2015, том 17 [10]
УДК 378.147.34
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ЭРГОНОМИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ТРУДА
А. О. Томашева, А.В. Бутман, Ю.В. Тузкова
ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кафедра фармакологии,
Санкт-Петербург, Россия
Э.Э. Звартау
директор Института фармакологии имени А.В. Вальдмана,
ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кафедра фармакологии,
Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В настоящее время в связи с предъявлением повышенных требований к студентам медицинских вузов, множество из них испытывает трудности с усвоением предложенного учебной программой материала. В ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова кафедра фармакологии является одной из немногих, обладающих возможностью широко предоставить своим студентам использование новейших технологий и индивидуальных подходов к обучению. Такая практика становится все более популярной в современном мире, ведь инновации находят отражение во всех сферах жизни, в особенности выступая на передний план в образовании, где эргономичность труда особенно важна. Это обусловлено отсутствием у преподавателей возможности уделять большое количество времени объяснению материала в условиях насыщенного учебного процесса, и потребности студентов в индивидуальном подходе к обучению.
Ключевые слова: студенты, обучение, индивидуальный подход, инновации, новейшие технологии, образование, эргономичность труда, учебный процесс.
Введение. Клиническое мышление будущего врача закладывается еще на этапах его обучения, однако в связи с загруженностью учащиеся не всегда могут уделить достаточное количество времени освоению учебного материала. Современная ситуация в образовании парадоксальна тем, что вынуждает преподавателей и студентов посто-
янно приспосабливаться к изменениям, не всегда учитывая уровень эргономического и социально-психологического обеспечения их деятельности [4; 5]. Поэтому приоритетными задачами кафедр являются обеспечение удобного и своевременного контроля знаний, оптимизация доступа к информации и помощь в усвоении студентом максималь-
—-----------------------------—
~ 9 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [10]
ного количества материала в минимальные сроки. В этом им активно помогает не только педагогическая методология, но и доступные технические ресурсы [6].
Такой подход довольно нов, но уже успел показать свою эффективность и выявить у студентов большой процент остаточных знаний.
Материалы и методика. Для оптимального получения данных исследования нами был разработан тест-опросник из 30 вопросов, разбитых на 5 блоков. Восьмидесяти студентам из разных групп предлагалось пройти его анонимно.
Тест-опросник был разбит на 5 блоков, включающих в себя:
♦ Блок 1: «Самоподготовка студентов».
♦ Блок 2: «Тестовый контроль в системе локального интернет ресурса ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова».
♦ Блок 3: «Использование студентами оснащения кафедры на занятиях».
♦ Блок 4: «Отражение структуры учебного процесса во время занятий».
♦ Блок 5: «Клинико-фармакологические занятия и исследования».
При исследовании самоподготовки студентов в блоке 1, выяснилось, что им вполне хватает информации, освещаемой преподавателями на лекциях, однако для подготовки к занятиям учащиеся прибегают к помощи дополнительных материалов для повышения уровня своих знаний.
В блоке 2 «Тестовый контроль в системе локального интернет ресурса ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова» мы ставили такие во-
просы как наличие необходимости использования локального интернет ресурса, его помощь в подготовке к занятиям и контроле учебного процесса и преимущество свободного доступа к лекционным и методическим материалам, разрабатываемым кафедрой. В результате стало известно, что студенты довольны наличием данной опции в нашем университете, в особенности возможностью регулярно отслеживать свою успеваемость без непосредственного контакта с преподавателем, а также пользоваться лекционными и методическими материалами кафедры по мере требования.
В блоке 3 «Использование студентами оснащения кафедры на занятиях» мы попытались выяснить реальную необходимость в настолько широком техническом оснащении кафедры, применение его в учебном процессе рационально и в полной мере, доступность и простоту использования для каждого студента, а главное — помощь в усвоении и закреплении материала.
Исследование показало, что студенты очень довольны наличием на кафедре доступа в интернет, компьютеров, интерактивных досок, документ-камер, проекторов, интерактивных выставок препаратов в программе iSpring (iSpring Solutions, Inc), и подавляющее большинство использует данные технические возможности кафедры на каждом занятии.
Практически все студенты по окончании курса фармакологии научились пользоваться всеми предоставленными на кафедре технологиями, что, несомненно, является полезным навыком, который пригодится им в дальнейшей трудовой и научной деятельности,
—-----------------------------—
~ 10 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [10]
а также делает сам процесс обучения более эргономичным и наукоемким.
Блок 4 «Отражение структуры учебного процесса во время теоретических и клинико-фармакологических занятий» показывает, что студенты довольны методикой преподавания на кафедре, техническое оснащение очень помогает в изучении материала, экономит время на его усвоение и запоминание.
Доступной становится быстрая подготовка докладов с помощью интерактивной доски, проектора и документ-камеры, что позволяет студентам более детально прорабатывать материал и формирует навык публичных выступлений.
