Научная статья на тему 'Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении'

Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
865
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / STUDENTS / HEALTH / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS / COLLEGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кретова Ирина Геннадьевна, Беляева О. В., Ширяева О. И., Комарова М. В., Чигарина С. Е.

Проведена оценка антропометрических показателей физического развития и функциональных параметров сердечно-сосудистой системы, психологического и социального статусов 770 студентов вузов Самары. Выявлено наличие ожирения I-III степени у 13,2% юношей и дефицит массы тела у 19,1% девушек. Показано, что напряжение и срыв процессов адаптации наблюдали у 7,6 и 6,1% студентов соответственно. Обнаружена склонность к гипертензии у 12,6% юношей. Выявленные изменения связаны с образом жизни современного студента. Основными факторами повышения качества жизни являются продолжительность сна и полноценное питание. Изначально более низкий уровень физических и функциональных возможностей компенсируется правильной организацией социальных и психологических факторов и предотвращает возможные отклонения со стороны здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кретова Ирина Геннадьевна, Беляева О. В., Ширяева О. И., Комарова М. В., Чигарина С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of social and psychological factors on the formation of health students during training in the higher educational institution

There was performed an assessment of anthropometric indices ofphysical development and functional parameters of the cardiovascular system, psychological and social status in 770 students of the higher educational institutions in the city of Samara. There was revealed the presence of I-III degree obesity in 13,2% of young males and underweight in 19.1 % of young females. Stress and disruption of the processes of the adaptation process were shown to be observed in 7.6 % and 6.1 % of students, respectively. There was found a tendency to hypertension in 12.6 % of young males. Revealed changes are related to lifestyle of the modern student. The main factors for the improvement of the life quality is the duration of sleep and ultimate nutrition. Initially, the lower level ofphysical and functional capabilities is compensated by virtue of the correct organization of social and psychological factors and prevents possible deviations from the part of health.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении»

трия и калия со слюной, как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях: ав-тореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 1973.

References

1. Avetisyan Z.E. Hygienic evaluation of the learning process in 1-2 courses of the medical uneversity. Diss. Rostov-na-Donu; 2005. (in Russian)

2. Zaytsev V.P., Kramskoy S.I. The health of students of the engineering higher educational institutions. Gigiena i sanitariya. 2003; 2: 46-8. (in Russian)

3. Marchenko D.V. Hygienic evaluation of the influence of learning conditions on the functional state of the human body. Diss. Irkutsk; 2002. (in Russian)

4. Titov V.N. Na+ of blood plasma. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika. 1995; 5: 34-9. (in Russian)

5. Shakirov D.F., Khanov T.V., Gaysin S.Zh., Kamilov R.F. The an-tioxidant activity of the lacrimal gland, blood plasma and salivary fluid. Vyatskiy meditsinskiy vestnik. 2007; 4: 197-200. (in Russian)

6. Dzhon F.L., Piter G.V. Basics of endocrinology [Osnovy endokri-nologii]. Moscow: Meditsina; 2000. (in Russian)

7. Balasanyan M.G., Ashrafyan K.B. Anxiety caused by hypokinesia and its elimination by NO-synthase inhibitors. In: Hypoxia: mechanisms, adaptation, correction: Proceedings of 3th Allrus-sian Conference [Trevozhnost' vyzvannaya gipokineziey i ee us-tranenie ingibitorami NO-sintetazy [Materialy III Vserosciyskoy konferentsii «Gipoksiya: mekhanizmy, adaptatsiya, korrektsi-ya»]. Moscow; 2002: 15. (in Russian)

8. Malyshev I.Yu., Manukhina E.B. Stress, adaptation, and nitrous oxide. Biokhimiya. 1998; 6 (7): 992-1006. (in Russian)

9. Lyamina N.P., Senchikhin V.N., Pokidyshev D.A., Manukhina E.B. Impaired of production of nitric oxide of young men with

hypertension and its correction with non-pharmacological method. Kardiologiya. 2001; 41 (9): 17-21. (in Russian)

10. Surdacki A., Nowicki M., Sandmann J., Tsikas D., Boeger R.H., Bode-Boeger S.M. et al. Reduced urinary excretion of nitric oxide metabolites and increased plazma levels asymmetric dimeth-ylarginine in men with essential hypertension. J. Cardiovasc. Pharmacol. 1999; 33 (4): 652-8.

