белок р 16 и циклин D1, могут быть оценены в стандартной им-муногистохимической диагностической практике.
Работа поддержана Грантом в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»; госконтракт №02.740.11.0712 от 05.04.2010.
Литература
1. Экспрессия рецепторов половых гормонов в лейомио-ме с неясным злокачественным потенциалом и лейомиосаркоме матки: дифференциальная диагностика, прогностическая значимость / А.М. Авдалян [и др.]// Вопр. онкологии.- 2011.- Т.57/— №6.- С. 742—747.
2. The use of p16 in enhancing the histologic classification of uterine smooth muscle tumors / K.A. Atkins [et al.] // Am. J Surg. Pathol.— 2008.— Vol.32(1).— P.98—102.
3. The p16-cyclin D/Cdk4-pRb pathway as a functional unit frequently altered in melanoma pathogenesis / J.Bartkova [et al.] // Cancer Res.— 1996.— Vol. 56.— P. 5475—5483.
4. Expression of p16 protein in patients with uterine smooth muscle tumors: an immunohistochemical analysis / B.Bodner-Adler [et al.] // Gynecol. Oncol.— 2005.— Vol.96 (1).— P. 62—66.
5. Alterations of the retinoblastoma and p16 pathway correlate with promoter methylation in malignant fibrous histiocytomas / U. Brinck [et al.] // Anticancer Res.— 2006.— Vol. 26.— P. 3461— 3466.
6. Buza, N. Comparative analysis of P16 and P53 expression in uterine malignant mixed mullerian tumors / N. Buza, F.A. Tavasso-li// Int. J Gynecol. Pathol.— 2009.— Vol.28(6).— P. 514—521.
7. Carvalho, J.C. Cluster analysis of immunohistochemical markers in leiomyoma delineates specific anatomic and gender subgroups / J.C. Carvalho, D.G. Thomas, D.R. Lucas // Cancer.— 2009.— Vol. 15.— P. 4186—4195.
8. B. Chen, H. Pan, L. Zhu [et al.] Progesterone inhibits the estrogen-induced phosphoinositide 3-kinase-AKT-GSK-3p-Cyclin D1-pRB pathway to block uterine epithelial cell proliferation // Molec. Endocrinol.— 2005.— Vol. 19(8).— P. 1978—1990.
9. Chen, L. Immunohistochemical analysis of p16, p53, and Ki-67 expression in uterine smooth muscle tumors / Chen L., Yang B. // Int. J Gynecol. Pathol.— 2008.— Vol. 27(3).— P. 326— 332.
10. Immunohistochemical overexpression of p16 and p53 in uterine serous carcinoma and ovarian high-grade serous carcinoma / A.G. Chiesa-Vottero [et al.]// Int. J Gynecol. Pathol.— 2007.— Vol.26(3).— P. 328—333.
11. Gannon, B.R. Differential Immunoreactivity of p16 in leiomyosarcomas and leiomyoma variants / B.R. Gannon, M. Manduch, T.J. Childs // Int. J Gynecol. Pathol.— 2008.— Vol.27(1).— P. 68—73.
12. Immunohistochemical analysis of p16 expression in uterine smooth muscle tumors / S. Hakverdi [et al.]// Eur. J Gynaecol. Oncol.— 2011.— Vol.32(5).— P. 513—515.
13. Hewedi, I.H. Diagnostic value of progesterone receptor and p53 expression in uterine smooth muscle tumors / I.H. Hewedi, N.A. Radwan, L.S. Shash //Diagn. Pathol.— 2012.— http://www.diagnosticpathology.org/content/7/1/1.
14. A panel of antibodies to determine site of origin and malignancy in smooth muscle tumors / Lee Cheng-Han [et al.] // Mod. Pathol.— 2009.— Vol. 22.— P. 1519—1531.
15. Overexpression of the cyclin-dependent kinase inhibitor p16 is associated with tumor recurrence in human prostate cancer / C.T. Lee [et al.] // Clin. Cancer Res.— 1999.— Vol. 5.— P. 977—983.
16. Tissue microarray immunohistochemical expression of estrogen, progesterone, and androgen receptors in uterine leiomyomata and leiomyosarcoma / M.M. Leitao [et al.]//Cancer.— 2004.— Vol.101 (4).— P.1455—1462.
