Научная статья на тему 'Влияние социальной депривации на психическое состояние детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: введение в проблему'

Влияние социальной депривации на психическое состояние детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: введение в проблему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / SOCIAL DEPRIVATION / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / MENTAL STATES / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Е. А.

Обеднение эмоциональных и психических процессов вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте качественно ухудшает условия жизни ребенка. Последствиями такого опыта могут быть отрицательные эмоциональные психические состояния, выраженные ненормативным поведением, пассивностью, апатией, пессимизмом, стремлению уйти в виртуальный мир. Необходимость научных исследований в данной области продиктована следующим обстоятельством: увеличением числа детей в возрасте до 18лет, оставшихся без попечения родителей: по данным федеральной службы государственной статистики количество детей-сирот увеличилось с 2011 года 297 329 и составило в 2016 году-463 986 детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной депривации на психическое состояние детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: введение в проблему»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 159.9-058.862:37.018.324

еет^ 00/-11 п Психологические науки

ЬЬК: 88.611.9

Влияние социальной депривации на психическое состояние детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях 98 интернатного типа: введение в проблему.

© Е.А. Кузнецова

Кузнецова Е.А. - аспирант, Институт психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (КФУ) E-mail: [email protected]

Address: ул. Мартына Межлаука, 1, Казань, Респ. Татарстан, 420111, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Обеднение эмоциональных и психических процессов вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте качественно ухудшает условия жизни ребенка. Последствиями такого опыта могут быть отрицательные эмоциональные психические состояния, выраженные ненормативным поведением, пассивностью, апатией, пессимизмом, стремлению уйти в виртуальный мир. Необходимость научных исследований в данной области продиктована следующим обстоятельством: увеличением числа детей в возрасте до 18лет, оставшихся без попечения родителей: по данным федеральной службы государственной статистики количество детей-сирот увеличилось с 2011 года №6 (9) 2017 - 297 329 и составило в 2016 году-463 986 детей.

www.j-chr.com

Ключевые слова: социальная депривация, психические состояния, дети-сироты.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

Первые месяцы и годы жизни уже давно считаются решающими для дальнейшего психического и физического развития; младенчество характеризуется быстрым неврологическим и поведенческим развитием, и, хотя некоторые дети чрезвычайно устойчивы, лишения в таких ранних возрастах могут быть особенно опасными, так как наличие фактора материнской депривации в период психического развития ребенка оказывает значительное влияние на ранних этапах онтогенеза [9,10,16]. Мы предполагаем, что результате у ребенка могут сформироваться отрицательные психические состояния: такие как гнев, злость, ненависть и др.

Целью статьи является изучение теоретических аспектов влияния социальной депривации на психические состояния детей сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Теоретически, младенец с теплым, отзывчивым воспитателем разрабатывает внутреннюю рабочую модель ожиданий для воспитания, поддержки реакции от этого воспитателя, которому младенец доверяет и использует в качестве надежной базы для изучения социального и физического мира. Без раннего опыта теплых, заботливых, социально-эмоционально реагирующих взрослых, долгосрочное развитие может быть скомпрометировано.

Можно предположить, что этиология и функция неизбирательного поведение могут быть разными для детей с институционализированным и неинсти-туционализированным воспитанием [5].

Согласно исследованиям проведенным группой американских и российских ученых мета-анализы и обзоры в основном корреляционных исследований детей, воспитывающихся в домашних условиях, и их родителей в разных странах подтверждают несколько положений, которые согласуются с акцентом теории

привязанности к раннему опыту с теплыми, чувствительными, отзывчивыми взрослыми:

-чувствительность к родителям (т. е. соответствующий взаимный социальный обмен), взаимность, позитивное отношение и эмоциональная поддержка способствуют надежной привязке

- материнская отзывчивость и безопасная привязанность в младенчестве предсказывают более детальные социальные и умственные способности позже

-небезопасная привязанность, особенно, когда она дезорганизована, связана с более поздним развитием проблем, например: экстернализация поведения взрослых, преступность, психическое здоровье [20].