11. Martirosyan T.V. Shifts of the content of nitrogen oxides in the saliva of patients with bronchial asthma in condition of formation of pulmonary hypertension. Meditsinskaya nauka Armenii. 1999; 39 (1): 98-105. (in Russian)

12. Manukhina E.B., Malyshev I.Yu., Arkhipenko Yu.V. Nitric oxide in the cardiovascular system: its role in adaptive protection. Vestnik RAMN. 2000; 4: 16-21. (in Russian)

13. Vinogradov N.A. Change of the synthesis of nitric oxide, the content of ACTH and cortisol in the blood during viral hepatit B. Klinicheskaya meditsina. 2001; 79 (11): 47-51. (in Russian)

14. Markov Kh.M. Nitric oxide in the physiology and pathology of the kidneys. Vestnik RAMN. 1996; 7: 73-8. (in Russian)

15. Navakatikyan A.O., Kryzhanovskaya V.V. Age-working capacity of persons mental work [Vozrastnaya rabotosposobnost' lits umstvennogo truda]. Kiev: Zdorov'e; 1979. (in Russian)

16. Domakhina G.M. Evaluation of the functional state of the body during mental and physical activities with some vegetative parameters and salivary electrolytes. Diss. Moscow; 1980. (in Russian)

17. Semenova T.D. Investigation of the features of sodium and potassium excretion in the saliva as a method of evaluation of the functional state of the body under extreme conditions. Diss. Moscow; 1973. (in Russian)

Поступила 19.04.13 Received 19.04.13

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.96-057.875:616-092.11-02

Кретова И.Г.1, Беляева О.В.1, Ширяева О.И.1, КомароваМ.В.2, Чигарина С.Е.1, Косцова Е.А.1

влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении

'ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» Минобрнауки России, 443011, г. Самара; 2ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» Минобрнауки России, 443086, г. Самара

Проведена оценка антропометрических показателей физического развития и функциональных параметров сердечно-сосудистой системы, психологического и социального статусов 770 студентов вузов Самары. Выявлено наличие ожирения I-III степени у 13,2% юношей и дефицит массы тела у 19,1% девушек. Показано, что напряжение и срыв процессов адаптации наблюдали у 7,6 и 6,1% студентов соответственно. Обнаружена склонность к гипертензии у 12,6% юношей. Выявленные изменения связаны с образом жизни современного студента. Основными факторами повышения качества жизни являются продолжительность сна и полноценное питание. Изначально более низкий уровень физических и функциональных возможностей компенсируется правильной организацией социальных и психологических факторов и предотвращает возможные отклонения со стороны здоровья.

Ключевые слова: студенты; здоровье; социальные и психологические факторы; обучение в вузе.

Kretova I. G.1, Belyaeva O. V.1, Shiraeva O. I. 1, KomarovaM. V. 2, Chygarina S. E.1, Kostsova E. A.1 - THE IMPACT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS ON THE FORMATION OF HEALTH STUDENTS DURING TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

1Samara State University", Samara, Russian Fédération, 443011

2Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolyov (National Research University), Samara, Russian Fédération, 443086

There was performed an assessment of anthropometric indices ofphysical development and functional parameters of the cardiovascular system, psychological and social status in 770 students of the higher educational institutions in the city of Samara. There was revealed the presence of I-III degree obesity in 13,2% of young males and underweight in 19.1 % of young females. Stress and disruption of the processes of the adaptation process were shown to be observed in 7.6 % and 6.1 % of students, respectively. There was found a tendency to hypertension in 12.6 % of young males. Revealed changes are related to lifestyle of the modern student. The main factors for the improvement of the life quality is the duration of sleep and ultimate nutrition. Initially, the lower level ofphysical and functional capabilities is compensated by virtue of the correct organization of social and psychological factors and prevents possible deviations from the part of health.

