Научная статья на тему 'Влияние социальных инноваций на становление стабильной социально-экономической системы'

Влияние социальных инноваций на становление стабильной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРАУДФАНДИНГ / ФАНДРАЙЗИНГ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ / РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SOCIAL INNOVATIONS / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / NONPROFIT ORGANIZATIONS / CROWDFUNDING / FUNDRAISING / PUBLIC GOODS / TECHNOLOGICAL GROWTH / WORLD POPULATION GROWTH / GLOBALIZATION / EVOLUTIONAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Евгений Васильевич, Кац Ирина Семеновна

В статье на основе эволюционного подхода раскрыты источники роста потребностей в социальных инновациях и определена роль социальных инноваций в становлении стабильной социально-экономической системы. В результате анализа статистических данных и вторичных источников выявлено три основных фактора активизации социальных инноваций: технологический рост, рост численности населения и глобализация. Проведенное исследование позволило выявить причины актуализации социальных инноваций и значение социальных инноваций в социально-экономическом развитии современных обществ. Учет выявленных закономерностей в теории исследования и практике применения социальных инноваций и продвижения данных проектов на различных уровнях функционирования экономики, от локальных инициатив до межгосударственных альянсов, позволит значительно повысить эффективность функционирования социально-экономических систем и их устойчивость к экономическим, политическим и климатическим катаклизмам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL INNOVATIONS ON SOCIO-ECONOMIC SYSTEM STABILITY

The article shows the sources of the growth of demand in social innovations on the basis of the evolutional approach. The influence of social innovations on the socio-economic system stability is researched. Three basic factors of social innovations activation such as technological growth, population growth and globalization are defined. The research undertaken makes it possible to reveal the causes of social innovation actualization and the value of social innovations in socio-economic development of the contemporary societies. The consistent patterns revealed may develop theoretical basis on social innovations and boost the application of social innovations in local to worldwide practice, which will help to increase the efficiency of socio-economic systems and their stability to economic, political and climatic disturbances.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных инноваций на становление стабильной социально-экономической системы»

УДК 330.34:338.1 DOI: 10.14529/ет170413

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ СТАБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Е.В. Попов, И.С. Кац

Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия

В статье на основе эволюционного подхода раскрыты источники роста потребностей в социальных инновациях и определена роль социальных инноваций в становлении стабильной социально-экономической системы. В результате анализа статистических данных и вторичных источников выявлено три основных фактора активизации социальных инноваций: технологический рост, рост численности населения и глобализация.

Проведенное исследование позволило выявить причины актуализации социальных инноваций и значение социальных инноваций в социально-экономическом развитии современных обществ. Учет выявленных закономерностей в теории исследования и практике применения социальных инноваций и продвижения данных проектов на различных уровнях функционирования экономики, от локальных инициатив до межгосударственных альянсов, позволит значительно повысить эффективность функционирования социально-экономических систем и их устойчивость к экономическим, политическим и климатическим катаклизмам.

Ключевые слова: социальные инновации, социальное предпринимательство, некоммерческие организации, краудфандинг, фандрайзинг, общественные блага, технологический рост, рост численности населения, глобализация, эволюционный анализ.

Обострение социальных проблем современности предопределило лавинообразный рост интереса к явлению социальных инноваций. Такие проблемы современных обществ, как безработица, адаптация социальных меньшинств, девиантное поведение, высокие образовательные стандарты, здравоохранение, экология и другие, обусловленные тенденциями глобализации, требуют новых подходов, позволяющих качественно разрешать их с позиции экономической эффективности и с учетом локальных особенностей.

Именно социальные инновации обладают перспективой наиболее глубокой модернизации экономик в условиях нового глобального экономического пространства. Технологические инновации, выступавшие основой экономического роста на протяжении предыдущих столетий и во многом запустившие процессы социальных изменений и актуализации социальных проблем, в настоящее время отходят на второй план.

Социальные инновации призваны разрешать глубоко укоренившиеся и разнообразно проявляющиеся проблемы взаимодействия между членами общества, а также способствовать росту экономического благосостояния и человеческого капитала. Это инновационная активность, позволяющая удовлетворять социальные нужды [1, с. 145]. В понимании авторов, под социальными инновациями понимаются новые идеи, возможности и действия в социальном пространстве, увеличивающие возможность применения ресурсов для решения экономических, социальных, культурных и экологических проблем [2, с. 836].

