Научная статья на тему 'Влияние социокультурных трансформаций российского общества на место любви в системе ценностей'

Влияние социокультурных трансформаций российского общества на место любви в системе ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М. В. Базарова

Статья посвящена исследованию одной из наиболее значимых проблем современной философской антропологии проблеме трансформации любви в современном российском обществе. В исследовании дается ответ, аргументированный социологическими данными, о месте любви в системе ценностей российского общества; анализируется смысловая наполняемость понятия «любви» в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF RUSSIAN SOCIETY SOCIAL-CULTURAL TRANSFORMATIONS UPON PLACE OF LOVE IN VALUES SYSTEM

The article is devoted to one of the most significant problems of contemporary philosophical anthropology the love transformation problem in the Russian society of nowadays. The investigation gives the answer grounded by sociological data about the place of love in the values system of the Russian society; analyses the notional filling of "love" concept the contemporary Russian society.

Текст научной работы на тему «Влияние социокультурных трансформаций российского общества на место любви в системе ценностей»

ФИЛОСОФСКИЕ ИНУк и

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА МЕСТО ЛЮБВИ В СИСТЕМЕ

ЦЕННОСТЕЙ

М.В. Базарова

EFFECT OF RUSSIAN SOCIETY SOCIAL-CULTURAL TRANSFORMATIONS UPON PLACE OF LOVE IN VALUES SYSTEM

Bazarova M.V.

The article is devoted to one of the most significant problems of contemporary philosophical anthropology - the love transformation problem in the Russian society of nowadays. The investigation gives the answer grounded by sociological data about the place of love in the values system of the Russian society; analyses the notional filling of "love" concept the contemporary Russian society.

Статья посвящена исследованию одной из наиболее значимых проблем современной философской антропологии - проблеме трансформации любви в современном российском обществе. В исследовании дается ответ, аргументированны1й социологическими данны/ми, о месте любви в системе ценностей российского общества; анализируется смысловая наполняемость понятия «любви» в современном российском обществе.

УДК 177

Современная эпоха - это эпоха грандиозных социальных, политических и экономических изменений, научно-технического прогресса и глобальных общечеловеческих проблем. Изменяются мировоззрение и ценности современного общества и личности, живущей в нем.

Сложившееся в 90-е гг. кризисное социально-экономическое положение России оказало весьма серьёзное влияние на психологию людей и их поведение. Кризисное сознание современного российского общества характеризуется противоречивостью, разрозненностью, незавершенностью структуры ценностных норм и установок. Следует особо отметить, что современный кризис российского общества это - дезинтеграция определенного образа жизни и образа мышления. Реформируется прежде всего не экономика, а сознание людей. Поэтому на фоне общего кризиса российского социума наиболее остро ощущается кризис мировоззренческий. Произошла ломка идеалов, жизненных ценностей и ориентиров.

В свое время А.Я. Гуревич высказал идею о том, что на рубеже двух социальных эпох прежние закономерности утратили свое значение, а новые еще не сложились. Следовательно, «прерывность, дискретность действия закономерностей систем оставляет своего рода зазор, социологический вакуум, заполняемый свободной человеческой активностью» (1). Тотальный кризис, охвативший все сферы общественной жизни, породил ситуацию глубокой мировоззренче-

ской дезориентации народа в целом. С одной стороны, у значительной массы индивидов возникло чувство освобождения от догматических оков, с другой стороны, широкие массы почувствовали дискомфорт от состояния духовной невесомости. Под дезориентацией нами понимается утрата сложившихся ориентиров общественного сознания, состояние социально-психологической растерянности, мировоззренческого смятения, проникающего в структуры миропонимания и мироощущения, надламывающего ориентиры направленности таковых.

Современный кризис в России представляет собой болезненное состояние общества, кризисные явления отмечаются во всех сферах его жизни - экономической, политической, социальной, духовной.

- В социальной сфере - это крайне низкий уровень жизни большинства населения, превышение смертности над рождаемостью, дезинтеграция прежней социальной структуры без какого-либо замещения ее более прогрессивными формами социальной защиты населения; нарастающая детская беспризорность, рост и обострение межэтнической напряженности, проявлений националистических и шовинистических предрассудков; разрушение многих форм общностей, ранее выполнявших функции законодателей норм и критериев оценки различных типов социокультурных взаимодействий, продолжающиеся процессы маргинализации значительных групп населения и многое другое.