Key words: students; health; social and psychological factors; a college education.

Состояние здоровья подрастающего поколения является фундаментом будущего репродуктивного и трудового потенциала страны. Многочисленные исследования, проводимые в этой области, в основном оценивают состояние физического развития, функциональные возможности различных органов и систем [1—3]. Действительно, из всех этапов развития человека период от внутриутробного до подросткового возраста наиболее ярко характеризуется четкой взаимосвязью между качеством здоровья и уровнем антропометрических признаков, физиологических параметров и физических возможностей [4]. Однако состояние здоровья человека, согласно ВОЗ, определяется не только уровнем физического здоровья. Психический и социальный компоненты полноценно составляют понятие «здоровье» и взаимно влияют друг на друга.

Период студенчества является переходным от старшей возрастной группы подростков к взрослому контингенту и своеобразным «стратегическим этапом жизни», связанным с выбором профессии, формированием ряда важнейших жизненных установок и целей [5, 6]. Для многих студентов, особенно приехавших из других городов и сел, поступление в вуз является резким переходом к самостоятельной жизни, когда человек должен не только отвечать за свои поступки, но и качественно организовывать свою жизнь, а значит - здоровье. В данных условиях физическое, психическое, социальное взаимовлияние наиболее выраженно.

В связи с этим нами проведен комплексный анализ физического, психического и социального статусов студентов самарских вузов.

Материалы и методы

Исследованы антропометрические параметры физического развития и проведено анкетирование 770 студентов самарских вузов (425 девушек и 345 юношей; табл. 1) в возрасте от 16 до 27 лет (средний возраст 19,12±1,13 года). Все они - студенты трех самарских вузов: Самарского государственного университета (СамГУ) - 491 человек; Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) - 247 человек, Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) - 32 человека. Исследуемым предлагалось ответить на вопросы, отражающие: условия проживания, семейный уклад, материальный достаток, отношение к религии, организацию процессов обучения и досуга, успеваемость, отношение к вредным привычкам, наличие жалоб и симптомов заболеваний со стороны различных органов и систем.

Определялись антропометрические показатели (дли-

для корреспонденции: Кретова Ирина Геннадьевна, [email protected]

For correspondence: Kretova Irina, [email protected]

на и масса тела, окружность грудной клетки) и рассчитывались следующие параметры: идеальная теоретическая масса тела, индекс Пинье, индекс физического состояния по Е.А. Пироговой [7].

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по частоте пульса, систолическому и диастолическому давлению. Артериальное давление измеряли механическим тонометром методом Короткова на левой руке в положении сидя. Истинными считали минимальные показатели артериального давления при троекратном измерении.

Адаптационные возможности организма определялись по интегральному показателю - адаптационному потенциалу по Р.М. Баевскому [8].

Математическая обработка проведена методами вариационной статистики с расчетом среднего значения, ошибки средней и определением достоверности различий по Стьюденту. Достоверными считали отличия при p < 0,05. Для качественных признаков использовали анализ таблиц сопряженности с расчетом статистики %2 и многомерный анализ соответствий. Статистическую обработку полученных данных осуществляли на персональном компьютере с применением пакетов программ Statistica 6.1 и электронных таблиц Excel 2003.