Согласно исследованию в рамках проекта TEPSIE [3], социальные инновации включают следующие элементы:

• удовлетворяют социальные потребности, такие как трудоустройство, образование, здравоохранение и т. п.;

• имеют инновационный характер (по крайней мере, представляют новое решение в сложившихся условиях);

• имеют практическое воплощение (более, чем просто идея);

• демонстрируют положительный результат (более эффективны, чем имеющиеся механизмы).

Таким образом, социальные инновации - это новые способности, активы или отношения, которые увеличивают будущие возможности общества [4, с. 276]. И в этом отношении следует подчеркнуть именно общественный характер изменений, т. е. трансформации, касающиеся отношений между индивидами, группами и обществами. Также под социальными инновациями понимаются процессы, приводящие к изменениям привычных схем взаимодействия между членами общества и их объединениями и способствующие удовлетворению социальных потребностей.

Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем. Несомненно, такие проблемы существовали во все времена развития человечества. Любая реформа общественной организации является социальной инновацией, и история демонстрирует множество примеров социальных инноваций, проявлявшихся с истоков цивилизации и зарождения общественных отношений. Среди таких инноваций можно отметить и создание общин, и зарождение государства, и формирование регулярной армии, и множество других примеров, трансформировавших актуальные проблемы общественной жизни в эффективные решения, мно-

жество из которых превратились в устойчивые социальные законы и существуют и поныне.

Однако значительный рост актуальности социальных инноваций в настоящее время естественным образом выдвигает вопросы причин актуализации социальных инноваций и значения социальных инноваций в социально-экономическом развитии современных обществ. Таким образом, целью настоящей статьи является раскрытие источников роста потребностей в социальных инновациях и определение роли социальных инноваций в становлении стабильной социально-экономической системы.

Социальные инновации и технологический рост

Прежде всего, следует отметить, что социальная инновация стала рассматриваться как явление, отличное от технологической инновации, лишь в конце ХХ века. Сам же термин «инновация» был введен в научный оборот в начале ХХ в. Йозефом Шумпетером и означал изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производств, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [5]. Последователь Шумпетера Джон Бернал глубоко изучал взаимосвязь между научными, техническими и социальными нововведениями на всех этапах развития общества. Бернал отмечал, что периоды расцвета науки обычно совпадают с периодами усиления экономической активности и технического прогресса [6, с. 30]. Развивая эти идеи, Саймон Кузнец выделил понятие «эпохальных инноваций», которые ведут к глубоким трансформациям в обществе и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства [7, с. 110].

Таким образом, первым и наиболее значимым моментом актуализации социальных инноваций выступает именно технологический рост. Технологические инновации естественным образом изменяли взаимоотношения между субъектами общества и требовали новых решений в отношении производства, распределения и потребления. Сопутствующие им трансформации и конфликты стимулировали структурные изменения, правовые и институциональные нововведения, и с ускорением научно-технического прогресса потребность в них лишь возрастала. Как отмечает Кузнец, «постоянное появление технологических нововведений и сопутствующие им социальные нововведения, облегчающие необходимую адаптацию, являются главными факторами воздействия на структуру экономики и общества» [7].

Социальные инновации стали осуществляться тем активнее, чем выше стал темп технологических изменений. Именно по этой причине с 1980-хх гг. наблюдается лавинообразный рост интереса к социальным инновациям, роль которых стремительно возросла. Закономерность эту можно проследить, сопоставив графики на рис. 1.

Как видно, экспоненциальный рост технологических инноваций с последней четверти ХХ века совпадает с экспоненциальным ростом публикационной активности в области социальных инноваций. Ранее включаемая в сферу общего инновационного анализа область социальных инноваций становится отдельным исследовательским направлением.

К сожалению, непосредственно статистики в отношении практики применения социальных инноваций в настоящее время практически нет. Это связано с тем, что этот тип инноваций очень трудно измеряем. Как отмечается в проекте WILCO, инициированным Европейским Союзом с целью аккумуляции статистики в отношении социальных инноваций, чаще всего социальные инновации зарождаются как локальные изменения, имеющие неформальный характер, и далеко не все из них приобретают устойчивый и применимый в иных сферах масштаб [10]. Однако первые попытки измерения социальных инноваций имеют место. Среди них следует отметить:

• интегральную модель измерения социальных инноваций в рамках проекта TEPSIE;

• региональный индекс социальных инноваций Resindex;

• европейский индекс социальных инноваций Vision;

• австралийские индикаторы социальных инноваций в общественном секторе APSII;

• исследования в области измерения социальных инноваций в проектах NESTA, MEPIN, EPSIS и др. [4, с. 276]

Эти исследования позволяют саккумулиро-вать некоторые объемы информации в отношении социальных инноваций, а также оценить их масштаб, который, как демонстрирует большинство этих исследований, неуклонно возрастает.

