Научная статья на тему 'Влияние социальных сетей на политические ценности Российской молодежи'

Влияние социальных сетей на политические ценности Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
632
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко М. А., Дроздов Е. И.

В статье рассматриваются результаты опроса молодёжи города Екатеринбурга на предмет выявления политических ценностей через участие в социальных сетях. В частности, интерес авторов исследования был сосредоточен на выявлении мнения молодежи по следующим темам: оценка политической обстановки в современной России, что, по мнению молодежи, является катализатором стихийного протеста населения, какие группы населения находятся в зоне риска по ухудшению экономического положения. В исследовании была выявлена как общая тенденция ответов для молодежи в целом, так и дифференциация ответов молодого поколения в зависимости от принадлежности к определенной социальной сети. Авторами была предпринята попытка обнаружить закономерность в приверженности тем или иным политическим ценностям молодых пользователей разных социальный сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных сетей на политические ценности Российской молодежи»

Влияние социальных сетей на политические ценности российской молодежи The influence of socio-demographic factors on the political values of Russian youth

Шевченко М.А.

Студент 1 курса магистратуры, департамента политологии и социологии, Уральского федерального университета им. Первого Президента России,

РФ, г.Екатринбург e-mail: [email protected]

Shevchenko M.A.

1rd year student of magistracy, faculty of political science and sociology, Ural federal university Russia, Yekaterinburge e-mail: [email protected]

Дроздов Е.И.

Студент 1 курса магистратуры, департамента политологии и социологии, Уральского федерального университета им. Первого Президента России,

РФ, г.Екатринбург

Drozdov E.I.

1rd year student of magistracy, faculty of political science and sociology, Ural federal university Russia, Yekaterinburg

Аннотация.

В статье рассматриваются результаты опроса молодёжи города Екатеринбурга на предмет выявления политических ценностей через участие в социальных сетях. В частности, интерес авторов исследования был сосредоточен на выявлении мнения молодежи по следующим темам: оценка политической обстановки в современной России, что, по мнению молодежи, является катализатором стихийного протеста населения, какие группы населения находятся в зоне риска по ухудшению экономического положения. В исследовании была выявлена как общая тенденция ответов для молодежи в целом, так и дифференциация ответов молодого поколения в зависимости от принадлежности к определенной социальной сети. Авторами была предпринята попытка обнаружить закономерность в приверженности тем или иным политическим ценностям молодых пользователей разных социальный сетей.

Annotation.

The article deals with the results of a survey of young people in Yekaterinburg to identify political values through participation in social networks. In particular, the interest of the authors of the study was focused on identifying the views of young people on the following topics: assessment of the political situation in Russia nowadays, which, according to young people, is a catalyst for the spontaneous protest of the citizens, which groups are at risk for the deterioration of the economic situation. The study revealed both the General trend of responses for young people in General, and the differentiation of responses of the younger generation depending on belonging to a particular social network. The authors have made an attempt to find a pattern in the commitment to certain political values of young users of different social networks.

Ключевые слова: молодежь, социальные сети, политические сети, интернет, политическое участие.

Key words: youth, social networks, political networks, Internet, political participation.

Сегодня основной формой социализации, социального взаимодействия современной молодежи является виртуализированная среда, выраженная социальными сетями. Данное пространство способствует формированию ценностных ориентаций, моделей поведения, повседневных практик молодого поколения. Что касается политического участия, то молодые пользователи предпочитают традиционным способом участия в политике -интернет, где информационная повестка организована более гибче и привлекательней.

Данную тенденцию не могут не учитывать российские политические организации и деятели в своей политической борьбе и агитации. В связи с этим, мы можем наблюдать, как привычная для нас модель коммуникации политиков и избирателей сменяется на новые формы, где политические деятели активно используют социальные сети на подобие «Вконтакте», «Твиттер», «Facebook» для более эффективного диалога с молодежью.

В связи с тем, что политическое участие молодежи переходит из традиционного пространства улиц, живых дебатов в пространство интернет и социальных сетей, нам стало интересно рассмотреть закономерность использования определенной социальной сетью на приверженность тем или иным политическим ценностям молодого поколения.

Для более глубокого рассмотрения заявленной темы нами было проведено социологическое исследование. В выборку исследования попали 460 человек, проживающих в городе Екатеринбурге. Объектом исследования выступала студенческая молодежь в возрасте от 17 до 23 лет. Соотношение мужчин и женщин, из числа опрошенных составляет 56% и 44% соответственно. В соответствии с квотами были отобраны студенты трех направлений подготовки: гуманитарный, технический и естественнонаучный. Для анализа данных использовались статистические пакеты IBM SPSS Statistics.

Не

зарегистрирован;

18,00%

Рисунок 1. Распределение респондентов по факту регистрации в социальных сетях (% от опрошенных)

В среднем горожанин зарегистрирован в 2-х социальных сетях. Благодаря данным рисунка 1 очевидно, что основными конкурентами и самыми распространенными социальными сетями являются:

1. Вконтакте - 59,50% респондентов имеют регистрацию на этой площадке.

2. Одноклассники - 50,50%

3. Мой мир - 30%

4. Facebook - 27,75%

5. Badoo - 0,50%

6. Не зарегистрированы - 18%.

В последующем анализе будут рассмотрены только 4 группы: зарегистрированные в Вконтакте, Одноклассники, Мой мир и Facebook.

