сопредельных с Россий государствах. Деятельность американских спецслужб и связанных с ними международных фондов по подготовке нелегитимных «цветочных» государственных переворотов для смены режимов в Белоруссии, Молдове, Азербайджане и Армении, равно как замена лояльного по отношению к России руководства Украины времён президентства Виктора Януковича полностью проамериканскими ставленниками Петром Порошенко и Владимиром Зеленским является тому наглядным и очевидным подтверждением.
Геополитическое положение Украины как буфера между Западной Европой и Россий, её доминантный в северном Причерноморье выход к морю обусловили откровенно деструктивную, дестабилизирующую роль США в Черноморском регионе. Втягивание Украины в русло американской Евразийской политики в качестве непотопляемого авианосца США, послужившее основной причиной, обусловившей необходимость проведения Специальной военной операции, стало для нашей страны тяжёлым геополитическим ударом и серьёзным историческим испытанием.
В условиях спецоперации на евразийском пространстве значительно возросла роль Турции. В самом её начале Турция выступала за активную поддержку Киева, снабжала его оружием. Однако к лету 2022 г. политика Анкары стала гораздо тоньше. Президент Реджеп Эр-доган решил выступить в роли посредника в этом конфликте. Турция стала активным участником в так называемой «зерновой сделки», в переговорах по обмену военнопленными и других «миротворческих» акциях. Именно Турция стала местом переговоров между советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном с помощником президента России по международным делам Юрием Ушаковым и секретарем Совета Безопасности РФ Николаем Патрушевым [3]. В штаб-квартире службы турецкой разведки в Анкаре 14 ноября 2022 г. также прошла встреча директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина и директора Центрального разведывательного управления США Уильяма Бёрнса [4].
Следует учитывать ту роль, которую отводит себе Турция в качестве лидера стран тюркоязычного мира, инициировав создание на базе Совета сотрудничества тюркоязычных государств Организации тюркских государств в составе Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Турции и Узбекистана, а также стран-наблюдателей Туркменистана и Венгрии.
Безусловным военно-стратегическим союзником Турции в Закавказье является Азербайджан, через который должен будет пройти транскаспийский газопровод из Туркмении в Турцию [5]. Сюда нужно добавить и желание Баку через Турцию поставлять свою нефть. Таким образом, в скором времени Турция превратится в главного поставщика с востока на запад газа и нефти. Очень логично сюда укладывается и предложение России сделать в Турции основной хаб по перекачке российского газа в Европу.
Активизировали свою политику на евразийском пространстве и страны Евросоюза, в стремлении которых выйти в своём расширении за пределы европейской культурной идентичности содержится определённый конфликтогенный потенциал. Процесс вступления в объединенную Европу Турции и в перспективе стран Южного Кавказа, не являющихся субъектами европейской культуры и носителями европейских ценностей, может привести к реализации сценариев, негативно влияющих на общее состояние Евразийской безопасности.
Вообще, сегодня со стороны «коллективного» Запада наблюдается значительное повышение внимания к государствам Средней Азии. За недавнее время состоялось несколько региональных мероприятий: в Вашингтоне встреча на уровне министров иностранных дел «С5+1» (Центральная Азия - США), в Сеуле - Центральная Азия - Южная Корея и, наконец, саммит Центральная Азия - Евросоюз. В мае 2022 г. большая правительственная делегация США во главе с помощником госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональдом Лу посетила Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Несмотря на заявленную тему «укре-
пление отношений США с регионом и продвижение совместных усилий по созданию более взаимосвязанной, процветающей и безопасной Центральной Азии», главным вопросом для обсуждения стал конфликт на Украине и попытка повлиять на позицию руководства этих стран в плане отказа в помощи России [6]. Темой повторного визита Дональда Лу в Казахстан, Киргизию, Туркмению и Узбекистан в ноябре 2022 г. стало укрепление отношений США с этими странами, а также поиск общих целей для сотрудничества [7]. В октябре 2022 года Казахстан и страны среднеазиатского региона посетил Президент Европейского Совета Шарль Мишель. 31 октября 2022 г. в Казахстане переговоры провела Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок [8].