- В духовной сфере - это отсутствие государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей как следствие утраты критериев адекватной оценки социокультурной действительности; отказ от национальных и культурно-исторических традиций на фоне массированного проникновения в общественное сознание шаблонов западной "массовой культуры"; бурный рост стереотипов и новых форм мифологического сознания, деструктивных элементов религиозных верований и культовых организаций; неадекватное отношение общества и государства к месту и роли таких социокультурных институтов,

как наука, образование, воспитание, и т.д. (2).

Мир человеческих ценностей, затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Система ценностей организованной человеческой деятельности утратила свою очевидность, притягательность, императивность, человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким законам жить.

Кризис ценностей россиян представляет собой следствие разрушения тоталитарной системы и противоречий формирования ценностей демократического сознания. Трансформация системы ценностей является показателем перестройки общественного сознания от мифологии - к реальности. Кризис системы ценностей не означает их уничтожения, а предполагает изменения в их внутренней структуре.

Таким образом, происходит сложный процесс деформации нравственной системы личности, участвующей в новых социально-экономических отношениях, люди как бы «пропускаются» через призму рынка, в связи с чем их смысложизненные ценности трансформируются согласно его законам, где во главу угла ставится меркантильная основа отношений, все оценивается в денежном эквиваленте. Социальное поведение людей все более и более определяется не моральными критериями, а сиюминутными обстоятельствами материальной выгоды. Распалась не только прежняя система ценностей, отсутствует сколько-нибудь справедливая и здравая структура отношений между людьми, живущими в условиях квазирынка и квазидемократии.

Ценности духовно-нравственного характера, всегда преобладавшие в российском менталитете, начали вытесняться ценностями сугубо материального прагматического характера. В системе жизненных ценностей ''достаток'' вышел на второе место после семьи (3). Часть людей (это больше характерно для молодежи) заражается стереотипами так называемой «легкой жизни». Около 40% молодых людей одобрительно относится к стремлению «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона, а около

60% согласны, что «сегодня нет нечестных способов делать деньги, есть только легкие и трудные пути» (4).

Анализ смысложизненных ценностей, проведенный В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, показал, что в группе смысложизненных ценностей лидирует установка на обеспечение достойного продолжения своего рода, -так считают 90% опрошенных; далее следуют ценности доброты и жизни (86% и 82% соответственно) (5). А вот такая смысло-жизненная ценность как «любовь» оказалась за пределами изучаемой системы.

Социогендерное исследование, проведённое в 2003 году коллективом Института гендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Ушаковой В.Г., показало систему ценностей (по 5-ти бальной шкале от 5 до 1) российских женщин, которая выглядит следующим образом: 1) материальная обеспеченность -4,5; 2) дети (ребёнок) - 4,4; 3) здоровье - 4,4; 4) семья - 4,3; 5) любовь - 4,2 (6).

Социологическое исследование,

проведенное в феврале 2004 года методом анкетного опроса на психологических факультетах трех вузов Москвы: МГУ им. Ломоносова, МПГУ (Московского педагогического государственного университета) и МГППУ (Московского государственного психолого-педагогического университета), центральной задачей которого являлось выяснение того, какие именно ценности пропагандируют СМИ и на какие ценности, по мнению самих студентов, они ориентируют современную российскую молодежь, показало, что на первом месте стоит ценность материального благополучия (70,7% опрошенных студентов), на втором - карьера (61,3%), далее - социальный престиж и социальное признание (7).

Следовательно, среди ценностных ориентаций, формируемых СМИ, по мнению студентов, на первом месте стоят ценности самоутверждения и самореализации, ценности же общечеловеческого характера: здоровье, человеческая жизнь, физическая красота, мир (в противоположность войне), безопасность (экономическая, экологическая

и т.д.), а также ценности человеческих взаимосвязей: любовь, дружба, брак отодвигаются на третий план.

В эмпирическом исследовании изменения базовых культурных ценностей русских, проведенном Н.М. Лебедевой в 19992000гг. и повторном в 2005 г., ценности гармонии, включающие в себя ценность «любовь», удерживают 7 место в структуре ценностей обоих временных срезов. Хотя, отмечает Н.М. Лебедева, значимость этих ценностей значительно снизилась (8).

Приведенные выше результаты исследований представляются нам чрезвычайно важными по той причине, что представляют собой отражение сегодняшней ситуации в обществе, когда такие ценности как материальное благополучие, карьера, социальный престиж все более возвышаются над смыс-ложизненными, стержневыми для любого человека, ценностями - любви, брака. Любовь в системе ценностей занимает все более низкие ступени, чувство, веками считавшееся самым дорогим на свете, обесценивается.