Рисунок 2. Распределение респондентов по факту регистрации в социальных сетях В целом все социальные сети представлены как мужчинами, так и женщинами. Причем такие сети, как Вконтакте, Однаклассники, Мой мир в большей степени представлены женской аудиторией, а Facebook -мужской (57%).

Как видно по диаграмме 3 студенческая молодёжь в целом относится достаточно тревожно к

политической обстановке, а большинство респондентов пришли к выводу что в стране на данный момент кризис.

Благоприятная

■ Устойчивая, спокойная

■ Сложная, но не опасная

■ Тревожно-угрожающая, напряженная

■ Крайне напряженная, кризисная

■ Другое

Рисунок 3. Оценка политической обстановки в современной России (в % от опрошенных)

Таблица 1. Катализаторы стихийного протеста населения (% в группе)

Решения органов власти которые могут вызвать стихийные протесты населения Ж Facebook Одноклассники Мой мир

1.ведущие к ухудшению материального положения большинства населения 63,03% 61,67% 68,47% 63,86%

2.ухудшающие положение бедных слоев населения 34,87% 29,17% 31,53% 30,69%

Вопросы студенческой науки

Выпуск №12 (28), декабрь 2018

3. затрудняющие работу малого бизнеса 19,75% 21,67% 22,52% 18,32%

4. ограничивающие возможности крупного и среднего бизнеса 24,37% 29,17% 22,52% 21,78%

5. ведущие к ограничению политических свобод больших масс населения 28,15% 24,17% 31,53% 29,21%

6. ограничивающие права тех, кто не принимает политику нынешних властей 27,73% 28,33% 29,73% 29,21%

7. другое 1,68% 1,67% 0,00% 1,49%

В целом оценка катализаторов массового протеста населения практически не изменилась, стала более общей, массовой, характерной для представителей всех социальных сетей (таблица 1). Так на первом месте для всех - решения, ведущие к ухудшению материального положения большинства населения (как и по итогам прошлого исследования). На втором месте - решения, ухудшающие положение бедных слоев населения (значительное увеличение поддержки данной позиции). Также единство очевидно и в отношении - решений, ограничивающие права тех, кто не принимает политику нынешних властей. Отличие связано с тем, что представители Вконтакте, Одноклассники и Мой мир - обращают внимание на решения, ведущие к ограничению политических свобод больших масс населения. А пользователи Facebook - на решения, ограничивающие возможности крупного и среднего бизнеса.

Рассмотрим более пристально проблему ухудшения материального положения населения (обратимся к диаграмме 4). В целом проблемы, связанные с материальным положением, наиболее важны для населения. Но кого в большей степени коснется проблема замедления темпов экономического роста? Пользователи интернет и не пользователи интернет едины во мнении, что основная «жертва» — это пенсионеры. В дальнейшем в целом схожая картина (отличия связаны с разницей позиций на 1): работники бюджетных организаций и все население страны. В наименьшей степени пострадают чиновники, представители крупного и среднего бизнеса. В целом пользователи интернет предполагают, что в данной ситуации страдают многие группы населения, только чиновники обладают коэффициентом более 3. В то время как не пользователи интернет отмечают 4 группы: представители малого, среднего, крупного бизнеса и чиновников - с коэффициентом более 3.

представителей крупного бизнеса представителей среднего бизнеса представителей мелкого бизнеса чиновников пенсионеров работников частных предприятий работников бюджетных... всего населения страны

Не пользователи Пользователи

0,00 0,501,00 1,50 2,00 2,50 3,00 3,50 4,00

Рисунок 4. Вероятность ухудшения положения различных групп населения при замедлении темпов

экономического развития (% в группе) Результат исследования показал, что обладание теми или иными политическими ценностями зависит от использования определенной социальной сетью. Такой результат позволяет говорить, что социальные сети

46

представляют собой не просто самую популярную сферу досуга или пространство коммуникации, но и набор принятых правил, установок, которые могут оказывать практическое влияние на обладание конкретной социальной ролью или статусом в жизни молодого человека.

Среди экспертов можно встретить такое мнение, что активность пользователей в такие социальные сети, как «Вконтакте» и «Одноклассники» связана с политическими событиями 2014 года. Этот процесс спровоцировал живое и активное позиционирование своей гражданский позиции и политических взглядов разных слоев общества. Особую активность можно было наблюдать среди патриотического сообщества, в котором стали формироваться популярные лидеры общественного мнения. Также проявляли себе и те, кто были не согласны с официальным дискурсом власти.

Российская ситуация, связанная с политизацией социальных сетей, говорит о том, что данная форма самовыражения, политического участия, артикулирования уже прочна вошла в повседневную жизнь молодого поколения. В связи с долговременным использованием данного социального института среди молодежи мы планируем и далее исследовать влияние пространства интернет как на данную социальную группу, так и на политические и социальные процессы российского государства.

Список используемой литературы:

1. Путинское большинство в Рунете: изменение политических настроений в соцсетях [Электронный ресурс] // Сайт Ruposters URL:https://ruposters.ru/news/06-05-2015/partii-mtemeta (дата обращения: 07. 12. 2018)

2.Панюшева М. Блоги, микроблоги и социальные сети: интернет-коммуникации нового десятилетия. // Медиа альманах. №2. 2011. С.8 - 14.

3. Нечаев В.Д., Бродовская Е.В. Политические функции Интернета в восприятии россиян //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013.№ 3. С. 28 - 41.

4. Новейшая история социальных сетей. // Социальные сети от А до Я. [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-networking.ru/article/social-networking-newest-history (дата обращения: 07.12. 2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.