Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО НА КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В «СЕМНАДЦАТИЛЕТНИЙ» ПЕРИОД'

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО НА КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В «СЕМНАДЦАТИЛЕТНИЙ» ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
426
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КИТАЙСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ / СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малаев Денис Витальевич

Вопрос об историческом статусе и роли советского кинематографа в строительстве социалистической культуры Китайской Народной Республики является актуальным в связи с влиянием СССР на становление и развитие китайского кино в «Семнадцатилетний» период (1949-1966 гг.). В современных условиях внешних ограничений России, представляет интерес исторический опыт международного сотрудничества и культурных связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона, в частности Китая. Представленный в работе анализ сотрудничества СССР и Китая в области кинематографии может рассматриваться в качестве реализации политики «мягкой силы», а также примера успешного взаимодействия, которое может послужить основой для укрепления и развития гуманитарного сотрудничества на восточном направлении внешней политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOVIET CINEMA ON CHINESE CINEMATOGRAPHY DURUNIG THE “SEVENTEEN-YEAR” PERIOD

The issue of the historical status and role of Soviet cinema in the construction of socialist culture of the People’s Republic of China is relevant due to the influence of the USSR on the formation and development of Chinese cinema during the “Seventeen-year” period (1949-1966). In the modern conditions of Russia's external constraints, the historical experience of international cooperation and cultural relations with the countries of the Asia-Pacific region, in particular China, is the subject of great interest. The analysis of cooperation between the USSR and China in the field of cinematography can be considered as the implementation of "soft power", as well as an example of successful interaction, which could serve as a basis for strengthening and developing humanitarian cooperation in the eastern direction of Russia's foreign policy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО НА КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В «СЕМНАДЦАТИЛЕТНИЙ» ПЕРИОД»

Влияние советского кино на китайский кинематограф в «семнадцатилетний» период

The influence of soviet cinema on chinese cinematography durunig the "seventeen-year"

period

Малаев Денис Витальевич

Студент магистратуры Высшая школа международных отношений Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: dmalaev@my. com

Malaev Denis Vitalievich

Graduate student Graduate School of International Relations Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Russia, St. Petersburg e-mail: dmalaev@my. com

Аннотация

Вопрос об историческом статусе и роли советского кинематографа в строительстве социалистической культуры Китайской Народной Республики является актуальным в связи с влиянием СССР на становление и развитие китайского кино в «Семнадцатилетний» период (1949-1966 гг.). В современных условиях внешних ограничений России, представляет интерес исторический опыт международного сотрудничества и культурных связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона, в частности Китая. Представленный в работе анализ сотрудничества СССР и Китая в области кинематографии может рассматриваться в качестве реализации политики «мягкой силы», а также примера успешного взаимодействия, которое может послужить основой для укрепления и развития гуманитарного сотрудничества на восточном направлении внешней политики России.

Annotation

The issue of the historical status and role of Soviet cinema in the construction of socialist culture of the People's Republic of China is relevant due to the influence of the USSR on the formation and development of Chinese cinema during the "Seventeen-year" period (1949-1966). In the modern conditions of Russia's external constraints, the historical experience of international cooperation and cultural relations with the countries of the Asia-Pacific region, in particular China, is the subject of great interest. The analysis of cooperation between the USSR and China in the field of cinematography can be considered as the implementation of "soft power", as well as an example of successful interaction, which could serve as a basis for strengthening and developing humanitarian cooperation in the eastern direction of Russia's foreign policy.

Ключевые слова: советско-китайское сотрудничество, китайская киноиндустрия, советские фильмы, культурные связи.

Key words: Sino-Soviet cooperation, Chinese film industry, Soviet films, cultural relations.

Китайское кино за свою более чем столетнюю историю прошло несколько стадий развития, начиная от немых фильмов раннего периода до новейших блокбастеров с ведущими режиссерами, известными сценаристами и кинозвездами в самых разных жанрах. Кинематограф, как один самых популярных видов современного искусства, выполняет не только развлекательную функцию, являясь для многих людей одним из способов приятно провести время, но также имеет огромный потенциал в реализации образовательной и просветительской деятельности, идейно-политическом и нравственном воспитании, в связи с чем правительство КНР уделяет повышенное внимание этой отрасли.

