Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ МОБИЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ МОБИЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВЛИЯНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жуликова К.С., Воробьева А.В.

В современном обществе посредством средств массовой информации оказывается значительное влияние на все слои населения. В данном процессе задействованы все без исключения средства массовой информации. Современное общество подразумевает стремительное развитие разнообразных коммуникационных технологий. Именно с их развитием стало возможно глобально воздействовать на гражданское общество. Результатом такого воздействия является социальный потенциал различных слоев населения. Важнейшим принципом политической мобилизации является вовлечение в политическую ситуацию различных слоев общества. Вне всякого сомнения, важнейшей целью для политической мобилизации выбрана наиболее активная часть населения страны - молодежь. В связи с этим, актуальным становится изучение влияния социального потенциала молодежи на политическую мобилизацию. Цель: изучение процесса влияния социального потенциала молодежи в условиях развития интернет технологий. Методология исследования - анализ влияния социального потенциала на политическую мобилизации современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF YOUNG PEOPLE'S SOCIAL POTENTIAL ON POLITICAL MOBILIZATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INTERNET TECHNOLOGIES

In modern society through the media has a significant impact on all segments of the population. In this process all media are involved without exception. Modern society implies a rapid development of various communication technologies. It is with their development that it has become possible to have a global impact on civil society. The result of such influence is the social potential of various strata of the population. The most important principle of political mobilization is the involvement of different segments of society in the political situation. Undoubtedly, the most important target for political mobilization is the most active part of the population of the country - young people. In this connection, the study of influence of social potential of youth on political mobilization becomes actual. Purpose: studying the process of influence of social potential of youth in the conditions of development of Internet technologies. Research methodology: analysis of influence of social potential on political mobilization of modern youth.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ МОБИЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 308:32:004.738.5

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.51861

К.С. ЖУЛИКОВА аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления РАНХиГС при Президенте РФ, Среднерусский институт управления -филиал (г. Орел) E-mail: t-pfaifer@mail.ru

А.В. ВОРОБЬЕВА аспирант кафедры социологии и информационных технологий РАНХиГС при Президенте РФ, Среднерусский институт управления -филиал (г. Орел) E-mail: vorobyova.nastya1@mail.ru

Влияние социального потенциала молодежи на политическую мобилизацию в условиях развития Интернет-технологий

В современном обществе посредством средств массовой информации оказывается значительное влияние на все слои населения. В данном процессе задействованы все без исключения средства массовой информации. Современное общество подразумевает стремительное развитие разнообразных коммуникационных технологий. Именно с их развитием стало возможно глобально воздействовать на гражданское общество. Результатом такого воздействия является социальный потенциал различных слоев населения. Важнейшим принципом политической мобилизации является вовлечение в политическую ситуацию различных слоев общества. Вне всякого сомнения, важнейшей целью для политической мобилизации выбрана наиболее активная часть населения страны - молодежь. В связи с этим, актуальным становится изучение влияния социального потенциала молодежи на политическую мобилизацию. Цель: изучение процесса влияния социального потенциала молодежи в условиях развития интернет технологий. Методология исследования - анализ влияния социального потенциала на политическую мобилизации современной молодежи.

Ключевые слова: социальный потенциал, политическая мобилизация, молодежь, влияние, интернет.

Еще со времен появления первых государств важнейшим фактором развития общества всегда являлась система механизмов воздействия на социальный потенциал граждан. Современный этап социального развития можно охарактеризовать многообразием различных связей на всех уровнях. Данные связи проникают во все регионы и затрагивают каждого члена общества. И сегодня как никогда значение воздействия различных информационных потоков на общество заметно возрастает. Любая социальная активность является непременным условием начала и окончания различных процессов в обществе, поиска всевозможных решений и компромиссов, провозглашения позиций и отказа от них и так далее.

Наиболее актуальным направлением современных политический исследований является изучения механизма влияния социального потенциала на политический мобилизационный потенциал. Здесь наиболее интересен тот факт, что повсеместное использование интернета делает практически невозможным существование авторитарных и тоталитарных режимов, так как политические силы не имеют возможности контролировать распространение информации на территории страны.

