Научная статья на тему 'Влияние социально-культурной деятельности современных российских средств массовой информации на социальное самочувствие инвалидов (по материалам социологического исследования в г. Орле)'

Влияние социально-культурной деятельности современных российских средств массовой информации на социальное самочувствие инвалидов (по материалам социологического исследования в г. Орле) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
512
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Домбровская А. Ю.

В статье представлены результаты авторского социологического исследования влияния социально-культурной деятельности средств массовой информации на социальное самочувствие инвалидов. Проведен контент-анализ современных периодических изданий с целью выявления способа формирования ими социальных установок людей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследования предложены практические рекомендации масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-культурной деятельности современных российских средств массовой информации на социальное самочувствие инвалидов (по материалам социологического исследования в г. Орле)»

УДК [316.344.6-056.24:070.1](470.319)

ДОМБРОВСКАЯ А.Ю. Влияние социально-культурной

деятельности современных российских средств массовой информации на социальное самочувствие инвалидов (по материалам социологического исследования в г. Орле)

В статье представлены результаты авторского социологического исследования влияния социально-культурной деятельности средств массовой информации на социальное самочувствие инвалидов. Проведен контент-анализ современных периодических изданий с целью выявления способа формирования ими социальных установок людей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследования предложены практические рекомендации масс-медиа.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, средства массовой информации, социальное самочувствие, инвалиды.

Довольно часто современные исследователи деятельности средств массовой информации изучают данный предмет с точки зрения определения сущности неких социальных и социально-культурных функций масс-медиа, а также анализа их выполнения или невыполнения. Однако такой функциональный подход для современных российских средств массовой информации, очевидно, не применим. Причина в том, что сегодня не существует официальных, предписанных функций средств массовой информации (Закон РФ «О средствах массовой информации от 27.12.91 г. трактует масс-медиа как коммерческие предприятия, осуществляющие распространение информации, таким образом, их социальные функции законом не обозначены).

Вместе с тем совершенно очевидно, что средства массовой информации, являясь всё усиливающим своё влияние на сознание и поведение людей фактором, оказывают весьма значительное воздействие на такую социальную группу, как люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды в силу определенных

ограничений в передвижении испытывают наибольшее влияние масс-медиа как одного из их основных источников информации о мире. Поэтому если не говорить о социальных функциях средств массовой информации, то можно констатировать существование их социальных эффектов и важность их эмпирического анализа.

Логика нашего исследования предполагает вначале определение понятия «социально-культурная деятельность» и собственно «социально-культурная деятельность средств массовой информации». Наиболее распространенным и легитимным является такое понимание социально-культурной деятельности, которое связано с сохранением, трансляцией, освоением и развитием традиций и духовно-нравственных ценностей и норм. Таким образом, социально-культурная деятельность средств массовой информации будет пониматься как разработка и реализация ими образовательных, просветительских, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых, реабилитационных и др. технологий, обеспечивающих рекреационные, информационные, интел-

лектуальные и духовные потребности людей. По сути социально-культурная деятельность масс-медиа очень близка по значению к понятию «медиа-досуг».

Анализ структуры понятия социально-культурной деятельности масс-медиа позволил выделить четыре направления осуществления средствами массовой информации данного вида деятельности:

1) информационно-новостная деятельность (создание и трансляция программ, информирующих аудиторию о событиях в сфере политики, экономики и социально-культурной сфере);

2) образовательно-просветительская деятельность (создание и трансляция образовательных и просветительских программ и материалов, способствующих повышению информированности людей в сфере мировой и национальной политики, культуры, искусства, истории);

3) рекреационная деятельность (создание и трансляция зрелищных, игровых программ, художественных фильмов и иных развлекательных материалов, удовлетворяющих рекреационные потребности аудитории);

4) реабилитационная деятельность (создание и трансляция программ и материалов по информированию населения о возможностях получения социальной поддержки, оказанию помощи в самовыражении, самоутверждении и саморазвитии личности, формирующих ценностные ориентации, свободные от негативных стереотипов в самоидентификации отдельных социальных групп (инвалидов, мигрантов и т.д.) и способствующих социальной интеграции, осознанию себя частью социальной группы, общества).