1 октября 1949 было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Советский Союз, выбравший для себя социалистическую модель развития на несколько десятилетий раньше, чем Китай, начинает оказывать на него заметное влияние во многих областях - кинематограф не являлся исключением.

Советский и российский востоковед, киновед, переводчик С.А. Торопцев отмечает, что победа революции 1949 г. открыла перед страной широкую дорогу социалистического развития - на новый путь встало

и кино [1, стр. 52-53]. С образованием Нового Китая, для китайского кино также начинается новая ступень развития: 1949-1966 гг. часто упоминаются в качестве «Семнадцатилетнего периода» (с момента образования КНР до начала Культурной революции), именно в этот отрезок времени в связи с внутри- и внешнеполитической обстановкой киноленты из СССР набирают популярность в Китае.

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» А.С. Исаев выделяет два направления сотрудничества между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой в области кино:

• образовательное - включающее в подготовку кинематографических кадров для КНР;

• техническое - оснащение китайской киноиндустрии, а также обмен кинофильмами и их прокат в обеих странах.

Исследователь приходит к выводу, советского кино оказало значительное влияние не только китайскую зрительскую аудиторию, но и кинематографические круги, благодаря чему советская киношкола в течение нескольких десятилетий сохраняла воздействие на творческие процессы в КНР [2, с.157].

Влияние, оказываемое СССР на китайский кинематограф, заключалось в следующем [3]:

• Демонстрации советских фильмов в Китае (распространение идеологии, мировоззрения и ценностей);

• Повышении качества и скорости производства и дубляж;

• Помощь в съемке и создание совместных картин.

Стоит отметить, что совместное производство было развито слабо и сводилось преимущественно к оказанию содействия при организации киносъемок, в основном документальных [4, с.427-430]. Примером такого сотрудничества являлось создание фильмов «Победа китайского народа» и «Освобожденный Китай».

КПК создала первую в Китае Северо-Восточную «революционную киностудию» в Чанчуне в октябре 1946 года, но только с победой коммунистов в 1949 г. китайское кино действительно начало развиваться: после основания Нового Китая киностудии последовательно создавались студии для производства документальных, научно-образовательных, а также художественные картин, причем их количество постоянно увеличивалось. В прошлом показ и распространение фильмов ограничивался лишь крупными городами, однако теперь фильмы стали популяризироваться в небольших городах, деревнях, промышленных, горнодобывающих и военных частях создавалась сеть распространения и просмотра по всей стране.

14 августа 1949 года Отдел пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая выпустил «Решение об

усилении кинопроизводства» (^ТЙП® первый абзац которого стал идейным ориентиром для

киноиндустрии: «Киноискусство имеет широчайший массовый характер и имеет универсальный пропагандистский эффект. Оно должно быть усилено, чтобы облегчить пропагандистскую работу нашей партии и новую демократическую революцию...» [5, с.41] Таким образом, кинематограф должен был сыграть важнейшую роль пропаганде достижений КПК и агитации за новую власть - использование фильма в качестве «наиболее важного» и «первоочередного» идеологического оружия являлось политической стратегией.

30 октября 1949 года «Жэньминь жибао» опубликовала статьи о советских фильмах, центральное значение которых заключалось в следующих трех аспектах [6, с.152]:

1. Новый Китай должен учиться у Советского Союза во всех аспектах, просмотр кинофильмов -один из самых удобных способов обучения.

2. Советский Союз в сфере киноискусств превзошел все капиталистические страны. По сравнению с советскими фильмами, британские и американские ленты - «неприличны и некачественны», полны «отравляющих веществ», а с точки зрения техники представляют собой низкопробное развлечение.

3. Принятие «здоровых» советских фильмов и уничтожение «отравляющих» продуктов

американского и британского империализма - важная культурная и образовательная задача, нацеленная на восстановление здоровья китайского народа, в связи с чем необходимо распространение прогрессивного советского кино.

Вышеупомянутая точка зрения в основном отражала отношение Нового Китая к советскому кино в начале 1950-х годов. Фильмы из СССР начали вытеснять американские и занимать лидирующие на китайском кинорынке. По статистике, китайская аудитория советских фильмов в 1948 году составляла всего 1,3 миллиона человек, а в 1949 году это число выросло до более чем 7 миллионов человек. К 1950 году аудитория советских фильмов в Китае достигала, по разным подсчетам от 48,28 до 62 млн. человек и продолжала стремительно увеличиваться [6, с. 152].