Однако, представители власти постепенно учатся применять интернет-ресурсы в собственных интересах. Здесь можно отметить такие цели как снятие политической напряженности в обществе, воздействие на онлайн-ресурсы оппозиции, либо объединения раздичных слоев общества при электоральной необходимости (выборы, общественные слушания и т.д.).

Сегодня различные мобилизационные технологии условно обусловливают «коллективную активизацию различных слоев населения посредством интернет-технологий для участия в политических акциях». Такие технологии характеризуются присущими только им признаками: доступностью, оперативностью интерактивностью. Данные элементы предопределяют пристальное внимание к политическим мобилизационным технологиям в вопросе различных политических коммуникаций

Впервые применение мобилизационных технологий как разновидности орудия воздействия как власти, так и оппозиции в политической ситуации особенно проявилась во время «арабской весны».

По мнению Ю.А. Ильичевой, различные политические мобилизационные технологии «могут использоваться для достижения как конструктивных, созидательных целей (активизация социальных групп, сплочение народа), так и разрушительных (снижение активности социума, дестабилизация, дезорганизация)».

Медиаресурсы сети Интернет в данном процессе исполняют лишь технологическую роль при координации общественных масс.

В современной отечественной научной литературе до настоящего времени не выработана общая трактовка термина «мобилизационные технологии», поэтому мы предполагаем, что необходимо опираться на определение термина «мобилизация», предложенного в «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «приведение кого-нибудь или чего-нибудь в состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-нибудь задачи».

Термин «политическая мобилизация», также малоизучен и оставляет исследователю широкий диапазон трактовки. Например, российский политолог Р.Т. Мухаев считает, что «политическая мобилизация предполагает высокий уровень участия масс в политике, их идеологическое ангажирование, быстрое достижение намеченных целей. Для их реализации необходимы: преобразование различных ожиданий, часто неосознанных, в конкретную программу, политический курс; наличие политических идей, способных сформулировать мотивацию политического действия у значительных слоев населения; координация и регуляция совместных политических действий; наличие достаточных экономических, организационных и иных ресурсов; авторитет политических лидеров».

Молодежь является важнейшим субъектом социальных перемен. Молодые люди всегда были двигателем социальных перемен всех масштабов - от различных влияний на законодательство на самом низком уровне до крупнейших перемен в виде революций, войн или масштабных изменений политической ситуации в стране.

Ядром политической модели являются пользователи новых технологий - граждане и гражданское общество, поскольку сама идея создания четырехзвенной спирали направлена в первую очередь на стимулирование создания инноваций, важных для пользователей. Именно пользователи определяют инновационный процесс и являются его движущей силой. Получается что политическая подсистема

спирали выполняет одновременно несколько функций: потребители, со-разработчики, со-создатели инновационных продуктов, услуг и решений.

Интеграционные процессы формируют образ политической модели общественной жизни посредством успешного функционирования подпроцессов коммуникационного процесса на уровне государства, за которые непосредственно отвечает интеграционная программа, разработанная соответствующими политическими органами. Эффективное сотрудничество реального общества и политики основано на их взаимодополняемости, поскольку развитие активного социального потенциала подразумевает участие фундаментальной и прикладной науки.

Стоит помнить, что молодежь - это такая общность, которая находится в стадии ценностного становления. Обязательным элементом развития социального потенциала молодежи является прививание определенных ценностей, формирование ценностной структуры.

Здесь требуется упомянуть одну немаловажную деталь -первичным окружением ценностного формирования молодежи является семья. В семье молодые люди приобретают те или иные взгляды на жизнь, привычки, правила поведения и т.д. Однако требуется помнить, что по мере взросления молодые люди начинают общаться со сверстниками, поглощать информацию из сети Интернет, из телевидения, проводить свои анализы и делать выводы относительно того, что происходит вокруг.