Развивая идеи Кузнеца, Джонатан Линтон исследовал взаимосвязь социальных и технологический инноваций. В его концепции социальные инновации выступают зависимой переменной, определяемой соответствующими технологическими нововведениями. Его видение взаимосвязи социальных и технологических инноваций представлено на рис. 2, где все поле инноваций представлено в виде четырех квадрантов. Если ось технологических инноваций имеет положительное значение, то инновации базируются на технологических возможностях и производственных навыках, а также могут быть запущены в массовое производство; если ось имеет отрицательное значение, то имеет место «инновация на бумаге».

Таким образом, социальные инновации исторически «идут в ногу» с инновациями технологическими и эволюционно оказывают синергетиче-ский эффект. Кроме того, они пронизывают все уровни развития общества и, в отличие от инноваций технологического характера, в наибольшей

и О X со

ос га х

X

о

со О X X

Беспилотный автомобиль Клонирование

Мобильный телефон Интернет

Компьютерные сети Микропроцессор

а)

Телескоп

Атомная бомба

Лампа накаливан Паровой двигатель

Телеграф

Телефон

Самолет

Годы

б)

50 45 40 35 30 25 20 15 10

Фаза возникновения

Фаза вздета

aaaaaaaaaaaaasRRRRRRRRRSRRRR

Рис. 1. Динамика инновационной активности в мировом масштабе (а) [8]; динамика исследований социальных инноваций (б) [9]

степени реализуемых в коммерческом секторе, активно применяемы как на уровне государства, регионов и муниципалитетов, так и в коммерческом, некоммерческом секторах и на уровне локальных неформальных сообществ.

Социальные инновации и рост численности населения

Вторым источником - катализатором социальных инноваций является рост численности населения. Первично выделение государства как основного субъекта урегулирования социальных

отношений и удовлетворения общественных потребностей явилось наиболее крупной социальной инновацией. Однако рост численности населения и определяемая им эволюция государства и постепенное изменение его функций и роли привели к тому, что нарастающие социальные проблемы вышли за рамки компетенции правительств. Возрастающие масштабы современных обществ выделили и обострили такие проблемы, как бедность и социальное неравенство, девиантное поведение, доступ членов общества к общественным благам,

к Социальные

+ Базируются на существующей + Базируются на существующей

социальной структуре социальной структуре

- Недостаток технологических +Имеются технологические

возможностей и возможности и

производственных навыков производственные навыки

Технологические

- Не базируются на социальной - Не базируются на социальной

структуре структуре

- Отсутствуют технологические + Основаны на технологических

возможности и возможностях и

производственные навыки производственных навыках

Рис. 2. Взаимосвязь социальных и технических инноваций Дж. Линтона [11]

таким как образование, здравоохранение, социальная защита, и качество этих услуг. В современных условиях правительство более неспособно самостоятельно разрешать столь высокий объем социальных проблем [12, c. 3].

Как заявил Рональд Рейган в 1981 г., правительства более не могут быть основным механизмом решения социальных проблем: «В условиях настоящего кризиса правительство не является решением наших проблем, правительство само является проблемой» [13]. Политика Рейгана включала сокращение программ поддержки нуждающихся граждан, здравоохранения, дерегулирование ряда промышленных отраслей и банковской сферы. Аналогично политика Маргарет Тэттчер обозначила тенденцию к снижению роли правительств и формированию нового общественного менеджмента (new public management) [14]. Связано это было с тем, что большинство вызовов «эпохи миллиардов» трудно поддаются регулированию «сверху». И несмотря на естественную заинтересованность государственных структур к монопольному регулированию социальной сферы [15], большинство этих проблем были делегированы гражданскому обществу.

Таким образом, традиционные (индустриальные) схемы организации общественной жизни продемонстрировали неэффективность в современных условиях. Рост количества и глубины социальных проблем потребовали переустройства общественных поведенческих паттернов, переоценки ценностей в отношении общественных потребностей и норм поведения, а также активного включения всех участников общественного развития в решение глобальных проблем [16]. Как показала практика функционирования современного общественного сектора, чем более включен-

ным в процесс формирования комфортной социальной среды является индивид, тем более он удовлетворен результатом. Именно в этом отношении наиболее активно осуществляются социальные инновации.