До 1949 г. советское кино присутствовало на китайском внутреннем рынке в качестве одного из зарубежных, а доминирующие позиции - более 85% - занимали европейские и американские ленты, произведенные частными компаниями в Шанхае [7, с. 60]. Ся Янь, являвшийся на тот период времени руководителем учреждениями культуры Шанхая, сказал: «Китайские фильмы, попросту говоря, учились у Советского Союза теоретически и у Соединенных Штатов технически... »

Теперь же на долю советского кино приходилось около 49% - из 857 иностранных фильмов, импортированных в период 1949-1966 гг., почти половина была произведена в СССР [8, с.9].

Количество переведенных и дублированных советских фильмов стремительно возросло и составляло: 36 в 1951 году, 28 в 1952 году, 17 в 1953 году, 18 в 1954 году, 28 в 1955 году, 36 в 1956 году, 47 в 1957 году и 34 в 1958 году, 31 в 1959 году, 23 в 1960 году, 18 в 1961 году, 29 в 1962 году, 14 в 1963 году и 1 в 1964 году - всего 421 картина [9, с.55].

Советские фильмы сыграли важную роль - с помощью кинематографа транслировались основные идеи, которые и должны были помочь формированию нового общества: демонстрируемые сюжеты обладали богатым идейно-нравственным содержанием, а поступки героев должны были стать примером для подражания.

После того, как советские фильмы попали в Китай, образы и революционный дух как придуманных персонажей, так и реальных исторических фигур - Ленина и Сталина, Чапаева, Александра Матросова и Зои Космодемьянской, Варвары («Сельская учительница»), Максима («Юность Максима» «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») и других советских людей - глубоко взволновали бесчисленное количество зрителей. Персонажи советского кинематографа становились прототипами для создания собственных киногероев, а также образцами и кумирами для китайской аудитории.

С момента образования Нового Китая, из-за ограниченности производственных мощностей по производству фильмов, крупномасштабный перевод советского кино стал эффективной стратегией обеспечения китайского кинорынка.

Китайская киноиндустрия стремилась извлекать уроки из опыта Советского Союза, а помощь СССР кинематографу КНР в основном приходилась на начало и середину 1950-х годов, особенно в период первой пятилетки. Благодаря советским фильмам китайские киноработники учатся выбирать сюжеты, создания персонажей, а также совершенствуют художественные и технические навыки. «Социалистический реализм» также был признан высшим критерием для создания фильмов и критики.

Во время первого пятилетнего плана Китая Коммунистическая партия Советского Союза и правительство также неоднократно направляли в Китай экспертов по кино для оказания помощи киноиндустрии. Советские специалисты принимали непосредственное участие в процессе производства китайских фильмов. Они также подготовили сотни кадров для новой китайской киноиндустрии, организовав специализированные курсы,

учебные курсы, семинары и привезя собственных учеников. Многие из первых кинематографистов, выросших в Новом Китае, были учениками советских специалистов.

Советский фильм стал для китайцев образцом для учебы и ярким отображением перспектив будущего социализма, поэтому работа по переводу советских фильмов стала важной частью новой китайской киноиндустрии. В журнале «Кинолитература» одним из изданий Чанчуньской киностудии, была опубликована статья, в которой говорилось, что советские фильмы сыграли огромную роль - яркие перспективы построения социализма, изображенные в советских фильмах, вселили в китайский народ безграничную уверенность в завтрашнем дне: «Советский Союз сегодня - это наше завтра» [9, а55].

Кинофильмы играли важную роль в социалистическом строительстве: ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный период, предусматривавшую "строительство социализма" в стране, основные положения которой вошли в Конституцию КНР 1954 г. Выполнять поставленные задачи, продвигать идеи и демонстрировать пути их достижения помогал, в том числе, и кинематограф [10, с.30]:

• Революционная тематика: «Ленин в Октябре» «Оборона Царицына» «Великий гражданин»"^Х1Й^Е", «Об этом забывать нельзя» "^яь^гйШФ®"

• Индустриализация: «Клятва» "^В", «Донецкие шахтеры» «Страницы жизни» «Далеко от Москвы» "шШШШШЙЙ^", «Партийный билет» "^ШШ"

• Коллективизация в сельском хозяйстве: «Трактористы» "ШШШ", «Член правительства» "ШШШШ",

«Поднятая целина» "Ж^ШЙЙ^^Й", «Щедрое лето» "ВШЯЙЙМ^", «Кубанские казаки» и

другие.