В настоящее время молодежь однозначно является целью номер один для политических манипуляций как внутри страны во внутренних идеологических битвах, так и в межнациональной информационной войне, масштабы которой на международном уровне многократно возросли. Причинами подобного целенаправленного интереса скроются в особенностях молодежной культуры, которые в российской науке последнего времени являются недооцененными. Этот факт отмечает в научных трудах Е.Л. Омельченко, четко показывая на незаслуженное игнорирование сообществом такого важнейшего фактора. Только в последние два десятка лет молодежный активизм перешел из политического пространства в область культуры [8]. Вместе с тем К. С. Курганский отмечает, что само понятие «молодежной культуры», во многом расходится и не отождествляется с терминами «молодежная субкультура» и «молодежная контркультура», а

полностью изображает деятельность молодежи как отдельного субъекта культуры [9, с. 11-12]. Следующий важный элемент молодежной культуры предлагает С. П. Цаплина, заявляя, что данная культура не является элементом отдельно взятой группы, а характеризует целое поколение. Ценности молодежи во многом детерминируют и детерминируются социальной и культурной динамикой, берут на себя роль источника масштабных преобразований [10].

Опрос, проведенный в России в 2020 году, выявил количество граждан, использующих Интернет (см. рисунок 1).

■ 12-24 лет ■ 25-34 лет « 35-44 лет « 45-54 лет «От 55 лет

Рис. 1. Россияне, использующие Интернет, в разных возрастных категориях. 2020 год [10].

(Russians using the Internet, in different age categories. 2020)

На основе существующих в молодежной среде ценностей и фрагментов разнообразных социальных норм вырабатываются либо новые, либо обновленные смысловые конструкции, характеристики которых помимо специфических социальных имеют в своем распоряжении базовые культурные содержания, которые отражают специфику молодежной среды как субъекта социальной жизни.

К научному исследованию социального потенциала современной молодежи и его влиянию на возможность политической мобилизации ученые разных стран обратились относительно недавно, но за короткое время смогли воссоздать в данной области целый массив эмпирических наблюдений и теоретических изысканий. Все это во многом позволило изучить закономерности воздействия на социальный потенциал с точки зрения повышения качества политической мобилизации.

Сегодня в различных слоях общества распространена своего рода унификация социальных признаков среди молодежи в разнообразных континентах, государствах элементами массовой потребительской культуры. Данное явление является следствием процесса глобализации общемировой экономики.

В процессе политической мобилизации отдельно взятый индивид начинает превращаться в субъект политической и социально-экономической деятельности. Параллельно индивид становится и субъектом политической мобилизации.

Одной из основополагающих социально-демографических групп, на которую государство стремится определить свое наибольшее влияние, является молодежь.

Все политические силы, актеры заинтересованы в возможности влияния на действия молодежи. Если говорить о политических партиях, то политическая мобилизация молодежи представляет собой набор действий, которые сделают из максимального количества молодежи сторонниками своей идеологии. Главным образом, это проявляется в действиях, которые побуждают молодых людей приходить на выборы и голосовать за ту или иную партию. Ведутся различные программы, в которых подразумевается привлечение на сторону одной партии, при этом, показывая иные партии не с самых лучших сторон.

Сам феномен политической мобилизации молодежи можно рассматривать как инструмент, с помощью которого молодые люди становятся субъектами социально-политической деятельности.

Молодежь - это максимально репродуктивный источник граждан в любом государстве. Совсем юные или, наоборот, люди зрелого и пенсионного возраста, имеют гораздо меньше шансов на создание семьи и воспроизведение себе подобных. Особым моментом здесь является стремление

политических сил способствовать воспроизведению населения. Если в однопартийных государствах, например, в Северной Корее, это является обычным делом, то в странах Европы среди политиков начинается особая конкурентная битва.

Кушнырева А.В. указывает на то, что «молодежной культуре всегда присущи и отдельные контркультурные элементы, олицетворенные в постигнутом и очень часто враждебном отчуждении от наборов ценностей, общественных идеалов, моральных и нравственных убеждений более старших поколений. Зачастую в базе развития контркультурного стиля молодежи лежат именно социальные и психологические особенности развития молодежи -желание выделиться, показать собственное «я» любой ценой, доказать свою независимость и самостоятельность» [9].

Как отмечает М.М. Гридчина, «для молодежи Интернет становится стандартом потребления, жизненного комфорта, как собственный автомобиль или путешествие за границу. Вместе с тем нельзя не отметить, что «паутина» становится свалкой, бесконтрольным местом, где помещаются материалы фашистского, расистского характера. Там пользователь может найти все: и полезное, и запретное (как изготовить бомбу, как совершить террористический акт). Интернет создает свой особый «виртуальный» мир, параллельный мир, в котором молодой человек живет по своим законам. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде» [5]. Исследователь утверждает, что «анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью). В итоге меняется стиль поведения личности, который определяется как девиантный. В сети легко обнаружить сайты, где положительно оценивается такие явления, как сатанизм, наркомания, педофилия и другие виды сексуальных извращений. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов нередко виртуальные идеи переносят в повседневную жизнь» [3].