Нарушения привязанности являются одними из самых выраженных последствий институционализированного ухода, которые были получены в результате новаторских наблюдений в 1940-х годах (Burlingham & Freud, 1944). Хотя многие учреждения (в данном случае -учреждения интернатного типа) обеспечивают благоприятную окружающую среду, своевременную медицинскую помощь и хорошее питание, большой состав лиц, обеспечивающих уход ограничивает развитие стабильных отношений между детьми и опекунами [21]. К 3-м годам у многих детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, может быть 50 и более различных лиц, осуществляющих уход, личные отношения с которыми не установлены [20]

Исследованием проблем социальной депривации в рамках отклоняющегося поведения рассматривали ученые А.И. Ахметзянова, Л.И. Божович, Е.А. Поляков, З. Матейчека, А.Ф. Паращенко, Х.А. Джаримова, И. Лангмейер, Л.С. Выготский, Н.В. Репина и др.

Согласно проведенному анализу работ, социальная депривация означает нарушение естественного процесса фор-

99

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ШШ

100

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

мирования личности и социализации индивида [8].

Поляков Е.А. в своей работе рассматривает социальную депривацию, как фактор, обусловливающий своеобразие личностного развития [13].

Существующие социальные проблемы приводят к росту личностных аномалий, психических расстройств и патологических форм поведения несовершеннолетних. А.Ф. Паращенко выделяет поведенческие, эмоциональные нарушения, личностные девиации, ведущими факторами социальной дезадаптации [12].

Л.С. Выготский выделял высшие психические функции, как суть человеческой психики, которые формируются в результате жизни ребенка в обществе, общения и обучения [6].

Социализации ребенка является первичным условием успешного развития, общения, обучения и эмоционального состояния. Десоциализация или длительная депривация ведут к отклонению в психическом и физическом развитии, что способствует формированию психических состояний, носящих отрицательный характер: несправедливость, гнев, депрессия, отчуждение и др. Отрицательный эмоциональные психические состояния, возникающие вследствие де-привации, ведут к ненормативному поведению, к использованию механизмов психологической защиты, формированию выученной беспомощности, ухудшению качества жизнедеятельности; способствуют пассивности, апатии, пессимизму, стремлению уйти в виртуальный мир. (А.О. Прохоров, А.В. Найденова, Н.Д. Левитов, В.А. Ганзен, Л.В. Куликова)

Таким образом, ранняя деприва-ция ведет к обеднению социально-эмоционального опыта, нарушениям привязанности и эмоциональной сферы, что качественно ухудшает условия жизнедеятельности ребенка и может стать причиной ненормативного поведения [1, 2, 3].

Мы предполагаем, что при депривации у ребенка могут формироваться такие устойчивые психические состояния, которые обуславливают дезадаптацию и де-социализацию детей-сирот.

Следовательно, главной задачей является изучение психических состояний детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Данная область исследования находит свое отражение в работах отечественных ученых. А.О. Прохоров Н.Д. Левитова, В.А. Ганзен, Л.В. Куликова.

Так А.О. Прихоров дает определение психическим состояниям и рассматривает их как отражение ситуации личностью в виде сочетания различных характеристик человека, возникающее в процессе психической деятельности и выражающее единство поведения и переживания, при этом выделяя три группы определений психических состояний [14].

В первой группе психическое состояние определяется как состояние личности, во второй психическое состояние рассматривается как функциональное (психофизиологическое)состояние, в третьей акцент смещен на отдельные характеристики, например, люди, оказавшиеся в изоляции от социальных контактов, по-разному будут реагировать и переживать данную ситуацию, и ее последствия для их психики тоже будут разными [14].

Последствия депривации, могут выражаться в изменении переживаний и выражении отрицательных эмоций, например: то, что раньше вызывало радость, начинает вызвать отвращение. Выявлена необходимость изучения психических состояний, возникающих при депривации и обуславливающих дезадаптацию и десо-циализацию детей сирот.

В результате проведенного теоретического анализа раскрыта важность раннего опыта теплых, заботливых отношений с ребенком, от которых зависит дальнейшее социальное, эмоциональное,

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

психическое развитие. Согласно мнению ученых люди, попавшие в изолированную от общества среду, по-разному реагируют и переживают данную ситуацию, и ее последствия для их психики тоже разные, чаще всего отрицательные: несправедливость, гнев, депрессия, отчуждение относятся к отрицательным эмоциональным психическим состояниям, возникающим

ЛИТЕРАТУРА

вследствие депривации [4, 7, 11, 14, 15, 18, 19].