17. Uterine leiomyosarcomas are characterized by high p16, p53 and MIB1 expression in comparison with usual leiomyomas, leiomyoma variants and smooth muscle tumours of uncertain malignant potential / C.J. O'Neill [et al.]// Histopathology.— 2007.— Vol.50(7).— P. 851—858.
18. Akterations of INK4A and INK4B genes in adult soft tissue sarcomas: effect on survival / I. Orlow [et al.] // J of Natl. Cancer Inst.— 1999.— Vol. 91, №1.— P. 73—79.
19. Role of p16/INK4a in gastrointestinal stromal tumor progression / R.Ricci [et al.] // Anat. Pathol.— 2004.— Vol. 122.— P. 35^3.
20. Sсhneider-Stock, R. Loss of p16 protein defines high-risk
patients with gastrointestinal stromal tumors: a tissue microarray study ^hneider-Stock R., Boltze C., Lasota J. // Clain. Cancer Res.— 2005.— Vol. 11.— P. 638— 645.
21. p16INK4A (CDKN2A) gene deletion is a frequent genetic event in synovial sarcoma / M.M. Subramaniam [et al.] // Anat. Pathol.— 2006.— Vol. 126.— P. 866— 874.
22. Atypical leiomyomas of the uterus with long-term follow-up after myomectomy with immunohistochemical analysis for p16INK4A, p53, Ki-67, estrogen receptors, and progesterone receptors / C.O. Sung [et al.]// Int. J Gynecol. Pathol.— 2009.— Vol. 28(6).— P. 529—534.
23. Toledo, G. Smooth muscle tumors of the uterus. A practical approach / Toledo G., Oliva E. // Arch. Pathol. Lab. Met.— 2008.— Vol. 132.— P. 595—605.
24. Differential expression of P16 and P21 in benign and malignant uterine smooth muscle tumors / N.U. Unver [et al.] // Arch. Gynecol. Obstet.— 2011.— Vol.284(2).— P. 483—490.
INHIBITOR OF CYCLIN-DEPENDENT KINASES PROTEIN P16INK4a IN
SMOOTH MUSCLE TUMORS OF THE UTERUS: DIAGNOSTIC VALUE AND MOLECULAR-GENETIC BASIS OF CHANGED EXPRESSION
A.A. DOLZHIKOV, P.M. BIKOV, A.V. NAGORNIJ, E.V. ZHERNAKOV, K.V. LADIGIN
Belgorod State University, National Research
In the paper the data about diagnostic value of protein р16 in smooth muscle tumors of the uterus with different biological potential are revised. Possible mechanisms of different expression of р16 in uterine leiomyosarcomas and other malignant tumors are discussed. Further directions of possible researches of diagnostic problems in smooth muscle tumors of the uterus are defined.
Key words: uterine smooth muscle tumors, protein р16.
УДК: 616.89-008.19 + 615.834.477.8-057.875
ВЛИЯНИЕ СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Н.П. ГОРБАТЕНКО, Е.В. ДОРОХОВ, В.Н. ЯКОВЛЕВ, Е.А.ПАВЛОВА*
Настоящее исследование направлено на изучение адаптогенных возможностей спелеоклиматотерапии, как метода немедикаментозной коррекции психоэмоционального и психофизиологического состояния студентов, связанного с воздействием хронического информационного стресса. В исследовании участвовало 185 студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко, в возрасте 17-21 год, находящихся под воздействием информационной нагрузки, связанной с процессом обучения. В процессе исследования определяли уровень ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину, индекс тревоги и депрессии Цуга, а так же регистрировали показатели простой зрительно-моторной реакции. Полученные данные свидетельствуют о снижении уровня психоэмоционального напряжения и степени утомления, а также повышении уровня работоспособности и внимания после курса спелеоклиматотерапии, что свидетельствует о положительном адаптогенном воздействии данного метода и позволяет рекомендовать его для использования в профилактической медицине.
Ключевые слова: спелеоклиматотерапия, тревожность, депрессия, информационный стресс.