Как правило, в процессе социализации в интернет среде происходит перестроение всех базовых сфер жизнедеятельности человека. К примеру, процесс получения образования в современном мире часто сводится к заочному присутствию на сетевых занятиях и вебинарах. Организация досуга и

непосредственной профессиональной деятельности с использованием интернет технологий также значительно отличается от традиционного. Современные условия организации жизненного пространства требуют от молодежи постоянного наличия устойчивого доступа в информационную сеть с целью поиска необходимой информации, виртуального общения. Отсутствие такого вида коммуникативного воздействия длительное время может спровоцировать отсталость от современного общества и привести к маргинализации.

Значительное число коммуникативных процессов молодого поколения приходится непосредственно на социальные сети. Здесь молодежь привлекает возможность быстро взрастить собственную популярность среди других пользователей, не прилагая значительных усилий для достижения цели.

Сегодня каждый может самостоятельно начать вести собственный блог в интернете или создать аккаунт на видеохостинге. Администрируя данный проект лично или через привлекаемых специалистов можно добиться роста просмотров и подписчиков. При этом не особенно играет роль какой именно контент будет на аккаунте. Можно публиковать собственные фотографии или видеозаписи, анализировать какие-либо социально значимые события, выкладывать видеоуроки или делиться собственным жизненным опытом, например, фиксируя заметки о собственном путешествии. Все это приводит к иллюзии, что небольшими усилиями можно достигнуть той фантастической планки известности и популярности, огромного количества почитателей. Единственным непременным условием для достижения поставленной цели в данном направлении должно быть четкое следование законам функционирования по правилам интернет-сообщества.

Все это делает необычно привлекательным присутствие человека в информационном пространстве с использованием интернет-технологий. Это в свою очередь способствует совершенствованию навыков социализации на просторах всемирной информационной сети и заставляет молодежь более активно повышать собственную эффективность использования интернет пространства.

Развитие социального потенциала молодежи должно проходить в общественном русле, то есть с опорой на общепринятую систему ценностей и моральных традиций. Однако, необходимо учитывать специфичность молодежной культуры.

Интересен тезис В. К. Сергеева: «Предоставить молодежи высшее образование недостаточно, чтобы быть уверенным, что веками складывающаяся и оберегаемая предками многонациональная культура передастся в надежные, заботливые руки, которые сохранят и приумножат ее. Общество должно развивать в молодых людях не только интеллектуальные способности, но и высочайший уровень духовности» [11].

Здесь главной проблемой остается наблюдение за молодежными смыслами, анализ факторов, которые оказывают влияние как на степень духовности молодежи, так и на приобщение их к культурным традициям и общественным идеалам.

Из таких факторов можно отметить образовательный и коммуникативный процесс в учреждении образования, средства коммуникации, базовые семейные традиции, приобретенные ценности молодежных групп, межличностные контакты и так далее. Студенты в качестве главных источников информации о ситуации в стране и мире называют Интернет, телевидение, друзей/однокурсников, газеты/журналы, близких родственников, радио и друге источники. Бесспорно, ведущая роль Интернета и телевидения в процессе получения основной политической информации.

В среде молодежи всегда идет энергичный процесс модификации полученных снаружи фактов в инварианты заимствуемых моделей с помощью преобразования существующей действительности в новую технологическую реальность. Эта относительно новая «среда обитания» молодежных социологических смыслов энергично способствует подобной модификации: в виртуальной реальности смысловые конструкции распространяются значительно быстрее, почти не наталкиваясь на сопротивление.

В новой технологической реальности огромный объем мало контролируемой информации во многом способствует организации «культурного хаоса, который размывает любую возможную культурную идентичность» [6].

Молодое поколение всегда открыто к технологическим обновлениям, но при этом не всегда имея за плечами достаточного реального социального опыта приспосабливается к изменяющимся условиям информационного общества путем приобретения негативного опыта, зачастую крайне отрицательного.