В статье раскрыты понятия «социальная депривация» и «психические состояния». Дальнейшее исследование предполагает более глубокое изучение влияния депривации на психические состояния детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

1. Ахметзянова А.И. Особенности ан-тиципационно-прогностичекой системы в подростковом возрасте / А.И. Ахметзянова // Научные ведомости Белгородского государственного университета, - 2015,

- выпуск 26, 12 (209), - 129-136.

2. Ахметзянова А.И. Антиципаци-онная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция казанской школы). / А.И. Ахметзянова // Практическая медицина, - 2015,

- 5 (90), - 42-45.

3. Ахметзянова А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения / А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки, - 2015, - №. 3, - 233-249.

4. Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления / А.В. Бруш-линский // В кн.: Принцип развития в психологии. - Москва , 1978.

5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер - М.: Педагогика, 1991.

6. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Собр. соч. - М, 1984, 6 т.

7. Всемирная организация здравоохранения. - 2013. http://www.who.int/ features/qa/62/en/

8. Джаримова Х.А. Социальная де-привация детей-сирот: социологический анализ: на примере Республики Адыгея: дис. ... канд. социол. наук / Х.А. Джаримо-ва; Адыгейский государственный университет, - Майкоп, 2002.

9. Крыжановская Л.М. Психология развития / Л.М. Крыжановская - М., 1997.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина - М., 1987.

11. Найдёнова А.В. Модель психического детей-сирот: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.В. Найдёнова - ФГБУН Институт психологии Российской академии наук. - Москва, 2012.

12. Паращенко А.Ф. Патологические формы поведения у несовершеннолетних, воспитывающихся в ситуации социальной депривации: автореф. дис. ... канд. мед. наук / А.Ф. Паращенко. Гос. научн. центр соц. судебной психиатрии им. В.П. Сербского. - Москва, 2005.

13. Поляков Е.А. Развитие личности подростков в условиях социальной депри-вации и дизонтогенеза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Поляков; Московский городской психолого-педагогический университет. - Москва, 2009.

14. Прохоров А.О. (Ред.). Психология-состояний. Учебное пособие. - М.:Коги-то-Центр, 2011.

15. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации / Е.Г. Уманская - М.: Прометей, 2013.

16. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка / Л.М. Царегородцева // Вопросы психологии, - 1987, - №. 6, 84-89.

101

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ЛИТЕРАТУРА

17. Федеральная служба государственной статистики. 2017. http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/motherhood/

18. Ainsworth MDS. Attachment as related to mother-infant interaction. In: Rosenblatt JS, Hinde RA, Beer C, Busnel M, editors. Advances in the study of behavior. Academic Press, New York, 1979, 1-51.

19. Sroufe LA, Carlson EA, Levy AK, Egeland B. Implications of attachment theory for developmental psychopathy. Development and Psychopathy, 1999, №. 11, 1-13.

20. The St. Petersburg - USA Orphanage Research Team. Monographs of the Society for Research in Child Development. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children, 2008, 73(3).

21. Zeanah CH, Smyke AT, Koga SF, Carlson E.Ehe Bucharest Early Intervention Project Care Group Attachment in institutionalized and community children in Romania. Child Development, 2005, 76(5), 1015 1028.

THE IMPACT OF SOCIAL DEPRIVATION ON THE MENTAL STATE OF ORPHANS RAISED IN RESIDENTIAL CARE: AN INTRODUCTION 102 TO THE PROBLEM

© Eugene A. Kuznetcova

Kuznetcova Eugene A.- graduate student, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University

E-mail: [email protected]

Address: st. Martyna Mezhlauka, 1, Kazan, Rep. Tatarstan, 420111, Russian Federation.

ABSTRACT

The depletion of emotional and mental processes due to the child's separation from the mother at an early age qualitatively worsens the conditions of the child's life. Negative emotional mental states, expressed by abnormal behavior, passivity, apathy, pessimism, the desire to go into a virtual world can be the consequences of this experience. The need for scientific research in this area is dictated by the following circumstance: an increase in the number of children under the age of 18 who have remained without parental care: according to the Federal State Statistics Service, the number of orphans has increased since 2011 - 297,329, and in 2016 it was 463,986 children.

№6 (9)2017 Key words: social deprivation, mental states, orphans. www.j-chr.com J r ' ' r

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

REFERENCE

1. Akhmetzyanova A.I. Osobennosti antitsipatsionno-prognostichekoy sistemy v podrostkovom vozraste / A.I. Akhmetzyanova // Nauchnyye vedomosti Belgoro-dskogo gosudarstvennogo universite-ta, - 2015, - vypusk 26, 12 (209), - 129-136.

