Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ВОЛЕВУЮ РЕГУЛЯЦИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ВОЛЕВУЮ РЕГУЛЯЦИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / ИКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шляпников В.Н.

В статье приводятся результаты исследования особенностей волевой регуляции старшеклассников - пользователей социальных сетей. Полученные результаты показывают, что у школьников, которые проводят в социальных сетях более пяти часов в день, по сравнению с их сверстниками из контрольных групп наблюдаются значимо более низкие показатели по методикам «Шкала контроля за действием», «Выраженность самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении», теста смысложизненных ориентаций, а также самооценок волевых качеств. Это позволяет предположить, что длительное пребывание в социальных сетях негативно влияет на развитие волевой регуляции в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS INVOLVING TO THE VOLITIONAL REGULATION OF HIGH SCHOOLERS

The article deals with the results of volitional regulation of high schoolers-social net users. The obtained results show that schoolchildren who spend more than 5 hours a day in social networks compared to their agemates from control groups have significantly lower rates by «Action control scale», «Self-control in emotional sphere, activity and behavior», life-purpose test and volitional self-appraisals. This allows us to make an assumption about the negative impact of a long term usage of social networks on the development of volitional regulation in adolescence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ВОЛЕВУЮ РЕГУЛЯЦИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Психологическим аспект образовательной u и воспитательной среды

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ВОЛЕВУЮ РЕГУЛЯЦИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

в. н. шляпников,

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа shlyapnikov.vladimir@gmail.com.

В статье приводятся результаты исследования особенностей волевой регуляции старшеклассников — пользователей социальных сетей. Полученные результаты показывают, что у школьников, которые проводят в социальных сетях более пяти часов в день, по сравнению с их сверстниками из контрольных групп наблюдаются значимо более низкие показатели по методикам «Шкала контроля за действием», «Выраженность самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении», теста смысложизненных ориентаций, а также самооценок волевых качеств. Это позволяет предположить, что длительное пребывание в социальных сетях негативно влияет на развитие волевой регуляции в подростковом возрасте.

The article deals with the results of volitional regulation of high schoolers-social net users. The obtained results show that schoolchildren who spend more than 5 hours a day in social networks compared to their agemates from control groups have significantly lower rates by «Action control scale», «Self-control in emotional sphere, activity and behavior», life-purpose test and volitional self-appraisals. This allows us to make an assumption about the negative impact of a long term usage of social networks on the development of volitional regulation in adolescence.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, самоконтроль, ИКТ, социальные сети Key words: volition, volitional regulation, self-control, ICT, social networks

Интернет и другие информационно- Как показывают исследования, более 90 %

коммуникационные технологии (да- российских подростков ежедневно пользу-

лее — ИКТ) стали неотъемлемой ются интернетом; в среднем они прово-

частью жизни современных школьников. дят в Сети около трех часов в день, а

почти треть из них еще больше [11]. Очевидно, что интенсивное использование ИКТ как новых средств общения и усвоения культурно-исторического опыта неизбежно должно вести к изменению строения высших психических функций, по отношению к которым ИКТ могут быть рассмотрены как интерпсихические орудия, с помощью которых подросток овладевает своим поведением [4]. Тем не менее исследований, которые раскрывают влияние ИКТ на формирование тех или иных высших психических функций, не так уж и много, что обуславливает актуальность проблемы для фундаментальной и прикладной психологии.

В частности, это относится к волевой регуляции, под которой в данной работе понимается «одна из форм (или способов) произвольной регуляции, которая состоит в овладении человеком своим поведением и психическими процессами для решения задач, принимаемых личностью как собственные в соответствии со своими ценностно-смысловыми установками» [5, с. 113]. В более ранних исследованиях мы сделали вывод о том, что игроки многопользовательских онлайн-игр значимо уступают по целому ряду показателей волевой регуляции обычным пользователям интернета [13]. Тем не менее игроки составляют далеко не единственную и не самую многочисленную группу среди них. Более 90 % современных подростков являются пользователями социальных сетей, где они общаются, обмениваются информацией, слушают музыку, смотрят фильмы, играют в игры [11]. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение особенностей волевой регуляции у старшеклассников — пользователей социальных сетей.

Поскольку большинство современных старшеклассников являются пользователями социальных сетей, практически невозможно подобрать эквивалентную контрольную группу школьников этого возраста, которые бы не обращались к данным ресурсам [11]. В связи с этим мы выдви-

нули гипотезу, что должны быть определенные различия в показателях волевой регуляции у подростков, пребывающих в социальных сетях разное количество времени и использующих их с разной интенсивностью.