В статье представлены адаптогенные возможности метода спелеоклиматотерапии в отношении лиц, подверженных психоэмоциональному стрессу, связанному с процессом обучения в медицинском вузе. Спелеоклиматотерапия — использование специфического микроклимата спелеокамеры в лечебных и профилактических целях. Было изучено влияние спелеоклиматотерапии на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние студентов медицинской академии в условиях информационной нагрузки. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня психоэмоционального напряжения и степени утомления студентов, в связи с чем, данный метод может быть рекомендован для внедрения в профилактическую медицину.
Обучение в высшей школе на современном этапе является сложным и длительным процессом, требующим огромных затрат внутренней энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости [1,2]. Особое место среди различных травмирующих влияний на студента занимает эмоциональный стресс, вызывающий нарушения в поведении человека, психологических реакциях и в функциональной деятельности его центральной и вегета-
* ВГМА им. Н. Н. Бурденко, 394066, г. Воронеж, ул. Огуденческая, д.10
тивной нервной системы [3]. Период острой адаптации, согласно мнению ряда исследователей, падает на 1-11 курсы ВУЗа [2].
Среди различных причин психоэмоционального стресса особое место занимает информационный стресс - психогенное напряжение, возникающее в условиях неблагоприятного сочетания трёх факторов: объема информации, подлежащей обработке, фактора времени, отведенного для такой работы мозга и высокой мотивации принятия решения [4].
В связи с особенностями обучения, проблема воздействия хронического информационного стресса наиболее актуальна для студентов-медиков. Это связано не только с необходимостью усвоить большой объем информации за относительно короткий срок, но и с высокой мотивацией и уровнем ответственности студентов медицинских факультетов [2,5].
Важнейшей задачей современной профилактической медицины является поиск и применение немедикаметозных способов коррекции функциональных изменений, вызванных воздействием хронического стресса. Одним из таких методов является метод спелеоклиматотерапии, который отражает выраженный реабилитационный и профилактический эффект на организм пациента.
Цель исследования — изучение влияния спелеоклиматоте-рии на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние студентов, находящихся под влиянием хронического информационного стресса.
Материалы и методы исследования. Спелеотерапия - использование специфического микроклимата пещер, шахт, горных выработок в лечебных целях. Спелеоклиматотерапия - метод лечения и профилактики различных заболеваний, подразумевающий моделирование микроклимата сильвинитовых пещер в наземных условиях. Помещения, в которых происходит моделирование сильвинитового микроклимата, носят название спелеок-лиматических камер [6]. Микроклиматом называют совокупность физических, химических, биологических и психологических факторов среды, действующих на человека [6,7]. Одним из важнейших факторов, формирующих микроклимат спелеоклиматиче-ской камеры, является химический состав соляного массива. Сильвинит, из которого изготавливают соляные блоки для строительства спелеокамер, является соляным пластом, который соответствует отложениям солей палеозойского периода. Этот соляной пласт представлен следующими минералами: галитом, сильвином (97-98%) и карналлитом. Галит - природный минерал хлорида натрия. В чистом виде кристаллы прозрачные. В природных солях кристаллы часто имеют примеси глины, органических веществ, окислов железа, окрашивающие их в розовый, красный, бурый и серый цвет. Сильвин - природный минерал хлорида калия. В чистом виде он прозрачен и бесцветен. Включения пузырьков газа придаёт ему молочно-белый цвет. В природе сильвин окрашен в кирпично-красный, буроватый, желтовато-бурый цвет из-за примесей. Карналлит - природный минерал хлорида калия и магния. В естественных условиях он окрашен в грязнобурый или красно-розовый цвет. Таким образом, основными породообразующими минералами являются хлориды натрия калия и магния. В качестве микропримесей в составе сильвинита обнаружены железо, бром, марганец, стронций, бор, титан, торий, медь, литий, рубидий.
