МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
«Рукоделие», «Способности», «Самоуверенность», «Саморуководство», «Организованность», «Я-профессиональное», «Я-социальное», «Целеустремленность», «Самостоятельность», «Комфортные условия». Наиболее сильными факторами выступают: «Рукоделие», «Способности», «Самоуверенность».
Итак, профессиональная Я-концепция человека является составляющей его общей Я-концепции, связанной со становлением и развитием как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная Я-концепция является относительно стабильной частью сознания человека (результативной), в отличие от профессионального самосознания и профессионального самоопределения, которые отражают его процессуальный аспект [3].
Профессиональная Я-концепция учащихся старших классов выступает результатом процессов их профессионального самоопределения и отражает относительно устойчивую систему реальных и идеальных представлений о себе как о будущем профессионале, формирующихся под влиянием внутренних и внешних условий. Когнитивный компонент профессиональной Я концепции учащихся старших классов представлен представлениями подростка о профессионально важных качествах через образ профессии и необходимые личностные характеристики для соответствующего профессионального развития. Эмоционально-оценочный компонент профессиональной Я-концепции учащихся характеризуется переориентаций с внешних оценок (зеркальное Я) на оценки самого себя (реальное Я) и усилением процессов дифференциации и интеграции их внутреннего Я. Поведенческий компонент профессиональной Я-концепции учащихся отражает основные тенденции в усилении соответствующих форм поведения, связанных с совершенствованием себя в аспекте профессионального самоопределения.
Список использованной литературы:
1. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека / А.А. Бодалев // Мир психологии. -2002.-№2(30).-С. 12-17.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2004. - 752 с.
3. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции / С.Т. Джанерьян // Вестник ОГУ Приложение Гуманитарные науки, 2005. - №4. -С. 162-169
© Богатова (Спирина) Т.А. 2015 г.
УДК 159.923.2
С.В. Бытка, Д.Н. Мирзаханова
бакалавры 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
Г. Астрахань, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ СОВЕСТЛИВОСТИ НА СПЛОЧЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ И
СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на важности развития у подростков совестливости и сплоченности. Описывается и анализируется эмпирические данные, свидетельствующие об особенностях влияния совестливости на сплоченность подростковой группы и спортивной команды подростков.
Ключевые слова
Сплоченность, совестливость, подростковая группа, спортивная команда В настоящее время актуальной является проблема личностного и социального развития подростков. Параметром, отражающих особенности их их социального взаимодействия может выступить сплоченности, а параметром их личностного развития - совестливость.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Сплоченность группы и команда подразумевает психологическое единство и приверженность им ее членов, участвующих в процессе групповой динамики [2, с.5]. Совесть выступает как системное свойство личности, как качество личности [4, с. 42]. Рассматривается как категория этики, способность, проявляющаяся в нравственных чувствах, сознании и поведении [3, с.107]. Совесть является нравственным ориентиром в процессе саморазвития личности, развитость совести является необходимым условием для ее успешной социализации [1, с.50]. Развитие совести способствует формированию такой черты личности как совестливость [3, с.107].
Целью эмпирического исследования является выявление особенностей сплоченности развития подростков. Базой данного эмпирического исследования явилось средняя школа как Муниципальное Бюджетное Образование Учреждение и спортивная школа города Астрахани. Общая выборка - 64 человека (32 подростка - спортсменов, 32 школьника подросткового возраста).
На первом этапе эмпирического исследования целью исследования явилось выявление средних показателей по шкалам «сплоченность» и «совестливость» и процентного соотношение количества гандболистов и не спортсменов, характеризующихся развития способности к сплоченности группы. Было выявлено, что у подростков-гандболистов сплоченность развита средне (Хср=0,483, о = 0,107), а у не спортсменов сплоченность развита на уровне ниже среднего (Хср=0,393, о = 0,107) (различия статистически достоверны). У подростков-гандболистов сплоченность развита средне (Хср=0,483, о = 0,107), а у не спортсменов сплоченность развита на уровне ниже среднего (Хср=0,393, о = 0,107) (различия статистически достоверны). У подростков-гандболистов совестливость развита средне и в меньшей мере (Хср=0,521, о =
0.117., чем у не подростков-спортсменов (Хср=0,614, о = 0,112), характеризующихся высоким уровнем развития совестливости (различия статистически достоверны).