В результате общество, бизнес и государственные структуры в настоящее время консолидируют усилия и выступают как равноправные участники социально-инновационного процесса. Как новая модель взаимодействия гражданского общества с государством, социальные инновации повышают способность населения к самоорганизации и действию [17]. В сферу активного воздействия социальных инноваций в настоящее время попадают наиболее острые проблемы социального пространства, основной спектр которых представлен на рис. 3.

Социальные инновации окружают нас повсюду: это группы самопомощи в области здравоохранения и жилищного обеспечения, это телефоны доверия и теле-фандрайзинг, это частные детские сады и решения кондоминиумов по охране жилых территорий, это Википедия и Открытый университет, это микрокредитование и потребительские кооперативы, благотворительные магазины и экологические инициативы, и многое другое.

Основными результатами социальных инноваций являются:

• продукты (например, вспомогательные технологии для инвалидов);

• услуги (например, мобильный банк);

• процессы (например, крауд-сорсинг);

• рынки (например, банки времени);

• организационные формы (например, ковор-кинг);

• сообщества (например, «зеленые»);

• бизнес-модели (например, социальный франчайзинг).

При этом успех социальных инноваций напрямую зависит от общественного участия в разрешении указанных проблем. Наиболее иллюстративно это представлено в таблице, составленной сотрудниками Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (табл. 1).

Как видно из таблицы, низкая общественная активность ведет к отсутствию жизнеспособных социальных инноваций, равно как и отсутствие государственной поддержки в этой сфере опасно непредсказуемым развитием событий, и лишь симбиоз общественной активности и государственной политики создает идеальную среду для их развития.

Общественная активность же, в свою очередь, обусловлена местным социально-культурным контекстом, который, по мнению Луиса Рубалкабы, в значительной мере влияет на инновационную деятельность, производительность науки и экономических институтов [19, с. 3]. Ключевыми факторами инновационности общества выступают следующие [20]:

• взаимосвязанность членов;

• совместная активность;

• групповая саморефлексивность, отражаю-

щая представления о целях и смыслах существования группы, ее ценностях, идеалах и запретах, истории становления, достижениях и ошибках, потенциальных возможностях и притязаниях.

Все эти факторы объединены в многочисленных исследованиях под названием «социальный капитал» [21, 22]. Н.С. Розов, выделяя сплоченные группы индивидов (сообщества с внутренней солидарностью) как один из основных факторов иннова-тивности, отмечает, что их формирование, в свою очередь, также зависит от нескольких факторов: богатая предшествующая культурная традиция, наличие мест получения образования и квалификации, поощряющих творчество, попадание в них людей с нужными способностями и т. п. [23, с. 37], т. е. наличие своей культурной истории, количество и качество учебных заведений, открытость их для способной молодежи, а также наличие инфраструктуры для обмена идеями и их реализации.

Приоритетным механизмом представительства разнообразных ценностей социальных групп, выражения религиозных, идеологических, политических, культурных, социальных и иных взглядов, по мнению немецкого исследователя социальных инноваций Хельмута Анхейера, являются некоммерческие организации (НКО): «Относящиеся к «третьему» сектору экономики, НКО занимают выдающееся положение в области обеспечения благо-

Рис. 3. Актуальные сферы применения социальных инноваций [18, с. 226]

Сценарии развития гражданского общества в России [17, с. 41]

Таблица 1

Общественная активность Государственная политика содействию институтов гражданского общества

слабая активная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая Глубокая заморозка Парниковый эффект

Высокая Взрывной котел Ответственная субъектность

состояния, образования, развития сообществ, международных отношений, окружающей среды, искусства и культуры» [24, с. 4]. Особую значимость НКО приобретают в качестве инструмента для аккумуляции и представительства интересов той части населения, которая оказывается в трудных жизненных обстоятельствах и потребности которой слабо учитываются государством [17, с. 44].

Структурные характеристики и особенности организаций третьего сектора обеспечивают ему преимущество перед властными и коммерческими кругами в создании более благоприятной среды для инноваций. НКО действуют как проводники новых идей в социальной сфере. Благодаря организационным, экспертным и финансовым ресурсам они осуществляют проверку работоспособности предлагаемых населением решений на практике и способствуют их дальнейшему распространению.