В связи с особенностями формирования пещерного микроклимата в воздухе спелеоклиматической камеры содержится соляной аэрозоль хлоридов натрия, калия и магния (3,75,3 мг/м3), размеры частиц более 0,3 мкм. Одним из главных позитивно влияющих факторов является особая чистота помещений: содержание антропотоксинов по КНз около 0,2 мг/м3, окис-ляемость воздуха - не более 0,5 мг/м3, микроорганизмов - не более 1000 КОЕ/м3. Подобная чистота воздуха обеспечивается не только бактерицидным действием соляного аэрозоля, но и способность спелеообразующих пород самостоятельно очищать воздух за счет адсорбции частиц пыли и микроорганизмов. Температура воздуха в спелеоклиматической камере не превышает 17-18 оС. Относительная влажность воздуха составляет 40-70%. Кроме того в соляных породах рудников присутствуют природный калий, а также естественные радиоактивные изотопы урана, радия, тория, обладающие р- и у-излучением. Анализ радиоактивности образцов сильвинитовой руды, используемых для строительства спелеоклиматических камер показал, что содержание естественных радионуклидов в отобранных пробах и концентрация радона в спелеоклиматической камере не превышает до-
пустимых уровней согласно действующим нормам радиационной безопасности [8]. Уровень радиации в спелеокамерах является достаточно низким, р-излучение поглощается одеждой. Доказано, что радиационный фон лечебных пещер не только не оказывает вредного воздействия, но и благоприятно влияет на организм человека. В результате этого усиливаются защитные функции организма, повышая его адаптационные возможности. Благоприятный эффект действия микроклимата спелеокамер связывают с повышенной ионизацией воздуха. Содержание легких электроотрицательных аэроионов составляет 760-960 в 1 см3, что значительно выше, чем в атмосферном воздухе, где их содержание составляет 115-160 в 1 см3. Электроотрицательные ионы вызывают повышение когнитивных способностей у человека, уменьшение агрессивности [9]. Улучшения самочувствия пациента в лечебных спелеокамерах также связано с влиянием микроклимата на его психическое состояние. Позитивное эмоциональное воздействие на человека оказывает необычная и красивая обстановка спелеокамер, а также тишина и слабый поток воздуха. В основе влияния пещерного микроклимата на организм лежит принцип гормезиса. Этот принцип основан на биологическом законе Арндта-Шульца, согласно которому ответная реакция на раздражитель определяется его интенсивностью. При этом воздействие определенного диапазона интенсивности вызывает активацию деятельности внутренних органов, причем, максимум активации соответствует средней силе воздействия. Этот диапазон интенсивности воздействия носит название «зоны гормезиса» [6].
В настоящем исследовании приняли участие 185 студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко, в возрасте 17-21 год, находящихся под воздействием информационной нагрузки, связанной с процессом обучения. Курс спелеоклиматотерапии составлял 10 двух часовых сеансов во второй половине дня в одно и то же время, студенты размещались в шезлонгах в положении полулежа.
Для оценки психоэмоционального и психофизиологического статуса испытуемых в исследовании были использованы следующие методики: тест тревожности Спилбергера - Ханина, тест тревожности Цунга, тест депрессии Цунга, простая зрительномоторная реакция (ПЗМР). Все тесты входят в состав базы тестов устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 -«ПСИХОФИЗИОЛОГ». Для оценки корригирующих возможностей спелеоклиматотерапии, как немедикаментозного метода коррекции последствий информационного стресса, было проведено сравнение показателей психологического и психофизиологического состояния студентов до и после курса спелеоклиматического воздействия.
В основе ПЗМР лежит рефлекторная двигательная реакция на световой раздражитель. Время реакции (латентный период) -характеристика психофизиологического процесса, которая представляет собой время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции, обычно двигательной. Время ответной реакции на стимул не может быть ниже определенного физического предела, или «несократимого минимума», который составляет около 100 мс. В качестве стимулов в приборе использовались световые импульсы (загорание зеленой лампочки) на передней панели прибора. Тест состоял из 75 световых стимулов зеленого цвета [10].
Оценивались следующие показатели ПЗМР:
1. Среднее время реакции (мс);
2. Уровень активации ЦНС (по 5 бальной шкале);
3. Уровень стабильности реакции (по 5 бальной шкале);
4. Уровень быстродействия (по 5 бальной шкале);
5. Общее число допущенных ошибок.