Больше всего подростков-гандболистов и подростков не спортсменов, характеризующихся средним уровнем развития сплоченности. Только среди подростков-гандболистов есть те, которые характеризуются высоким уровнем развития сплоченности (они составляют больше трети выборки подростков-гандболистов, их количество не на много меньше половины выборки подростков-гандболистов). В сравнении со спортсменами-гандболистами среди подростков не спортсменов максимальное число тех, которые характеризуются низким уровнем развития сплоченности (их почти в семь раз больше, чем подростков-гандболистов с низким уровнем развития сплоченности).
С целью выявления особенностей влияния совестливости на сплоченность подростковой группы и спортивной команды рассмотрим корреляционные показатели шкалы «сплоченности» и «совестливость» у подростковой группы и спортивной команды подростков. Было выявлено, что чем больше, у подростковой группы (r= -0,610, p<0,01- отрицательно средне) и спортивной команды (r=-0,300, p<0,01 - отрицательно умеренно) подростков, развивается совестливость, тем менее сплоченными они становятся. У подростковой группы школьников эта динамика выражена в большей мере.
Таким образом, можно утверждать, что развитие сплоченности у подростковой группы школьников и спортивной команды подростков нуждается в положительном согласовании с развитием у них совестливости.
Список использованной литературы:
1.Брюхова Н.Г., Агафонова С.В. Совесть как нравственный ориентир саморазвития специалистов системы профессий «человек-человек» / Акмеология. № 1-2, 2014. С. 50.
2.Бытка С.В. Психологические особенности сплоченности в спортивной команде / Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 5-6.
3.Махмудова А.Ж. Психологические особенности совести и совестливости в нравственном развитии личности / Инновационные процессы в психологии ипедагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. С. 106-107.
4.Мирзаханова Д.Н. Психологические особенности совестливости личности / Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 41-42.
© С.В. Бытка, Д.Н. Мирзаханова, 2014
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
УДК 159.923.2
Ю.В. Голикова
бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
Г. Астрахань, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на важности развития эмпатии для формирования нравственной позиции учащихся. Описывается и анализируется процентное соотношение количества учащихся, характеризующихся разными уровнями развития эмпатии.
Ключевые слова
Эмпатия, нравственное воспитание, подростки, старшеклассники, студенты, образовательное
учреждение.
В наше время грамотное развитие эмпатии, эмпатийности учащихся является необходимым условием для предотвращения кризиса человеческих отношений, взаимопонимания, основанных на сочувствии, и сопереживании [2, с.16]. Эмпатия - это проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта -способность к такого рода пониманию и сопереживанию [4, с. 661].
Эмпатия является феноменом межличностного взаимодействия, непосредственно регулирует взаимоотношения людей и во многом определяет нравственные качества человека. Эмпатичность способствует развитию убежденности в ценности другого человека, активизирует положительное отношение к нему, объединяет людей в стремлении к взаимопониманию, создает между ними чувство общности, способствует формированию гуманных отношений и, тем самым, купирует негативные тенденции возможных конфликтов. Для развития нравственных чувств немаловажным является доброжелательное и чуткое отношение человека к человеку, а эмоциональной формой этого отношения становятся сочувствие, умение поставить себя на место другого [3, с. 150-153].
Эмпатия играет важную роль в нравственном воспитании. С ее помощью происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей.
Было выявлено, что эмпатия в наибольшей степени проявляется в нравственном развитии подростков, характеризующихся средним и высоким уровнем развития эмпатийных тенденций. Справедливости ради отметим, что у студентов эта динамика является более выраженной [1, с.131].
Целью данного исследования является выявление особенностей развития эмпатии у старшеклассников в сравнении с подростками и студентами.
Базой данного эмпирического исследования явилось средние образовательные школы как Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение города Астрахани, Астраханский Государственный Университет. Общая выборка 90 человек. Подростки - 30 человек, старшеклассники - 30 человек, студенты -30 человек.
В результате исследования были выявлено процентное соотношение количества учащихся (общей выборки, старшеклассников, подростков и студентов), характеризующихся разными уровнями развития эмпатии.
Наибольшее количество обучающихся имеют средний уровень развития эмпатии (58,8%), наименьшее количество - высокий уровень развития эмпатии( 12,1%). Среди старшеклассников максимальное количество тех, кто характеризуется средним уровнем развития эмпатии (69,2%), минимальное количество - высоким уровнем развития (7,7%).
В сравнении со старшеклассниками, среди подростков нет тех, кто характеризуется высоким уровнем развития эмпатии, минимальное количество в равной степени характеризуется как низким, так и средним уровнем развития эмпатии (50%). Среди студентов максимальное количество тех, кто характеризуется