Для того чтобы проверить высказанное предположение о связи между показателями волевой регуляции и уровнем активности старшеклассников в социальных сетях, мы провели исследование подростков — пользователей социальной сети «ВКонтакте», которая согласно данным многих опросов является наиболее популярным приложением у данной возрастной группы [11].

Всего в исследовании приняли участие 150 школьников — учащихся 9—11-х классов (73 девочки и 77 мальчиков) в возрасте от 15 до 18 лет.

На основе анкетных данных все респонденты были разделены на три группы, уравненные по возрастному и половому составу:

3 Группа 1 — пользователи, проводящие в социальной сети до 3 часов в день (50 человек (28 девочек, 22 мальчика): в возрасте 15 лет — 20 %, 16 лет — 34 %, 17 лет — 22 %, 18 лет — 24 %).

3 Группа 2 —пользователи, которые проводят в социальной сети 3—5 часов в день («все свободное время») (50 человек (23 девочки, 27 мальчиков): в возрасте 15 лет—18 %, 16 лет —20 %, 17 лет — 18%, 18 лет —44%).

3 Группа 3 —пользователи, которые проводят в социальной сети более 5 часов в день («почти постоянно») (50 человек (22 девочки, 28 мальчиков): в возрасте 15 лет — 6 %, 16 лет — 30 %, 17 лет — 40%, 18 лет —24%).

Для изучения онлайн-активности респондентов нами была составлена анкета, включающая вопросы о сроках использования интернета и социальных сетей в частности, предпочитаемых ресурсах, об

Интенсивное использование ИКТ как новых средств общения и усвоения культурно-исторического опыта неизбежно должно вести к изменению строения высших психических функций.

особенностях поведения и коммуникативной активности респондентов в социальной сети, а также ряд демографических характеристик опрашиваемых (пол, возраст, образование).

Для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции респондентов нами использовались следующие методики:

3 субшкала «Контроль за действием при планировании» из опросника «Шкала контроля за действием» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С. А. Шапкина [11];

3 «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г. С. Никифорова, В. К. Васильева и С. В. Фир-совой [8];

3 «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо — Рубинштейн» В. А. Иванникова, Е. В. Эйд-мана [7];

3 «Тест смысложизненных ориентаций» (тест СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева [10].

Исследование проводилось в онлайн-режиме в добровольном порядке, респонденты заполняли электронную форму, размещенную в Google Docs. Заполненные формы обрабатывались в соответствии с ключами, прилагаемыми авторами. Для статистической обработки данных использовался статистический пакет SPSS 11.0.5.

Для того чтобы оценить значимость различий по показателям волевой регуляции в сравниваемых группах школьников, мы применили непараметрический тест Крускала — Уоллиса. В целом результаты анализа свидетельствуют о том, что наша гипотеза подтвердилась: подростки из сравниваемых групп значимо различаются по целому ряду показателей волевой регуляции (см. таблицу).

Сравнительный анализ показателей волевой регуляции в группах старшеклассников, различающихся по уровню активности в социальных сетях (тест Крускала — Уоллиса)

Показатели Группа 1 Группа 2 Группа 3 Тест K рускала — Уоллиса

M* SD* M SD M SD c df Р

Шкала контроля за действием 5,62 3,16 5,86 3,08 4,12 2,73 8,74 2 0,01

Выраженность самоконтроля

Эмоциональный самоконтроль 14 3,39 12,8 3,87 12,38 4,24 4,41 2 0,11

Поведенческий самоконтроль 16,98 4,1 14,62 4,65 12,96 5,44 16,84 2 0

Социальный самоконтроль 16,46 3,68 14,48 4,34 13,66 4,25 10,55 2 0,01

Тест СЖО 111,14 19,74 104,92 22,92 97,54 21,7 9,6 2 0,01

Волевая самооценка

Ответственный 4,1 0,86 3,96 0,9 3,52 0,79 13,71 2 0

Дисциплинированный 4,08 0,78 3,6 1,03 3,38 0,88 15,02 2 0

Целеустремленный 4,04 0,75 3,88 0,9 3,62 0,85 5,77 2 0,06

Принципиальный 4,12 0,92 4,04 0,73 3,82 0,85 3,78 2 0,15

Обязательный 4,08 0,88 3,76 0,82 3,58 0,67 10,13 2 0,01

Настойчивый 3,86 0,88 3,44 0,93 3,62 0,97 5,02 2 0,08

* М — среднее отклонение. ** SD — стандартное отклонение.