Результаты и их обсуждение. Для изучения влияния спелеоклиматотерапии на психологическое состояние студентов был проведен анализ динамики показателей уровня реактивной и личностной тревожности (ЛТ) по Спилбергеру-Ханину, индекса депрессии (ИД) и тревожности Цунга (рис.1). Так, до курса спелеоклиматотерапии средний уровень ситуативной тревожности составил 41,22±2,00 балла, что соответствует умеренному уровню тревожности. Средний уровень личностной тревожности (ЛТ) составлял 48,11±1,70 баллов, что соответствовало высокому уровню тревожности. Индекс тревожности Цунга характеризовался средними значениями и составлял 42,59±1,89 балла. Средний уровень депрессии Цунга составлял 40,26±1,21, что соответствует состоянию легкой депрессии.
После курса спелеоклиматотерапии наблюдалось снижение
показателей реактивной тревожности (РТ) (р=0,03), отражающей реакцию студентов на стрессовую ситуацию, ЛТ (р=0,04), индекса тревоги (ИТ) (р<0,00002), в том числе его аффективного компонента (АИ) (р=0,005), отражающего психологическое состояние и соматического компонента (СИ) (р=0,003), отражающего влияние повышенной тревожности на функционирование внутренних органов. Также после курса спелеоклиматотерапии отмечалось снижение индекса депрессии (ИД) (р=0,02) (табл.1).
Таблица 1
Влияние спелеоклиматотерапии на психологическое состояние студентов при прохождении курса спелеоклиматотерапии
Показатель До курса СПТ После курса СПТ
Реактивная тревожность 41,22 і 2,00 35,93 і 2,04 *
Личностная тревожность 48,11 і 1,70 43,93 і 1,61 *
Индекс тревоги 42,59 і 1,89 36,53 і 1,46 ***
Аффективный индекс 11,53 і0,60 8,94 і 0,44 ***
Соматический индекс 31,06 і 1,40 27,59 і 1,15 **
Индекс депрессии 40,26 і 1,44 35,97 і 1,21 **
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01 *** - р<0,001 по сравнению с исходным состоянием
Таблица 2
Изменение показателей простой зрительно-моторной реакции у студентов при прохождении курса спелеоклиматотерапии
Показатель До курса СПТ После курса СПТ
Уровень активации ЦНС 2,86 і 0,18 3,36 і 0,27
Среднее время реакции, мс 236,80 і 8,18 217,07 і 7,67 *
Уровень быстродействия ЦНС 2,93 і 0,16 3,64 і 0,29 *
Уровень стабильности реакций 3,07 і 0,25 2,79 і 0,21
Суммарное число ошибок 4,86 і 0,64 3,36 і 0,60
Примечание: * - р<0,05 по сравнению с исходным состоянием.
Анализ показателей простой зрительно-моторной реакции показал, что при прохождении курса спелеоклиматотерапии наблюдалось достоверное снижение среднего времени реакции (р=0,02) и повышение уровня быстродействия (р=0,02). Показатели уровня активации ЦНС имели тенденцию к повышению, а суммарное число ошибок - к снижению (табл. 2).
При анализе полученных результатов было отмечено, что до курса спелеоклиматотерапии у большинства исследуемых студентов отмечался высокий уровень личностной тревожности, связанной с психоэмоциональным напряжением, вызванным хроническим информационным стрессом. Так же наблюдалось повышение уровня депрессии. После курса спелеоклиматотерапии наблюдалось достоверное снижение всех показателей психологического состояния студентов, что может быть интерпретировано как снижение уровня психоэмоционального стресса. Также после курса спелеоклиматотерапии повышались показатели времени простой зрительно-момторной реакции и уровень быстродействия ЦНС, что свидетельствует о повышение уровня функционирования ЦНС, работоспособности, внимания и снижении степени утомления.
Заключение. Для повышения эффективности умственного труда студентов важным фактором является ускорение адаптации к учебному процессу. Адаптация определяет не только успешность обучения студентов, но и их здоровье. Стресс, возникающий в результате напряженной учебной деятельности, приводит к формированию функциональных изменений, таких как повышение тревожности, развитие утомления, снижения работоспособности и внимания [2]. Современная медицина, в целях мобилизации внутренних резервов организма а, следовательно, повышения его адаптогенных возможностей, предлагает немедикаментозный метод - метод спелеоклиматотерапии. В основе положительного психологического воздействия спелеоклимата лежит как адаптация организма, так и воздействие ионов магния и положительная эмоциональная реакция на особую красоту помещения спелеокамеры. Огромное значение магния заключается в том, что он служит естественным антистрессовым фактором, тормозит развитие процессов возбуждения в центральной нервной системе и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям, облегчает симптомы беспокойства и раздражительности [11]. Полученные результаты позволяют рекомендовать метод спелеоклиматотерапии в качестве немедикаментозного метода психокоррекции и использовать его с целью повышения адаптации лиц, находящихся в условиях стресса.
