Научная статья на тему 'Влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования. (по материалам зарубежных исследований)'

Влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования. (по материалам зарубежных исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко О.А.

В статье рассматривается влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования в работах зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования. (по материалам зарубежных исследований)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

Общий уровень языковой грамотности зависит от отдельного человека. Только человек просвещенный и знающий свой язык сможет открыть всю красоту и мудрость русского слова во всей его широте. Список использованной литературы:

1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет [Текст] / В. А. Аксак. - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.

2. Володина М. Н. Язык средств массовой информации [Текст] / М. Н. Володина. - М.: Альма Матер, 2008. - 168 с.

3. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства [Текст] / Е. А. Земская. - М.: 1996. - 142 с.

4. Кучинков Т.В. Общение в Интернете [Текст] / Т. В. Кучинков. - СПб.: Питер, 2005. -194 с.

5. Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 20-21 веков [Текст] / А. Л. Шарандин. - М.: Тамбов, 2005. -107с.

© Березняк В. А. , Шмигирилова Л. Н. , Царева Д. С. , 2016.

УДК 316

О.А. Василенко

преподаватель Гуманитарный факультет Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики г. Новосибирск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Аннотация

В статье рассматривается влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования в работах зарубежных исследователей.

Ключевые слова

Социо-культурные факторы, высшее образование, социальный статус.

В эпоху глобализации и технологической революции, образование рассматривается в качестве первого шага в человеческой деятельности. Оно играет важную роль в развитии человека и связано с благосостоянием индивидуума и возможностью улучшения качества его жизни.[2,с.4] Образование обеспечивает приобретение знаний и умений, которые позволяют людям улучшить качество их жизни. Оно повышает производительность труда и ведет к новым источникам заработка, который повышает экономический рост страны.[12, c.2]

Характер взаимосвязи между социальным статусом и успеваемостью уже обсуждался в течение многих десятилетий такими исследователями как Coleman, J.S., Campbell, E.Q., Hobson, C.J., McPartland, J., Mood, A.M., Weinfeld, F.D., Jencks, C., Smith, M., Acland, H., Bane, M.J., Cohen, D., Gintis, H., Heyns, B., and Michelson, S. Karmel, P. Одни исследователи считают, что самыми влиятельными факторами являются равенство и неравенство возможностей получения высшего образования. Учащиеся из семей с низким социальным статусом имеют меньше возможностей получить высшее образование. Другие считают, что окружающая среда, местоположение и статус школы являются важнейшими факторами, влияющие на получение высшего образования. В данной статье мы рассмотрим современные зарубежные теории, анализирующие влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования.

В данной области было проведено много исследований Lantolf, J. P Vygotsky, L. ,Brown,H.D. Gary N. Marks, Julie McMillan, Kylie Hillman в своей работе Tertiary entrance performance: the role of student

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

background and school factors [6] ализируют различные факторы, влияющие на успеваемость в школе и при получении высшего образования. Они отмечают в своем исследовании, что демографические, психологические и социально-экономические факторы являются ведущими факторами, влияющие на получение высшего образования учащимися школ. С 1998г. они начали проводить комплексное исследование австралийской молодежи возраста 9, 12, 20 лет с целью выявления факторов, влияющих на поступление выпускников школ в высшие учебные заведения. Они отмечают следующие социальные факторы, влияющие на получение высшего образования: социальный статус родителей, занимаемая должность родителей, наличие высшего образования у родителей, доход семьи. Исследование показало, что чем выше социальный статус семьи, тем выше баллы у абитуриентов на вступительных экзаменах. Абитуриенты, родители которых занимали руководящие посты на предприятиях, занимались высоко -квалифицированным трудом, имели высокий доход, также получали более высокие баллы на вступительных экзаменах. Студенты, родители которых имели высшее образование, были более успешны на вступительных экзаменах, нежели сверстники, родители которых не имели диплом университета.

Jen Gratz в своей работе The Impact of Parents' Background on their Children's Education [7, c.12] отмечает влияние семьи на успешное обучение. «Образование родителей в полной мере влияет на образование их детей. Именно родители воздействуют на социализацию ребенка, так как они оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни». Считают, что родители с высшим образованием более вовлечены в образовательный процесс своего ребенка во время обучения в школе, университете, нежели родители, не имеющие высшего образования. Последние чаще испытывают стрессовые ситуации в своей жизни, которые не позволяют полноценно общаться с детьми. Родители с высшим образованием и соответственно с более высокими доходами испытывают меньше стрессовых ситуаций, особенно связанных с обеспечением семьи.[13]

Neuman, Susan B. считает, что родители с высшим образованием осознают жизненную необходимость получения образования и принимают активное участие в образовании ребенка и жизни школы. В то время как родители без высшего образования менее вовлечены в образовательный процесс в силу отсутствия возможности помочь в связи с недостатком знаний языка, учебных дисциплин.[11]

Megan De Serf в своем исследовании The Effects of Family, Social and Background Factors on Children's Educational Attainment [10] подчеркивает зависимость наличия высшего образование матери от успешного обучения ребенка, отмечая, тот факт , что дети в таких семьях будут стремиться получить высшее образование, т.к. их матери во- первых, придают этому большое значение, и во -вторых дети являются отражением отношения к образованию. Имея высшее образование, мать выступает одновременно и учителем и помощником в получении знаний, она выступает одним из главных его источников. Также в своем исследовании она отмечает о влиянии дохода на получении высшего образования. В семьях, в которых нет недостатка средств для покупки необходимых образовательных ресурсов, дети получают высшее образование.