результаты и обсуждение

Результаты проведенного исследования показали (табл. 2), что в целом юноши крупнее девушек. Общий уровень физического состояния по Е.Л. Пироговой как у юношей, так и у девушек средний (в пределах 0,5260,675). Значения индекса Пинье свидетельствуют о том, что крепкое, хорошее и среднее телосложение имеют большинство современных юношей (60,9%). Девушек с хорошим телосложением на 30,0% меньше. В то же время отмечено, что астеническое телосложение имеют почти 34,0% девушек и 26,9% юношей, а гиперстени-ков среди юношей в 2,7 раза больше, чем среди девушек. Обращает на себя внимание тот факт, что реальная масса тела у юношей несколько больше, а у девушек, наоборот, несколько меньше идеальной теоретической массы. Данная тенденция подтверждается следующими фактами: избыточная масса тела (ожирение I степени)

Таблица 1

распределение студентов самарских вузов по полу

ВУЗ Юноши Девушки

абс. % абс. %

СГАУ 148 42,90 99 23,29

СамГУ 184 53,33 307 72,24

СамГМУ 13 3,77 19 4,47

Всего... 345 100 425 100

Таблица 2

Показатели физического развития и состояния сердечно-сосудистой системы у студентов самарских вузов

Показатель Юноши (п = 345) Девушки (п = 425) Р

Длина тела, см 178,56±0,50 165,55±0,21 < 0,001

Масса тела фактическая, кг 69,01±0,86 55,67±0,28 < 0,001

Идеальная теоретическая масса, кг 68,59±0,45 59,05±0,14 < 0,001

Окружность грудной клетки, см 91,45±0,72 83,98±0,27 < 0,001

Пульс в минуту 73,11±0,82 74,01±0,36 0,230

АД систолическое, мм рт. ст. 115,53±0,91 108,55±0,38 < 0,001

АД диастолическое, мм рт. ст. 73,51±0,71 68,73±0,31 < 0,001

Пульсовое давление, мм рт. ст. 42,02±0,66 39,82±0,35 0,012

Индекс Пинье 18,11±1,43 25,93±0,50 < 0,001

Адаптационный потенциал 2,01±0,02 1,88±0,01 < 0,001

Индекс физического состояния 0,58±0,01 0,63±0,00 < 0,001

Таблица 3

Заболевания и состояния, отмечавшиеся у опрошенных студентов

Отклонения в состоя- Юноши Девушки

нии здоровья абс. % абс. % Р

Сердечно-сосудистая система 56 16,57 135 31,76 < 0,001

Дыхательная система, ЛОР- органы 102 30,18 133 31,29 0,740

ОРВИ:

1 раз в год 231 68,34 233 54,82 0,001

1 раз в квартал 75 22,19 161 37,88

Желудочно-кишечный тракт 45 13,31 120 28,24 < 0,001

Мочеполовая система 5 1,48 34 8,0 < 0,001

Кожные заболевания 10 2,96 27 6,35 0,030

Органы зрения 115 34,02 193 45,41 0,001

Опорно-двигательная система 128 37,87 247 58,12 < 0,001

Несоответствующая нагрузке усталость 65 19,23 118 27,76 0,006

Головные боли 32 9,47 101 23,76 < 0,001

Сложности с запоминанием информации 41 12,13 82 19,29 0,008

отмечается у 11,4% юношей и 5,0% девушек, ожирение П-Ш степени - у 1,8 и 0,7% соответственно. Дефицит массы тела имел место у 2,6% юношей и 19,1% девушек.

Согласно данным литературы, у молодых мужчин происходит ухудшение физических кондиций, заключающееся в замещении мышечной ткани на жировую. Как известно, жировая ткань - наиболее лабильный соматический компонент, быстро реагирующий на воздействие различных экзо- и эндогенных факторов. Одной из причин повышения количества подкожного жира у юношей по сравнению с девушками является большая чувствительность мужчин к неблагоприятным экологическим, социально-экономическим и стрессовым факторам [9]. На наш взгляд, высокий процент юношей с избыточной массой тела, возможно, связан с интенсивными занятиями спортом, что приводит к увеличению мышечной массы. Но используемые формулы, рассчитывающие идеальную теоретическую массу, не учитывают наличие или отсутствие физической нагрузки и связанных с ней изменений антропометрических параметров.