Социальные инновации и глобализация

Третьим и, несомненно, очень важным фактором, вызвавшим рост социальных инноваций, явилась глобализация. В условиях, когда границы между обществами становятся более проницаемыми, исчезают политические, транспортные, культурные, языковые барьеры, социальные инновации приобретают наиболее мощный толчок для развития и роста. Наиболее глубокая волна глобализации, начавшаяся с 1990-х гг., привела к беспрецедентной интеграции мировой финансовой системы, взрывному росту международной торговли, иностранных инвестиций, коммуникаций, разнообразных международных проектов. Поскольку глобализация способствует межкультурному общению, возможностям поддержки всего нового на международном уровне, она становится важным фактором появления и распространения инноваций [23, с. 39].

Однако помимо стимулирующей функции, ускоряющей обмен идеями, глобализация создает новые вызовы, обостряя проблемы миграции, национальной самоидентификации и межнациональных конфликтов, проблемы утечки умов и капиталов, защиты культурного наследия, экономического расслоения населения отдельных стран и макрорегионов, экологические проблемы. Таким образом, углубление процессов глобализации создает все более обширный социальный контекст, требующий новых способов разрешения общественных проблем, т. е. внедрения социальных инноваций.

Именно в этой связи во многих странах мира создаются исследовательские проекты в области социальных инноваций, способствующие обмену идеями и продвижению социальных инициатив (табл. 2).

Основными задачами этих проектов, как правило, являются:

• популяризация и эффективное продвижение перспективных и стратегических проектов и инноваций в социальной сфере;

• обеспечение качественно нового уровня поддержки проектов и инициатив социального предпринимательства;

• объединение представителей НКО, лидеров социальной сферы, представителей бизнеса и органов исполнительной власти;

• поддержка лидеров и проектов в социальной сфере;

• создание инструментов поддержки и развития социального предпринимательства.

Активное развитие таких исследовательских проектов является индикатором готовности общества к активному внедрению социальных инноваций и позволяет интегрировать исследовательские наработки с целью их наиболее успешного практического применения.

Также активному развитию социальных инноваций способствуют социальные сети. Как показывают исследования, глобальное включение экономически активной части населения в социальные и мобильные сети позволяет значительно развивать многие социальные проекты. И особенно активное развитие в данных условиях получают фандрайзинг и краудфандинг проекты.

По оценке Track Maven, численность населения, вовлеченного в социальные сети, выросла с 14 % в 2010 г. до 31 % в 2017 г. [25] Благодаря этому все более возрастает роль частного финансирования. Так, в 2016-2017 гг. доля частных вложений в сфере краудфандинга составляла более 70 % (рис. 4).

Сам же рост краудфандинга имеет экспоненциальную динамику. Динамика его представлена на рис. 5. По оценкам Мирового банка, к 2020 г. объем краудфандинга в мире достигнет 96 млрд долл. [27].

Таким образом, глобализация значительно расширяет возможности социальных инноваций. Краудфандинг и фандрайзинг, являющиеся сами по себе важнейшими социальными инновациями, открывают огромные возможности реализации социально-инновационных проектов на локальном и глобальном уровне, задействуя огромные массы

населения через социальные и мобильные сети.

* * *

Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что социальные инновации приобретают все больший вес в мировом экономическом пространстве. Проведенное эволюционное исследование позволило выявить три основных фактора активизации социальных инноваций: технологический рост, рост численности населения и глобализация. Влияние данных факторов способствовало выходу социальных инноваций на передовые позиции в области исследования этого феномена и его влияния на становление стабильной социально-экономической системы.

Таблица 2

Основные центры социальных инноваций в мире (составлено авторами)

Страна Организация Год основания Сайт

Австрия ZSI - Центр социальных инноваций, направленный на исследования, консультации, сетевую координацию и образовательные инициативы в сфере социальных инноваций 1990 www.zsi.at

Германия Sozialforschungsstelle (SFS) - Центр социальных исследований Университета Дортмунда, преимущественно разрабатывающий теоретическую базу социальных инноваций 1995 www.sfs.tu-dortmund.de

США Центр социальных инноваций Стенфордского университета -основатель ряда академических центров социальных инноваций по всему миру, Офиса социальных инноваций Белого дома (2009), а также журнала Stanford Social Innovation Re-view(SSIR) 1999 www.gsb. Stanford. edu/faculty-research/centers-initiatives/csi

Канада CRISES - стратегический исследовательский альянс с целью исследования инноваций и социальных изменений в трех сферах: территория, качество жизни и занятость. 2001 aises.uqam.ca

Дания DRIFT - Датский институт транзитивных исследований, Университет Эрасмус, Роттердам, преимущественно разрабатывающий исследовательское поле устойчивых трансформаций и трансформационного менеджмента 2004 www.drift.eur.nl

