Научная статья на тему 'Влияние современных российских средств массовой информации на нравственно-психическое здоровье людей'

Влияние современных российских средств массовой информации на нравственно-психическое здоровье людей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
815
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современных российских средств массовой информации на нравственно-психическое здоровье людей»

Семёнов В.Е., доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ

Средства массовой информации (СМИ), превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу («четвертую власть»), как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность развития общества. Как известно из социологической теории СМИ, они, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции:

- оперативное информирование об окружающей среде, мире;

- социализация, воспитание;

- развлечение, занимательный досуг;

- сплочение, интеграция аудитории, социума, общества.

Однако анализ содержания современных российских СМИ, и в первую очередь телевидения, показывает, что за редким исключением все эти функции выполняются неадекватно, плохо и зачастую превращаются в дисфункциональную деятельность по отношению к аудитории, особенно по отношению к детям и подросткам, которые являются самой внушаемой ее группой.

На телевидении преобладают американские и постсоветские отечественные фильмы и сериалы, в которых лидируют темы преступления и убийства, психологических аномалий и порно-эротики. Новостные сообщения переполнены негативной информацией, как будто в стране вообще не происходит ничего хорошего. Радио- и телевизионная реклама изобилует неадекватной информацией о лекарствах и способах лечения, о вредных для здоровья пищевых продуктах и напитках.

Российское телевидение отличается особой аморальностью и бесчеловечностью. Пошлейшие реалити-шоу, пропагандирующие психологический эксгибиционизм, принцип «все на продажу», неправедные, шальные деньги (пресловутый «Дом-2», с «учителем жизни» Ксенией Собчак). Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках, нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной, особенно поразительной в стране, где смертность в два раза превышает рождаемость. Возможны ли в цивилизованной стране на общественном телевидении передачи, подобные программе «Секс с Анфисой Чеховой» (обидно за фамилию великого русского классика, глубоко нравственного человека Антона Павловича Чехова)? Оказывается, возможны. Но цивилизованное ли это общество - возникает законный вопрос. И как грибы поганки на прочих каналах ТВ размножаются передачи типа «Азбука секса», «Сексуальная революция»,

«Техника секса» и др.

Не менее аморальными являются якобы юмористические сериалы об армии вроде «Осторожно, Задов» (о некоем чудовищном дебильном прапорщике). Юмор на российском телевидении вообще приобрел какой-то извращенно-утробный характер. Все эти отечественные и калькированные с американских образцов юмористические передачи просто невозможны для восприятия человеком с нормальным неиспорченным чувством юмора.

Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками - о преступлениях, извращениях и пороках, а также чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом, порнографией и извращенным сексом). Радиоэфир забит наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе криминальным жаргоном и ненормативной лексикой.

Поневоле возникает совершенно обоснованное умозаключение, что деятельность отечественных СМИ подчинена странной сверхзадаче (помимо бизнеса и прибыли), а именно - обалваниванию аудитории, превращению людей, и прежде всего молодежи, в ту самую римскую чернь, жаждущую хлеба (ныне пива) и зрелищ, то есть в биомассу, которой можно легко манипулировать. Даже на самом интеллектуальном канале нашего телевидения - «Культуре» - идут передачи типа «Культурная революция», наполненные сомнительными и антикультурными внушениями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).

В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи. Разные компании дружно рекламируют под лозунгом «Be free!» цветные картинки и клипы с названиями вроде «Любовь брюнеток», «Лесбийские игры», «Любовь геев», «Раздень стриптизершу», «Секс с бананом» и т.д. и т.п. и так называемые «прикольные звонки»: «Смех обкуренной обезьяны», «Алло, кореша звонят. Бухать пора», «Безумство женского оргазма» и т.п.

Современные СМИ явно и неявно действуют как средство невроти-зации и стимулируют агрессивные и порочные импульсы аудитории. Экспериментальные исследования, выполненные в нашей стране, подтверждают данные северо-американских и европейских психологов о несомненно отрицательном влиянии постоянного просмотра, в первую очередь, детьми и подростками, фильмов и программ, насыщенных сценами жестокости, насилия, порнографии и мистики [1-3]. СМИ вносят свой несомненный вклад в увеличение количества убийств и самоубийств, алкоголизма и наркомании, даже простого курения, а также нарастания всевозможных сексуальных аномалий и разнообразных неврозов и фобий - от детского страха темноты до самых различных психических нарушений, включая сложные садомазохистские комплексы. Поневоле приходишь к выводу, что российские СМИ не руководствуются нормальным научным подходом и этическими принципами в своей деятельности.