М.Н. Извекова определяет «новые условия внешней, со-циокоммуникативной среды начала XXI в., в которых происходит социальное развитие российской молодежи:

- противоречия постиндустриальной цивилизации явились причиной формирования совершенно нового типа коммуникативного взаимодействия, обеспечиваемого огромным количеством коммуникативных средств и посредников;

- произошло не только увеличение во все нарастающих размерах роли СМИ, Интернета, сотовой связи во взаимодействиях между молодыми людьми, но и изменение их образа жизни за счет трансформации социальных механизмов, обеспечивающих структурирование и функционирование коммуникативного пространства;

- развитие средств массовой информации, раскрывающее широкие возможности воздействия (вплоть до манипулирования) на массовое сознание, включает страны мира в неизбежную культурную глобализацию. Глобализация социокультурных процессов благодаря СМИ ощущается самыми широкими слоями населения, в том числе молодежью;

- быстротечность, фрагментарность, отмечаемых, в первую очередь, в сфере межличностных коммуникаций, а также в сфере потребления и услуг. Но именно эти сферы оказывают наибольшее влияние на современного молодого человека» [7].

Как отмечают М.К. Горшков, М.К. и Ф.Э Шереги: «Роль массовой коммуникации в социальном взрослении молодежи, в формировании ее мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации. В каждом государстве массовые коммуникации являются либо конструктивным, либо деструктивным средством формирования массового сознания, ценностных ориентаций, политических и общегражданских установок молодого поколения. В последнее десятилетие в России, как и во всем мире, интенсивное развитие электронной информационной технологии внесло существенные коррективы во влияние традиционных СМИ на молодежь:

- в аспекте тематического содержания характер информационного воздействия на молодежь из массового превращается в индивидуализированный;

- степень информационной свободы нового поколения увеличивается «семимильными шагами» за счет интенсивного развития и широкого распространения электронных технологий: компьютера, Интернета, мобильного телефона, мобильных электронных носителей информации;

- в результате резко уменьшается потенциал государственных институтов в формировании массового сознания, мировоззрения молодого поколения» [7].

Современная общественная действительность испытывает конкретные перемены, предопределенные рядом значимых условий: глобализацией, упадком классических ценностей, воздействием модернизационных процессов.

Для молодежи сеть Интернет сегодня практически заменяет реальное общение. Намного проще написать короткое сообщение в мессенджере или отправить его через телефон, чем совершать традиционный звонок и непосредственно пообщаться. Во-многом, использование интернета позволяет скрыть недостатки владения навыка коммуникативного общения со сверсниками и окружающим миром.

Сама сеть Интернет со всеми ее коммуникативными воз-можостями и информаионными ресурсами изначально была призвана облегчить процессы коммуникаций и поиска нужной информации для любого человека. Однако, сегодня на просторах сети уже зародилась и активно развивается новая условная реальность. Здесь можно говорить о том, что эта реальность является определенной конфигурацией условного измерения окружающей действительности.

Сегодня сеть Интернет стала новым местом, предлагающем пользователю цифровые, передовые научные и технических возможности, новейшие разработки в области телекоммуникаций.

С момента первого контакта со средствами Интернет ком-мникаций пользователь попадает в некое облако симпатии, что крайне выразительно усваивается сознанием. В сети каждый пользователь лучший, у него все получается без приложения чрезмерных усилий с его стороны. Технологии всегда приходят на помощь при каких-то затруднительных ситуациях, или предлагают определенный автономный алгоритм решения задачи в «фоновом режиме», то есть без явных действий оператора. Все это приводит к усвоению определенных навыков. У молодежи складывается впечатление, что в реальной общественной жизни все также просто, как в Интернете. Если у тебя что то не получается, то максимум что нужно найти определенный ресурс или приложение, которые избавят тебя от рутинной деятельности и сделают все за тебя «за пару кликов».

Все это неминуемо порождает у молодежи некоторое отторжение актуальной сферы личности и общества. Молодежь стремится значительно уменьшить количество общественных взаимоотношений и повысить собственную индивидуализацию.