Окончание табл.

Показатели Группа 1 Группа 2 Группа 3 Тест К рускала — Уоллиса

М SD М SD М SD С df Р

Решительный 3,6 0,9 3,46 1,03 3,36 0,9 1,5 2 0,47

Волевой 3,68 0,87 3,4 1,09 3,32 1,04 3,03 2 0,22

Инициативный 3,42 0,93 3,26 1,07 2,98 1,12 3,89 2 0,14

Выдержанный 3,46 0,89 3,28 1,16 3,06 1,04 2,87 2 0,24

Самостоятельный 4,1 0,76 3,84 0,96 3,52 1,05 7,71 2 0,02

Энергичный 3,98 0,84 3,92 0,94 3,54 0,95 5,73 2 0,06

Терпеливый 3,86 0,81 3,54 1,22 3,1 1,05 12,32 2 0

Упорный 4,02 0,91 3,74 0,83 3,5 0,84 9,33 2 0,01

Смелый 3,56 1,01 3,7 0,84 3,5 0,97 1,03 2 0,6

Спокойный 3,72 1,01 3,34 1,08 3,08 1,03 8,32 2 0,02

Деловитый 3,14 0,88 2,9 1,11 2,62 0,99 5,66 2 0,06

Уверенный 3,88 0,75 3,64 0,9 3,4 0,83 8,11 2 0,02

Организованный 3,9 0,81 3,28 0,99 3,28 0,81 13,73 2 0

Внимательный 4,2 0,73 3,66 0,82 3,5 0,93 18,62 2 0

Тест СЖО. Из таблицы видно, что сравниваемые группы значимо различаются по показателям теста СЖО (С2(2) = 9,6, р = 0,01). Наибольшие значения по этому показателю наблюдаются в группе 1 (М = 111,14, SD = 19,74), в группе 2 они меньше (М = 104,92, SD = 22,92), а в группе 3 самые низкие (М = 97,54, SD = 21,7).

Если сравнивать полученные результаты с тестовыми нормами, обозначенными автором методики, то в группе подростков, проводящих в социальных сетях более 5 часов, показатели ниже средних значений, тогда как в группе подростков, проводящих в социальных сетях менее 3 часов, напротив, выше [9]. Эти данные могут свидетельствовать о том, что у школьников, которые много общаются в интернете, менее развита смысловая сфера личности. Отсутствие устойчивых смысловых отношений с миром, четких целей и планов на будущее, а также общая неудовлетворенность те-

кущей жизненной ситуацией могут быть как причиной, побуждающей подростков проводить больше времени в социальных сетях, так и следствием этой деятельности. Вместе с тем отсутствие богатых, устойчивых смысловых отношений с миром может быть одной из главных причин снижения показателей волевой активности, которое мы наблюдаем по другим методикам. Это предположение подтверждается данными, полученными исследователями [1; 6].

Шкала контроля за действием. Как видно из таблицы, наиболее низкие значения по данному показателю наблюдаются в группе 3 (М = 4,12, SD = 2,73), тогда как в других группах они значимо выше: группа 1 (М = 5,62, SD = 3,16), группа 2 (М = 5,86, SD = 3,08) (С2(2) = 8,74, р = 0,01). Эти результаты могут свидетельствовать о том, что подростки, которые проводят в социальных сетях больше времени, чаще обладают менее эффективным типом волевой регуляции, по Ю. Кулю, и более

склонны к формированию состояния «ориентации на состояние». Довольно сложно сказать, что в данном случае является причиной, а что следствием. С одной стороны, неэффективный тип волевой регуляции может вести к тому, что подростку сложно организовать свою деятельность в интернете и «глобальная паутина» буквально затягивает его в свои сети. С другой стороны, длительное пребывание в социальных сетях в подростковом возрасте, который является сензитивным для развития волевой регуляции, может стать причиной формирования неэффективного ее типа.

Можно предположить, что оба эти объяснения дополняют друг друга, но чтобы дать однозначный ответ на этот во-

прос, необходимо проводить дальнейшие исследования.