Изучение состояния сердечно-сосудистой системы у молодых людей показало, что частота пульса в спокойном состоянии несколько выше у девушек, у каждой третьей девушки и 25,0% юношей выявлена тахикардия. Склонность к гипотонии отмечена у 13,4% студенток. У юношей выявлялись более высокие показатели АД, у 12,6% из них - склонность к гипертензии.

У подавляющего большинства студентов (90,4% девушек, 81,7% юношей) состояние адаптации сердечнососудистой системы хорошее. Напряжение процессов адаптации наблюдалось у 12 (3,5%) молодых людей и у 11 (2,6%) девушек, срыв адаптации - у 14 (4,1%) и 15 (3,5%) человек соответственно. Более высокий процент лиц мужского пола с напряжением и срывом процессов адаптации, по всей видимости, связан с тем, что среди юношей больше лиц с избыточной массой тела.

Учитывая выявленные нарушения, на наш взгляд, необходима ежегодная диспансеризация всей студенческой молодежи, которая помимо исследования соматического здоровья должна включать антропометрические методы обследования, ориентированные на оценку физического развития.

Полученные изменения в физическом и функциональном состоянии среди юношей дают возможность предположить, что именно среди данной группы опрашиваемых с большей частотой встречаемости должны выявляться различные заболевания и патологические состояния.

Однако результаты опроса практически по всем пунктам выявили более низкий уровень здоровья у девушек (табл. 3). Анализ социального статуса позволил предположить причины данного несоответствия.

Выявлено, что девушки учатся гораздо лучше (на «4» и «5» - 66,1%), чем юноши (38,2%; р < 0,001), причем данная зависимость сохраняется во всех вузах. Возможно, более сильный акцент на учебе, а соответственно и интенсивность нагрузок у девушек приводит к срыву процессов адаптации, изначально более качественной, чем у юношей. Данный факт подтверждается мнением студенток, считающих, что обучение в вузе отрицательно влияет на здоровье (35,0%; юноши - 24,0%), тогда, как, по мнению юношей, вуз либо никак не влияет на здоровье, либо влияет положительно (56,1%, девушки -45,1%; р = 0,01).

В период обучения резко недосыпают преимущественно девушки (сон менее 6 часов отмечался у 54,1% девушек и 35,3% юношей; р < 0,001), и в целом они принимают пишу реже юношей (питаются 3-4 раза 65,2% юношей и 51,0% девушек; питаются 2 раза в сутки 29,0% юношей и 42,2% девушек; р = 0,002). Возможно, негатив-

Таблица 4

Мероприятия, выполняемые студентами для сохранения здоровья

Мероприятие, направ- Юноши Девушки

ленное на сохранение и укрепление здоровья абс. % абс. % Р

Соблюдение режима дня 59 17,46 74 17,41 0,987

Полноценное питание 110 32,54 109 25,65 0,036

Отказ от вредных привычек 156 46,15 218 51,29 0,158

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулярные занятия спортом 215 63,61 161 37,88 < 0,001

Соблюдение санитарно-гигиенических норм 171 50,59 301 70,82 < 0,001

Закаливание 55 16,27 33 7,76 < 0,001

Ничего не делают 32 9,47 42 9,88 0,897

ным моментом является и приверженность женского пола различным диетам (39,9%), которые чаще не учитывают состояние здоровья и основной целью ставят снижение массы тела. Юноши прибегают к диетам в 19,2% случаев, непосредственно связывая это с занятиями спортом.

Существенные различия были выявлены в организации досуга и мероприятий, направленных на сохранение здоровья. Согласно табл. 4, юноши полноценнее питаются, чаще и более регулярно занимаются спортом, используют закаливающие процедуры.

Девушки чаще соблюдают санитарно-гигиенические нормы и с незначительным превосходством отказываются от вредных привычек. Доля курящих среди юношей и девушек одинакова, девушки лишь используют меньшее количество сигарет.

В отношении алкоголя среди юношей чаще бывают крайние варианты: либо вообще не пьют, либо выпивают каждую неделю, в то время как среди девушек чаще встречается умеренное употребление алкогольных напитков.

