Научная статья на тему 'Влияние социального капитала населения на местное самоуправление'

Влияние социального капитала населения на местное самоуправление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усманова Ксения Константиновна

В статье рассматриваются понятие местного самоуправления, основные ресурсы местного самоуправления, анализируется социальный капитал населения и его составляющие, а также влияние его на основы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социального капитала населения на местное самоуправление»

талантливые пролетарии рассматривают политико-партийную организацию со свойственной им карьерой, как акт спасения» [1, с. 420].

Профессиональные организации также играют определенную роль по продвижению вверх по социальной лестнице индивидов. К ним относятся различные литературные, творческие институты и организации. Вход в эти организации относительно свободен для тех, у кого есть определенные способности, навыки вне зависимости от их социального статуса. Многие талантливые люди (ученые, музыканты, архитекторы, художники и т.д.) простого происхождения социально поднялись с помощью этого канала. В качестве примера можно привести оперного певца Федора Шаляпина, который был родом из крестьянской семьи, и, благодаря профессиональному каналу, занял высокое социальное положение, не говоря уже о богатстве и славе.

Средства массовой информации также может послужить каналом вертикальной циркуляции. В последние года роль прессы значительно увеличилась. По мнению П. Сорокина «Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта» [1 с. 429]. Известность может принести славу человеку на пустом месте, а может и загубить талант гениев, поэтому так велика роль СМИ для социальной мобильности индивидов.

Самый значимый социальный лифт - институт образования, который во все времена был основным средством «социального лифта» молодежи. В современном обществе не окончив школу, университет, колледж, фактически нельзя достичь какого-либо высокого положения. Многие сферы жизнедеятельности могут быть закрыты от человека без соответствующего образования. Этим объясняется происходящий большой поток молодежи в университеты и колледжи. В качестве примера можно взять нашего русского ученого - Михаила Васильевича Ломоносова. Он был родом из крепостных крестьян, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, затем учился в Санкт-Петербургском Академическом университете, много побывал за границей, в итоге главным его достижением стало открытие Московского государственного университета. Также, необходимо отметить тот факт, что роль института образования как социального лифта становится все более значимым, потому что он берет на себя функции, которые ранее выполняли семья и церковь.

Литература

1. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред. сост. А. Ю. Согомонов. пер. с анг. М.: Политиздат, 1992. С. 295-425.

2. Орлова В. В., Луц Ю. А. Социальный капитал и возникновение чувства локального патриотизма // Вестник науки и образования № 6 (18), 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://scientificjournal.ru/a/106-kh/245-flokulyatsiya-aerosila-v-prisutstvii-vodorastvorimykh-polimerov.html.

Влияние социального капитала населения на местное самоуправление

Усманова К. К.

Усманова Ксения Константиновна / иятапоуа Кяепуа Кот1апйпоупа — студент магистратуры, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматриваются понятие местного самоуправления, основные ресурсы местного самоуправления, анализируется социальный капитал населения и его составляющие, а также влияние его на основы местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, социальный капитал, доверие, социальные взаимодействия, гражданская вовлеченность.

В настоящее время особенно актуальными становятся различные исследования социального капитала. Многие ученые рассматривают его как важный ресурс развития индивида, но крайне интересным и актуальным является его проявление на уровне сообществ, и использование его как ресурса управления. Важным становится и изучение социального капитала как одного из ресурсов местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой особую организацию публичной власти в Российской Федерации. Состояние местного самоуправления в нашей стране определяется законодательством и истоками местного самоуправления в России. Оно обеспечивает защиту интересов граждан,

проживающих совместно на определенной территории, и своеобразную организацию взаимодействий жителей этой территории.

Местное самоуправление является фундаментальной основой народовластия. Оно составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы и права конкретного человека и интересы общегосударственные.

Наиболее полно раскрывает понятие местного самоуправления Г. Н. Чеботарев, он считает, что «это одна из форм народовластия, позволяющая населению местных территориальных сообществ через выборные и иные органы местного самоуправления, а также непосредственно путем выборов, местных референдумов и иных форм волеизъявления самостоятельно и под свою ответственность в рамках Конституции РФ, законодательства РФ и ее субъектов решать вопросы местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» [2, с. 24].

Развитие местного самоуправления опирается на определенные ресурсы. Под ресурсами местного самоуправления понимается совокупность возможностей по развитию деятельности муниципального образования в интересах населения.

Обычно выделяют следующие виды ресурсов:

• правовые, или законодательные;

• финансовые (проявляющиеся наиболее ярко в формировании бюджета муниципального образования);

• экономические (ресурсы, связанные с управлением муниципальной собственностью);

• управленческие (структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы).

Также в состав материальных ресурсов муниципального образования входят природный потенциал, производственный потенциал и инфраструктурный потенциал территории [1, с. 46].

Отдельно в качестве ресурса муниципального образования выступает социальный потенциал населения. Социальный потенциал представляет собой составную часть человеческого потенциала и национального богатства. Он отражает способность социальной общности к возрождению природной среды, воспроизводству репродуктивной деятельности и рабочей силы, воссозданию материальных благ, воспроизводству социальной и духовной среды.