Активизировал свои усилия Запад и в Закавказье. 27 сентября 2022 г. в Вашингтоне по инициативе советника президента США по вопросам нацбезопасно-сти Джейка Салливана состоялись переговоры между секретарем Совета безопасности Армении Арменом Григоряном и помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым. Темой для обсуждения стало заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном [9]. Вряд ли попытка вмешаться в переговорный процесс со стороны США ускорит установление мира в Закавказье, но вытеснение России из этого региона для США является, безусловно, важнейшей задачей.
Говоря о позиции Китая в современных условиях, необходимо отметить, что Пекин в отличие от Вашингтона предпочитает действовать тоньше, не навязывая силой, а, скорее, покупая своё влияние в мире. В условиях СВО Китай, имеющий огромное влияние на Евразийском пространстве, пытается это влияние еще более усилить. Развивая политику «великого шелкового пути», Китай планирует полностью контролировать ситуацию на континенте, чтобы с капиталовложениями, которые здесь окажутся, ничего не произошло (как это уже случилось на Украине). Поэтому Китай заинтересован в стабильности и предсказуемости ситуации в Евразии, что отражается на официально декларируемой им позиции призыва сторон конфликта к решению ситуации путём переговоров.
Поскольку исход разворачивающегося противостояния США и Китая пока неясен, стороны пытаются закрепить имеющиеся позиции посредством достижения некоего «статус кво», формально размежевав сферы своего безусловного влияния. Очередная попытка в этом направлении была предпринята президентом США Джо Байденом в ходе встречи лидеров США и КНР на прошедшем в ноябре 2022 г. в Индонезии на о. Бали саммите группы G-20, который поставил перед руководителем Китая Си Цизньпином вопрос о возможном будущем разделе мира между двумя супердержавами. Условием такого раздела со стороны США должен был стать отказ от поддержки Китаем России и его присоединение к антироссийским санкциям. Из-за противоречий по Тайваню ожидаемый американской стороной результат не был достигнут.
Этот пример наглядно демонстрирует сущность позиции незападных государств по вопросу о дальнейшем поддержании баланса сил на Евразийском пространстве. Их руководство на самом деле ждёт результата спецоперации на Украине. Если победит Россия, это будет сигналом к принятию российской модели взаимодействия в Евразии, победит «коллективный» Запад, вектор ориентации сместиться на условия, предлагаемые США и их западноевропейскими сателлитами. Поэтому совершенно объяснимым оказалась позиция этих стран при голосовании в Генеральной ассамблее ООН по антироссийской резолюции 13 ноября 2022 г. Они
и не поддержали Россию и не высказались против резолюции [10].
Литература
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (Утв. Указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71452062/
2. Самонкин Ю. Евразийский вектор развития современной политики России // https://www.worldrussia. com/public/index.php/%D0%98%D1%81%D1%82%D 0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/evraziyskiy-vektor-razvitiya-sovremennoy-politiki-rossii
3. Стало известно о конфиденциальных переговорах советника Байдена с Кремлем // https://lenta.ru/ news/2022/11/07/biden_kreml/
4. NTV: встреча глав СВР и ЦРУ состоялась в штаб-квартире службы турецкой разведки в Анкаре // https:// www.gazeta.ru/army/news/2022/11/14/19033591.shtml
5. Транскаспийский газопровод: кто за, кто против и «потянет» ли ЕС туркменский газ // https://az.sput-niknews.ru/20221103/transkaspiyskiy-gazoprovod-kto-za-kto-protiv-i-potyanet-li-es-turkmenskiy-gaz-448175516.html
6. «Вбивают клин»: зачем американские дипломаты отправились в турне по Средней Азии // https://www. gazeta.ru/politics/2022/05/23/14891318.shtml?updated
7. США нацелились на Центральную Азию: визиты Госдепа в Туркмению, Узбекистан, Казахстан // https://eadaily.com/ru/news/2022/11/06/ssha-nacelilis-na-centralnuyu-aziyu-vizity-gosdepa-v-turkmeniyu-uzbekistan-kazahstan
8. Казахстан меняет сырьё на европейские технологии. Германия переносит свои предприятия в Центральную Азию // https://www.ng.ru/cis/2022-10-31/100_31102022_asia.html
9. США организовали в Белом доме встречу представителей Армении и Азербайджана // https://www.mk.ru/ politics/2022/09/28/ssha-organizovali-v-belom-dome-vstrechu-predstaviteley-armenii-i-azerbaydzhana.html
10. Генассамблея ООН не признала референдумы и приняла антироссийскую резолюцию // https://ww-w.5-tv.ru/news/405372/genassamblea-oon-nepriznala-referendumy-iprinala-antirossijskuu-rezoluciu/
THE IMPACT OF SPECIAL MILITARY OPERATION IN UKRAINE ON GEOPOLITICAL BALANCE IN EURASIAN SPACE
Shikunov D.V., Moiseev A.B.