СССР и КНР стремились построить социалистическую модель общества. В связи с тем, что цели двух государств совпадали, а сотрудничество опиралось на идеологический фундамент, распространение советского кино и влияние советской кинематографической школы поощрялись руководством Китая. Советские фильмы получали защиту и поддержку со стороны правительства Китая, о чем свидетельствует количество зрителей и льготная политика в отношении рекламы и распространения.

В китайских средствах массовой информации советские фильмы описывались как «витамины и углеводы, которые должен принимать человек», и противопоставлялись зарубежным, в первую очередь американским, фильмам, «полным отравляющих веществ», разрушающих сознание китайцев на протяжении многих десятилетий.

5 июля 1956 г. в г. Москве было подписано «Соглашение о культурном сотрудничестве» [11, а 316], которое предусматривало всестороннее развитие сотрудничества и дальнейшее расширение связей в области науки, техники, образования, литературы и искусства, радиовещания и телевидения, кинематографии, в других областях культуры, что заложило основы для дальнейшего широкого культурного обмена Китая и СССР.

Однако вскоре, в связи с обострением политико-идеологических противоречий двусторонние контакты в различных областях, в том числе и в сфере кинематографе, стали ослабевать.

После реорганизации Министерства культуры в 1954 г. назначенный на пост заместителя министра культуры КНР Ся Янь отмечал: «В начале 1950-х мы копировали советскую систему кинопроизводства, ее правила и нормы. После 1956 года мы уже чувствовали противоречие между этой системой и реальной ситуацией в китайском кинопроизводстве...» [10, с.99]

По мнению Ли Вэй, ключевым моментом в отношениях между советским и китайским кино в 1950-х годах стал 1957 год. До этого времени отношения между Китаем и Советским Союзом в кино были такими же, как отношения между «учителем» и «учеником» - СССР оказывал поддержку, все аспекты советской киноиндустрии являются предметами изучения китайцев, концепции по развитию киноиндустрии вполне согласованы. Начиная с 1957 г. обе стороны начали расходиться в своих концепциях и взглядах на дальнейшее развитие кинематографической отрасли [5, 153].

В 1957 году постепенно стали появляться негативные отзывы о советских фильмах - в газете

«Справочные новости» (" ^ iE"), издававшейся информационным агентством Синьхуа, говорилось: «...В

последнее время многие из произведенных фильмов очень плохи с точки зрения художественной и идеологической точки зрения. на экране почти нет выдающихся произведений, которые затрагивают действительно важные и актуальные проблемы окружающей действительности. Фильм как мощный инструмент воспитания не полностью выполняет свою идеологическую и образовательную функции.» [9, c.33]

Согласно утверждению А.С. Исаева, возникшие противоречия, сворачивание двусторонних связей, а также события, предшествующие началу «Культурной революции» 1966-1976 гг., не вычеркнули советские кинофильмы из жизни китайского общества. Фильмы из СССР, прежде всего на революционную тематику, продолжали демонстрироваться в китайских кинотеатрах, а с распространением телевидения их показ переместился на голубые экраны и приурочивался, как правило, к знаменательным революционным датам и пролетарским праздникам [1,158].

Несмотря на утрату Советским Союзом былого влияния на Китай, многие советские кинокартины завоевали популярность у китайской аудитории, сохранив идеи и дух того времени, среди которых, например, фильм Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», который был приобретен для внутреннего проката, а позже, уже в сотрудничестве с РФ в 2005 г., был снят сериал [12].

На сегодняшний строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания до сих пор остается одним из главных приоритетов политики КНР, что закреплено в Констиутции [13]. Председатель Китайской Народной Республики, Си Цзиньпин, неоднократно отмечал важность идеологической работы, говоря о необходимости просвещения, всестороннего улучшения моральных качеств граждан, формировании общественных и нравственных ценностей в духе социализма с китайской спецификой [14,15].