Социальный потенциал муниципального образования является проявлением накопленного населением социального капитала. Социальный капитал в широком смысле это способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Социальный каптал включает накопленные взаимные обязательства и ожидания, который, как и экономический, и финансовый капитал может накапливаться, расходоваться, инвестироваться в различные виды экономической деятельности, принося финансовые прибыли.

Социальный капитал выступает, как и совокупность сетевых ресурсов, основанных на нормах взаимного признания и доверия, способствующих эффективному сотрудничеству акторов и успешному достижению их целей.

Социальный капитал с точки зрения ресурсопринадлежности делится на:

• Социальный капитал как ресурс индивидов. Благодаря взаимодействиям с другими людьми индивид получает доступ к материальным и психологическим ресурсам.

• Социальный капитал как коллективный ресурс. Обладателем социального капитала может быть не только один человек, но и сообщества.

• Социальный капитал как общественный ресурс. Доверие, ответственность, честность в масштабах общества, взаимодействия людей в интересах общества трактуются как социальный капитал.

Таким образом, важнейшей составляющей социального капитала является доверие.

Фукуяма определяет социальный капитал как «определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами» [3, с. 52].

Межличностное доверие, доверие к социальным и политическим институтам внутри муниципального социума ускоряет взаимодействие индивидов и укрепляет сетевые связи между ними. Поэтому доверие выступает как фактор устойчивости социального капитала населения и способствует ускорению процессов происходящих в обществе.

Уровень доверия между людьми во многом предопределяет дееспособность гражданского общества и устойчивость демократических институтов, а также перспективы экономического прогресса и роста благосостояния. Когда недоверие граждан к другим людям и властям является превалирующей социальной нормой, возможности добровольной кооперации, сотрудничества в достижении любых общих целей оказывается весьма ограниченными.

На уровень общего доверия оказывает влияние объем, качественно выстроенных социальных взаимодействий, в который находится человек. В свою очередь качество взаимодействий определяется взаимной готовностью акторов оказать помощь и социальную поддержку.

Одним из главных факторов, влияющих на развитие социального капитала это компаративно-состязательный аспект социальных взаимодействий. Он включает три вида отношений: компаративные отношения (отношения социального сравнения), ревностные и соревновательные. Все они выступают импульсом человеческой активности, стремлениям к достижениям, изменениям и нововведениям, что способствует увеличению гражданской вовлеченности в процесс самоуправления.

Таким образом, накопление социального капитала выражается в общем уровне межличностного доверия и доверия муниципальным властям, более активном участии жителей в решении местных проблем и повышении уровня гражданской вовлеченности.

Литература

1. Моисеев А. Д. Муниципальное управление: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 46 с.

2. ЧеботаревН. Г. Муниципальное право России. М., 2005. 24 с.

3. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004. 52 с.

Междисциплинарные проблемы исследования непрофессионального перевода текстов популярных песен в Интернете Колесников Е. В.

Колесников Евгений Владимирович /Kolesnikov Evgeny Vladimirovich - студент, кафедра общественных связей и медиаполитики,

отделение журналистики, Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в статье с точки зрения социологии, психологии и теории коммуникации исследуется получивший в последние годы распространение феномен пользовательского перевода в Интернете текстов популярных иностранных песен.

Ключевые слова: социология массовой культуры, социология Интернета, перевод, кросскультурная коммуникация, музыковедение, Интернет.

DO1: 10.20861/2312-8089-2016-19-002

Современное общество характеризуется ускорением и повышением интенсивности коммуникаций между всеми его структурами, в том числе между различными государствами и нациями, говорящими на разных языках. Этот процесс сопровождается так называемой «культурной диффузией» -взаимопроникновением и перемешиванием культурных ценностей - что отражается в стабильном интересе людей к продуктам иных культур, в частности - к произведениям искусства в любых его формах. В связи с тем, что глобальная массовая культура продуцирует самые популярные и понятные виды, стили и жанры творчества, заслуживает внимания вопрос о том, какими путями названные произведения попадают в информационное поле представителей «принимающей» культуры.

Это проблема широкого плана, требующая искусствоведческого выделения различных по своей форме продуктов инокультурного творчества в их связях с поливариантной моделью кросс-культурных коммуникаций. В данном исследовании ставится задача проанализировать частные случаи упомянутых процессов, а именно значение текстов песен зарубежной музыки, ставших частью культуры-реципиента посредством достижения той или иной степени известности, и, как следствие, получения перевода. Основные вопросы, которые требуется решить: кто переводит и как? С какой целью? Где публикуется результат? Какое социальное и психологическое значение имеют эти переводы для определённых социальных групп, отдельных их представителей?

Следует сделать примечание, что термин «социальное значение» в данном понимании означает влияние в широком смысле, то есть на культуру, систему коммуникаций определённых социальных групп и психику отдельных индивидов как их представителей. Очевидно, что даже при сужении фокуса анализа до уровня, принятого автором, проблема представляется многоаспектной. Здесь она исследуется на материалах популярных веб-сайтов музыкальной направленности, социальных медиа и печатных публикаций (далее - источники1) с применением метода контент-анализа.

1 Сокращённый перечень основных источников приведён в конце статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.