Выраженность самоконтроля. Анализируя результаты, представленные в таблице, можно увидеть, что по двум из трех субшкал в группе 3 самые низкие показатели: «Поведенческий самоконтроль» (М = 12,96, SD = 5,44), «Социальный самоконтроль» (М = 13,66, SD = 4,25). Подростки из других групп более склонны к самоконтролю: «Поведенческий самоконтроль» — группа 1 (М = 16,98, SD = 4,1), группа 2 (М = 14,62, SD = 4,65) (С2(2) = 16,84, р = 0,01); «Социальный самоконтроль» — группа 1 (М = 16,46, SD = 3,68), группа 2 (М = 14,48, SD = 4,34) (С2(2) = 10,55, р = 0,01). Наглядно эти результаты представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Среднегрупповые значения показателей склонности к самоконтролю в группах старшеклассников, различающихся по уровню активности в социальных сетях

Значения

18

16

14

12

10 -

8

6

4

2

0

16,98

14

12'8 12,38

14,62

16,46

12,96

14,48

13,66

□ Группа 1

□ Группа 2

□ Группа 3

Показатели

Эмоциональный самоконтроль

Поведенческий самоконтроль

Социальный самоконтроль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные могут свидетельствовать о том, что подростки, которые проводят слишком много времени в социальных сетях, не могут или не хотят контролировать свою деятельность. Согласно модели волевой регуляции А. В. Быкова и Т. И. Шульги недостаток самоконтроля может быть связан со слабостью как мотивационно-смыслового, так и исполнительского звеньев волевой регуляции [3]. В пользу первого предположения говорит наличие значимо более низких показателей в группе 3 по тесту СЖО

(группа 1 (М = 111,14, SD = 19,74), группа 2 (М = 104,92, SD = 22,92), группа 3 (М = 97,54, SD = 21,7) (С2(2) = 9,6, р = 0,01)), а второго — по тесту «Шкала контроля за действием». Наряду с этим следует отметить отсутствие значимых различий между группами по субшкале «Эмоциональный самоконтроль» (С2(2)=4,41, р = 0,11). Во всех группах мы наблюдаем достаточно низкие значения по этому показателю, что, скорее всего, является возрастной нормой [2].

Волевая самооценка. Как видно из

таблицы, в целом в группе подростков, которые больше времени, чем респонденты других групп, проводят в социальных сетях, мы наблюдаем низкий уровень волевой самооценки. По 14 из 20 предложенных качеств в этой группе наблюдаются значимо более низкие показатели самооценок, чем в других группах, по

таким критериям, как: ответственный, дисциплинированный, целеустремленный, обязательный, настойчивый, самостоятельный, энергичный, терпеливый, упорный, спокойный, деловитый, уверенный, организованный, внимательный (см. таблицу). Наглядно эти результаты представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Среднегрупповые значения показателей волевой самооценки в группах старшеклассников,

различающихся по уровню активности в социальных сетях

4,5

Группа 1 Группа 2 Группа 3

2,5 н-I-1-I-I-1-I-I-1-I-I-1-I-I-1-I-I-1-I-

оГ ^ <гР ^ X« ^ ^ ,

Поскольку в группе 3 наблюдаются низкие показатели практически по всем волевым качествам, можно предположить, что мы имеем дело с недостаточным развитием оценочного звена волевой регуляции в целом. Согласно сложившимся в науке представлениям оценочное звено волевой регуляции складывается в старшем школьном возрасте, который является сензитивным для ее формирования. Волевая регуляция основывается как на самооценках собственных достижений подростка, так и на оценках окружающих его людей [2; 3]. Низкая волевая самооценка подростка, который все свое свободное время проводит в социальных сетях, отражает низкий уровень развития других звеньев волевой регуляции, что в целом подтверждается полученными данными. Вместе с этим представления школьника о себе как о безвольном че-

ловеке, не способном проявить целеустремленность, настойчивость, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, может стать самостоятельным регулятором его деятельности [2; 3].

Таким образом, полученные нами результаты подтверждают выдвинутую гипотезу. Сравниваемые нами группы значимо различаются по большинству показателей волевой регуляции, причем наиболее низкие показатели наблюдаются в группе подростков, которые проводят в социальных сетях больше времени, чем респонденты других групп. Отметим, что это относится ко всем трем звеньям волевой регуляции: мотивационному, исполнительскому и оценочному, — что позволяет говорить о достаточно сложной взаимосвязи волевой регуляции и деятельности в социальных сетях.