Великобритания The Young Foundation - центр социальных инноваций, координирующий взаимодействие государства, бизнеса и общественности с целью создания движений, институтов и компаний, способствующих преодолению структурных причин социального неравенства 2008 www.youngfounda tion.org

Европа ESSI - Европейская школа социальных инноваций, основанная с целью развития холистической концепции социальных инноваций 2011 www.essi-net.eu

Испания SINNERGIAK - Центр исследования социальных инноваций Баскского университета, специализирующийся на разработке методологии оценки влияния социальных инноваций, основатель журнала European Public & Social Innovation Review (EPSIR) 2012 www. sinnergiak.or g

Европа TEPSIE- Фонд теоретической, эмпирической и практической поддержки социальных инноваций в Европе 2012 www.tepsie.eu

Россия ЦИСС - Агентство стратегических инициатив и его проект по развитию социального предпринимательства в регионах 2013 asi.ru

Европа TRANSIT - проект, направленный на разработку теории трансформирующих социальных инноваций, целевой аудиторией которого являются академические исследователи, государственные служащие и практики данной сферы 2014 www.transitsociali nnovation.eu

Нидерланды SI-DRIVE - исследовательский проект, интегрирующий теоретические и практические наработки по социальным инновациям, включающий картирование и поиск инвестиционной поддержки проектов 2015 www.si-drive.eu

Рис. 4. Источники финансирования краудфандинг проектов в мире в 2016-2017 гг. [26]

$Э4.4Ьп

Рис. 5. Динамика финансирования краудфандинг проектов в мире в 2012-2015 гг., млрд долл. [28]

Приоритет исследования теории и практики социальных инноваций и продвижения данных проектов на различных уровнях функционирования экономики, от локальных инициатив до межгосударственных альянсов, позволит значительно повысить эффективность функционирования социально-экономических систем и их устойчивость к экономическим, политическим и климатическим катаклизмам.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 17-06-00281 «Моделирование институциональной среды социально-инновационного развития России».

Литература

1. Mulgan G. The Process of Social Innovation // Innovations. Spring, 2006. Tagore LLC. P. 145-162.

2. Попов Е.В., Омонов Ж.К., Веретенникова А.Ю. Многопараметрическая классификация социальных инноваций // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». 2015. Том 14, № 6. С. 836-867.

3. Bund E.; Hubrich D.-K.; Schmitz B.; Mildenberger G.; Krlev G. Report on Innovation Metrics - Capturing Theoretical, Conceptual and Operational Insights for the Measurement of Social Innovation, a deliverable of the project: "The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe" (TEPSIE), European Commission - 7th Framework Programme, Brussels: European Commission, DG Research, 2013.

4. Dainiene R., Dagiliene L. A TBL Approach Based Theoretical Framework for Measuring Social Innovations // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 213. P. 275-280.

5. Шумпетер И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

6. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: ИЛ, 1956. 743 с.

7. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция // Нобелевские лауреаты по

экономике: взгляд из России. СПб.: Гуманистика, 2003. С. 104-123.

8. Kurzweil R. The Law of Accelerating Returns. 2001. http://www.kurzweilai.net/the-law-of-accele-rating-returns

9. Robert P., Rubalcaba L. Social Innovation Research: An Emerging Area of Innovation Studies // Research Policy. 2016. Issue 9, Vol. 45. Pp. 19231935.

10. Social Innovation Research in Horizon 2020. Positionpaper. June 2013. http://siresearch.eu/social-innovation/project/wilco

11. Linton J.D. De-Babelizing the Language of Innovation // Technovation. 2009. № 29 (11). P. 729737.

12. Попов Е.В., Кац И. С. Институциональная эволюция общественных благ // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2009. № 4. C. 3-17.

13. Reagan R. Innaugural Address. January 20, 1981.

14. Pollitt C., Dan S. The Impact of the New Public Management in Europe: A Meta-Analysis. Cocops Work Package 1 - Deliverable 1.1. COCOPS (Coordinating for Cohesion in the Public Sector in Future). 14 December 2011.

15. Кац И.С. Проблема целеполагания в общественном секторе экономики // Журнал экономической теории. 2012. № 4. С. 202-205.

16. Кац И. С., Симонова В.Л. Эволюция социальных инноваций в общественном секторе // Журнал экономической теории. 2016. № 1. С. 137142.

17. Краснопольская И., Мерсиянова И. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций // Форсайт. 2014. Т. 8, № 4. С. 40-53.