Также хочется отметить позитивную оценку студентами того, что преподаватели показывают на занятиях тематические презентации, видеоролики с механизмами действия препаратов, предлагают студентам решать интерактивные тесты в аудитории. Такая визуализация расширяет рамки стандартной учебной программы и несомненно помогает в усвоении учебного материала.
На кафедре фармакологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова регулярно проводятся клинико-фармакологические занятия, заключающиеся в разборе клинических задач о пациентах с различными диагнозами, что отражено в 5 блоке. Студенты активно участвуют в исследовании патогенеза заболевания и подбора схемы лечения конкретным больным. Так называемое проблемное обучение мотивирует их к развитию клинического мышления и занятию научной деятельностью [7].
Вывод. Суммируя все, можно сказать, что широкое применение современных техно-
логий, визуализация материала, ознакомление студентов с клинической стороной фармакологии уже на ранних этапах ее изучения, индивидуальный подход, своевременная система контроля знаний и доступность информации позволяет сформировать у них клиническое мышление, минимизировать время, затрачиваемое на усвоение большого количества материала и сделать учебный процесс эргономичным.
ЛИТЕРАТУРА
1. William Ofstad, Lane J. Brunner. Team-based learning in pharmacy education // American Journal of Pharmaceutical Education 2013; 77(4) Article 70.
2. Stephen M. Stahl, Richard L. Davis. Best practices in medical teaching. Cambridge University Press, 2011.
3. Ванчакова Н.П., Тельнюк И.В., Худик В. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2011.
4. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. докт. дис. М., 2007.
5. Карабинская О. А., Изатулин В.Г., Колесникова О.В. Влияние личностных качеств студентов первых курсов на процесс адаптации в медицинском вузе // Сибирский медицинский журнал. 2010. Т. 98. № 7.
6. Кошечкин В. А., Иванова З.А., Арсентьева Н.В. Мультимедийное образование на современных этапах обучения студентов старших курсов медицинских вузов // Успехи современного естествознания. 2005. № 9.
7. Заболотских Т.Б., Сиротенко Д.В., Ски-бицкий В.В., Лапшина П.И. Особенности учебного процесса студентов медицинского вуза старших курсов // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2.
—------------------------------—
~ ii ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [10]
THE INFLUENCE OF MODERN TECHNOLOGIES AND AN INDIVIDUAL PEDAGOGICAL APPROACH ON THE ERGONOMICS OF STUDENTS’ LABOR
A.O. Tomasheva, A.V. Butman, U.V. Tuzkova
Pavlov First Saint Petersburg State Medical University,
Department of Pharmacology,
St. Petersburg, Russia
E.E. Zvartau
Director, Valdman Institute of Pharmacology,
Pavlov First Saint Petersburg State Medical University,
Department of Pharmacology,
St. Petersburg, Russia
Annotation. At present time, due to the presentation of increased requirements for the students of medical universities, many of them have some difficulties with the assimilation of the material proposed by the curriculum. At the First Pavlov State Medical University, the pharmacology department is one of the few departments, which affords students an opportunity to use the latest technologies and individual approach in training. Such a practice is becoming increasingly popular in the modern world, because of the innovations reflecting in all spheres of life, especially speaking to the forefront in education, where the ergonomics of labor is particularly important. This is due to lack of a possibility university’s lecturers to spend much time on explanation of the material in the saturated educational process, and to students ' needs for an individual approach in training.
Key words: students, training, individual approach, innovations, latest technologies, education, ergonomics of labor, educational process.
REFERENCES
1. William Ofstad, Lane J. Brunner. Team-based learning in pharmacy education. American Journal of Pharmaceutical Education 2013; 77 (4) Article 70.
2. Stephen M. Stahl, Richard L. Davis. Best practices in medical teaching. Cambridge University Press, 2011.
3. Vanchakova N.P., Telnyuk I.V., Hudik V.A. Psychology and pedagogy. A manual for teachers of medical university. St. Petersburg, Publishing
House of the Pavlov First Saint Petersburg State Medical University, 2011. (In Russian)
4. Braun T.P. Adaptation of students to study at the university in terms of optimization of the educational environment: Author. Doctor. Dis. Moscow, 2007. (In Russian)
5. Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Kolesnikova O.V. The impact of personal qualities first-year students in the process of adaptation to medical school. Siberian Medical Journal, 2010, vol. 98, no. 7. (In Russian)
—------------------------------—
~ 12 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [10]
6. Koshechkin V.A., Ivanova Z.A., Arsente-va N.V. Multimedia education at the present stage of training senior students of medical universities.
The success of modern science, 2005, no. 9 (In Russian).
7. Zabolotskikh T.B., Sirotenko D.V., Skibit-skiy V.V., Lapshin P.I. Features of the educational process of students of medical high school senior courses. International Journal of Experimental Education, 2012, no. 4-2 (In Russian).