2. Akhmetzyanova A.I. Antitsipatsion-naya nesostoyatel'nost' v usloviyakh bolezni i anomal'nogo razvitiya (nauchnaya pozitsiya ka-zanskoy shkoly). / A.I. Akhmetzyanova // Prak-ticheskaya meditsina, - 2015, - 5 (90), - 42-45.

3. Akhmetzyanova AI. Teoreticheskiy analiz predstavleniy o razvitii antitsipiruy-ushchey funktsii psikhicheskogo otrazheni-ya / A.I. Akhmetzyanova // Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki, - 2015, - №. 3, - 233-249.

4. Brushlinskiy A.V. Problema razvitiya i psikhologiya myshleniya / A.V. Brushlinskiy // V kn.: Printsip razvitiyavpsikhologii. - Moskva ,1978.

5. Byutner K. Zhit' s agressivnymi det'mi / K. Byutner - M.: Pedagogika, 1991.

6. Vygotskiy L.S. Orudiye i znak v razvitii re-benka / L.S. Vygotskiy // Sobr. soch. - M, 1984, 6 t.

7. Vsemirnaya organizatsi-ya zdravookhraneniya. - 2013. http:// www.who.int/features/qa/62/en/

8. Dzharimova KH.A Sotsial'naya de-privatsiya detey-sirot: sotsiologicheskiy analiz: na primere Respubliki Adygeya: dis. ... kand. sotsiol. nauk / KH.A. Dzharimova; Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet, - Maykop, 2002.

9. Kryzhanovskaya L.M. Psikhologiya raz-vitiya / L.M. Kryzhanovskaya - M., 1997.

10. Kulagina I.YU. Vozrastnaya psikhologi-ya. (Razvitiye rebenka ot rozhdeniya do 17 let): Uchebnoye posobiye / I.YU. Kulagina - M., 1987.

11. Naydonova A.V. Model' psikhicheskogo detey-sirot: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / A.V. Naydonova - FGBUN Institut psikholo-gii Rossiyskoy akademii nauk. - Moskva, 2012.

12. Parashchenko A.F. Patologicheskiye formy povedeniya u nesovershennoletnikh, vospityvayushchikhsya v situatsii sotsial'noy

deprivatsii: avtoref. dis. ... kand. med. nauk / A.F. Parashchenko. Gos. nauchn. tsentr sots. sudeb-noy psikhiatrii im. V.P. Serbskogo. - Moskva, 2005.

13. Polyakov Ye.A. Razvitiye lichnosti podrost-kov v usloviyakh sotsial'noy deprivatsii i dizon-togeneza: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Ye.A Polyakov; Moskovskiy gorodskoy psikholo-go-pedagogicheskiy universitet. - Moskva, 2009.

14. Prokhorov A.O. (Red.). Psik-hologiyasostoyaniy. Uchebnoye posobiye. - M.:Kogito-Tsentr, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Umanskaya Ye.G. Razvitiye lichnosti v usloviyakh deprivatsii / Ye.G. Umanskaya - M.: Prometey, 2013.

16. Tsaregorodtseva JI.M. Psikhologiches-kiye usloviya organizatsii kontaktov mladent-sev v dome rebenka / JI.M. Tsaregorodtseva // Voprosy psikhologii, - 1987, - №. 6, 84-89.

17. Федеральная служба государственной статистики. 2017. http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/motherhood/

18. Ainsworth MDS. Attachment as related to mother-infant interaction. In: Rosenblatt JS, Hinde RA Beer C, Busnel M, editors. Advances in the study of behavior. Academic Press, New York, 1979, 1-51.

19. Sroufe LA, Carlson EA, Levy AK, Egeland B. Implications of attachment theory for developmental psychopathy. Development and Psychopathy, 1999, №. 11, 1-13.

20. The St. Petersburg - USA Orphanage Research Team. Monographs of the Society for Research in Child Development. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children, 2008, 73(3).

21. Zeanah CH, Smyke AT, Koga SF, Carlson E.Ehe Bucharest Early Intervention Project Care Group Attachment in institutionalized and community children in Romania. Child Development, 2005, 76(5), 1015-1028.

103

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ клинико-психологический подход

vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.