18. Кац И.С. Социальные инновации в общественном секторе // Журнал экономической теории. 2015. № 3. С. 219-228.

19. Rubalcaba L. The challenges for service innovation and service innovation policies / Promoting Innovation in the Service Sector, UN Economic Commission for Europe. N.-Y., Geneva. United Nations, 2011. P. 3-29.

20. Журавлев А.Л. Некоторые признаки группового субъекта / Психология индивидуального и группового субъекта. Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 64-70.

21. Ларионова Н. И. Инвестиции в социальный капитал и их влияние на экономическое развитие // Журнал экономической теории. 2011. № 3. С. 194197.

22. Хайкин М.М., Крутик А.Б. Социальный капитал и социальные сети // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2014. Том 8, № 1. С. 85-92.

23. Розов Н. С. Социальные условия творчества, линии модернизации и ускорение истории // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2015. Т. 13, Вып. 3. С. 36-42.

24. Anheier H.K. Nonprofit Organizations: Theory, Management, Policy. L.-N.Y.: Routledge, 2005. 450 p.

25. Burney K. Introducing the 2016 Social Media Inflation Index. https://trackmaven.com/blog/social-media-trends/

26. Must-Know Stats About Online Fundraising and Social Media. http://www.nptechforgood.com/ 2016/05/13/16-must-know-stats-about-online-fundraising-and-social-media/

27. CrowdExpert.com 2015 Industry Statistics. February 29th 2016. http://crowdexpert.com/ crowdfunding-industry-statistics/

28. Massolution Crowdfunding Industry 2015 Report. http://reports.crowdsourcing.org/ in-dex.php ? route =product/product&product_id=54

Попов Евгений Васильевич, член-корреспондент РАН, Институт экономики УрО РАН (г. Екатеринбург), epopov@mail.ru,

Кац Ирина Семеновна, кандидат экономических наук, Институт экономики УрО РАН (г. Екатеринбург), irina_katz@mail.ru

Поступила в редакцию 3 сентября 2017 г

DOI: 10.14529/em170413

THE INFLUENCE OF SOCIAL INNOVATIONS ON SOCIO-ECONOMIC SYSTEM STABILITY

E.V. Popov, I.S. Katz

Institute of Economics, Urals Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg,

Russian Federation

The article shows the sources of the growth of demand in social innovations on the basis of the evolutional approach. The influence of social innovations on the socio-economic system stability is researched. Three basic factors of social innovations activation such as technological growth, population growth and globalization are defined.

The research undertaken makes it possible to reveal the causes of social innovation actualization and the value of social innovations in socio-economic development of the contemporary societies. The consistent patterns revealed may develop theoretical basis on social innovations and boost the application of social innovations in local to worldwide practice, which will help to increase the efficiency of socio-economic systems and their stability to economic, political and climatic disturbances.

Keywords: social innovations, social entrepreneurship, nonprofit organizations, crowdfunding, fund-raising, public goods, technological growth, world population growth, globalization, evolutional analysis.

The research is made with financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project 17-06-00281 "Modeling of the institutional environment of social innovative development of Russia".

References

1. Mulgan G. The Process of Social Innovation. Innovations. Spring, 2006. Tagore LLC, pp. 145-162.

2. Popov E.V., Omonov Zh.K., Veretennikova A.Yu. [Multi-parameter classification of social innovations]. Vestnik UrFU. Seriya «Ekonomika i upravlenie» [Bulletin of UrFU. Series "Economics and Management'], 2015, vol. 14, no. 6, pp. 836-867. (in Russ.)

3. Bund E.; Hubrich D.-K.; Schmitz B.; Mildenberger G.; Krlev G. Report on Innovation Metrics - Capturing Theoretical, Conceptual and Operational Insights for the Measurement of Social Innovation, a deliverable of the project: "The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe" (TEPSIE), European Commission - 7th Framework Programme, Brussels: European Commission, DG Research, 2013.

4. Dainiené R., Dagiliené L. A TBL Approach Based Theoretical Framework for Measuring Social Innovations. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 213, pp. 275-280. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.537

5. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: issledovanie predprinimatel'skoy pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla kon"yunktury [The theory of economic development: the study of entrepreneurial profit, capital, credit, interest and the cycle of conjuncture]. Moscow, Progress Publ., 1982. 455 p.