Как отмечают многие исследователи Bondi, 1991; Evans, Oates, & Schwab, 1992, Ho Sui Chu & Willms, 1996; Robertson & Symons, 2003, McEwan, 2003; Thrupp, 1995 один из важнейших факторов, влияющий на обучение студентов - это влияние сверстников. Применяя различные подходы к изучению данного фактора, были сделаны следующие выводы: оценки за успеваемость учащихся выше, если социальный статус их семьи выше, чем социальный статус семей их сверстников. Также отмечено, что успеваемость учащихся с более низким социальным статусом в среде сверстников с более высоким социальным статусом ниже, что может привести к потере положительного воздействия обучения среди сверстников из семей с более высоким социальным статусом.

Selcuk R. Sirin в исследовании Socioeconomic Status and Academic Achievement:A Meta-Analytic Review of Research [14] отмечает, что местоположение школы является одним из важных социальных факторов, влияющих на академическую успеваемость учащихся. Данные, полученные в результате Национальной Оценки Образовательного Процесса в США Департаментом Образования (2000г.), показали существенные различия в академических оценках у учащихся в городских, сельских и пригородных школах. Достижения детей в частных дорогих пригородных школах были значительно выше, чем у детей, находящихся в "неблагоприятных" городских школах или сельских школах. Gary N. Marks, Julie McMillan, Kylie Hillman Tertiary entrance performance: the role of student background and school factors [6] также отмечают, что в связи

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

с более низкими баллами за академическую успеваемость у учащихся из сельских школ и отдаленных районов меньше шансов получить высшее образование, чем у сверстников из городских школ.

Итак, основные социо-культурные факторы, влияющие на получение высшего образования, которые выделяют западные исследователи это - социальный статус семьи, наличие высшего образования у родителей, доход семьи, окружение, местоположение школы.

Преподавание и изучение иностранного языка также представляет собой социальный процесс, который требует взаимодействия двух важных частей процесса, учителя и студента. Поскольку этот процесс происходит в социальном контексте, то преподаватель неизбежно сталкивается с рядом проблем при обучении студентов, связанных с различными потребностями студентов, интересами и уровнем знания языка.^^Л] Преподавателю необходимо учитывать социо-культурные факторы в работе, так как они оказывают влияние на отношение и мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Список использованной литературы:

1. Arif SARICOBAN Sevilay SAKIZLI Factors Influencing How Teachers Manage Their Classrooms Journal of Language and Linguistic Studies Vol.2, No.1, April 2006

2. Battle, J., & Lewis, M. (2002). The increasing significance of class: The relative effects of race and socioeconomic status on academic achievement. Journal of Poverty, 6(2), 21-35.

3. Brown, H. D. Principles of language learning and teaching, Pearson Education Inc. New York 2007,30-36.

4. Coleman, J.S., Campbell, E.Q., Hobson, C.J., McPartland, J., Mood, A.M., Weinfeld, F.D., and York, R.L. (1966) Equality of educational opportunity. Washington, DC: US Government Printing Office.

5. Cook, V. Second language learning and language teaching, Hodder Education. London, 2008, 54-60.

6. Gary N. Marks, Julie McMillan, Kylie Hillman в своей работе TERTIARY ENTRANCE PERFORMANCE: THE ROLE OF STUDENT BACKGROUND AND SCHOOL FACTORS. November 2001. http: //research.acer.edu.au/lsay_research

7. Gratz J. The Impact of Parents' Background on their Children's Education Educational Studies 268: Saving Our Nation, Saving Our Scools: Public Education for Public Good, November, 2006.

8. Jencks, C., Smith, M., Acland, H., Bane, M.J., Cohen, D., Gintis, H., Heyns, B., and Michelson, S. (1972) Inequality: A reassessment of the effect of family and schooling in America. New York: Basic Books. Karmel, P. (chair) (1985) Quality of education in Australia. Report of the Review Committee. Canberra: AGPS.

9. Megan De Serf The Effects of Family, Social and Background Factors on Children's Educational Attainmen

10.Neuman, Susan B. and David K. Dickinson. Handbook of Early Literacy Research. New York: The Guilford Press, 2002

11.Saxton, J. (2000). Investment in education: Private and public returns. Retrieved from http: //www.house.gov/jec/educ.pdf.).

12.Sclafani, Joseph D. The Educated Parent: Recent Trends in Raising Children.Connecticut: Praeger Publishers, 2004.

13. Selcuk R. Sirin Socioeconomic Status and Academic Achievement:A Meta-Analytic Review of Research Review of Educational Research Fall 2005, Vol. 75, No. 3, p. 417-453

© Василенко О.А., 2016

УДК 316.77

М.Н.Васильева, студентка СурГУ г. Сургут, Российская Федерация Н.А.Бутенко, к.филос.н. доцент, СурГУ

МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «социальные сети». Поднимается актуальная проблема влияния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.