Главной угрозой повсеместного использования интернет-технологий в повседневной жизни для молодежи является утрата навыкой социализации личности. Иными словами, в реальной жизненной ситуации подросток ведет себя скованно, немногословно и отчужденно. Однако, все меняется, когда он заходит в интернет или социальную сеть. Здесь, чтобы быть известным, не надо прилагать огромную массу усилий, не надо следить за своей внешностью, посещать спортивный зал. В социальной сети популярность определяется лишь количеством привлеченного внимания со стороны других пользователей. Следовательно, все что нужно это загрузить на свою страничку выгодный контент (яркие фотографии, короткие видеосюжеты, новостные посты). Все это можно сделать самостоятельно за короткое время. К тому же всегда можно часть этой «работы» переложить на искусственный интеллект. Основная деятельность подростка на просторах сети интернета сводится лишь к лицезрению подобного контента и погоней за «лайками», «репостами», «классами» и прочими сетевыми атрибутами популярности.

С технической точки зрения все новейшие средства сети интернет направлены на облегчение процесса социализации и взаимодействия с другими участниками сообщества.

Сетевые онлайн-общества (СИС) представлены структурной частью пространства. В научной литературе в области интернет коммунизаций существуют определения конфигураций общественной интеграции и осуществлении общественных интересов условных сетевых сообществ.

Любое сетевое онлайн-сообщество обладает рядом уникальных характеристик и потениальных возможностей для каждого пользователя. Однако, при всем разнообразии, можно выделить некоторое количество базовых принципов. Сюда следует отнести доступность информационных ресурсов сообщества в равной степени для каждого участника, различный уровень анонимности процесса взаимодейтсвия, а также относительную свободу входа и выхода из процесса взаимодействия с другими участниками сообщества.

Именно эти базовые принципы формирования и функционирования сетевых онлайн-сообществ являются ключевыми и играют решающую роль в вопросах влияния на участие в них для конечных пользователей.

С одной стороны, такие принципы и жесткое их соблюдение всеми членами сообщества являются положительными и предоставляют пользователю дополнительные коммуникативные возможности по сравнению с реальными проявлениями различных форм социального пространства.

Пользователю не надо прилагать усилий, чтобы начать процесс коммуникации внутри сообщества. На это никак не влияет его географическая удаленность от субъекта взаимодействия, отсутствуют языковые барьеры или легко они легко решаются с помощью различный онлайн-переводчиков. Раскрывается неограниченный потенциал для личности пользователя в области смены имиджа, применения разнообразных моделей поведения и стиля коммуникативного общения.

С другой же стороны, все те же базовые принципы сетевых онлайн-сообществ (общедоступность, анонимность и свобода входа и выхода из сообщества) являются отрицательными факторами воздействия на развитие социального потенциала подростка. В сообществе трудно получить какую-то уникальную информацию, кроме той, которая находится в свободном доступе для каждого члена сообщества. С большой долей вероятности в сообществе невозможно отыскать реального человека, ведь твой собеседник, пользуясь принципом анонимности и прикрываясь собственноручно созданным аватором, может в реальности оказаться кем угодно, не имеющим ничего общего с данными профиля его страницы. К тому же сам процесс межличностной коммуникации в любой момент может быть прерван с любой стороны без объяснения причин, по одному «клику мышки» без возможности восстановления.

Все это приводит к развитию у молодежи специфических навыков социального поведения, отличных от привычных моделей для более старших поколений.

В вопросах развития социальных наук и знаний на современном этапе развития общества необходимо сделать упор на преодоление негативных последствий для личности от ежедневного использования в реальной жизни современных коммуникативных технологий.

При грамотном и ответственном использовании возможностей, предлагаемых человеку современными онлайн-тех-нологиями, возможно значительное упрощение различных процессов социализации.

Онлайн-образование, расширение кругозора и набора знаний за счет доступности информации, возможность установления коммуникации за минимальны отрезок времени - все это положительные влияния сетевых технологий на социум.

Развитие подобных технологий и внедрение их в повседневную жизнь молодежи должно стать вектором развития нового раздела социальной науки.

Литература

1. Баранов В.В. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. - 2018. - № 1. - С. 31 - 33.

2. Богдановская И. М. Психологические механизмы трансформаций традиционных мифологем в образе Родины у современной молодежи // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 15-27.