С целью анализа социально-культурной деятельности современных российских средств массовой информации было осуществлено контент-аналитическое исследование содержания программ и материалов масс-медиа. В результате была выявлена количественная и качественная специфика представленности продуктов социально-культурной деятельности средств массовой информации в современных российских условиях.

Описывая методику предпринятого исследования, отметим, что объектом анали-

за выступило содержание материалов четырех средств массовой информации, пользующихся наибольшей популярностью среди россиян (в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья) и, следовательно, оказывающих наибольшее воздействие на их сознание и поведение: телевизионные каналы «Россия-1» и «Первый канал», газеты «Аргументы и факты» и «Российская газета». Было проанализировано содержание программ и материалов данных масс-медиа за один год (с 03.02.2010 по 03.02.2011). За 100% мы принимали общую численность соответственно программ или публикаций каждого из анализируемых масс-медиа за год (см. таблицу 1). Помимо количественного распределения материалов, отнесенных нами к одному из видов социально-культурной деятельности, мы осуществили дискурсивный анализ отобранных программ и публикаций с целью выявления специфики воздействия социально-культурной деятельности средств массовой информации на социальное самочувствие людей с ограниченными возможностями здоровья. Таблица 1 - Соотношение видов социально-культурной деятельности современных российских средств массовой информации (за период с 03.02.2010 по 03.02.2011)

Инфор-мацион-но-ново-стная Образо-ватель-но-прос-ветитель-ская Рек-реа-цион-ная Реаби-лита-цион-ная Итого

Первый канал (телевизионный) 36% 9% 37% 18% 100%

Россия -1 (телевизионный канал ) 42% 3% 52% 3% 100%

Аргументы и факты (газета) 28% 21% 30% 21% 100%

Российская газета 66% 6% 27% 1% 100%

Как видно из данных таблицы, доминирующим видом социально-культурной деятельности масс-медиа является рекреационная (развлекательная) деятельность. Это характерно для всех исследуемых телевизионных каналов и газеты «Аргументы и факты». Исключением является лишь «Российская газета», имеющая явно выраженную ориентацию на объективное информирование населения о событиях в мире политики, экономики и социально-культурной сфере. Такое доминирование развлекательных программ и материалов в деятельности масс-медиа объясняется их коммерческой направленностью и установкой на удовлетворение рекреационных потребностей аудитории. Весьма сложным было отнести материалы изучаемых периодических изданий к числу информационно-новостного или рекреационного разделов. Однако в силу явного тяготения «Аргументов и фактов» к сенсационности и скандальности транслируемого материала мы отнесли большую долю статей этой газеты к числу развлекательных публикаций.

Данные таблицы также указывают на довольно низкую представленность такого вида социально-культурной деятельности средств массовой информации, как образовательно-просветительская деятельность. Относительно выгодные позиции в данном аспекте демонстрирует газета «Аргументы и факты», в которой сравнительно часто находят отражение материалы, поднимающие вопросы исторического и культурного наследия, размышления ученых и экспертов в различных областях естественнонаучного и общественно-научного знания.

Наиболее значимым видом социально-культурной деятельности для нашего предмета исследования является реабилитационная деятельность масс-медиа. Она реализуется через программы и материалы, оказывающие информационную и статусную поддержку различным социальным категориям, в том числе инвалидам. Как видно из данных таблицы, наиболее представлен данный вид социально-культурной деятельности в работе газеты «Аргументы и факты» и «Первого канала». Чаще всего это материалы об

опыте преодоления жизненных ограничений инвалидами, ветеранами, пожилыми людьми, мигрантами и т.д. Постоянной рубрикой, относящейся к реабилитационной деятельности «Аргументов и фактов», является рубрика «Доброе сердце», в рамках которой редакция газеты организует оказание натуральной, материальной и другой практической помощи нуждающимся. С определенной долей условности к числу реабилитационных материалов телевизионных каналов можно отнести программы, транслирующие практически полезные сведения, необходимые людям для решения жизненных затруднений. К примеру, «Жить здорово», «ЖКХ», «Понять. Простить» («Первый канал»); «О самом главном», «С новым домом» («Россия-1»).

Специфика воздействия социально-культурной деятельности масс-медиа на социальное самочувствие инвалидов была установлена нами в ходе анализа результатов опроса людей с ограниченными возможностями (опрошено 363 инвалида в г. Орле, выборка репрезентативна по возрасту и группе инвалидности).