Ценность любви не только передвинулась в иерархии, но и изменила смысловую составляющую. Любовь стала риторической, условной и лицемерной. Прав был К. Василев, говоря, что «сегодня убивается тайна -сама культурная основа любви. Любовь, семья, личность - это такие универсалии, что попытки «существенно их трансформировать» могут привести к гибели не только нашей духовности, но и цивилизации» (9, С. 80-86).

Воспользуемся терминологией К. Василева, чтобы показать результаты «обновления» любви и частной сферы взаимоотношений мужчины и женщины:

- возвышение и совершенствование морального сознания сменилось «недостатком человечности»;

- эстетизация и облагораживание интимных переживаний сменились «пошлостью и животной обнаженностью»;

- ориентация на семейно-брачный образ жизни сменилась формой легкого времяпровождения, сожительством в «гражданском» браке;

- стыдливость и смущение сменились беззастенчивостью и обесценением совестливости (9, с. 168).

Этому благоприятствует переходное состояние российского общества и усиливающаяся стагнация всей системы. При стабильных социально-экономических, политических и духовно-нравственных условиях развития социума значительно усиливается и также становится тенденцией другая сторона интимно-личностного общения мужчины и женщины, находящая свое воплощение в глубоком нравственном начале и одухотворенности межличностных отношений на всех стадиях их развития - с юности до глубокой старости.

Таким образом, своеобразие российского духовного и морального кризиса состоит в утрате понятия общего блага, ценности заменены ценой, которой можно измерять вещи, но не духовные побуждения, не любовь, не нравственные поступки, которые по своей природе самоценны. В сложившихся условиях необходимо переосмысление «культуры богатства», ведь успех и богатство в России никогда не претендовали на статус культурного идеала, уступая место таким ценностям, как сострадание, милосердие, любовь, духовное и нравственное совершенствование.

Преодоление кризиса любви видится в укреплении духовно-нравственных основ российского общества. Решение этой задачи на первый взгляд представляется в повышении жизненного уровня населения путем экономического роста; проведении социальной политики, ориентированной на нужды и запросы людей; внесении корректив в деятельность СМИ, которые во многом определяют морально-психологический климат в стране; создании программ, направленных на возрождение семейных ценностей. В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 27 апреля 2007 года отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность», президент убежден, что «общество лишь тогда способно ставить и

решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» (10).

2008 год объявлен в России Годом семьи. В.В. Путин рассчитывает, что «его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей» (10), главной из которых является ценность любви. Любовь детерминирует стабилизацию, гармонизацию общества, снижение, преодоление во всем мире конфликтов, власти зла, эгоизма, поэтому сейчас необходимо будить в человеке способность любить и прежде всего - любить другого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир культура безмолвствующего большинства. - М.,1990.

- С. 267.

2. Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С. 142-143.

3. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. - М., 2000. - С. 240.

4. Мазаев Ю.Н. Ценностные ориентации массового сознания на рубеже XXI века. Российское общество и социология в XXI веке: социальные выборы и альтернативы: Тезисы докладов и выступлений Второго Всероссийского Социологического конгресса: В 3 т. -М.: Альфа, 2003. - Т.1. - С. 570-571.

5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1 -С. 99.

6. Ушакова В.Г. Гендерная социология в контексте модернизации российского образования // II Всероссийский социологический конгресс (30 сентября - 2 октября): Сб. ст.

- М, 2003. - С. 134.

7. Гришкова С.С. Социологический анализ роли средств массовой информации в жизни современной студенческой молодежи // Ломоносовские чтения - 2004 г.: Сборник статей Россия и социальные изменения в современном мире. Т.2. -М, 2004. - С. 94.

8. Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Лимарь Д.В. Динамика ценностей русской культуры и их

влияние на модернизацию // http://www. hse. ru/temp/2006/files/20060404-06/20060406_lebedeva. doc.

9. Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 1982.

10. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета (Федеральный выпуск). - 2007. -№ 4353 (от 27 апреля).

Об авторе

Базарова Марина Владимировна, менеджер Информационно-библиотечного центра Научной библиотеки Ставропольского государственного университета, аспирант 2-го года очной формы обучения кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - исторический, культурологический, антропологический аспекты проблем любви, семьи, брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.