Китайский кинематограф на протяжении долго времени испытывал на себе глубокое влияние советского кино. СССР оказывал значительную поддержку в развитии и становлении кинематографа КНР - это касалось как технического оснащения, так и подготовки кадров. Советское кино сыграло огромную руководящую роль в социалистическом строительстве КНР: китайским кинематографистам был дан теоретический ориентир для создания кинокартин; изучение, анализ и демонстрация советских фильмов в Китае способствовало эффективному использованию киноискусства как элемента для проведения идейно-политического воспитания.

Список используемой литературы:

1. Торопцев С.А. Очерк истории китайского кино 1896-1966/ - Москва: Наука, 1979. - 230 с.

2. Исаев, А. С. Сотрудничество Китая с СССР и Россией в области кинематографии (1949-2019 гг.) / А. С. Исаев // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 2. - С. 156-166

3. Ду Сянжуй К вопросу об особенностях распространения классики советского кино в Китае // Universum: филология и искусствоведение. 2018. №10 (56) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostvah-rasprostraneniya-klassiki-sovetskogo-kino-v-kitae (дата обращения (25.05.22)

4. Верченко А.Л. Из истории становления советско-китайского сотрудничества в документальном кино // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. №26. - с.420-431

5. Шень Юнь .Синь чжунго дянин шие дэ чуанцзян шимо 1ЯФНиШ^0^6УШ£рЖ(1949-1957) [Начало формирования киноиндустрии Нового Китая (1949-1957)] // Дандай дянин [Современное кино] 2005, №4 - с. 32-42

6. Ли Вэй ЩШ. 20 шицзи 50 няньдай сулянь дянин цзай чжунго дэ чуаньбо юй инсян 20 50 ^^ ^Ш&Ш&ФШШЩШ^ШШ [Распространение и влияние советских фильмов в Китае в 1950-е годы] // Вэньи шэнхоу. Вэньи лилунь [Литературная жизнь. Теория литературы]. 2015 - c. 152-153

7. Гу Лян Чжунго дянин фачжань шихуа ФЯ ^,ШЖШÜS [История развития китайского кино] // Бэйцзин данши ^Ьж^Ф [История Пекинской партии]. 2012, №3 - с 59-61

8. Ван Даньцзин Ifl-M. Сулянь цзи хаолайу дуй чжунго цзаоци дянин дэ инсян ^Щ^^^^ЖФЯ ^Ш&Ш^ШШ [Влияние Советского Союза и Голливуда на ранние китайские фильмы] // Шаньси гуаньбо дянши дасюэ сюэбао ШНЛЙИШХ^^Ж [Журнал Университета Радио и Телевидения Шаньси] 2007, №6 -стр. 99-100

9. Лю Дишань fflSS . Сулянь дянин цзай чужнго у ши нянь дай дэ каоча

ЩЩ [Исследование советских фильмов в Китае 1950-х годов] // Ин ши таньвэнь [История

исследования кино] 2008 - c.55-60

10. Лю Дишань Шици нянь шици сулянь дянин фанин шилу

[Показ советского кино в Семнадцатилетний период] // Бэйцзин дянин сюэюань сюэбао [Журнал Пекинской киноакадемии], 2011, №3 - с.28-34

11. Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Китайской Народной Республикой// Советско-китайские отношения. 1917-1957. Сборник документов. - М.: Издательство восточной литературы, 1959. - 466 с.

12. А зори здесь тихие — в 19-ти сериях. В Китае показывают новую киноверсию книги Бориса Васильева // [Электронный ресурс]/ Первый канал - 2005. - 10 мая - URL: https://www.1tv.ru/news/2005-05-10/232314-a zori zdes tihie v 19 ti seriyah v kitae pokazyvayut novuyu kinoversiyu knigi borisa vasilieva (дата обращения 25.05.22)

13. Конституция КНР (в редакции 2018 г.). URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/ china_constitution_ revised_2018_russian/ (дата обращения: 25.05.2022).

14. Си Цзиньпин: Цзай вэньи гунцзо цзо тань хуэй шан дэ цзянхуа

® [Си Цзиньпин: выступление на симпозиуме по литературному и художественному творчеству], 2014 - URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2015-10/14/c 1116825558.htm (дата обращения 25.05.22)

15. Си Цзиньпин синь шидай чжунго тэсэ шэхуэй чжуи сысян ^fett^i^®^ [Доклад Си Цзиньпина на 19-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая]. 2017 - URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660-4.html (дата обращения 25.05.22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.