В связи с этим встает вопрос, чем

обусловлены обнаруженные закономерности. С одной стороны, можно предположить, что длительное пребывание в социальных сетях может вызывать у подростка состояние «ориентация на состояние», которое в дальнейшем способно стать устойчивой характеристикой волевой регуляции. Этому может способствовать целый ряд особенностей деятельности в социальных сетях: отсутствие четких целей, принципиально незавершаемый характер, низкая структурированность, многозадачность и т. д. [14].

С другой стороны, недостаточно развитая и неэффективная волевая регуляция может становиться причиной длительного пребывания подростков в Сети. Старший школьный возраст во многом является критическим для развития воли, поскольку именно в это время происходит интеграция отдельных его звеньев в единую функциональную систему волевой регуляции [3].

На основании всего вышесказанного можно предположить, что старшие подростки являются достаточно уязвимой группой среди пользователей интернета;

отсутствие значимых и устойчивых моти-вационно-смысловых отношений с окружающим миром становится одной из причин более длительного пребывания в социальных сетях, а также поиска новых отношений в виртуальной среде. Недостаточно эффективная волевая регуляция может усугублять эту ситуацию, не позволяя подростку контролировать свою деятельности в интернете и противостоять всем соблазнам Сети.

Очевидно, что подросток, который большую часть своего времени проводит в социальных сетях и не может переключиться на какие-либо социально полезные и одобряемые виды деятельности, начинает ощущать себя слабым и безвольным, что, в свою очередь, не способствует прогрессивному развитию его волевой регуляции. В связи с этим возникает важный вопрос: является ли интернет простым катализатором описанных процессов или специфика деятельности, опосредствованной ИКТ, такова, что она не способствует или даже препятствует прогрессивному развитию воли? Ответить на него помогут дальнейшие исследования в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Барабанов, Д. Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивацион-но-смысловой сферы личности у студентов разных курсов / Д. Д. Барабанов // Вестник Московского университета. — Сер. 14 «Психология». — 2012. — № 3. — С. 60—69.

2. Божович, Л. И. Развитие воли в онтогенезе /Л. И. Божович // Проблемы формирования личности. — М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2001. — C. 302—332.

3. Быков, А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе : учебное пособие / А. В. Быков, Т. И. Шульга. — М. : Изд-во УРАО, 1999. — 168 с.

4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Психология. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — C. 512—755.

5. Иванников, В. А. Воля как продукт общественно-исторического развития человечества / В. А. Иванников, В. Н. Шляпников // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — № 3. — С. 111—121.

6. Иванников, В. А. Сравнительный анализ устойчивых характеристик волевой активности в разных видах жизнедеятельности / В. А. Иванников, А. В. Монроз // Вестник Московского государственного областного университета. — Сер. «Психологические науки». — 2016. — № 1. — С. 16—25.

7. Иванников, В. А. Структура волевых качеств по данным самооценки / В. А. Иванников, Е. В. Эйдман // Психологический журнал. — 1990. — Т. 11. — № 3. — C. 39—49.

8. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 288 с.

9. Канянина, Т. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании / Т. И. Канянина // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 11—20.

10. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2000. — 18 с.

11. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова [и др.]. — М. : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

12. Шапкин, С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С. А. Шапкин. — М. : Смысл ; ИП РАН, 1997. — 140 с.

13. Шляпников, В. Н. Игрок: Почему возникает зависимость от онлайн-игр и у кого больше шансов в нее попасть / В. Н. Шляпников, А. В. Волков // Дети в информационном обществе. — 2011. — № 9. — С. 38—43.

14. Шляпников, В. Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии / В. Н. Шляпников // Вопросы психологии. — 2009. — № 2. — С. 54—63.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ И ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

Е. А. СОРОКОУМОВА, доктор

психологических наук, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ ea.sorokoumova@mpgu.edu

Е. Б. ПУЧКОВА, кандидат

психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ eb.puchkova@mpgu.edu

Н. Ю. МОЛОСТОВА, кандидат

психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра социально-педагогических измерений в образовании НИРО nat.molostova@yandex.ru

В исследовании, предпринятом авторами, определена специфика влияния интернета как средства общения на проявления коммуникативных компетенций в поведении человека при реальном взаимодействии. Статья посвящена изучению обозначенной взаимосвязи у студентов как основных пользователей данного вида коммуникации. Авторами предложены перспективные направления формирования коммуникативных компетенций в процессе организации образовательной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.