Пользуясь общепринятым понятием о социальном самочувствии как о степени удовлетворенности жизнью в целом и ее различными аспектами, мы определили суть эмпирического анализа: изучить, насколько социально-культурная деятельность масс-медиа влияет на ощущение удовлетворенности жизнью людей с ограниченными возможностями здоровья. Понятно, что на удовлетворенность экономическим положением или родом занятости средства массовой информации могут влиять весьма опосредованно и лишь в некоторой степени, в то время как на социально-психологическое самочувствие социально-культурная деятельность масс-медиа может оказывать самое непосредственное воздействие. Прежде всего речь идет об удовлетворении информационных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Из таблицы 2 видно, что доминирующей информационной потребностью инвалидов является потребность в восприятии передач и материалов реабилитационного характера. Чуть менее значимыми, но

Таблица 2 - Тематические интересы

всё же важными являются передачи и материалы информационно-новостного типа, далее - рекреационные программы и публикации, и, наконец, несколько меньший, однако демонстрируемый интерес инвалиды выражают в отношении научно-популярных и образовательно-просветительских трансляций. Мы объясняем такую иерархию тематических предпочтений инвалидов их потребностью в самоидентификации через появление «на экране» себе подобных. Это возможность ощутить принадлежность к своей социальной группе в условиях ее дезинтегрированности. Таким образом, реабилитационная социально-культурная деятельность масс-медиа выступает для них своеобразным гарантом их социального признания, важным фактором их социальной интеграции и удовлетворительного социального самочувствия.

Довольно существенную социальную проблему мы диагностировали посредством анализа распределения ответов инвалидов на вопрос об их правовой информированности. Большая часть опрошенных

(44,3 %) признали, что вовсе не осведомлены о своих правах и возможностях получения социальной поддержки. Более трети опрошенных (37,2 %) обнаружили, что знают о возможностях получения социальной помощи явно недостаточно - имеют только самые общие сведения об этом. И лишь менее пятой части респондентов (18,5 %) высоко оценивают уровень своей информированности о возможностях получения социальной поддержки. Совершенно очевидно, что социальным службам, органам местного самоуправления и общественным организациям следует чрезвычайно тесно сотрудничать со средствами массовой информации в процессе информирования людей с ограниченными возможностями о своей деятельности по социальной поддержке инвалидов.

Если сравнивать фактические информационные предпочтения инвалидов с реальным содержанием сообщений и в целом деятельностью средств массовой информации, то можно констатировать рассогласование данных признаков. Это обстоятельство, очевидно, объясняется тем, что люди с ограниченными возможностями не являются целевой рекламной аудиторией масс-медиа. Вместе с тем в условиях взятого государством курса на построение общества социального благоденствия необходимо создать систему в удовлетворении информационных потребностей инвалидов.

Весьма значимым аспектом анализа данных опроса явилось подтверждение нами существования в наши дни выявленного М. Вебером феномена оппозиции «ценности успеха» и «ценности убежденности». Очевидно, что абсолютизация «ценности успеха», происшедшая в российском обществе за годы реформ конца ХХ - начала XXI века в ущерб «ценности убеждённости», привела к низвержению укоренившихся в культуре и общественном сознании моральных образцов, что способствовало дезадаптации значительного числа социальных групп, и прежде всего людей с ограниченными возможностями здоровья.

Полагаем, что культивирование средствами массовой информации дискурсов

инвалидов

Тематические интересы Ранг Баллы1

О возможностях получения социальной помощи, правах и привилегиях инвалидов I 6,8

О жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, опыте преодоления ими жизненных ограничений II 6,6

Комментарии к принятым законодательным актам РФ, региона в отношении социальной поддержки инвалидов III 5,9

Рубрики и программы интерактивного общения специалистов в области права, социальной защиты, психологии с инвалидами и их семьями IV 5,6

"Старое кино" V-VI 5,3

Современное кино V-VI 5,3

Развлекательные программы VII 5,0

Научно-популярные и просветительские программы VIII 4,4

Светские новости, информация о жизни известных людей IX 4,1

успешной жизни, богатства и карьеры как меры жизненного успеха в значительной степени обусловило субъективные факторы социальной дезадаптации людей, и в первую очередь, людей с инвалидностью.