Большинство населения чувствует и понимает негативное влияние СМИ и рекламы. Репрезентативные опросы в России и Санкт-Петербурге свидетельствуют, что за нравственный контроль над содержанием СМИ (прежде всего, телевидения) выступает 80% населения [4,5].

Однако многочисленные обращения педагогов, ученых, просто родителей в СМИ, в Министерства образования и культуры, в Гос. Думу, в правительство, Президенту - пока не имеют никакого эффекта. У нас, мол, демократия, свобода слова и распространения любой информации. Понятно, что в таких условиях программа патриотического воспитания граждан России со своими не столь многочисленными мероприятиями и скромным финансированием просто теряется в море «чернухи и порнухи».

Дмитрий Мережковский в начале ХХ века в своей книге «Больная Россия» писал о грядущем хаме, который сокрушит культуру и повергнет общество в хаос насилия и порока. Дальнейшие события ХХ века во многом подтвердили это пророчество. Громадных жертв и усилий стоило России преодолеть этот духовно-нравственный кризис. В начале XXI века мы сталкиваемся с аналогичной, но еще дальше зашедшей ситуацией. Грядущий хам стал настоящим, существующим среди нас множеством. Ситуация требует неотлагательных действий. Необходимо добиваться принятия Закона об информационно-психологической безопасности детей, подростков и молодежи от негативного воздействия СМИ и рекламы, Закона о нравственном контроле в сфере СМИ и рекламы (включая мобильную связь) в русле концепции «Доктрины информационной безопасности РФ». Помимо юристов и педагогов, ведущую роль в этой самой настоящей духовной и политической борьбе за будущие поколения России должны занять психологи и психотерапевты, которые лучше всех знают методы и эффекты этой индустрии порока.

В научном системном подходе к работе с молодежью системообразующим фактором такой работы нам видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности, группы, общества просто невозможно. Все великие мыслители и мудрецы человечества, по сути, говорили об этом. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Величайший гуманист ХХ века Альберт Швейцер вывел четкую формулу: «как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики» [6, с.263]. Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до своей смерти петербургской молодежной газете «Смена», говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит в образовании, «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать всё, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» («Смена», 1999, 16 сентября).

ЛИТЕРАТУРА

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., «Питер»., 1997, с.517-

2. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., Изд-во СПбГУ, 1995.

3. Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь (Материалы науч.-практич. конф.) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., «Знание», 2002.

4. Семёнов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2004. № 1.

5. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., Изд-во СПбГУ, 2005.

6. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., «Прометей», 1993.

Смирнов А.Ю., кандидат технических наук, доцент,

старший преподаватель кафедры «Национальная безопасность» ИВТОБ

Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Санкт-Петербург - четвертый по численности город в Европе после Лондона, Москвы и Парижа. Систематический учет естественного движения населения города был налажен с 1881 года.

Численность населения Санкт-Петербурга росла с момента его основания до предреволюционного 1916 года, когда она составила 2,4 миллиона человек.

В период с февраля 1917 года по 1920 год население Петрограда сократилось в три раза.

В начале 1930-х годов Ленинград восстановил прежнюю численность населения. В 1939 году число жителей города впервые достигло 3 миллиона человек.

Большие потери население Ленинграда понесло в Блокаду 1941-1944 годов. По официальным данным (представленным на Нюрнбергском процессе) число потерь среди гражданского населения составило 649 тысяч человек (без учета потерь населения пригородов города, оказавшихся в блокадном кольце). На мраморной доске, установленной перед входом на Пискаревское кладбище, сообщается: «С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года убито 16 744 человек, ранено 33 782, умерло от голода 64 1803 человек». В 60-ю годовщину снятия блокады было названо число жертв -800 тысяч человек.

После Великой Отечественной войны город восстановил свою довоенную численность только в самом конце 1950-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.