3. Веденеев Л.Д. Интернет как средство массовой информации // Современное общество. - 2018. - № 6. - С. 52 - 54.

4. Веретенников Б.Р. Средства массовой информации. Интернет // Журналист. - 2017. - № 4. - С. 41 - 43.

5. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. № 9.

6. Железкина Е.Л. Российская медиасреда // Культура России. - 2017. - № 3. - С. 111 - 112.

7. Извекова М.Н. Влияние информационно-коммуникативной среды на становление молодёжи как социальной группы в структуре общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1.

8. Интернет и механизмы социального контроля / Литвиненко А.В. Современные интернет-технологии и социум. 2020. URL: http://www.it-safety.org.ua/biblioteka/litvinenko_4.htm (дата обращения: 01.08.2022)

9. Кушнырева А.В. Виртуальные сети и их польза // Всё о масс-медиа. - 2018. - № 3. - С. 76 - 79.

10. Mediascope: анализ аудитории рунета за 2020 год / Кейсы и исследования. 2021. URL: https://blog.miralinks.ru/2021/02/08/ russian-internet-users-analysis-mediascope/ (дата обращения: 01.08.2022)

11. Моисеенко А.И. Проблемы Общения молодёжи в сети Интернет // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XIV Междунар. конф. молодых ученых. Пермь, 2011.

12. Сергеев В. К. Молодежь Москвы: от культа силы - к культуре мира. Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. 45 с.

K.S. ZHULIKOVA postgraduate student of the department of political

science, state and municipal management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orel, Russia)

A.V. VOROBYEVA Postgraduate student of Sociology and Information Technologies Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orel, Russia)

The Impact of Young People's Social Potential on Political Mobilization in the Context of the Development of Internet Technologies

In modern society through the media has a significant impact on all segments of the population. In this process all media are involved without exception. Modern society implies a rapid development of various communication technologies. It is with their development that it has become possible to have a global impact on civil society. The result of such influence is the social potential of various strata of the population. The most important principle of political mobilization is the involvement of different segments of society in the political situation. Undoubtedly, the most important target for political mobilization is the most active part of the population of the country - young people. In this connection, the study of influence of social potential of youth on political mobilization becomes actual. Purpose: studying the process of influence of social potential of youth in the conditions of development of Internet technologies. Research methodology: analysis of influence of social potential on political mobilization of modern youth.

Keyword: social potential, political mobilization, youth, influence, Internet.

Literature

1. Baranov V.V. Problems of the influence of information technologies on youth // Power. - 2018. - № 1. - pp. 31-33.

2. Bogdanovskaya I. M. Psychological mechanisms of transformation of traditional mythologies in the image of the Motherland among modern youth // Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2011. No. 142. pp. 15-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vedeneev L.D. Internet as a mass media // Modern society. -2018. - № 6. - pp. 52 - 54.

4. Veretennikov B.R. Mass media. Internet // Journalist. - 2017. -№ 4. - pp. 41-43.

5. Gridchin M.M. Problems of the influence of information technologies on youth // Power. 2007. № 9.

6. Zhelezkina E.L. Russian media environment // Culture of Russia. -2017. - № 3. - pp. 111 - 112.

7. Izvekova M.N. Influence of the information and communication environment on the formation of youth as a social group in the structure of society // Theory and practice of social development. 2010. № 1.

8. The Internet and mechanisms of social control / Litvinenko A.V. Modern Internet technologies and society. 2020. URL: http://www.it-safety.org.ua/biblioteka/litvinenko_4.htm (accessed: 01.08.2022)

9. Kushnyreva A.V. Virtual networks and their advantages // All about the media. - 2018. - № 3. - pp. 76 - 79.

10. Mediascope: Runet audience analysis for 2020 / Cases and research. 2021. URL: https://blog.miralinks.ru/2021/02/08/russian-internet-users-analysis-mediascope / (date of address: 01.08.2022)

11. Moiseenko A.I. Problems of youth communication on the Internet // Man in the world. The World in man: actual problems of philosophy, sociology, political science and psychology: proceedings of the XIV International Conference of Young Scientists. Perm, 2011.

12. Sergeev V. K. Moscow youth: from the cult of power to the culture of peace. Moscow: RIC ISPI RAS, 2001. 45 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.