Наркотики пробовали 20,9% юношей и 8,9% девушек. В отношении наркотических средств позиция девушек жестче: интереса к ним они испытывают меньше, пробовать в большинстве своем не собираются. Прослеживается тенденция, что юноши пробуют психоактивные вещества по собственной инициативе (преобладающие доли в вариантах ответа «для удовольствия» 27,5% против 14,8% у девушек, р < 0,001, и «чтобы убить время» 14,5% против 4,6% у девушек, р < 0,001), а девушки по внешним причинам («за компанию», р = 0,028), что вполне согласуется с различной ролью мужского и женского пола в обществе.

Для исследования характерных сочетаний отдельных ответов на различные группы вопросов мы применили многомерный анализ соответствий, который помогает выявить и наглядно представить группы признаков и их градаций, наиболее тесно связанных между собой. Графическое представление анализа соответствий, так называемый биплот, выглядит как совокупность точек - градаций анализируемого номинального признака на плоскости. Снижение размерности от совокупности признаков к двум главным осям осуществляется на основе сингулярного разложения на компоненты статистики %2 многовходовой таблицы сопряженности. В построенном графике сходные категории и признаки представлены точками, лежащими близко друг к другу, напротив, сильно различающиеся категории порождают далеко лежащие друг от друга точки.

Изучение взаимосвязи общепризнанных факторов образа жизни с наличием тех или иных симптомов у студентов показало, что точки на двухмерном графике анализа соответствий легли четырьмя независимыми облаками (рис. 1). Скопление точек 1 - ближе всего к центру тяжести и немного влево по первой главной компоненте - характеризует группу преимущественно мужского пола, которые считают себя абсолютно здоровыми и отрицают наличие у себя каких-либо заболеваний. Скопление точек 2 имеет центр приблизительно (0,2; 0,4) и отражает преимущественно отсутствие мероприятий для улучшения своего здоровья (ответ «ничего не делаю»). Скопление точек 3 имеет центр приблизительно (0,9; -0,2) и отражает наличие различных жалоб и проблем со здоровьем. Наблюдается преимущественно у девушек. Скопление точек 4 имеет центр приблизительно (-0,3; -0,8) и характеризуется

-0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 Dimension 1; Eigenvalue: ,15506 (15,51% of Inertia)

Рис. 1. Графическое представление наличия каких-либо жалоб на состояние здоровья и образ жизни в пространстве двух главных осей.

1 - усталость; 2 - проблемы с глазами; 3 - проблемы с желудком; 4 - нарушения аппетита; 5 - головная боль; 6 - головокружения; 7 - проблемы с кожей; 8 - соблюдение режима дня; 9 - полноценное питание; 10 - отказ от вредных привычек; 11 - регулярные занятия спортом; 12 - соблюдение санитарно-гигиенических норм; 13 - закаливание; 14 - ничего не делают для здоровья («+» - признак есть, «-» - признака нет).

0,0 0,5 1,0 1,5

Dimension 1; Eigenvalue: ,22198 (20,18% of Inertia)

Рис. 2. Графическое представление каких-либо жалоб на состояние здоровья и продолжительности сна в пространстве двух главных осей.

1 - усталость; 2 - проблемы с глазами; 3 - проблемы с желудком; 4 - нарушения аппетита; 5 - головная боль; 6 - головокружения; 7 - проблемы с кожей («+» - жалоба есть, «-» - жалобы нет)

наличием мероприятии, направленных на сохранение здоровья.

Для создания новых моделеИ мы удалили из построения прямые вопросы о здоровье и добавляли в различных комбинациях такие вопросы анкеты, как принадлежность к вузу, материальное благополучие в семье, продолжительность сна, режим питания, вредные привычки. Из всех этих факторов наиболее существенное и комплексное влияние на совокупность проблем со здоровьем имел сон, а точнее его продолжительность (рис. 2). В проекции на плоскость различных факторов образа жизни в анализе соответствий обнаружилось, что полноценный сон (7-8 ч и более) лежит в одноИ группе точек с отсутствием каких бы то ни было жалоб на здоровье. Следует отметить, что ближе всего к этому облаку размещаются студенты (юноши) СГАУ.