Однако масс-медиа могут способствовать и повышению эффективности социальной адаптации инвалидов. Средства массовой информации способны формировать в сознании людей с ограниченными возможностями здоровья такие адаптивные стратегии, которые позволяют им, не вступая в конфликт с законами, нормами и традициями общества, эффективно преодолевать многочисленные (в том числе мировоззренческие) адаптивные барьеры, успешно взаимодействовать с различными социальными общностями, сохраняя при этом психологическую стабильность и состояние эмоциональной удовлетворённости. Полагаем, во многом специфика социально-культурной, в частности реабилитационной деятельности средств массовой информации зависит от общего курса редакции и гражданской позиции журналистов.

Ориентация на сенсационность в ущерб качеству транслируемого материала всё же может стоить некоторым средствам массовой информации понижения популярности, поскольку, согласно данным социологических опросов, наибольшим интересом пользуются средства массовой информации:

- учитывающие специфику национальной ментальности, социально-психологические особенности аудитории;

- удовлетворяющие потребность людей в формировании представления о стратегии своей жизни;

- осуществляющие помощь в самовыражении, самоутверждении и саморазвитии личности;

- способствующие раскрытию способностей и приобретению людьми полезных для жизни умений и навыков;

- стимулирующие творческую инициативу;

- формирующие ценностные ориентации, свободные от негативных стереотипов

в самоидентификации отдельных социальных групп (инвалидов, мигрантов и т.д.);

- содействующие в просвещении и наделении широкими знаниями в различных областях науки и искусства, в том числе практически полезными сведениями;

- оказывающие помощь в социальной интеграции, осознании себя частью социальной группы, общества.

По сути реализация средствами массовой информации социально-культурной деятельности напрямую коррелирует с удовлетворением ими основных медиа-досуговых потребностей.

Подводя итоги исследования, отметим, что сегодня несомненным является существование определенного воздействия социально-культурной деятельности средств массовой информации на социальное самочувствие населения в целом и людей с ограниченными возможностями в частности. В связи с ограничениями в передвижении инвалиды в ещё большей степени, чем остальные, подвержены влиянию масс-медиа. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от содержания материалов средств массовой информации. Позитивные эффекты в отношении социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья имеют место в тех случаях, когда масс-ме-дийные сообщения:

- удовлетворяют информационные потребности инвалидов;

- оказывают людям с ограничениями здоровья статусную поддержку, транслируя информацию об им подобных;

- содержат материалы, в которых инвалиды выступают от первого лица;

- учитывают необходимость рассказывать о людях с ограниченными возможностями здоровья с позиций выполняемых ими социальных ролей, личностных и творческих достижений.

Негативные эффекты масс-медиа в отношении социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья связаны:

- с использованием дискриминационной лексики в отношении инвалидов;

- с эксплуатацией статуса инвалида в угоду сенсационности материала;

- с транслированием чувства паники и моральной истерии с связи с состоянием инвалидности;

- с подачей информации о людях с ограниченными возможностями здоровья как о пассивных получателях помощи.

В последние годы весьма активно развиваются специальности «Социальная журналистика», а также «Масс-медиа технологии в социально-культурной сфере». Полагаем, что специалистам именно данных направлений предстоит реализовать названные меры и создать систему из разрозненных попыток средств массовой информации оказать информационную, образовательно-просветительскую, рекреационную и реабилитационную поддержку людям с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. 712 с.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУК, 2004. 334 с.

Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-до-суговая деятельность в контексте научного анализа //Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири. Тюмень: ТГУ, 1999. С. 139 - 157.

Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2006. 424 с.

Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Барнаул: АлтГАКИ, 2006. 37 с.

Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 385 с.

Hemment J. The Riddle of the Third Sector: Civil Society, International Aid, and NGOs in Russia // Anthropological Quarterly. Vol. 77. 2004. № 2. P. 215 - 241.

Schriner K., Ochs L. Creating the disabled citizen: How Massachusetts disenfranchised people under guardianship // Ohio State Law Journal. 2001. P. 62.

1 Баллы подсчитаны методом вычисления среднего взвешенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.