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot
The article examines the problem of the influence of Russia's special military operation in Ukraine on the geopolitical balance in the Eurasian space, identifies the key subjects of the geopolitical confrontation and analyzes their positions in the current balance of forces in the Eurasian geostrategic region. Particular attention is paid to the positions of the United States and China as contenders for world political leadership, as well as Russia's foreign policy activities to protect its sovereignty and special geopolitical interests as one of the poles of the modern multipolar world.
Keywords: state, sovereignty, geopolitics, geopolitical equilibrium, Eurasia, Eurasian strategic region, Eurasian space, post-Soviet space, Russia, USA, China, Turkey, "collective" West, Ukraine, special military operation.
References
1. The concept of the foreign policy of the Russian Federation (Approved by the Decree of the President of the Russian Federation
C3
о
u~
IE
0
1
—I
У
"О
IE
u~
No. 640 dated 30.11.2016) // URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71452062/
2. Samonkin Yu. The Eurasian vector of development of modern Russian politics // https://www.worldrussia.com/public/index.ph p/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D 1%8F/evraziyskiy-vektor-razvitiya-sovremennoy-politiki-rossii
3. It became known about the confidential negotiations of Adviser Biden with the Kremlin // https://lenta.ru/news/2022/11/07/bid-en_kreml/
4. NTV: the meeting of the heads of the SVR and the CIA took place at the headquarters of the Turkish intelligence service in Ankara // https://www.gazeta.ru/army/news/2022/11/14/19033591. shtml
5. Trans-Caspian gas pipeline: who is for, who is against and will the EU "pull" Turkmen gas // https://az.sputniknews. ru/20221103/transkaspiyskiy-gazoprovod-kto-za-kto-protiv-i-potyanet-li-es-turkmenskiy-gaz-448175516.html
F7
U
CM
CM
CM
'S
z
106
6. "Driving a wedge": why did American diplomats go on a tour of Central Asia // https://www.gazeta.ru/politics/2022/ 05/23/14891318.shtml?updated
7. The USA has set its sights on Central Asia: State Department visits to Turkmenistan, Uzbekistan, Kazakhstan // https://eadai-ly.com/ru/news/2022/1 1/06/ssha-nacelilis-na-centralnuyu-aziyu-vizity-gosdepa-v-turkmeniyu-uzbekistan-kazahstan
8. Kazakhstan is changing raw materials for European technologies. Germany is moving its enterprises to Central Asia // https:// www.ng.ru/cis/2022-10-31/100_31102022_asia.html
9. The USA organized a meeting of representatives of Armenia and Azerbaijan at the White House // https://www.mk.ru/pol-itics/2022/09/28/ssha-organizovali-v-belom-dome-vstrechu-predstaviteley-armenii-i-azerbaydzhana.html
10. The UN General Assembly did not recognize referendums and adopted an anti-Russian resolution // https://www.5-tv.ru/ news/405372/genassamblea-oon-nepriznala-referendumy-iprinala-antirossijskuu-rezoluciu/