Что касается опрошенных с недостаточным сном (5-6 ч и менее), то это в первую очередь студентки СамГУ, у которых основная проблема - несоответствующая нагрузке усталость. Облако жалоб (правая часть графика) не столь плотное, как облако их отсутствия (левая часть графика), что позволяет предположить обусловленность их различными факторами. Попытки получить четко выраженную взаимосвязь наличия симптомов заболевания и жалоб, предъявляемых студентами, и каких-либо факторов образа жизни с плотными скоплениями точек на биплоте анализа соответствий оказались нерезультативными.

Последующий одномерный анализ частных проблем со здоровьем и факторов образа жизни с помощью таблиц сопряженности и критерия %2 выявил ряд статистически значимых взаимосвязей. Так, проблемы с желудком чаще отмечались у девушек с низким материальным достатком, с недостаточным сном; у юношей из неполных семей. Подтвердились в обследованной группе и

такие общеизвестные факты как взаимосвязь курения, в особенности у юношей, с более частыми жалобами на головокружения и головную боль. Любопытно, что у девушек эти же состояния чаще ассоциируются с диетой, с нарушениями кратности питания и дефицитом сна.

Изученные показатели здоровья студентов, их жалобы на те или иные проблемы являются субъективными. Необходимо понимать, что, с одной стороны, рассматриваемые показатели могут не всегда соответствовать объективному состоянию здоровья. В то же время такая индивидуальная оценка здоровья отражает не только соматическое состояние, но и функционирование центральной нервной системы, а также социально-психологическое благополучие, т. е. дает более или менее общую оценку здоровья.

Выводы. Таким образом, в результате проведенного исследования:

1. Выявлено напряжение и срыв процессов адаптации сердечно-сосудистой системы у 7,6% юношей и 6,1% девушек, наличие симптомов заболеваний со стороны различных органов и систем у большинства студентов самарских вузов.

2. Показано, что изначально более низкий уровень физических и функциональных возможностей компенсируется правильной организацией социальных и психических факторов и предотвращает возможные отклонения со стороны здоровья.

3. Обнаружено, что если студент задумывается о своем здоровье и заботится о нем, то либо делает это по всем направлениям, либо не делает совсем, что соответствует психологическим особенностям данного возрастного периода с позиции «максимализма».

4. Доказана необходимость проведения ежегодной комплексной диспансеризации студентов, включающей оценку антропометрического статуса, физического развития с учетом наличия, интенсивности и характера физических нагрузок (спорт, танцы, тренажерные залы и т. д.), определение социальных и психических факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на формирование здоровья.

Литер атур а

1. Ямпольская Ю.Я. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище. Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2007; 5: 69-72.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007.

3. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков. Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2005; 6: 73-6.

4. Маковецкая Г.А., Стуколова Т.И., Мазур Л.И. Методика оценки и стандарты физического развития детей г. Самары и Самарской области: информационно-методические

материалы для практических врачей и студентов медицинских вузов. Самара; 1998.

5. Барбараш Н.А., Кувшинов Н.Ю., Тульчинский М.Я. Взаимосвязь стрессов и физического развития у лиц юношеского возраста. Вестник РАМН. 2003; 6: 92-4.

6. Казакова Т.В. Половые различия фенотипической изменчивости юношей и девушек 17-18 лет. Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2008; 5: 135-7.

7. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. Киев; 1989.

8. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина; 1979.

9. Негашева М.А., Михайленко В.П., Корнилова В.М. Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет. Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2007; 1: 68-73.