Литература
1. Провинция: качество жизни и здоровье студентов / И.Б. Ушаков [и др].- М.-Воронеж: Издательство «Истоки», 2002.- 151 с.
2. Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна.- М., 1997.- 199 с.
3. Бодров, В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров.- М.: Per Se, 2000.- 351 c.
4. Хананашвили, ММ. Биологически положительный и отрицательный психогенный (информационный) стресс / М.М. Хананашвили // Дизрегуляционная патология / под. ред. Г.Н. Крыжановского.- М.: Медицина, 2002.- C. 295-306.
5. Фаустов, А.С. Фрагменты психогигиены /
А.С. Фаустов.- Воронеж: Истоки, 2005.- 168 с.
6. Верихова, Л.А. Спелеотерапия в России / Л.А. Верихова.-Пермь, 2000.- 270 с.
7. Лечение в спелеоклиматической камере из натуральных калийно-магниевых солей верхнекамского месторождения. Методические рекомендации / А.М. Рычкова [и др.] // Лечение в сильви-нитовой спелеоклиматической камере «Палеозойский грот».- М.: АСВОМЕД; ООО «Медафарм Сити», 2005.- С. 18- 37.
8. Малявин, А.Г. Протокол медицинских испытаний оборудования галоклиматических лечебных палат и камер с использованием природной калийно-натриевой соли - сильвинита Верхнекамского месторождения, проведенных в РНЦМР и ФТ / А.Г. Малявин, И.В. Ксенофонтова, А.Н. Анисимкина // Лечение в сильвинитовой спелеоклиматической камере «Палеозойский грот».- М.: АСВОМЕД; ООО Медафарм Сити, 2005.- С. 16-17.
9. Клинико-экспериментальное обоснование применения спелеотерапии при нейро-циркуляторной дистонии: метод. рекомендации / адст. Н. М. Хатиашвили.- Тбилиси, 1987.- 7 с.
10. Устройство психофизиологического тестирования
УПФТ- 1/30- «ПСИХОФИЗИОЛОГ»: метод. справочник.-
Таганрог, 2004.- 78 с.
11. Спасов, АА. Магний в медицинской практике / А. А Сапов.- Волгоград, 2000.- С. 24-31.
SPELEOTHERAPY INFLUENCE ON PSYCHOEMOTIONAL, PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF STUDENTS IN THE ELRAINGN PORECSS
N.P. GORBATENKO, E.V. DOROCHOV, V.N. YAKOVLEV, E.A.PAVLOVA
Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko
Our research is directed to adaptogenic capability studying of speleotherapy, as a method a non-pharmacological correction of psy-choemotional andpsychophysiological students state, which is connected with a chronic informational stress nfluence. The sample included 185 students of VSMA named after N. N. Burdenko (age 1721 years). Students were under the informational capacity, which was related with learning process. In our research we determined Spiel-berger-Khanin’s level of a situational and personal alarm, Zug’s index of alarm and depression. We recorded indicators of a simple visual-motor reaction. Our results showed decreasing of level psycho-emotional tension and degree fatigue . Our results showed increasing of level efficiency and attention after speleotherapy course. Our data testify about positive adaptogenic effect of this method and allows us to recommend this method for a prophylactic medicine using.
Key words: speleotherapy, alarm, depression, information
stress.
УДК: 616.12-009.3 + 616.89-008.19 + 615.834.477.8.001.5-057.875
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА И КОРРИГИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИИ
Е.В. ДОРОХОВ, Н.П. ГОРБАТЕНКО, В.Н. ЯКОВЛЕВ, О.А. ЯПРЫНЦЕВА*
В статье представлены результаты исследования влияния хронического информационного стресса, связанного с процессом обучения в медицинском вузе, на показатели вегетативного гомеостаза, а также возможности спелеоклиматотерапии, как метода немедикаментозной
* Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко,
394066, г. Воронеж, ул. Отуденческая, д.10