6. Bernal Dzh. Nauka v istorii obshchestva [Science in the history of society]. Moscow, 1956. 743 p.

7. Kuznets S. [Modern economic growth: the results of research and reflection. Nobel lecture]. Nobelevskie laureaty po ekonomike: vzglyad iz Rossii [Nobel laureates in economics: a view from Russia]. St. Petersburg, Gumanistika Publ., 2003, pp. 104-123. (in Russ.)

8. Kurzweil R. The Law of Accelerating Returns. 2001. Available at: http://www.kurzweilai.net/the-law-of-accelerating-returns

9. Robert P., Rubalcaba L. Social Innovation Research: An Emerging Area of Innovation Studies. Research Policy, 2016, iss. 9, vol. 45, pp. 1923-1935. DOI: 10.1016/j.respol.2016.06.010

10. Social Innovation Research in Horizon 2020. Positionpaper. June 2013. Available at: http://siresearch.eu/social-innovation/project/wilco

11. Linton J.D. De-Babelizing the Language of Innovation. Technovation, 2009, no. 29 (11), pp. 729-737. DOI: 10.1016/j.technovation.2009.04.006

12. Popov E.V., Kats I.S. [Institutional evolution of public goods]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politekhnicheskogo instituta). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). Series: Socio-economic sciences], 2009, no. 4, pp. 3-17. (in Russ.)

13. Reagan R. Innaugural Address. January 20, 1981.

14. Pollitt C., Dan S. The Impact of the New Public Management in Europe: A Meta-Analysis. Cocops Work Package 1 - Deliverable 1.1. COCOPS (Coordinating for Cohesion in the Public Sector in Future). 14 December 2011.

15. Kats I.S. [The problem of goal-setting in the public sector of economy]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory], 2012, no. 4, pp. 202-205. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kats I.S., Simonova V.L. [Evolution of social innovations in the public sector]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory], 2016, no. 1, pp. 137-142. (in Russ.)

17. Krasnopol'skaya I., Mersiyanova I. [Civil society as an environment for the production and dissemination of social innovation]. Forsayt [Foresight], 2014, vol. 8, no. 4, pp. 40-53. (in Russ.)

18. Kats I.S. [Social Innovations in the Public Sector]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory], 2015, no. 3, pp. 219-228. (in Russ.)

19. Rubalcaba L. The challenges for service innovation and service innovation policies / Promoting Innovation in the Service Sector, UN Economic Commission for Europe. N.-Y., Geneva. United Nations, 2011, pp. 3-29.

20. Zhuravlev A.L. [Some signs of a group subject]. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub"ekta [Psychology of an individual and group subject]. Moscow, 2002, pp. 64-70. (in Russ.)

21. Larionova N.I. [Investments in social capital and their impact on economic development]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory], 2011, no. 3, pp. 194-197. (in Russ.)

22. Khaykin M.M., Krutik A.B. Social Capital and Social Networks. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2014, vol. 8, no. 1, pp. 85-92. (in Russ.)

23. Rozov N.S. [Social conditions of creativity, lines of modernization and acceleration of history]. Vestnik NGU. Seriya: Filosofya [Bulletin of NSU. Series: Philosophy], 2015, vol. 13, iss. 3, pp. 36-42. (in Russ.)

24. Anheier H.K. Nonprofit Organizations: Theory, Management, Policy. L.-N.Y., Routledge, 2005. 450 p.

25. Burney K. Introducing the 2016 Social Media Inflation Index. Available at: https://trackmaven.com/blog/social-media-trends/

26. Must-Know Stats About Online Fundraising and Social Media. Available at: http://www.nptech-forgood.com/2016/05/13/16-must-know-stats-about-online-fundraising-and-social-media/

27. CrowdExpert.com 2015 Industry Statistics. February 29th 2016. Available at: http://crowdexpert.com/ crowdfunding-industry-statistics/

28. Massolution Crowdfunding Industry 2015 Report. Available at: http://reports.crowd-sourcing.org/index.php?route=product/product&product_id=54

Evgeniy V. Popov, Corresponding Member of RAS, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg), epopov@mail.ru

Irina S. Katz, Candidate of Economic Sciences, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg), irina_katz@mail.ru

Received 3 September 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

№ 4. - С. 90-100. DOI: 10.14529/em170413

Попов, Е.В. Влияние социальных инноваций на становление стабильной социально-экономической системы / Е.В. Попов, И.С. Кац // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2017. - Т. 11,

Popov E.V., Katz I.S. The Influence of Social Innovations on Socio-Economic System Stability. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 90-100. (in Russ.). DOI: 10.14529/em170413

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.