References

1. Yampol'skaya Yu.Ya. Physical development and functionality of adolescents aged 15-17 years, enrolled in school and vocational school. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo. 2007; 5: 69-72. (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Medical and social aspects of adaptation to the conditions of modern teenagers education, training and employment. A guide for physicians [Meditsinskie i sotsial'nye aspekty adaptatsii sovremennykh podrostkov k uslovi-yam vospitaniya, obucheniya i trudovoy deyatel 'nosti. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-Media; 2007. (in Russian)

3. Yampol'skaya Yu.A. Regional diversity and standardized assessment of the physical development of children and adolescents. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N.Speranskogo. 2005; 6: 73-6. (in Russian)

4. Makovetskaya G.A., Stukolova T.I., Mazur L.I. Assessment methodologies and standards for the physical development of children of Samara and Samara Region: information and educational materials for practicing physicians and medical students [Metodika otsenki i standarty fizicheskogo razvitiya detey g. Samary i Samarskoy oblasti: informatsionno-metodicheskie materialy dlya prakticheskikh vrachey i studentov meditsinskikh vuzov]. Samara; 1998. (in Russian)

5. Barbarash N.A., Kuvshinov N.Yu., Tul'chinskiy M.Ya. The relationship of stress and physical development in young people. VestnikRAMN. 2003; 6: 92-4. (in Russian)

6. Kazakova T.V. Sex differences phenotypic variability of boys and girls 17-18 years. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo. 2008; 5: 135-7. (in Russian)

7. Pirogova E.A. Improvement of the physical condition of the person [Sovershenstvovanie fizicheskogo sostoyaniya cheloveka]. Kiev; 1989. (in Russian)

8. Baevskiy R.M. Prediction of states on the verge of normal and pathologic. [Prognozirovanie sostoyaniy na grani normy i pa-tologii]. Moscow: Meditsina; 1979. (in Russian)

9. Negasheva M.A., Mikhaylenko V.P., Kornilova V.M. Development of standards of physical development of boys and girls 1718 years. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo. 2007; 1: 68-73. (in Russian)

Поступила 19.04.13 Received 19.04.13

О ЕРМОЛАЕВА С.В., 2014 УДК 613.955:572.51 (470.42)

Ермолаева С.В.

оценка физического развития и адаптивных возможностей организма школьников ульяновской области

ГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», 432017, Ульяновск

Современные экологические и социально-экономические условия проживания являются основными причинами ухудшения здоровья населения. Физическое развитие детей и подростков позволяет оценить быстротечные изменения в популяции. Произведена оценка физического развития 1664 школьников Ульяновской области. Особенности физического развития, состояние вегетативного тонуса и сердечной деятельности детей и подростков, проживающих в районах с интенсивной антропогенной нагрузкой, свидетельствуют о напряжении механизмов адаптации под влиянием факторов среды обитания.

Ключевые слова: физическое развитие; заболеваемость; антропометрические показатели; уровень адаптивных возможностей организма.

ErmolaevaS. V. - EVALUATION OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT AND ADAPTATION CAPACITIES OF THE BODY OF SCHOOLCHILDREN IN THE ULYANOVSK REGION

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation, 432017

The current environmental and socio-economic living conditions are major causes of the deterioration of the population health. The physical development of children and adolescents permits to evaluate fleeting changes in the population. There was performed the evaluation of the physical development of1664 schoolchildren in the Ulyanovsk region. Features of the physical development, the state of autonomic tone and cardiac activity of children and adolescents residing in areas with the intense anthropogenic impact testify to the exertion of adaptation mechanisms under the influence of environmental factors.

Key words: physical development, morbidity rate, anthropometric indices, the level ofadaptive capacities of the organism

По мнению ряда авторов, современные экологические и социально-экономические условия проживания

для корреспонденции: Ермолаева Светлана Вячеславовна, [email protected]

For correspondence: Ermolaeva Svetlana, [email protected]

являются основными причинами ухудшения здоровья населения. Особую опасность представляет широкомасштабное загрязнение окружающей среды. Наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям окружающей среды организм детей и подростков. У подростков происходят глубокие возрастные нейрогу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.